Научная статья на тему 'Размещение таможенных органов Оренбургской области в условиях развития Таможенного союза'

Размещение таможенных органов Оренбургской области в условиях развития Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
355
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / CUSTOMS BODIES LOCATION / CUSTOMS-LOGISTICAL CENTRE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бахарева Анна Юрьевна

Исследовано размещение таможенных органов Оренбургской области и определено основное направление их эффективного размещения в условиях развития Таможенного союза. Предложено строительство таможенно-логистического центра в многостороннем железнодорожном пункте пропуска Илецк-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бахарева Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCATION OF THE CUSTOMS BODIES OF THE ORENBURG REGION UNDER THE CONDITIONS OF CUSTOMS UNION DEVELOPMENT

The problem of customs bodies of the Orenburg region location and the main directions of their effective location under the conditions of the Customs Union development have been studied. The construction of the customs-logistical centre in the multilateral railway crossing point Iletsk-1 is suggested.

Текст научной работы на тему «Размещение таможенных органов Оренбургской области в условиях развития Таможенного союза»

Размещение таможенных органов Оренбургской области в условиях развития Таможенного союза

А.Ю. Бахарева, соискатель, Оренбургский ГУ

Основной задачей создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) является формирование единой таможенной территории. Под единой таможенной территорией в соответствии с договором «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 6 октября 2007 г., вступившим в силу 10.10.2008 г., понимается территория, состоящая из таможенных территорий сторон.

В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9 июня 2009 г. № 9 утверждён срок перенесения согласованных видов государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации — 1 июля 2011 года [1].

По мнению генерального секретаря ЕврАзЭс Таира Мансурова, на границах между Россией, Казахстаном и Белоруссией больше не будет таможенных постов. Автоматическая фиксация движения товаров и все прочие формальности будут проводиться только на внешних границах трёх стран [2]. Однако не все таможенные органы целесообразно выносить на внешние границы Таможенного союза, поскольку имеются таможенные территории, которые нельзя отменять внутри государств-участников Таможенного союза [3]. Так, многосторонние, в том числе и воздушные пункты пропуска, не могут быть

смещены на внешние границы союза, поскольку всегда будут находиться на внутригосударственном таможенном рубеже. Также необходимо разместить таможенные органы таким образом, чтобы это не повлияло на эффективность их деятельности.

На размещение таможенных органов оказывают влияние многие факторы экономического и природно-географического характера. Они располагаются также в зависимости от концентрации основных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), маршрутов перемещения товаров и пассажиров, потребителей импортной продукции [4].

Рассмотрим современное размещение таможенных органов Оренбургской области.

На Оренбургскую область как приграничный субъект Российской Федерации приходится самый протяжённый участок российско-казахстанской границы, который составляет 1876 км (рис. 1) [5].

13 районов и два города (Орск и Новотроицк) являются приграничными. Оренбургская область входит в регион деятельности Приволжского таможенного управления. Оренбургская таможня является одной из самых крупных таможен. По состоянию на 01.01.2010 г. в её подчинении находились 18 пунктов пропуска, в т.ч. 11 автомобильных, 4 железнодорожных и 3 воздушных (рис. 2).

С образованием Таможенного союза сократилось число таможенных постов. В настоящий момент на границе с Республикой Казахстан их осталось шесть (рис. 3).

Тюменская область Волгоградская область Новосибирская область Республика Алтай Саратовская область Курганская область Астраханская область Алтайский край Челябинская область Омская область Оренбургская область

0

200

400

1019,8

, , , ,

Ц1875/7

600

800 1000 1200 1400

протяжённость границ, км

1600 1800 2000

Рис. 1 - Протяжённость границ субъектов Российской Федерации с Республикой Казахстан

212

3 — автомобильный многосторонний грузо-пассажирский пункт пропуска;

■ — железнодорожный многосторонний грузо-пассажирский пункт пропуска; ^3 — воздушный многосторонний грузо-пассажирский пункт пропуска;

■ — автомобильный двусторонний грузо-пассажирский пункт пропуска;

3 — железнодорожный двусторонний грузо-пассажирский пункт пропуска

Рис. 2 - Расположение таможенных постов на границе Оренбургской области и Республики Казахстан, 2010 г.

