Научная статья на тему 'Таможенный контроль, принципы его проведения и классификация видов'

Таможенный контроль, принципы его проведения и классификация видов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7124
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITY / ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / BASIC FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоткин В.В.

В статье сформулированы основополагающие начала организации и проведения таможенного контроля с учетом положений и иных международных и национальных нормативно-правовых актов. Представлены принципиальные основы таможенного контроля в определенной системе и взаимосвязи, что позволит всем субъектам таможенного контроля участвовать в таможенных правоотношениях с учетом наличия прав и обязанностей, а также четко ориентироваться в выборе форм поведения независимо от места и роли в процессе таможенного контроля в частности и таможенного администрирования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of сustoms unions and their classification

The article covers basic principles of organization and execution of customs control in accordance with domestic and international laws and regulations. It gives an impression of basic framework of customs control within the system and interrelations, creating a possibility to act in consideration with rights and duties and explicitly understand behavior standards for any role in customs control process in particular and customs administration process in whole.

Текст научной работы на тему «Таможенный контроль, принципы его проведения и классификация видов»

УДК 339

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, ПРИНЦИПЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

В.В. Федоткин, канд. экон. наук,

Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики E-mail: fvvii@mail.ru

Аннотация. В статье сформулированы основополагающие начала организации и проведения таможенного контроля с учетом положений и иных международных и национальных нормативно-правовых актов. Представлены принципиальные основы таможенного контроля в определенной системе и взаимосвязи, что позволит всем субъектам таможенного контроля участвовать в таможенных правоотношениях с учетом наличия прав и обязанностей, а также четко ориентироваться в выборе форм поведения независимо от места и роли в процессе таможенного контроля в частности и таможенного администрирования в целом.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные органы, принципиальные основы.

Abstract. The article covers basic principles of organization and execution of customs control in accordance with domestic and international laws and regulations. It gives an impression of basic framework of customs control within the system and interrelations, creating a possibility to act in consideration with rights and duties and explicitly understand behavior standards for any role in customs control process in particular and customs administration process in whole.

Keywords: customs control, customs authority, basic framework.

Таможенный контроль - это одна из основополагающих систем таможенного регулирования внешнеторговых отношений и в целом таможенного дела. Таможенному контролю в действующем Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) посвящены с 15 по 21 главы 3 раздела, содержащие статьи с 94 по 149.

С учетом сложившейся системы таможенного законодательства в Таможенном союзе и национальных законодательств государств-

участников союза следует отметить, что часть положений ТК ТС устанавливают необходимость дополнительной регламентации проведения таможенного контроля в национальных нормативных правовых актах. Так, например, форма таможенной проверки закреплена в нормах ТК ТС, а порядок и регламент ее проведения, документальное оформление результатов и другие важные элементы относятся наднациональным законодательством к компетенции национальных правовых систем. Следовательно, национальные нормативно-правовые акты содержат нормы, формирующие правовую основу таможенного контроля на территории соответствующего государства. В Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ» такие нормы содержатся в 3 разделе «Таможенный контроль» в главах 19-21 статьях с 161 по 192.

Таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики государствами - членами Таможенного союза. При этом напомним, что с учетом степени международной интеграции в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС таможенная политика представляет единую таможенную политику союза. Однако единство таможенных целей и их реализация не отрицает наличие национальных интересов участников международного объединения. Законодательство ТС допускает возможность реализации национальных внешнеэкономических проектов посредством проведения мероприятий, формирующих национальную таможенную политику. Следовательно, таможенный контроль является средством реализации таможенной политики Таможенного союза и национальной таможенной политики, в частности, РФ.

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Итак, основной целью таможенного контроля является обеспечение соответствия операций и действий в сфере таможенного дела, проводимых участниками таможенно-правовых отношений, требованиям таможенного законодательства путем проведения различного рода проверок, установленными законом формами.

К принципиальным основам организации и проведения таможенного контроля в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС относятся:

■ законность;

■ взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами исполнительной власти;

■ взаимодействие с иными участниками таможенных правоотношений;

■ взаимная административная помощь таможенных органов стран -участниц Таможенного союза;

■ международное сотрудничество таможенных органов;

■ единство таможенной территории Таможенного союза;

■ обязательность таможенного контроля;

■ исключительность наделения таможенных органов правами проведения таможенного контроля;

■ унификация методов и форм таможенного контроля;

■ система управления рисками;

■ минимальное вмешательство таможенных органов в личную и деловую жизнь подконтрольных лиц во время проведения таможенного контроля;

■ оперативное осуществление проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля;

■ открытость, ясность и предсказуемость таможенного контроля;

■ выборочность таможенного контроля;

■ достаточность таможенного контроля;

■ равенство участников таможенных правоотношений;

■ соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц;

■ обеспечение прав на имущество;

■ недопустимость неправомерного вреда;

■ право на возмещение вреда вследствие неправомерных действий должностных лиц таможенных органов;

■ право на получении информации, юридическую консультацию и квалифицированную помощь;

■ подконтрольность деятельности таможенных органов;

■ обеспечение безопасности жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов;

■ сохранность оборудования и имущества государства;

■ соблюдение техники безопасности должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля;

■ профессиональная компетентность должностных лиц таможенных органов;

■ профессиональная этика и культура поведения должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля;

■ финансирование деятельности таможенных органов для осуществления таможенного контроля.

Основополагающим в деятельности таможенных органов необходимо признать принцип законности.

Принцип законности следует считать фундаментальным, т.к. соблюдение законодательства является обязательным условием деятельности таможенных органов. Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля должны осуществлять все необходимые мероприятия для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза (далее - законодательство ТС). Однако и деятельность должностных лиц таможенных органов также основывается на обязательности выполнения требований, выдвигаемых к таможенным органам для обеспечения законности.

Требование соблюдения законности относится ко всем участникам таможенных правоотношений: таможенным органам; физическим лицам, следующим через границу; участникам ВЭД; лицам, осуществляющим специальную деятельность в таможенной сфере; а также представителям иных государственных органов, осуществляющим контролирующие и иные действия в рамках своих правомочий и вступающим в таможенные правоотношения.

При этом формальное исполнение установленных порядков действий является значительным фактором, обеспечивающим требование закона.

Следует принять во внимание и то, что к таможенному законодательству выдвигается требование соответствия законодательству ТС в рамках ЕврАзЭС и национальному законодательству государств - участников ТС.

Анализ значимости таможенного контроля в законодательстве ТС и законодательствах государств - участников этого союза позволяет сделать следующие выводы:

■ таможенный контроль направлен на соблюдение таможенного законодательства;

■ таможенный контроль производится на основе применения правовых норм, закрепленных в таможенном законодательстве;

■ исполнение таможенного законодательства в процессе таможенного контроля обязательно для всех субъектов таможенных правоотношений;

■ законными требованиями, выдвигаемыми должностными лицами таможенных органов в процессе проведения таможенного контроля, могут считаться только те, которые напрямую указаны в таможенном и (или) ином законодательстве;

■ незаконные требования, высказанные в процессе таможенного контроля, не подлежат исполнению;

■ при осуществлении таможенного контроля важнейшим элементом обеспечивающим законность его проведения является буквальное исполнение указанных в законодательстве норм (свободное толкование законодательства при осуществлении таможенного контроля не допустимо);

■ таможенное законодательство представляет собой симбиоз законодательства ТС и национальных законодательств стран - участниц этого союза;

■ нормы международного права имеют преимущества перед законодательством ТС в случае, если они следуют из положений международных договоров, конвенций, соглашений, ратифицированных странами - участницами Таможенного союза.

