Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПУТЁМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР"'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПУТЁМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР / ЛИЧНЫЙ ОБЫСК / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батаев Сергей Владимирович

Статья посвящена вопросам оптимизации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» путем расширения перечня и введения в статью 6 настоящего Федерального закона нового оперативно-розыскного мероприятия «Личный досмотр». В процессе анализа норм оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административного законодательства предложено понятие оперативно-розыскного мероприятия «Личный досмотр», основания и цели его проведения, порядок оформления результатов.The article discusses the matters of improvement of the Federal law “On operational investigations” by extending the list of operational investigative activities and introduction of the new kind of operational investigative activity “Personal inspection” into article 6 of this Federal law. As a result of analyzing the existing standards of Operational Investigative, Criminal Procedure and Administrative legislation, a new kind of operational investigative activity “Personal inspection” is offered, the reasons, aims, restrictions and procedural formalities of this inspection are specified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПУТЁМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР"»

Такие понятия как «вопросы местного значения», «муниципальное сообщество», «муниципальное образование» и др. становятся предметом дискуссий на конференциях, находят отражение в научных публикациях [9].

Постоянное реформирование законодательства о местном самоуправлении требует не только оценки уже устоявшихся понятий, но порождает необходимость разработки новых. А это часть юридической техники, часть правовой культуры законодателя.

Открытое обсуждение проблем терминологической чистоты используемых законодателем и правовой доктриной понятий способствует уяснению их содержания, уменьшает возможность двоякого толкования одного и того же термина. Не только доктрина, но и особенно правоприменительная практика нуждается в единообразном понимании и использовании юридических терминов. Это свидетельство правовой культуры, признак глубокой проработки правовых конструкций в целях их правильного применения.

Список использованной литературы 1. Окулич И.П., Конева Н.С. Методологические аспекты современного конституционного права России: обзор подходов // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 19-20.

2. Васильев В.И. О некоторых понятиях муниципального права // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 46-56; Баринов С.В. К вопросу об определении понятия «частная жизнь» // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 28-30.

3. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст.2253.

4. Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Собрание законодательства РФ 1995. № 35. Ст. 3606.

6. Чиркин В.Е. Слово о конституционной терминологии // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 1319.

7. Малый А.Ф. Избирательная система Российской Федерации: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. С. 6.

8. Малый А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она? // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 48-50.

9. Султанов Е.Б. Предметы ведения местного самоуправления (к вопросу о существовании этого феномена) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 153. № 4. С. 56-62.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПУТЁМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ «ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР»

Батаев Сергей Владимирович,

кандидат юридических наук

REGARDING PRACTICABILITY OF IMPROVEMENT OF FEDERAL LAW "ON OPERATIONAL INVESTIGATIONS" BY INTRODUCING OF NEW OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY "PERSONAL INSPECTION".

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам оптимизации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» путем расширения перечня и введения в статью 6 настоящего Федерального закона нового оперативно-розыскного мероприятия «Личный досмотр». В процессе анализа норм оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административного законодательства предложено понятие оперативно-розыскного мероприятия «Личный досмотр», основания и цели его проведения, порядок оформления результатов.

ABSTRACT

The article discusses the matters of improvement of the Federal law "On operational investigations" by extending the list of operational investigative activities and introduction of the new kind of operational investigative activity "Personal inspection" into article 6 of this Federal law. As a result of analyzing the existing standards of Operational Investigative, Criminal Procedure and Administrative legislation, a new kind of operational investigative activity "Personal inspection" is offered, the reasons, aims, restrictions and procedural formalities of this inspection are specified.

Ключевые слова: Федеральный закон, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, оперативный сотрудник, полиция, личный досмотр, личный обыск, Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол

Key words: Federal law, operational investigations, operational investigative activity, operative officer, police, personal inspection, bodily search, Criminal Procedure Code, Administrative Violations Code, report

В современных условиях борьбы с преступностью, одно из важных мест в системе государственно-правовых

средств занимают меры, нашедшие свое законодательное отражение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»! (далее - ФЗ Об ОРД).

1 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрании законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

Законодатель в ФЗ Об ОРД закрепил понятие оперативно-розыскной деятельности, осуществляемое посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), перечень которых содержится в статье 6, и позволяющих оперативным подразделениям государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах полномочий, решать оперативно-тактические задачи.

Правоприменительная деятельность правоохранительных органов ориентирует к оптимизации действующих законодательных норм, в том числе в оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).