3 — автомобильный многосторонний грузо-пассажирский пункт пропуска;

■ — железнодорожный многосторонний грузо-пассажирский пункт пропуска; ЙЭ — воздушный многосторонний грузо-пассажирский пункт пропуска

Рис. 3 - Действующие пункты пропуска Оренбургской области, 2011 г.

Помимо Республики Казахстан, торговыми партнёрами Оренбуржья являются и иные страны, не входящие в Таможенный союз (рис. 4, 5).

Очевидно, что таможенные органы расположены в местах функционирования крупных предприятий Оренбургской области. Для оформления товаров необходимо взаимодействовать не только с таможенной службой, но и с другими

контролирующими органами, поэтому в местах расположения крупнейших участников ВЭД таможенные органы должны действовать.

Одним из направлений эффективного размещения таможенных органов на территории Оренбургской области в условиях развития Таможенного союза является строительство таможенно-логистических центров (ТЛЦ). ТЛЦ — технологический комплекс, состоящий

КАЗАХСТАН

42.6%

ПРОЧИЕ 3.4% ТУРЦИЯ 1.0%

УЗБЕКИСТАН

22.9%

ТАДЖИКИСТАН^ 1.6%

ЯПОНИЯ 3.7% ЮЖНАЯ АФРИКА 3.2%

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ 6.3%

ГЕРМАНИЯ 6.0% КИТАЙ 4.2% УКРАИНА 3.7%

Рис. 4 - Торговые партнёры Оренбургской области при импорте товаров, 2010 г.

ПРОЧИЕ СОЕДИНЁННЫЕ 1869% ШТАТЫ

КАЗАХСТАН

13.25%

НИДЕРЛАНДЫ

7.42%

2.10%

ИНДИЯ 2.47%

ЛАТВИЯ

2.55%

Н2%лт,Ил / ВЬЕТНАМ/ТУРЦИЯ 1 ФИНЛЯНДИЯ

УКРАИНА / , / ПОЛЬША м

3.74% 3.91% 4.93%

3.65% ( 4.27%

ТАДЖИКИСТАН

3.78%

Рис. 5 - Торговые партнёры Оренбургской области при экспорте товаров в 2010 г.

КИРГИЗИЯ

6.32%

ШВЕЦИЯ

5.84%

ИРАН

5.67%

Рис. 6 - Оптимальный участок строительства таможенно-логистического центра в Оренбургской области

214

из одного или нескольких складов временного хранения, помещений таможенных органов, таможенных представителей, перевозчиков и иных структур, в том числе контролирующих органов. Создание ТЛЦ позволит осуществить полный цикл таможенных операций, включая хранение, прохождение всех видов государственного контроля, декларирование и выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

По нашему мнению, наиболее оптимальными участками строительства могут стать районы с наибольшей концентрацией участников ВЭД и наличием транспортной сети (рис. 6).

Так, многосторонний железнодорожный пункт пропуска Илецк-1 является важным центром, связывающим Европу с Азией. Именно поэтому нами предлагается проект строительства таможенно-логистического центра в этом железнодорожном пункте пропуска.

Для строительства ТЛЦ в Оренбургской области нами выбран железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Илецк, что связано с при-

влекательностью местоположения данной территории:

1) концентрацией в одном месте всех видов транспортных коммуникаций;

2) возможностью привлечения высококвалифицированных научных специалистов;

3) наличием развитой инженерной и строительной индустрии.

Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию основных направлений размещения таможенных органов Оренбургской области будут способствовать их эффективному функционированию в условиях развития Таможенного союза.

Литература

1. Официальный сайт комиссии Таможенного союза [ Электронный ресурс]. URL: www.tsouz.ru.

2. Ростовский М., Мансуров ТА. // Будет ли союз? Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2009. № 3. С. 3—5.

3. Никитин A.C. Единая таможенная территория и пространство КоАП РФ // Таможенное дело. 2010. № 1. С. 20-25.

4. Андрейчук E.JL, Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела: учебник / Российская таможенная академия; Владивостокский филиал. Владивосток: ВФ РТА, 2006. 304 с.

5. Портал органов государственной власти Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: www.orenburg-gov.ra

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.