2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Е.В. Соловьев*, С.Е. Соловьев**
К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Диалектика общего и особенного в субъектах Российской Федерации сегодня стала предметом активного научного изучения. Не обошли эту тему и исследования, посвященные Республике Марий Эл. Однако в большинстве этих работ или в основном говорится об общем, или раскрываются лишь отдельные моменты особенного, специфически связанные с тем или иным аспектом определенной проблемы. При этом данный вопрос не касается такой важной сферы функционирования политической, экономической, социальной, духовной жизни республики, как правовое пространство, его специфика, с одной стороны, вытекающая из данной ситуации, с другой - воздействующая на характер протекания общественных процессов. Иными словами: как учитывается в правотворческой и правоприменительной практике федеральных, республиканских и местных органов власти специфика марийского субъекта Федерации, общей с другими республиками чертой которого является, прежде всего, его государственность, закрепленная в статье 5 Конституции РФ?
А ведь уже за этой провозглашенной общностью (государственностью) кроется обширный комплекс специфик, характерных всем двум десяткам национально-государственных образований в составе Федерации. Не является исключением в этом плане и Республика Марий Эл.
Если говорить о государственности народа мари, то она, как и у ряда других народов, является как бы дарованной, скажем, в отличие от некоторых народов, пришедших к своей государственности длительным целенаправленным путем. Сегодняшняя государственность татарского народа формировалась в сложной борьбе различных общественно-политических сил, особенно активно проявивших себя в начале прошлого века. Идея государственности татар вызревала в народе под воздействием довольно значительного слоя социально активной интеллигенции, имевшей достаточно длительную историю, выросшей на традициях древнебулгарской цивилизации, культурных связях со странами Востока, на сложных, но в целом прогрессивных взаимоотношениях с русским народом. Позиции, суждения татарских мыслителей и политиков о национальном самоопределении имели широкий резонанс не только в России, но и далеко за ее пределами. Эти идеи в условиях национального гнета, который, как и другие народы Российской империи, в полной мере испытывали татары, находили живой отклик в общественном сознании. При этом следует иметь в виду, что татары до вхождения в Русское государство имели свои государственные образования (Волжская Булгария, Казанское ханство).
Канд. социол. наук, доцент кафедры философии и политологии Марийского государственного университета.
Аспирант кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета.
197
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
У марийского народа, который сам в свое время находился в вассальной зависимости от сильных соседей, не было своей государственности. Конечно, желание жить своим этническим миром, стремление освободиться от национального унижения, притеснения сначала со стороны татар, потом - со стороны русских всегда жило в народе. Но социальные, экономические, политические условия не позволяли ему выразить эти чаяния в определенной концепции, создать для этого соответствующие правовые предпосылки. Национально-освободительные идеи, ярко проявившиеся в ходе черемисских войн второй половины XVI века, породившие сильных национальных лидеров, были низведены, попраны национальной политикой империи. Народ был искусственно расчленен границами трех губерний: Вятской, Казанской и Нижегородской. Кроме того, часть мари самостоятельно, спасаясь от усилившегося социального и национального гнета, от русификации и христианизации, сама в массовом порядке мигрировала в Уфимскую и Екатеринбургскую губернии составила третий (кроме луговых и горных) так называемый уральский или восточный субэтнос марийского народа. У народа не стало национальных лидеров, имевших общественный вес.
Конечно, история сохранила ряд страниц былой силы, воинственности черемис, некоторые свидетельства их борьбы за свою землю, за независимость, свободу, отдельные сведения об их попытках создания своей государственности. В определенной мере они оставались и в памяти народа. Но Марий Эл -марийская страна как идеал народа представлялся лишь как нечто абстрактное, призрачное. Общественное сознание народа в основном ориентировалось на создание, укрепление национального духовного единства, направленного на сохранение народа. Ведущую роль в этих заботах взяла на себя своя, исконная, традиционная марийская религия, в рамках которой развивалась, внедрялась в сознание масс идея создания с помощью Бога духовной общности, способной решать проблемы народа в пределах существующего строя, сообразуясь с его этническими потребностями, интересами.
