Научная статья на тему 'О социальном статусе марийской традиционной религии'

О социальном статусе марийской традиционной религии Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
314
58
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ / КОНФЕССИЯ / АТЕИЗМ / ЯЗЫЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Соловьев Виктор Степанович

Работа посвящена рассмотрению проблем, возникающих в процессе возрождения марийской традиционной дохристианской религии в современных условиях, определение ее места и роли не только в жизни народа мари, но и сегодняшнем глобализирующемся мире.

ON THE SOCIAL STATUS OF THE MARI TRADITIONAL RELIGION

Work is devoted to investigating the problem, arising up in the process of regeneration of the Mari traditional pre-christian religion in modern conditions, determining its place and role not only in the life of the Mari people but in today’s globalizing world.

Текст научной работы на тему «О социальном статусе марийской традиционной религии»

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

УДК 2(075)

В. С. Соловьев

О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ МАРИЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ

Работа посвящена рассмотрению проблем, возникающих в процессе возрождения марийской традиционной дохристианской религии в современных условиях, определение ее места и роли не только в жизни народа мари, но и сегодняшнем глобализирующемся мире.

Ключевые слова: религия, свобода совести, конфессия, атеизм, язычество.

Прежде всего, хочу сказать, что я атеист. Я считаю, что бога нет. При этом очень жалею, что его нет. В принципе, он нам очень нужен - умный, мудрый, сильный, могучий, добрый, милостивый, который хотел бы и мог бы покончить те жуткие безобразия, которые царят в сегодняшнем мире. Почему же он не прекратит их? Или не желает - тогда он не всемилостивый, или не может -тогда он не всесильный.

Те боги, которые созданы многими народами, выражают лишь бессилие, беспомощность людей устроить земную жизнь своим умом, своей силой. Их боги столь же бессильны и беспомощны, как и они сами. Они способны лишь обещать блага в потустороннем мире. Человек в этом мире должен верить этим обещаниям и через эту веру заслужить, а ещё лучше - выстрадать право на вечное блаженство. Именно страдания считаются наиболее верным путем в рай, в нирвану или ещё в какую-то форму вечного кайфа. Поэтому страдания считаются особой милостью бога (кому-то это сегодня очень нравится). Но разве человек создан для страданий?

Между тем, марийская традиционная (как теперь её называют) религия, несмотря на некоторое высокомерное и даже пренебрежительное отношение к ней со стороны приверженцев мировых религий, неверующих, выгодно отличается от других, прежде всего, своей направленностью к заботам земной жизни, утверждением ценностей земной жизни.

Однако критиковать нужно не религию (её в своё время «расхлестали» основательно), а людей, которые создали такую религию, таких богов. Сегодня религия - единственная форма общественного сознания у нас вне всякой критики, как, впрочем, и церковь - единственная общественная организация в стране, которую никто не ругает.

Религия нужна. Она нужна тем, кому она нужна. В то же время, религия не нужна, она не нужна тем, кому она не нужна. Она не нужна тем, кто надеется на себя, на свои силы, на возможность строить свою жизнь без обращения к сверхъестественному, на способность людей самостоятельно обеспечить прогрессивное развитие общества, на нравственное совершенствование человека в процессе созидательной деятельности. Религия нужна тем, кто не надеется на себя, на людей, на общество, государство, кто в силу своей немощи нуждается в помощи и поддержке бога или каких-то иных неземных сил. А армия таких нуждающихся, недовольных своей жизнью у нас сегодня весьма велика.

13

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

Конечно, есть другие пути выражения недовольства жизнью, политикой государства - это борьба за свои права. Но у церкви свой метод решения проблемы: пусть люди лучше молятся, чем начнут протестовать, митинговать, требовать, бунтовать. Поэтому религия сегодня нужна и нашему государству, хотя формально она отделена от него. Причем ему нужны не все конфессии, а одна. А объявленное нашей Конституцией равенство всех религий - это для общества: пусть оно заботится об этом равенстве. Перед нашим государством этого равенства уже нет - есть реальные признаки возврата к первенствующей религии, есть явные проявления функций государственной церкви.

В этих условиях не может не возникнуть вопрос о более строгом выполнении конституционного принципа равенства религий, причем не только о равенстве их перед законом, но и о реальном их равноправии в социуме. Этим объясняется необходимость более четкого определения социальных позиций той или иной конфессии, их социального положения. Весьма актуальным в этом плане является и вопрос об определении социального статуса марийской традиционной религии, о выработке её социальной концепции на основе совершенствования её мировоззренческих позиций.

