Научная статья на тему 'Отдельные вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры полицией на транспорте'

Отдельные вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры полицией на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПАССАЖИРОПОТОК / RAILWAY TRANSPORT / TRANSPORT SECURITY / TRANSPORT POLICE / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PASSENGER TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичкова Е. Е., Толстикова Э. Р.

В статье автор отражает состояние транспортной безопасности, акцентируя внимание на состояние правопорядка в области соблюдения требований транспортной безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. Органы внутренних дел, на которые возложено решение дополнительных задач по пресечению и документированию административных правонарушений в области транспортной безопасности, в ходе выполнения своих служебных обязанностей сталкиваются с проблемами организационного характера, которые не позволяют в полной мере выполнять возложенные на полицию обязанности. Автор обращает внимание на данные проблемы, предлагает возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ISSUES OF PUBLIC ORDER PROTECTION AND PUBLIC SECURITY AT THE OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE BY THE POLICE AT TRANSPORT

The author reflects the state of transport security in the article, focusing on the state of law and order in the field of compliance with transport safety requirements at railway infrastructure facilities. The internal affairs bodies, which are entrusted with the solution of additional tasks to suppress and document administrative offenses in the field of transport security, in the course of the performance of their official duties, face organizational problems that do not allow them to fully fulfill the duties assigned to the police. The author draws attention to these problems, suggests possible solutions.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры полицией на транспорте»

УДК. 3.07 С. 86—90

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОЛИЦИЕЙ НА ТРАНСПОРТЕ

Новичкова Е. Е.

Восточно-Сибирский институт МВД России Е-mail: enovichkova2@mvd.ru

Толстикова Э. Р.

Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте Е-mail: edudkina-nurieva@mvd.ru

В статье автор отражает состояние транспортной безопасности, акцентируя внимание на состояние правопорядка в области соблюдения требований транспортной безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. Органы внутренних дел, на которые возложено решение дополнительных задач по пресечению и документированию административных правонарушений в области транспортной безопасности, в ходе выполнения своих служебных обязанностей сталкиваются с проблемами организационного характера, которые не позволяют в полной мере выполнять возложенные на полицию обязанности. Автор обращает внимание на данные проблемы, предлагает возможные пути их решения.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная безопасность, полиция на транспорте, административное правонарушение, пассажиропоток.

SEPARATE ISSUES OF PUBLIC ORDER PROTECTION

AND PUBLIC SECURITY AT THE OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

BY THE POLICE AT TRANSPORT

Novichkova E. E.

East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation Е-mail: enovichkova2@mvd.ru

Tolstikova E. R.

East Siberian linear Department of the Ministry of internal Affairs of Russia on transport Е-mail: edudkina-nurieva@mvd.ru

The author reflects the state of transport security in the article, focusing on the state of law and order in the field of compliance with transport safety requirements at railway infrastructure facilities. The internal affairs bodies, which are entrusted with the solution of additional tasks to suppress and document administrative offenses in the field of transport security, in the course of the performance of their official duties, face organizational problems that do not allow them to fully fulfill the duties assigned to the police. The author draws attention to these problems, suggests possible solutions.

Keywords: railway transport, transport security, transport police, administrative offense, passenger traffic.

Введение

Стабильно положительное состояние оперативной обстановки на объектах транспортной структуры способствует нормальному функционированию, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Являясь источниками повышенной опасности, транспорт и объекты, обеспечивающие его жизнедеятельность, должны быть оснащены средствами, обеспечивающими их безопасность. Особенностью правонарушений в данной области является то, что в результате причинения вреда охраняемым законам интересам, а так же физическим и юридическими лицам при нарушении правил безопасности при эксплуатации источников повышенной опасности возможно возникновение различных неблагоприятных последствий в виде аварий, несчастных случаев с людьми и т. д.

Постановка проблемы

Объемы пассажиропотоков на различных видах транспорта отражают нагрузку на подразделения, обслуживающие как непосредственно перемещение пассажиров до места их следования, так и обеспечивающие безопасность всей системы транспорта. За 2018 год Российскими железными дорогами перевезено 1,157 млрд пассажиров1. «РЖД ожидают, что пассажиропоток по итогам 2019 года составит 1,2 млрд человек», сообщил на годовом итоговом заседании правления холдинга глава РЖД Олег Белозе-ров2. Обращая внимание на объемы пассажиропотоков основных двух транспортных систем, за 2018 год воздушным транспортом перевезено 206 596 814 пассажиров (из них внутренними линиями — 137 887 688)3. Учитывая, что объекты воздушного транспорта достаточно обеспечены средствами защиты, необходимо обратить внимание на состояние безопасности железнодорожной транспортной инфраструктуры, так как основная доля пассажиропотока приходится именно на железнодорожный транспорт.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на железнодорожном транспорте является одной из задач органов внутренних дел (полиции), решение которых возложено на территориальные органы внутренних дел на транспорте.

