УДК 342.9:351.814
Н. В. Демченко, Ж. П. Дорофеева
Административно-правовой механизм регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей регулирования деятельности сотрудников полиции по обеспечению транспортной безопасности; акцентируется внимание на необходимости подробного истолкования отдельных положений Федерального закона «О транспортной безопасности» в части возложения на полицию функции оказания содействия подразделениям транспортной безопасности; обращено внимание на необходимость эффективного взаимодействия подразделений транспортной и территориальной полиции.
The article discusses issues related to the peculiarities of the regulation of the activities of police officers in ensuring transport security; focuses on the need for a detailed interpretation of certain provisions of the Federal Law "On Transport Security" in terms of entrusting the police with the function of assisting transport security units; attention was drawn to the need to provide effective interaction between units of the transport and territorial police.
Ключевые слова: транспортная безопасность, органы внутренних дел, механизм административно-правового регулирования, безопасность на объектах транспортной системы.
Key words: transport security, internal affairs bodies, the mechanism of administrative and legal regulation, security at the facilities of the transport system.
Проблемы обеспечения безопасности на объектах транспортной системы в современный период приобретают все большую актуальность в связи с участившимися случаями как актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса нашей страны, так и техногенных аварий, дорожно-транспортных происшествий, авиакатастроф. Вопросами обеспечения транспортной безопасности занимаются не только органы МВД России на транспорте. В этот процесс самым непосредственным образом вовлечены подразделения федерального государственного транс-
© Демченко Н. В., Дорофеева Ж. П., 2018
213
портного надзора, ведомственной охраны, а также сами собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Их согласованная деятельность, основанная на взаимодействии и взаимопомощи в решении этих вопросов и проблем, составляет, в сущности, административно-правовой механизм обеспечения транспортной безопасности.
Механизм административно-правового регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности представляет собой систему регулятивных и охранительных предписаний, содержащихся в различных нормативных правовых актах, в той или иной степени регулирующих деятельность органов внутренних дел. Применительно к теме нашего исследования он проявляется в комплексе административно-правовых средств противодействия основным угрозам безопасности населения на транспорте.
Полиция в своей деятельности для обеспечения транспортной безопасности реализует весь комплекс этих средств. К числу особенно важных административно-правовых средств воздействия необходимо отнести убеждение и принуждение. Отсутствие должного применения данных средств ведет к повышению уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для актов незаконного вмешательства, в частности террористического и экстремистского характера. Так, С.С. Алексеев указывал на три основных стадии процесса правового регулирования. Первая стадия состоит в регулировании общественных отношений, которые нуждаются в правовой оболочке. Вторая стадия заключается в определенных субъективных юридических правах и обязанностях конкретных граждан и представляет собой действие правовых норм, результатом которых является возникновение, изменение либо прекращении правоотношений. Наконец, третья стадия проявляется в практической реализации предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей [2]. Вышеуказанные стадии присущи соответственно и механизму административно-правового регулирования.
Одной из основных проблем полиции в деле обеспечения транспортной безопасности является неоднозначность предписаний Федерального закона «О транспортной безопасности», возлагающего на полицию функцию оказания содействия подразделениям транспортной безопасности [7]. Как справедливо отмечают С.М. Зырянов и В.И. Кузнецов, «... внешне это противоречие проявляется в разбалансировке управленческих механизмов: юридическая ответственность за обеспечение транспортной безопасности возлагается законом на владельцев объектов транспортной инфраструкту-
214
ры и транспортных средств, т. е. частных лиц, они же несут главные материальные затраты по обеспечению безопасности на транспорте; вопросы же обеспечения антитеррористической безопасности отнесены к ведению соответствующих органов управления в сфере транспорта; на профессиональные органы обеспечения безопасности возложена задача оказания содействия частным субъектам» [3].
Между тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О полиции» к основным направлениям деятельности органов полиции относится обеспечение в общественных местах правопорядка, а значит, обеспечение общественной безопасности, составной частью которой является транспортная безопасность. Кроме того, к компетенции полиции также относится обеспечение безопасности дорожного движения как сегмента транспортной безопасности в широком смысле рассматриваемой категории [6]. Однако Федеральный закон «О транспортной безопасности» транспортную безопасность определяет в узком смысле слова - как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, и в этом аспекте безопасность дорожного движения не подпадает под легальное понятие транспортной безопасности. Все это порождает множество проблем механизма административно-правового регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности. Одной из ключевых задач в данном направлении, на наш взгляд, является решение проблемы взаимодействия и компетенции полиции, а также подразделений Министерства транспорта Российской Федерации и наконец самих субъектов, эксплуатирующих транспортные средства и обязанных проводить целый комплекс мероприятий организационного и технического характера, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
В свою очередь, А.Н. Александров и А.Г. Тетерюк, исследуя проблему обеспечения полицией транспортной безопасности, отмечают, что «. органы внутренних дел, в том числе и территориальные подразделения органов внутренних дел на транспорте, не следует рассматривать в качестве главных субъектов обеспечения транспортной безопасности и, в первую очередь, по своей юридической природе и социальному назначению» [1]. В широком смысле обеспечение транспортной безопасности -это комплексная специализированная деятельность, которая включает в себя не только защищенность от внешних угроз, в числе которых законодателем определены акты незаконного вмешательства. Но и от внутренних
угроз, которые, в большей части, включают в себя необходимость соблюдения разнообразных технических требований, которые содержатся в регламентах, правилах, инструкциях и т.п. Соответственно, данные нормы обращены напрямую к собственникам, владельцам и работникам транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Следовательно, исполнять такие требования способны только специалисты, обладающие специальными навыками и познаниями. Очевидно, что органы полиции не способны проконтролировать и освоить все области профессиональной деятельности, так или иначе связанные с обеспечением транспортной безопасности» [1].
