Научная статья на тему 'О совершенствовании механизма административно-правового регулирования Таможенного декларирования и Таможенного контроля товаров и автотранспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного Союза'

О совершенствовании механизма административно-правового регулирования Таможенного декларирования и Таможенного контроля товаров и автотранспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ТОВАРЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА / ТОВАРЫ ИЗЪЯТИЯ / СOMMON CUSTOMS TERRITORY / CUSTOMS UNION / COMMON CUSTOMS TARIFF / PRODUCT ADVANTAGE IN TIME OF TRANSITION / RATES ON WHICH PRODUCTS WITHDRAWN FROM THE COMMON CUSTOMS TARIFF OF THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Анализ проводится в целях повышения эффективности таможенного администрирования товаров и автотранспортных средств, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAL REGULATION OF CUSTOMS DECLARATION AND CUSTOMS CONTROL OF GOODS AND VEHICLES TAKEN AWAY FROM OPERATING MODE OF COMMON CUSTOMS TERRITORY OF THE CUSTOMS UNION

This article is dedicated to the actual problems of the function of the common customs territory of the Customs union within the limits of the Euroasian economic community. Analysis is performed in order to improve the efficiency of customs administration of goods and vehicles, which are subject to import duties, other than rates of the Common Customs Tariff of the Customs Union

Текст научной работы на тему «О совершенствовании механизма административно-правового регулирования Таможенного декларирования и Таможенного контроля товаров и автотранспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного Союза»

^ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО «С ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ д И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИЗЪЯТЫХ ИЗ РЕЖИМА (У ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Е ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

£

Он

Н Гармонников С.Н.

и

В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования единой ^ таможенной территории Таможенного Союза в рамках Евразийского экономиче-У ского сообщества. Анализ проводится в целях повышения эффективности тамо-0 женного администрирования товаров и автотранспортных средств, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа

2 о

Е Е

И

This article is dedicated to the actual problems of the function of the common customs territory of the Customs union within the limits of the Euroasian economic community. Analysis is performed in order to improve the efficiency of customs administration of goods and vehicles, which are subject to import duties, other than rates of the Common Customs Tariff of the Customs Union

О Ключевые слова: Таможенный Союз; Единый таможенный тариф; единая S таможенная территория; товары переходного периода; товары изъятия

ь£

Р4 Keywords: Customs Union; Common customs tariff; mmmon customs territory;

t^ product advantage in time of transition; rates on which products withdrawn from the

E Common customs tariff of the Customs Union

E

В связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной тор-PQ говой организации1 Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) О 16 июля 2012 года было принято Решение № 542 об утверждении новой реК дакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Тамо-¡р женного Союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа, средневзве-U шенная ставка которого снизилась с 9,6 % до 7,5-7,8 %3. ^ По указанной причине в целях сохранения в Республике Беларусь и ^ Республике Казахстан более высокого уровня тарифной защиты ряда наи-6J менований автотранспортных средств отечественного производства, Совет С

ю _

1 Протокол между Российской Федерацией и Всемирной торговой организацией «О присоли единении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной

торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 16 декабря 2011 г. - СПС «КонсультантПлюс».

2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза». - URL: www.tsouz.ru.

3 Новости Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. - URL: www.tsouz.ru.

ЕЭК своим следующим Решением от 16.07.2012 № 554 предоставил право этим государствам - членам Таможенного Союза на срок до их присоединения к Всемирной торговой организации применять повышенные ставки ввозных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ), в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в 108 товарных подсубпозициях ТН ВЭД ТС, а именно:

- тракторы и тягачи седельные - 4 кода ТН ВЭД ТС на уровне 10 знаков;

- пассажирские автобусы - 19;

- автомобили легковые - 36;

- моторные транспортные средства, оборудованные для проживания - 4;

- автомобили для перевозки грузов и специализированные - 45.

Следует отметить, что Беларусь, Казахстан и Россия, начиная с 2009 года, в интересах завершения формирования и обеспечения надлежащего функционирования единой таможенной территории, наработали определенную практику как в части принятия согласованных решений о применении отдельными государствами - членами Таможенного Союза ставок ввозных пошлин, отличных от ставок ЕТТ, так и в части проведения контрольных мероприятий за перемещением в рамках взаимной торговли данных товаров и транспортных средств.

Так, поскольку в процессе формирования обновленного Таможенного Союза обозначилась потребность в более полном учете социально значимых нужд населения и потребностей развития национальных экономик государств-членов, зависящих от традиционного импорта отдельных наименований товаров из третьих стран, Комиссией Таможенного Союза Решением от 27.11.2009 № 1305 был утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее - Перечень товаров переходного периода).

По состоянию на 1 января 2010 года Перечень товаров переходного периода включал в себя товары, классифицируемые в 406 товарных

4 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного Союза, в отношении отдельных категорий товаров». - URL: www.tsouz.ru.

