Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / MIGRATION / MANAGEMENT OF MIGRATION / MIGRATION PROCESSES / CHANGE OF THE RESIDENCE / REGULATION OF MIGRATION FLOWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музыченко Павел Борисович

В статье рассматриваются особенности развития управления миграционными процессами в России. Приведен анализ изменений, происходивших в государственных органах управления за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANAGEMENT OF MIGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article features of development of management of migration processes in Russia are considered. The analysis of the changes happening in public authorities of management in recent years is provided.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Административное право; административный процесс

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУЗЫЧЕНКО Павел Борисович,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» Юридического института Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск. E-mail: Muzichenko59@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности развития управления миграционными процессами в России. Приведен анализ изменений, происходивших в государственных органах управления за последние годы.

Abstract: In article features of development of management of migration processes in Russia are considered. The analysis of the changes happening in public authorities of management in recent years is provided.

Ключевые слова: миграция, управление миграцией, миграционные процессы, изменение места жительства, регулирование миграционных потоков.

Keywords: migration, management of migration, migration processes, change of the residence, regulation of migration flows.

Рассматривая современные экономические, административно-хозяйственные, экологические и другие проблемы, которые все острее встают почти в каждом регионе Российской Федерации, необходимо отметить, что для их разрешения требуется множество управленческих и хозяйственных решений. Важнейшим из них и актуальным в настоящее время, является целенаправленное воздействие на процессы миграции населения.

Миграция населения всегда исходит от стремления людей к изменению места жительства. Однако это стремление обусловлено не только возможностью получения подходящей работы или перспективами роста социально-профессионального статуса, но и гораздо более широким кругом потребностей -экономических, социальных и иных.

Структура потребностей различна не только у разных совокупностей людей, но и у каждого человека. Принятие решения о перемене места жительства, а тем более переезде в другое государство, является социальным актом. Это сознательно принимаемое решение обусловливается такими факторами, как: неудовлетворенные потребности человека в конкретном месте его жительства; невозможность решить социальные проблемы по месту своего проживания; невостребованность его возможностей в регионе проживания; наличие факторов, которые способны удовлетворить потребности и возможности человека в других регионах.

Естественно, что между общественным интересом и интересами каждого в отдельности человека объективно возникают противоречия, разрешение которых необходимо регулировать правовыми методами. Каждое государство пытается управлять миграционными процессами, причем у управления проявляется специфический характер.

Исторически безопасность государства формировалась под мощным воздействием внешних факторов. Регулирование миграционных потоков в советское время осуществлялось преимущественно административными методами. Сегодня же в основе новой модели регулирования лежат методы квотирования и экономические методы [1]. При этом особенно важно, что основное внимание уделяется внутренним экономическим проблемам территорий.

Во-первых, объектом воздействия выступает не ми-

грация сама по себе, а та региональная система, в рамках которой совершается этот процесс. В эту систему включаются такие составляющие, как экономическая, социальная, демографическая и экологическая.

Во-вторых, объектом воздействия выступает не только региональная система с ее составляющими, но и миграционное поведение населения. Естественно, что эффективно воздействовать на миграцию можно только при изучении всех этих потребностей. Только зная их, можно разработать средства для их удовлетворения.

Вместе с тем, прямое воздействие на подавляющую часть миграции невозможно. Ею можно управлять только косвенно: т.е. необходимо создавать условия, в которых этот процесс может развиваться.

Основным способом влияния на миграционные процессы является - управление миграцией, которое может и должно осуществляться на государственном, региональном, муниципальном уровнях. Естественно, что наиболее эффективное управление миграцией происходит путем государственного управления, главное, чтобы при этом не было допущено нарушений гражданских и политических прав граждан, что является одной из основных и сложнейших задач государства.

Таким образом, для управления миграцией государством создается система управления между субъектами административного права, участвующими в обеспечении паспортно-визового режима и позволяющая управлять миграционными процессами на основе Федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов - Указов Президента, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных документов, принимаемых в субъектах Российской Федерации. Эти задачи и решают уполномоченные на это в области миграции субъекты административного права - специальные государственные органы.

Вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища решаются Президентом РФ. По его указанию разрабатываются законы, программные документы, которые регулируют миграционную политику. Так, в 1996 г. был принят закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2], а также Указ Президента РФ «О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Рос-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)

сийской Федерации» [3]. В этих и других нормативных актах разработаны основы миграционной политики, расписаны функции и порядок деятельности должностных лиц и органов.

Для целостного подхода к проблеме контроля регулирования миграционных потоков в Российской Федерации, необходимости взаимодействия по вопросам паспортно-визовой работы при регулировании миграции населения и для единого подхода к созданию общего механизма обмена информацией, совместного влияния на негативные процессы, связанные с неконтролируемой миграцией, в марте 1993 г. была создана Федеральная миграционная служба. Было утверждено Положение о федеральной миграционной службе России, которое было дополнено в 1994 и 1998 г.г. (Постановление Правительства РФ № 252 от 29.03.1994 г. и № 1304 от 06.11.1998 г.).

Однако, учитывая необходимость более полно влиять на миграционные процессы в стране, а они неразрывно связаны с проблемами федеративного государственного устройства, национальной политикой, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2000 г. № 740 было утверждено Положение о Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, в ведение которого переданы все вопросы, ранее относящиеся к Федеральной миграционной службе. При этом Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 173 «Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе России» признано утратившим силу (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 10, ст. 836).

Созданное в 2000 г. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации проделало определенную работу. Вместе с тем, это Министерство в какой-то степени дублировало деятельность МВД России, МИД России, Министерства экономического развития и торговли, ряд направлений деятельности ФСБ, ФПС и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

С целью упорядочивания работы 16 октября 2001 г. Президент РФ подписал Указ, касающийся деятельности Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Согласно этому указу, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации было упразднено, а его функ-ции-распределены между МВД, МИД и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В 2004 г. Указом Президента РФ принято решение об организации Федеральной миграционной службы, которая до 2016 г. являлась федеральным органом исполнительной вла-

сти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России являлась самостоятельным юридическим лицом, а созданные в субъектах РФ территориальные органы ФМС России юридически не подчинялись органам государственной власти субъектов РФ, но при этом, вместе с ними составляли единую государственную систему управления миграционными процессами в Российской Федерации.

Федеральная Миграционная служба была упразднена в апреле 2016 г. Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [4]. На ее базе в структуре МВД Российской Федерации было создано Главное управление по вопросам миграции, которое в настоящее время осуществляет функции и полномочия по выработке и реализации государственной политики, производит нормативно-правовое регулирование, а также осуществляет правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции. То есть в настоящее время Главное управление по вопросам миграции МВД России и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации составляют современную единую государственную систему управления миграционными процессами в Российской Федерации. Только в 2017-2019 гг. более чем в десять федеральных законов и постановления Правительства внесены изменения касающиеся совершенствования управления миграцией или они изданы в новой редакции. Это в первую очередь касается федеральных законов «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2] и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5].

Несмотря на то, что проблемы миграции населения существуют во всех государствах, возможности их регулирования, не нарушая гражданских и политических прав граждан, являются одной из основных и сложнейших задач государства. Принимаемые в настоящее время меры Президентом, Государственной Думой, Правительством РФ по построению правового государства и напрямую затрагивающие административно-правовые взаимоотношения граждан и государственных органов, осуществляющих управленческие функции, должны быть настолько сбалансированы, чтобы, не ущемляя прав граждан, государство могло реально влиять на миграционные процессы и преодолевать негативные последствия имеющей место неконтролируемой миграции.

Библиография:

1. Музыченко П.Б. О проблемах совершенствования паспортно-визовой системы в Российской Федерации // Российская юстиция. № 8. Март. 2013.

2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ (ред. от 17.06.19 г.) // Рос. газ. 1996. 22 авг. (№ 159).

3. О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.03.96 г. № 371 (ред. от 14.01.16 г.) // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1059.

4. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 (ред. от 15.05.2018) / /Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 15. - Ст. 2071.

5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.02 г. № 115-ФЗ (ред. от 26.07.19 г.) // Рос. газ. 2002. 31 июля (№ 140).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.