В процессе решения задач оперативно-розыскной деятельности по пресечению и раскрытию преступлений оперативные сотрудники осуществляют захват и доставление в органы внутренних дел (далее - ОВД) выявленных лиц, возможно причастных к их совершению. Непосредственно после захвата должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, осуществляется личный досмотр данных лиц с целью обнаружения оружия и иных предметов в зависимости от обстоятельств совершенного преступления (например, наркотические вещества, денежные средства, драгоценные камни, металлы, и т.п.).

По прибытии в служебное помещение ОВД, при необходимости, производится повторный, более тщательный досмотр с целью выявления иных материальных объектов, возможно скрытых в тайниках одежды и указывающих на причастность лица к совершенному преступлению. Необходимо отметить, что при доставлении в дежурную часть ОВД личный досмотр лица входит в перечень обязанностей дежурной смены2-

По существу, досмотром лиц в указанной ситуации достигается две основные цели:

1) обеспечивается безопасность оперативных сотрудников и окружающих граждан путем своевременного обнаружения и изъятия огнестрельного и холодного оружия, скрытого в одежде или на теле захваченного лица;

2) фиксируется наличие у захваченного лица предметов и документов, которые впоследствии могут быть приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, обеспечивается их сохранность3.

Однако, несмотря на указанную актуальность и значимость личного досмотра граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, данное оперативно-розыскное действие в перечне прав, регламентированных ст. 15 ФЗ об ОРД, отсутствует. В связи с этим должностные лица органов, осуществляющих ОРД, при необходимости проведения досмотра вынуждены руководствоваться иными законодательными актами.

Во-первых, в случаях, установленных ФЗ «О полиции»4 (далее - ФЗ «О полиции»), согласно которому, досмотр может проводиться:

2 Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» // Российская газета. 2012. № 156.

3 Гусев В.А. Проблемы осуществления личного досмотра граж-

дан при проведении оперативно-розыскных мероприятий //

- при наличии данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества;

- в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами на железнодорожном, водном или воздушном транспорте;

- при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации;

- при въезде на объекты, охраняемые полицией, и выезде с охраняемых объектов;

- при применении в отношении лица меры государственного принуждения в виде задержания. Во-вторых, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, досмотр рассматривается в качестве меры обеспечения административного производства, следовательно, является официальным административно-процессуальным действием, который детально регламентирован.

В частности, административным законодательством установлены общие правила проведения личного досмотра.

Нормативно закреплено, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице являются обследованием вещей, проводимым без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемый в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения и проводимый должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях5 (далее - КоАП РФ) (т.е. лицами, осуществляющими доставление и (или) административное задержание).

Документальное оформление проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, производится путем составления протокола либо соответствующей записи в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. При этом, изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется в присутствии двух понятых лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ (т.е. лицами, осуществляющими доставление, административное задержание, и (или) должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях). Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо

Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. - № 1. - С. 28.

4 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 25.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

делается запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

Хотелось бы отметить, что в качестве доказательств в уголовном процессе результаты личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, использоваться не могут.

В соответствии со статьей 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерацииб (далее - УПК РФ), доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.

Т.е. в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к доказательствам можно отнести любые фактические данные, на основе которых в установленном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела. По своей информационной природе эти фактические данные могут быть: а) сведениями о фактах или фактами, характеризующими признаки общественно опасного деяния, личность совершившего это деяние; б) так называемыми доказательственными фактами, устанавливающими какие-либо другие факты, также имеющие значение при разбирательстве по уголовному делу.

Статьей 184 УПК РФ предусмотрено такое следственное действие как личный обыск. Согласно части 1 названной статьи при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями 1 и 3 статьи 182 УПК РФ, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.

Исходя из нормативного закрепления, личный обыск предполагает обыск тела и одежды человека, производимый в соответствии с правилами, предусмотренными для данного следственного действия в целом. У него та же цель - отыскание объектов, имеющих значение для уголовного дела.

На личный обыск распространяются все предусмотренные законом общие условия производства следственных действий. Он осуществляется по возбужденному уголовному делу и только лицом, принявшим дело к своему производству, или по его поручению. О ходе и результатах проведения данного следственного действия, в соответствии со статьями 166, 167 УПК РФ, составляется протокол в двух экземплярах. Личный обыск производится на основании судебного решения, а в исключительных случаях он может быть произведен по постановлению следователя

без получения судебного решения в соответствии с требованиями части 5 статьи 165 УПК РФ. Право на производство личного обыска без соответствующего постановления возникает при задержании лица в порядке статьи 91 УПК РФ - после составления протокола; при заключении под стражу - в момент вынесения судьей (в переходный период - прокурором) постановления об этом; при обыске в помещении - в момент возникновения оснований полагать, что лицо скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск обеспечивается государственным принуждением, в частности соразмерным, соответствующим принципам уголовного судопроизводства применением физической силы.