5 Решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (ред. от 24 мая 2012 г.). - URL: www.tsouz.ru.

подсубпозициях ТН ВЭД ТС, но к 1 января 2012 года он сократился до 71 наименования товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД ТС6, а именно:

- фармацевтическая продукция - 44 наименования товаров;

- полимеры этилена прочие - 1 наименование товара;

- фольга алюминиевая - 1 наименование товара;

- железнодорожные локомотивы, подвижной состав и их части - 10 наименований товаров;

- медицинские инструменты и оборудование - 13 наименований товаров;

- сборные строительные конструкции (теплицы) - 2 наименования товара.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 № 6447 Правительством Республики Казахстан был осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение администрирования товаров переходного периода, а именно:

- ввоз на территорию Республики Казахстан конструкций сборных теплиц из черных металлов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан, при предоставлении документов, подтверждающих их целевое использование; полимеров этилена и алюминиевой фольги - при наличии в контракте нормы о целевом использовании ввозимого товара;

- в отношении лекарственных средств в Республике Казахстан введены требования о нанесении дополнительной информации на лицевой стороне упаковки лекарственного средства о его предназначении исключительно для реализации на территории Казахстана;

- в целях обеспечения контроля в отношении железнодорожных вагонов на этапе их перерегистрации внесены дополнения в Правила регистрации железнодорожного подвижного состава в Республике Казахстан, согласно которым в Государственный реестр должны вноситься дополнительные сведения об уплате таможенных пошлин в отношении железнодорожного подвижного состава, в отношении которого Республика Казахстан применяет ставки ввозных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом.

Поскольку контроль за целевым использования на территории Республики Казахстан товаров переходного периода возложен на ряд казахстанских министерств и ведомств, то он не рассматривается Комитетом таможенного

6 Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного Союза, утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (в ред. Решения Комиссии Таможенного Союза от 18.11.2011 № 850). - URL: www.tsouz.ru.

7 Решение Комиссии Таможенного Союза от 19.05.2011 № 644 «О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного Союза». - URL: www.tsouz.ru.

О совершенствовании механизма административно-правового.

контроля Министерства финансов Республики Казахстан в качестве одного из основных направлений пост-таможенного контроля.

В свою очередь, в целях минимизации рисков ввоза на территорию Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан отдельных наименований товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, в отношении которых в Беларуси и Казахстане на дату вступления в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного Союза применялись более льготные, чем в России, порядок уплаты и ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, руководителями государств - членов Таможенного Союза 5 июля 2010 года был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного Со-юза8 (далее - Протокол об изъятиях), которым из правила о беспрепятственном перемещении в пределах единой таможенной территории был изъят ряд товаров и транспортных средств (далее - товары изъятия), в том числе:

- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства для личного пользования, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза от 18 июня 2010 года (применялся до 1 июля 2011 года);

- товары, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного Союза, на территорию которого ввозятся эти товары, применяются специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры или в отношении которых государства - члены Таможенного Союза применяют различающиеся ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий ввоза вследствие неунификации торговых режимов с третьими странами;

- товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, то есть товары переходного периода.

В отношении вышеперечисленных товаров и транспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории, при перемещении в рамках взаимной торговли между государствами - членами Таможенного Союза было предписано осуществлять таможенный контроль и таможенное декларирование с взиманием ввозных пошлин в соответствии с законодательством государства ввоза с учетом положений Протокола об изъятиях.

8 Протокол между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 5 июля 2010 г. «Об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного Союза». - URL: www.tsouz.ru.

Необходимо отметить, что условия и порядок применения государствами - членами Таможенного Союза ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, были определены белорусско-казахстанско-российским межправительственным Протоколом от 12 декабря 2008 года (далее - Протокол о применении отличных от ЕТТ ставок ввозных пошлин)9, согласно пункту 3 статьи 4 которого решение Комиссии Таможенного Союза о применении одним из государств-членов более высокой или более низкой ставки, чем ставка ЕТТ, должно содержать информацию о наименовании и коде товара по ТН ВЭД ТС, размере и сроке применения более высокой или более низкой ставки, а также о мерах, которые должны быть приняты другими государствами - членами Таможенного Союза для достижения целей применения ставки ввозной пошлины, отличной от ставки ЕТТ.

В то же время в указанный Протокол о применении отличных от ЕТТ ставок ввозных пошлин не были включены положения, обязывающие государство - члена Таможенного Союза, которое инициировало в целях обеспечения национальных экономических интересов применение на своей территории отличных от Единого таможенного тарифа ставок ввозных пошлин, принимать меры, обеспечивающие защиту экономических интересов своих партнеров по Таможенному Союзу в связи с применением им более высоких или более низких ставок ввозных пошлин.