При организации таможенного контроля важно понимание его предназначения и места в иных формах государственного контроля.

В пункте 5 статьи 94 ТК ТС определено, что таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют и иные виды государственного контроля. К таким видам государственного контроля следует отнести: налоговый контроль, экспортный контроль, валютный контроль, экологический контроль.

С учетом функций таможенных органов, специализирующихся на осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля всевозможных товаров через таможенную границу, которая в значительной степени совпадает с государственной границей, эти органы наделяются определенными правами осуществления соответствующего администрирования за фактическим перемещением вышеуказанных товаров, предметов и видов флоры и фауны, а также контроля за таким перемещением. Следовательно, таможенные органы наделены правом осуществления таких видов государственного контроля как валютный контроль, экспортный контроль, радиационный контроль.

В ряде направлений таможенный контроль сформирован с учетом наделения таможенных органов полномочиями для осуществления

операций, необходимых для осуществления соответствующего государственного контроля. Примером такого контроля может служить фактический досмотр экспортных грузов с передачей сведений в налоговые органы для принятия ими решения о возврате НДС.

Указанные особенности деятельности таможенных органов являются значимыми и определяющими факторами организации и осуществления таможенного контроля, их необходимо учитывать при формировании основополагающих начал таможенного контроля.

Следующее важное положение в формировании таможенного контроля - принципиальные основы взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами исполнительной власти. Постоянное соприкосновение таможенных органов с пограничными службами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, осуществляющих погранично-паспортный контроль на государственных границах, приводит к необходимости их тесного взаимодействия.

Важно отметить, что не менее значимым фактором, определяющим необходимость данного взаимодействия, является защита населения и территории от возможного заражения (вирусами, бактериями, а также иными способами), которая обеспечивается путем осуществления мер санитарно-карантинного, ветеринарного и фито-контроля. Указанным видам государственного контроля подвергаются лица, прибывающие из-за границы РФ, а также живые животные, посевной материал и транспортные средства, ввозимые на территорию РФ. При этом соблюдение соответствующего взаимодействия обеспечивается последовательностью деятельностью государственных служащих.

Также следует учитывать и необходимость проведения мероприятий предполетного контроля для безопасности воздушных полетов, проводимых в аэропортах открытых для международных сообщений, как обязательного самостоятельного вида контроля, осуществляемого органами МВД и службами безопасности аэропортов.

Все вышеперечисленные мероприятия проводятся специализированными государственными органами, входящими в структуру исполнительной власти. Осуществление того или иного вида государственного контроля нуждается в соответствующем администрировании. Порядок проведения соответствующего контроля предписывает последовательность проведения различных видов контроля, сроки их проведения и

степень возможного взаимозамещения и дополнения во избежание дублирования проверочных мероприятий. Такой порядок обеспечивается должным взаимодействием между государственными органами, уполномоченными для осуществления различных видов контроля, администраций портов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, автомобильных и пешеходных пунктов пропуска через государственную границу и организаций, оказывающих пассажирские или грузовые перевозки.

Однако применение принципа взаимодействия не ограничивается только в пунктах пропуска через государственную границу. Необходимость проведения иных видов государственного контроля возникает в деятельности внутренних таможенных органов, осуществляющих свою деятельность вне пунктов пропуска. Таможенным органам могут быть предъявлены грузы, подлежащие ветеринарному и фитосанитарному контролям, контролю Государственной хлебной инспекции (злаковые культуры) или Государственному пробирному надзору (изделия из драгоценных металлов и камней, сырья для изготовления этих товаров). Необходимость осуществления соответствующего вида государственного контроля является обязательным условием для выпуска таких товаров в той или иной таможенной процедуре. Поэтому таможенные органы, во-первых, обязаны обеспечить проведение такого контроля, обеспечив доступ должностных лиц этих органов и служб, и, во-вторых, продолжить проведение таможенных операций после завершения такого контроля с учетом полученных результатов, свидетельствующих о возможности использования товара по назначению.

Следует учитывать, и такие ситуации, когда затрагиваются интересы того или иного ведомства, входящего в структуру исполнительной власти, напрямую не участвующего в пропуске через государственную границу РФ. Например, если при осуществлении таможенного контроля должностными лицами выявлены признаки преступления/ правонарушения или обнаружены предметы, ценности, разыскиваемые следственными органами, таможенные органы обязаны информировать о данном факте соответствующие органы или службы и передать имеющиеся в их распоряжении материалы, относящиеся к указанному событию в сроки, установленные национальным законодательством государства - участника Таможенного союза, на территории которого данное событие зафиксировано. Одновременно и иные органы исполнительной власти при наличии материалов и/или сведений, влияющих на качество таможенного контроля, обязаны передать

материалы в таможенные органы и/или произвести соответствующее их информирование.

Таким образом, необходимость применения должного взаимодействия обусловлена:

■ необходимостью осуществления государственного контроля с учетом всех возможных видов такого контроля;

■ организацией соответствующего порядка в пунктах пропуска на государственной границе РФ;

■ обеспечением соблюдения всех условий для помещения товаров в соответствующую таможенную процедуру (режим), исходя из характеристик определенных категорий товаров, предписанных таможенным законодательством ТС и национальными законодательствами государств - участников Таможенного союза;

■ обеспечением системности органов государственной власти РФ, и требованием информирования по подведомственности.

Требование должного взаимодействия установлено рядом нормативно-правовых документов Таможенного союза и национальным законодательством государств - участников этого союза (п. 4 ст. 94 ТК ТС и ст. 12 и 23 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ»).

Принципиальные основы, устанавливающие требования взаимодействия таможенных органов, с целью повышения эффективности при организации таможенного контроля предписывают необходимость учета возможного взаимодействия с иными участниками таможенных правоотношений:

■ участниками ВЭД;

■ лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;

■ иными лицами, деятельность которых может быть связана с осуществлением внешней торговли или перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

■ профессиональными объединениями (ассоциациями) вышеуказанных категорий лиц.

Необходимость форм сотрудничества с вышеуказанными лицами вызвана следующими обстоятельствами:

■ места таможенного оформления, зоны таможенного контроля, в которых действуют таможенные учреждения, могут располагаться в различных логистических и складских терминалах, международных почтамптах, пунктах перекачки нефти и нефтепродуктов;

■ лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела,

по праву считаются своеобразным буфером между участниками внешнеторговых операций и государственными структурами;

■ транспортные организации, оказывая услуги по транспортировке пассажиров и грузов, находятся в постоянном контакте с таможенными органами.

Именно открытый диалог таможенных органов с деловыми кругами в сфере таможенных правоотношений позволяет выявить слабые места, в целом, в системе пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу и, в частности, в системе таможенного контроля.

Применение требования должного взаимодействия не ограничивается структурами указанными выше, необходимо учитывать реалии участия РФ в Таможенном союзе и потребность международных контактов с таможенными службами иных иностранных государств.

Такое взаимодействие национальных таможенных органов в рамках Таможенного союза закреплено в понятии взаимная административная помощь. Как уже отмечалось, создание Таможенного союза, формирование единого таможенного законодательства, координация действий по реализации таможенной политики подчеркивает то, что государства передали часть своего суверенитета в пользу международного объединения - союза. Однако осуществление властных полномочий при осуществлении таможенного контроля осталось в ведении национальных систем таможенных органов. При таком положении дел на практике с учетом единства таможенной территории и, соответственно, отсутствия внутренних таможенных барьеров возникают ситуации, требующие проведения проверочных мероприятий в интересах одной из служб на территории других пусть и союзных государств, но суверенных в части исключительности проведения контрольных мероприятий на своей территории.

