Научная статья на тему 'О необходимости урегулирования правового статуса мест перемещения товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза'

О необходимости урегулирования правового статуса мест перемещения товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS UNION / CUSTOMS BORDER / STATE BORDER / BORDER ENTRY POINTS / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Анализ проведен в целях повышения эффективности таможенного администрирования перемещаемых во внешней торговле государств-членов Таможенного союза товаров и транспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR SETTLEMENT OF LEGAL STATUS OF PLACES AND MOVEMENT OF GOODS AND VEHICLES THROUGH KAZAKHSTAN CUSTOMS BORDER SECTOR OF THE CUSTOMS UNION

This article is dedicated to the actual problems of functioning of the customs border of the Customs Union within the Eurasian Economic Community. This analysis is conducted in order to improve the efficiency of customs administration of goods and vehicles moved in the foreign trade of the Customs Union member-states

Текст научной работы на тему «О необходимости урегулирования правового статуса мест перемещения товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза»

О НЕОБХОДИМОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА р МЕСТ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ° ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАНСКИЙ УЧАСТОК ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ Л ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Е

3

Гармонников С.Н. Л

С

В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования таможен- i—\ ной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Анализ проведен в целях повыше- А ния эффективности таможенного администрирования перемещаемых во внешней 3 торговле государств - членов Таможенного союза товаров и транспортных средств О

та

This article is dedicated to the actual problems of functioning of the customs border of the Customs Union within the Eurasian Economic Community. This analysis is Я conducted in order to improve the efficiency of customs administration of goods and 3 vehicles moved in the foreign trade of the Customs Union member-states Я

Ключевые слова: Таможенный союз; таможенная граница; государственная Н граница; пункты пропуска; таможенный контроль ^

Keywords: Customs union; customs border; state border; border entry points; О

customs control ^

Н

В соответствии с положениями статей 156 и 162 Таможенного кодек- 3 са Таможенного союза1 прибытие товаров и транспортных средств на та- ° моженную территорию Таможенного союза и их убытие с этой территории ^ осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу О (места прибытия/убытия), перечень которых подлежит опубликованию Евра- ^ зийской экономической комиссией. О

В свою очередь, местами перемещения товаров и транспортных средств ^ через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза либо иные места, определённые законодательством государств - членов Таможен-

W А

О Т

А

3

Проведённое изучение правовых основ установления и функционирования пунктов пропуска на таможенной границе Таможенного союза выявило ряд проблемных вопросов, заключающихся, во-первых, в несоответствии фак- ^ тического статуса ряда действующих на казахстанском участке таможенной границы Таможенного союза пунктов пропусков их статусу, определенному 3

--Э

1 Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, ^ Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза» от

27 ноября 2009 года (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 года // Официальный интернет-сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org.

2 Таможенный кодекс Таможенного союза. - Ст. 151.

ного союза2

постановлениями Правительства Республики Казахстан, и, во-вторых, в существовании функционирующих без надлежащего законодательного закрепления мест перемещения товаров и транспортных средств через являющиеся участками таможенной границы Таможенного союза государственные границы Республики Казахстан с Киргизской Республикой и Республикой Узбекистан.

Так, Законом Республики Казахстан от 16.01.2013 № 70-У «О Государственной границе Республики Казахстан»3 установлено, что железнодорожное, автомобильное, морское, воздушное и иное сообщение через Государственную границу Республики Казахстан (далее - Госграница РК) осуществляется в пунктах пропуска.

Исходя из Правил открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года (далее - Правила)4, пункты пропуска через Госграницу РК устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами.

Правовой основой установления пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза со стороны Республики Казахстан являются:

- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики «О пунктах пропуска через ка-захстанско-китайскую Государственную границу и режиме их работы» (г. Пекин, 6 июня 2012 года)5;

- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан «О пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу» (г. Астана, 16 ноября 2001 года)6;

- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Киргизской Республики «О пунктах пропуска через Государственную границу» (г. Астана, 25 декабря 2003 года)7.

3 Закон Республики Казахстан от 16.01.2013 № 70-V «О Государственной границе Республики Казахстан» // Информационно-правовая система «Параграф». - URL: http://online.zakon.kz.

4 Правила открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.12.2005 № 1240 «О некоторых вопросах функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан» (ред. от 26 апреля 2012 года) - URL: http://online.zakon.kz.

5 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска через казахстанско-китайскую Государственную границу и режиме их работы от 6 июня 2012 года. - URL: http://online.zakon.kz.

6 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу от 16 ноября 2001 года (в ред. Протокола от 4 сентября 2006 года). - URL: http://online.zakon.kz.

7 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Киргизской Республики о пунктах пропуска через Государственную границу от 25 декабря 2003 года // Официальный интернет-сайт Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. - URL: http://new.keden.kz.

