Научная статья на тему 'Проблемные вопросы ввоза на территорию Союзного государства Беларуси и России авто-транспортных средств, перемещаемых через казахстанский участок таможенной границы Таможенного Союза'

Проблемные вопросы ввоза на территорию Союзного государства Беларуси и России авто-транспортных средств, перемещаемых через казахстанский участок таможенной границы Таможенного Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ/ВЫВОЗ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEMPORARY IMPORT/ EXPORT / CUSTOMS UNION / UNION STATE / COMMON CUSTOMS TERRITORY / VEHICLES / CUSTOMS CONTROL / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Анализ проведён в целях повышения эффективности таможенного администрирования временно ввозимых и вывозимых через таможенную границу Таможенного союза транспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF IMPORT TO THE TERRITORY OF THE UNION STATE OF BELARUS AND RUSSIA VEHICLES MOVED THROUGH KAZAKH SECTION OF THE CUSTOMS BORDER OF THE CUSTOMS UNION

This article is dedicated to the actual problems of the function of the common customs territory of the Customs Union within the limits of the Eurasian economic community. This analysis is conducted for the purpose to rise the efficacy of the customs management of the vehicles temporarily imported/exported through of the customs border of the Customs Union

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы ввоза на территорию Союзного государства Беларуси и России авто-транспортных средств, перемещаемых через казахстанский участок таможенной границы Таможенного Союза»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ СОЮЗНОГО

ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАНСКИЙ УЧАСТОК ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Гармонников С.Н.

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования единой таможенной территории Таможенного Союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Анализ проведён в целях повышения эффективности таможенного администрирования временно ввозимых и вывозимых через таможенную границу Таможенного Союза транспортных средств

This article is dedicated to the actual problems of the function of the common customs territory of the Customs Union within the limits of the Eurasian economic community. This analysis is conducted for the purpose to rise the efficacy of the customs management of the vehicles temporarily imported/exported through of the customs border of the Customs Union

Ключевые слова: Таможенный Союз, Союзное государство, единая таможенная территория, временный ввоз/вывоз, транспортные средства, таможенный контроль, информационные технологии

Keywords: Customs Union, Union State, common customs territory, temporary import/ export, vehicles, customs control, information technology

В развитие Решения Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19.05.2011 № 81, которым контролирующим органам было предписано обеспечить завершение мероприятий Плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного Союза до 1 июля 2011 года1, Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 с указанной даты был отменен таможенный контроль на российско-казахстанской и российско-белорусской границах2.

Очевидно, что принятие этих решений, знаменующих собой завершение основного этапа формирования единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, было бы невозможно при отсутствии автоматизированного информационного взаимодействия между таможенными службами государств - членов Таможенного Союза.

Важность этой составляющей укрепляющегося сотрудничества таможенных служб трёх стран в сфере таможенного дела была отражена в

1 Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного Союза) на уровне глав правительств от 19.05.2011 № 81 «О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного Союза» // URL: http://www.tsouz.ru.

2 Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» // СПС «КонсультантПлюс».

Решении Комиссии Таможенного Союза от 27.01.2010 № 159, которым таможенным службам государств - членов Таможенного Союза было предложено обеспечить в первоочередном порядке организацию информационного взаимодействия при контроле таких общих таможенных процессов государств, как:

- контроль таможенного транзита;

- подтверждение фактического вывоза товаров через внешние границы;

- учет и контроль временно ввозимых транспортных средств на территории государств - членов Таможенного Союза3.

Поставленная задача автоматизации взаимодействия между таможенными службами при контроле за перемещением по таможенной территории Таможенного Союза товаров и транспортных средств, помещённых под таможенную процедуру таможенного транзита, была выполнена: обмен электронными сообщениями при контроле за транзитными перевозками осуществляется в полностью автоматическом режиме и в близком к реальному времени4. Исключение составляет нереализованный Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан механизм автоматизированного обмена информацией при контроле за использованием сертификатов обеспечения уплаты таможенных платежей при перевозках товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита5.

Применяющийся механизм учета и контроля временно ввозимых транспортных средств на единой таможенной территории Таможенного Союза также несовершенен:

а) информационное взаимодействие между таможенными службами государств - участников Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в отношении временно ввозимых физическими лицами для личного пользования легковых автомобилей с иностранной регистрацией автоматизировано.

В то же время применяемая таможенными органами Республики Казахстан Таможенная автоматизированная информационная система (ТАИС), разработанная в середине 90-х годов прошлого века, не содержит модуля учета и контроля временно ввозимых физическими лицами иностранных автотранспортных средств. Предпринятые попытки использования для указанных целей иных модулей ТАИС

3 Решение Комиссии Таможенного Союза от 27.01.2010 № 159 «О мерах по обеспечению отмены таможенного оформления на казахстанско-российской границе с 1 июля 2010 года при сохранении таможенного контроля в сроки, указанные в Этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного Союза» // URL: http://www.tsouz.ru.

