Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ПОБОИ / БЛИЗКИЕ ЛИЦА / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музыченко Павел Борисович

В статье на основе анализа законодательных актов и нормативных материалов, информационных данных, а также трудов отечественных авторов рассматриваются особенности либерализации уголовного законодательства в сфере семьи, а также приводятся мнения противников и сторонников декриминализации побоев в отношении близких людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Музыченко Павел Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DECRIMINALIZATION OF DOMESTIC VIOLENCE

Based on the analysis of legislative acts and regulatory materials, information data, as well as the works of domestic authors, the article examines the features of the liberalization of criminal legislation in the field of the family, as well as the opinions of opponents and supporters of the decriminalization of beatings against loved ones.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _160 УДК 343.615

ПРОБЛЕМЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ CHALLENGES IN DECRIMINALIZING DOMESTIC VIOLENCE

МУЗЫЧЕНКО Павел Борисович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» Юридического института Тихоокеанского государственного университета. 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: Muzichenko59@mail.ru;

Muzychenko Pavel Borisovich,

candidate of jurisprudence, associate professor, head of the department "Criminal and legal disciplines" Pacific state university.

136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: Muzichenko59@mail.ru

Краткая аннотация: В статье на основе анализа законодательных актов и нормативных материалов, информационных данных, а также трудов отечественных авторов рассматриваются особенности либерализации уголовного законодательства в сфере семьи, а также приводятся мнения противников и сторонников декриминализации побоев в отношении близких людей.

Abstract: Based on the analysis of legislative acts and regulatory materials, information data, as well as the works of domestic authors, the article examines the features of the liberalization of criminal legislation in the field of the family, as well as the opinions of opponents and supporters of the decriminalization of beatings against loved ones.

Ключевые слова: Насилие, побои, близкие лица, декриминализация уголовного законодательства, административная ответственность, уголовная ответственность.

Keywords: Violence, beatings, loved ones, decriminalization of criminal legislation, administrative liability, criminal liability.

Дата направления статьи в редакцию: 12.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Проблема насилия в семье является одной из самых серьезных и важнейших мировых проблем настоящего времени. Данный вопрос в Российской Федерации также остается одним из самых недооцененных в области семейной политики, хотя проявление се-мейно-бытового насилия в последние годы приобрело угрожающие масштабы.

Официальная статистика МВД России уже несколько лет подряд демонстрирует стабильный рост числа преступлений, совершенных в семье, - примерно на 5000 случаев ежегодно. В 2019 году в семейно-бытовой сфере погибло 472 мужчины и 243 женщины; общее число убийств в этой сфере составило 715, или 13% среди всех предварительно расследованных убийств (их число составило 5 461) [1].

В Конституции Российской Федерации, записано «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам, насилию и другим наказаниям и обращениям, унижающему человеческое достоинство» [2]. Это фундаментальная основа конституционного строя России.

Обеспечение и защита прав человека, обязанности по борьбе с насилием в отношении женщин и детей закреплены также и на международном уровне. К основным международным документам, обеспечивающим защиту людей от насилия, относят Всеобщую декларацию прав человека [3], Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. [4], Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [5]. Однако, в нашей стране, до сих пор нет отдельного специального закона, конкретно направленного на борьбу с домашним насилием.

Сейчас в стране действует «Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» от 25 августа 2014 г. № 1618-р [6], в которой большее внимание уделяется экономической составляющей семьи как причине возникающих конфликтов. По нашему мнению этого явно недостаточно и необходим закон, регламентирующий все аспекты и механизм борьбы с бытовым насилием. Также, по мнению автора, необходимо выработать стратегию государства по противодействию и предупреждению насильственных действий в семьях и начать ее скорейшую реализацию.

Домашнее насилие характеризуется латентностью (скрытость) и систематичностью, таким образом, о реальных масштабах катастрофы мы можем только догадываться. Многое остается в тайне, не доходит до органов внутренних дел, не говоря уже о суде. Большинство жертв насилия терпят или обращаются, когда уже поздно и их здоровью причинен тяжкий вред. Чтобы добиться защиты необходимо быть юридически грамотным, суметь собрать все доказательства и правильно оформить заявление. Для многих - это практически невыполнимо, и им остается жить с тем, кто издевается над ним.

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Обстановка в семьях еще более усугубилась после принятия закона о декриминализации побоев, который отнес насилие к административным нарушениям. Под декриминализацией здесь понимается процесс исключения определенных категорий преступлений из Уголовного Кодекса РФ в разряд административных правонарушений.

