Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ РАБОТА / ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музыченко П. Б., Музыченко Н. П.

Совершенствование миграционной политики Российской Федерации - это требование времени на сегодняшнем этапе развития политических, экономических и межгосударственных отношений. Для грамотной корректировки этой работы требуется целенаправленное воздействие на этот процесс, напрямую связанный с последующими изменениями нормативно-правовой базы в миграционной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING MIGRATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The improvement of the migration policy of the Russian Federation is a demand for time at the current stage of the development of political, economic and interstate relations. To properly adjust this work requires a targeted impact on this process, directly related to subsequent changes in the regulatory framework in the migration sphere.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_148 УДК 351

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON MIGRATION IMPROVEMENT POLICIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

МУЗЫЧЕНКО Павел Борисович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Общих и специальных юридических дисциплин, Тихоокеанский государственный университет.

690035, Россия, Хабаровский край г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

МУЗЫЧЕНКО Надежда Павловна,

кандидат социологических наук, доцент высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса, Тихоокеанский государственный университет.

690035, Россия, Хабаровский край г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

MUZYCHENKO Pavel Borisovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of General and Special Legal Disciplines, Pacific State University. 690035, Russia, Khabarovsk Territory, Khabarovsk, st. Pacific, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

MUZYCHENKO Nadezhda Pavlovna,

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor of the Higher School of Media, Communications and Service, Pacific State University. 690035, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, ul. Pacific, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru

Краткая аннотация: Совершенствование миграционной политики Российской Федерации — это требование времени на сегодняшнем этапе развития политических, экономических и межгосударственных отношений. Для грамотной корректировки этой работы требуется целенаправленное воздействие на этот процесс, напрямую связанный с последующими изменениями нормативно-правовой базы в миграционной сфере.

Аbstract: The improvement of the migration policy of the Russian Federation is a demand for time at the current stage of the development of political, economic and interstate relations. To properly adjust this work requires a targeted impact on this process, directly related to subsequent changes in the regulatory framework in the migration sphere.

Ключевые слова: миграционная политика, миграция, регулирование, миграционные потоки, паспортно-визовая работа, паспортно-визовая система

Keywords: migration policy, migration, regulation, migration flows, passport-visa work, passport-visa system.

Для цитирования: Музыченко П.Б., Музыченко Н.П. О совершенствовании миграционной политики в Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 148-150. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_148.

For citation: Muzychenko P.B., Muzychenko N.P. On migration improvement policies in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 148-150. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_148.

Статья поступила в редакцию: 23.01.2023

Президент Российской Федерации В. В. Путин постоянно держит на контроле все вопросы, связанные с миграцией. Так на заседании Совета безопасности 19 октября 2022 г. он заявил «...Ситуация в мире динамично меняется, возникают новые глобальные и региональные факторы, влияющие на миграционную сферу, и нам нужно своевременно и эффективно реагировать на эти изменения, совершенствовать нашу работу, исходя из тщательного анализа новых реалий. ... Очевидно, что необходимо скорректировать действующую Концепцию государственной миграционной политики, она должна в полной мере учитывать весь комплекс как существующих, так и потенциальных вызовов, стать основой для дальнейшего совершенствования законодательства.» [1].

Еще будучи кандидатом на пост Президента РФ в 2012 году, в своей статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной 23 января 2012 года в Независимой газете, он также прямо указывал, что «.граждан серьезно волнуют, а скажем прямо - раздражают, многие издержки, связанные с массовой миграцией - как внешней, так и внутрироссийской... Нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства.» [2].

С этими же вопросами Путин В. В. обратился в своем Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2012 года [3].

Именно поэтому уже в 2012 году была сформулирована Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [4]. Однако, учитывая глобальные изменения в политической, экономической и миграционных сферах, произошедших в мире, в 2018 году она была пересмотрена. В октябре 2018 года утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы [5], которая действует по настоящее время.

Работа по корректировке этой Концепции Указом Президента РФ возложена на межведомственную комиссию Совбеза по вопросам совершенствования миграционной политики, которую возглавляет Заместитель председателя Совета безопасности Д. А. Медведев [6]. Комиссия занимается анализом состояния миграционной ситуации в стране, выявлением внутренних и внешних угроз национальной безопасности в миграционной сфере, подготовкой предложений и рекомендаций Совбезу в миграционной сфере, совершенствованием миграционной политики. Кроме

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

того, комиссия участвует в разработке и реализации документов стратегического планирования, направленных на обеспечение национальных интересов в миграционной политике России.