Существующая система взаимоотношений в рамках Таможенного союза позволяет таможенным органам поручить одной из сторон проведение определенных таможенных операций для осуществления всех мероприятий по таможенному контролю. Наиболее часто взаимная административная помощь применяется при проведении контроля за перемещением товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории ТС.

В п. 2 статьи 123 ТК ТС взаимная административная помощь включает:

■ обмен информацией между таможенными органами;

■ взаимное признание решений, принятых таможенными органами;

■ проведение отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного из государств - участников Таможенного союза по поручению другого таможенного органа.

Возможность применения взаимной административной помощи закреплена в положения главы 17 ТК ТС и подтверждается положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (п 6.7 гл. 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

Следующим аспектом, влияющим на формирование таможенного контроля, предлагаем рассмотреть международное сотрудничество таможенных органов. Специфика таможенных правоотношений выражается в возможности товарообмена между лицами разных государств и, следовательно, при осуществлении таможенного контроля у должностных лиц таможенных органов могут возникать ситуации, при которых важным аргументом для принятия решений по существу контроля являются сведения о товаре и/или транспортных средствах, заявленные в стране отправления и/или странах транзита.

Естественно, при осуществлении контролируемых поставок необходимость такого взаимодействия не вызывает никаких сомнений. Именно должное взаимодействие таможенных органов разных стран обеспечивает реализацию мер по пресечению наркотрафиков при осуществлении таможенного контроля.

Такая информация должна быть получена в рамках международного сотрудничества таможенных органов Таможенного союза в целом и национальных таможенных структур в частности. Такое взаимодействие обеспечивается постоянно действующими комитетами Всемирной таможенной организации, имеющей контакты на постоянной основе, и двухсторонними договорами о сотрудничестве между таможенными службами двух конкретных государств. Кроме этого следует учитывать наличие представительств Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) в ряде государств, что выводит международное сотрудничество в таможенной сфере на качественно новый уровень. Такие представительства ФТС России в настоящее время действуют в следующих странах: Республике Беларусь, Республике Абхазия, Республи-

ке Казахстан, Республике Таджикистан, Республике Корея, Республике Латвия, Республике Индия, Республике Турция, Республике Южная Осетия, Киргизской Республике, Королевстве Бельгия, КНР, Украине, Федеративной Республике Германия, Федеративной Республике Бразилия, Японии.

Возможность использования международного сотрудничества в таможенной сфере предусмотрена в пункте 3 статьи 94 ТК ТС и в национальном законодательстве стран - участниц Таможенного союза (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ»; п. 6.8. гл. 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для организации таможенного контроля значимым является принцип единства таможенной территории ТС, определяющий применение единого таможенного законодательства на этой территории (ст. 3 ТК ТС). Естественно, это касается и единства таможенного контроля на всей таможенной территории. Этим принципом устанавливается не только применение единых методов и форм таможенного контроля, но и необходимость учета покрытия всей территории государств - участников Таможенного союза зонами ответственности таможенных учреждений, создание мест таможенного оформления, зон таможенного контроля, и соответственного обеспечения невозможности бесконтрольного перемещения товаров через таможенную границу. При этом следует учитывать все существующие законные способы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, принимая во внимание специфику транспортных каналов, трубопроводов, линий электропередач, особенности сезонных работ, способы хозяйствования, национальные традиции, природные и географические особенности, а также способы перемещения почтовых отправлений.

Важно отметить, что таможенные органы обязаны создавать условия участникам ВЭД для осуществления внешнеторговых операций, приближенных к производственным процессам, учитывая транспортную инфраструктуру.

В случае выявления факта перемещения товаров вне мест организации таможенных учреждений, законодательство государств - участников Таможенного союза предусматривает ответственность за совершение такого перемещения.

Особые экономические зоны, свободные склады и свободные территории, образуемые на таможенной территории ТС, необходимо рассматривать как территории со специфическими особенностями правового статуса, влияющими на организацию таможенного контроля в пределах этих образований.

Принцип единства таможенной территории взаимосвязан с принципом обязательности таможенного контроля, которым предусматривается непременность проведения контроля за исполнением обязанностей по совершению таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. В статье 96 ТК ТС указываются условия, определяющие статус товаров - «находятся под таможенным контролем». Анализ положений указанной статьи и статьи 150 ТК ТС свидетельствует, что любой товар и транспортное средство, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. Несмотря на то, что таможенный контроль в разных случаях начинается и заканчивается при соблюдении различных условий, контроль осуществляется в отношении всех товаров, а в отдельных таможенных операциях и производных этих товаров.

Не зависимо от того, что транспортные средства не указаны в статье 96 ТК ТС, положения главы 48 ТК ТС фактически корреспондируют обязательность осуществления таможенного контроля и в отношении всех транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Об обязательности таможенного контроля в отношении всех товаров, включая транспортные средства, поступающих на таможенную территорию или убывающих с нее, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, прямо указано в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (п. 6.1. гл. 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

Определяя принцип исключительности наделения таможенных органов правами проведения таможенного контроля, следует исходить из признания значимости таможенных правоотношений и соответствующего государственного надзора за процессами в данной сфере.

Таможенный контроль как вид государственного контроля выделен в самостоятельное направление деятельности исполни-

тельных органов. Для эффективности его осуществления создана специализированная структура, наделенная соответствующими полномочиями. Роль такой структуры выполняют таможенные органы. При этом следует учитывать, что, передав часть своего суверенитета в вопросах регулирования таможенными правоотношениями в ведение Таможенного союза, страны - участницы союза оставили право осуществления таможенного контроля в ведении национальных систем органов исполнительной власти. Такое право, как признак суверенитета присутствует во всех государствах - участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В Российской Федерации это Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь - Государственный таможенный комитет, в Республике Казахстан - Государственный таможенный комитет.

Таможенное законодательство ТС устанавливает права и основные задачи указанных формирований, а также формулирует основные принципы их функционирования. Созданный единый орган управления - Комиссия таможенного союза - на настоящий момент упразднен и его полномочия переданы во вновь образованную Евразийскую экономическую комиссию (далее - ЕЭК). Несомненно, важнейшими элементами этого наднационального исполнительного органа является правотворчество в сфере регулирования таможенных правоотношений на единой территории и координация действий национальных таможенных органов.

Однако сфера правоприменения осталась в ведении правительств государств - участников Таможенного союза, которые руководят деятельностью исполнительных органов в целом и таможенными органами в частности.

Таможенное законодательство ТС устанавливает требование исключительного права проведения таможенного контроля за таможенными органами. При этом таможенным органам при осуществлении таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений, предписаний и постановлений. Таможенные органы руководствуются Таможенным законодательством ТС и национальными законами, наделяющими их соответствующими правами. При этом национальное законодательство государств - участников Таможенного союза устанавливает прямой запрет о вмешательстве в деятельность таможенных органов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ»).

О самостоятельности таможенных органов свидетельствуют и такие права таможенных органов, как вынесение решения о проведении таможенной проверки, право включения в соответствующие реестры и право самостоятельного принятия решения об исключении из таковых, право создавать и ликвидировать таможенные зоны.

На исключительность прав таможенных органов указывает и приоритетное право разрешения проведения любых операций с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем.

