Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕРМИНОЛОГИЯ В МИГРАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музыченко Павел Борисович, Музыченко Надежда Павловна

В статье рассматриваются современные проблемы правового регулирования миграционных процессов в России. Предлагаются меры позволяющие систематизировать миграционное законодательство и создать четкую единую юридическую терминологию понятий и терминов, используемых в миграционной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses modern problems of legal regulation of migration processes in Russia. Measures are proposed to systematize migration legislation and create a clear unified legal terminology of concepts and terms used in the field of migration.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_170 УДК 351

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ CURRENT PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES

IN THE RUSSIAN FEDERATION

МУЗЫЧЕНКО Павел Борисович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» Юридического института Тихоокеанского государственного университета. 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

МУЗЫЧЕНКО Надежда Павловна,

кандидат социологических наук, доцент высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса Тихоокеанского государственного университета.

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

Muzychenko Pavel Borisovich,

candidate of jurisprudence, associate professor, head of the department "Criminal and legal disciplines" Pacific state university, Khabarovsk, Russian Federation. 136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

Muzychenko Nadezhda Pavlovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Higher School of Media, Communications and Service, Pacific State University, Khabarovsk.

136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: Muzichenko59@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы правового регулирования миграционных процессов в России. Предлагаются меры позволяющие систематизировать миграционное законодательство и создать четкую единую юридическую терминологию понятий и терминов, используемых в миграционной сфере.

Abstract: The article discusses modern problems of legal regulation of migration processes in Russia. Measures are proposed to systematize migration legislation and create a clear unified legal terminology of concepts and terms used in the field of migration.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, миграционное законодательство, терминология в миграционной

сфере.

Keywords: migration, migration processes, migration legislation, terminology in the field of migration.

Дата направления статьи в редакцию: 12.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

27 октября 2021 г. секретарь Совета Безопасности России Патрушев Н. П. в режиме видеоконференцсвязи провел совещание по актуальным вопросам национальной безопасности в регионах Центральной России. В частности, он заявил следующее: «Масштабный приток трудовых мигрантов из других государств несет серьезные риски роста преступности, возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве, массовых беспорядков, способствует повышению напряженности среди коренного населения» [1].

То есть миграционная проблема в Российской Федерации стала настолько актуальной, что ею занялись на самом высоком уровне. В ближайшее время следует ожидать самых решительных мер государства, направленных на противодействие массовому притоку мигрантов [2].

Исторически безопасность всех государств формировалась под мощным воздействием внешних факторов. Несомненно, одним из них являлась миграция населения. Регулирование миграционных потоков всегда являлась основной из задач государства, она и сегодня остается важнейшей в обеспечении безопасности.

Миграционный кризис в Европе, возникший в начале 2015 года, связанный с огромным потоком беженцев и нелегальных мигрантов показал, что многие государства не готовы к правовому регулированию миграционных процессов и адекватным совместным действиям по их управлению.

Неслучайно, что в Докладе о мировой миграции, изданном в 2020 году Международной организацией по миграции при ООН в пятой главе конкретно указано, что в мире «...становится все труднее услышать сбалансированные точки зрения в публичных дебатах по важным политическим вопросам, таким как международная миграция» [3].

Учитывая глобальные изменения, происходящие в сфере миграции в мире, Российская Федерация в октябре 2018 года при-

няла новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019-2025 годы [4], при этом была отменена прошлая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г.

Также, в последние годы в нашей стране произошли коренные изменения в подходах к управлению миграции. В 2016 году упразднена Федеральная миграционная служба и на ее базе в структуре МВД Российской Федерации было создано Главное управление по вопросам миграции, которое в настоящее время осуществляет функции и полномочия по выработке и реализации государственной политики, производит нормативно-правовое регулирование, а также осуществляет правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции. Стоит сказать, что с 1993 года это уже пятое структурное изменение системы управления миграцией в нашей стране, о чем автор уже указывал в своем научном исследовании, опубликованном в 2020 году [5].

Безусловно, все происходящие реформы в этой сфере это требование времени на конкретном этапе развития экономических и межгосударственных отношений. Ведь регулирование миграционных потоков в нашей стране в советское время осуществлялось преимущественно административными методами. Сегодня же в основе новой модели регулирования лежат методы квотирования и экономические методы.

Но, по мнению автора, имеются ряд проблем тормозящие преобразования в сфере миграции. Основными из них являются отсутствие систематизации миграционного законодательства и слабая унификация терминов и понятий, используемых в миграционной сфере.

За годы проводимых реформ в России в последние десятилетия издано огромное количество правовых актов, которые регламентируют миграционные отношения. Все они изданы в разные периоды и при различных подходах нашей страны к собственной миграционной политики и поэтому они претерпели множество глобальных изменений.

Например, в основополагающий федеральный закон в сфере регулирования миграционных отношений «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый в 2002 году [6], в настоящее время внесены изменения 117 Федеральными законами. А в федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», принятого в 1996 году [7] федеральными законами внесено 102 изменения, из них 4 изменения, по Постановлениям Конституционного Суда РФ.

