Научная статья на тему 'О проблемных вопросах применения мер таможенного регулирования в таможенном союзе в условиях неунификации единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых физическими лицами легковых автотранспортных средств иностранного производства'

О проблемных вопросах применения мер таможенного регулирования в таможенном союзе в условиях неунификации единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых физическими лицами легковых автотранспортных средств иностранного производства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВВОЗ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / UNION STATE / EUROASIAN ECONOMIC COMMUNITY / CUSTOMS UNION / IMPORT OFCARS / PHYSICAL PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и функционирования единой таможенной территории Союзного государства и таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Анализ проводится в целях обеспечения унификации процедур таможенного оформления и единых ставок таможенных пошлин, налогов при ввозе на территории государств-участников легковых автомобилей иностранного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES IN THE MPLEMENTATION OF CUSTOMS REGULATION MEASURES WITHIN THE CUSTOMS UNION WHEN NEITHER CUSTOMS DUTY RATES NO TAX RATES CONCERNING THE FOREIGN AUTOMOBILES IMPORTED BY INDIVIDUALS ARE NOT UNIFIED

This article is dedicated to the actual problems of formation and functioning of common customs territory of the Union State and the customs union of the Euroasian economic community. The purpose of this analysis is to supply unification of the customs registration procedures and uniform rates of the customs duties, taxes at import of cars of foreign manufacture into territory of the states-participants.

Текст научной работы на тему «О проблемных вопросах применения мер таможенного регулирования в таможенном союзе в условиях неунификации единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых физическими лицами легковых автотранспортных средств иностранного производства»

и

со

С

О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР

^ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ

Ю СОЮЗЕ В УСЛОВИЯХ НЕУНИФИКАЦИИ ЕДИНЫХ СТАВОК

с ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ

< ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЛЕГКОВЫХ Н АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИНОСТРАННОГО

и

<

^ Гармонников С. Н.

ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и функционирования единой таможенной территории Союзного государства и таможен-Q ного союза Евразийского экономического сообщества. Анализ проводится в целях ¡—I обеспечения унификации процедур таможенного оформления и единых ставок О таможенных пошлин, налогов при ввозе на территории государств-участников Д легковых автомобилей иностранного производства.

Е

Й This article is dedicated to the actual problems of formation and functioning of

is common customs territory of the Union State and the customs union of the Euroasian

О economic community. The purpose of this analisis is to supply unification of the customs

^ registration procedures and uniform rates of the customs duties, taxes at import of cars of foreign manufacture into territory of the states-participants.

H Я

g Ключевые слова: Союзное государство, Евразийское экономическое

Д сообщество, таможенный союз, ввоз легковых автомобилей, физические лица

(У Key words: Union State, Euroasian economic community, customs union, import of

t^ cars, physical persons

CQ

О О проблемных вопросах применения мер таможенного регулирова-

нии ния в таможенном союзе в условиях неунификации единых ставок тамо-i-ч женных пошлин, налогов в отношении ввозимых физическими лицами ^ легковых автотранспортных средств иностранного производства. ^ Одним из проверенных многолетней практикой путей решения про-

^ блемных вопросов в сфере российско-белорусского таможенного сотруд-^ ничества является заключение соглашений между правительствами двух стран, положения которых нацелены на обеспечение возможно более пол-Q ного единообразия применяемых таможенными службами России и Бело-^н руссии подходов к таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств на внешних границах Союзного государства и территориях государств-участников.

Поэтому таможенными службами России и Белоруссии был разработан и одобрен постановлениями коллегии Таможенного комитета

Союзного государства от 29 августа 2009 г.1 и от 19 ноября 2009 г.2 проект межправительственного российско-белорусского соглашения о временном ввозе и вывозе транспортных средств, который был подписан руководителями таможенных служб двух стран 24 февраля 2010 г.3 Указанным Соглашением предусмотрено, что при проведении на внешней таможенной границе Союзного государства таможенного оформления и таможенного контроля временно ввозимых иностранными физическими и юридическими лицами транспортных средств, зарегистрированных за пределами России и Белоруссии, и совместном использовании таможенными органами двух стран созданных ими информационных ресурсов, перемещение через внутреннюю таможенную границу транспортных средств вне зависимости от страны их государственной регистрации должно осуществляться без таможенного оформления и таможенного контроля.

В то же время, поскольку ставки таможенных платежей и правила их взимания, применяемые в России и Белоруссии при ввозе автотранспортных средств физическими лицами, имеют значительные различия, Соглашением предусмотрено, что транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Беларусь и временно ввозимые на территорию Российской Федерации лицами, постоянно проживающими в России, будут оформляться в таможенном отношении в соответствии с российским законодательством. Аналогичный подход применен и в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации и временно ввозимых в Республику Беларусь физическими лицами, постоянно проживающими в Белоруссии. Соглашением также установлен единый фиксированный первоначальный срок временного ввоза транспортных средств вне зависимости от обстоятельств поездки, который будет составлять три месяца. Данное правило существенно улучшает положение лиц, временно въезжающих на своих транспортных средствах в Россию и Белоруссию, так как сокращает количество случаев обращений в таможенные органы двух стран для продления срока временного ввоза свыше трех месяцев до шести или двенадцати месяцев в зависимости от категории транспортных средств и временно ввезших их физических лиц.