К таким операциям следует отнести:

■ транспортировку товаров и транспортных средств, находящихся под контролем таможенных органов, как на таможенной территории, так и за ее пределами с учетом сроков и маршрутов;

■ процедуры хранения товаров и транспортных средств, находящихся под контролем таможенных органов;

■ любые погрузочно-разгрузочные работы в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

■ любые контакты с судами, находящимися под таможенным контролем;

■ любые регламентные работы, связанные с обеспечением специфики товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

■ взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем.

Получение согласия таможенного органа на любое из указанных действий требуется независимо от цели их совершения и статуса инициатора. Нарушение целостности режима таможенного контроля обеспечивается законодательством об административных правонарушениях РФ.

Современные интеграционные процессы проявляются и в осуществлении таможенного контроля, что является определяющим для применения унификации методов и форм таможенного контроля.

Под унификацией следует понимать приведение способов и форм контроля к единообразию посредством сближения стандартов, требований критериев оценки. Находясь в рамках Таможенного союза, таможенные органы государств - участников этого союза при осуществлении таможенного контроля руководствуются единой нормативно-правовой базой, едиными формами таможенного контроля, едиными стандарта-

ми. Это объясняется тем, что действия таможенных органов должны быть понятны их коллегам.

Требование принятие единых форм таможенного контроля, методов их проведения, порядка контроля актуально и в пределах РФ, т.к. огромная территория и фактор разницы часовых поясов создают определенные сложности в организации таможенного контроля и управлении таможенными органами в целом.

Необходимость унификации таможенного администрирования и таможенного контроля возникает как следствие международного сотрудничества таможенных органов.

Примем во внимание и то, что унификация создает определенную прозрачность таможенных операций для участников ВЭД и их представителей. Причем для последних, в случае если таковыми являются лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, значение унификации в целом таможенного законодательства и таможенного контроля невероятно велико. Ибо, оказывая услуги по таможенному оформлению и представляя интересы клиента во время таможенного контроля, эти лица не имеют права на некомпетентность, которая могла бы проявиться в случае отсутствия должной унификации в формах таможенного контроля и стандартов его проведения.

Требование унификации форм таможенного контроля и порядка его проведения несомненно вносит значительный вклад в декриминализацию таможенного администрирования. Единые подходы к порядку проведения таможенного контроля, стандарты оценки полученных результатов и, следовательно, предсказуемость проведения различных форм контроля значительно сдерживают «творческий процесс» недобросо-вествных участников таможенных правоотношений.

Принципу унификации таможенного контроля в определенной степени способствует применение таможенными органами системы управления рисками, применение которой является определенным базисным инструментом при проведении таможенного контроля.

В главе 18 ТК ТС приводится ряд определений, связанных с понятием рисков и системы управления рисками, а также указываются основы применения этой системы. Под рисками понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства ТС и/или законодательств государств - участников Таможенного союза (пп. 8 ст. 127 ТК ТС). Таможенные органы используют метод анализа рисков для определения товаров, транспортных средств,

документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки - выбора форм таможенного контроля. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.

В основе системы управления рисками находится системный анализ имеющихся на практики случаев уклонения от таможенного контроля, недостоверного декларирования, совершения правонарушений в таможенном деле, попыток минимизации таможенных платежей. При этом активно используется автоматизированная система, обеспечивающая применение рисков уже на стадии декларирования. Система рисков позволяет не только оперативно указать должностному лицу таможенного органа на вероятные варианты уклонения от той или иной формы контроля и подсказать алгоритм действий, но и исключить субъективный фактор при выборе формы контроля в этих случаях, предписывая определенный порядок действий, избежать который невозможно по причине огласки события.

При этом таможенная служба страны - ФТС России - наделена правом вырабатывать стратегию системы выработки рисков.

Немаловажным является требование к таможенным органам о необходимости основываться на методах аудита в целом при проведении таможенного контроля, а во время выработки рисков данный метод является базовым (п. 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 гл. 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

При применении принципа обязательности таможенного контроля и следует учитывать требование международных стандартов в отношении принципов, формирующих таможенный контроль, на основе минимального вмешательства государственных структур в личную и деловую жизнь общества. Данное положение определяет, что проведение таможенного контроля сводится к минимуму, необходимому для соблюдения таможенного законодательства (п. 6.2 гл. 6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

Одновременно с этим применяется требование оперативного осуществления проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля. Данное принципиальное требование выдвигает перед таможенными органами обязанность осуществления таможенного контроля в минимальные сроки.

Внутренний распорядок таможенных учреждений предполагает регламентацию рабочего времени, устанавливая начало и окончание рабочего времени, время технологических перерывов. Однако внутренний распорядок составляется с учетом пассажиро- и товаропотоков, работы смежных государственных служб и транспортных организаций для создания условий минимизации временных потерь для подконтрольных лиц. По общему правилу таможенный контроль начинается не позднее 30 мин. с начала работы таможенного учреждения и заканчивается не ранее чем за 30 мин. до окончания рабочего дня. Для пассажирских пунктов пропуска, пассажирского железнодорожного сообщения, морского и речного сообщения таможенное оформление начинается и завершается с начала открытия движения. Должностные лица таможенных органов и иных государственных служб должны обеспечить минимальное время на нахождение физических лиц, следующих через государственную границу.

Внутренние документы таможенных и пограничных служб имеют четко сформулированные сроки проведения контроля для различных видов транспорта.

Для проверки внешнеторговых грузов, оформляемых в специализированных учреждения и складских терминалах, законодательством ТС установлены предельные сроки таможенного контроля. Срок выпуска товаров ограничен одним рабочим днем, следующим за днем регистрации факта принятия таможенным органом декларации на эти товары. В отношении экспортных товаров, не облагаемых таможенной пошлиной, и иных определенных товаров время выпуска ограничено 4 часами с момента регистрации декларации (п. 1 ст. 196 ТК ТС). В настоящее время в таможенных органах осуществляется постоянный мониторинг времени осуществления таможенного контроля, который обязывает руководителей таможенных подразделений брать под личный контроль таможенные операции, осуществление которых затянулось более чем на 3 часа с момента регистрации декларации.

Немаловажными видятся требования открытости, ясности и предсказуемости таможенного контроля.

Требование открытости предполагает публичность проведения таможенного контроля, возможности участия в процессе таможенного контроля лиц (владельцев товаров и/или транспортных средств, а также лиц, имеющих соответствующие распоряжения в отношения контролируемых товаров и транспортных средств).

Однако под открытостью понимается не только свободный доступ всех заинтересованных лиц к проведению проверочных мероприятий. Открытость таможенного контроля выражается в информировании о планировании проведения той или иной формы контроля с указанием времени начала и месте проведения, о результатах по факту проведения и соответственно решениях в отношении товаров и транспортных средств.

Открытости таможенного контроля способствует доступность информации о времени работы таможенных органов и информации о местах их работы, указание пределов зон таможенного контроля, утвержденного распорядка, доступности ответственных лиц, имеющих распорядительное право относительно деятельности таможенных и транспортно-складских учреждений и организаций и т.д.

Следует отметить, что применение современных информационных и коммуникационных технологий также влияет на степень доступности и открытости таможенного контроля.

Именно открытость (доступность) при проведении таможенного контроля является отличительным признаком этой деятельности государства от специальных инструментов, предусмотренных оперативно-розыскной деятельностью.

Требование в предсказуемости таможенного контроля напрямую связано с обеспечением доступности информации о формах и методах таможенного контроля и подробной детализации таможенных процедур.

