Скуратов Д. Ю. Отдельные проблемы участия Президента РФ в правотворческом процессе. М., 2007.
Сравнительное конституционное право. М., 1996.
Теория государства и права / под ред. А. И. Денисова. М., 1967.
Хабибуллина Г. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик в составе Российской Федерации) // Журнал «Казанский федералист». 2004. № 1.
Чепунов О. И. Институциональные процессы в системе органов государственной власти // Институционализация в праве. М., 2010.
Чехарина В. И. Законодательный процесс: право законодательной инициативы // Теоретические проблемы российского конституционализма. М., 2000.
Шмавонян Г. А. Юридический характер президентской власти в российской системе разделения властей // Конституционный строй России. Вып. 4. М., 2003.
О социальных функциях государства
БЕЛЯЕВА Юлия Николаевна, младший научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: basic.capital@mail.ru
В статье анализируются теоретические аспекты понятия «функции государства», рассмотрена классификация функций государства и социального государства с целью экстраполировать накопленный правовой наукой срез знаний на указанную дефиницию и выявить функции, ранее не рассмотренные в теории государства. Дестабилизация экономической ситуации в обществе и соблюдение принципа социального государства актуализировали данную проблему в российской правовой науке. В результате анализа функций государства и их классификации сформулировано авторское понятие «функции социального государства». Выявлено, что ранее в правовой науке в системе функций государства не рассматривалась функция индексации. Отмечены ее объективные признаки, выделяющие ее среди других функций государства. По сферам общественной жизни функция индексации относится к социальным и экономическим функциям государства, поскольку направлена на удовлетворение социальных потребностей населения. Автор полагает, что функция индексации наиболее полно отражает сущность социального государства.
Ключевые слова: государство, индексация, социальное государство, социальные функции, теория государства, функции государства.
The Social Functions of the State
Yu. N. BELYAEVA
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: basic.capital@mail.ru
Article examines the theoretical aspects of the concept of "State function's", rises question of the classification of state function's and functions of the welfare state in order to reflect the accumulated knowledge of legal science section of the specified definition and identify the functions not previously considered in the theory of the state. The destabilization of the economic situation in the community and respect for the principle of the social state actualized this problem in the Russian legal science. Designated role of the function of indexing and its implementation in the social state. The author applies structural-functional and analytical method of scientific knowledge. An analysis of the state function's and their classification, the author has been formulated the concept of "functions of the social state". The author found that the earlier jurisprudence does not consider the function of indexing in the state
function's. Consider the function of indexing, its objective characteristics that distinguish it from other state functions. In the sphere of public life function of indexing refers to social and economic functions of the state, as aimed at meeting to the social needs of the people. The opinion of the author that the function of indexing fully reflects the nature of the welfare state.
Keywords: state, index-linking, the welfare state, the social functions, the theory state, function of the state.
DOI: 10.12737/17235
Проблематика повышения качества жизни в исследовании причин низкого роста благосостояния жизни населения — одна из ключевых при функционировании государства и его политических институтов в обществе. Важнейшим звеном в процессе развития государства, обоснования его роли в социальной системе стало появление дефиниции «социальное государство».
Исследованию этого понятия посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых-правоведов и экономистов. Полагаем, для того, чтобы эффективно реализовывать Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с целью повышения качества жизни каждого гражданина, необходимо более глубоко в теоретическом плане обратиться к функциям государства и функциям социального государства.
В юридической науке исследование понятия «функции государства» сохраняет свою актуальность всегда, поскольку при изучении большинства аспектов теории государства и права всегда есть прямая связь между научной и практической точкой зрения.
Научным исследованием функций государства занимались многие ученые-юристы, среди которых необходимо отметить Н. Г. Александрова, В. К. Бабаева, М. И. Байти-на, А. Б. Венгерова, Л. И. Загайнова, Л. И. Каска, В. В. Лазарева, Л. А. Морозову, В. С. Нерсесянца, М. И. Пи-скотина, Т. Н. Радько, Ю. А. Тихомирова, Н. В. Черноголовкина, внесших значительный вклад в развитие данного понятия и его классификацию. Функции государства и их классификация — динамично развивающаяся
научно-практическая категория, которая претерпевает изменения в зависимости от трансформации экономической, социальной, политической обстановки общества. Все это приводит к тому, что в современном государстве видоизменяются его функции, их содержание, а также субъекты, реализующие сами функции.
Слово «функция» (от лат. ^пйю) значит исполнение, совершение, служебная обязанность1. Категория «функция» является широко используемым термином и трактуется в зависимости от деятельности, в которой применяется. В общепринятом смысле функция — это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления, либо работа, производимая органом, организмом, либо обязанность, круг деятельности2. Юридической науке удалось наполнить понятие функции государства особым политико-правовым смыслом, при этом имеются различные точки зрения на научную дефиницию данного понятия. В свою очередь, это дало возможность для становления отечественных научных школ и развития теории функции государства. Чаще всего в юриспруденции под функциями государства понимают действия государства, его деятельность и различные формы его воздействия на людей и их отношения.
