Научная статья на тему 'Особенности проведения таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток'

Особенности проведения таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2183
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / МЕХАНИЗМ "ЕДИНОГО ОКНА" / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РФ / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / РОСПОТРЕБНАДЗОР / ТАМОЖНЯ / ПУНКТ ПРОПУСКА / CUSTOMS CONTROL / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / SINGLE WINDOW MECHANISM / STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE (ROSSELKHOZNADZOR) / FEDERAL SERVICE FOR SURVEILLANCE ON CONSUMER RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELLBEING (ROSPOTREBNADZOR) / CUSTOMS / CHECKPOINT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кияшко Евгения Юрьевна

В статье раскрываются особенности проведения таможенного контроля (надзора) и иных видов контроля, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории свободного порта Владивосток. Обозначаются основные проблемы в данной области. Анализируются способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кияшко Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the specifics of customs control (supervision) and other types of control carried out by customs authorities in respect of goods and vehicles at border checkpoints located in the territory of Free Port of Vladivostok. The author identifies the main problems in this area and analyses possible solutions.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток»

УДК 339.543.5

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.4.33

Е.Ю. КИЯШКО*

Особенности проведения

таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток

В статье раскрываются особенности проведения таможенного контроля (надзора) и иных видов контроля, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории свободного порта Владивосток. Обозначаются основные проблемы в данной области. Анализируются способы их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль, свободный порт Владивосток, механизм «единого окна», государственная граница РФ, Россельхознадзор, Рос-потребнадзор, таможня, пункт пропуска.

КИЯШКО Евгения Юрьевна -кандидат политических наук, доцент кафедры административного и таможенного права. kiyshko.evgeniya@vfrta.ru.

KIYASHKO E. Yu. - Candidate of Political Sciences, associate professor at the Department of Administrative and Customs Law.

E. Yu. KIYASHKO

The Specifics of Customs Control of Goods and Vehicles at Checkpoints Located in the Territory of Free Port of Vladivostok

The article describes the specifics of customs control (supervision) and other types of control carried out by customs authorities in respect of goods and vehicles at border checkpoints located in the territory of Free Port of Vladivostok. The author identifies the main problems in this area and analyses possible solutions.

Keywords: customs control, free port of Vladivostok, single window mechanism, state border of the Russian Federation, Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor), Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospot-rebnadzor), customs, checkpoint.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034 г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

Свободный порт Владивосток - территория с особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О свободном порте Владивосток» (далее - закон № 212-ФЗ).

Особый правовой режим распространяется на 16 муниципальных образований Приморского края, в том числе территории и акватории морских портов, муниципальные образования Камчатского края (Петропавловск-Камчатский), Хабаровского края (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ и Углегорский район), Чукотского автономного округа (Певек). Также в конце июня 2017 г. Мин-востокразвития России внесло в Правительство РФ законопроект о распространении режима свободного порта Владивосток на международные аэропорты Хабаровск (Новый) и Петропавловск-Камчатский (Елизово), а также на Советско-Гаванский муниципальный район [11].

Создание проекта свободного порта Владивосток (далее - СПВ) началось еще в декабре 2014 г., когда в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президентом России В. В. Путиным была высказана инициатива по созданию современного порто-франко на Дальнем Востоке. И уже в июле 2015 г. вступил в силу закон № 212-ФЗ.

В целях реализации закона № 212-ФЗ был принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов, нацеленных на упрощение порядка проведения таможенного контроля (надзора), позволивших доработать и усовершенствовать механизм регулирования СПВ.

Говоря о таможенном контроле на территории СПВ, отметим, что он осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также законодательством Российской Федерации о таможенном деле с учетом особенностей, установленных для деятельности свободного порта Владивосток законом № 212-ФЗ [7]. Отметим, что особая роль законодателем отводится таким нормативно-правовым актам, как Таможенный кодекс Таможенного союза [13] и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» [8].

В соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, способных нанести ущерб интересам потребителей, на таможенные органы возлагаются обязанности по соблюдению установленных запретов и ограничений.

«В статье 22 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" содержатся положения, закрепляющие особенности проведения таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории

свободного порта Владивосток» [8]. В соответствии с п. 1 ст. 22 закона № 212-ФЗ контроль при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска СПВ осуществляется пограничными и таможенными органами в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий. Кроме того, в п. 2 ст. 22 закона № 212-ФЗ устанавливается, что таможенные органы осуществляют сани-тарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска СПВ в соответствии с порядками, утвержденными Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, законодательством Российской Федерации о карантине растений, законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством Российской Федерации о качестве и безопасности пищевых продуктов.

В свою очередь, Правительство РФ регулирует порядок проведения соответствующих видов контроля следующими актами:

1. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1154 «О порядке осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [4].

2. Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 (ред. от 12.11.2016) «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» [5].

3. Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 501 (ред. от 12.11.2016) «Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» [1].

4. Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 (ред. от 21.02.2017) «Об утверждении Правил осуществления санитарно-ка-рантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и рядом иных нормативно-правовых актов [3].

На территории СПВ расположено четыре автомобильных грузопассажирских пункта пропуска: Краскино (постоянный, многосторонний), Пограничный (постоянный, многосторонний), Полтавка (постоянный, двусторонний), Турий Рог (постоянный, двусторонний); три железнодорожных грузо-пассажирских пунктов пропуска: Махалино (постоянный,

многосторонний), Пограничный (постоянный, многосторонний), Хасан (постоянный, многосторонний); один воздушный многосторонний пункт пропуска Владивосток (Кневичи) и одиннадцать морских пунктов пропуска, расположенных в Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, Сахалинской области и в Чукотском автономном округе [9]. При этом положения ст. 22 распространяются только на пункты пропуска Приморского края.

В п. 2 ст. 22 закона № 212-ФЗ отмечается, что время работы государственных контрольных органов в пунктах пропуска свободного порта Владивосток должно устанавливаться с учетом обеспечения возможности круглосуточного и бесперебойного пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации. Так, с 01 октября 2016 г. авиационные, морские и железнодорожные пункты пропуска начали работать в круглосуточном режиме. Автомобильные пункты пропуска - увеличили часы работы.

Отметим, что ранее по морю сроки были установлены приказом ГТК России от 12.09.2001 № 892, по иным видам транспорта устанавливались в схемах пропуска для каждого пункта пропуска. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 967 определены сроки осуществления государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории СПВ, которые составляют [2]:

• для морского судна - не более 3 часов;

• для воздушного судна - не более 1,5 часа;

• для грузового автотранспортного средства - не более 1 часа;

• для легкового транспортного средства - не более 20 минут;

• для железнодорожного грузового состава - не более 1,5 часа;

• для железнодорожного пассажирского состава - не более 1 часа.

Согласно п. 21 ст. 22 закона № 212-ФЗ рассмотрение случаев нарушения соблюдения данных сроков должностными лицами государственных контрольных органов отнесено к компетенции наблюдательного совета СПВ.

Необходимо особо выделить проблему пропускной способности автомобильных пунктов пропуска СПВ, расположенных на границе с КНР. В среднем их пропускная способность составляет 45 машин в день, что недостаточно для успешной реализации проекта СПВ. Пропускную способность автомобильных пунктов пропуска необходимо увеличить в 7-10 раз. Для решения этой проблемы в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница РФ» на 2012-2021 годы запланирована реконструкция пунктов пропуска Краскино и Пограничный.

По словам директора департамента международного сотрудничества Приморского края А. Старичкова и директора Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» И. Хрущева, анализ потока грузов и пассажиропотока по направлению МТК «Приморье-2» показал, что пиковые периоды приходятся на начало мая и весь период до конца октября [10].