В соответствии с вышеуказанными Правилами основанием для открытия финансирования, проектирования, строительства (реконструкции), обустройства объектов и технического оснащения пункта пропуска, создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, а также для формирования в нём подразделений государственных контрольных органов является принятый Правительством Республики Казахстан нормативный правовой акт об установлении пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.

В настоящее время правовой основой для функционирования пунктов пропуска через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза являются постановления Правительства Республики Казахстан от 30.10.1992 года № 906 «О пунктах пропуска в Республике Казахстан»8, от 27.02.2004 № 238 «Об утверждении Перечня автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан»9 и от 03.07.2003 № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан»10.

Указанными постановлениями утверждены перечни пунктов пропуска на таможенной границе Таможенного союза со стороны Республики Казахстан и определен их статус, то есть установлено, что соответствующие пункты пропуска открыты либо для двустороннего (межгосударственного), либо для многостороннего (международного) сообщения.

Вместе с тем фактическое правовое состояние ряда пунктов пропуска, установленных постановлениями Правительства Республики Казахстан, не в полной мере соотносится с их юридическим статусом, а именно:

1. Расположенные на казахстанско-узбекском участке таможенной границы Таможенного союза автомобильные пункты пропуска «Казыгурт» и «Капланбек», которые в постановлении Правительства Республики Казахстан от 27.02.2004 № 238 «Об утверждении Перечня автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан» приведены как многосторонние, на практике функционируют как двусторонние, через которые допускается перемещение товаров и транспортных

8 Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30.10.1992 № 906 «О пунктах пропуска в Республике Казахстан» (ред. от 31 октября 2003 года). - URL: http://online.zakon.kz.

9 Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.02.2004 № 238 «Об утверждении Перечня автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан» (ред. от 19 марта 2013 года). - URL: http://online.zakon.kz.

10 Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2003 года № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан» (ред. от 14 января 2012 года). - URL: http://online.zakon.kz.

средств только казахстанскими и узбекскими субъектами хозяйствования и гражданами11.

Подобное положение дел в ряде случаев приводило к тому, что перевозящие экспортные грузы автотранспортные средства, зарегистрированные в Российской Федерации и Республике Беларусь и следующие по таможенной процедуре таможенного транзита для убытия с таможенной территории Таможенного союза через пункты пропуска «Казыгурт» и «Капланбек», не могли через них выехать за пределы Таможенного союза. В целях обеспечения возможности убытия таких транспортных средств должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан осуществлялась их переадресация на многосторонний пункт пропуска «Б. Конысбаева», что влекло дополнительные материальные и временные затраты как перевозчиков, так и таможенных органов.

2. Согласно ранее упомянутому постановлению Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года № 238, расположенный на казахстан-ско-китайском участке таможенной границы Таможенного союза автомобильный пункт пропуска «Калжат» («Кольжат») открыт для многостороннего сообщения. В то же время в Перечне мест прибытия и убытия Республики Казахстан, опубликованном на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, содержатся сведения о статусе указанного пункта пропуска как двустороннего в соответствии с их статусом согласно казахстанско-ки-тайскому межправительственному Соглашению от 6 июня 2012 года.

3. Автомобильный пункт пропуска «Жибек Жолы», являясь многосторонним в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года № 238, фактически функционирует как многосторонний, но при этом не соответствует характеру международного сообщения и вместо грузопассажирского фактически работает как многосторонний пешеходный пункт пропуска, что объясняется имеющимся запретом со стороны Республики Узбекистан по перемещению через автомобильный пункт пропуска «Жибек Жолы» грузовых транспортных средств в связи с близким расположением данного пункта пропуска к городу Ташкенту (около 10 км).

4. В установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2003 года № 648 на Государственной границе Республики Казахстан с Киргизской Республикой для многостороннего сообщения

11 В Перечне мест прибытия и убытия Республики Казахстан, опубликованном в разделе «Таможенное администрирование» на сайте Евразийской экономической комиссии, статус автомобильных пунктов пропуска «Казыгурт» и «Капланбек» указан как двусторонний согласно Протоколу между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан от 4 сентября 2006 года к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан «О пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу» от 16 ноября 2001 года // Бюллетень международных договоров Республики Казахстан. - 2011. - № 6. - Ст. 79.

железнодорожном пункте пропуска «Мерке»12 таможенный контроль должностными лицами таможенного поста «Кулан» Департамента таможенного контроля по Жамбылской области Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан осуществляется только в отношении припасов и товаров, находящихся в сопровождаемом багаже физических лиц, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза подвижными составами пассажирских поездов.

Таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых подвижными составами грузовых поездов через казахстан-ско-киргизскую границу, производятся на железнодорожной станции «Луговая». Несмотря на то, что указанная станция находится в зоне деятельности таможенного поста «Кулан», она не установлена в качестве пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и, соответственно, таможенную границу Таможенного союза.