Для правильного понимания рассматриваемого понятия необходимо учитывать следующее:
1 См.: Дворецкий И. Х. Латинско-рус-ский словарь: ок. 50 000 слов. 3-е изд. М., 1986. С. 340.
2 См.: Ожегов С. И. Словарь русского язы-
ка. Около 57 000 слов. 10-е изд. / под ред.
Н. Ю. Шведовой. М., 1973. С. 789.
1) в функциях государства проявляется его сущность и социальное назначение. Это связано с тем, что государство характеризуется разнообразием целей и задач, которые осуществляются в самых различных сферах жизни, и представляет собой сложное социальное явление, понять которое можно только через познание его функций;
2) сами функции государства прямо влияют на его структуру, а также на методы организации всех его элементов как политико-управленческой системы.
В настоящее время существуют различные подходы к пониманию функций государства, на которые влияли и продолжают влиять история развития государства и экономическая среда, формирующая государство как политическую и социальную систему. Если в середине ХХ в. функции государства служили выражением и конкретизацией его классовой сущности3, то позже функциями государства стали называть то, что характеризует его предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития. Иначе говоря, это — содержание его государственной деятельности4.
Л. И. Каск под функциями государства понимал такие стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его классовое и общесоциальное назначение5. Автор, как и Л. И. Денисов, говоря о функциях государства, рассматривал направления деятельности, сопряженные с его классовым и социальным назначением.
Л. И. Загайнов полагает, что все функции государства (в том числе
3 См.: Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства: монография. М., 1970. С. 8.
4 См.: Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9—10.
5 См.: Каск Л. И. Функции и структура государства: монография / отв. ред. Д. А. Керимов. Л., 1969. С. 9.
экономические), являющиеся средством воплощения основных направлений политики правящего класса (классов), носят политический характер. Эта главная качественная черта присуща функциям государства любого исторического типа6.
А. Б. Венгеров определил функции государства как деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией7.
Л. А. Морозова предложила следующее определение данного понятия: особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. По мнению Л. А. Морозовой, данный подход к пониманию функций государства позволяет не только выделить главные, социально значимые направления деятельности государства, но также определить те средства, методы, приемы, с помощью которых государство воздействует на состояние и динамику общественных процессов8.
С точки зрения Т. Н. Радько, главные функции государства — это определяемые его социальным назначением основные направления деятельности государства, которые должны быть направлены в первую очередь на решение важнейших внутренних задач9.
Под функциями государства В. М. Сырых понимает определяемые конкретно-историческими усло-
6 См.: Загайнов Л. И. Социалистическое государство и законы экономики. М., 1975. С. 18.
7 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 1998. С. 181.
8 См.: Морозова Л. А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 19.
9 См.: Радько Т. Н. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 2001. С. 57—58.
виями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах и с помощью специфических методов10.
М. И. Байтин под функциями социалистического государства понимает направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития по пути к социализму и коммунизму11. В данное определение автор вместил не только направления деятельности, но и стороны на пути к основополагающей цели эпохи социалистического государства — строительство политической системы социализма и коммунизма.
По мнению В. Е. Усанова, под функциями государства следует понимать не саму деятельность государства и тем более не те цели и задачи, которые в данный момент ставит перед собой государство, а только форму осуществления его властных актов12.
Н. А. Власенко под функциями государства подразумевает основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов13.
Функции государства представляют интерес как для науки в целом, так и для правовой науки в частности, поскольку их содержание всегда находится в динамике, это бесконечно видоизменяющееся явление. При
10 См.: Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов. 4-е изд. М., 2005. С. 30.
11 См.: Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства: монография. Саратов, 1979. С. 190—191.
12 См.: Общая теория государства и права: государство / отв. ред. В. Е. Усанов. М., 2009. С. 112.
13 См.: Власенко Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие. М., 2009. С. 55.
этом, возникая под воздействием тех или иных факторов, в том числе уже имеющихся объективно, изменение функций государства требует тщательного планирования.
Таким образом, исходя из общепринятых в правовой науке трактовок функций государства как основных направлений его деятельности и принимая во внимание, что при анализе функций государства мы наглядно понимаем род деятельности его органов по управлению государством, а также методов осуществления функций, можно утверждать: к содержанию функций государства относятся предмет, цели, методы, формы и средства их осуществления.