Под побоями по ст. 6.1.1 КоАП РФ [7], понимают насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие кратковременных расстройств здоровья, незначительной стойкой утраты общей трудоспособности. Семейные побои - это совершение насильственных действий, причиняющих физическую боль, но не влекущие последствий, перечисленных в ст. 115 УК РФ, в отношении близких лиц (близкие родственники, опекуны, попечители и так далее) (ст. 116 УК РФ). Изначально, идея о переносе преступлений небольшой, средней тяжести в административные правонарушения объяснялась несоразмерностью ответственности за данные преступления и их степенью опасности для общества.

Как считают многие исследователи данной темы, сама судимость и последующие от нее отрицательные последствия не соразмерны с характером данных деяний, как например, совершение однократного насильственного действия, которое не влечет серьезного физического, психического урона здоровью человека.

В качестве главной причиной самого процесса декриминализации выделяют попытку уменьшения загруженности на органы суда, что, по мнению председателя Верховного суда, будет способствовать более тщательной проработке судами уголовных дел большей степени тяжести [8]. Однако, следует обратить внимание на то, что государство обязано защищать людей от всех действий, нарушающих их права, угрожающих их здоровью, а не отдавать предпочтение более комфортным условиям работы суда.

Здесь можно привести слова сенатора Совета Федерации Е. Б. Мизулиной: «Несправедливо то, что насилие в отношении членов семьи рассматривается как уголовное преступление, а те же самые действия, совершенные посторонними людьми - административным нарушением» [9].

То есть, представители власти приравнивают по степени опасности для общества побои, совершенные в кругу семьи и побои, совершенные посторонними людьми. Это по нашему мнению неверно. Так статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов К. Э. Добрынин говорит, что «повышенная уголовная ответственность для тех, кто применяет насилие в семье, по сравнению с другими людьми, основывается на различии в характере, обстановке совершаемых действий: дома жертв забивают и убивают свои. Те, кто должен беречь, охранять и растить» [10]. В близких отношениях вы не можете убежать и закрыться.

Анализ, проведенный З. Э. Эргашевой в Казанском юридическом институте МВД РФ показывает, что «... по оценкам экспертов, например, Б. А. Швырева, О. В. Кудряшова, И. В. Выдрина, декриминализация побоев создала почву для формирования правового нигилизма, чувства безнаказанности» [11]. Ведь при завершении административного процесса и назначения наказания штраф будет выплачиваться из бюджета семьи, а для семей с низким заработком, тяжелым материальным положением, это становится значимым фактором.

Таким образом, штраф становится наказанием, как для виновного, так и для его жертвы. Соответственно, число людей, терпящих избиение и умалчивающих об этом от безысходности, вырастает.

Анна Ривина, руководитель проекта «Насилию. НЕТ» отмечает, что выплата денег из семейного бюджета провоцирует дебошира к еще большей агрессии. Семейные побои, насилие носит повторяющийся и нарастающий характер [12]. Пресечение преступлений небольшой тяжести позволит минимизировать возникновение более тяжких деяний, причиняющих серьезный вред здоровью человека, а то и приводящих к смерти. Если при первом случае насильственных действий будет применена административная ответственность, то зная о систематичности, нарастании жестокости побоев, уже в следующий раз может произойти настоящая трагедия. Международный опыт показывает, что сократить появление бытового насилия можно только строгими, «агрессивными» законами. Россия находится в списке стран с самыми слабыми мерами в решении данной проблемы.

Таким образом, по мнению автора, в настоящее время дальнейшая декриминализация побоев недопустима, так как в нашей стране еще не выработан должный механизм по противодействию и предупреждению насильственных действий в семьях. Пользующаяся успехом среди государственных деятелей мнение, что семья - дело личное, приводит к тому, что в стране формируется патриархальная культура, и, соответственно, происходит уход от решения проблемы жестокого обращения с родными. Кроме того, значительным фактором, затрудняющим развитие в области выработки механизма защиты жертв домашнего насилия, является консервативное отношение самого общества к насилию в семье.