Ясность при осуществлении таможенного контроля обеспечивается простотой и четкостью изложения таможенных правил и требований во время проведения различных форм контроля. При этом все действия должностных лиц таможенных органов при осуществлении контрольных мероприятий должны быть разъяснены в доступной и доходчивой форме по требованию подконтрольных лиц, их представителей, а также иных участников конкретного действия.

Открытость и предсказуемость таможенного контроля обеспечивается приданием гласности законодательных актов и иных документов, регламентирующих порядок проведения таможенного контроля, а также формы и методы его проведения. Требование публичности к Таможенному законодательству основывается на выполнении норм ТК ТС и требований конституционных основ государств - участников Таможенного союза (Ст. 10 ТК ТС и п.3 ст. 15 Конституции РФ).

Остановимся на принципах выборочности и достаточности таможенного контроля. Принцип выборочности предполагает отказ от тотального - стопроцентного контроля всех товаров и транспортных средств, предъявленных к таможенному контролю, оставляя право должностных лиц определять степень и уровни таможенного досмотра. Указанные принципиальные основы позволяют должностным лицам таможенных органов определять, какая часть предъявленных товаров и/или транспортных средств будет подвергнута фактическому контролю, для принятия решения о выпуске. При этом обращаем внимание, что принцип выборочности предполагает осуществление проверочных мероприятий, предусматривающих применение такой формы контроля как таможенный досмотр. В иных формах таможенного контроля не предполагается применение принципа выборочности. Так, например, при проведении проверки документов и сведений следует изучать их в полном объеме. При проведении таможенной проверки должностные лица исследуют финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта за весь указанный период деятельности. Именно при проведении таможенного досмотра должностные лица таможенных органов имеют право осуществлять проверку только некоторых транспортных средств, товаров или части товаров. При применении принципа выборочности должностные лица таможенных органов используют систему управления рисками, ориентировки и сообщения, а также собственный опыт и знания.

Принцип достаточности предполагает право должностных лиц ориентироваться при проведении различных форм таможенного контроля на осуществление проверочных мероприятий до момента, позволяющего сделать вывод о достаточности их проведения, чтобы принять решение о соответствии процедуры декларирования таможенному законодательству. Так, при проверке какого-то груза достаточно установить его предназначение для целей отнесения к определенному коду товара, а не подвергать полной разборке. Другим примером может служить ситуация, при которой во время проведения личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа может ограничиться требованием снятия и обследования только части одежды с лица, подвергнутого такому досмотру.

В то же время следует учитывать, что в случае установления несоответствия предъявленных товаров и/или транспортных средств све-

дениям, заявленным в документах, таможенный контроль проводится в объеме достаточном для установления всех необходимых характеристик досматриваемых товаров и/или транспортных средств.

Принципы выборочности и достаточности закреплены положениями п. 1 статьи 94 ТК ТС, а также продублированы в национальном законодательстве государств - участников Таможенного союза.

При этом требование проведения таможенного контроля на принципах выборочности и достаточности тесно соприкасается с применением принципа минимального вмешательства.

Следующий принцип - равенство участников таможенных правоотношений, следуя которому таможенные операции применяются одинаково, независимо от страны отправления и назначения товаров, а также их происхождения. Законодательством прямо установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу (п. 1 ст. 150 ТК ТС). При осуществлении таможенного контроля не допускаются дискриминационные действия независимо от каких-либо критериев: гражданства, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим или общественным объединениям. Конституционные основы государств - участников Таможенного союза устанавливают прямой запрет любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Таким образом, требования таможенного законодательства, порядок таможенного контроля, формы его проведения одинаковы для всех лиц.

При организации таможенного контроля необходимо учитывать, что приоритетностью в виде первоочередного права на проверочные мероприятия пользуются лица, перемещающие товары:

■ необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

■ продукцию военного назначения, необходимую для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений;

■ подвергающиеся быстрой порче;

■ живых животных;

■ радиоактивные материалы;

■ взрывчатые вещества;

■ в рамках международных почтовых отправлений;

■ относимые к экспрес-грузам;

■ имеющие статус гуманитарной и технической помощи;

■ сообщения и материалы средств массовой информации (п. 4 ст. 150 ТК ТС).

Таможенное законодательство устанавливает освобождение от таможенного досмотра личный багаж:

■ глав государств - участников Таможенного союза и следующих с ними членов семей;

■ глав правительств, членов правительств государств - участников Таможенного союза, если такие лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

■ глав иностранных государств, глав иностранных правительств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены Таможенного союза с официальным визитом.

При этом законодательством освобождаются от таможенного досмотра:

■ иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом;

■ военное имущество в отдельных случаях (ст.105 ТК ТС).

Следует отметить, что таможенным законодательством ТС устанавливаются таможенные льготы, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными обязательствами государств - участников Таможенного союза. Такие льготы выражаются:

■ в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 318 ТК ТС);

■ в освобождении от таможенного досмотра определенной категории лиц (ст. 319 ТК ТС).

Однако такое исключение следует рассматривать как особенность правового регулирования положений определенных лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом на территории государств - участников Таможенного союза (ст. 320-322, 325-327 ТК ТС).

Важным дополнением особого статуса отдельных категорий лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, следует отметить соблюдение неприкосновенности дипломатической почты при осуществлении таможенного контроля (ст. 323 ТК ТС).

Важнейшим требованием при проведении таможенного контроля является принцип соблюдения прав и законных интересов подконтрольных лиц и их законных представителей. Этот принцип предусматривает факт признания государством у подконтрольных лиц законных интересов и прав, основанных на общечеловеческих правах человека, закрепленных в Декларации о правах человека [1], и правах, закрепленных в Конституциях государств - участников Таможенного союза. В указанных международных и национальных Основных законах соблюдение и защита прав и свобод человека определены как обязанность государств. Следовательно, соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц охраняется государством и в процессе таможенного контроля.

Под правами и законными интересами следует понимать систему общеобязательных социальных, гражданских и имущественных норм, охраняемых силой государственного принуждения. К ним следует отнести:

■ право на жизнь;

■ право на свободу и личную неприкосновенность;

■ право неприкосновенности частной жизни;

■ свободу перемещения;

■ право на предпринимательство;

■ право собственности;

■ право интеллектуальной собственности;

■ право на правосудие и право на юридическую помощь.

Соблюдение различных прав и законных интересов во время осуществления таможенного контроля очень тесно связано с принципом законности, но в силу значимости при организации таможенного контроля общественных отношений полагаем целесообразным остановиться на этом пункте отдельно. Соблюдение основных прав подконтрольных лиц должно обеспечиваться постоянно и учитываться при реализации конкретных форм таможенного контроля.

Право на жизнь предусматривает обязанность государства оборудовать места прохождения таможенного контроля техническими средствами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья физических лиц, участвующих в процессе таможенного контроля. При этом важным тре-

бованием является соблюдение санитарных норм, предусматривающих гуманное и цивилизованное прохождение лицами через таможенную границу, и применение в отношении лиц тех или иных средств таможенного контроля.

Так, например, проведение личного таможенного контроля должно проводиться в специально оборудованных помещениях, соответствующих санитарным нормам.

Применение медицинского оборудования при этом предусматривается только медицинскими работниками соответствующей квалификации, а обязанность обеспечения безопасности жизни и здоровья подконтрольных лиц возлагается на должностных лиц таможенного органа.