1 Официальный сайт ОАО Российские железные дороги // URL: https://ar2018.rzd.ru.

2 Информационное агентство ТАСС // URL: https:// tass.ru/ekonomika/7320309.

3 Объемы перевозок через аэропорты России //

Федеральное агентство воздушного транспорта. URL:

https://www.favt.ru.

Задачи по выявлению и пресечению преступлений, пресечению административных правонарушений порой выполняются в условиях недостаточного обеспечения подразделений полиции техническими, специальными средствами, специальными помещениями, а также нормативного регулирования отдельных вопросов организации служебной деятельности.

На территории Российской Федерации за 2018 г. зарегистрировано 7 807 786 административных правонарушений (2017 гг. — 8 573 871), из них административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена главой 11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (административные правонарушения на транспорте), — 195 264 (за 2017 г. — 219 008). Основную долю в структуре административных правонарушений составили следующие виды:

— ст. 11.1 КоАП РФ (182 892, 2017 г. — 206 960);

— ст. 11.3 КоАП РФ (33, 2017 г. — 63);

— ст. 11.9 КоАП РФ (36, 2017 г. — 34);

— ст. 11.15.1 КоАП РФ (531, 2017 г. — 466);

— ст. 11.17 КоАП РФ (11 123, 2017 г. — 10 889)4.

Со значительной долей проблем организационного характера сталкиваются сотрудники транспортной полиции по причине отсутствия специальных норм, касающихся деятельности именно подразделений на транспорте.

«Следует отметить, что ситуация, характеризующая состояние правового регулирования деятельности ОВДТ, находится в динамичном развитии. Тем не менее, в правовом регулировании деятельности исследуемых органов, несомненно, существуют пробелы и коллизии. Совсем небольшая группа нормативных правовых актов регулирует непосредственно деятельность органов внутренних дел на транспорте. К тому же эти регулятивные нормы рассредоточены по различным отраслям законодательства», — утверждают авторы Н. А. Штырхунова и С. К. Абрамян [1].

Кроме основных функций, на подразделения транспортной полиции МВД России возложены дополнительные задачи, установленные федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ5. В соответствии с законом, полиция обязана немедленно реагировать

4 Статистические данные МВД России // АИСС «Статистика».

5 О транспортной безопасности : федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

на правонарушения, связанные с обнаружением запрещенных к обороту предметов, выявленных подразделениями транспортной безопасности, а так же при установлении фактов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.

Кроме того, федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ1 на полицию возложены функции по выявлению и пресечению правонарушений в сфере транспортной безопасности, а также составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении физических лиц по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, направлять материалы в контролирующие органы в отношении должностных и юридических лиц.

Недостаточное нормативно правовое регулирование прослеживается и в данном направлении. Бесспорным считаем утверждение В. И. Майорова, который обращает внимание на отсутствие единого нормативно-правового регулирование системы, обеспечивающей транспортную безопасность «следствием разнообразия организационно-правовых форм предприятий и организаций подразделений транспортной безопасности является отсутствие системного правового регулирования их деятельности» [2, с. 37]. Мнение В. И. Майорова в вопросах правового регулирования всех сфер общественной деятельности бесспорно «прилагательное «правовой» указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем» [3, с. 95].

Обращаясь к вопросу обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, о которой сказано выше, необходимо отметить, что 6 мая 2014 года вступила в силу новая редакция ст. 11.151 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований в области транспортной безопасности», введенная федеральным законом Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержат:

— федеральный закон № 16-ФЗ2;

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам транспортного обеспечения : федеральный закон от 02.03.2014 № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

2 О транспортной безопасности : федеральный закон РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

— постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 12083;

— постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 8864;

— постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 4955;

— постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 6786.

Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден совместным приказом Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5.03.2010 № 52/112/134.

Проблемным вопросом в организации работы по данному направлению деятельности является то, что в настоящее время требования, предъявляемые к субъектам транспортной инфраструктуры, в достаточном объеме реализуются только на объектах воздушного транспорта:

3 Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта : постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 // Собрание законодательства. 2014. № 47. Ст. 6565.

4 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта : постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru.

5 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта : постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

6 О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта : постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

— наличие утвержденных и действующих планов обеспечения транспортной безопасности;

— утвержденных схем разграничения зон свободного доступа и зон ограниченного доступа;

— оснащенность объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами безопасности;

— наличие подразделений по обеспечению транспортной безопасности.

