О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
$ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ
ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
(У Гармонников С.Н.
Е
^ В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза. Ана-^ лиз проводится в целях повышения эффективности таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного Союза
<
СО
This article is dedicated to the actual problems of the function of the Incorporated
Situ .3 ci/iiuie (.3 iteitiucneit i\j Ltf-itiLti ytxjuiictii j KJ/J juiii-iujii wj ¿lit- vt yvt ciicit
collegium of customs services from the countries of members of the Customs union. This Q analysis is conducted for the purpose to rise the efficacy of the customs management of the common customs area of the Customs union;
2 Ключевые слова: Таможенный Союз; таможенные службы; Объединенная коллегия; О единая таможенная территория; координация взаимодействия
К
Keywords: Customs Union, customs services; Incorporated collegiums; common customs area; interaction coordination
Q В целях координации взаимодействия таможенных служб государств -
¡^ членов Таможенного Союза, обеспечения реализации целей и задач Таможенного Союза, унификации применения таможенного законодательства и таможенного регулирования по вопросам, входящим в компетенцию нацио-^ нальных таможенных органов, Договором между правительствами Республи-д ки Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации1 была образована (У Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного щ Союза (далее - Объединенная коллегия).
q Основными задачами Объединенной коллегии являются:
К - координация деятельности таможенных служб трёх стран в рамках Таможенного Союза;
- участие в формировании единой правовой базы Таможенного Союза ьч по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальной ных таможенных служб;
- обеспечение единообразного применения таможенного законодатель-G ства Таможенного Союза в пределах своей компетенции;
q - обеспечение унифицированного порядка организации таможенно-^ го оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и
С
1 Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза» от 22 июня 2011 г. // URL: http://www.tsouz.ru.
содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории Таможенного Союза.
Таким образом, государства - члены Таможенного Союза основную роль Объединенной коллегии видят в обеспечении единообразного применения белорусскими, казахстанскими и российскими таможенными органами единой правовой базы Таможенного Союза в сфере таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных органов государств - членов союза.
В соответствии с Правилами процедуры Объединенной коллегии, утверждёнными её Решением от 20.10.2011 № 1/42, в состав коллегии входят по должности руководитель Федеральной таможенной службы, председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и по семь представителей из числа руководящих работников центральных таможенных органов трёх стран, являющихся членами коллегий национальных таможенных служб.
Объединенная коллегия проводит свои заседания не реже одного раза в квартал в одном из государств - членов Таможенного Союза под руководством председателя, который организует деятельность Объединенной коллегии в целях выполнения возложенных на неё задач и функций; при необходимости по ходатайству одной из национальных таможенных служб могут проводиться внеочередные заседания коллегии.
Организацию и информационно-техническое обеспечение работы Объединенной коллегии осуществляет Ответственный секретарь в соответствии с утверждённым Положением о Секретариате Объединенной коллегии3.
На первых четырёх заседаниях коллегии, которые проходили поочередно на территориях каждого из государств - членов Таможенного Союза (20 октября 2011 года - в Москве, 9 декабря 2011 года - в Астане, 15 марта 2012 года - в Витебске и 7 июня 2012 года в Таганроге) было рассмотрено в общей сложности более 80 вопросов и принято 51 решение.
Значительная часть решений Объединенной коллегии (18) была принята в целях регламентации процедур функционирования коллегии и создания при Объединенной коллегии рабочих групп по таким значимым направлениям таможенного дела, как классификация товаров, защита интеллектуальной собственности, применение уголовного законодательства и законодательства об административных таможенных правонарушениях, таможенная экспертиза и
2 Правила процедуры Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза, утв. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 20.10.2011 № 1/4 // не публиковались.
3 Положение о Секретариате Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза, утв. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств -членов Таможенного Союза от 20.10.2011 № 1/5 // не публиковалось.
Гармонников С.Н.
экспертные исследования, развитие системы управления рисками и применение таможенного контроля после выпуска товаров.
Наиболее значимыми из состоявшихся решений в области совместного ведения таможенного дела являются:
- о единообразных подходах по использованию транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары при перемещении товаров по единой таможенной территории Таможенного Союза и (или) через таможенную границу Таможенного Союза4;
- об организации мер в рамках Таможенного Союза по противодействию перемещению оптовых партий товаров под видом личного имущества граждан5;
- об утверждении Технических условий информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов6;
- о состоянии и проблемных вопросах обмена сведениями в рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного Союза от 19.10.20117.
В то же время в ходе подготовки материалов к заседаниям Объединенной коллегии обозначился и ряд проблемных вопросов, требующих своего решения в целях повышения эффективности работы этого интеграционного органа, координирующего деятельность таможенных служб государств - членов Таможенного Союза.
Так, представители таможенной службы Республики Беларусь при обсуждении вопросов перемещения находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного Союза назначением в таможенные органы Российской
4 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 20.10.2011 № 1/8 «О единообразных подходах по использованию транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары при перемещении товаров по единой таможенной территории Таможенного Союза и (или) через таможенную границу Таможенного Союза» // не публиковалось.
5 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 09.12.2011 № 2/6 «Об организации мер в рамках Таможенного Союза по противодействию перемещению оптовых партий товаров под видом личного имущества граждан» // не публиковалось.
6 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 15.03.2012 № 3/12 «О ходе реализации информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов» // не публиковалось.
7 Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза от 07.06.2012. № 4/8 «О состоянии обмена сведениями в рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного Союза от 19.10.2011, проблемные вопросы» // не публиковалось.
О совершенствовании функционирования Объединенной...
Федерации систематически настаивают на исключении из повестки заседания Объединенной коллегии указанных вопросов, как имеющих двусторонний российско-казахстанский характер.
