Научная статья на тему 'Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами'

Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПРАВО И ПОЛИТИКА / ПРАВО И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE / FUNCTION / SOCIAL FUNCTION / LAW AND POLICY / LAW AND SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалёва Е. А., Виприцкий Н. Н.

Эпоха программно-целевого подхода к реализации правовых и государственных политик в различных сферах общественной жизни актуализировало понимание функций в качестве «конечных целей государства. Такой подход задает свойство функциональности любому элементу системы. Техногенные катастрофы, глобальные угрозы человечеству предопределяют актуализацию такого конкретно-исторического подхода, который дал стремительный импульс развитию инновационных подходов к адаптации функции. Такой ракурс помещения функций в логическом анализе приводит к их рассмотрению в общей связи с понятиями общество, право, государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FUNCTIONS IN THE FIELD OF PROGRAM-TARGETED APPROACH TO THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES

The age of program-targeted approach to the realization of the policy of law and policy of state in dif-ferent fields of social life has brought up to date the under-standing of functions as "the state's ultimate goals". Such an approach sets functional features to any system element and potentially explains the diversity of the problem to discover social systems dysfunctions. Anthropogenic disasters and global dangers for the humanity determine the actualization of such a specific historical approach that gave a swift impulse to the development of innovative approaches to the adaptation of functions. Such a perspective of placement of the functions in the logical analysis leads to consider them in the common link with concepts, such as society, law and state.

Текст научной работы на тему «Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами»

2.10. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Ковалёва Е.А., соискатель юридического факультета. Место учебы: Ставропольский государственный университет.

Виприцкий Н.Н., соискатель юридического факультета. Место учебы: Ставропольский государственный университет.

Аннотация: Эпоха программно-целевого подхода к реализации правовых и государственных политик в различных сферах общественной жизни актуализировало понимание функций в качестве «конечных целей государства. Такой подход задает свойство функциональности любому элементу системы. Техногенные катастрофы, глобальные угрозы человечеству предопределяют актуализацию такого конкретно-исторического подхода, который дал стремительный импульс развитию инновационных подходов к адаптации функции. Такой ракурс помещения функций в логическом анализе приводит к их рассмотрению в общей связи с понятиями общество, право, государство.

Ключевые слова: государство, функция государства, право и политика, право и социальная политика.

STATE FUNCTIONS IN THE FIELD OF PROGRAM-TARGETED APPROACH TO THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES

Kovaleva E.A., competitor at law department. Place of study: Stavropol State University.

Vipritsky N.N., competitor at law department. Place of study: Stavropol State University.

Annotation: The age of program-targeted approach to the realization of the policy of law and policy of state in different fields of social life has brought up to date the understanding of functions as "the state's ultimate goals". Such an approach sets functional features to any system element and potentially explains the diversity of the problem to discover social systems dysfunctions. Anthropogenic disasters and global dangers for the humanity determine the actualization of such a specific historical approach that gave a swift impulse to the development of innovative approaches to the adaptation of functions. Such a perspective of placement of the functions in the logical analysis leads to consider them in the common link with concepts, such as society, law and state.

Keywords: state, function, social function, law and policy, law and social policy.

Эпоха программно-целевого подхода к реализации правовых и государственных политик в различных сферах общественной жизни актуализировало понимание функций в качестве «конечных целей государства, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государства или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа».1 Данный подход

1 Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функции государства // Вестник Ленинградского университета. № 11. Экономика, философия, право. Вып. 2. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971, с. 105.

был весьма плодотворен в плане развития важнейшей причинно-следственной зависимости: цель в праве, которая задает систему правовых средств ее реализации.

Ученые, работавшие в данном направлении, в дальнейшем обогатили данный подход, в частности, путем вовлечения в анализ малоизученной проблемы льготно-поощрительной деятельности государства, путем изучения причинно-следственных зависимостей между государственным регулированием и воспроизводственными процессами.

Синтетическое, обобщающее определение функции государства выражено в работах Венгерова А.Б.: функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его общей социальной сущностью и социальным назначением.