Сегодня это оригинальная религия возрождается, восстанавливается. Она оригинальна тем, что марийский народ является единственным в Европе народом, значительная часть которого, несмотря на жесточайшее давление со стороны и христианства, и ислама, и воинствующего атеизма, сохранила свои древние религиозные традиции, веру предков. В плане бережного отношения к своим духовным корням, к исконным этническим традициям народ мари оказался впереди Европы всей. Народам целого континента, который претенциозно именует себя «старым светом», марийцы показывают пример сохранения седой старины. Это достойно высокой оценки. И совершенно не случайно эта религия привлекает к себе большой интерес не только в России, но и во многих зарубежных странах.

Однако не нужно кичиться этим. Нужно осознать, что она, эта религия представляет народ мари на мировой арене, создает его национальный имидж в глазах других народов, в глазах мировой общественности. Это обстоятельство обязывает нас повысить нашу общую ответственность за престиж этой конфессии. Речь идет не только об ответственности лидеров, руководителей этой религии. Между прочим, они сделали в последнее время очень много для повышения авторитета, привлекательности, общественного статуса своей религии: внедрили форму одежды служителей культа, привели в порядок многие священные рощи, определили ответственных за различные сферы деятельности, продолжают работу по совершенствованию системы верований, пытаются определить (мне кажется, пока не совсем удачно) мировоззренческие основы, социальные позиции конфессии. Всё это хорошо, но проблем ещё очень много.

Поэтому следует задуматься о нашей общей ответственности, в том числе и об ответственности властных структур, о необходимости оказания национальной религии народа мари такого же внимания, такой же заботы и поддержки, какая проявляется сегодня в отношении русского православия. Дело в том, что эта организация до сих пор не имеет своего помещения, своего офиса в качестве конфессионального центра. Оппоненты говорят, что марийцам не

14

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

нужен дом, что они никогда не молились под крышей, что все их моления проводятся под открытым небом. Но ведь времена меняются, совершенствуются и традиции. Сегодня эта религия должна активнее выходить на социальную арену, а это требует более четкой организации, более квалифицированного руководства, более строгой централизации. Да и некоторые марийские моления (индивидуальные, семейные и даже родовые) совершаются дома. Наверное, ей не нужен такой величественный дворец, как здание православного центра в Йошкар-Оле. Но свой дом, в котором могли бы проводиться заседания руководящего органа, организационные мероприятия, встречи, собрания и даже определенного уровня моления, очень нужен. Конечно, в связи с этим возникает вопрос финансирования. Кто будет содержать это помещение? Кто и как обеспечит заработной платой работников этого учреждения? Сегодня в целом следует продумать вопрос о создании системы финансового обеспечения деятельности этой конфессиональной организации. Дело в том, что у марийцев никогда не было профессиональных служителей культа. Как таковой не было и официальной организации, не было и бюджета. Средства собирались лишь для проведения конкретных молений. Тем не менее, сегодня эти вопросы требуют решения. Ведь в принципе речь идет о единственном в своем роде духовном феномене мирового уровня.

В связи с этим, одна из серьезных задач сегодня - защитить эту религию от разного рода небылиц, нелепых утверждений, отрицательных характеристик, унижающих, оскорбляющих оценок, зародившихся ещё во времена христианизации и сохранившихся до сих пор среди некоторой части немарийского населения. Такого рода негативные оценки, пренебрежительное, высокомерное отношение определенным образом накладываются на весь марийский народ и никак не способствуют установлению толерантности в межнациональной жизни. Конечно, в целом они не являются, проявлением желания унизить, оскорбить марийцев, это результат неосведомленности, непонимания. Поэтому повышение престижа данной религии, определение её места в ряду других подобных ей феноменов путем объективной информации о ней - весьма актуальная проблема, в решение которой следует подключиться научной общественности, которая должна объективно объяснить причины, истоки её происхождения, суть её верований, специфические особенности, её место в истории и современной жизни марийского этноса. Пока же нередко общественное мнение о ней формируют абсолютно случайные авторы, шустрые журналисты, которые в погоне за сенсацией, оригинальностью, наскоком услышав, увидев, узнав кое что, вещают миру о том, что марийцы молятся чуть ли не пенькам в лесу, пишут то о 77 марийских богах, то о 100 богах народа мари, то о 42 богах марийцев и т. д. Разные цифры называют и религиозные авторитеты, исходя из представлений, сложившихся в той или иной местности. Я считаю, что никто не знает и знать не может, сколько богов у марийцев, ибо по каноническим правилам все области их жизни (а сферы эти весьма разные у разных групп, категорий), все сферы (и существенные, и незначительные) имеют своих покровителей. У марийца столько богов, сколько ему надо.

