О НЕОБХОДИМОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА р МЕСТ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ° ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАНСКИЙ УЧАСТОК ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ Л ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Е
3
Гармонников С.Н. Л
С
В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования таможен- i—\ ной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Анализ проведен в целях повыше- А ния эффективности таможенного администрирования перемещаемых во внешней 3 торговле государств - членов Таможенного союза товаров и транспортных средств О
та
This article is dedicated to the actual problems of functioning of the customs border of the Customs Union within the Eurasian Economic Community. This analysis is Я conducted in order to improve the efficiency of customs administration of goods and 3 vehicles moved in the foreign trade of the Customs Union member-states Я
Ключевые слова: Таможенный союз; таможенная граница; государственная Н граница; пункты пропуска; таможенный контроль ^
Keywords: Customs union; customs border; state border; border entry points; О
customs control ^
Н
В соответствии с положениями статей 156 и 162 Таможенного кодек- 3 са Таможенного союза1 прибытие товаров и транспортных средств на та- ° моженную территорию Таможенного союза и их убытие с этой территории ^ осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу О (места прибытия/убытия), перечень которых подлежит опубликованию Евра- ^ зийской экономической комиссией. О
В свою очередь, местами перемещения товаров и транспортных средств ^ через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза либо иные места, определённые законодательством государств - членов Таможен-
W А
О Т
А
3
Проведённое изучение правовых основ установления и функционирования пунктов пропуска на таможенной границе Таможенного союза выявило ряд проблемных вопросов, заключающихся, во-первых, в несоответствии фак- ^ тического статуса ряда действующих на казахстанском участке таможенной границы Таможенного союза пунктов пропусков их статусу, определенному 3
--Э
1 Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, ^ Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза» от
27 ноября 2009 года (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 года // Официальный интернет-сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org.
2 Таможенный кодекс Таможенного союза. - Ст. 151.
ного союза2
постановлениями Правительства Республики Казахстан, и, во-вторых, в существовании функционирующих без надлежащего законодательного закрепления мест перемещения товаров и транспортных средств через являющиеся участками таможенной границы Таможенного союза государственные границы Республики Казахстан с Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан.
Так, Законом Республики Казахстан от 16.01.2013 № 70-У «О Государственной границе Республики Казахстан»3 установлено, что железнодорожное, автомобильное, морское, воздушное и иное сообщение через Государственную границу Республики Казахстан (далее - Госграница РК) осуществляется в пунктах пропуска.
Исходя из Правил открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года (далее - Правила)4, пункты пропуска через Госграницу РК устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами.
Правовой основой установления пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза со стороны Республики Казахстан являются:
- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики «О пунктах пропуска через ка-захстанско-китайскую Государственную границу и режиме их работы» (г. Пекин, 6 июня 2012 года)5;
- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан «О пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу» (г. Астана, 16 ноября 2001 года)6;
- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Киргизской Республики «О пунктах пропуска через Государственную границу» (г. Астана, 25 декабря 2003 года)7.
3 Закон Республики Казахстан от 16.01.2013 № 70-V «О Государственной границе Республики Казахстан» // Информационно-правовая система «Параграф». - URL: http://online.zakon.kz.
4 Правила открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.12.2005 № 1240 «О некоторых вопросах функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан» (ред. от 26 апреля 2012 года) - URL: http://online.zakon.kz.
5 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска через казахстанско-китайскую Государственную границу и режиме их работы от 6 июня 2012 года. - URL: http://online.zakon.kz.
6 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу от 16 ноября 2001 года (в ред. Протокола от 4 сентября 2006 года). - URL: http://online.zakon.kz.
7 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Киргизской Республики о пунктах пропуска через Государственную границу от 25 декабря 2003 года // Официальный интернет-сайт Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. - URL: http://new.keden.kz.
В соответствии с вышеуказанными Правилами основанием для открытия финансирования, проектирования, строительства (реконструкции), обустройства объектов и технического оснащения пункта пропуска, создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, а также для формирования в нём подразделений государственных контрольных органов является принятый Правительством Республики Казахстан нормативный правовой акт об установлении пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.
В настоящее время правовой основой для функционирования пунктов пропуска через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза являются постановления Правительства Республики Казахстан от 30.10.1992 года № 906 «О пунктах пропуска в Республике Казахстан»8, от 27.02.2004 № 238 «Об утверждении Перечня автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан»9 и от 03.07.2003 № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан»10.