В настоящее время в пунктах пропуска СПВ при осуществлении таможенного и иных видов контроля реализуется механизм «единого окна» (п. 4 ст. 22 закона № 212-ФЗ). При этом в рамках территории СПВ таможенный и иные виды контроля таможенные органы осуществляют только при ввозе. В соответствии с Рекомендацией № 33 ЕЭК ООН «единое окно» определяется как механизм, позволяющий торговым и транспортным операторам представлять информацию и документы, связанные с выполнением требований всех регулирующих органов, относительно импорта, экспорта и транзита, только один раз, одному агентству и в стандартном формате [12].

С 1 января 2018 г. вступает в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, согласно которому таможенные органы не вправе запрашивать у декларанта документы и сведения, ранее выданные иными федеральными органами исполнительной власти, а обязаны запросить эти данные самостоятельно через систему межведомственного взаимодействия. Таким образом, механизм «единого окна» позволяет оптимизировать работу пунктов пропуска, расположенных на территории СПВ, и ускорить прохождение государственного контроля.

В целях реализации данного положения ТК ЕАЭС необходимо предусмотреть соответствующую пропускную способность ведомственных и межведомственных каналов связи, либо создание единого банка данных федеральных органов исполнительной власти, т. к. в случае несоблюдения технических условий возможны нарушения сроков, предусмотренных для осуществления государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории СПВ, определенных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 967.

Еще одной особенностью проведения таможенного контроля является обязанность перевозчика представить таможенному органу предварительную информацию о товарах, в том числе «сведения в отношении продукции (товаров), подконтрольной санитарно-эпидемиологическому контролю, товаров, подлежащих ветеринарному и карантинному фи-тосанитарному контролю (надзору), а также в отношении транспортных средств при перемещении товаров автомобильным транспортом»,

с использованием информационных систем в срок не менее чем за 2 часа до их фактического прибытия. Документы, необходимые для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора), за исключением документов, удостоверяющих личность, представляются в таможенный орган в электронном виде и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Объем сведений, содержащихся в предварительной информации, должен быть достаточным для прохождения не только таможенного, но и иных видов контроля, включая санитарно-карантинный контроль, ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль. В случае дальнейшего помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита на территории прибытия предварительной информацией будет считаться информация, равная транзитной декларации.

Предварительная информация представляется в объеме декларации на товары или транзитной декларации, а также в объеме разрешения на ввоз на логистические и портовые участки территории СПВ (это не все участки СПВ). Если резидент везет товар для помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и, соответственно, будет использовать этот товар на участке резидента, обязанность представления предварительной информации в объеме таможенной декларации сохраняется.

Подача перевозчиками и иными заинтересованными лицами в таможенные органы предварительной информации и электронных документов, как планировалось, должна была осуществляться через личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС России «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) в разделе «Предварительное информирование в морских портах». Однако в настоящее время право подачи предварительной информации через личный кабинет участника ВЭД реализовано не в полном объеме.

Согласно п. 15 ст. 22 закона № 212-ФЗ обмен данными (документами и сведениями, в том числе предварительной информацией) между государственными контрольными органами и перевозчиком, лицом, действующим от его имени, и (или) иным заинтересованным лицом, имеющим право распоряжаться грузами, товарами, в пунктах пропуска СПВ производится путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных. При невозможности представления предварительной информации с использованием электронных средств по техническим причинам государственный контроль (надзор) в отношении товаров будет осуществляется в порядке, который установлен правом

Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.

При осуществлении контроля (надзора) за товарами и транспортными средствами применяется определенная система, основанная на анализе информации и выявлении рисков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом имеющейся предварительной информации.

В п. 19 ст. 22 закона № ФЗ-212 устанавливается, что местом осуществления государственного контроля судов и грузов, товаров и животных, перемещаемых на таких судах и предназначенных для размещения и (или) использования на участках СПВ, считаются логистические или портовые участки, на которых применяется процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовых или портовой или логистической портовой зоны.

