Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВОГО СМОТРА С СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВОГО СМОТРА С СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ВИД / МЕТОДИКА / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТРОЕВОЙ СМОТР / СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНА УИС / РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ УИС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Николай Викторович

В представленной работе рассматриваются правовые и методологические основы проведения строевого смотра с сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В учреждениях и органах ФСИН России ежегодно проводятся строевые смотры в целях поддержания надлежащего внешнего вида сотрудников, что является одной из составляющих позитивного имиджа. В целях приведения имеющегося порядка проведения строевых смотров к единым требованиям автором исследования была изучена практика территориальных органов ФСИН России. Анализ исследования позволил автору сделать вывод о том, что методика проведения данных мероприятий в настоящее время детально не регламентируется, что создает определенные трудности в ходе их практической реализации. В заключение даются предложения, направленные на совершенствование методики проведения данных мероприятий. По мнению автора, сформулированные рекомендации позволят руководителям органов и учреждений УИС повысить уровень строевой культуры сотрудников, а также будут способствовать укреплению дисциплины и организованности в подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Румянцев Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODS OF CONDUCTING AN INSPECTION PARADE WITH PENAL OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the presented work, the legal and methodological foundations of conducting a drill review with employees of the penitentiary system of the Russian Federation are considered. In institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, drill reviews are held annually in order to maintain the proper appearance of employees, which is one of the components of a positive image. In order to bring the existing procedure for conducting drill inspections to uniform requirements, the author of the study studied the practice of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia. The analysis of the study allowed the author to conclude that the methodology of these events is currently not regulated in detail, which creates certain difficulties in the course of their practical implementation. In conclusion, the proposals aimed at improving the methodology of these events are given. According to the author, the recommendations formulated will allow the heads of the bodies and institutions of the UIS to increase the level of drill culture of employees, and will also contribute to strengthening discipline and organization in the units.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВОГО СМОТРА С СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.37523/SUI.2022.50.4.007 УДК 34.08

Румянцев Николай Викторович

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник НИЦ-3, Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: rumyantsevn.v@ya

Nikolay V. Rumyantsev

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Researcher of Scientific and Research Centre-3, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, bldg. 1, 15a, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: rumyantsevn.v@ya.ru

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВОГО СМОТРА С СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В представленной работе рассматриваются правовые и методологические основы проведения строевого смотра с сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

В учреждениях и органах ФСИН России ежегодно проводятся строевые смотры в целях поддержания надлежащего внешнего вида сотрудников, что является одной из составляющих позитивного имиджа.

В целях приведения имеющегося порядка проведения строевых смотров к единым требованиям автором исследования была изучена практика территориальных органов ФСИН России.

Анализ исследования позволил автору сделать вывод о том, что методика проведения данных мероприятий в настоящее время детально не регламентируется, что создает определенные трудности в ходе их практической реализации.

В заключение даются предложения, направленные на совершенствование методики проведения данных мероприятий. По мнению автора, сформулированные рекомендации позволят руководителям органов и учреждений УИС повысить уровень строевой культуры сотрудников, а также будут способствовать укреплению дисциплины и организованности в подразделениях.

Ключевые слова: внешний вид, методика, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, строевой смотр, строевые приемы, форменная одежда, руководитель органа УИС, руководитель учреждения УИС.

Summary. In the presented work, the legal and methodological foundations of conducting a drill review with employees of the penitentiary system of the Russian Federation are considered.

In institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, drill reviews are held annually in order to maintain the proper appearance of employees, which is one of the components of a positive image.

In order to bring the existing procedure for conducting drill inspections to uniform requirements, the author of the study studied the practice of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.

The analysis of the study allowed the author to conclude that the methodology of these events is currently not regulated in detail, which creates certain difficulties in the course of their practical implementation.

In conclusion, the proposals aimed at improving the methodology of these events are given. According to the author, the recommendations formulated will allow the heads of the bodies and institutions of the UIS to increase the level of drill culture of employees, and will also contribute to strengthening discipline and organization in the units.

Keywords: appearance, methodology, penal officers of the Penal System of the Russian Federation, inspection parade, parade techniques, uniforms, head of the Penal body, head of the Penal institution.

Вопрос формирования имиджа сотрудников любой государственной структуры всегда будет оставаться актуальным [1, с. 92]. В целях поддержания надлежащего внешнего вида сотрудников, как одной из составляющих позитивного имиджа в учреждениях и органах ФСИН России ежегодно проводятся строевые смотры.

В соответствии с приказом ФСИН России от 14.09.2021 № 784 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации форменной

IMPROVING THE METHODS OF CONDUCTING AN INSPECTION PARADE WITH PENAL OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2022 Румянцев Н. В.