Таким образом, при личном обыске обследованию подлежит тело человека, его одежда и находящиеся при нем вещи. Немаловажным является то обстоятельство, что при обследовании носимых вещей, имеющих замки (сумки, портфели), допускается их вскрытие. Вне зависимости от характера поисковых действий (обследуются интимные части тела или только одежда, вещи) закон запрещает производство личного обыска лицом противоположного пола. Если это организационно невозможно, то для целей обследования одежды и носимых вещей допускается их предварительная выемка с последующим осмотром.

Личный обыск по общему правилу производится с участием понятых (часть 1 статья 170 УПК РФ), которые должны быть того же пола, что и обыскиваемый.

Следовательно, заниматься личным досмотром человека, если возникла в этом необходимость, вправе только государственные структуры.

При этом необходимо отметить, что личный досмотр и личный обыск, несмотря на наличие схожих черт, две разные юридические категории. Так, как справедливо отмечает И.Н. Соловьев: «У личного досмотра и обыска, несмотря на внешнюю схожесть действий, абсолютно различная правовая природа и последствия проведения. Досмотр выполняется в рамках административных процедур, обыск же регламентируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Результаты досмотра могут никоим образом не оформляться: досмотрели одежду и обувь, ничего не нашли, человек идет дальше, а результаты обыска в обязательном порядке оформляются в соответствии с нормами процессуального права»7.

Личный досмотр - это принудительное обследование гражданина, его одежды и вещей с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и иных предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (ст. 27.7 КоАП РФ, п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

Помимо полиции в той или иной мере применять досмотр имеют право органы и должностные лица Минюста, ФСБ, ФСКН России, Федеральной таможенной службы и др.

Для досмотра как меры административного принуждения не предусмотрено предварительное издание каких-либо актов или получение санкции.

6 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.

7 Соловьев И.Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения. - М.: Проспект, 2012. - С. 74.

Кроме того, следует заметить, что круг лиц, имеющих право провести личный досмотр, весьма широк: достаточно подозрения в совершении административного правонарушения и в соответствии со ст. 27 КоАП РФ и нормами закона о полиции сотрудник, находящийся при исполнении, может его осуществить. Личный обыск же может провести только лишь лицо, производящее предварительное расследование или специально указанное в законе. К тому же личный обыск вправе проводить лицо одного пола с обыскиваемым8.

На основании вышеизложенного представляется необходимым, на наш взгляд, внести предложение о совершенствовании ФЗ Об ОРД, путем введения нового ОРМ «Личный досмотр», который может быть применен на этапе реализации оперативно-служебных материалов, с последующим задержанием подозреваемого на основании оперативно-розыскной информации и дальнейшего принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Проведение данного ОРМ возможно при наличии информации, с учетом статьи 8 ФЗ Об ОРД, о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Необходимо учитывать потребность правоохранительных органов и возможность возникновения ситуаций, при которой и возбуждение уголовного дела, и задержание подозреваемого становится безотлагательным еще до того, как данные, явившиеся основаниями названных решений, пройдут определенную процессуальную процедуру приобщения к делу в качестве доказательств. В настоящее время в обосновании решения о задержании подозреваемого могут быть положены лишь такие сведения, полученные оперативным путем, которые содержатся в источниках, допускающих их проверку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Соотнося вновь предлагаемые оперативно-розыскные меры как ОРМ «Личный досмотр», с нормами действующего законодательства, хотелось бы отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О полиции», полиция наделена полномочиями производить досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии двух непременных и законодательно закрепленных условий.

Полагаем, что на сегодняшний день при условии нормативного закрепления только процессуальных обеспечивающих мер по соответствующей категории дел, органы, осуществляющие ОРД, могут быть ограничены в принятии решений, в том числе о задержании подозреваемых на основании оперативно-розыскной информации,

путем проведения ОРМ, предшествующем возбуждению уголовного дела.

Говоря о возможности введения нового ОРМ «Личный досмотр», отметим, что частью 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации9 предусмотрено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Руководствуясь статьей 3 ФЗ Об ОРД, оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, следовательно, предлагаемое ОРМ «Личный досмотр» может проводится только на основании судебного решения, по ходатайству руководителя органа, осуществляющего ОРД.