В аэропортах созданы и функционируют службы авиационной безопасности, службы военизированной охраны, в обязанности которых входит обеспечение транспортной безопасности. Данные подразделения осуществляют свою деятельность согласно утвержденным организационно-распорядительным документам, перечень которых определен законодательством Российской Федерации. Во всех аэропортах имеются утвержденные и согласованные с подразделениями транспортной полиции «Технологии досмотра пассажиров, членов экипажей, ручной клади и багажа». В зависимости от категорий на объектах воздушного транспорта установлены конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности, доступ в которые ограничен, установлены контрольно-пропускными пунктами, объекты оснащены инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности (средства связи, видеонаблюдение, рентгенотелевизионные установки, стационарные и ручные металлодетекторы, газоанализаторы и т. д.). Сотрудники линейных подразделений полиции на объектах воздушного транспорте выполняют свои обязанности в тесном взаимодействии с работниками служб авиационной безопасности аэропортов.

К сожалению, на объектах железнодорожного транспорта повышению качества обеспечения транспортной безопасности препятствуют определенные факторы:

1. Одним из основных является отсутствие утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры РЖД, вследствие чего и отсутствие разграниченных зон транспортной безопасности.

2. Отсутствие специализированных подразделений транспортной безопасности обеспечивающих защиту вокзальных комплексов от актов незаконного вмешательства. Частично функции выполняют частные охранные предприятия (железнодорожная охрана), работники которых не являются лицами ответственными за обеспечение транспортной безопасности вследствие чего и не являются

субъектами правонарушения квалифицируемого ст. 11.151 КоАП РФ.

В связи с этим функция обеспечения досмотровых мероприятий в вокзальных комплексах максимально обеспечивается сотрудниками транспортной полиции, что не позволяет в полном объеме реализовать другие задачи полиции.

3. Недостаточный количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Инфраструктура железной дороги недостаточно оснащена видеонаблюдением, техническими средствами (стационарными рамками металлодетекторами, интроскопами). Что значительно осложняет реализацию задач полиции по пресечению, выявлению, раскрытию преступлений и административных правонарушений, а также своевременному и оперативному реагированию на совершённые правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры РЖД.

Сотрудники подразделений полиции, выполняющие функции по обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта в качестве негативного фактора, обращают внимание и на отсутствие взаимодействия между полицией и аппаратами управления структурных подразделений РЖД, а также с должностными лицами органов исполнительной власти и обществом.

Взаимодействие, как организационная форма оперативно-служебной деятельности позволяет наиболее эффективно выполнять задачи по поддержанию правопорядка. О взаимодействии правоохранительных органов с иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления высказывают мнение многие ученые. Например, о значении взаимодействия полиции с общественностью достаточно подробно излагает свое мнение В. И. Майоров. Автор убедителен в высказывании о «...необходимости переориентации деятельности полицейских подразделений на создание партнерских отношений с гражданским обществом» [4, с. 26].

Заключение

Учитывая вышесказанное, полагаем необходимо, в целях эффективного выполнения поставленных задач по пресечению административных правонарушений с области обеспечения и соблюдения транспортной безопасности, аппаратам управления РЖД во взаимодействии с органами внутренних дел разработать и внедрить комплекс мер по созданию условий для

наиболее эффективной защиты объектов транс- для реализации поставленных задач перед под-портной инфраструктуры и создания условия разделениями полиции на транспорте.

Список литературы

1. Штырхунова, Н. А. Правовой статус органов внутренних дел на транспорте [Электронный ресурс] / Н. А. Штырхунова, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/pravovoy-status-organov-vnutrennih-del-na-transporte (дата обращения: 03.12.2019).

2. Майоров, В. И. Правовое регулирование деятельности подразделений транспортной безопасности / В. И. Майоров // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 35-40.

3. Майоров, В. И. Роль полиции в обеспечении правопорядка / В. И. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 1 (4). — С. 95-98.

4. Майоров, В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции / В. И. Майоров // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2014. — № 4. — С. 26-29.

References

1. Shtyrkhunova, N. A. Pravovoy status organov vnutrennikh del na transporte [Elektronnyy resurs] / N. A. Shtyrkhunova, S. K. Abramyan // Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-organov-vnutrennih-del-na-transporte (data obrashcheniya: 03.12.2019).

2. Mayorov, V. I. Pravovoe regulirovanie deyatelnosti podrazdeleniy transportnoy bezopasnosti / V. I. Mayorov // Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 1. — S. 35-40.

3. Mayorov, V. I. Rol politsii v obespechenii pravoporyadka / V. I. Mayorov // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2015. — № 1 (4). — S. 95-98.

4. Mayorov, V. I. Formirovanie partnerstva v deyatelnosti politsii / V I. Mayorov // Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — № 4. — S. 26-29.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.