УДК 342.9:347.763.4
О. В. Панфилова, П. А. Волков
Основные аспекты обеспечения транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
Транспортная безопасность является важнейшей правовой категорией. Целью статьи является выделение основных аспектов обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. В статье рассматриваются различные подходы научных деятелей к пониманию понятия «транспортной безопасности», выделяются проблемы обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта, определены и охарактеризованы специфические угрозы транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, проанализированы правила, положения и условия некоторых федеральных законов, постановлений и приказов Российской Федерации, которые регулируют обеспечение безопасности на транспорте. Выделен широкий спектр мероприятий, по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Рассмотрены уровни линейных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, в обязанности которых входит и деятельность по обеспечению безопасности на транспорте.
Transport security is the most important legal category. The purpose of the article is to highlight the main aspects of transport security in railway transport. The article discusses the different approaches of scientists to the understanding of the concept of "transport security", highlights the problems of security at railway transport facilities, identified and characterized by specific threats to transport security at railway transport facilities, analyzed the rules, regulations and conditions of some Federal laws, regulations and orders of the Russian Federation, which regulate security in transport. A wide range of measures to ensure transport security at transport infrastructure facilities has been identified. The levels of linear divisions of the internal Affairs bodies of the Russian Federation, whose responsibilities include activities to ensure security in transport, are considered.
Ключевые слова и словосочетания: деятельность ОВД, транспортная безопасность, безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, линейные отделы (отделения) ОВД.
Key words: ATS operations, transport safety, security at transport infrastructure facilities, vehicles, line departments (offices) ATS.
© Панфилова О. В., Волков П. А., 2018
255
Транспорт является важным аспектом жизнедеятельности общества. По этой причине абсолютное большинство государств считают обеспечение безопасности на объектах транспорта приоритетным направлением развития. Вопрос о трактовании понятия «транспортная безопасность» является дискуссионным. Так, Ю.Ф. Голиусов соотносит транспортную безопасность с некой политической категорией, являющейся неотъемлемым и значимым аспектом национальной безопасности [2, с. 11]. Достижению должного уровня безопасности способствует принятие единообразного комплекса мер в указанной сфере. В.Н. Салеев отмечает, что транспортная безопасность сопоставима с одной из категорий экономики [4, с. 106-107]. Разделяя данную точку зрения, Д.В. Карасев подчеркивает, что между проблемными аспектами обеспечения транспортной безопасности и механизмом адаптивного управления социально-экономическими процессами существует тесная взаимосвязь [3, с. 6]. По мнению Ю.В. Степаненко и Л.А. Басырова, «транспортная безопасность» выступает в качестве юридической категории [1, с. 25-26].
Безусловно, данные мнения являются обоснованными и верными. Однако если подходить к процессу обеспечения транспортной безопасности системно, то можно заметить, что данная категория пронизывает все ключевые аспекты жизнедеятельности. Именно поэтому Ю.В. Трофименко определяет транспортную безопасность, как систему мер, к которым относится [6, с. 24-25] обеспечение: безопасности жизни и здоровья граждан; безопасности при транспортировке грузов; безопасности в ходе использования объектов и средств транспортной инфраструктуры; безопасности в сфере экономики; экологической безопасности; безопасности в информационной области; пожарной безопасности; санитарной безопасности; химической, бактериологической, ядерной и радиационной безопасности.
В российском законодательстве проблеме обеспечения безопасности на объектах транспорта уделяется особое внимание. Так, если обратиться к Федеральному закону №16-ФЗ «О транспортной безопасности», в ст. 1 под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Данный Закон регламентирует перечень объектов, которые подлежат охране.
В общем смысле обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации включает: установление внешних и внутренних угроз в рамках установленного времени; применение специальных сил и средств предупреждения возможных угроз; проведение соответствующих мероприятий по раскрытию правонарушений и преступлений в указанной области; принятие
256
мер по минимизации ущерба, причиненного различными происшествиями; учет требований международных нормативных актов к обеспечению безопасности на транспорте.
Анализ статистических данных МВД о состоянии преступности показывает, что за период с января по март 2017 г. зарегистрировано 296 преступлений подобного характера.
Затрагивая вопрос обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта, справедливо отметить, что, являясь местом массового скопления людей, железнодорожный транспорт наиболее подвержен угрозам террористического характера. С каждым годом случаи совершения актов незаконного вмешательства на объектах железнодорожного транспорта учащаются. Указанная проблема неоднократно обсуждалась на государственном уровне. Итогом дискуссионных обсуждений стало обозначение спектра возможных угроз, отраженных в приказе Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. №52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»: захвата; взрыва; размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ) в охраняемой зоне; поражения опасными веществами; захвата критического элемента; взрыва критического элемента объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства; размещения или попытки размещения на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства взрывных устройств (взрывчатых веществ); блокирования; хищения.