В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о производстве ОРМ «Личный досмотр» следовало бы отражать:

- дату возбуждения перед судом ходатайства;

- населенный пункт составления постановления о возбуждении ходатайства по поводу производства ОРМ;

- наименование органа, осуществляющего ОРД (должность, звание (специальное), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно составлено;

- оперативно-служебные материалы, по которым принято решение о возбуждения перед судом соответствующего ходатайства;

- фактические основания проведения ОРМ, с указанием установочных данных лица, в отношении которого необходимо произвести «искомое» мероприятие;

- наименование суда, к которому обращено ходатайство.

В связи с чем, следовало бы внести дополнение в часть 2 статьи 8 ФЗ Об ОРД, дополнив норму - «Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища», фразой -«и личную неприкосновенность».

К объектам обследования при проведении ОРМ «Личный досмотр» необходимо отнести тело живого человека (любую его часть: голова, туловище, ноги и руки, включая естественные отверстия (уши, рот и т.п.)), одежда, находящаяся на человеке и при нем ручная поклажа. Таким образом, исходя из указанных объектов, ОРМ «Личный досмотр» может быть с проникновением в полость организма человека.

Обобщая сказанное, обнаружение и изъятие, в процессе ОРМ «Личный досмотр», может быть осуществлено как на теле, так и в теле обследуемого. Причем «в теле» человека может быть осуществлено исследование (изъятие) только тогда, когда:

- проникновение в тело не сопровождается причинением вреда обследуемому, в том числе физического;

- исследованию подвергаются естественные отверстия (полости), имеющиеся в теле человека;

8 Куликов В. Обыскались // Российская газета. - 2013. - 11 сентября. - № 202.

9 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

- внутреннее содержание отверстий доступно внешнему наблюдению.

Предлагаемое понятие «одежда» подлежит расширительному толкованию. Это не только собственно одежда, но и обувь, головные уборы, и даже предохранительные приспособления (комбинезоны, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

Предлагаемым объектом ОРМ «Личный обыск» может быть также находящаяся при обследуемом «ручная поклажа». К «ручной поклаже» рекомендуется относить не любой предмет (и не любую так называемую «ручную кладь»), а только тот, который не имеет большого размера: портфель, дамскую сумочку, бинокль, фотоаппарат, зонт, а также другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100см.

Указывая на основания проведения ОРМ «Личный досмотр» следует признать такую совокупность фактических сведений, наличие которых позволит с определенной долей уверенности предположить, что:

а) у какого-либо лица (на (в) его теле, одежде или в находящейся при нем ручной поклаже) находятся орудия преступления, предметы и ценности, полученные в результате преступных деяний либо нажитые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела;

б) для их поиска и изъятия может возникнуть необходимость в применении принуждения.

Подходя к формулировке самого понятия, можно отметить, что «Личный досмотр» - это ОРМ, заключающееся в обследовании тела человека, в том числе естественных отверстий (ушей, рта и т.д.), находящейся на нем одежды и при нем ручной поклажи в целях обнаружения и изъятия предметов (документов, материалов), могущих иметь значение для решения задач ОРД.

В данном случае обнаружение должно быть осуществлено путем поиска, выявления, наблюдения и измерения выявленных предметов (документов, материалов),

а также документальной фиксации хода и результатов проведенного мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышеизложенного, полагаем целесообразным и возможным включение в перечень прав органов, осуществляющих ОРД, установленный ст. 15 ФЗ об ОРД, права на осуществление личного досмотра граждан, с указанием детальной процедуры его применения.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 25.

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрании законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

6. Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» // Российская газета. 2012. № 156.

7. Гусев В.А. Проблемы осуществления личного досмотра граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. - № 1. - С. 27 - 30.

8. Куликов В. Обыскались // Российская газета. - 2013. - 11 сентября. - № 202.

9. Соловьев И.Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения. - М.: Проспект, 2012. - 208 с.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ

АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Батршин Роман Юсефович

соискатель кафедры административного права, Российский государственный университет правосудия

г. Москва

ADMINISTRA TIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE SPHERE OF ARCHAEOLOGICAL ACTIVITY

Batrshin Roman Yusefovich, Applicant of the Department of Administrative Law, Russian State University of justice, Moscow АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи изложение сущности и новелл административной ответственности за нарушения законодательства об охране объектов археологического наследия, а также практических проблем её применения. При подготовке статьи был использован ряд общенаучных и частнонаучных методов познания. В результате проведённой работы установлено усиление административной ответственности по соответствующим составам административных правонарушений, расширение перечня их составов, а также сделан вывод о необходимости корректировки законодательства об объектах культурного наследия. ABSTRACT

The purpose of this article a statement of the essence and stories of administrative responsibility for violation of legislation on protection of archaeological heritage, as well as practical problems of its application. In preparing the article has

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.