С учетом изложенного предлагаем сформулировать следующее определение функций социального государства — это такие направления деятельности государства, которые осуществляются посредством проведения государственной политики профессиональными субъектами государственного управления — лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, государственными и муниципальными служащими, реализуемой для формирования стандарта качества жизни населения и повышения качества жизни, когда у граждан отсутствует нуждаемость в государственной помощи для удовлетворения минимальных потребностей.
Основной задачей государства в социальной сфере становится повышение качества жизни населения, обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина и соблюдение гарантий для тех, кто по объективным причинам не в состоянии реализовать свой потенциал.
Не менее дискуссионным вопросом вместе с функциями государства является вопрос об их классификации. Существующие подходы к классификации функций государства позволяют систематизировать теоретические знания о природе функ-
ций, а также более глубоко понять их сущность.
В зависимости от различных критериев (оснований) функции государства в научной и учебной литературе классифицируют на основные и неосновные, постоянные и временные, внутренние и внешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура и т. д.).
В основных функциях государства реализуются главные (приоритетные) цели и задачи государства, это наиболее стабильные и устойчивые функции государства.
Осуществление внутренних функций государства направлено на решение внутригосударственных задач. Внешние функции направлены на поддержание внешнеполитической деятельности и межгосударственных отношений.
Как мы уже говорили, функции государства находятся в постоянном изменении и развитии общества, направления экономического и политического развития прямо влияют на расширение функций государства.
В зависимости от внутренних и внешних сфер деятельности Н. А. Власенко классифицирует функции государства на следующие виды:
внутренние функции государства — функция обеспечения народовластия, экономическая, социальная, функция налогообложения и взимания налогов, экологическая, функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, функция развития культуры, науки, образования, функция регулирования межнациональных отношений;
внешние функции государства — функции интеграции в мировую экономику, функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем, функция обороны страны, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудни-
чества и укрепления связей со странами — участницами СНГ14.
В. Е. Усанов полагает, что наиболее приемлемой признается классификация, построенная по критерию властных актов государства, выделяющая следующие функции: самопровозглашение государственного суверенитета; назначение и выборы (т. е. формирование самого государственного механизма); непосредственное управление обществом (т. е. совокупность всех видов властного воздействия на общество); законодательная и правоприменительная функции15.
Статьей 7 Конституции РФ закреплен постулат о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это свидетельствует о конституционно-правовом статусе государства и предполагает конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства:
охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социальных служб;
установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Государство, провозгласившее себя социальным, взяло на себя ответственность, которую реализует в обязанностях перед обществом. Таким образом, функции и направления его деятельности сформировали перечень обязанностей государства.
14 См.: Власенко Н. А. Указ. соч. С. 56.
15 См.: Общая теория государства и права: государство / отв. ред. В. Е. Усанов. С. 122— 123.
По мнению В. А. Иваненко, В. С. Иваненко, С. В. Калашникова, Е. С. Мазаевой16, функции социального государства появились благодаря развитию социальной функции. Авторы интерпретируют последнюю как деятельность государства, направленную на удовлетворение конкретных потребностей людей: в пище, одежде, жилище, общественном статусе и в самореализации. Решение экономических задач (экономический рост, повышение производительности труда и т. д.), таким образом, прямо влияет на реализацию социальной функции.
Функции социального государства отличаются целенаправленностью, осознанностью в деятельности государственного аппарата и каждого органа государственной власти. В функциях отражена прямая связь между целями и задачами государства.
Представитель немецкой научной школы политологии Х.-Ю. Урбан выделяет следующие функции социального государства17:
компенсаторная (функция возмещения) — выражается в наличии системы обязательного социального страхования, которая способна охватить все формы занятости;
инвестиционная — способствует реализации предпосылок модернизации, развитию образования и науки;
эмансипаторская — представляет собой защиту личности от социаль-
16 См.: Иваненко В. А, Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 57— 58; Калашников С. В. Функциональная структура социального государства // Человек и труд. 2002. № 6. С. 31— 35; Мазаева Е. С. Социальная функция современного Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 15.
17 См.: Urban H.-J. Sozialpolitik in der globalisierten «Wissensgesellschaft» // Sozialer
Forschnung. B.; München, 2000. Nr. 11—12.
S. 301—309.
ных рисков, возникающих в современных условиях в роли работника и его зависимости от оплаты труда, а также позволяет наращивать его культурный капитал с одновременной возможностью индивидуального развития;
функция распределения и перераспределения доходов — ключевая в социальном государстве.
Как видим, часть этих функций представляет собой экономические функции заработной платы — воспроизводственную, ресурсно-раз-местительную, т. е. способность компенсировать затраты и перераспределять ресурсы во избежание дифференциации в оплате труда.
К этому перечню политолог российской школы А. С. Ахмадеев добавляет интегративную и функцию легитимации18.