По окончании процедуры контроля таможенные органы обязаны проинформировать перевозчика, лицо, действующее от его имени, и (или) иное заинтересованное лицо, имеющее право распоряжаться грузами, товарами, о принятом решении в отношении перемещаемых им через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных с использованием информационный системы, обеспечивающей применение механизма «единого окна» (п. 20 ст. 22 закона № 212-ФЗ).

Согласно ст. 23 закона № 212-ФЗ на территории СПВ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение о свободных экономических зонах), с учетом положений настоящей статьи. Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория СПВ приравнивается к особой экономической зоне. Таким образом, таможенное регулирование на указанной территории происходит в общем режиме с применением особенностей, установленных законодателем в законе № ФЗ-212.

Ввоз товаров резидентом на участок СПВ, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется с уведомления таможенного органа о таком ввозе товаров. Вывоз товаров с участка резидента СПВ, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется на основании разрешения таможенного органа. Ввоз товаров на портовые участки или логистические участки и вывоз товаров с таких участков осуществляются на основании разрешения таможенного органа.

Таким образом, на ФТС России в целях обеспечения эффективности таможенного контроля возложена обязанность разработать и утвердить требования к обустройству и оборудованию территории СПВ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Такие требования определяются приказом Минфина России от 22.04.2016 № 53н «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны».

Осенью 2016 г. произошли изменения в части проведения контроля товаров, транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории СПВ. Функции по осуществлению санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля для товаров и транспорта, поступающих в Россию, были возложены на Роспотребнадзор и Россельхознадзор.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2016 № 1154 внесен абзац, который закрепляет, что в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, государственный контроль в отношении подкарантинной продукции осуществляется таможенными органами [6]. Постановление направлено на обеспечение реализации положений ст. 22 закона № 212-ФЗ в части осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитоса-нитарного контроля (надзора). Премьер-министр РФ Д. А. Медведев отмечает, что данная новелла является экспериментальной, поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации нет такого способа контроля, который бы осуществляла одна государственная служба.

На практике это означает, что в пунктах пропуска, находящихся на территории СПВ, остаются только пограничные и таможенные органы. Таможенным органам в соответствии с указанным постановлением переданы функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Таким образом, еще одной особенностью проведения таможенного контроля на территории свободного порта является наделение таможенных органов полномочиями, которые ранее осуществляли другие федеральные органы.

В целях реализации закона № ФЗ-212 дополнена ст. 14 Федерального закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 03.07.2016) «О ветеринарии» частями 7-9 следующего содержания: в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории СПВ, должностные лица таможенных органов осуществляют государственный ветеринарный надзор в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации. По результатам государственного

ветеринарного надзора в пунктах пропуска, расположенных на территории СПВ, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:

• о немедленном вывозе товаров с территории Российской Федерации;

• о пропуске товаров на территорию РФ в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в специально оборудованные и оснащенные места назначения (доставки) для завершения государственного ветеринарного надзора должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

• о направлении товаров высокого уровня риска в специально оборудованные и оснащенные места (пограничные ветеринарные контрольные пункты) в пунктах пропуска, расположенных на территории СПВ, для проведения досмотра товаров уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

• о направлении товаров в специально оборудованные и оснащенные места (ветеринарные контрольные пункты), находящиеся в регионе деятельности таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска, для завершения государственного ветеринарного надзора должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

Статья 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» также была дополнена (п. 4): таможенные органы участвуют в осуществлении государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пунктах пропуска, расположенных на территории СПВ. В таких пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком при прибытии пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ. По результатам проверки документов принимается решение о ввозе пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, для проведения досмотра пищевых продуктов, материалов.

Проверки таможенных органов в отношении резидентов СПВ будут проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона

от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим ч. 4.1 ст. 1 указанного федерального закона дополнена словами «и федеральным законом "О свободном порте Владивосток"».

Данные правила также устанавливают порядок обмена информацией между Федеральной таможенной службой, Россельхознадзором и Рос-потребнадзором с целью принятия решений о возможности пропуска товаров.

