УДК 351.81:656
С. Н. Махина, А. Л. Целих
Пути совершенствования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности
В статье рассматриваются вопросы обеспечения транспортной безопасности в современный период. Делается акцент на необходимости совершенствования действующего законодательства в сфере транспортной безопасности на всех видах транспорта. Сформулированы предложения по внесению дополнений, касающихся некоторых определений в законодательстве «О транспортной безопасности». Предлагается принять концепцию транспортной безопасности с отражением в ней основ кадрового и материально-технического обеспечения деятельности полиции на транспорте, а также внести дополнения (изменения) в действующую Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте.
In the article the authors consider the issues of transport security in the modern period; emphasis is placed on the need to improve current legislation in the field of transport security, paying particular attention to all modes of transport; formulated proposals for making amendments to the part concerning certain definitions in the law "On transport security"; It is proposed to adopt the Concept of transport security, reflecting in it the basics of personnel and material and technical support of police activities in transport, as well as making additions (changes) to the current Comprehensive program to ensure public safety in transport.
Ключевые слова: транспортная безопасность, транспортная полиция, транспорт, транспортный комплекс, законодательство.
Key words: transport security, transport police, transport, transport complex, legislation.
На современном этапе количество фактов совершения террористических актов, а также хулиганских и экстремистских проявлений, к сожалению, растет. Поэтому целесообразно обратить внимание на необходимость дальнейшего совершенствования деятельности полиции в этом направлении, что подтверждают и требования установленных в данной сфере международных правовых стандартов. В 2014 г. в Федеральные законы «О транспортной безопасности», «О полиции», а также в Кодекс Российской
© Махина С. Н., Целих А. Л., 2019
Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, расширившие компетенцию полиции в сфере обеспечения транспортной безопасности. Теперь сотрудники полиции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований транспортной безопасности, а также участвовать в проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Все это требует повышения профессиональной подготовки и квалификации сотрудников полиции, осуществляющих свои функции в сфере работы транспорта.
Совершенствование деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности должно касаться и иных аспектов. Так, значительное количество норм административного права, которые содержатся в законах и подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности, не является гарантией защиты транспорта и транспортной инфраструктуры от аварий и катастроф. Различного рода чрезвычайные ситуации происходят как на воздушном, водном, так и на железнодорожном транспорте. Причинами таких происшествий с большим числом человеческих жертв и пострадавших являются не только акты незаконного вмешательства, т. е. внешние факторы, но и технические транспортные неполадки, ошибки пилотов, устаревшие воздушные суда, теплоходы, поезда. Внутренние угрозы приобретают достаточно серьезную опасность: устаревшее транспортное оборудование постоянно дает сбои, тем не менее, транспортные средства с таким оборудованием все ещё используются для перевозки не только грузов, но, что вызывает особое беспокойство, и пассажиров, членов экипажа. И здесь транспортную безопасность в первую очередь должны обеспечивать соответствующие технические специалисты, сотрудники государственного транспортного надзора, государственные транспортные инспекторы, на чьи обязанности нами уже указывалось.
От них, а не от деятельности сотрудников транспортной полиции и служб транспортной безопасности сейчас в большей степени зависит жизнь и здоровье пассажиров. Они не должны допускать транспортное средство к эксплуатации, если оно не соответствует тем техническим требованиям, которые к нему предъявляются нормативными правовыми актами. И ответственность, вплоть до уголовной, за допуск к эксплуатации неисправных транспортных средств должны нести именно они, а не водители, машинисты, пилоты.
Кроме того, акты незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса, в числе которых наибольшую опасность представляют террористические акты, представляют большую угрозу для жизни и здоровья людей. Считаем, что наиболее уязвимыми объектами транспортного комплекса для совершения терактов являются гражданская авиация, железнодорожный транспорт, метрополитен. Данные факты подтверждают необходимость правового, организационного и информационного совершенствования деятельности полиции и иных субъектов по обеспечению транспортной безопасности.
Думается, что назрела острая необходимость совершенствования действующего транспортного законодательства, в частности регулирующего деятельность полиции по обеспечению транспортной безопасности именно на различных видах транспорта. Поэтому предлагаем дополнить понятие транспортной безопасности, определенное в Федеральном законе «О транспортной безопасности» [5], следующего содержания: «Транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также находящихся в них либо рядом с ними людей от актов незаконного вмешательства, а также иных угроз природного, техногенного и социального характера».