Для решения всех этих вопросов в первую очередь следует расширить и конкретизировать набор квалифицирующих признаков состава ст. 116 УК РФ, а не ограничиваться только мотивами. Для этого необходимо соединить ужесточение ответственности с характеристиками потерпевшего. И, соответственно, дополнить норму, установив ответственность за причинение побоев детям, женщинам, которые находятся в состоянии беременности, лицам, которые находятся в беспомощном, зависимом состоянии. Данные критерии значительно усилят степень общественной опасности данного правонарушения, так как насильник причиняет боль лицу, который

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

намного его слабее и беззащитен. При этом в каждой ситуации должно оцениваться состояние и положение жертвы.

Таким образом, действующее законодательство еще недостаточно отвечает целям защиты прав личности при фактах насилия в семьях. Скорейшее принятие предлагаемых изменений и конкретизация существующих норм, по мнению автора, способствовали бы уменьшению данных правонарушений и преступлений и улучшили защиту людей от домашнего насилия.

Библиография:

1. Статистика домашнего насилия в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Статисти-ка_домашнего_насилия_ в_России. (дата обращения 12.09. 2021 г.)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) Российской Федерации // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 г. опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 г. (дата обращения 12.09. 2021 г.)

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 10 дек. 1998.

4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22 января 1993 года) // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 2. - С. 3-28.

5. Конвенция оОн о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions (дата обращения 12.09. 2021 г.)

6. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года: Распор. Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://semyabalakovo.ru/dokument-1 (дата обращения 12.09. 2021 г.)

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.01 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 14.04.2021 г.) // Рос. газ. - 2001. - 31 дек. (№ 256).

8. Кудряшов О. В. Проблема декриминализации побоев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://goverment.esrae.ru/pdf/2015/3/341.pdf. (дата обращения 12.09. 2021 г.)

9. Информационное агентство России «ТАСС». Ударить нельзя судить: мнения за и против декриминализации семейных побоев - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/3971405 (дата обращения 12.09. 2021 г.)

10. Добрынин К. Э. Бить будут чаще. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/blogs/2017/02/01/1588279.html (дата обращения 12.09. 2021 г.).

11. Эргашева, З.Е. К вопросу о декриминализации побоев [Электронный ресурс] // Вестник Казанского юридического института МВД России. -Режим доступа: http://cyberlen-inka.ru/article/n/k-voprosu-o-dekriminalizatsii-poboev (дата обращения 12.09. 2021 г.)

12. Бить стали больше. Ривина А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3535888 (дата обращения 12.09.

2021 г.)

References (transliterated}

1. Statistika domashnego nasiliya v Rossii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Statisti-ka_domashnego_nasiliya_ v_Rossii. (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golo-sovaniya 01.07.2020 g.) Rossijskoj Federacii // Oficial'nyj tekst Konstitucii RF s vnesennymi popravkami ot 14.03.2020 g. opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 g. (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

3. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OoN 10.12.1948) // Rossijskaya gazeta. - 10 dek. 1998.

4. Konvenciya o pravovoj pomoshchi i pravovyh otnosheniyah po grazhdanskim, semejnym i ugolovnym delam (Zaklyuchena v g. Minske 22 yanvarya 1993 goda) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 1995. - № 2. - S. 3-28.

5. Konvenciya OON o likvidacii vsekh form diskriminacii v otnoshenii zhenshchin [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

6. Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj politiki v RF na period do 2025 goda: Raspor. Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://semyabalakovo.ru/dokument-1 (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

7. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: feder. zakon ot 30.12.01 g. № 195-FZ (red. ot 24.03.2021 g. s izm. i dop., vstu-payushchimi v silu s 14.04.2021 g.) // Ros. gaz. - 2001. - 31 dek. (№ 256).

8. Kudryashov O. V. Problema dekriminalizacii poboev [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://govermentesrae.ni/pdff/2015/3/341.pdff. (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

9. Informacionnoe agentstvo Rossii «TASS». Udarit' nel'zya sudit': mneniya za i protiv dekriminalizacii semejnyh poboev - [Elektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://tass.ru/obschestvo/3971405 (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

10. Dobrynin K. E. Bit' budut chashche. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.rosbalt.ru/blogs/2017/02/01/1588279.html (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.).

11. Ergasheva, Z.E. K voprosu o dekriminalizacii poboev [Elektronnyj resurs] // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - Rezhim dostupa: http://cyberlen-inka.ru/article/n/k-voprosu-o-dekriminalizatsii-poboev (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

12. Bit' stali bol'she. Rivina A. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3535888 (data obrashcheniya 12.09. 2021 g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.