М. Грушевский выделяет следующие социальные функции государства:
1) защитную (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2) регулирующую (проведение структурных реформ в экономике в целях ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, норм процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3) стабилизирующую (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т. д.);
18 См.: Ахмадеев А. С. Генезис социального государства в постсоветской России: опыт региональной практики: дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2004. С. 25.
4) контрольно-охранительную (контроль за соответствием общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих плановых требований19.
С учетом становления и развития такого явления, как социальное государство в современном развитии российской государственности, необходимо отметить возрастающую роль государства при экономической нестабильности. Исполнение своей государственной роли влияет на эффективное осуществление всех функций государства.
Стабильность всех групп населения взаимосвязана с осуществлением прежде всего экономической и социальной функций государства, влияющих на качество жизни каждого человека.
Отметим, что в правовой науке в рамках теории государства и права ранее не было изучено такое явление в системе функций государства, как функция индексации. Индексация всегда рассматривалась и изучалась экономической наукой. Однако для эффективного осуществления направлений деятельности государства и реализации концепции социального государства в современной России полагаем целесообразным с помощью применения методологии государства и права исследовать функцию индексации.
Согласно экономической трактовке индексация — это метод поддержания реальной величины денежных обязательств и различных доходов в условиях инфляции, состоящий в повышении или понижении
19 См.: Грушевский М. Актуальные проблемы теории современного демократического государства. Киев, 2000. С. 158.
показателей в зависимости от изменения цен на товары и услуги; чаще всего индексация проводится в соответствии с принятым законодательным актом, который может предусматривать ее автоматическое проведение при превышении темпов роста цен определенной пороговой величины20.
Полагаем, по сферам общественной жизни индексация относится к социальным и экономическим функциям государства, поскольку направлена на удовлетворение социальных потребностей населения, поддержание их уровня жизни и осуществляется посредством регулирования экономических институтов общества финансовыми способами и правовыми методами.
Применение структурного подхода к анализу функции индексации позволяет выделить следующие ее признаки, которые носят объективный характер, и трактовать ее любым субъектом государства:
по территориальному масштабу функция индексации осуществляется на всей территории Российской Федерации;
в функции индексации присутствует социально-стратификационный характер, так как ее реализация направлена на экономическую стабильность отдельных групп населения, выделяемых по демографическому, гендерному критерию, уровню занятости в экономике и уровню занятости в секторах экономики (пенсионеры, инвалиды, студенты, работники государственных и муниципальных учреждений и органов государственной и муниципальной власти и др.);
по способу своего осуществления функция индексации — это регулятивная функция, поскольку индексация — это прежде всего механизм гармонизации денежных доходов населения в целях поддержания
20 См.: Новая российская энциклопедия: в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Да-нилов-Данильян и др. М., 2010. Т. 6 (2). С. 322.
покупательской способности населения при удорожании потребительских цен;
функция индексации носит социально-регулятивный характер, так как ее реализация способствует сокращению дифференциации и неравенства в доходах между различными группами населения в обществе;
по продолжительности действия функция индексации носит дуальный характер. С одной стороны, это временная функция, так как применяется для поддержания доходов населения в условиях инфляции в период повышения общего уровня цен и нарушения воспроизводственного процесса. Инфляция как экономическое явление не постоянный процесс,
который направлен на деформацию рыночного механизма. В свою очередь, действия государства по применению функции индексации регулируют и защищают права и свободы граждан в период экономической дестабилизации. С другой стороны, можно утверждать, что функция индексации государства постоянная, так как реализуется через непрерывное создание условий для формирования стандарта качества жизни населения.
Полагаем, что функции индексации в условиях социального государства выражаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Библиографический список
Urban H.-J. Sozialpolitik in der globalisierten «Wissensgesellschaft» // Sozialer Forschnung. B.; München, 2000. Nr. 11—12.
Ахмадеев А. С. Генезис социального государства в постсоветской России: опыт региональной практики: дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2004.
Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства: монография. Саратов, 1979.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 1998.
Власенко Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие. М., 2009.
Грушевский М. Актуальные проблемы теории современного демократического государства. Киев, 2000.
Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. 3-е изд. М., 1986.
Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960.
Загайнов Л. И. Социалистическое государство и законы экономики. М., 1975.
Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003.
Калашников С. В. Функциональная структура социального государства // Человек и труд. 2002. № 6.
Каск Л. И. Функции и структура государства: монография / отв. ред. Д. А. Керимов. Л., 1969.
Мазаева Е. С. Социальная функция современного Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.
Морозова Л. А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.
Новая российская энциклопедия: в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Да-нильян и др. М., 2010. Т. 6 (2).
Общая теория государства и права: государство / отв. ред. В. Е. Усанов. М., 2009.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57 000 слов. 10-е изд. / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973.
Радько Т. Н. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 2001.
Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов. 4-е изд. М., 2005.
Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства: монография. М., 1970.