4 Временная технология информационного взаимодействия таможенных органов государств -членов Таможенного Союза при контроле за перевозками товаров по таможенной территории Таможенного Союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утв. руководителями таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 11 марта 2010 г // URL: http://www.bеstpravo.ru.

5 Обмен электронной информацией о выданных гарантийных сертификатах обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении транзитных перевозок между таможенными органами Российской Федерации и Республики Беларусь автоматизирован.

Гармонников С.Н.

не дали должного результата из-за возникших технических трудностей в модернизации указанной информационной системы. Разрабатываемая в настоящее время по заказу Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан новая ТАИС-2 будет лишена указанных недостатков;

б) решением Комиссии Таможенного Союза от 18.11.2010 № 511 была утверждена Инструкция о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки (ТСМП)6.

Согласно положениям вышеуказанной Инструкции единый порядок осуществления таможенного контроля за временным ввозом и временным вывозом ТСМП реализуется, в том числе с использованием информационных технологий, при этом особенности взаимодействия между таможенными органами государств - членов Таможенного Союза при проведении таможенного контроля за временно ввезёнными или временно вывезенными ТСМП с использованием информационных систем и информационных технологий определяются совместной технологией таможенных служб государств - членов Таможенного Союза.

Информационное взаимодействие между таможенными службами Российской Федерации и Республики Беларусь при учете и контроле транспортных средств международной перевозки, временно ввозимых на территорию Союзного государства, автоматизировано.

Однако таможенные органы Республики Казахстан по причине отсутствия специализированного национального программного продукта не формируют единую базу данных, содержащих сведения обо всех временно ввезённых транспортных средствах международной перевозки.

Соответственно, контроль временного ввоза и обратного вывоза ТСМП через казахстанский участок таможенной границы Таможенного Союза осуществляется не на должном уровне, что в условиях отсутствия таможенного контроля на российско-казахстанской границе увеличивает риски вовлечения временно ввезённых ТСМП с иностранной регистрацией в незаконный оборот на территории России и Беларуси.

В целях совершенствования информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного Союза руководителями таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации была утверждена Технология информационного взаимодействия при контроле за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от 19 мая 2011 года7. Однако её практическая реализация в

6 Инструкция о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.11.2010 № 511 // URL: http://www.tsouz.ru.

7 Технология информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного Союза при контроле за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утв. руководителями таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 19 мая 2011 г. // не публиковалась.

Проблемные вопросы ввоза на территорию Союзного...

2011 году была осложнена неготовностью казахстанской таможенной службы к проведению совместного комплекса мероприятий по тестированию, испытаниям и вводу в эксплуатацию соответствующих программных средств.

Необходимость скорейшего решения вопроса интеграции национальных автоматизированных систем таможенных органов трёх стран стала одним из основных предметов обсуждения на третьем заседании Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза8, прошедшем 15 марта 2012 года в городе Витебск. На указанном заседании были утверждены Технические условия информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов, включающие в себя также описание информационного взаимодействия в рамках процесса учета и контроля временного ввоза и вывоза автомобильных транспортных средств на/с территорию/и государств - членов Таможенного Союза и обмена информацией о сертификатах обеспечения уплаты таможенных платежей9.

Учитывая мнение Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан о том, что в связи с особенностями финансирования практическая реализация данных Технических условий казахстанской стороной может быть достигнута не ранее начала IV квартала 2012 года, руководителями таможенных служб Российской Федерации и Республики Беларусь было предложено вернуться к рассмотрению вопроса об использовании на всей единой таможенной территории программных продуктов, наработанных таможенными службами России и Республики Беларусь под руководством Таможенного комитета Союзного государства10.

Принятие Комитетом таможенного контроля вышеуказанного предложения позволит существенно сократить сроки установления на всём протяжении таможенной границы Таможенного Союза надлежащего и единообразного таможенного контроля за временно ввозимыми и вывозимыми автомобильными транспортными средствами и минимизировать риски незаконного оставления на территории государств - членов Таможенного Союза временно ввезённых автотранспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, без уплаты причитающихся таможенных пошлин, налогов.

8 Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 22 июня 2011 г. «Об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного Союза» // URL: http://www.tsouz.ru.

9 Технические условия информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов, утв. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного Союза от 15.03.2012 № 3/12 «О ходе реализации информационного взаимодействия между ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК МФ Республики Казахстан в рамках контроля общих таможенных процессов» // Официально не публиковались.

10 Положение о Таможенном комитете Союзного государства, утв. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16.07.2001 № 18 «О Положении о Таможенном комитете Союзного государства» // URL: http://www.businesspravo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.