Научная статья на тему 'Проблемы осуществления личного досмотра граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий'

Проблемы осуществления личного досмотра граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8184
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР / ГРАЖДАНИН / ПРОЦЕДУРА / OPERATIVE AND DETECTIVE WORK / CRIME / PERSONAL INSPECTION / CITIZEN / PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусев Владимир Александрович

Исследуются проблемы, связанные с осуществлением личного досмотра граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PERSONAL INSPECTION OF CITIZENS DURING OPERATIVE AND DETECTIVE WORK

problems of personal inspection of citizens during operative and detective work are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления личного досмотра граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий»

В.А. Гусев,

кандидат юридических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

PROBLEMS OF PERSONAL INSPECTION OF CITIZENS DURING OPERATIVE AND DETECTIVE WORK

Исследуются проблемы, связанные с осуществлением личного досмотра граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Problems of personal inspection of citizens during operative and detective work are considered.

В процессе решения задач оперативно -разыскной деятельности (далее — ОРД) по пресечению и раскрытию преступлений оператив-ные сотрудники осуществляют захват и достав -ление в органы внутренних дел (далее — ОВД) выявленных лиц, возможно причастных к их совершению. Непосредственно после захвата должностными лицами органов, осуществляю -щих ОРД, осуществляется личный досмотр дан -ных лиц с целью обнаружения оружия и иных предметов в зависимости от обстоятельств совершенного преступления (например, наркотические вещества, денежные средства, драгоцен-ные камни, металлы, и т.п.). По прибытии в слу -жебное помещение ОВД, при необходимости, производится повторный, более тщательный досмотр с целью выявления иных материальных объектов, возможно скрытых в тайниках одежды и указывающих на причастность лица к совершенному преступлению. Необходимо отметить, что при доставлении в дежурную часть ОВД личный досмотр лица входит в перечень обязан -ностей дежурной смены [1].

По существу, досмотром лиц в указанной ситуации достигается две основные цели: 1) обеспечивается безопасность оперативных сотрудников и окружающих граждан путем своевременного обнаружения и изъятия огнестрельного и холодного оружия, скрытого в одежде или на теле захваченного лица; 2) фиксируется наличие у захваченного лица предметов и документов, которые впоследствии могут быть приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, обеспечивается их сохранность. Однако, несмотря на указанную актуальность и значимость личного досмотра граждан при проведении оперативноразыскных мероприятий (далее — ОРМ), данное оперативно-разыскное действие в перечне прав,

регламентированных ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД), отсутствует. В связи с этим долж -ностные лица органов, осуществляющих ОРД, при необходимости проведения досмотра вынуждены руководствоваться иными законодательными актами.

Поскольку ОРД осуществляется в целях вы -явления, пресечения и раскрытия преступлений, имеются все основания предположить, что в отношении лиц, задержанных по подозрению в их совершении, может осуществляться личный обыск, предусмотренный ст. 182 Уголовно -

процессуального кодекса Российской Федера-ции (далее — УПК РФ). Сущность этого след -ственного действия заключается в принуди-тельном обследовании одежды, обуви, вещей и тела обыскиваемого с целью нахождения и изъ -ятия спрятанных в них предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 182 УПК РФ личный обыск производится при наличии оснований и по судебному решению. При этом в ч. 2 ст. 184 УПК РФ законодатель предусмотрел исключе-ние из данного правила, в котором определил, что при задержании лица по подозрению в со -вершении преступления личный обыск может быть произведен без соответствующего поста -новления.

Принимая во внимание отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве как дозволения, так и запрета на производство личного обыска в стадии возбуждения уголовного дела, юристы не пришли к единому мнению по этому поводу. Мы склонны согласиться с подходом ученых и практиков, которые полагают, что процедура личного обыска без вынесения постановления в действующей редакции ч. 2 ст. 184 УПК РФ пре-

дусматривает возможность его производства до возбуждения уголовного дела при задержании лица по подозрению в совершении преступления. В целях исключения различного толкования некоторыми учеными предлагается дополнить ч. 2 ст. 184 УПК РФ следующим предложением: «В случае задержания подозреваемого личный обыск может быть произведен до возбуждения уголовного дела» [2]. Однако даже такое толкование норм уголовно-процессуального законодательства не решает проблем оперативно-разыскного досмотра, так как в отношении доставленных и досмотренных граждан не всегда в дальнейшем принимается процессуальное решение о задержании и возбуждении уголовного дела. Кроме того, досмотр лица может потребоваться и вообще вне рамок процессуальной проверки сообщения о преступлении, например при проведении ОРМ, нацеленных на выявление, предупреждение или пресечение преступления.