Расширительный и весьма важный подход выстраивания институционального формата понимания функций, содержится в работах Морозовой Л.А.: функция связана не только с основными направлениями деятельности государства, но и с механизмом государственного воздействия на общественные процессы.4

Аргументация исследователя связана с тем, что «выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов»5.

Анализ различных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что в исследовании функций государства, в силу методологической сложности данной проблемы, вовлекаются и другие, не менее важные аспекты.

Во-первых, статический и динамический ракурс проблемы и, тесно связанный с этим, момент понимания функциональности как таковой. Ведь последний аспект обусловливает не только весь последующий алгоритм реализации функции, но и ее системную окраску. А в условиях различной степени «открытости систем по политическим соображениям, это имеет немаловажное значение.

Так, М.Н. Марченко обращает внимание на то, что в философском и общесоциологическом плане функция рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица, или группы лиц, специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и т.п.).6

Такой подход задает свойство функциональности любому элементу системы, в потенциале объясняет многогранность проблемы обнаружения дисфункций социальных систем.

2 Поппе Е., Шюсселер Р., Шюсселер Г. О теории функций социалистического государства // Советское государство и право. 1968, № 4, с. 93.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000, с. 141.

4 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, № 6, с. 98-108.

5 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, № 6, с. 98.

6 Марченко М.Н. (ред.) Теория государства и права. Курс лек-

ций. М., 1998. с. 80.

7B

В этом же аспекте находятся суждения исследователя Черноголовкина Н.В., пытающегося сфокусировать внимание на противоречии между потенциалом, заложенным в функции, и реальным механизмом ее реализации: «Функция государства - это, прежде всего, его способность (или возможность) к определенной деятельности, то есть объективно необходимое для него направление деятельности. Кроме того, функция - это активная реализация данной способности, то есть сторона в содержании практической деятельности государства. Такая трактовка понятия функции социалистического государства, вскрывающая ее двойственную, внутренне противоречивую природу, соответствует философскому пониманию»7.

Вместе с тем, возможность дисфункциональности системы обусловливает постановку вопроса не только о ее жизнеспособности, но и целостности, устойчивом характере ее развития. В теории права данные вопросы также получили определенное раскрытие.

На взаимосвязь целостности и устойчивости функционального подхода обращали внимание авторы пособия «Теория государства и права»: «... функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестает осуществлять свою функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению» .

Временной аспект в понимании функций результиро-вался в постановке обозначения решения сразу нескольких подходов: о соотношении статического и динамического в понимании эволюции функции, диалектики эволюции, качественного обновления и развития функции - вплоть до отмирания функций.

Пискотин М.И. справедливо обращал внимание на то, что эволюционное содержание специфики структуры конкретных функций государства позволяет выявить основные направления и важнейшие стороны деятельности аппарата государственного управления, при помощи и посредством которого осуществляется.9

Проблема соотношения статики и динамики в понимании функций решалась на основе метода конкретного историзма в понимании процессов, явлений и категорий, их выражающих. Например, В.М. Сырых понимает под функциями государства «определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих формах и с помощью специфических методов» 10

Техногенные катастрофы, глобальные угрозы человечеству предопределяют актуализацию такого конкретно-исторического подхода, который дал стремительный импульс развитию инновационных подходов к

7 Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970, с. 8.

8 Корельский В.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998, с. 143.

9 Пискотин М.И. Функции социалистического государства и аппарат управления // Советское государство и право. 1973, № 10, с. 6.

10 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Былина, 1998, с. 25.

адаптации функции, в частности, безопасности государства, путём совершенно новых юридико-технических приемов бюджетного планирования.11 К сожалению, имеются и другие, более трагические примеры с весьма неопределенными, длительными последствиями.12

Отличались и гносеологические нюансы такого положения, связанные с бедностью категориального аппарата функции, препятствующей глубокому и обстоятельному анализу переходных, транзитных явлений, особенно в период капитальной ломки общественных отношений.13

Весь этот круг вопросов в методологическом и теоретическом плане неразрывно связан с более общей проблемой обеспечения целостности социальной системы, рассмотрения функции как инструмента ее диалектического сцепления.