Указанными постановлениями утверждены перечни пунктов пропуска на таможенной границе Таможенного союза со стороны Республики Казахстан и определен их статус, то есть установлено, что соответствующие пункты пропуска открыты либо для двустороннего (межгосударственного), либо для многостороннего (международного) сообщения.
Вместе с тем фактическое правовое состояние ряда пунктов пропуска, установленных постановлениями Правительства Республики Казахстан, не в полной мере соотносится с их юридическим статусом, а именно:
1. Расположенные на казахстанско-узбекском участке таможенной границы Таможенного союза автомобильные пункты пропуска «Казыгурт» и «Капланбек», которые в постановлении Правительства Республики Казахстан от 27.02.2004 № 238 «Об утверждении Перечня автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан» приведены как многосторонние, на практике функционируют как двусторонние, через которые допускается перемещение товаров и транспортных
8 Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30.10.1992 № 906 «О пунктах пропуска в Республике Казахстан» (ред. от 31 октября 2003 года). - URL: http://online.zakon.kz.
9 Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.02.2004 № 238 «Об утверждении Перечня автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан» (ред. от 19 марта 2013 года). - URL: http://online.zakon.kz.
10 Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2003 года № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан» (ред. от 14 января 2012 года). - URL: http://online.zakon.kz.
средств только казахстанскими и узбекскими субъектами хозяйствования и гражданами11.
Подобное положение дел в ряде случаев приводило к тому, что перевозящие экспортные грузы автотранспортные средства, зарегистрированные в Российской Федерации и Республике Беларусь и следующие по таможенной процедуре таможенного транзита для убытия с таможенной территории Таможенного союза через пункты пропуска «Казыгурт» и «Капланбек», не могли через них выехать за пределы Таможенного союза. В целях обеспечения возможности убытия таких транспортных средств должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан осуществлялась их переадресация на многосторонний пункт пропуска «Б. Конысбаева», что влекло дополнительные материальные и временные затраты как перевозчиков, так и таможенных органов.
2. Согласно ранее упомянутому постановлению Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года № 238, расположенный на казахстан-ско-китайском участке таможенной границы Таможенного союза автомобильный пункт пропуска «Калжат» («Кольжат») открыт для многостороннего сообщения. В то же время в Перечне мест прибытия и убытия Республики Казахстан, опубликованном на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, содержатся сведения о статусе указанного пункта пропуска как двустороннего в соответствии с их статусом согласно казахстанско-ки-тайскому межправительственному Соглашению от 6 июня 2012 года.
3. Автомобильный пункт пропуска «Жибек Жолы», являясь многосторонним в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года № 238, фактически функционирует как многосторонний, но при этом не соответствует характеру международного сообщения и вместо грузопассажирского фактически работает как многосторонний пешеходный пункт пропуска, что объясняется имеющимся запретом со стороны Республики Узбекистан по перемещению через автомобильный пункт пропуска «Жибек Жолы» грузовых транспортных средств в связи с близким расположением данного пункта пропуска к городу Ташкенту (около 10 км).
4. В установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2003 года № 648 на Государственной границе Республики Казахстан с Киргизской Республикой для многостороннего сообщения
11 В Перечне мест прибытия и убытия Республики Казахстан, опубликованном в разделе «Таможенное администрирование» на сайте Евразийской экономической комиссии, статус автомобильных пунктов пропуска «Казыгурт» и «Капланбек» указан как двусторонний согласно Протоколу между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан от 4 сентября 2006 года к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан «О пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу» от 16 ноября 2001 года // Бюллетень международных договоров Республики Казахстан. - 2011. - № 6. - Ст. 79.
железнодорожном пункте пропуска «Мерке»12 таможенный контроль должностными лицами таможенного поста «Кулан» Департамента таможенного контроля по Жамбылской области Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан осуществляется только в отношении припасов и товаров, находящихся в сопровождаемом багаже физических лиц, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза подвижными составами пассажирских поездов.
Таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых подвижными составами грузовых поездов через казахстан-ско-киргизскую границу, производятся на железнодорожной станции «Луговая». Несмотря на то, что указанная станция находится в зоне деятельности таможенного поста «Кулан», она не установлена в качестве пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и, соответственно, таможенную границу Таможенного союза.
То есть, сложившаяся в Республике Казахстан практика разделения функций по осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через Государственную границу товарами и транспортными средствами на железнодорожных станциях «Мерке» и «Луговая» не соответствует нормам таможенного законодательства Таможенного союза, в соответствии с которыми после пересечения таможенной границы товары и транспортные средства международной перевозки должны быть доставлены на железнодорожную станцию, являющуюся железнодорожным пунктом пропуска.
