Научная статья на тему 'Обеспечение транспортной безопасности. Проблемы, пути решения'

Обеспечение транспортной безопасности. Проблемы, пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
512
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / TRANSPORT SECURITY / TRANSPORT SECURITY ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Николай Николаевич, Урбаев Дмитрий Ильич

Проблема обеспечения транспортной безопасности выходит на новый уровень. Вектор ее развития определяют положения нормативно-правовых актов РФ. В статье определены структурные проблемы, решение которых позволит усовершенствовать систему и процесс транспортной безопасности. В числе главных проблем актуальными остаются определение полномочий субъектов транспортной безопасности и межведомственное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport security: problems, ways to solve

The problem of ensuring transport security goes to a new level. Its development vector is determined by the provisions of regulatory legal acts of the Russian Federation. Structural problems are identified, the solution of which will improve the system and process of transport security. Among the main problems, the determination of the powers of transport security entities and interagency cooperation remain relevant.

Текст научной работы на тему «Обеспечение транспортной безопасности. Проблемы, пути решения»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 343 ББК 67.71

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10186

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблемы, пути решения

Николай Николаевич ПЕСТОВ, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук E-mail: pestov@-nn.yandex.ru

Дмитрий Ильич УРБАЕВ, магистрант кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России E-mail: urbaevdmitry.mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правоохранительная и правозащитная деятельность

Аннотация. Проблема обеспечения транспортной безопасности выходит на новый уровень. Вектор ее развития определяют положения нормативно-правовых актов РФ. В статье определены структурные проблемы, решение которых позволит усовершенствовать систему и процесс транспортной безопасности. В числе главных проблем актуальными остаются определение полномочий субъектов транспортной безопасности и межведомственное взаимодействие.

Ключевые слова: безопасность, транспортная безопасность, субъекты транспортной безопасности.

Annotation. The problem of ensuring transport security goes to a new level. Its development vector is determined by the provisions of regulatory legal acts of the Russian Federation. Structural problems are identified, the solution of which will improve the system and process of transport security. Among the main problems, the determination of the powers of transport security entities and interagency cooperation remain relevant.

Keywords: security, transport security, transport security entities.

Стратегия пространственного развития страны до 2025 года, утвержденная в 2019 г., ставит новые задачи в области транспортной безопасности1. Существующая в стране транспортная инфраструктура составляет основу для ее пространственного развития и обеспечения устойчивых транспортных связей в каждом регионе. Принятый документ в совокупности с иными отраслевыми стратегическими документами уточняет основные направления дальнейшего развития транспортной политики.

В Стратегии национальной безопасности особое внимание уделяется проблеме устойчивого развития объектов транспортной сферы, решение которой связывается в документе с совершенствованием нормального функционирования транспортной инфраструктуры. Положения указанных документов детерминируют необходимость изменения системы требований к уровню транспортного сервиса, в особенности к системе транспортной безопасности.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

В статье 1 Федерального закона «О безопасности»2 № 390-Ф3 определены основные принципы и содержание деятельности государства по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, установленных законодателем иных видов безопасности.

Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности»3, обеспечение данной функции реализуется на практике посредством государственных механизмов влияния на транспортный комплекс, обеспечивающих профилактику совершения актов незаконного вмешательства4.

Обеспечением безопасности на всех видах транспорта — воздушном, водном, а также на железнодорожном, включая метрополитен, в рамках своей компетенции занимаются органы МВД России, в компетенцию которых входят вопросы защиты прав и законных интересов личности, охраны общественного порядка, предупреждение и пресечение уголовных и административных правонарушений в транспортной сфере, защиты объектов транспортной сферы, участие в противодействии терроризму5.

Специфика выполнения указанных задач определяется наличием структур территориальных органов и двух линейных структур управления транспортом, непосредственно починенных МВД России6.

Необходимость решения указанной задачи определяет потребность в пересмотре Стратегии транспортной безопасности страны, поскольку в ее реализации должны принимать участие не только государственные, региональные и местные органы власти. В обеспечении нормального функционирования транспортной сферы принимает участие большое количество субъектов, среди которых и частный бизнес. В связи с этим возникает необходимость межведомственного взаимодействия со всеми субъектами, что в современных условиях является осознанной задачей, которую необходимо решить в пределах действующей Стратегии транспортной безопасности.

Важное место в общей проблематике транспортной безопасности отводится положениям Ф3 «О транспортной безопасности», последняя редакция которого в качестве приоритета определяет достижение такого целевого показателя, как высокий уровень антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Законодатель определяет, что приоритетная роль в данном процессе принадлежит

ФСБ РФ, компетенции которых в сфере транспорта не дублируются органами, представляющими систему МВД России.

С целью обеспечения комплексного решения задачи по обеспечению МВД России транспортной безопасности в соответствии с компетенцией ведомства необходимо научно обосновать и сформулировать задачи и функции всех территориальных органов МВД России, входящих в систему органов внутренних дел на транспорте. Это будет способствовать совершенствованию механизма управления ими и правового обеспечения деятельности территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

С учетом этого «объективно необходимым является принятие дополнительных ограничительных мер, направленных на обеспечение безопасности граждан»7.

В соответствии с подп. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ на органы внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность по вынесению заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, определен приказом МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203.

В период с января 2018 г. по июнь 2019 г. осуществлена проверка свыше 145 тыс. граждан, претендующих на выполнение работ в области транспортной безопасности, и только 720 лицам вынесены заключения о невозможности их допуска к указанным работам.

Вместе с тем отмечено, что подходы к организации данной деятельности в органах внутренних дел на транспорте различаются. Неоднократно нарушения, связанные с организацией рассмотрения запросов, их содержанием, порядком проверки, указанной в них информации, а также подготовки заключений, выявлялись органами транспортной прокуратуры, а также сотрудниками Главка в ходе проверочных мероприятий.

В связи с этим возникла необходимость в определении единых методических подходов к

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

организации выдачи органами внутренних дел РФ указанных заключений, а, следовательно, требуется выработка единых методических подходов к организации выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключений о возможности (о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

В связи с этим необходимо:

■ провести анализ существующей практики выдачи органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе на транспорте, заключений о возможности (о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

■ изучить нормативное и методическое обеспечение указанной деятельности с учетом действующего законодательства;

■ определить оптимальный подход к реализации порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в том числе в территориальных органах МВД России

на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

1 Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 27.01.2020)

2 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 27.01.2020)

3 О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-Ф3 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 27.01.2020)

4 Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 27.01.2020)

5 Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности: Учебник / Под ред. С.В. Байга-жакова и др.. М., 2017. Ч. 1. С. 34.

6 Пестов H.H., Кирюхин В.В., Янченко И.Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты. М., 2019. С. 85.

7 Громова О.Н., Корабелъникова Ю.Л., Хозикова Е.С. Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел на транспорте. М., ИЦ Onebook.ru, 2017. С. 101.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.