Предпринимая попытки противодействия подобным угрозам, законодатель установил ряд правил, требований и условий, применяемых в ходе обеспечения транспортной безопасности. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности» закреплено, что с целью защиты железнодорожных вокзалов и станций от актов незаконного вмешательства необходимо привлечение подразделений транспортной безопасности как в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и в его наземной, подземной, воздушной, надводной части. В обозначенных зонах устанавливается особый порядок доступа для физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных. Наряду с установлением правил обеспечения транспортной безопасности, законодатель закрепил требования по соблюдению режима транспортной безопасности для физических
257
лиц, следующих либо находящихся на объектах транспорта. Указанные требования отражает Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 №1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта».
О существовании проблем в исследуемой сфере свидетельствуют такие происшествия, как террористический акт, совершённый 29 декабря 2013 г. в здании железнодорожного вокзала станции Волгоград и теракт, совершенный в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 г. Следствием последнего происшествия стало издание Постановления Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов». Данный нормативный акт четко оговаривает границы станций и тоннелей, дает их четкие определения.
Согласно данному постановлению станция включает в себя различные остановочные пункты, которые необходимы для осуществления посадки и высадки пассажиров. Указанная законодательная формулировка точно определяет круг объектов, подлежащих охране в пределах железнодорожного вокзала или станции, способствует рациональности распределения служебных задач сотрудниками органов внутренних дел. Помимо этого, законодатель закрепляет за субъектом транспортной инфраструктуры широкий спектр обязанностей: назначение должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности; сотрудничество с мобильными группами быстрого реагирования, круглосуточно выполняющими задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства; проверку состояния и функционирования механизма обеспечения транспортной безопасности и т. д.
На объектах транспортной инфраструктуры реализуется широкий спектр мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. К таковым мероприятиям можно отнести: осуществление профессионального отбора людей при поступлении на работу; формирование у работников дисциплины, внимательности; использование таких технических средств, как поездная и маневровая радиосвязь, громкоговорящая парковая связь; проведение мероприятий по формированию готовности предпринять необходимые меры по устранению возникающих угроз.
Таким образом, на объектах железнодорожного транспорта существует слаженный механизм работы и функционирования. Помимо реализации своих функциональных ролей, каждый работник обязан выполнять функции по обеспечению безопасности его работы. Но все же ключевая роль в процессе обеспечения безопасности отводится органам внутренних дел. Осуществление полномочий по обеспечению безопасности осуществляется линейными подразделениями различных уровней. В зависимости от этого выделяют:
• Главное управление на транспорте МВД России (ГУТ МВД России);
• Управление на транспорте по федеральным округам;
• линейные управления МВД России на транспорте;
• линейные отделы, отделения МВД России.
На районном уровне деятельность линейных подразделений (далее-ЛОВД) обеспечивается в соответствии с приказом МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте». Разграничение зон оперативного обслуживания между линейными подразделениями на объектах железнодорожного транспорта реализуется на основании приказа МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания».
Для железнодорожного транспорта характерны свои специфические угрозы транспортной безопасности и существует необходимость в применении мер, специально направленных на пресечение угроз на данном виде транспорта. В этих целях государством применяются нормативные правовые акты, посредством которых оно уполномочивает не только ОВД, но и органы государственной власти и определяет их направления деятельности по выявлению и устранению угроз транспортной безопасности.
Транспортная безопасность является важнейшей правовой категорией, которая прежде всего сосредоточена на охране пассажиров и лиц, участвующих в грузооборте и перевозке граждан, предотвращении угроз, возникающих в ходе функционирования транспортного комплекса. В последнее время от состояния транспортной безопасности зависят ключевые
интересы личности, общества и государства в целом. Исходя из этого, деятельность, касающаяся совершенствования транспортной безопасности, помимо функционирования органов государственной власти должна затрагивать и граждан страны в целом.
Список литературы
1. Басыров Л.А., Степаненко Ю.В. Законодательное обеспечение транспортной безопасности // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2007. - № 2. - С. 21-25.
2. Голиусов Ю.Ф. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России (евразийский аспект): автореф. дис. ... д-ра полит. наук. - М., 2010. - С. 11.
3. Карасев Д.В. Разработка и реализация комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2013. - С. 6.
4. Салеев В.Н. Транспортная безопасность - категория экономическая // Транспортная безопасность и технологии. - 2004. - № 1. - С. 106-107.
5. Состояние преступности за январь-март 2017 года. - URL: мвд.рф/ир1оа^йеШоситеп1_Ше/8Ъ_1703_1.р^
6. Трофименко Ю.В. Методические подходы к обеспечению транспортной безопасности в России и странах Европейского союза // Транспорт Российской Федерации. - 2011. - № 6. - С. 24-25.