Идея марийской государственности как таковой не могла получить должного развития даже под воздействием первой русской революции, взбудоражившей общественно-политическую мысль в стране. И только после Февральской революции, особенно после установления Советской власти, заговорившей в связи с решением вопросов государственного строительства в многонациональной России о праве наций на самоопределение, по инициативе активной части первой марийской интеллигенции, только что сформировавшейся к этому времени, началось движение за консолидацию народа мари, за его равноправие в содружестве других народов, за возрождение национальной культуры, национального самосознания, за определение путей будущего развития народа. Основные противоречия, проявившиеся в этом процессе между большевистскими и эсеровскими настроениями, были решены созданием в ноябре 1920 года автономии марийского народа, что было встречено с огромным удовлетворением большинством населения края.
Татары к этому времени уже имели свою государственность (республику) в составе РСФСР, полученную, кстати, в острой конкурентной борьбе между
198
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
сторонниками разных концепций определения будущего народа. Неудовлетворенность статусом урезанной государственности в форме автономной республики в начале 90-ых годов прошлого века выразилась в стремлении обрести статус союзной республики в составе СССР. Шаг, предпринятый Татарией в эту сторону, обернулся несостоявшимся так называемым парадом суверенитетов автономных образований в Союзе. Однако развал того парада после распада СССР не свернул Татарстан с намеченного пути. Опираясь на свои потенциальные возможности, он продолжал отстаивать свое особое положение в государстве, ратуя при этом за устройство ассиметричной Федерации в России. И сегодня правовой статус Республики Татарстан не такой, как у других субъектов Российской Федерации.
Такой развернутый экскурс в сторону соседнего Татарстана в начале разговора о правовом поле Республики Марий Эл сделан нами не случайно. Даже весьма поверхностное, обзорное сопоставление характеристик субъектов Федерации, имеющих равноправный (общий) статус, не вдаваясь в подробности, дает возможность наглядно констатировать важный для нас тезис о том, что в диалектике общего и особенного уже в самом общем содержится множество специфик особенного. Иными словами, оформленная де-юре общность, дефакто включает в себя немало особенного, проявляющегося в том, что субъекты Федерации, обладая равными правами, имеют разные условия и возможности для их реализации. Этим определяется и характер правового пространства субъектов Федерации, которое в известной мере ограничено добровольной передачей ими основных функций федеральному центру, строгим разграничением предметов их ведения и полномочий, требованием обязательного соответствия законодательных и нормативных правовых актов субъектов федеративным законам. Говоря об этом, мы не подвергаем сомнению целесообразность данных положений, а только комментируем ситуацию.
Такая ситуация в сфере государственного строительства в многонациональных регионах сложилась исторически. То, что мы называем особенным, стало неотъемлемым признаком каждого народа. Поэтому, подводя их под общий знаменатель, устанавливая их общий статус (с одной стороны для утверждения их равноправия, с другой - для унификации управления), нельзя все же игнорировать то особенное, что имеется у каждого из них. Это и усложняет правовое регулирование социальных процессов, протекающих в подобных регионах.
Принимая к руководству Конституцию РФ, основополагающие законы, установленные как для Федерации в целом, так и для составляющих ее частей, имеющих общее устройство, общую суть, общие права, субъекты Федерации (именно они) должны, обязаны учитывать в своей деятельности по их реализации, конечно, сообразуясь с федеральным законодательством, то особенное, специфическое, что наряду с общим характерно для конкретного субъекта. А федеральный законодатель определяет не только необходимую разумность общего, но и неприемлемость тех или иных проявлений особенного. Здесь требуется мудрость законодателя, обязанного четко установить как пределы, границы общего, так и целесообразность составляющих особенное. Тем более,
199
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
что диапазон особенного у каждого субъекта весьма широк и разнообразен. Некоторые из этих особенностей характерны не только для одного субъекта, они повторяются в разных сочетаниях, нередко видоизменяясь, то в одних, то в других субъектах.
