Научная статья на тему 'О совершенствовании функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного Союза'

О совершенствовании функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ / ОБЪЕДИНЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / CUSTOMS UNION / CUSTOMS SERVICES / INCORPORATED COLLEGIUMS / COMMON CUSTOMS AREA / INTERACTION COORDINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза. Анализ проводится в целях повышения эффективности таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE JOINT COLLEGIUM’S FUNCTIONING OF CUSTOMS SERVICES OF CUSTOMS UNION MEMBER STATES

This article is dedicated to the actual problems of the function of the Incorporated collegium of customs services from the countries of members of the Customs union. This analysis is conducted for the purpose to rise the efficacy of the customs management of the common customs area of the Customs union

Текст научной работы на тему «О совершенствовании функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного Союза»

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

$ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ

ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

(У Гармонников С.Н.

Е

^ В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза. Ана-^ лиз проводится в целях повышения эффективности таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного Союза

<

СО

This article is dedicated to the actual problems of the function of the Incorporated

Situ .3 ci/iiuie (.3 iteitiucneit i\j Ltf-itiLti ytxjuiictii j KJ/J juiii-iujii wj ¿lit- vt yvt ciicit

collegium of customs services from the countries of members of the Customs union. This Q analysis is conducted for the purpose to rise the efficacy of the customs management of the common customs area of the Customs union;

2 Ключевые слова: Таможенный Союз; таможенные службы; Объединенная коллегия; О единая таможенная территория; координация взаимодействия

К

Keywords: Customs Union, customs services; Incorporated collegiums; common customs area; interaction coordination

Q В целях координации взаимодействия таможенных служб государств -

¡^ членов Таможенного Союза, обеспечения реализации целей и задач Таможенного Союза, унификации применения таможенного законодательства и таможенного регулирования по вопросам, входящим в компетенцию нацио-^ нальных таможенных органов, Договором между правительствами Республи-д ки Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации1 была образована (У Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного щ Союза (далее - Объединенная коллегия).

q Основными задачами Объединенной коллегии являются:

К - координация деятельности таможенных служб трёх стран в рамках Таможенного Союза;

- участие в формировании единой правовой базы Таможенного Союза ьч по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальной ных таможенных служб;

- обеспечение единообразного применения таможенного законодатель-G ства Таможенного Союза в пределах своей компетенции;

q - обеспечение унифицированного порядка организации таможенно-^ го оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и

С

1 Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза» от 22 июня 2011 г. // URL: http://www.tsouz.ru.

содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории Таможенного Союза.

Таким образом, государства - члены Таможенного Союза основную роль Объединенной коллегии видят в обеспечении единообразного применения белорусскими, казахстанскими и российскими таможенными органами единой правовой базы Таможенного Союза в сфере таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных органов государств - членов союза.

В соответствии с Правилами процедуры Объединенной коллегии, утверждёнными её Решением от 20.10.2011 № 1/42, в состав коллегии входят по должности руководитель Федеральной таможенной службы, председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и по семь представителей из числа руководящих работников центральных таможенных органов трёх стран, являющихся членами коллегий национальных таможенных служб.

Объединенная коллегия проводит свои заседания не реже одного раза в квартал в одном из государств - членов Таможенного Союза под руководством председателя, который организует деятельность Объединенной коллегии в целях выполнения возложенных на неё задач и функций; при необходимости по ходатайству одной из национальных таможенных служб могут проводиться внеочередные заседания коллегии.

Организацию и информационно-техническое обеспечение работы Объединенной коллегии осуществляет Ответственный секретарь в соответствии с утверждённым Положением о Секретариате Объединенной коллегии3.

На первых четырёх заседаниях коллегии, которые проходили поочередно на территориях каждого из государств - членов Таможенного Союза (20 октября 2011 года - в Москве, 9 декабря 2011 года - в Астане, 15 марта 2012 года - в Витебске и 7 июня 2012 года в Таганроге) было рассмотрено в общей сложности более 80 вопросов и принято 51 решение.