Не менее важным требованием является соблюдение гуманности при осуществлении таможенного контроля. Например, при установлении факта сокрытия товаров или ценностей от таможенного контроля во внутриполостных частях человеческого организма, следует их изъять с соответствующими предосторожностями и мерами безопасности. Фактически это действие можно выполнить только в медицинских учреждениях с учетом их специализации. При этом необходимо учитывать и временные затраты, необходимые для безопасного изъятия и минима-лизации вмешательства в деятельность организма путем установления его физиологических особенностей. Причинение вреда организму при таком вмешательстве не может быть оправдано ни при каких условиях и недопустимо в целом.

Следует рассмотреть требование об обязательности использования поводков и намордников при применении служебных собак для контроля за их действиями кинологом. Так, при перевозке грудных детей через таможенную границу не следует использовать служебных собак для исследования люлек, колясок и детских принадлежностей при осуществлении таможенного контроля даже при согласии родителей или лиц их сопровождающих.

Требование недопустимости причинения вреда жизни и здоровью подконтрольных лиц во время осуществления таможенного контроля является первостепенной задачей во время организации и проведения таможенного контроля всех должностных лиц таможенных органов без исключения.

Применение оружия и специальных средств во время таможенного контроля допускается должностными лицами таможенных органов в случаях, специально оговоренных законодательством. Порядок приме-

нения оружия и иных средств имеет четкое закрепление в законодательных актах. Правомерность применения оружия или иных специальных средств в процессе таможенного контроля может быть признана только в следующих случаях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ отражения реальной угрозы жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов и иных лиц, участников таможенных правоотношений;

■ необходимости применения принудительной остановки транспортных средств.

В указанных случаях должностное лицо, их применяющее, должно руководствоваться требованием достаточности и гуманности с учетом верховенства права на жизнь.

Право на свободу человека обеспечивается в недопустимости ограничения свободы физических лиц, следующих через границу во время таможенного контроля. Закон предусматривает только применение временного ограничения права на свободу как крайнюю меру, исключительную и в четко оговоренных случаях. При этом важнейшим условием является детальная регламентация этого процесса и условий применения специальных средств.

Право свободы человека реализуется при предоставлении ему возможности: свободного въезда на территорию государств - участников Таможенного союза и выезда за пределы этой территории; права предпринимательской деятельности и возможности реализации человека в иных сферах, в том числе и с учетом специфики таможенных правоотношений; свободного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с соблюдением тарифных и нетарифных мер и иных запретов и ограничений, установленных законодательством, исходя из характеристик конкретных товаров, принадлежности конкретных товаров к определенным категориям и выбранных процедур.

Необходимость соблюдения иных прав и законных интересов может выражаться в требовании запрета вмешательства в личную жизнь человека во время таможенного контроля.

Примером такого запрета является формализованное требование на проведение личного таможенного досмотра только с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица его замещающего. При этом такая форма рассматривается как исключительная и применяется только при наличии веских оснований, и в случаях, когда иные

способы для пресечения контрабанды не дают соответствующих результатов. В качестве другого примера соблюдения запрета вмешательства в личную жизнь человека при осуществлении таможенного контроля может быть использован запрет изучения содержания текста письма, хотя само письмо в виде таможенного досмотра подвергается проверке на предмет обнаружения посторонних вложений. Следует отметить, что письмо или иное международное почтовое отправление могут быть вскрыты должностными лицами таможенных органов во время таможенного досмотра с соблюдением определенных формальностей и без судебных решений.

Обеспечение сохранности личной жизни физических лиц обеспечивается также в соблюдении: запрета на чтение личных и деловых бумаг подконтрольных лиц во время проведения различных видов досмотров в пунктах пропуска, в то время как по требованию должностного лица таможенного органа багаж и личные вещи могут быть проверены в различной степени; обязательства таможенных органов о неразглашении сведений, ставших известными в процессе таможенного администрирования, и, в частности таможенного контроля, и использовании полученной информации только для таможенных целей и в порядке, определенном законодательством. Данное положение закреплено в положениях статьи 8 ТК ТС.

Немаловажным принципиальным началом таможенного контроля является обеспечение прав на имущество. Законодательством ТС и национальным законодательством государств - участников союза установлено уважение личной и частной собственности. Это предусматривает следующее: никто не может быть лишен имущества без соответствующего мотивированного решения суда или в случаях, специально оговоренных законодательством. Такими случаями могут быть признаны требования о списании денежных средств со счетов участников ВЭД в счет образовавшейся задолженности и в рамках исполнительного производства.

Все ограничения пользования имуществом осуществляются в рамках исполнения условий выбранных таможенных процедур. И в этом случае владелец имущества остается его полноправным владельцем и распорядителем.

В законодательстве допускается взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, но только в случае необходимости проведения экспертиз, в строгом соответствии с требованиями,

регламентированными в ТК ТС. Необходимыми, кроме этого, являются условия отбора проб и образцов только в минимальном количестве и ненанесение неоправданного вреда.

Обеспечивая права интеллектуальной собственности, таможенное законодательство ТС устанавливает особый порядок пропуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и, соответственно, систему мер по обеспечению правомерности их использования. Однако следует обратить внимание на то, что таможенный контроль с учетом соблюдения прав на интеллектуальную собственность распространяется только в отношении товаров, внесенных в реестр объектов интеллектуальной собственности. Внесение в указанный реестр производится только по инициативе правообладателя.

Принцип недопустимости неправомерного вреда предусматривает запрет на причинение вреда действиями должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля. Этот принцип на практике реализуется соизмерением необходимого вмешательства государства в имущественные отношения и сохранения целостности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Необходимо учитывать, что при таможенном контроле с целью идентификации товаров и транспортных средств возникает потребность вскрытия упаковки, вскрытие конструктивных особенностей, разбор сложных товаров. Баланс необходимого вмешательства и возможного наступления вредных последствий от физического воздействия на товары и/или транспортные средства в каждом конкретном случае определяется должностным лицом таможенного контроля на основе анализа всех обстоятельств, возникших в процессе таможенного контроля. Важными элементами для соблюдения такого баланса следует считать профессиональный уровень должностного лица и его способность принимать адекватные, взвешенные решения.

В то же время есть обстоятельства, которые необходимо соблюдать в начале операций с товарами и транспортными средствами. Первые требования о вскрытии, открытии и т.д. должны исходить напрямую от должностного лица таможенного органа, которому поручено производство таможенного досмотра, и должны быть изложены в доступной форме, а по требованию заинтересованного лица - письменно. При этом мотивация производства конкретного действия не подлежит об-

суждению, но может быть оспорена в соответствии с действующим порядком. Указанные требования должны находиться в прямой взаимосвязи с целью проводимых мероприятий. Проведение операций осуществляется во время проведения таможенного досмотра и в зонах таможенного контроля.

Недопустимость неправомерного вреда напрямую связана с правом на возмещение вреда.

Законодательством ТС и законодательством государств этого союза установлено право на возмещении вреда для лиц, чьи имущественные интересы были ущемлены в процессе таможенного контроля. Однако следует учитывать, что в п. 3 ст. 104 ТК ТС установлено, что вред, нанесенный должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля вследствие законных требований, возмещению не подлежит.

Практика применения досмотровых операций свидетельствует о наличии различных оценок правомерности требований должностных лиц таможенных органов при вскрытии упаковки и нарушении целостности товаров, демонтаже конструкций или предъявления конструктивных частей транспортных средств.

Во избежание конфликтных ситуаций следует учитывать следующие принципиальные основы. Первое - право должностных лиц таможенных органов на требование о предоставлении таможенному контролю товара и транспортных средств, которое выражается в требовании вскрытия чемоданов, коробок, контейнеров и т.д., открытия конструктивных частей транспортных средств (багажных отделений, рундуков, люков трюмов и т.д), демонтаж сложных товаров. Однако такие требования должны быть обусловлены таможенными целями, выдвигаться в процессе таможенного контроля только должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на эти действия, быть мотивированны и исполнимы.