В связи с этим достаточно часто на практике оперативные сотрудники подвергают личному досмотру задержанных лиц в соответствии с требованиями ст. 27.7 Кодекса об административ-ных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). В случае если в ходе такого личного досмотра были обнаружены и изъяты, например, похищенные вещи, то составленный в административном порядке с участием понятых протокол в дальнейшем может использоваться в качестве доказательства по уголовному делу. По изученным другими исследователями уголовным делам, протоколы личного досмотра фигурировали в качестве доказательств в обвинительных заключениях (актах) и обвинительных пригово -рах в 45,8% случаев [3]. Вместе с тем в правоприменительной практике встречаются ситуации, когда изъятые у задержанного вещи приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств в результате проведения уже после возбуждения уголовного дела такого следственного действия, как выемка. В ходе выемки дежурный по органу внутренних дел добровольно выдает следователю (дознава -телю) хранящиеся в дежурной части вещи по -дозреваемого, поясняя одновременно, как и почему они там появились. И здесь возникает во -прос, то ли личный досмотр задержанного не оформлялся, то ли был произведен с нарушением закона, либо следователи и дознаватели пытают -ся таким образом усилить легализацию в уголов -ном процессе сведений, полученных не преду-смотренным уголовно-процессуальным законом способом [3].

Действительно, необходимо подчеркнуть, что применение административного законодательства в оперативно'-разыскных целях вызывает определенные сомнения. Во-первых, потому что имеются некоторые существенные пробелы в законодательном регулировании процедуры личного досмотра в

административном порядке. Например, КоАП РФ не содержит юридической формулировки понятия «личный досмотр». Примечательно, что не только в административном, но ив таможенном и воздушном законодательстве, где также используется термин «личный досмотр», его определение и конкретный порядок проведения отсутствуют [4].Из содержания ст. 27.7 КоАП РФ неясно, что именно подразумевается под личным досмотром, не указано, какие действия допустимы в ходе досмотра: визуальный поверхностный осмотр гражданина, со снятием верхней одежды или нет, каким образом проверяется содержимое, например, карманов одежды, не регламентированы действия должностного лица в случае отказа гражданина от личного досмотра и проведение его тогда в принудительной форме; не раскрыты пределы личного досмотра, исключающие унижение достоинства личности и причинение вреда здоровью досматриваемого лица [5]. Безусловно, отсутствие четкой регламентации указанных элементов процедуры личного досмотра оставляет место для дискуссии между сторонами защиты и обвинения об обоснованности и законности проведенного досмотра, вызывает сомнения в правомерности действий оперативных сотрудников и возможности использования результатов личного досмотра в качестве доказательств. Во-вторых, по аналогии с административным задержанием, следует иметь ввиду что, в соответствии со ст. 27.1 КоАП, личный досмотр в административ -ном порядке осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Тогда как ОРД, в соответствии с действующим законодательством, нацелена на выявление и раскрытие только преступлений.

Учитывая данное обстоятельство, можно с определенной долей уверенности предположить, что осуществление личного досмотра, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ, в оперативноразыскной практике недопустимо. Однако, следует обратить особое внимание на п. 16 ст. 13 Феде -рального закона «О полиции», в котором определено право полиции «осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства

и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения».

Aнaлиз данной нормы позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что законодатель факти -чески разрешает использовать административ -ный личный досмотр граждан, а также транс -портных средств и находящихся при них вещей, в том числе для решения задач ОРД. Так, в соот -ветствии с данной законодательной нормой основанием осуществления личного досмотра является «наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы» и т.п. Во -первых, законодатель не оговаривает источник получения этих данных, поэтому мы полагаем, что они могут быть получены и оперативно -разыскным путем. Во-вторых, незаконное ношение или хранение целого ряда перечисленных предметов и веществ влечет уголовную ответст -венность (например, по ст.ст. 222, 228 Уголовно -го кодекса Российской Федерации). Эти аргументы позволяют нам предположить, что зако -нодатель таким образом попытался восполнить пробел в правовом регулировании ОРД, предоставив тем самым право должностным лицам оперативных подразделений ОВД «осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан» в целях выявления, предупреждения , пресечения и раскрытия преступлений.

Однако, на наш взгляд, это не решение проблемы осуществления личного досмотра в ОРД. Прежде всего, потому что действие Федерального закона «О полиции» распространяется только на ОВД, следовательно, иные органы, осуществляющие ОРД, лишены права проводить личный досмотр граждан. Кроме того, сам факт использования административно-процессуальных средств в заведомо уголовно-процессуальных целях может повлечь за собой попытки правозащитников оспорить правомерность данной законодательной нормы. Исходя из этого, полагаем целесообразным и возможным включение в перечень прав органов, осуществляющих ОРД, установленный ст. 15 ФЗ об ОРД, права на осуществление личного досмотра граждан, с указанием детальной процедуры его применения.

ЛИТЕРAТУРA

1. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граж -дан: приказ МВД России от 01.04.2009 г. № 248.

2. Семенцов В. Задержание подозреваемого в стадии возбуждения уголовного дела // Уголов -ное право. — 2010. — № 1. — С. 100—103.

3. Ксендзов Ю .Ю. Проблемы задержания до возбуждения уголовного дела // Право и полити -ка. — 2008. — № 7.

4. Анганзоров О. Личный досмотр // Законность. — 2005. — № 2.

5. Симакина И.А. Проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Проблемы применения мер государственного принуждения в административной деятельности полиции: сборник материалов «круглого стола» 22 сентября 2011 г. — Хабаровск: Дальневосточный юриди -ческий институт МВД России, 2011. — С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.