Такой ракурс помещения функций в логическом анализе приводит к их рассмотрению в общей связи с понятиями общество, право, государство.14 Что же в таком случае задает специфическое содержание и правовую форму различных функций?

Ответ на эти вопросы варьируют в следующем смысловом диапазоне: конституционализация общественных отношений, принцип разделения властей, приоритеты общественного развития, выражающиеся в доминирующих политических программах и политических установках. В конечном итоге, данные факторы находят выражение в государственных и социальноправовых политиках развития.

В этом контексте важную роль приобретает перевод проблемы функций государства в более конкретную плоскость понимания вопросов, связанных с обеспечением устойчивости социальных систем. Каков должен быть стержень функционирующей системы для создания возможностей ее устойчивого воспроизводства? Представляется, что функциональный анализ позволяет лишь приблизиться к ответу на данный вопрос, но ответ на него в данных параметрах важен, так как функционирование системы осуществляется на основе удержания и обновления её элементов.

В этой плоскости аналитики обращают внимание на важность строго политического анализа, так как именно политическое решение составляет любую форму и способ реализации управления и регулирования общественных отношений.15

Такой подход становится весьма плодотворным, особенно в контексте постановки вопросов о соотношении государственной и социально-правовой политики, в основных и прикладных направлениях деятельности государства, в соотношении приоритетов и национального (публичного) интереса. В этом контексте обосновывались подходы к фискальной и к социальной политике.

В развитии принципа конкретного историзма парадигма политического подхода способствовала поста-

11 R.S. McNamara. The Essence of Security. Reflections in Office. 1968, р. 14

12 Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение, 1996, № 3, с. 10.

13 Явич Л.С. К вопросу о методологии юридической науки // Советское государство и право. 1963, № 5, с. 72-73.

14 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004, с. 256.

15 Байтин М.И. Понятие и классификация функций социалисти-

ческого государства // Ученые записки СЮИ. Вып. XIX.4.1. Сара-

тов, 1970.

новке проблем, связанных с обоснованием этапов развития определенного типа государства, детерминирующих содержание и последовательность государственной деятельности. В этой же парадигме обсуждались вопросы, связанные с необходимостью дифференциации направлений деятельности государства, фокусируя внимание на основных, первоочередных задачах деятельности государства.

Соответственно, не оставлялись без внимания, так называемые, второстепенные направления деятельности государства.

Но особенно важный момент в данной связи состоял с обоснованием факторов устойчивого воспроизводства элементов общественной системы. В этом аспекте весьма тонкое наблюдение было сделано исследователем Л. Морозовой. По её мнению, именно общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов. Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше единство государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.

Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например, к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав, законных интересов гражданина и др.16

Исследованию данного круга проблем, в известной мере, посвящены и другие работы, написанные в па-

17

радигме цивилизационного подхода.

Однако для реализации данных подходов одни авторы предлагают перевести теоретические постулаты в плоскость государственной политики, сконцентрировав усилия на обосновании методов решения данных задач, либо перенеся центр тяжести проблем в сферу принятия и исполнения управленческих решений. При этом в отечественной юридической и политической литературе существует прочный задел в увязке политико-правовых закономерностей решения данных задач с политико-экономическими средствами их воплощения. Прежде всего, данный задел связан с использованием марксистского подхода, нацеливающего на выделение в объеме понятия функций государства, понятий политической стратегии и политической тактики. Под первой авторы понимают «теорию и программу достижения основополагающей долгосрочной социальной и политической цели. комплекс широкомасштабных решений, призванных определить основные, магистральные направления социального и экономического развития страны на тот или иной отрезок исторического времени. Для нее характерно более или

16 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6, с. 100.

17 См. Ткачева Г.В. Проблемы обновления социальной функции современного российского государства. Автореферат кандидатской диссертации. Ставрополь, 2004; Атаян Г.Ю. Экономическая функция российского государства. Автореферат кандидатской диссертации. Ставрополь, 2006.

менее четкое определение основных направлений деятельности государства, обеспечивающих достижение его главных целей. Естественно, понимаемая так стратегия включает весь необходимый набор методов и средств реализации деятельности по достижению поставленной цели, основные этапы этого процесса и реальные сроки его завершения. Тактика же означает определение задач и целей на конкретный период, совокупность форм и методов их реализации.