Значительная часть решений Объединенной коллегии (18) была принята в целях регламентации процедур функционирования коллегии и создания при Объединенной коллегии рабочих групп по таким значимым направлениям таможенного дела, как классификация товаров, защита интеллектуальной собственности, применение уголовного законодательства и законодательства об административных таможенных правонарушениях, таможенная экспертиза и

2 Правила процедуры Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза, утв. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 20.10.2011 № 1/4 // не публиковались.

3 Положение о Секретариате Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза, утв. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств -членов Таможенного Союза от 20.10.2011 № 1/5 // не публиковалось.

Гармонников С.Н.

экспертные исследования, развитие системы управления рисками и применение таможенного контроля после выпуска товаров.

Наиболее значимыми из состоявшихся решений в области совместного ведения таможенного дела являются:

- о единообразных подходах по использованию транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары при перемещении товаров по единой таможенной территории Таможенного Союза и (или) через таможенную границу Таможенного Союза4;

- об организации мер в рамках Таможенного Союза по противодействию перемещению оптовых партий товаров под видом личного имущества граждан5;

- об утверждении Технических условий информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов6;

- о состоянии и проблемных вопросах обмена сведениями в рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного Союза от 19.10.20117.

В то же время в ходе подготовки материалов к заседаниям Объединенной коллегии обозначился и ряд проблемных вопросов, требующих своего решения в целях повышения эффективности работы этого интеграционного органа, координирующего деятельность таможенных служб государств - членов Таможенного Союза.

Так, представители таможенной службы Республики Беларусь при обсуждении вопросов перемещения находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного Союза назначением в таможенные органы Российской

4 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 20.10.2011 № 1/8 «О единообразных подходах по использованию транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары при перемещении товаров по единой таможенной территории Таможенного Союза и (или) через таможенную границу Таможенного Союза» // не публиковалось.

5 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 09.12.2011 № 2/6 «Об организации мер в рамках Таможенного Союза по противодействию перемещению оптовых партий товаров под видом личного имущества граждан» // не публиковалось.

6 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 15.03.2012 № 3/12 «О ходе реализации информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов» // не публиковалось.

7 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 07.06.2012. № 4/8 «О состоянии обмена сведениями в рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного Союза от 19.10.2011, проблемные вопросы» // не публиковалось.

О совершенствовании функционирования Объединенной...

Федерации систематически настаивают на исключении из повестки заседания Объединенной коллегии указанных вопросов, как имеющих двусторонний российско-казахстанский характер.

Свою позицию должностные лица ГТК Республики Беларусь объясняют тем, что проблематика двустороннего российско-белорусского таможенного сотрудничества, к примеру, совершенствование совместной технологии таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом из Калининградской области на остальную часть территории Таможенного Союза транзитом через территории третьих стран и в обратном направлении, рассматривается на заседаниях коллегии Таможенного комитета Союзного государства8.

Однако обозначенная позиция ГТК Республики Беларусь не учитывает то обстоятельство, что в соответствии с положениями ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного Союза9 территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации включены в единую таможенную территорию Таможенного Союза с общей таможенной границей и единым таможенным законодательством.

Соответственно, вопросы таможенного администрирования перемещения товаров и транспортных средств как между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью территории Таможенного Союза со стороны Республики Беларусь, так и между российскими таможенными органами назначения и пограничными таможенными органами со стороны Республики Казахстан, каждая из трёх таможенных служб государств - членов Таможенного Союза вправе выносить на обсуждение Объединенной коллегии в пределах её компетенции.

Однако, учитывая вышеизложенную позицию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и в целях недопущения затягивания процесса принятия решений по проблемным вопросам таможенного администрирования на российской и казахстанской частях единой таможенной территории Таможенного Союза, Представительством таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан во исполнение положений

8 Положение о Таможенном комитете Союзного государства, утв. Постановлением Совета Министров Союзного Государства от 16.07.2001 № 18 «О Положении о Таможенном комитете Союзного государства» // URL: http://www.businesspravo.ru.

9 Таможенный кодекс Таможенного Союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного Союза» от 27.11.2009 (в ред. Протокола от 16.04.2010 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года») // URL: http://www. tsouz.ru.

Гармонников С.Н.