Некоторые авторы утверждают, что ничего оригинального в марийской религии нет, что мнение о её единственности в Европе не соответствует дейст-

15

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

вительности, что язычество сохранилось у многих европейских народов, в том числе у мордвы, удмуртов, чувашей и даже у русских. Да, все верно, язычество сохранилось, но оно представлено у них далеко не в чистом виде, а в форме языческо-христианского синкретизма, в форме двоеверия. Двоеверами являются и большинство марийцев, которые, приняв православие, в существенной мере сохранили и свои языческие традиции. Если у других народов язычество проявляется лишь как определенный элемент в верованиях православных прихожан, то у марийцев языческий компонент двоеверия представлен весьма колоритно, во многих случаях он существенно превосходит (а то и полностью игнорирует) православную часть синкретизма. Более того, определенная часть марийского населения не приняла христианство (по данным социологических исследований, около 10 % в Республике Марий Эл, 70-90 % в Башкортостане, Свердловской области, Пермском крае и 20-30 % в Кировской области) и придерживается традиционных языческих верований. Это обстоятельство и дает основание считать, что именно у марийцев вера предков сохранилась в относительной чистоте, сохранились традиции организации религиозной жизни, организационная структура конфессии, святилища, система верований, молитвы, обряды, ритуалы, порядок проведения религиозных мероприятий и самое главное - вера людей.

Попытки реанимации язычества у других народов затруднены тем, что многое у них уже утрачено. В этих условиях инициаторы возрождения исконной религии своих народов вынуждены предлагать (кто во что горазд) свои домыслы. Это характерно прежде всего для русского неоязычества, лидеры которого за неимением достоверной информации (русское язычество, как и другие, не зафиксировано в собственных канонических сочинениях) сами сочиняют свою религию, в лучшем случае опираясь при этом на труды ученых, описания очевидцев, церковные источники и т. п. Такое в определенной мере проявляется и в нашей религии, а иногда местные религиозные авторитеты свои региональные представления выдают за общемарийские, а то и сочиняют на уровне своей фантазии собственные версии.

Важной стороной понимания сущности этой религии является проникновение науки в неведомую пока ей деятельность, практику, опыт марийских языческих магов, целителей, знахарей, ясновидцев, колдунов, заклинателей (юзо, юлышо, шюведыше, шинчанужшо), обладающих какими-то непонятными для постороннего способами психологического, физиотерапевтического воздействия на людей. Марийцы веками пользовались их услугами, определенная часть обращается к ним и сегодня. Отношение к ним в обществе далеко не однозначно: одни относятся к ним скептически, пренебрежительно, негативно, ругают их, считают «нечистыми», шарлатанами, мошенниками и т. п., другие, обращаясь к ним, получают удовлетворение, помощь. Официальная медицина их не признает, хотя иногда можно слышать, что обреченный в больнице больной был исцелен каким-то чудесным образом. Некоторые из них пользуются большим авторитетом не только среди марийцев. По слухам считается, что марийские волшебники обладают большой силой, поэтому к их услугам обращаются пациенты разных национальностей.

16

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

Обладая определенными гипнотическими, экстрасенсорными, телепатическими способностями, приемами медитации, внушения, умея распознавать ауру, использовать психологические особенности человека, считающиеся таинственными, сдабривая все это обращением к сверхъестественным силам, опираясь на многовековые народные традиции, многие из них получили общественное признание. Это тоже все от веры предков.

Очень важно понять, оценить, определить социальную сущность этой религии, позаботиться о формировании правильного общественного мнения о ней. Она сегодня возрождается не как возврат к чему-то устаревшему, архаичному, примитивному, а как своеобразное пробуждение, доброе проявление национального самосознания, как демонстрация духовного богатства, жизненной силы народа, видения своего будущего.