Второе обстоятельство выражается в обязанности подконтрольным лицом исполнения законных требований, выдвинутых должностными лицами таможенных органов. Однако лицо должно иметь возможность выполнить эти требования. Это выражается в технической возможности в открытии или разбору, наличии соответствующих навыков и умении, присутствии необходимых инструментов и оборудования. При этом лицо может поручить совершить необходимые действия для выполнения законных требований доверенному.

Например, капитан судна поручает произвести вскрытие конструктивных особенностей судна боцману, командир воздушного судна - технику или механику. В случае необходимости специальных знаний для демонтажа или разборки заинтересованное лицо может прибегнуть к услугам иных лиц способных квалифицированно выполнить требуемое с минимальными повреждениями, возможными при данных операциях.

Следует неукоснительно придерживаться того правила, что применение физических усилий осуществляется только владельцем товара и/ или транспортного средства либо его представителем.

В каждом случае возможного причинения вреда и нарушения прав и законных интересов необходимо соответствующее разбирательство, которое реализовывается правом на обжалование действий должностных лиц таможенных органов и восстановлением прав и законных интересов подконтрольных лиц. Такое обжалование возможно произвести в судебном порядке или у руководителя таможенного органа, в порядке определенном национальным законодательством государства - участника Таможенного союза. При этом требование восстановления прав и законных интересов сопряжено с правом возмещения материального и морального вреда. Несомненно, право выбора инстанции для подачи жалобы остается в прерогативе пострадавшего лица.

Система обжалования действий должностных лиц таможенных органов устанавливает возможность применения упрощенной формы такого обжалования.

Следует обратить внимание, что причинение материального ущерба подконтрольным лицам во время таможенного контроля предполагает его возмещение, а так же возмещения вреда, наступившего вследствие неправомерных действий должностных лиц в виде упущенной выгоды, или имущественных претензий от третьих лиц как последствия неисполнения обязательств. Одновременно подконтрольное лицо имеет право требовать возмещения вреда вследствие нарушения нематериальных благ, которые относятся к самостоятельной группе объектов, охраняемых гражданским законодательством государств - участников Таможенного союза. К таким объектам относятся: жизнь; здоровье; достоинство личности; личная неприкосновенность; честь; доброе имя; деловая репутация; неприкосновенность частной жизни; личная и семейная тайна; право свободного перемещения; право на имя; право на авторство.

Право на получении информации, юридическую консультацию и квалифицированную помощь. Данный принцип предусматривает возможность подконтрольных лиц прибегать к помощи специалистов, владеющих таможенным законодательством, и/или лиц, специализирующихся в сфере околотаможенного сервиса (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов).

Следует учитывать и возможность использования института законных представителей при осуществлении таможенного контроля. Особенно это актуально при проведении таких форм контроля, как таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

В случае выявления в процессе таможенного контроля признаков правонарушений и преступлений у подконтрольного лица имеется право на юридическую защиту посредством использования услуг адвоката.

Немаловажную роль при организации таможенного контроля и прохождении этих процедур играет принцип подконтрольности деятельности должностных лиц таможенных органов. Должностные лица таможенных органов должны знать и учитывать, такое важное обстоятельство, как возможность проведения проверки их деятельности со стороны государства. Однако право проверки деятельности таможенных органов имеют только определенные органы, оговоренные в законе. К таким органам следует отнести:

■ вышестоящие таможенные органы, в рамках ведомственного контроля;

■ подразделения прокуратуры, наделенные правами для такового контроля;

■ Счетная палата РФ, в вопросах полноты взимания таможенных платежей и предоставления льгот, а также в вопросах эффективного использования федеральных средств, выделенных на содержание таможенных органов;

■ Контрольное управление Администрации Президента РФ.

Допустимость проведения проверки деятельности таможенных органов, является фактором, влияющим на обеспечение законодательства во время таможенного контроля, и способом восстановления закона в случае его нарушения.

Следует учитывать, что возможность подконтрольности деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля

обеспечивает соблюдение законности при его проведении и со стороны должностных лиц таможенных органов и со стороны подконтрольных лиц и их представителей.

Принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья должностных лиц, сохранности оборудования и имущества государства. Данным положением допускается проведение государственными органами, имеющими на это полномочия, мероприятий, направленных на обеспечение жизни и здоровья должностных лиц и членов их семей, а также сохранности государственной собственности, используемой должностными лица при осуществлении таможенного контроля. В процессе проведения таможенного контроля должностное лицо может быть подвергнуто нападению или в его адрес могут быть высказаны угрозы. К сожалению, в современной практике имело место воздействие на принятие решений должностными лицами таможенных органов во время проведения таможенного контроля посредством угроз членам их семей. Также зафиксированы случаи умышленная и неумышленная порча имущества, используемого в процессе таможенного контроля.

Эти обстоятельства предусматривают необходимость комплексного противодействия подобным ситуациям, которое необходимо учитывать при организации и осуществлении таможенного контроля. К мероприятиям следует отнести:

■ оборудование мест таможенного контроля средствами и техникой, предусматривающими безопасность проведения соответствующих форм таможенного контроля, а также оказывающими профилактику возможного противоправного воздействия на должностных лиц таможенного органа и сохранность государственного имущества;

■ наличие подразделений в таможенных органах, способных обеспечить противодействие противоправным действиям в отношении должностных лиц таможенных органов, членов их семей и государственного имущества, и их соответствующую квалификацию, а также их обеспечение и участие в технологических мероприятиях таможенного органа;

■ возможность иных государственных структур, отвечающих за охрану жизни и здоровья людей, правопорядок и законность, своевременно участвовать в противодействии противоправным действиям в отношении должностных лиц таможенных органов, членов их семей и государственного имущества.

Одна из особенностей организации таможенного контроля выражается в возможности применения должностными лицами таможенных органов технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК), обеспечивающих его результативность с учетом затрудненных способов обнаружения товаров, сокрытых от таможенного контроля, и качеством товаров, средств связи, особых транспортных средств (самолетов, вертолетов, морских и речных судов), служебных собак. Применение различного оборудования, техники и служебных собак предусматривает некоторые важные элементы их применения, которые необходимо рассматривать как основоопределяющие. К таким следует отнести принцип соблюдения техники безопасности. Данный принцип следует рассматривать с учетом некоторых обстоятельств:

■ с точки зрения требований к самим средствам (технические средства, применяемые во время таможенного контроля, должны соответствовать нормативам, обеспечивающим их безвредное применение и в отношении должностных лиц и подконтрольных лиц);

■ порядок применения технических средств, специальных транспортных средств должен учитывать необходимость проведения регламентных работ, во время которых с ними проводятся мероприятия по их техническому обслуживанию и проверке на определение допустимости применения с учетом безопасности;

■ применение технических средств и транспортных средств связано с их соответствующей эксплуатацией, которая закреплена в определенных инструкциях, порядках, регламентах и т.д.;

■ использование технических средств и транспортных средств допускается только лицами, прошедшими обучение, владеющими навыками работ, а при необходимости имеющими соответствующее образование и необходимую квалификацию;

■ использование технических средств и транспортных средств определено внутренним приказом по таможенному органу с закреплением лиц ответственных за их применение, и лиц ответственных за соблюдение техники безопасности;

■ обеспечение общих мероприятий по соблюдению техники безопасности в таможенном органе с учетом утверждения порядков, инструкций, перечней, обучение технике безопасности и проведение периодических и ежедневных инструктажей.

