Научная статья на тему 'Некоторые теоретические вопросы классификации функций государства'

Некоторые теоретические вопросы классификации функций государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2132
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF THE STATE / СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ESSENCE OF THE STATE / ЯВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / EXPLICIT FUNCTIONS OF THE STATE / ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / LATENT FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новак Зайнаб Абасовна

В данной статье рассматривается вопрос об исследовании функциональной характеристики государства в контексте появления новых исследовательских подходов к классификации функций государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some theoretical questions classification of the functions of the state

This article discusses a study on the functional characteristics of the state in the context of new research approaches to the classification of state functions.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические вопросы классификации функций государства»

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

ЗАЙНАБ АБАСОВНА НОВАК,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история политических и правовых учений

E-mail: abasick@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Лизикова И.И.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об исследовании функциональной характеристики государства в контексте появления новых исследовательских подходов к классификации функций государства.

Ключевые слова: функции государства, сущность государства, явные функции государства, латентные функции государства.

SOME THEORETICAL QUESTIONS CLASSIFICATION OF THE FUNCTIONS OF THE STATE

ZAYNAB ABASOVNA NOVAK,

adjunct faculty of preparation of teaching and research staff of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. This article discusses a study on the functional characteristics of the state in the context of new research approaches to the classification of state functions.

Keywords: the functions of the state, essence of the state, explicit functions of the state, latent functions of the state.

Общим признаком функций государства является то, что они выражают сущность государства, ту роль, которую оно выполняет. Преодоление трудностей, связанных с пониманием сущности и назначения государства, возможно, если его функциональные проявления будут определенным образом систематизированы. И чем больший диапазон критериев будет положен в основу систематизации, тем большей содержательной наполненностью государство предстанет в теории1. Следует отметить, что в основе любого разграничения функций государства важно указывать на необходимость понимания самой природы государства, что позволяет выделять функции, имманентные государству по его природе и функции, которые появились в результате определенной исторической обстановки, из-за особенностей культуры и т.д. Этот тезис, по нашему мнению, должен быть основополагающим при подходе к разграничению функций государства. В юридической литературе имеется множество подходов к проблеме классификации функций государства. Причина такой множественности заключается в различии классификационных критериев, т.е. признаков, позволяющих отнести те или иные функции к конкретной группе, разнообразие которых, свою очередь, связано с дифференциацией задач и

усложнением форм их решения. В литературе в качестве критериев классификации функций государства выделяют, например, цели2, задачи3, объекты воздействия и сферы государственной деятельности4, территориальный масштаб5, продолжительность действия функций6, принцип разделения властей7, формы реализации функций8.

Однако, обратимся к традиционной классификации функций государства, в основу которой традиционно положены цели и задачи государства. Крите-

1 Малахов В.П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания: Учеб. пособие. М., 2013. С. 101.

2 Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятий функций государства // Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. Вып. 2. 1974. С. 107—110.

3 Кравченко Ю.Б. О понятии и классификации функций социалистического государства // Правоведение. 1977. N° 6. С. 41, 42.

4 Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968, С. 15.

5 Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. 1968. С. 136, 137.

6 Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 125.

7 Морозова Л. А. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 74—84.

8 Актуальные проблемы правовой теории государства: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. М., 2013. С. 59—71; ХванД.А. Проблема определения и дифференциации функций государства // История государства и права. 2011. № 24. С. 44—46.

риями классификации при этом будут выступать социальная значимость, время действия, сфера действия. Согласно такому подходу функции государства разграничиваются на основные и неосновные (производные), постоянные и временные, внутренние и внешние.

Исходя из критерия социальной значимости, функции государства подразделяются на основные и неосновные (производные). Такое деление функций государства продолжает оставаться дискуссионным в теории государства и права, однако, по представлению некоторых авторов, в то же время оно представляется наиболее емким9.

Основные функции государства — это функции, непосредственно выражающие природу и сущность государства. К ним относят наиболее важные, приоритетные направления деятельности государства в определенный исторический период (экономическая, социальная).

Неосновные (производные, вспомогательные) функции государства носят ситуативный характер и связаны с решением задач, также имеющих существенный характер, но не основных в данный период времени. В этот разряд можно отнести экологическую функцию, ставшую востребованной на этапе индустриализации государств.

Деление функций по времени их действия выражается в разграничении функций государства на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность10. Временные же функции появляются в связи со специфическими условиями общественного развития, осуществляются государством на протяжении определенного периода времени. Примером таких функций могут служить, имевшие место в эпоху социалистического государства, функции охраны социалистической собственности и охраны социалистического правопорядка11, обеспечения благосостояния народа12, функция удовлетворения бытовых потребностей населения13, государственное руководство научно-техническим прогрессом14.

Следующим распространенным делением функций государства является разграничение их на внутренние и внешние. При таком подходе характеристикой выступает деятельность государства по отношению к обществу (это его внутренняя функция) и по отношению к другим государствам (внешняя функция). «Внутренние функции направлены на решение

внутренних задач страны, указывают на степень воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами»15.

Предлагаемая классификация представлена в традиционной теории государства в качестве основной, поскольку общепринятые закрепленные функции — политическая, экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, охранительная16 — выражают сущность государственной деятельности, а также особенности характеристики с позиции обозначенных критериев.