Учитывая, что работа над совершенствованием миграционной политики уже начата в октябре 2022 г. и будет в 2023 году продолжена, авторы считают, что необходимо определить приоритетность задач, требующих первоочередного решения, и они должны быть напрямую связаны с последующими изменениями нормативно-правовой базы в миграционной сфере.

Безусловно, реформирование этой сферы правоотношений — это требование настоящего времени. Проведение Российской Федерацией специальной военной операции с февраля 2022 года, миграционная обстановка в странах Европы и глобальные изменения, происходящие в сфере миграции в мире, вызвали переориентацию направлений традиционных миграционных потоков.

Своевременный и эффективный контроль над ними, их тщательный анализ, регулирование и грамотное управление, по мнению авторов, это главнейшие задачи государства по этим вопросам. Именно эти задачи должны стать первоочередными при корректировке Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. При этом важно учитывать, что в советское время регулирование миграционных потоков в нашей стране осуществлялось только административными методами. В настоящее время за основу регулирования миграции взяты экономические и методы квотирования.

Еще одной проблемой, по мнению авторов, является слабая унификация юридических терминов и понятий, используемых в росси й-ском законодательстве регулирующим миграционную сферу правоотношений. Из-за разночтения и противоречий в терминологии в различных нормативно-правовых актах физические и юридические лица уходят от ответственности за нарушения миграционного законодательства, что напрямую сказывается на состоянии миграционной политики государства.

В России в последнее время издано огромное количество нормативно-правовых актов, регламентирующие миграционные правоотношения. Они создавались при различных подходах к миграционной политики и в разный период времени. За время их действия в них внесено множество дополнений и изменений.

Так в основополагающий федеральный закон в сфере миграции «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый в 2002 году [7], в настоящее время внесены изменения 117 Федеральными законами. А в федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принятого в 1996 году [8] федеральными законами внесено 102 изменения, из них 4 изменения, по Постановлениям Конституционного Суда РФ.

А ведь это только два из самых основных, из очень многих правовых актов, регулирующих миграционные правоотношения, в которые также, как и в эти за последние годы внесено множество дополнений и изменений. Даже специалистам в области миграции очень сложно в них ориентироваться и применять именно актуальные нормы права и действующие в них юридические формулировки понятий и терминов.

По мнению авторов, в первую очередь требуется определиться с главными и основными юридическими терминами в сфере миграционных отношений для их использования при составлении нормативно-правовых актов.

По мнению авторов, ими являются термины «паспортно-визовая работа и «паспортно-визовая система», являющиеся главным правовым инструментом государства в сфере миграционных правоотношений и занимающие главенствующее место в миграционном законодательстве, а значит и определяющие в настоящее время современную миграционную политику Российской Федерации.

Что же такое «паспортно-визовая работа»? В федеральном законодательстве и нормативно-правовых актах юридическая расшифровка данного термина отсутствует. В ряде документов Минтруда и других ведомств присутствуют типовые должностные инструкции работников по паспортно-визовой работе, однако какая это работа, из чего состоит и где в каких органах, ведомствах она проводится и какими нормативно-правовыми документами регламентирована - не указано.

В Положении о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ [9], которое является главным органом, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, перечислены виды деятельности, возложенные на него.

Основными из них являются:

- Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

- Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

- Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

- Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

- Осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

- Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой мигра-

ции, привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации [9].

По мнению авторов, эта деятельность и составляет «паспортно-визовую работу» и данную юридическую формулировку этого термина и стоит использовать во всех нормативно-правовых актах единообразно. Ведь «паспортно-визовую работу» выполняют и другие государственные органы.

Основными из них являются - Главное управление по вопросам миграции МВД РФ, другие подразделения и учреждения МВД, УВД в регионах, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия), пограничные органы и войска ФСБ России, МИД и представительства МИД в регионах Российской Федерации и, конечно же, другие органы и организации, принимающие участие в паспортно-визовой работе.