Если марийцы свои моления проводят в лесу, это не значит, что они молятся деревьям. Нет, они молятся своим богам. А священные деревья - это своеобразная антенна, которая должна доносить молитвы туда, вверх, к богу. При этом примечательной чертой данной религии является её направленность к реальной, земной жизни. Она не призывает к достижению вечного блаженства в потустороннем мире через страдания в земной жизни, не переносит смысл и цель жизни человека в загробный мир, а ратует за достойную жизнь, счастье, радость здесь, на земле. Приверженец марийской веры не благодарит бога за ниспосланные страдания в качестве испытания, а напротив, просит его избавить от всяких бед, напастей, болезней, несчастий. Он просит у своего бога порадовать его как материальным достатком (богатым урожаем, плодовитым скотом, удачным промыслом, успешной сделкой, щедрыми деньгами и т. п.), так и духовными ценностями (семейным счастьем, добрыми отношениями c родственниками, соседями, знакомыми и незнакомыми, с другими народами и т. д.), одарить его возможностями помогать другим.

Что касается научной общественности - она сегодня не востребована, не вовлечена в процесс цивилизованного возрождения религии предков. К сожалению, костяк этой очень нужной и сложной работы составляют, хотя очень уважаемые, имеющие богатый жизненный опыт, большие заслуги, пользующиеся высоким авторитетом, глубоко знающие традиции народа, но (извините меня за прямоту) не имеющие должного образовательного уровня в основном пожилые люди. Сказано это не в упрек, но не сказать нельзя, ибо отдельные мировоззренческие постулаты, высказываемые некоторыми авторитетами, лидерами организации, выглядят весьма одиозно и далеко не соответствуют современному интеллектуальному уровню большинства приверженцев этой религии и в лучшем случае вызывают снисходительную улыбку. Нельзя согласиться со многими рассуждениями о мировоззренческих принципах данной религии, её традициях, историческом пути марийского народа, специфике этнической культуры, публикуемых на страницах газеты «Марий Эл», журнала «Ото», в которых вымыслы, основанные на высказываниях отдельных весьма сомнительных авторитетов, на случайных фактах, вырванных из сложного контекста истории, на отдельных примерах местного уровня, выдаются за истину в последней инстанции, приписываются всему народу.

17

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

Воссоздание традиций - это очень хорошо. Но сегодня этого мало. Нужен учет сегодняшних реалий, касающихся не только нашего народа, но и того духа, который характерен для страны, для мира в целом. Нужна четко сформулированная социальная концепция веры, нужна целостно оформленная этическая система, нужен образно выраженный моральный кодекс, нужна более стройная мировоззренческая основа веры, учитывающая утвердившуюся в современном обществе картину мира. При этом не надо придумывать что-то новое -все это есть у нашего народа, в его религии. Нужно только все это умно, толково привести в стройную систему.

В той информации о марийской религии, которая представлена в различных публикациях, самым слабым местом являются суждения о её мировоззренческих основах. Дело в том, что, если мировые религии, и не только они, в письменной форме зафиксировали, сохранили, обогащали свои догматы, каноны, то марийская религия, как и другие языческие верования, являясь конфессией относительно немногочисленного народа, в течение длительного периода своей истории не имевшего письменности, передавалась от поколения к поколению только в устной форме. При этом она постоянно (и в царские времена, и в советский период) подвергалась гонениям. Свой вклад в притеснение и извращение сути этой религии внесли православие, политика насильственной христианизации. В этих условиях многие её элементы утрачивались, изменялись, искажались. К тому же небольшой по численности народ волей судьбы был разбросан на сотни километров. В результате дисперсного расселения народа закрепились разные варианты некоторых сторон религии, разнообразился характер религиозности. И все же религия, правда, с большими потерями сохранилась. Сегодня она как бы обрела второе дыхание.

Эта религия не ортодоксальна, она всегда учитывала реалии жизни. И если она сегодня возрождается, развивается, то возрождать её нужно с учетом сегодняшнего уровня человеческой мысли. Сегодня самое подходящее время для этого. Но эти задачи нельзя решить без участия науки. В данном случае речь не о слиянии науки и религии (принципиальные, прежде всего, мировоззренческие разногласия между ними - вечны), не о подавлении религии наукой, а о сближении этих двух форм общественного сознания, о сотрудничестве в различных сферах, касающихся истории, духовной жизни, психологии, морали и т. п. Следует иметь в виду (хочется этого или нет), что сегодня наука овладела сознанием значительной части нашего общества, во всяком случае, если не все, то многие положения науки восприняты и верующей частью населения.

Здесь, хоть я и атеист, не касаюсь мировоззренческих основ религии, а высказываю лишь свои соображения о другой её стороне - о религиозной организации, её социальных функциях.