одежды, ведомственных знаков отличия, знаков различия» строевой смотр проводится руководителем учреждения или органа УИС при переходе подразделения на летнюю или зимнюю форму одежды (раздел I, п. 6).

Приказ ФСИН России от 29.08.2014 № 444 (ред. от 07.07.2015) «Об утверждении Порядка организации инспектирования территориальных органов ФСИН России» дополнительно закрепляет положение о том, что в случае проведения инспектирования территориальных органов ФСИН России руководитель и члены инспекторской комиссии также имеют право проводить строевые смотры, проверку служебной и боевой подготовки сотрудников УИС, осмотр вооружения, автотранспорта, воздушных, речных судов, средств связи (раздел VI., п. 25.3).

Кроме того, в соответствии с приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», строевые смотры могут проводиться перед заступлением на службу, а также в процессе обучения сотрудников (раздел V, п. 71).

Результаты анализа вышеуказанных нормативных правовых актов показали, что методика проведения данных мероприятий рассматриваемыми документами не регламентируется. Указанное обстоятельство создает определенные трудности в ходе их практической реализации.

В целях приведения имеющегося порядка проведения строевых смотров к единым требованиям была изучена практика территориальных органов ФСИН России [2].

Согласно результатам исследования строевой смотр в учреждениях и органах ФСИН России, как правило, проводится 2 раза в год (в 35 территориальных органах ФСИН России при переходе сотрудников УИС на летнюю или зимнюю форму одежды). При этом в отдельных регионах данное мероприятие может проводиться чаще (до 4 раз в год - в 22 территориальных органах ФСИН России, до 6 раз в год - в 13 территориальных органах ФСИН России, ежемесячно -в 9 территориальных органах ФСИН России, еженедельно - в 2 территориальных органах ФСИН России).

Отметим, что отдельными практическими работниками высказывается мнение о необходимости нормативного закрепления количества строевых смотров. Так, об увеличении до трех раз в год указали - 11,6 % респондентов, до четырех раз в год (один раз в квартал) - 7,8 % опрошенных, не менее двух раз в месяц - 9,6 % от общего числа проанкетированных сотрудников.

Считаем, количество строевых смотров не следует закреплять нормативно, периодичность их проведения должен устанавливать руководитель органа или учреждения УИС с учетом стоящих перед подразделением служебных задач, при этом их минимальное число должно составлять не менее двух раз в год (при переходе сотрудников УИС на летнюю или зимнюю форму одежды).

Результаты опросов показали, что к проведению данных мероприятий могут привлекаться следующие лица: начальники территориальных органов ФСИН России, их заместители, начальники учреждений УИС, их заместители, начальники отдела (отделения) кадров, начальники отдела (отделения) по работе с личным составом, реже инспекторы отделов кадров.

Отметим, что при проведении данных мероприятий вышеуказанные лица руководствуются положениями имеющейся правовой базы в сочетании с иными нормативными источниками (например, Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации») или разрабатывают собственные приказы (например, УФСИН России по Вологодской области).

Отдельного внимания заслуживает методика проведения рассматриваемых мероприятий в УФСИН России по Краснодарскому краю. Так, приказом УФСИН России по Краснодарскому краю от 15.03.2016 № 237 «О проведении строевых смотров с сотрудниками УФСИН России по Краснодарскому краю» утверждено проведение еженедельных строевых смотров (по понедельникам). С целью повышения их эффективности к его проведению помимо руководителя строевого смотра, дополнительно привлекаются другие должностные лица. Так, сотрудники отдела охраны учреждения УИС проводят построение личного состава, а также занятия по строевой подготовке (проверяются отдельные элементы строевой выучки (одиночная строевая подготовка), знание положений строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации). Представители отдела по работе с личным составом проверяют численность лиц, принимающих участие в проведении строевого смотра. Работники отдела кадров осуществляют проверку служебных удостоверений и специальных жетонов с личным номером, а также соответствие действительности указанных в них данных. Отделом тылового обеспечения проверяется форменное обмундирование, в соответствии с приказом ФСИН России от 14.09.2021 № 784 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками

уголовно-исполнительной системы Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия, знаков различия».

Считаем, что привлечение к проведению строевого смотра сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями, позволяет обеспечивать всесторонний и объективный подход.

Однако данный порядок не является универсальным, поскольку в некоторых учреждениях УИС частично отсутствуют вышеуказанные отделы и службы (например, в специальных подразделениях УИС по конвоированию, уголовно-исполнительных инспекциях, исправительных центрах).