Сейчас таможенные органы должны направить предварительную информацию о товарах и транспорте, пересекающих границу, расположенную на территории СПВ, в течение 30 минут после ее получения в надзорные органы, которые должны отправить ответное письмо с анализом информации, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в течение одного часа. Преимущества от внедрения данных правил:

• происходит сосредоточение властных полномочий на пропуск товаров и транспортных средств в компетенции непосредственно таможенного органа;

• досмотр товаров производится только один раз;

• четкое определение сроков на проведение всех видов контроля.

Предполагается, что посредством данных мероприятий будет обеспечено ускорение и упрощение таможенных операций при пересечении границы.

Итак, основные изменения направлены на решение следующих задач.

1. Обеспечение круглосуточной работы подразделений таможенных органов, непосредственно задействованных в пропуске через государственную границу Российской Федерации лиц, товаров и транспортных средств;

2. Реализация механизма «единого окна» в пункте пропуска на базе подразделения таможенного органа, посредством которого перевозчик или иное заинтересованное лицо представляет необходимые документы;

3. Осуществление таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля товаров и транспортных средств при принятии решения о возможности пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации на территории СПВ;

4. Получение и обработка предварительной информации о товарах, ввозимых через пункты пропуска, находящиеся на территории СПВ.

Отметим, что товары могут следовать и на иную территорию Российской Федерации или в иные страны, но т. к. ввозятся через территорию свободного порта Владивосток, предварительная информация обязательна.

Комплексное решение поставленных вопросов возможно в совокупности с решением таких технических задач, как:

- реализация в полном объеме возможностей личного кабинета участника ВЭД на портале ФТС России «Электронное представление сведений»;

- оснащение таможенных органов более совершенными техническими средствами таможенного контроля;

- развитие современного информационного электронного межведомственного взаимодействия позволит кардинальным образом ускорить и упростить проведение таможенных операций в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

Таким образом, особенностью проведения таможенными органами таможенного контроля (надзора) и иных видов контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории СПВ, является то, что все виды контроля осуществляются таможенными органами, которые получают предварительную информацию для ее представления в федеральные органы исполнительной власти в целях анализа и принятия решения в рамках системы управления рисками.

В заключение отметим, что в связи с вступлением с 1 января 2018 г. в законную силу Таможенного кодекса ЕАЭС изменения произойдут и в нормативно-правовых актах, регулирующих особенности проведения таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории СПВ.

Список литературы

1. Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 501 (ред. от 12.11.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Об определении сроков осуществления и ожидания начала государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток: постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 967 // Собрание законодательства РФ. 10.10.2016. № 41. Ст. 5823.

3. Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и рядом иных нормативно-правовых актов: постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 (ред. от 21.02.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О порядке осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1154. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О порядке осуществления государственного карантинного фито-санитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 (ред. от 12.11.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О порядке осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ, расположенную на территории свободного порта Владивосток, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ: постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 1154. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. 4338 с.

8. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Парламентская газета. 2010. 3 дек.

9. Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток по состоянию на 02.06.2017. URL: http://dvtu.customs.ru/index. php?option=com_content&view=category&id=229&Itemid=247 (дата обращения 19.07.2017).

10. Пункты пропуска в свободном порту Владивосток изменят режим работы с 1 октября. URL: http://www.primorsky.ru/news/118668 (дата обращения 19.07.2017).

11. Резидентов свободного порта по осени считают. URL: http://www. zrpress.ru (дата обращения 19.07.2017).

12. Рекомендация № 33. Руководящие принципы по созданию механизма «единого окна». URL: http://singlewindow.org/upload/documenty/ rekomendatsii/RUS/rec33_trd352r.pdf. (дата обращения 19.07.2017).

13. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Рос. газета. 2015. № 1045.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Кияшко Е. Ю., 2017 © Kiyashko E. Yu., 2017

Для цитирования:

Кияшко Е. Ю. Особенности проведения таможенными органами контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4(81). С. 33-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.