А ведь это только два из самых основных, из очень многих правовых актов, регулирующих миграционные правоотношения, в которые также за последние годы внесено множество дополнений и изменений. И сегодня даже специалистам очень сложно в них ориентироваться и применять именно актуальные нормы права и действующие юридические формулировки понятий и терминов.

Множество ученых, в нашей стране начиная с 90-х годов, указывают на необходимость систематизации принятых в стране миграционных правовых актов. Так доктор юридических наук, профессор Жеребцов А.Н. еще в 2008 году в своей научной статье «Кодификация миграционного законодательства как правовая основа формирования миграционной политики Российской Федерации» [8] указывал на скорейшее принятие Миграционного кодекса. Такое же мнение высказывали ученые Казакова Т.В [9], Степанов А.В. [10], Телешина Н.Н. [11].

Руководитель Центра публично-правовых исследований института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России, доктор юридических наук, профессор Андриченко Л.В. в своих научных статьях также прямо ставит вопрос о принятии Миграционного кодекса. По ее мнению «...именно кодекс позволил бы обеспечить «стягивание» всего массива законодательного регулирования в рамках единого документа, что весьма эффективно с точки зрения его применения, а также решить многие другие проблемы систематизации миграционного законодательства, способствуя не только упорядочиванию всей нормативной правовой основы, но и коренной переработке его отдельных элементов, обеспечению их согласованности, компактности, в том числе путем расчистки нормативного материала от излишних, устаревших и дублирующих себя норм» [12].

Однако, несмотря на явную необходимость решения проблем, путем надлежащей систематизации миграционного законодательства, этот вопрос до настоящего времени не решается и не рассматривается на законодательном уровне. Ведь даже в последней Концепции государственной миграционной политики, нет упоминания о планах совершенствования миграционного законодательства.

Еще одной из проблем, являющейся прямым следствием несовершенства миграционного законодательства, остается унификация терминов и понятий, используемых в федеральных законах и подзаконных нормативных актах в миграционной сфере.

Об этом также много писалось в юридической литературе и научных статьях. Так Андриченко Л.В. приводит пример, что термин «принимающая сторона» по-разному указан в основополагающих законах и что ряд весьма значимых понятий регламентируются не в федеральных законах, а в подзаконных актах [12], что может привести к их различному юридическому толкованию.

В первую очередь требуется определиться с главными основными терминами, используемыми при регулировании миграционных процессов. По мнению автора, несомненно, ими являются понятия терминов «паспортно-визовая работа» и «паспортно-визовой режим», занимающие главное место в миграционном законодательстве.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

Они также занимают главенствующие место в «паспортно-визовой системе» общественных отношений государства и граждан. Об этом автор неоднократно указывал в своих монографиях и научных статьях: «Миграционный учет как главная составляющая паспортно-визовой системы и основа управления миграционными процессами в Российской Федерации» [13], «О проблемах совершенствования паспортно-визовой системы в Российской Федерации» [14], «Организационно-правовая система обеспечения паспортно-визового режима при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации» [15].

На основе анализа бесспорных юридических формулировок терминов административно-правовых режимов автор считает, что «Паспортно-визовой режим» - это установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации при этом ими своих прав и обязанностей, согласно Конституции Российской Федерации, а также правил определяющих условия для обеспечения безопасности государства, интересов общества и охраны общественного порядка, специально созданными для этих целей органами и службами государственного управления.

«Паспортно-визовый режим» включает в себя эффективную и грамотно организованную «паспортно-визовую работу», состоящую из множества составляющих элементов. Основой «паспортно-визовой работы» являются функции и задачи, выполняемые специальными органами и службами государственного управления, возложенные на них государством Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ и Положениями об их деятельности. Таким образом, правовой основой «паспортно-визовой работы» является Конституция РФ и все миграционное законодательство страны в целом.

Основными государственными органами, уполномоченными проводить паспортно-визовую работу и осуществлять правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции являются - Главное управление по вопросам миграции МВД РФ, другие подразделения и учреждения МВД, УВД в регионах, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия), пограничные органы и войска ФСБ России, МИД и представительства МИД в регионах Российской Федерации.

Данный подход позволяет сформулировать понятие, что «паспортно-визовая система» - это совокупность общественных отношений урегулированных правом, возникающих между уполномоченными органами (службами) и гражданами при оказании государственных услуг и осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции, и связанных в связи с этим проверкой, оформлением, выдачей гражданам и организациям определенных паспортно-визовых документов - паспортов, загранпаспортов, видов на жительство, других удостоверений личности, документов о регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания, приглашений, виз, разрешений на временное проживание иностранным гражданам и других паспортно-визовых документов, а также соблюдения ими Правил пребывания и проживания на территории РФ» [15].

Данные термины и понятия, по мнению автора, требуется единообразно ввести в действующие и во вновь принимаемые федеральные законы и подзаконные акты, что в дальнейшем позволит создать четкую единую юридическую терминологию понятий и терминов, используемых в миграционном законодательстве. Таким образом, для дальнейшего совершенствования регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, принятие предлагаемых мер позволит создать стройный механизм миграционного законодательства, позволяющий стабилизировать миграционную ситуацию в стране и повысить безопасность государства.