Помимо общего порядка строевого смотра сотрудниками УИС акцентируется внимание на проблеме законодательного регламентирования продолжительности его проведения. В настоящий момент продолжительность строевого смотра в территориальных органах ФСИН России может составлять от 15 до 120 минут. Отдельными сотрудниками высказывалось мнение о необходимости нормативного закрепления длительности данного мероприятия. Так, 20,3 % от общего числа лиц, принявших участие в исследовании, полагают необходимым ограничить время проведения строевого смотра до 30 минут, 15,2 % респондентов считают целесообразным установить 60 минут (для подразделения численностью до 30 человек), по мнению 10,6 % опрошенных лиц его длительность должна составлять не менее 45 минут.

Полагаем, что временные интервалы рассматриваемого мероприятия не следует закреплять нормативно, так как численность личного состава может быть различной. В связи с этим считаем, что руководителю органа или учреждения УИС следует самостоятельно определять продолжительность строевого смотра. Важно помнить, что правильная организация будет способствовать формированию коллектива, а также создаст благоприятные условия для воспитательного процесса [3, с. 252]. По этой причине в целях повышения организованности подразделения перед проведением строевого смотра считаем уместным предусмотреть нормативное закрепление положения о заблаговременном информировании личного состава о форме одежды, времени, месте и порядке его проведения.

Отметим, что в зависимости от подразделения УИС количество элементов и порядок их проверки может отличаться.

Результаты проведенного анализа показали, что в ходе строевых смотров проверке у сотрудников подлежат:

1) внешний вид (аккуратность прически, бороды, усов, состояние и подгонка обмундирования) - в 100 % случаев;

2) состояние форменной одежды - в 100 % случаев;

3) расположение и соответствие нарукавных знаков, расположение эмблем УИС на погонах, кителях, жакетах, знаков различия (звезд, пластинок на погонах) и отличия (орденов, медалей, орденских планок, а также других нагрудных знаков), наличие закрепок для галстука и заколок для галстука-банта - в 100 % случаев;

4) состояние обуви - в 100 % случаев;

5) наличие служебных удостоверений - в 100 % случаев;

6) наличие специальных жетонов с личным номером - в 100 % случаев;

7) знание положений статей строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации -в 30 % случаев;

8) отдельные элементы строевой выучки (одиночная строевая подготовка) - в 20 % случаев;

9) содержимое «вещевых мешков» - в 30 % случаев;

10) строевая слаженность в составе подразделения - в 10 % случаев;

11) действия и знание сигналов при чрезвычайных обстоятельствах - в 20 % случаев;

12) умение исполнять строевые песни - в 1 % случаев.

Следует отметить, что в целом мы разделяем сложившуюся практику, вместе с этим считаем возможным не настаивать на проверке у сотрудников умения исполнять строевые песни и знаний положений устава Вооруженных сил Российской Федерации. Безусловно, обозначенные элементы обладают высоким педагогическим потенциалом [4, с. 107], а также способствуют формированию целого ряда нравственно-волевых качеств [5, с. 57], однако ведомственными нормативными правовыми актами их изучение не предусмотрено.

В частности п. 71 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» определяет, что на занятиях по строевой подготовке отрабатываются строевые приемы и осуществляется проверка соблюдения правил ношения установленной формы одежды и предметов

снаряжения. Кроме того, считаем, что такие элементы, как осмотр содержания «вещевых мешков», а также опрос сотрудников на предмет знания сигналов действий при чрезвычайных обстоятельствах, подлежат проверке в рамках проведения других мероприятий (например, тактико-специальных учений, занятий по служебно-боевой подготовке).

Отметим, что по результатам проверки вышеуказанных элементов могут выявляться следующие нарушения:

1) неправильное размещение знаков отличия и различия либо их отсутствие (расстояние по размещению эмблем УИС, ведомственных знаков различия, знаков отличия не соответствует установленным требованиям, отсутствие или несоответствие знаков о высшем образовании, квалификационных званий) - более 70 %;

2) неправильное размещение эмблем УИС, нарукавных знаков сотрудников УИС -более 60 %;

3) неопрятный внешний вид (загрязненные либо изношенные элементы форменной одежды и обуви, неаккуратная прическа) - более 50 %;

4) наличие обуви не установленного образца - более 25 %;

5) отсутствие элементов обмундирования либо наличие элементов обмундирования неустановленного образца - более 30 %;

6) несоответствие специальных званий, занимаемых должностей в служебных удостоверениях - более 15 %;

7) смешенная форма одежды (наличие элементов повседневной и маскирующей формы одежды) - более 15 %;

8) слабое знание сотрудниками положений строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации - более 10 %.

Однако, несмотря на значительное количество нарушений, выявляемых ответственными должностными лицами при проведении строевых смотров, уровень привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников УИС достаточно низкий. Так, в 2021 г. было выявлено незначительное количество подобных случаев - не более 0,0001 % от общего числа личного состава учреждений и органов УИС. Учитывая практику, сложившуюся в территориальных органах ФСИН России, считаем нецелесообразным применять к сотрудникам дисциплинарные взыскания по результатам проведения строевых смотров, за исключением утраты или порчи служебного удостоверения, а также за нарушения правил ношения форменной одежды, если ранее указанные замечания не устранились в установленный срок.