Разумеется, основные параметры тактики всецело подчинены политической стратегии, ее цели и задачи формулируются и ставятся в рамках стратегических задач, которые поставлены перед государством»18.

По сути своей такой подход, в наиболее развернутом виде выраженный в трудах Ф. Шамхалова, является конкретизацией суждения Загайнова Л.И. об объеме функции19. Объем функции - это формула для придания функции количественной определённости. Как известно, количественное выражение достигается на основе серьезного использования методов математического и статистического анализа к функциональным характеристикам. В настоящее время такие разработки более интенсивно ведутся в рамках институционального анализа.

Таким образом, традиционная для правовой науки проблема функций обновляется под воздействием политических, социально-правовых задач, решаемых в специфические периоды истории.

Список литературы:

McNamara R.S. The Essence of Security. Reflections in Office. 1968.

Атаян Г.Ю. Экономическая функция российского государства. Автореферат кандидатской диссертации. Ставрополь, 2006.

Байтин М.И. Понятие и классификация функций социалистического государства // Ученые записки СЮИ. Вып. XIX.4.1. Саратов, 1970.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.

Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение, 1996, № 3.

Загайнов Л.И. Экономические функции советского государства. М., 1968.

Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функции государства // Вестник Ленинградского университета. № 11. Экономика, философия, право. Вып. 2. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971.

Корельский В.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Пе-ревалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

Марченко М.Н. (ред.) Теория государства и права. Курс лекций. М., 1998.

Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, № 6.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004.

Пискотин М.И. Функции социалистического государства и аппарат управления // Советское государство и право. 1973, № 10.

Поппе Е., Шюсселер Р., Шюсселер Г. О теории функций социалистического государства // Советское государство и право. 1968, № 4.

18 Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М. Экономика, 2002, с. 259-260.

19 Загайнов Л.И. Экономические функции советского государства. М., 1968, с. 91-95.

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Былина, 1998.

Ткачева Г.В. Проблемы обновления социальной функции современного российского государства. Автореферат кандидатской диссертации. Ставрополь, 2004.

Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.

Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М. Экономика, 2002.

Явич Л.С. К вопросу о методологии юридической науки // Советское государство и право. 1963, № 5.

на статью Ковалевой Е.А. и Н.Н., соискателей

юридического факультета СГУ, представивших статью «Функции

государства в аспекте программно целевого подхода к управлению социальными процессами».

Представленная статья посвящена проблеме программно-целевого подхода к реализации правовых и государственных политик в различных сферах общественной жизни, особенностям понимание функций в качестве конечных целей государства.

В статье обобщены разработки ученых в данной области, изучен понятийный аппарат проблемы. Так, показано, что синтетическое,

обобщающее определение функции государства выражено в работах Венгерова А.Б.; расширительный подход понимания функций содержится в работах Морозовой Л А.: функция связана не только с основными направлениями деятельности государства, но и механизмом государственного воздействия на общественные процессы.

Анализ различных точек зрения позволяет сделать авторам вывод о том, что в исследовании функций государства, в сипу методологической сложности данной проблемы, вовлекаются и другие, не менее важные аспекты.

Во-первых, статический и динамический ракурс проблемы и, тесно связанный с этим, момент понимания функциональности как таковой.

Авторы внимательно изучают свойства функциональности элементу системы общественных отношений, анализируют проблемы их реализации в различных социальных системах.

Авторы обращают внимание на противоречия реализации функций в условиях неопределенности и различных угроз. Так, техногенные катастрофы, глобальные угрозы человечеству предопределяют, по мнению авторов, актуализацию такого конкретно-исторического подхода, который дал стремительный импульс развитию инновационных подходов к адаптации функции, в частности, безопасности государства, например, путем совершенно новых юридико-технических приемов бюджетного планирования.

В целом, статья написана по актуальной проблематике. Авторы обладают культурой мышления и изложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья может быть рекомендована к печати.

Рецензент,

Научный руководитель, х

Л.Ю.Н., профессор Казачкова З.М.

Рецензия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.