Библиография:

1. Патрушев: приток мигрантов усиливает риск преступности и терроризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru /news/polit /3409150.html. (дата обращения 29.10. 2021 г.).

2. Путин сегодня. Старт дан. Государственники выступили против массового притока мигрантов в Россию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.putin-today.ru/archives/136562. (дата обращения 29.10. 2021 г.).

3. Доклад о мировой миграции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/Докпад_о_мировой_миграции (дата обращения 29.10. 2021 г.).

4. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 // Собр. законод-ва РФ, 05.11.2018 г., № 45, ст. 6917.

5. Музыченко П.Б. Особенности управления миграционными процессами в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2020 г.- №1 (181); С. 205-206.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) // Собр. законод-ва РФ, 29.07.2002 г., № 30, ст. 3032.

7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // Собр. законод-ва РФ, 19.08.1996 г., № 34, ст. 4029.

8. Жеребцов А.Н. Кодификация миграционного законодательства как правовая основа формирования миграционной политики Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 13 - 18.

9. Казакова Т.В. Правовое регулирование миграционных процессов: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. 2014. № 5.

10. Степанов А.В. Миграционное право как новое структурное формирование в системе права Российской Федерации: за и против (анализ точек зрения) // Административное право и процесс. 2014. № 11. С.32-35.

11. Телешина Н.Н. Понятие и место миграционного права в системе права Российской Федерации // Российская юстиция. - М.: Юрист,

2012, № 1.

12. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 5-15.

13. Музыченко П.Б. Миграционный учет как главная составляющая паспортно-визовой системы и основа управления миграционными процессами в Российской Федерации // Вестник ТОГУ. 2009. № 3(14). С. 267-272.

14. Музыченко П.Б. О проблемах совершенствования паспортно-визовой системы в Российской Федерации // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2013, № 8. - С. 12-14.

15. Музыченко П.Б. Организационно-правовая система обеспечения паспортно-визового режима при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации. Монография / П. Б. Музыченко - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. 2021. - 195 с.

References (transliterated)

1. Patrushev: pritok migrantov usilivaet risk prestupnosti i terrorizma. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://regnum.ru /news/polit /3409150.html. (data obrashcheniya 29.10. 2021 g.).

2. Putin segodnya. Start dan. Gosudarstvenniki vystupili protiv massovogo pritoka migrantov v Rossiyu. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.putin-today.ru/archives/136562. (data obrashcheniya 29.10. 2021 g.).

3. Doklad o mirovoj migracii. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Doklad_o_mirovoj_migracii (data obrashcheniya 29.10. 2021 g.).

4. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 - 2025 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 g. № 622 // Sobr. zakonod-va RF, 05.11.2018 g., № 45, st. 6917.

5. Muzychenko P.B. Osobennosti upravleniya migracionnymi processami v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020 g.-№1 (181); S. 205-206.

6. O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ (red. ot 02.07.2021 g.) // Sobr. zakonod-va RF, 29.07.2002 g., № 30, st. 3032.

7. O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu: Federal'nyj zakon ot 15.08.1996 g. № 114-FZ (red. ot 01.07.2021 g.) // Sobr. zakonod-va RF, 19.08.1996 g., № 34, st. 4029.

8. ZHerebcov A.N. Kodifikaciya migracionnogo zakonodatel'stva kak pravovaya osnova formirovaniya migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii // Rossijskaya yusticiya. 2008. № 2. S. 13 - 18.

9. Kazakova T.V. Pravovoe regulirovanie migracionnyh processov: problemy i perspektivy razvitiya // YUridicheskij mir. 2014. № 5.

10. Stepanov A.V. Migracionnoe pravo kak novoe strukturnoe formirovanie v sisteme prava Rossijskoj Federacii: za i protiv (analiz tochek zreniya) // Administrativnoe pravo i process. 2014. № 11. S.32-35.

11. Teleshina N.N. Ponyatie i mesto migracionnogo prava v sisteme prava Rossijskoj Federacii // Rossijskaya yusticiya. - M.: YUrist, 2012, № 1.

12. Andrichenko L.V. Problemy sistematizacii migracionnogo zakonodatel'stva // ZHurnal rossijskogo prava. 2014. № 12. S. 5-15.

13. Muzychenko P.B. Migracionnyj uchet kak glavnaya sostavlyayushchaya pasportno-vizovoj sistemy i osnova upravleniya migracionnymi processami v Rossijskoj Federacii // Vestnik TOGU. 2009. № 3(14). S. 267-272.

14. Muzychenko P.B. O problemah sovershenstvovaniya pasportno-vizovoj sistemy v Rossijskoj Federacii // Rossijskaya yusti-ciya. - M.: YUrist, 2013, № 8. - S. 12-14.

15. Muzychenko P.B. Organizacionno-pravovaya sistema obespecheniya pasportno-vizovogo rezhima pri regulirovanii migracionnyh processov v Rossijskoj Federacii. Monografiya / P. B. Muzychenko - Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta. 2021. - 195 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.