Однако требование к соблюдению техники безопасности необходимо рассматривать шире, т.к. не все используемые инструменты входят

в соответствующий перечень ТСТК. Требование соблюдения техники безопасности необходимо распространять и на использование соответствующего оборудования. Например, наличие перил на лестницах и эстакадах, используемых при досмотре, освещение помещений и территорий, уборка снега и льда с пандусов и палуб судов, оборудование противопожарными инструментами и средствами и т.д.

Следующим требованием, напрямую связанным с качеством таможенного контроля, следует считать профессиональную компетентность должностных лиц таможенных органов, осуществляющих конкретные проверочные мероприятия. Как отмечалось ранее, таможенный контроль находится в исключительном ведении таможенных органов и осуществляется должностными лицами этих органов. Однако не каждое должностное лицо таможенных органов наделяется правом осуществления таможенного контроля. Важнейшими элементами допуска к осуществлению таможенного контроля являются: документальное подтверждение правомочий - приказ о назначении физического лица на соответствующую должность государственного служащего; приказ о его допуске к самостоятельной работе в соответствии с должностью; включение должностного лица в конкретную досмотровую бригаду или в иное подразделение, осуществляющее мероприятия, относящиеся к таможенному контролю. При этом принадлежность лица к конкретной должности предполагает наличие должностных обязанностей и способности к их выполнению, что требует соответствующих знаний и умений. Данное качество должностного лица достигается получением определенного образования, квалификации, специальности. При этом следует учитывать, что определенные знания и навыки, необходимые для выполнения специфических требований во время таможенного контроля, достигаются и посредством профессионального обучения и переподготовки. Контроль за выполнением данного требования возлагается на руководителей таможенных органов, определяющих способность конкретного должностного лица к осуществлению операций во время таможенного контроля. Указанное требование реализуется на практике оформлением допуска сотрудника таможни к определенным конкретным операциям и приказом о назначении на должность или прикомандировании. Подконтрольные лица или иные заинтересованные лица имеют право ознакомиться с наличием оформленных допусков на право проведения таможенного контроля и их содержанием.

Современное качество осуществления государственной деятельности в различных сферах выдвигает требования соответствия государственного служащего профессиональной этике и культуре поведения. Не является исключением деятельность таможенных органов. Ряд внутренних таможенных документов формируют требование проведения таможенного контроля не только на соответствующем профессиональном уровне, но и с учетом профессиональной этики и культуры. Необходимо учитывать, что закрепившаяся в последние десятилетия фискальная культура, лежащая в основе деятельности таможенных органов, предусматривающая первостепенность интересов правительства в части формирования бюджета, постепенно уступает место доктрине, работающей в интересах участников таможенных правоотношений.

К основополагающим элементам организации таможенного контроля следует отнести финансирование работ по его осуществлению. Такое финансирование обеспечивается из средств федерального бюджета в централизованном порядке. Это относится к формированию всех расходных частей бюджета конкретного таможенного органа, строительства объектов погранично-таможенной инфраструктуры, их оборудования, оснащения и эксплуатации. Учитывая данные положения, установлен запрет на оплату любых действий должностных лиц во время осуществления таможенного контроля из иных источников. Это касается и несения затрат на транспортировку должностных лиц к месту проведения таможенного контроля, их содержания, создания условий для осуществления деятельности.

При этом необходимо учитывать, что в значительной мере к околотаможенному сервису привлекаются и деловые круги, в виде владельцев терминалов, складских комплексов, транспортных организаций, на территории которых может осуществляться таможенный контроль. Но и в этих случаях затраты на оборудование соответствующих помещений и их эксплуатация ложится на государственный бюджет. Даже опосредованное финансирование деятельности таможенного контроля не допускается.

В классической литературе, посвященной таможенному регулированию, представлен ряд классификаций таможенного контроля. Мы также предложим свою классификацию с учетом общепризнанных вариантов:

1. По предмету направленности: 1) таможенный контроль товаров;

2) таможенный контроль транспортных средств;

3) смешанный таможенный контроль товаров и транспортных средств, на которых они перемещаются через таможенную границу;

4) таможенный контроль деятельности участников таможенных правоотношений.

2. По форме таможенного контроля, выбранного для достижения целей:

1) таможенный контроль документальный (проверка сведений заявленных в документах);

2) таможенный контроль фактический (таможенный досмотр).

3. По признаку направления движения товаров и транспортных средств:

1) таможенный контроль товаров и транспортных средств, вывозимых с таможенной территории ТС;

2) таможенный контроль товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию ТС;

3) таможенный контроль транзитных товаров (специфика упрощенного таможенного контроля требует, чтобы таможенный контроль транзитных товаров был выделен отдельно).

4. По признаку видов транспорта:

1) таможенный контроль при осуществлении морских перевозок;

2) таможенный контроль при осуществлении автомобильных перевозок;

3) таможенный контроль при осуществлении авиационных перевозок;

4) таможенный контроль при осуществлении железнодорожных перевозок;

5) таможенный контроль международных почтовых сообщений;

6) таможенный контроль при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач;

7) таможенный контроль пешеходных сообщений;

8) таможенный контроль при осуществлении смешанных перевозок товаров различными видами транспорта.

Данная классификация частично получила закрепление в ТК ТС, где установлен перечень документов и сведений, запрашиваемых для целей таможенного контроля в зависимости от транспортного средства в соответствующих статьях Таможенного кодекса (ст. 159 ТК ТС).

5. По времени организации работы таможенных органов:

1) на постоянной основе;

2) в ограниченное время;

3) временный или сезонный таможенный контроль.

6. По степени участия в таможенном контроле представителей иных государственных органов (например, военнослужащих пограничных войск):

1) самостоятельный таможенный контроль;

2) совместный таможенный контроль.

7. По степени участия в таможенном контроле таможенных органов сопредельных государств:

1) односторонний таможенный контроль (проводится таможенными органами только одного государства);

2) двухсторонний или встречный таможенный контроль (проводится таможенными органами обеих сопредельных сторон, но раздельно);

3) совместный таможенный контроль (проводится таможенными органами обеих сопредельных сторон одновременно и в одном месте);

4) таможенный контроль, согласованный по мере ответственности. В этом случае таможенные органы сопредельных стран разграничивают зоны ответственности, признавая результаты таможенного контроля другой стороны. Как правило, таможенный контроль проводится только на выезд из страны, доверяя проведение таможенного контроля въезжающих на таможенную территорию товаров таможенным органам сопредельной стороны, признавая их таможенное оформление и средства обеспечения для товаров, следующих во внутренние таможенные органы или транзитом.

8. По предназначению товаров:

1) таможенный контроль ручной клади;

2) таможенный контроль отдельно следуемого багажа;

3) таможенный контроль товаров и товарных партий.

Принимая во внимание положения ТК ТС и иные международные

и национальные нормативно-правовые акты, в статье сформулированы основополагающие начала организации и проведения таможенного контроля в определенной системе и взаимосвязи. Представленный материал следует учитывать при системном изучении такой важной категории, как таможенный контроль, что позволит всем субъектам таможенного контроля грамотно участвовать в таможенных правоотношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН («Международный пакт о правах человека»).

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Гражданский кодекс РФ от 3 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

6. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ».

7. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. - М., 2008.

8. Словарь-справочник внешнеторговых терминов и определений. -М., 2007.

9. Энтин Л.М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.