1 О проектах Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о временном ввозе и вывозе транспортных средств и Концепции контроля за временным ввозом и вывозом транспортных средств: Постановление коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 29 августа 2009 г, объявленное для руководства и исполнения приказом ТКСГ от 10 сентября 2009 г № 2.

2 О проекте Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о временном ввозе и вывозе транспортных средств: Постановление коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 19 ноября 2009 г, объявленное для руководства и исполнения приказом ТКСГ от 3 декабря 2009 г. № 3.

3 О временном ввозе и вывозе транспортных средств: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 февраля 2010 г.

Гармонников С. Н.

Тем самым Соглашение определяет единые подходы к таможенному оформлению и таможенному контролю таможенными органами России и Белоруссии автотранспортных средств, временно ввозимых на их территории и вывозимых с этих территорий. Поскольку указанное Соглашение временно применяется со дня подписания, то с этого дня у российских таможенных органов появились правовые основания не требовать от иностранных физических лиц, включая граждан Республики Беларусь, следующих на принадлежащих им автотранспортных средствах с белорусской регистрацией через российско-белорусскую границу, декларирования этих транспортных средств в письменной форме, для чего, в свою очередь, белорусская сторона внесла отдельные изменения в национальное таможенное законодательство в части организации таможенного оформления на белорусском участке внешней границы Союзного государства иностранных транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь из третьих стран4.

Следует отметить, что в ходе подготовки и согласования проекта указанного соглашения, а также в ходе его подписания белорусской стороной был «выведен за скобки» вопрос об обеспечении единых правил таможенного оформления и налогообложения ввозимых из третьих стран гражданами государств-участников Союзного государства легковых автотранспортных средств иностранного производства для личного пользования. По этой причине на период со дня вступления в силу указанного Соглашения и до создания единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС эффективность таможенного контроля за неправомерным оставлением на территории России временно ввезенных с территории Белоруссии через российско-белорусскую границу легковых автомобилей с белорусской регистрацией будет снижена5.

В то же время 11 декабря 2009 г. в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в г. Санкт-Петербурге Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «Главная задача - сформировать такие совместные механизмы, которые не только ликвидируют внутренние барьеры на единой таможенной территории, но и позволят обеспечить эффективный контроль на внешнем контуре таможенного союза. Необходимо не допустить появления «серых зон» в таможенном регулировании и в то же время не создавать дополнительных препятствий для экономических операторов»6.

4 О порядке применения Соглашения: Письмо ГТК Республики Беларусь от 19 марта 2010 г. № 02/3137-УОТК.

5 В отношении принадлежащих гражданам Республики Беларусь транспортных средств, которые сняты с регистрационного учета в Белоруссии и ввозятся на территорию Российской Федерации через российско-белорусскую границу их владельцами с целью продажи, положения Соглашения не применяются: Письмо ФТС России от 24 марта 2010 г. № 04-30/13941 «О направлении информации».

6 Таможенный союз в действии // Союзное государство. 2009. № 12. С. 16.

О проблемных вопросах...

Поэтому в целях недопущения продолжения существования на единой таможенной территории таможенного союза указанных выше рисков бесконтрольного оставления на территории России временно ввезенных гражданами Белоруссии, России или третьих стран через российско-белорусскую границу легковых автотранспортных средств с белорусской регистрацией или снятых в Белоруссии с регистрационного учета, которые были выпущены в свободное обращение по более низким, чем в России, ставкам таможенных платежей, необходимо учесть следующие обстоятельства и рекомендации по совершенствованию договорно-правовой базы таможенного союза ЕврАзЭС в области таможенного регулирования порядка перемещения автотранспортных средств через белорусский участок внешней границы и внутреннюю российско-белорусскую границу таможенного союза и Союзного государства.

14 января 2010 г. на пресс-конференции по итогам заседания Общественного совета при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь Председатель ГТК РБ А. Ф. Шпилевский отметил, что «...унификация всех таможенных правил и процедур в рамках таможенного союза потребует унификации ставок таможенных платежей на автомобили, ввозимые гражданами, на уровне, приемлемом для всех трёх государств-участников таможенного союза»7. Через три месяца, 4 мая 2010 г., первый заместитель председателя ГТК Республики Беларусь В. А. Гошин озвучил белорусским СМИ мнение о том, что существующий в Белоруссии уровень ввозных таможенных платежей на легковые автомобили, ввозимые гражданами Белоруссии из третьих стран, может быть сохранен8. То есть, белорусским руководством не сформирована устойчивая позиция, нацеленная на выполнение всех условий формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе путем принятия непопулярных в общественном мнении республики решений по увеличению единых ставок платежей на ввозимые на территорию Белоруссии физическими лицами легковые автомобили иностранного производства.