Одной из специфических особенностей многих народов России является дисперсное расселение, в результате чего значительная часть их численности проживает за пределами соответствующих национальных субъектов Федерации, то есть находятся вне пределов правового поля своей республики. Так, более половины марийцев, являющихся титульным народом Республики Марий Эл, проживают не только в соседних регионах страны, но и отделены от республики значительными территориями, заселенными другими народами. Живут они там, может, и не хуже, и не лучше, чем в родственной республике. Но, естественно, это создает существенные сложности в удовлетворении национально-культурных потребностей диаспоры, которые сегодня, в обстановке возрождения национального самосознания, существенно возросли. А решать эти вопросы в условиях рыночной экономики стало гораздо труднее. И не только потому, что перестали действовать прежние правовые положения, но и ввиду того, что изменился социальный, нравственный фон.
По советскому законодательству, например, выпускник ВУЗа, техникума обязан был отработать 3 года по направлению государственной комиссии, состоящей из представителей учебного заведения, органов образования, отраслевых министерств и ведомств, комсомола. Это было своеобразное возвращение долга государству за бесплатное, оплаченное государством образование. И надо сказать, большинство выпускников, воспитанные партией и комсомолом в духе готовности преодолевать трудности, охваченные романтикой и патриотизмом, с желанием выезжали в самые непрестижные районы страны - испытать себя, принести пользу Родине. Многие при этом закреплялись там на всю жизнь. В соответствии с этим положением выпускники Марпединститута, например, охотно выезжали на работу в регионы компактного проживания марийцев для преподавания не только марийского языка и литературы, но и других школьных дисциплин. При этом им предоставлялось бесплатное жилье, отопление, освещение, другие льготы.
Сегодня государственного распределения выпускников нет, как нет и былого романтического энтузиазма молодежи, нет и тех льгот для молодых специалистов. Вопрос о трудоустройстве выпускников по сути пущен на самотек. В результате, если подойти к этой проблеме с позиции темы нашего разговора, страдает не только изучение марийского языка в диаспорах, но и возникают серьезные проблемы с преподаванием других предметов в ряде регионов. Однако данная проблема выходит за рамки местного правотворчества и требует более масштабного, комплексного решения на федеральном уровне. А такие вопросы диаспоры, как взаимный обмен студентами, целевые направления в учебные заведения, обеспечение марийских школ за пределами республики учебниками, учебными пособиями, литературой и т.п., установление разнообразных связей между деятелями науки, литературы, искусства, культуры и другие, вполне решаемы на основе нормативно-правовых актов субъектов
200
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Федерации, органов местного самоуправления, ведомственных, локальных документов, на договорных условиях.
Особенностью марийской нации является то, что она состоит из трех субэтносов, два из которых (горный и луговой) проживают, в основном, на территории Республики Марий Эл и один (восточный) за ее пределами в Башкортостане, Свердловской области и Пермском крае. При этом следует отметить, что субэтносы, проживающие в своей республике, имеют свои языки: горный и луговой. Восточные марийцы общаются в основном на луговом языке, су-бэтничность их проявляется в своеобразии культуры, быта, одежды, обычаев и особенно религии.
В течение длительного времени в отношении марийских языков шли серьезные споры. Язык горных мари, имевший свою азбуку, грамматику, литературу, изучавшийся в школах, тем не менее, считался лишь наречием, диалектом. Нередко и луговомарийский язык именовали диалектом. В 50-е годы по инициативе руководства республики была предпринята попытка объединения двух наречий в единый марийский язык. В эту кампанию были вовлечены ученые языковеды, педагоги, были переработаны программы преподавания комбинированного языка. Но жизнь показала, что декретами невозможно создать язык. Он создается народом. А законы должны учитывать его интересы.
Сегодня горномарийский язык обрел статус одного из государственных языков Республики Марий Эл. Это положение установлено Конституцией РМЭ, в которой сказано: «Государственными языками Республики Марий Эл являются марийский (горный, луговой) и русский языки». Подобное положение закреплено и в Конституции Республики Мордовия, в которой, наряду с русским, государственным языком является мордовский (эрзя и мокша) язык. Таким образом сняты былые обиды, взаимные нарекания, споры.