Данное определение более полно отражает сущность транспортной безопасности, включая при этом не только объекты транспортного комплекса, но и наиболее охраняемые субъекты - человеческие жизни. Более того, такое определение не ограничивается угрозами внешнего характера. Оно включает угрозы и природного (наводнения, землетрясения, паводки, ураганы и т. д.), и техногенного (техническая неисправность транспортных средств) характера.
Нельзя не согласиться с мнением С.М. Зырянова и В.И. Кузнецова, которые отмечают, что «...ограничение угроз транспортной безопасности только актами незаконного вмешательства, направленность этих актов не на конкретных лиц или их права, а на неопределенный круг субъектов сближает транспортную безопасность с антитеррористической безопасностью. Акты вмешательства в деятельность транспорта имеют целью не нарушение нормальной работы транспортного комплекса, они адресуются государственной власти. В этой связи под обеспечением транспортной безопасности следует понимать противодействие терроризму» [2, с. 10]. Солидарны в этом с ними и ряд исследователей правовых проблем обеспечения авиационной безопасности, которые отмечают, что «обязанность по обеспечению транспортной безопасности, исходя из определения понятий "транспортная
194
безопасность" и "обеспечение транспортной безопасности", должна включать в себя также необходимость профилактических мер, предотвращения и пресечения террористических актов. Исследование законодательства о транспортной безопасности показывает, что на транспорте органы государственной власти способны эффективно выполнять деятельность по обеспечению транспортной безопасности только во взаимодействии и с использованием достижении науки и техники» [1, с. 41].
Однако транспортная безопасность далеко не исчерпывается угрозами террористического характера, но законодатель почему-то ограничивает её только антитеррористической составляющей, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действительности, в связи с чем мы и предлагаем более широкое и объёмное определение транспортной безопасности.
Анализируя правовые и финансовые аспекты транспортной безопасности, не остаются без внимания угрозы, которые отмечены А.А. Скуз, в том числе:
«...- технико-технологического характера (большая степень износа и устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень подготовки и квалификации рабочего персонала, нарушение либо откровенное незнание законов и недисциплинированность);
- социального характера (низкая эффективность государственного контроля и надзора), неправомерное вмешательство в работу транспорта, акты терроризма);
- природного характера (землетрясения, извержения вулканов, сход снежных лавин и т. д.)» [6, с. 77].
В свою очередь, О.Е. Трофимов, также подчеркивает, что «.в связи с высоким уровнем террористической угрозы при эксплуатации водного и воздушного транспорта обоснована необходимость усиления роли транспортной полиции при осуществлении мероприятий по досмотру пассажиров, багажа, грузов, а также совершенствования системы управления безопасностью в аэропортах, морских и речных портах, автовокзалах в управлениях МВД России на транспорте» [7, с. 9].
Исследуя вопросы обеспечения авиационной безопасности, В.В. Комаров обращает внимание на то, что «.безусловно, что охрана правопорядка, обеспечение общественной и личной безопасности, борьба с преступностью на всех видах транспорта, включая контроль за оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, должны являться функцией линейных органов внутренних дел на транспорте, в то время как вопросы предполетной подготовки, технического оснащения
195
средствами безопасности, наблюдения за пассажиропотоком должны быть отнесены к компетенции служб безопасности аэропортов и иных авиационных объектов» [3, с. 202].
Действительно, транспортная полиция должна прежде всего вести борьбу с преступностью, в которую входят террористические акты, экстремистские действия, хулиганские действия, иные акты незаконного вмешательства. Вопросы внутренней безопасности должны решаться государственными транспортными инспекторами, службами авиационной безопасности, подразделениями ведомственной охраны Минтранса России.
Транспортная полиция должна, как отмечалось выше, оказывать данным службам и сотрудникам всяческую помощь и содействие. В этой связи подразделения транспортной безопасности, легальное определение которых отражено в Федеральном законе «О транспортной безопасности», должны включать в себя не только сотрудников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, работающих в сфере транспорта, аккредитованных для обеспечения транспортной безопасности юридических лиц, но и сотрудников полиции линейных органов МВД России.