Такое положение дел не в полной мере обеспечивает экономические интересы других государств - членов Таможенного Союза, продолжающих применять на своей территории ставки ввозных пошлин в соответствии с Единым таможенным тарифом, поскольку, как показывает практика, они впоследствии вынуждены либо на национальном уровне проводить соответствующие контрольно-регулирующие мероприятия, либо на высшем уровне или через наднациональные органы обязывать такое государство обеспечивать интересы других государств-членов и Таможенного Союза в целом.

По этой причине в целях объединения усилий государств - членов Таможенного Союза при осуществлении контроля за перемещением по единой таможенной территории товаров и транспортных средств, в отношении которых одной или двумя Сторонами применяются более высокие или более низкие ставки ввозных пошлин, в Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года целесообразно внести соответствующие дополнения, а именно: пункт 2 статьи 3 и пункт 3 статьи 4 Протокола дополнить подпунктами е): «меры, которые должны быть приняты государством Стороны, вносящей предложение, в

9 Протокол между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 года «Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа». - URL: www.tsouz.ru.

О совершенствовании механизма административно-правового...

целях недопущения причинения ущерба экономическим интересам других Сторон».

Проведенный анализ таможенного законодательства Таможенного Союза показывает, что в практике работы Комиссии Таможенного Союза (КТС) имело место принятие правовой нормы схожего содержания, а именно: согласно пункту 7.4 Решения КТС от 27.11.2009 № 130 в случае принятия государством-членом решения о предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин в отношении конкретных плательщиков, это государство обязано внести в Комиссию Таможенного Союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - членов Таможенного Союза.

Однако, поскольку сфера действия этой нормы ограничена только случаями предоставления индивидуальных тарифных льгот, то она не может быть распространена даже на положения пункта 5 того же Решения КТС от 27.11.2009 № 130, которым Республике Казахстан на период 2010-2019 годы предоставлена возможность ввоза сахара-сырца тростникового для промышленной переработки на территории Республики Казахстан с освобождением от взимания ввозных таможенных пошлин под гарантию Правительства Республики Казахстан в том, что ввозимые для промышленной переработки сахар-сырец, а также сахар белый, произведенный из тростникового сырца, не будут перенаправлены на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

В то же время в практике взаимной российско-казахстанской торговли возможны случаи поставок с территории Казахстана в Россию сахара белого, изготовленного из льготированного при ввозе в Республику Казахстан сахара-сырца тростникового.

Однако так исторически сложилось, что вышеуказанные сахар-сырец тростниковый и сахар белый, изготовленный из тростникового сырца, не были включены ни в перечень применяемых на единой таможенной территории тарифных льгот10, ни в Перечень товаров переходного периода, ни в Протокол об изъятиях.

Учитывая вышеизложенное и в целях обеспечения применения государствами - членами Таможенного Союза согласованных мер при установлении фактов ввоза на территории Российской Федерации и Республики Беларусь с территории Республики Казахстан сахара-сырца тростникового и произведенного из него на территории Казахстана сахара белого, целесообразно пункт 5 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 дополнить абзацем следующего содержания:

10 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 г.; п.7 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». - URL: www.tsouz.ru.

«При обнаружении фактов ввоза на территории Российской Федерации и Республики Беларусь с территории Республики Казахстан сахара-сырца, ввезенного для промышленной переработки, и сахара белого, произведенного из сахара-сырца, государством ввоза проводится таможенный контроль, осуществляется таможенное декларирование и взимаются ввозные таможенные пошлины в соответствии с законодательством государства ввоза».

Тем самым будет обеспечено совершенствование сложившегося механизма административно-правового регулирования таможенного декларирования и таможенного контроля товаров и автотранспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного Союза.

Необходимость такого совершенствования обусловлена и тем, что принятое Советом ЕЭК Решение от 16.07.2012 № 55 о применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан на срок до их присоединения к Всемирной торговой организации повышенных ставок ввозных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, также нуждается в корректировке, поскольку не содержит информации о мерах, которые должны быть приняты Российской Федерацией для достижения целей применения ставки ввозной пошлины, отличной от ставки ЕТТ11.

В свою очередь, одобренное Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 № 1246-р12 внесение ряда изменений в Протокол о применении отличных от ЕТТ ставок ввозных пошлин, не решает поставленной задачи, поскольку нацелено на актуализацию норм данного Протокола в связи с образованием Евразийской экономической комиссии13 и предоставление ЕЭК права принятия решений о продлении срока применения одним из государств - членов Таможенного Союза более высокой или более низкой ставки свыше шести месяцев.

Но в своей совокупности вышеприведенные изменения и дополнения в действующие международные договоренности позволят укрепить уровень доверия между государствами - членами Таможенного Союза и, тем самым, будут способствовать дальнейшему укреплению и развитию Таможенного Союза на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

11 Подпункт д) пункта 3 статьи 4 Протокола между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. «Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа». - URL: www.tsouz.ru.

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 № 1246-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 г.». - СПС «КонсультантПлюс».

13 Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии». - URL: www.tsouz.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.