Однако конституционные установления не смогут снять все языковые проблемы. А они есть у каждого языка. Есть они и у русского языка, являющегося стержнем этничности русского народа, оберегом его национального менталитета, государственным языком Российской Федерации, но утратившего в последнее время многие свои позиции в формировании интеллектуального, культурного, нравственного облика русского и других народов страны. Есть проблемы и у функционирующих у нас иностранных языков, которые в результате существенных изменений в международных отношениях, возрастания ориентированности помыслов определенной части населения в сторону зарубежных стран обрели практическую значимость и в определенной мере девальвировали ценность русского языка и языков других народов России.
Серьезные языковые проблемы имеются у жителей национально-государственных и национально-территориальных образований РФ. Причем в решение этих проблем вовлечены не только титульные народы, но в той или иной мере и представители всех национальностей, проживающих на данных территориях, довольно активны в суждениях о языках.
Главная забота здесь - проблема языка титульного народа. Одна из них -проблема преподавания, другая - проблем изучения. Первая проблема -школьная, образовательная, вторая - личностная, семейная. Представители
201
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
титульного народа, особенно лидеры национального движения и часть родителей ратуют за организацию надлежащего обучения национальному языку в учебных заведениях, прежде всего в общеобразовательных школах. Марийский институт образования в этих целях разработал различные варианты преподавания марийского языка в школах, дошкольных учреждениях: преподавание всех дисциплин на марийском языке в определенных классах, преподавание части предметов на марийском языке, преподавание на марийской языке только родного языка и литературы, преподавание марийского языка, как родного, преподавание марийского языка как государственного, преподавание марийского языка факультативно и т.п.
Однако на деле не все это внедряется должным образом. Многие родители, не только русскоязычные, но и марийцы считают обучение марийскому языку в школе лишней обузой для и без того перегруженных учащихся. Такой позиции придерживается и часть учителей.
Более того, многие родители, желая, чтобы их дети в совершенстве, без акцента в произношении владели русским языком, не учат их родному языку в семье. Как показывают исследования, сегодня более трети марийцев, проживающих в республике, более двух третей, проживающих в городах, четыре пятых марийской интеллигенции общаются со своими детьми только на русском языке, т.е. целенаправленно отрывают их от национальной культуры. И, конечно, школьное преподавание родного языка, как бы отлично они ни было организовано, не может компенсировать упущение семьи.
Для индивида, для семьи это не страшно, тем более, что у них есть на это право. Для народа это плохо - без языка нет нации. Поэтому в комплексе национальных проблем на первом месте стоит проблема языка.
На официальном уровне в республике созданы надлежащие условия для функционирования языка титульной нации. В пределах республики он уравнен в правах с государственным языком Российской Федерации. На нем издаются газеты, журналы, книги (правда, тираж их в последнее время существенно сократился), ведутся передачи радио, телевидения. Есть творческие союзы писателей, композиторов, художников, журналистов. Имеется драматический театр, театр оперы и балета. Созданы условия для преподавания языка, есть учебники, методические пособия, кадры педагогов. Подготовка национальных кадров для сферы духовной жизни марийского народа ведется в МарГУ, колледже культуры, музыкальном училище, школе-интернате для одаренных детей при Президенте республики, других учебных заведениях. В настоящее время предпринимаются шаги по расширению функций языка коренного народа. Появились исконно марийские названия населенных пунктов вдоль магистральных дорог, дублированные на марийский язык названия улиц в городах и поселках, наименования учреждений, организаций, предприятий обслуживания населения. Возвращается родной язык в сферу общения марийцев между собой не только в обиходе, но и в служебной обстановке. Национальные проблемы народов Республики Марий Эл находятся постоянно в поле зрения министерства культуры, печати и по делам национальностей. Разра-
202
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
ботана Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл.
Есть законы, нормативные акты, есть разработанная система, программы. Однако далеко не все из них и не везде работают. В одних случаях - это проявление неумения, в других - обычная халатность со стороны ответственных за эту работу, а кое-где - явное неприятие и даже противодействие. Это с одной стороны. С другой - это непонимание своего места в национальной жизни, недооценка национального статуса своего народа, желание приобщиться к более престижной культуре другого народа или просто безразличие. Это свидетельство того, что на определенном уровне общественного сознания происходит девальвация национальных ценностей.