В связи с этим предлагаем внести изменения в части определения понятия «подразделения транспортной безопасности», изложенное в ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»: «.подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и иных угроз природного, техногенного и социального характера подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, а также подразделения органов государственного надзора в сфере транспорта и органов внутренних дел на транспорте». Подобное определение даст возможность полиции не просто оказывать содействие подразделениям, обеспечивающим режим транспортной безопасности, но и быть активным субъектом её обеспечения в рамках предоставленных Федеральным законом «О полиции».
Рассматривая вопрос обеспечения авиационной безопасности, следует согласиться с мнением В.В. Комарова, который справедливо отмечает, что «.основными направлениями гармонизации законодательства в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте должны быть:
- введение новых терминов и понятий в действующее транспортное законодательство в связи с происходящими изменениями, как на воздушном транспорте, так и в процессе обеспечения его безопасности;
196
- четкое указание задач и функций всех органов и служб, причастных к предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта;
- подробное раскрытие компетенции органов полиции в обеспечении безопасности организации и функционирования воздушного транспорта;
- определение прав и обязанностей собственников, пользователей объектов за предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта;
- уточнение задач и функций подразделений авиационной безопасности» [3, с. 203].
Считаем, что вышеуказанные направления совершенствования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности должны быть применены не только к воздушному транспорту, но и к железнодорожному и водному, где угрозы безопасности не менее серьезные, а работа полиции должна осуществляться не менее ответственно.
Некоторые исследователи совершенно справедливо, на наш взгляд, предлагают создать специализированный орган по координации всех сил и средств обеспечения транспортной безопасности. Так, например, анализируя проблемы обеспечения транспортной безопасности в сфере охраны имущества на железнодорожном транспорте, В.А. Некрасов предлагал «.. .создать специальный орган, в чьи обязанности будет входить координация деятельности всех сил и средств, задействованных для охраны имущества и общественного порядка на конкретном объекте железнодорожного транспорта» [4, с. 310].
На наш взгляд, такие подразделения должны быть созданы на всех видах транспорта. Во-вторых, применительно к теме нашего исследования, одним из путей совершенствования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности является создание в структуре органов внутренних дел на транспорте специальных подразделений по обеспечению безопасности на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта отдельно для каждого вида транспорта. В их ведение должны входить исключительно вопросы обеспечения транспортной безопасности. Такие подразделения должны иметь специфические, только им свойственный задачи и функции по непосредственному обеспечению транспортной безопасности на том или ином виде транспорта именно от внешних угроз, т. е. от различных актов незаконного вмешательства в деятельность транс-
портного комплекса. В этом состоит сущность организационного совершенствования органов внутренних дел для усиления эффективности их деятельности по обеспечению транспортной безопасности.
В целях совершенствования законодательства о транспортной безопасности, а также для более четкого закрепления функций транспортной полиции в деле обеспечения транспортной безопасности целесообразно принять «Кодекс транспортной безопасности Российской Федерации». В нем максимально детально, без отсылки к другим федеральным законам и подзаконным нормативным правовым актам, следует закрепить основные вопросы обеспечения транспортной безопасности тем или иным органом при эксплуатации всех видов транспорта. Данный кодифицированный нормативный правовой акт позволит четко распределить права и обязанности компетентных органов по обеспечению транспортной безопасности в широком смысле этого слова, т. е. не только от внешних, но и, что немаловажно, от внутренних угроз.
Список литературы
1. Александров А.Н., Тетерюк А.Г., Котов А.А. Сверхлегкая авиация в деятельности транспортных органов МВД России на транспорте, возможности межведомственного взаимодействия, проблемы эффективности выбора // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 1. - С. 41.
2. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов её обеспечения // Журн. рос. права. - 2012. - № 12. - С. 10.
3. Комаров В.В. Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта // Пробелы в рос. законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 202-203.
4. Некрасов В.А. Ведомственные субъекты предупреждения краж грузов в сфере грузовых перевозок на объектах железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - Челябинск, 2013. - С. 310.
5. О транспортной безопасности: федер. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 12.02.2007. - № 7. - Ст. 837.
6. Скуз А.А. Транспортная безопасность в РФ: правовые и финансовые аспекты // Вестн. Аксор. - 2012. - № 2. - С. 77.
7. Трофимов О.Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. - С. 9.