В настоящее время казахстанская сторона принимает необходимые меры по обеспечению строительства пункта пропуска на железнодорожной станции «Чальдовар», находящейся в непосредственной близости от казах-станско-киргизской границы (3 км), и его правового закрепления в качестве железнодорожного пункта пропуска: в 2012 году на этой станции начато обустройство пункта пропуска на постоянной основе для проведения таможенного и пограничного контроля пассажирских и грузовых поездов, а в Правительство Киргизской Республики направлен проект протокола о внесении изменений в казахстанско-киргизское Соглашение о пунктах пропуска через Государственную границу от 25 декабря 2003 года, где казахстанской стороной предложено пункт пропуска «Мерке-железнодорожный» заменить на пункт пропуска «Чальдовар-железнодорожный».
В ходе проведенного изучения правовых основ установления и функционирования пунктов пропуска также были определены и иные места перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза со стороны Республики Казахстан, функционирующие в качестве
12 Железнодорожный пункт пропуска «Мерке» располагается на расстоянии 20 км от казах-станско-киргизской границы.
пограничных пунктов пропуска без их законодательного оформления в качестве таковых.
Так, через казахстанско-киргизский участок таможенной границы Таможенного союза проложена железнодорожная ветка, соединяющая две грузовые железнодорожные станции, расположенные на территориях сопредельных государств - «Маймак» (Киргизская Республика) и «Жамбул» (Республика Казахстан), расстояние между которыми составляет 30 км.
Через железнодорожную станцию «Жамбул» перемещаются товары и транспортные средства, таможенный контроль и таможенные операции по прибытию и убытию которых осуществляются на таможенном посту «Тараз-ЦТО» Департамента таможенного контроля по Жамбылской области.
При этом железнодорожная станция «Жамбул» не установлена как железнодорожный пункт пропуска ни Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Киргизской Республики «О пунктах пропуска через Государственную границу» от 25 декабря 2003 года, ни постановлением Правительства Республики Казахстан от 03.07.2003 № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан», но тем не менее фактически является местом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
В связи с этим, осуществляя таможенный контроль и таможенные операции в отношении прибывающих на станцию «Жамбул» товаров и транспортных средств, казахстанские таможенные служащие не в должной мере обеспечивают соблюдение положений союзного и национального таможенного законодательства, вследствие чего присутствуют риски ненадлежащего перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
На Государственной границе Республики Казахстан с Республикой Узбекистан функционирует многосторонний железнодорожный пункт пропуска «Мактаарал»13, который отсутствует во вступившем в силу с 11 октября 2011 года казахстанско-узбекском межправительственном Протоколе о пунктах пропуска от 4 сентября 2006 года14. В настоящее время по взаимной договоренности пограничных служб Казахстана и Узбекистана указанный пункт пропуска работает по временной схеме, что сдерживает процесс его обустройства и
13 С 30 ноября 2009 года по требованию пограничной службы Республики Казахстан движение через железнодорожный пункт пропуска «Мактаарал» было прекращено, но с мая 2010 года возобновлено до внесения соответствующих изменений в межправительственные казахстанско-узбекские соглашения.
14 Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан от 4 сентября 2006 года к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан «О пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу» от 16 ноября 2001 года // Бюллетень международных договоров Республики Казахстан. - 2011. - № 6. - Ст. 79.
оснащения современными техническими средствами, необходимыми для организации надлежащего пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля перемещаемых товаров и транспортных средств.
В целях урегулирования данного вопроса Правительством Республики Казахстан принято постановление от 5 сентября 2012 года № 115415, которым одобрены предварительно согласованные с узбекской стороной договоренности в части установления на казахстанско-узбекской границе многостороннего железнодорожного пункта пропуска «Мактаарал».
Исходя из вышеизложенного следует, что в Республике Казахстан наряду с законодательным установлением пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан, которая является частью таможенной границы Таможенного союза, имеет место практика функционирования мест перемещения товаров и транспортных средств согласно правовым обычаям, сложившимся в Казахстане до начала полноценного функционирования Таможенного союза.
Поскольку подобная практика не соответствует таможенному законодательству как Таможенного союза, так и Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан необходимо продолжить работу по юридическому оформлению всех мест перемещения товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза в соответствии с положениями национального законодательства.
15 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2012 года «О подписании Протокола о внесении изменений и дополнений в Протокол к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу от 16 ноября 2001 года». - URL: http:// online.zakon.kz.