Значит, в диалектике общего и особенного на определенном этапе в качестве общего может выступить мощное явление, готовое поглотить, свести на нет все специфическое, особенное, которым отличается тот или иной объект. Причем сделать это не насильственно, не грубо, а, наоборот, красиво, привлекая, вовлекая в себя, как яркий свет, притягивающий наивных бабочек, радостно подлетающих из родной теми к своей светлой гибели. Таким манящим светом для людей сегодня предстает глобализация, суть которой - экономическая целесообразность, к которой, попирая традиционные ценности культуры, духовности, нравственности, по воле правителей, магнатов поворачивается человечество.
Глобализация не просто индифферентна к ценностям культуры, достижениям права, она губительна для них. Такие правовые принципы, как равноправие, самоопределение народов, такие нравственные категории, как национальный менталитет, национальная гордость, патриотизм, защита Отечества, героизм, подвиг, самопожертвование, и даже такие качества, как благоволение, добродетель, милосердие, попечительство, человеколюбие, активно проповедуемые сегодня церковью, напрочь теряют свою значимость в геенном чреве глобализации, призрак которой бродит сегодня не только в глобальном масштабе, но опосредованно проявляет себя и на местном уровне, в частности, в сфере языка.
Конечно, глобализация, плохо это или хорошо, - видимо, будущее человечества. Кажется, что история всех нас приведет туда, если не нас, то потомков наших. Очевидно, и при ней можно будет жить, только в ином качестве, вернее, в иной культуре, сдав свою в архив истории. Хорошо ли это? Поэтому, опасаясь ее пагубного воздействия на культуру, менталитет народов, надо думать, как войти туда, сохранив свой национальный облик, свою человеческую сущность, собственное достоинство. Государство, общество, люди сегодня в определенной мере озабочены этим, и каждый на свой манер ищет пути, способы возрождения, сохранения, развития своей духовности. Одни при этом делают ставку на закон, другие - на науку, третьи - на религию, кто-то - на мораль. Русские сегодня при активной поддержке властвующих структур возлагают особые надежды на православие, другие народы - на ислам, определенная часть населения - на протестантские объединения, марийцы - на свои
203
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
исконные этнические верования, которые до последнего времени называли языческими.
Однако лидеры марийской религии не считают ее язычеством, именуют ее традиционной марийской национальной религией, хотя по своей сути это не что иное, как национальный вариант явления, именуемого в религиоведении язычеством. Ничего пренебрежительного в этом термине сегодня нет; унижающий, оскорбляющий смысл в это наименование вкладывали в свое время в Российской империи православная церковь, ее миссионеры, приверженцы и царские чиновники. Язычество запрещалось, преследовалось, жестоко наказывалось. Включенные после падения Казанского ханства в состав Русского государства народы подвергались насильственному крещению в целях просвещения их «светом христовой веры». Еще в 1653 году, например, царь Федор Иоаннович в своем указе предписывал: «А которые новокрещены христианские веры крепко держати и поучения митрополита и отцов духовных слушати не учнут, тех смиряти, в тюрьму сажати, и бити, и в желаза, и в чепи сажати»1.
Такие методы христианизации инородцев продолжались вплоть до XIX века, когда язычество из разряда запрещенных религий было официально переведено в разряд терпимых. Некоторые послабления некрещеным народам, провозглашавшиеся царским правительством, не успев по-настоящему реализоваться, вскоре заменялись новым усилением запретов, преследований. Да и законы законами, а у местных властей на этот счет были свои порядки. Кроме того, права, установленные одними актами, не могли быть реализованы в соответствии с другими актами. Поэтому и после прекращения прямых репрессий язычники подвергались всяческой дискриминации, лишались целого ряда социальных прав. В частности, они не могли занимать даже самые низшие должности на государственной службе, их не принимали на учебу в духовные и учительские семинарии, которые в то время представляли собой единственную для нерусских народов возможность получения среднего образования, их дети не могли учиться даже в церковно-приходских школах. Запрещались, разгонялись коллективные моления, проводившиеся по традиции в священных рощах. Пресекались попытки реформирования традиционной религии. Лидеры языческих новообразований преследовались в судебном порядке и подвергались суровым наказаниям.