письма ФТС России от 11.05.2012 № 16-57/2338710, был разработан и направлен для рассмотрения в ФТС России проект Регламента проведения двусторонних рабочих встреч руководителей и экспертов таможенных служб Российской Федерации и Республики Казахстан, в основу которого были положены нормы, содержащиеся в Регламенте коллегии Таможенного комитета Союзного государства11.

Проведенный анализ правоприменительной практики белорусских, казахстанских и российских таможенных органов по осуществлению таможенного декларирования и таможенного контроля товаров и транспортных средств на национальных участках таможенной границы Таможенного Союза показал, что действующее в настоящее время таможенное законодательство Таможенного Союза, состоящее из союзного Таможенного кодекса, международных договоров государств - членов Таможенного Союза в сфере таможенного дела и решений Комиссии Таможенного Союза (со 2 февраля 2012 года - и решений Евразийской экономической комиссии), не обеспечивают требуемого уровня единообразия совершения таможенных операций должностными лицами национальных таможенных органов в отношении перемещаемых через таможенную границу импортируемых и экспортируемых товаров и транспортных средств в условиях отмены с 1 июля 2011 года таможенного контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного Союза12.

Одной из причин такого положения дел является наличие в Таможенном кодексе Таможенного Союза 182-х отсылочных норм, допускающих регулирование соответствующих правоотношений в рамках национальных законодательств государств - членов Таможенного Союза.

В связи с этим на рабочей встрече экспертов таможенных служб государств - членов Таможенного Союза, которая предшествовала заседанию Объединенной коллегии в Таганроге, рассматривался проект решения

10 Письмо ФТС России от 11.05.2012 № 16-57/23387 «О направлении Перечня мероприятий» с приложением Перечня мероприятий, необходимых для осуществления мониторинга на казахстанском и белорусском участках границы Таможенного Союза силами представительств таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан и Республике Беларусь, в том числе в целях совершенствования анализа перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза, утверждённого Руководителем ФТС России от 02.05.2012 // не публиковались.

11 Регламент коллегии Таможенного комитета Союзного государства, утверждённый Председателем Таможенного комитета Союзного государства 04.10.2002 (в ред. постановления коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 21.09.2011 «О внесении изменений в Регламент коллегии Таможенного комитета Союзного государства») // СПС «КонсультантПлюс».

12 Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 19.05.2011 № 81 «О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного Союза» // URL: http://www.tsouz.ru.; Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 28. - Ст. 4166.

О совершенствовании функционирования Объединенной...

Объединенной коллегии об установлении типовых технологий проведения таможенного контроля и осуществления таможенных операций при международной перевозке товаров автомобильным или железнодорожным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания и перемещаемых ими товаров и транспортных средств, воздушных судов и перемещаемых ими товаров, а также типовых инструкций о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств; таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, нацеленных на обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного Союза и упорядочения и совершенствования действий должностных лиц таможенных органов на всей единой таможенной территории.

Однако указанный вопрос был снят с рассмотрения по причине продолжающих существовать различий в нормативных правовых актах, специальных программных и технических средствах таможенного контроля, используемых в государствах - членах Таможенного Союза при организации и проведении таможенного контроля, и связанной с этим неготовности таможенной службы Республики Казахстан в сжатые сроки привести национальное законодательство и программно-технические средства в соответствие с требованиями вышеуказанных проектов типовых таможенных технологий.

Тем самым обозначилась необходимость в более полной реализации предоставленных Объединенной коллегии полномочий не только по осуществлению мониторинга исполнения таможенного законодательства Таможенного Союза и содействию реализации решений, принятых Межгосударственным Советом ЕврАзЭС, но и по разработке и принятию совместных планов и мер, направленных на обеспечение единообразного соблюдения норм таможенного регулирования в Таможенном Союзе, особенно на казахстанском участке таможенной границы, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы.

Практическая реализация всего комплекса полномочий Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза позволит существенно повысить эффективность её функционирования по обеспечению единообразного применения таможенными службами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как таможенного законодательства Таможенного Союза, так и национальных законодательств в сфере таможенного дела, не охваченных союзным таможенным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.