Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВНЕУЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕТРОПОЛИТЕН / SECURITY / NATIONAL SECURITY / TRANSPORT SECURITY / CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ANTI-TERRORIST PROTECTION OF OBJECTS / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ROAD TRANSPORT / OFF-STREET TRANSPORT / METRO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байгажаков Сергей Валерьевич

В статье проанализированы изменения нормативно-правовой основы обеспечения транспортной безопасности в части конкретизации полномочий органов внутренних дел, реализуемых во взаимодействии с субъектами транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF TRANSPORT SECURITY

The article analyzes changes in the regulatory framework for ensuring transport security in terms of specifying the powers of internal Affairs bodies implemented in cooperation with transport infrastructure entities.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 342.92 ВВК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10296

0 СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сергей Валерьевич БАЙГАЖАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России E-mail: beiga-belas@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

Рецензент: В.М. Редкоус, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры

управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России

Аннотация. В статье проанализированы изменения нормативно-правовой основы обеспечения транспортной безопасности в части конкретизации полномочий органов внутренних дел, реализуемых во взаимодействии с субъектами транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, транспортная безопасность, граждане Российской Федерации, органы внутренних дел, антитеррористическая защищенность объектов, транспортная инфраструктура, автомобильный транспорт, внеуличный транспорт, метрополитен.

ON IMPROVING LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF TRANSPORT SECURITY

Sergey Valerevich BAIGAZHAKOV,

PhD in Law Associate Professor, Department of Public Order Management, Center for Command Post Exercises Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: beiga-belas@mail.ru

Scientific specialty: 12.00.14 — Administrative law; administrative process

Reviewer: V. M. Redkous, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Management of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article analyzes changes in the regulatory framework for ensuring transport security in terms of specifying the powers of internal Affairs bodies implemented in cooperation with transport infrastructure entities.

Key words: security, national security, transport security, citizens of the Russian Federation, internal Affairs agencies, anti-terrorist protection of objects, transport infrastructure, road transport, off-street transport, metro.

№ 5/2020

Развитие общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности требует постоянного совершенствования их административно-правового обеспечения, справедливо отмечают А.Г. Елагин, В.В. Ки-рюхин, В.М. Редкоус и иные ученые1. При этом одной из новых тенденций правового обеспечения национальный безопасности является организация противодействия организационно-правовыми средствами относительно новым видам безопасности, например вызванным распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)2, что повлекло за собой изменение как правотворческой, так и правоприменительной деятельности в области обеспечения национальный безопасности, отразилось на формах и методах государственного управления в различных областях жизнедеятельности3.

Окончание 2020 г. ознаменовалось принятием целого ряда нормативных правовых актов, играющих достаточно большое значение в правовом регулировании отношений в области обеспечения транспортной безопасности4. Речь идет, прежде всего, о постановлениях Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта»5, от 8 октября 2020 г. № 1641 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)»6, от 8 октября 2020 г. № 1642 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта»7.

Названные документы имеют большое значение для деятельности органов внутренних дел, так как, во-первых, они устанавливают или конкретизируют ряд конкретных полномочий органов внутренних дел в рассматриваемой сфере и, во-вторых, устанавливают полномочия иных субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность, что важно для организации взаимодействия органов внутренних дел с иными

органами. Только в таком случае деятельность органов внутренних дел будет эффективной.

Рассмотрим это на примере постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1642, в котором устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры. Настоящий документ применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, — автовокзалов, автостанций. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О транспортной безопасности». Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона.

Устанавливаются конкретные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, затрагивающие в том числе и деятельность органов внутренних дел. Так, субъекты транспортной инфраструктуры:

(1) согласовывают с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел:

■ порядок задержания уполномоченными работниками подразделений транспортной безопасности для передачи органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации или органам внутренних дел физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;

■ порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незакон-

№ 5/2020

ного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность, а также выявленного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение;

■ порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков;

(2) обеспечивают доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

(3) незамедлительно информируют Федеральное дорожное агентство и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) о совершении акта незаконного вмешательства в порядке, установленном Минтрансом России;

(4) незамедлительно информируют уполномоченных представителей подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел обо всех физических лицах или материальных объектах в случае выявления связи этих лиц и объектов с совершением или подготовкой к совершению актов незаконного вмешательства, а также о случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 122 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

(5) передают уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и (или) органов внутренних дел выявленных нарушителей, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества в случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 122 Федерального закона «О транспортной безопасности», и др.

Принятие данных документов ставит на повестку дня не только вопрос о совершенствова-

нии ведомственной правовой основы деятельности органов внутренних дел в области обеспечения транспортной безопасности, но и вопрос о повышении требований, предъявляемых к должностным лицам, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в условиях ее реформирования8, а также о повышении ответственности всех категорий сотрудников органов внутренних дел, решающих не только задачи по обеспечению транспортной безопасности, но и задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в целом9.

1 Елагин А.Г., Кирюхин В.В. Формирование новой контрольно-надзорной модели обеспечения безопасности / / Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 61— 64; Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2010. № 8. С. 107— 2109; и др.

2 Редкоус В.М. К вопросу об определении административно-правового режима обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вестн. Перм. ин-та ФСИН России. 2020. № 2 (37). С. 90—94; и др.

3 Вороное А.М., Кобзарь-Фролова М.Н., Запольский С.В. и др. Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография. М.: ИГП РАН, 2020; Пузиков Р.В., Кштонь В., Васильев АА. и др. Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография / Под общ. ред. Р.В. Пузикова, В. Фэхлера . Тамбов, 2020; Беата И., Васильев АА., Вырэмбек X. и др. Доктрина права и безопасность в современном мире. Тамбов: ООО «Принт-Сервис» (Тамбов), 2020, и др.

4 Stepanenko Y u.V. Administrative-legal issues of ensuring transport safety // The topical issues of public law. 2013. № 6 (18). Р. 67—76; Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. Civil society of modern Russia: problems of implementation of constitutional rights and freedoms / / International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. № S1. Р. 243—251.

5 СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6599.

6 СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6607.

7 Там же. Ст. 6608.

8 Подробнее см.: Редкоус В.М. О новых требованиях, предъявляемых к должностным лицам, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в условиях ее реформирования // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 206—208; Он же. Административно-правовое регулирование подготовки специалистов для федеральных органов исполнительной власти // Военное право. 2019. № 6 (58). С. 77—81; и др.

9 Елагин А.Г., Кирюхин В.В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 60-63, и др.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.