Но и в этих условиях традиционная религия мари играла существенную роль в сохранении обычаев, устоев, уклада жизни, в формировании этнического облика народа. В соответствии с этими потребностями сложилась довольно стройная система организации национальной жизни народа, охватывающая все основные сферы его жизнедеятельности, регулируемая своеобразным религиозным правом. На основе культовой практики этой религии была создана оригинальная многоступенчатая структура неофициальной представительной власти народа, в определенной мере противостоявшая официальной нацио-
1 Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев. С 1552 по 1867 гг. - М., 1880. - С. 26-27. Цит. по: Денисов П.В. Религиозные верования чуваш: методико-этнографические очерки. - Чебоксары. 1959. - С. 171.
204
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
нальной политике царизма, вносившая в эту политику реальные коррективы с учетом насущных интересов своего народа.
Систему составляли разного уровня моления, проводимые с определенной периодичностью в заранее определенных местах и практически охватывающие все население: семейные, родовые, общинные, региональные, окружные, мировые или всеобщие. Каждый нижестоящий уровень делегировал из своего состава наиболее авторитетных представителей для участия в работе следующего уровня. Моления, как правило, не ограничивались только славословлени-ем богов, выражением благодарности им, обращением с просьбами к ним. В кругу делегированных представителей обсуждались насущные проблемы народа, советовались, как относиться к тем или иным требованиям властей, принимались по ним устные решения, с которыми знакомили всех участников моления с расчетом, что они донесут их содержание, рекомендации до всех по существовавшей системе передачи информации по цепочке, называемой «ше-рава». Решения, принимаемые в них, были обязательны только для марийцев. Контрольные функции в этом правовом поле выполняло общественное мнение, усиленное авторитетом религии.
Принудительная христианизация, активно проводившаяся церковью и царизмом, привела к тому, что большинство марийцев, формально приняв православие, сохранили в существенное мере и свою приверженность дохристианским верованиям и стали по сути двоеверами, называя свою конфессию «марла вера» - вера по-марийски. Горные мари, добровольно присоединившиеся к Русскому государству еще до покорения Казани, и небольшая часть луговых приняли христианство, отказавшись в основном от своей национальной религии. Их религию называют «рушла вера» - вера по-русски. Часть марийцев, принципиально не приняв христианство, несмотря на явную их дискриминацию со стороны властей, сохранили в относительно чистом виде традиционные верования своих предков и именуют себя «чимари» - чистые или истинные марийцы. В республике их немного, по определению социологов, они составляют около 5-7 процентов, проживающих в ней марийцев. Эта конфессия является основной в восточном субэтносе марийского народа. При этом отмечается, что марийцы являются единственным в Европе народом, часть которого донесла до XXI века религиозные традиции, зародившиеся, сформировавшиеся вместе со своим этносом. Поэтому сегодня к этой религии проявляют большой интерес не только российские, но и зарубежные исследователи.
Нелегким было положение языческой религии и в советские времена. Дело в том, что постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях»1 было запрещено проведение массовых религиозных мероприятий вне церковного здания. У марийцев же традиционно молитвенных зданий не было, свои моления они проводили под открытым небом в мольбищах, представляющих собой или отдельные священные рощи, или
1 О религиозных объединениях: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. // Законодательство о религиозных культах: сб. материалов и документов. - М., 1971. - С. 53-55.
205
Марийский юридический вестник
Выпуск 8
иные традиционно определенные места на природе. В соответствии с указанным документом марийская религия оказалась вне закона. Коллективные моления всех типов были запрещены. Для их проведения нужно было каждый раз получать специальное разрешение местных властей, а те, опасаясь партийного наказания за потворство религии, просто боялись удовлетворять подобные просьбы. Партийные органы, в частности, обком партии, в общем-то понимая абсурдность ситуации, тоже боялись по тем же соображениям, что и советские властные структуры, ставить вопрос перед соответствующими инстанциями. Поэтому верующие проводили свои моления вечерами, ночами, по утрам. Но появлялись «доброжелатели», которые сигнализировали в райком, райисполком и даже в милицию. Те иногда оперативно реагировали и, приезжая на место, опрокидывали котел с жертвенным мясом в костер. Принимались и меры партийного воздействия. Правда, как правило, не очень строгие, но принимались. Что было, то было.