То есть, сложившаяся в Республике Казахстан практика разделения функций по осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через Государственную границу товарами и транспортными средствами на железнодорожных станциях «Мерке» и «Луговая» не соответствует нормам таможенного законодательства Таможенного союза, в соответствии с которыми после пересечения таможенной границы товары и транспортные средства международной перевозки должны быть доставлены на железнодорожную станцию, являющуюся железнодорожным пунктом пропуска.

В настоящее время казахстанская сторона принимает необходимые меры по обеспечению строительства пункта пропуска на железнодорожной станции «Чальдовар», находящейся в непосредственной близости от казах-станско-киргизской границы (3 км), и его правового закрепления в качестве железнодорожного пункта пропуска: в 2012 году на этой станции начато обустройство пункта пропуска на постоянной основе для проведения таможенного и пограничного контроля пассажирских и грузовых поездов, а в Правительство Киргизской Республики направлен проект протокола о внесении изменений в казахстанско-киргизское Соглашение о пунктах пропуска через Государственную границу от 25 декабря 2003 года, где казахстанской стороной предложено пункт пропуска «Мерке-железнодорожный» заменить на пункт пропуска «Чальдовар-железнодорожный».

В ходе проведенного изучения правовых основ установления и функционирования пунктов пропуска также были определены и иные места перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза со стороны Республики Казахстан, функционирующие в качестве

12 Железнодорожный пункт пропуска «Мерке» располагается на расстоянии 20 км от казах-станско-киргизской границы.

пограничных пунктов пропуска без их законодательного оформления в качестве таковых.

Так, через казахстанско-киргизский участок таможенной границы Таможенного союза проложена железнодорожная ветка, соединяющая две грузовые железнодорожные станции, расположенные на территориях сопредельных государств - «Маймак» (Киргизская Республика) и «Жамбул» (Республика Казахстан), расстояние между которыми составляет 30 км.

Через железнодорожную станцию «Жамбул» перемещаются товары и транспортные средства, таможенный контроль и таможенные операции по прибытию и убытию которых осуществляются на таможенном посту «Тараз-ЦТО» Департамента таможенного контроля по Жамбылской области.

При этом железнодорожная станция «Жамбул» не установлена как железнодорожный пункт пропуска ни Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Киргизской Республики «О пунктах пропуска через Государственную границу» от 25 декабря 2003 года, ни постановлением Правительства Республики Казахстан от 03.07.2003 № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан», но тем не менее фактически является местом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

В связи с этим, осуществляя таможенный контроль и таможенные операции в отношении прибывающих на станцию «Жамбул» товаров и транспортных средств, казахстанские таможенные служащие не в должной мере обеспечивают соблюдение положений союзного и национального таможенного законодательства, вследствие чего присутствуют риски ненадлежащего перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

На Государственной границе Республики Казахстан с Республикой Узбекистан функционирует многосторонний железнодорожный пункт пропуска «Мактаарал»13, который отсутствует во вступившем в силу с 11 октября 2011 года казахстанско-узбекском межправительственном Протоколе о пунктах пропуска от 4 сентября 2006 года14. В настоящее время по взаимной договоренности пограничных служб Казахстана и Узбекистана указанный пункт пропуска работает по временной схеме, что сдерживает процесс его обустройства и

13 С 30 ноября 2009 года по требованию пограничной службы Республики Казахстан движение через железнодорожный пункт пропуска «Мактаарал» было прекращено, но с мая 2010 года возобновлено до внесения соответствующих изменений в межправительственные казахстанско-узбекские соглашения.

14 Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан от 4 сентября 2006 года к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан «О пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу» от 16 ноября 2001 года // Бюллетень международных договоров Республики Казахстан. - 2011. - № 6. - Ст. 79.

оснащения современными техническими средствами, необходимыми для организации надлежащего пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля перемещаемых товаров и транспортных средств.

В целях урегулирования данного вопроса Правительством Республики Казахстан принято постановление от 5 сентября 2012 года № 115415, которым одобрены предварительно согласованные с узбекской стороной договоренности в части установления на казахстанско-узбекской границе многостороннего железнодорожного пункта пропуска «Мактаарал».

Исходя из вышеизложенного следует, что в Республике Казахстан наряду с законодательным установлением пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан, которая является частью таможенной границы Таможенного союза, имеет место практика функционирования мест перемещения товаров и транспортных средств согласно правовым обычаям, сложившимся в Казахстане до начала полноценного функционирования Таможенного союза.

Поскольку подобная практика не соответствует таможенному законодательству как Таможенного союза, так и Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан необходимо продолжить работу по юридическому оформлению всех мест перемещения товаров и транспортных средств через казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза в соответствии с положениями национального законодательства.

15 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2012 года «О подписании Протокола о внесении изменений и дополнений в Протокол к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о пунктах пропуска через казахстанско-узбекскую Государственную границу от 16 ноября 2001 года». - URL: http:// online.zakon.kz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.