В то же время ряд исследователей проблем транспортной безопасности на железнодорожном транспорте всё же указывают на ведущую роль полиции в механизме её обеспечения [4]. Такой подход вполне логичен. Обусловлено это тем, что в соответствии с п. 3 приказа МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении типового положения о линейном отделе МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» линейный отдел осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности [8]. Кроме того, линейный отдел МВД России на транспорте осуществляет охрану общественного порядка, имущества и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Сам же административно-правовой контроль на транспорте, осуществляемый транспортной полицией, является одним из основных элементов административно-правового механизма обеспечения транспортной безопасности, поэтому именно транспортная полиция в этом механизме выполняет одну из главных функций.
Исследование административно-правовых средств обеспечения полицией транспортной безопасности невозможно без указания компетенции линейного управления (отдела) на транспорте. Так, в соответствии с п. 12 упомянутого приказа отдел МВД России на транспорте выполняет следующие функции:
- обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
- принимает участие в профилактике, выявлении и пресечении экстремизма в пределах своей компетенции;
- осуществляет прогнозирование, проводит анализ и изучение состояния, динамики и характера преступности, проблемы охраны правового
216
порядка и имущества, обеспечения общественной и личной безопасности (в том числе транспортной безопасности), на основе данных показателей принимает активные меры по совершенствованию деятельности в сфере охраны общественного порядка, вносит вышестоящему руководству органов внутренних дел на транспорте предложения по улучшению деятельности, связанной с охраной и защитой прав и интересов личности, общества, государства от общественно опасных, противоправных посягательств;
- принимает активное участие в проводимых иными органами и организациями мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении режима контртеррористической операции, защиты важных объектов и мест массового пребывания граждан от актов незаконного вмешательства, а также в проведении комплексной экспертной оценки объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта на состояние их антитеррористической защищенности;
- участвует совместно с другими компетентными службами и подразделениями в обеспечении авиационной безопасности в сфере гражданской авиации; выносит соответствующие заключения о возможности допуска к работе сотрудников в службах авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими особую опасность для жизни и здоровья граждан либо для окружающей среды;
- принимает участие в исполнении федеральных и региональных программ в сфере охраны общественного порядка и обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортного комплекса;
- принимает непосредственное участие в проведении досмотра пассажиров, их багажа и ручной клади на объектах различных видов транспорта, либо осуществляет такой досмотр самостоятельно в целях изъятия запрещенных для перевозки транспортными средствами вещей и предметов и др.
Таким образом, в указанном нормативном правовом акте содержится система административно-правовых средств обеспечения полицией транспортной безопасности. Однако правоприменительной деятельностью только органами транспортной полиции данный механизм далеко не исчерпывается. Немаловажную роль в нем играют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, следовательно, подразделения транспортной и территориальной полиции должны оказывать им всяческое содействие.
Поскольку именно транспортная полиция играет главную роль в обеспечении транспортной безопасности в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, порядок сопровождения нарядами полиции поездов является важнейшим мероприятием, в ходе которого реализуется целый комплекс административно-правовых средств обеспечения безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте. Необходимо отметить, что в данном направлении обеспечения транспортной безопасности осуществляется межгосударственное взаимодействие. Так, в целях совершенствования межгосударственного взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка на объектах транспорта, сопровождено 16,9 тыс. поездов дальнего следования и 12,6 тыс. пригородного сообщения с детскими группами, обеспечивших перевозку к местам летнего отдыха более 770,3 тыс. подростков [9]. В течение 2017 г. на объектах транспорта пресечено 5,9 тыс. преступлений экономической направленности, из них 4,6 тыс. - органами внутренних дел, а также 431 налоговое преступление, в том числе 178 - органами внутренних дел. Более 1,1 тыс. преступлений квалифицированы как совершенные в крупном и особо крупном размере либо причинившие крупный ущерб. Органами внутренних дел выявлено 593 таких деяния. Принятые меры позволили в целом обеспечить правопорядок в системе транспортного комплекса Российской Федерации. Всего в прошедшем году раскрыто 24,7 тыс. (+0,6%) криминальных деяний, совершенных в зоне ответственности транспортной полиции, в том числе 5,4 тыс. - тяжких и особо тяжких. Улучшилась раскрываемость по ряду составов преступлений, в том числе умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (до 91,4%), грабежей (до 78,6%), краж грузов (до 72,1%) [9]. За истекший период основными направлениями оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на транспорте были обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, предотвращение актов незаконных вмешательств.
Таким образом, механизм административно-правового регулирования создает форму для наиболее гибкого воздействия на общественные отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности. А значит, эффективное обеспечение транспортной безопасности напрямую связано с совершенствованием норм административного права, закрепляющих как нормативные, так и технические требования обеспечения транспортной безопасности.
Список литературы
1. Александров А.Н., Тетерюк А.Г. Территориальные органы МВД России как субъект обеспечения транспортной безопасности: соотношение объема обязанностей и ответственности: материалы X междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 2016. - С. 47.
2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - С. 30.
3. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журн. рос. права. - 2012. - № 12. - С. 5.
4. Лыков Э.Н., Колесова Т.С. Особенности охраны общественного порядка и безопасности на объектах железнодорожного транспорта // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2015. - Х. Юридические науки. - С. 140.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2004. -
С. 250.
6. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
7. О транспортной безопасности: федер. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 837.
8. Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2011 № 21590): приказ МВД России от 15.06.2011 № 636 (ред. от 28.03.2018) // Рос. газета. - № 183. -19.08.2011.
9. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2017 год. [Электронный ресурс]. - URL: Шр8://мвд.рф/ир1оа^йеШоситеп1_Ше^о^уоу_о1сЬе1_2016.р^.