В начале 90-х годов прошлого столетия марийское религиозное объединение под название «Ошмари-чимари», представляющее часть приверженцев двоеверия и чимари, первым из языческих образований в России было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в статусе централизованной религиозной организации. В республике взяты на учет священные рощи, принят закон об их охране. Издается необходимая литература. Формируются новые объединения традиционной религии. Это значит, что 1000летняя история марийской традиционной религии, впитавшей в себя древние верования, сегодня увенчалась обретением собственной правовой базы, не только предоставляющей возможности для беспрепятственного удовлетворения религиозных потребностей, но содействующей этому.
Таким образом, марийцы, по своим религиозным воззрениям, сегодня подразделяются на три конфессии, не считая небольшие численности приверженцев различных христианских протестантских церквей и даже буддистов-ламаистов, что, безусловно, является в определенной мере препятствием в консолидации нации. Однако существенных противоречий между ними нет. Напротив, тяга принявших христианство марийцев к традиционной марийской религии свидетельствует об их желании в большей мере приобщиться к национальным ценностям своего народа. Это о марийцах. Если говорить о религиозности населения республики в целом, то традиционно оно исповедовало в основном три религии: марийскую языческую, православную (в т.ч. в определенной мере старообрядческую) и мусульманскую. С начала 90-х годов зарегистрировались и получили права юридического лица организации адвентистов, баптистов, пятидесятников, лютеранов, свидетелей Иеговы и других конфессий, долгое время подвергавшихся дискриминации.
Однако, сферу религиозной жизни в республике нельзя назвать беспроблемной. Проблема заключается прежде всего в том, что при равных правах конфессии не имеют равных условий для своей деятельности. Особой расположенностью властей сегодня пользуется православие, которое сегодня представлено в качестве главного гаранта духовности российского общества.
206
2011
2. Вопросы теории и истории государства и права
Это лишь несколько аспектов, касающихся правового обеспечения сложнейших взаимосвязей, взаимоотношений общего и особенного в сфере национальной жизни одного субъекта Федерации. Их много. Это обнищание деревни, связанное с безработицей, приводящее к деградации части сельского населения, исторической миссией которого все времена было формирование и сохранение национальных традиций. Это и демографические проблемы, выражающиеся в сокращении численности населения, и снижение этического идентитета у части молодежи. Это и продолжающееся сокращение т.н. неперспективных деревень, стимулируемое закрытием малокомплектных национальных школ. Это и проблемы расселения населения, когда, например, свыше двух третей титульного народа республики, проживая в сельской местности, вынуждена испытывать больший по сравнению с горожанами дискомфорт и в материальном, и социальном, и духовном отношении, когда русская часть населения, урбанизировавшись в большей мере, чем селяне, теряет свой национальный менталитет. Это и проблема национальных кадров, проявляющаяся в непропорциональном представительстве титульного народа республики не только в выборных, но и исполнительных органах. И многое, многое другое. Все они требуют серьезного, грамотного подхода к их решению, ибо сфера национальных отношений весьма сложна. Здесь даже незначительные нюансы в реализации потребностей одних могут задеть интересы других.
В отношениях общего и особенного второе всегда зависит от первого и до некоторых пор мирится с этой зависимостью ради более высоких интересов общего. Но на определенном этапе такого соотношения определенная часть особенного приходит в противоречие с общим, которое может быть поддержано другими частями особенного, что приводит или к разрушению общего, или к укреплению его позиций при признании целесообразности интересов особенного, или к образованию нового общего. Отсутствие такого противоречия создает благостное состояние, приводящее к застою, попытки игнорировать эти противоречия - к краху общего. Это и определяет диалектический характер единства общего и особенного. Основанная задача права в этих условиях -видеть и поддержать прогрессивное начало.
207