Таким образом, посредством «паспортно-визовой работы» государством создана «паспортно-визовая система». Это позволяет сформулировать юридическое понятие, что «паспортно-визовая система» - это совокупность общественных отношений урегулированных правом, возникающих между уполномоченными органами (службами), гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) при оказании государственных услуг и осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции, и связанных в связи с этим проверкой, оформлением, выдачей гражданам и организациям определенных паспортно-визовых документов - паспортов, загранпаспортов, видов на жительство, других удостоверений личности, документов о регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания, приглашений, виз, разрешений на временное проживание иностранным гражданам и других паспортно-визовых документов, а также соблюдения ими Правил пребывания и проживания на территории РФ».

По мнению авторов, данные термины и понятия, при изменении нормативно-правовых актов, касающихся сферы миграции, требуется ввести единообразно в действующие и во вновь принимаемые федеральные законы, что в дальнейшем позволит создать четкую единую юридическую терминологию понятий и терминов, используемых в миграционном законодательстве.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, принятие предлагаемых мер позволит создать стройный механизм миграционного законодательства, позволяющий стабилизировать миграционную ситуацию в стране и повысить безопасность государства.

Библиогра фия:

1. Путин В. В. Выступление на заседании Совета безопасности РФ от 19.10.22 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/69636 (дата обращения 13.01.2023).

2. Путин В. В. Россия: национальный вопрос. Авторская статья от 23.01.12 г - [Электронный ресурс]. - URL: // https://er.ru/activity/news/rossia-nazionalny-vopros (дата обращения 13.01.2023).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 г // Рос. газ. - 2012. - 13 дек. (№ 287).

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ 13.06.12 г.) Официальный текст - [Электронный ресурс]. Режим доступа: // www.kremlin.ru (дата обращения 13.01.23).

5. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.18 г. № 622 // Собр. за-конод-ва РФ. - 2018. - 31 окт. - № 45 (ст. 6917).

6. О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики: Указ Президента РФ от 10.02.22 г. № 48 // Собр. законод-ва РФ, 2022. - 10 февр. - № 7 (ст. 946).

7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.02 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Рос. газ. -2002. - 31 июля (№ 140).

8. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федеральный закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ (ред. от 25.06.2020) // Рос. газ. - 1996. - 22 авг. (№ 159).

9. Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»): Приказ МВД России от 13.12.19 г. № 940 (ред. от 28.12.2021) // компьютерная справочная правовая система России «Consultant Plus» - [Электронный ресурс]. Режим доступа. - URL: // consultant.ru (дата обращения 13.01.2023).

References:

1. Putin V.V. Speech at a meeting of the Security Council of the Russian Federation of 19.10.22 [Electronic Resource]. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/69636 (accessed date 13.01.2023).

2. Putin V.V. Russia: a national issue. Author's article from 23.01.12 - [Electronic resource]. - URL :// https://er.ru/activity/news/rossia-nazionalny-vopros (accessed date 13.01.2023).

3. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 12.12.2012//Ros. gas. - 2012. - Dec. 13 (287).

4. Concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the President of the Russian Federation in 13.06.12) Official text - [Electronic resource]. Access mode :// www.kremlin.ru (date of 13.01.23).

5. On the Concept of State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025: Decree of the President of the Russian Federation of 31.10.18 No. 622//Sobr. the law of the Russian Federation. - 2018. - October 31 - No. 45 (Article 6917).

6. On the Interdepartmental Commission of the Security Council of the Russian Federation on Improving State Migration Policy: Decree of the President of the Russian Federation of 10.02.22 No. 48//Sobr. Law of the Russian Federation, 2022. - Feb. 10 - No. 7 (Article 946).

7. On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation: federal law of 25.07.02 No. 115-FZ (edited by 29.12.2022) //Ros. gas. - 2002. - July 31

(No. 140).

8. On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation: Federal Law of 15.08.96 No. 114-FZ (as amended by

25.06.2020) //Ros. gas. - 1996. - August 22 (No. 159).

9. Issues of the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (together with the "Regulation on the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairsof the Russian Federation"): Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 13.12.19 No. 940 (as amended by

28.12.2021) //Russian computer reference legal system "Consultancy Plus" - [Electronic resource]. Access mode. - URL :// consultant.ru (accessed date 13.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.