Сложившаяся в определенную систему вместе с формированием этноса, марийская религия сыграла существенную роль в консолидации народа. Народ сделал её своеобразным стержнем организации марийского общества, определения его структуры. Родовые моления (тукым кумалтыш), общинные (ял ку-малтыш), местные (тиште кумалтыш), региональные, окружные (мер кумал-тыш), мировые, всемарийские (тюня кумалтыш) проводились не только для умилостивления богов, но и для решения социальных проблем на своем уровне. При этом каждое структурное подразделение довольно четко входило

18

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

в следующее, более высокого уровня сообщество. Решения, принимаемые на этих молениях, касались только марийского народа, его этнических проблем, нередко они противоречили официальной политике царизма. Этим организованный таким образом на религиозной основе этнос сплачивался для решения общих социальных проблем, для более солидарного противостояния политическому, экономическому, национальному, духовному гнёту.

Естественно, сегодня эти функции изменились. Но никакая религия в наше время не может функционировать без учета социальной ситуации, без выполнения социальной роли. Поэтому и марийская традиционная религия, конечно, ищет и проявляет свои возможности в решении социальных проблем. Однако долгий период отлучения её от общественной жизни отстранил её от этой сферы, превратил её в пассивного свидетеля, стороннего наблюдателя активных процессов, протекающих в обществе, породил в ней боязнь принципиального выражения своих намерений.

И руководство, и приверженцы традиционной религии любовно именуют себя рожденными природой, её детьми (пюртюсын икшывыже, шочшыжо улына). На самом деле, марийцам характерно благоговейное отношение к природе. Особенно четко, ярко проявляется это в отношении к священным рощам - мольбищам. В них не разрешается рубить деревья, кусты, ломать, косить, собирать грибы, ягоды - вообще брать оттуда что-либо. Нарушение этих требований считается большим грехом. В последнее время по инициативе местных религиозных общин многие места молений приведены в порядок. Это, безусловно, хорошо. Но деятельность их распространяется пока только на священные рощи и другие почитаемые места. А в современных условиях в поддержке, помощи, защите нуждается вся природа. Главную опасность для марийской природы сегодня представляет угроза повышения уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС, которое уже нанесло марийской земле непоправимый вред, испортило жизнь тысячам жителей республики. Казалось бы, в этой ситуации именно «дети природы» в первую очередь должны были решительно выступить против надвигающейся беды, сказать веские слова в защиту родной земли.

В ходе работы IX съезда марийского народа на секционном заседании традиционной религии была высказана мысль о необходимости предложить съезду принять от имени марийского народа обращение в адрес руководства Российской Федерации с просьбой не допустить дальнейшего подъема уровня Чебоксарского водохранилища, ибо это может нанести новый, ещё больший урон природе, среде обитания марийского народа, всего населения Республики Марий Эл. Однако руководство религиозной организации не решилось на такой ответственный шаг. В очередной раз была проявлена робость, неспособность, неумение, нежелание принципиально вмешиваться в решение важных социальных проблем. Был бы услышан этот голос в верхах или нет - вопрос другой. Но во всяком случае такое заявление было бы услышано народом и повысило бы общественный статус конфессии.

Сегодня свой решительный протест планам энергетиков в средствах массовой информации высказали и руководители регионов и местных органов, и общественные организации, и политики, и представители разных конфессий, и ученые: экологи, биологи, гидрологи, медики - разные категории населения.

19

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

Молчат только «дети природы». Правда, я не знаю: может быть, они по этому вопросу обращались к своим богам. Но на бога надейся, а сам не плошай. Это не атеистическая выдумка, народ так считает.

О консолидирующей роли марийской религии сегодня. Почему-то её лидеры категорически отвергают свою принадлежность к язычеству. Да, это термин, порожденный православной церковью в период христианизации Руси, тогда он выражал крайне негативное отношение к исконно народной, истинно русской религии. Позднее этим словом стали именовать и религии других народов. Сегодня это общепринятый в науке термин, который объединяет политеистические верования разных народов, сложившиеся до принятия ими мировых религий и сохранившиеся до наших дней, уже не несет в себе никакой негативной оценки ни с научной точки зрения, ни с политических позиций. Негативный оттенок этого термина сохранился лишь в устах христианской церкви.