Таким образом, по результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

- количество строевых смотров не следует закреплять нормативно, периодичность их проведения должно устанавливаться руководителем органа или учреждения УИС с учетом стоящих перед подразделением служебных задач, при этом их минимальное число должно составлять не менее двух раз в год;

- в случаях перехода сотрудников на ношение летней или зимней формы одежды данные мероприятия должны проводиться руководителем учреждения или органа УИС. В остальных случаях (проведение занятий по строевой подготовке, тактико-строевых учений, а также перед заступлением на службу) к проведению данных мероприятий могут привлекаться другие должностные лица из числа руководящего состава органов и учреждений ФСИН России;

- продолжительность строевого смотра должна определяться непосредственно перед его началом (руководителем органа или учреждения УИС) в зависимости от количества лиц, присутствующих на нем, а также элементов, подлежащих проверке;

- считаем целесообразным предусмотреть нормативное закрепление положения о заблаговременном информировании личного состава о форме одежды, времени, месте и порядке его проведения;

- основными элементами, подлежащими проверке на строевых смотрах, проводимых в территориальных органах ФСИН России, являются: служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, внешний вид сотрудников, состояние обуви и форменной одежды, правильность размещения на ней знаков отличия и различия (орденов, медалей, орденских планок, а также других нагрудных знаков). Дополнительно по усмотрению руководителя строевого смотра могут проверяться предметы снаряжения, а также отдельные элементы строевой выучки.

Полагаем, что предложенные рекомендации позволят руководителям органов и учреждений УИС повысить уровень строевой культуры сотрудников, а также будут способствовать укреплению имиджа, дисциплины и организованности в подразделениях.

Библиографический список

1. Виштель В. Г., Бочкарев В. В. Организационные основы деятельности ФСИН России по укреплению имиджа сотрудника // Сборник материалов научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. Новокузнецк, 2019. С. 92-95.

2. Материалы научно-исследовательской работы «Методика проведения строевого смотра с сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УК ФСИН России, 2022.

3. Шпарло П. И. Влияние строевой подготовки на формирование воинского коллектива в книге: современные тенденции развития военного образования // Тезисы докладов IV Республиканской научно-методической конференции. 2018. С. 234-236.

4. Петрачков К. В. Педагогический потенциал строевой песни // Музыкальное и художественное образование России и Казахстана: пути взаимодействия. Екатеринбург, 2022. С. 107.

5. Николаев А. В., Черданцев С. В. Методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов младших и старших курсов обучения // Мир педагогики и психологии. № 12 (53) / 2020. С. 56-72.

References

1. Vishtel V. G., Bochkarev V. V. Organizatsionnye osnovy deyatel'nosti FSIN Rossii po ukrepleniyu imidzha sotrudnika [Organizational bases of the FSIN of Russia to strengthen the image of an employee]. Sbornik materialov nauchnykh trudov pobeditelei i prizerov konkursov na luchshuyu nauchnuyu rabotu [Collection of materials of scientific papers of winners and prize-winners of competitions for the best scientific work]. Novokuznetsk, 2019, рр. 92-95 [in Russian].

2. Materialy nauchno-issledovatel'skoi raboty «Metodika provedeniya stroevogo smotra s sotrud-nikami ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii» [Materials of the research work «Methods of conducting a drill review with employees of the penitentiary system of the Russian Federation»]. Moscow, 2022 [in Russian].

3. Shparlo P. I. Vliyanie stroevoi podgotovki na formirovanie voinskogo kollektiva v knige: sovremennye tendentsii razvitiya voennogo obrazovaniya [The influence of drill training on the formation of a military team in the book: modern trends in the development of military education]. Tezisy dokladov IV Respublikanskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Abstracts of the IV Republican Scientific and Methodological Conference], 2018, pр. 234-236 [in Russian].

4. Petrachkov K. V. Pedagogicheskii potentsial stroevoi pesni [Pedagogical potential of a drill song]. Muzykal'noe i khudozhestvennoe obrazovanie Rossii i Kazakhstana: puti vzaimodeistviya [Musical and artistic education of Russia and Kazakhstan: ways of interaction]. Yekaterinburg, 2022, p. 107 [in Russian].

5. Nikolaev A. V., Cherdantsev S. V. Metody formirovaniya nravstvenno-volevykh kachestv u kursantov mladshikh i starshikh kursov obucheniy [Methods of formation of moral and volitional qualities in cadets of junior and senior courses of study]. Mir pedagogiki i psikhologii [The world of pedagogy and psychology], 2020, no. 12 (53), p. 56-72 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.