Свою позицию должностные лица ГТК Республики Беларусь объясняют тем, что проблематика двустороннего российско-белорусского таможенного сотрудничества, к примеру, совершенствование совместной технологии таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом из Калининградской области на остальную часть территории Таможенного Союза транзитом через территории третьих стран и в обратном направлении, рассматривается на заседаниях коллегии Таможенного комитета Союзного государства8.
Однако обозначенная позиция ГТК Республики Беларусь не учитывает то обстоятельство, что в соответствии с положениями ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного Союза9 территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации включены в единую таможенную территорию Таможенного Союза с общей таможенной границей и единым таможенным законодательством.
Соответственно, вопросы таможенного администрирования перемещения товаров и транспортных средств как между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью территории Таможенного Союза со стороны Республики Беларусь, так и между российскими таможенными органами назначения и пограничными таможенными органами со стороны Республики Казахстан, каждая из трёх таможенных служб государств - членов Таможенного Союза вправе выносить на обсуждение Объединенной коллегии в пределах её компетенции.
Однако, учитывая вышеизложенную позицию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и в целях недопущения затягивания процесса принятия решений по проблемным вопросам таможенного администрирования на российской и казахстанской частях единой таможенной территории Таможенного Союза, Представительством таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан во исполнение положений
8 Положение о Таможенном комитете Союзного государства, утв. Постановлением Совета Министров Союзного Государства от 16.07.2001 № 18 «О Положении о Таможенном комитете Союзного государства» // URL: http://www.businesspravo.ru.
9 Таможенный кодекс Таможенного Союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного Союза» от 27.11.2009 (в ред. Протокола от 16.04.2010 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года») // URL: http://www. tsouz.ru.
Гармонников С.Н.
письма ФТС России от 11.05.2012 № 16-57/2338710, был разработан и направлен для рассмотрения в ФТС России проект Регламента проведения двусторонних рабочих встреч руководителей и экспертов таможенных служб Российской Федерации и Республики Казахстан, в основу которого были положены нормы, содержащиеся в Регламенте коллегии Таможенного комитета Союзного государства11.
Проведенный анализ правоприменительной практики белорусских, казахстанских и российских таможенных органов по осуществлению таможенного декларирования и таможенного контроля товаров и транспортных средств на национальных участках таможенной границы Таможенного Союза показал, что действующее в настоящее время таможенное законодательство Таможенного Союза, состоящее из союзного Таможенного кодекса, международных договоров государств - членов Таможенного Союза в сфере таможенного дела и решений Комиссии Таможенного Союза (со 2 февраля 2012 года - и решений Евразийской экономической комиссии), не обеспечивают требуемого уровня единообразия совершения таможенных операций должностными лицами национальных таможенных органов в отношении перемещаемых через таможенную границу импортируемых и экспортируемых товаров и транспортных средств в условиях отмены с 1 июля 2011 года таможенного контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного Союза12.
Одной из причин такого положения дел является наличие в Таможенном кодексе Таможенного Союза 182-х отсылочных норм, допускающих регулирование соответствующих правоотношений в рамках национальных законодательств государств - членов Таможенного Союза.
В связи с этим на рабочей встрече экспертов таможенных служб государств - членов Таможенного Союза, которая предшествовала заседанию Объединенной коллегии в Таганроге, рассматривался проект решения
10 Письмо ФТС России от 11.05.2012 № 16-57/23387 «О направлении Перечня мероприятий» с приложением Перечня мероприятий, необходимых для осуществления мониторинга на казахстанском и белорусском участках границы Таможенного Союза силами представительств таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан и Республике Беларусь, в том числе в целях совершенствования анализа перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза, утверждённого Руководителем ФТС России от 02.05.2012 // не публиковались.
11 Регламент коллегии Таможенного комитета Союзного государства, утверждённый Председателем Таможенного комитета Союзного государства 04.10.2002 (в ред. постановления коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 21.09.2011 «О внесении изменений в Регламент коллегии Таможенного комитета Союзного государства») // СПС «КонсультантПлюс».
12 Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 19.05.2011 № 81 «О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного Союза» // URL: http://www.tsouz.ru.; Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 28. - Ст. 4166.
О совершенствовании функционирования Объединенной...
Объединенной коллегии об установлении типовых технологий проведения таможенного контроля и осуществления таможенных операций при международной перевозке товаров автомобильным или железнодорожным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания и перемещаемых ими товаров и транспортных средств, воздушных судов и перемещаемых ими товаров, а также типовых инструкций о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств; таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, нацеленных на обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного Союза и упорядочения и совершенствования действий должностных лиц таможенных органов на всей единой таможенной территории.
Однако указанный вопрос был снят с рассмотрения по причине продолжающих существовать различий в нормативных правовых актах, специальных программных и технических средствах таможенного контроля, используемых в государствах - членах Таможенного Союза при организации и проведении таможенного контроля, и связанной с этим неготовности таможенной службы Республики Казахстан в сжатые сроки привести национальное законодательство и программно-технические средства в соответствие с требованиями вышеуказанных проектов типовых таможенных технологий.
Тем самым обозначилась необходимость в более полной реализации предоставленных Объединенной коллегии полномочий не только по осуществлению мониторинга исполнения таможенного законодательства Таможенного Союза и содействию реализации решений, принятых Межгосударственным Советом ЕврАзЭС, но и по разработке и принятию совместных планов и мер, направленных на обеспечение единообразного соблюдения норм таможенного регулирования в Таможенном Союзе, особенно на казахстанском участке таможенной границы, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы.
Практическая реализация всего комплекса полномочий Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза позволит существенно повысить эффективность её функционирования по обеспечению единообразного применения таможенными службами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как таможенного законодательства Таможенного Союза, так и национальных законодательств в сфере таможенного дела, не охваченных союзным таможенным законодательством.