Ну, раз не нравится - пусть не нравится. А как вас тогда называть? «Марийская традиционная религия» - это стороннее название, внешнее наименование. Думается, что всё же нужно самоназвание. До этого было несколько несуразное название - «Ошмари-чимари». Но «ошмари» - это термин, относящийся ко всему марийскому народу. Марийцы пафосно именуют свой народ «ош марий калык» - белый (светлый) народ мари. Белый цвет считается национальным цветом марийцев. А «чимари» - это термин, относящийся только к части марийского народа, не принявшей христианства, сохранившей верность религиозным традициям предков. Поэтому название «Ошмари-чимари», принятое впопыхах на одном из организационных собраний, явно не соответствовало сути этого феномена. Хорошо, что от этого бессмысленного наименования отказались, но до нового, приемлемого не дошли. Нужно название, объединяющее разрозненные по религиозным мотивам категории марийского народа.

Сегодня марийцы по религиозным воззрениям разделились в основном на три категории, которые имеют свои названия: чимари - чистые марийцы, не принявшие другие религии, сохранившие в чистоте веру своих предков; марла вера - вера по-марийски, марийцы, принявшие христианство и в то же время сохранившие дохристианские древнемарийские верования; рушла вера - вера по-русски, марийцы, принявшие христианство и отказавшиеся от религии своего народа. А ошмари - это термин, объединяющий по национальному признаку.

Большинство марийцев, проживающих в Республике Марий Эл и других регионах страны, кроме так называемых восточных или уральских мари (Башкортостан, Свердловская область, Пермский край), относятся ко второй категории - марла вера. Они крещены, считают себя христианами, носят нательные крестики, посещают православные храмы, соблюдают христианские обряды, отмечаю церковные праздники (конечно, все это проявляется в разной степени) и в то же время или в священной роще, или в домашних условиях молятся своим богам, отмечают свои праздники (шорык йол, юарня, кугече, ага-пайрем, сюрем и др.). Да и многие христианские праздники они насыщают языческими сюжетами, ритуалами. Особым своеобразием отличаются их похоронные обряды, поминки. Они составляют большинство молящихся в свя-

20

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

щенных рощах, моления в которых проводятся только по марийским традиционным верованиям.

Отношение к двоеверам со стороны религиозных лидеров весьма не одинаково. Некоторые из них осуждают марийцев за приверженность к христианству, посещение храмов, утверждают, что таким образом обедняется дух, принятый от предков. Отдельные двоеверы, напротив, осуждают приверженцев чимари. Конечно, с позиций консолидирующей роли религии такие взаимоотношения далеко не нормальны. Нужна концепция, направленная на преодоление подобного взаимоотчуждения, на объединение разрозненных на религиозной почве частей народа.

Практически все религии, в том числе и древние, традиционные, несмотря на их каноническую ортодоксальность, модернизируются, совершенствуются, взаимообогащаются. Это объективный процесс, определяемый не клиром, а паствой. Клир в этих условиях не может и не должен не учитывать настроение своих приверженцев. Поэтому и лидеры марийской религии не только не должны отталкивать кого-то от себя, а, наоборот, стремиться к объединению всех категорий и верующих, и неверующих. Тем более, что сейчас определенный интерес к традиционной религии стали проявлять и приверженцы «рушла вера», стоявшие в стороне от традиционной религии предков. В коллективных молениях в той или иной форме принимают участие и неверующие, выражая при этом, прежде всего, свою причастность к родному народу, проявляя уважение к его духовной культуре.

В начале своего выступления я заявил о своей приверженности атеизму. Однако считаю, что религия не только не нужна, но и нужна сегодня. Нужна для морально-психологической поддержки людей в сегодняшней раздрызган-ной жизни, для возрождения здоровых традиций народа, для противостояния той разрушительной силе, которая все в большей мере угрожает национальной культуре, духовно-нравственному здоровью нашего общества. Я за то, чтобы сохранить для будущих поколений все доброе, что донесла до нас из глубины веков вера предков, традиционная религия народа мари.

V. S. Solovyev

ON THE SOCIAL STATUS OF THE MARI TRADITIONAL RELIGION

Work is devoted to investigating the problem, arising up in the process of regeneration of the Mari traditional pre-christian religion in modern conditions, determining its place and role not only in the life of the Mari people but in today's globalizing world.

Keywords: religion, the right of conscience, confession, atheism, paganism.

СОЛОВЬЕВ Виктор Степанович - доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: law@marsu.ru

SOLOVYEV Victor Stepanovich - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of the Theory and History of State and Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: law@marsu.ru

21