Соответственно, учитывая схожую ситуацию в Белоруссии во второй половине 1995 - начале 1996 гг., когда в связи с непрекращающейся критикой унифицированная с российской единая ставка таможенного платежа на ввозимые из третьих стран физическими лицами - гражданами Республики Беларусь легковые автомобили иностранного производства продержалась только четыре месяца9, государствам-участникам Союзного государства и таможенного союза ЕврАзЭС необходимо разработать и подписать Протокол

7 Шпилевский А. Ф. Выдержки из выступления на Общественном совете 14 января 2010 г.

8 Гошин В. А. Выдержки из выступления перед представителями белорусских СМИ в г. Бресте 4 мая 2010 г.

9 Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами вещей через таможенную границу Республики Беларусь: Постановление Кабинета Министров РБ от 5 августа 1995 г. № 419 в редакции постановления Кабинета Министров РБ от 10 января 1996 г. № 18.

Гармонников С. Н. об условиях и порядке применения в исключительных случаях единых ставок таможенных пошлин, налогов на ввозимые физическими лицами товары и транспортные средства для личного пользования, отличные от единых ставок таможенных пошлин, налогов таможенного союза (далее -Протокол). Структура данного Протокола может быть аналогична структуре Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза10 и нацелена на обеспечение той же цели - постепенной адаптации государств-участников и их граждан к единым правилам таможенного регулирования в таможенном союзе и, тем самым, недопущение возрастания рисков целостности создаваемого таможенного союза. Эта договоренность о допустимости временных изъятий из единых ставок таможенных пошлин, налогов таможенного союза должна вводиться в действие решением Межгоссовета ЕврАзЭС11 одновременно с Соглашением по вопросам перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования12 и подлежащим разработке и принятию Перечнем товаров, транспортных средств и единых ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств-участников таможенного союза применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, отличные от единых ставок таможенных пошлин, налогов таможенного союза.

При этом в предлагаемом автором к разработке и подписанию государствами-участниками таможенного союза ЕврАзЭС Протоколе необходимо в обязательном порядке определить меры, которые должны быть приняты другими государствами-участниками для достижения целей применения более высокой или более низкой ставки.

Для решения этой задачи стороны должны достичь согласия в том, что транспортные средства, в отношении которых государствами-участниками не достигнута договоренность о размерах единых ставок таможенных пошлин, налогов либо предоставлено временное изъятие из них согласно Протоколу и которые выпущены в свободное обращение на территории одного из государств-участников таможенного союза по единой ставке, к примеру, меньшей, чем применяемая в других государствах-участниках, то такие транспортные средства не могут рассматриваться в качестве выпущенных в

10 Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа: Протокол между Правительством РБ, Правительством РК и Правительством РФ от 12 декабря 2008 г.

11 О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним: Протокол между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г.

12 План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза: Утв. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17.

О проблемных вопросах... свободное обращение для других государств-участников таможенного союза ЕврАзЭС, где применяется более высокая единая ставка ввозной пошлины.

Соответственно, такие транспортные средства должны быть признаны имеющими статус товаров не таможенного союза, в связи с чем таможенный контроль и таможенное оформление при их ввозе на территории других государств-участников могут осуществляться.

Кроме того, чтобы другие государства-участники таможенного союза ЕврАзЭС не вводили в отношении вышеуказанной номенклатуры транспортных средств происхождения третьих стран меры таможенного регулирования непосредственно на своих внутренних границах, Белоруссии, Казахстану и России необходимо также признать товары и транспортные средства, выпущенные в свободное обращение по единым ставкам таможенных пошлин, налогов меньшим, чем применяемые в других государствах-участниках единые ставки, условно выпущенными в свободное обращение на национальной территории, отчуждение которых без разрешения таможенных органов запрещено. В этом случае на национальные таможенные службы будут возложены обязанности по осуществлению, во-первых, таможенного контроля за целевым использованием таких товаров и транспортных средств на территориях государств-участников, где применяется более низкая единая ставка, и, во-вторых, по их таможенному оформлению при вывозе в другие государства-участники таможенного союза путем помещения под процедуру перевозки под таможенным контролем до внутреннего таможенного органа другого государства-участника.

Вышеизложенный алгоритм обеспечения экономической безопасности государств-участников и таможенного союза ЕврАзЭС в целом в условиях наличия временных изъятий из единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении легковых автотранспортных средств совместными усилиями таможенных служб государств-участников без проведения ими контрольных процедур на внутренних границах представляется наиболее значимым для урегулирования вопроса ввоза на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь легковых автотранспортных средств иностранного производства, которые выпускаются в свободное обращение в Республике Беларусь белорусскими физическими лицами по льготным правилам таможенного налогообложения и впоследствии отчуждаются в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.