Однако, некоторые ученые не ограничились только представленным разграничением функций. Так, В.Н. Жимиров, А.Г. Тищенко, В.А. Колокольцев выделяют три группы функций государства, исходя из сферы их действия. К ним относят: «1) внутренние функции государства — основные направления государственной деятельности, реализация которых ограничена юрис-дикционной территорией государства (функции обеспечения стабильности и охраны государственного строя, налогообложения, финансового контроля и др.); 2) внешние функции государства — это основные направления государственной деятельности в сфере международных отношений (функции обороны, международного сотрудничества и др.); 3) комплексные (универсальные) функции — могут реализовываться как во внутренней, так и во внешней сфере государственной деятельности (политическая, социальная, экономическая, охрана законности и правопорядка, информационно-коммуникативная функция и др.)»17.

9 Боженок С.Я. О критериях классификации функций государства // Российский следователь. 2009. № 11. С. 38.

10 Жимиров В.Н., Тищенко А.Г., Колокольцев В.А. Некоторые теоретические вопросы классификации функций современного государства // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2005. № 1 (25). С. 9.

11 Бабаев С.В. Теория функций современного российского государства: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 19.

12 Александров Н.Г. Сущность социалистического государства и права. М., 1969. С. 69.

13 Бучурин И.С. Удовлетворение бытовых потребностей населения — функция Советского общенародного государства: Тезисы докл. общенауч. конф. юрид. фак-та, посвященной итогам науч.-исслед. работы за 1966 г. Минск, 1966. С. 1—4.

14 Рассудовский В.А. Государственное управление наукой // Советское государство и право. 1972. № 10. С. 97, 98.

15 КорельскийВ.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 147, 148.

16 Гнатенко А.И. О классификации функций государства // Закон и право. 2008. № 10. С. 32, 33.

17 Жимиров В.Н., Тищенко А.Г., Колокольцев В.А. Указ. соч.

С. 7, 8.

Известно также, что в последние годы актуальность исследований среди функций государства приобрели антиалкогольная18, антинаркотическая19, информационная20.

В более поздних исследованиях можно заметить стремление найти новые критерии классификации функций государства, тенденции появления инновационных подходов к выявлению критериев классификации функций государства. Так, в современной юридической науке выделяются явные и латентные функции (В.А. Владимиров)21; функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического государства (Н.Б. Пахоленко)22; правовые и неправовые функции (В.П. Малахов)23.

Согласно мнению В.П. Малахова, функции государства можно разграничить по форам реализации поставленных перед ним задач. Согласно такому разграничению их можно разделить на правовые и неправовые. В качестве основных правовых (представленных через понятие правообеспечения) функций государства В.П. Малахов выделяет функцию правовой защиты, правосудную функцию, законотворческую, регламентирующую, функцию самоограничения. В качестве неправовых —политическую, организационную, идеологическую, экономическую, экологическую, налоговую. Вопросам разграничения правовых и неправовых функций государства посвящены также работы А.С. Пала-зяна24, Д.А. Хвана25. Такой подход к разграничению функций государства, на наш взгляд, представляет большой практический интерес, так как позволяет связывать понятие функций государства с правом, указывает на неотъемлемость правового контекста в государственном функционировании, необходимость участия права в реализации функций государства.

Достаточно интересен подход В.А. Владимирова, который отмечает, что функции государства по характеру выражения могут быть явными и скрытыми (латентными). Как известно, основной функцией любого института, в том числе и государства, является удовлетворение потребностей, ради которых он был создан и существует. Явные функции направлены на достижение этой цели. Они являются осознаваемыми, ожидаемыми и необходимыми, носят преднамеренный характер. «Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому

и более подконтрольны обществу. Выражение явных функций настолько очевидно, что их наблюдает каждый»26. Под латентными функциями подразумеваются не запланированные заранее процессы. Их последствия осознаются не сразу и не всегда. «Они выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их, могут быть выявлены лишь в результате специального исследования, а также в случаях, когда они проявляются самостоятельно через определенный отрезок времени»27.

Указанная классификация, на наш взгляд, уникальна и представляет большой интерес с теоретической и практической точек зрения, так как такое исследование позволяет рассматривать государство со стороны всех аспектов его существования и функционирования, а также происходящих в нем процессов внутреннего и внешнего характера. Исследование функций государства с позиции их выражения (их явности или латентности) необходимо для установления закономерности процессов, происходящих в государстве. Все проводимые в государстве реформы, программы, законопроекты имеют определенную цель, и установить, какая, в конечном счете, преследуется цель, поможет исследование деятельности государства с точки зрения подразумеваемых явных (действительных) и латентных (скрытых) отношений. На наш взгляд, необходимо дальнейшее углубленное исследование функциональной характеристики государства в представленном ключе.

18 Дорогих Н.М. Административно-правовой механизм в реализации антиалкогольной функции государства: Дисс. ... докт. юрид. наук. Киев, 1990.

19 Кипселиди Ю.Г. Антинаркотическая функция Российского государства и гражданского общества: вопросы теории и практики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012; Двинский М.В. Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Актуальные проблемы современного обществознания. Вып. 3: Из опыта осмысления гуманитарной проблематики в жизни современного общества. Теория и практика: Сб. науч. тр. Абакан, 2012. С. 87—91.

20 Васенина А.Н. Информационная функция современного российского государства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.

21 Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.

22 Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства: Сб. науч. ст. М., 1993.

23 Актуальные проблемы правовой теории государства. С. 59—71.

24 Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: вопросы методологии: Моногр. М., 2009.

25 ХванД.А. Указ. соч. С. 44—46.

26 Владимиров В.А. Указ. соч. С. 43.

27 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.