Научная статья на тему 'От самоорганизации к государству: исторические предпосылки формирования государственности марийского народа'

От самоорганизации к государству: исторические предпосылки формирования государственности марийского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1056
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От самоорганизации к государству: исторические предпосылки формирования государственности марийского народа»

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Укреплению связей участковых уполномоченных милиции с населением способствовало и то, что они активно участвовали в общественной жизни, в целевых сборах денежных средств, вещей, в субботниках и воскресниках, выполняли различные хозяйственные и строительные работы, перечисляя заработанные деньги на нужды фронта.

Таким образом, в 1941-1945 гг. участковые уполномоченные милиции внесли неоценимый вклад в дело укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью в Чувашской республике. При этом они выполняли не только свои прямые профессиональные обязанности, но и взяли на себя многие ранее не свойственные им функции и обязанности, связанные со спецификой военного времени: организация деятельности истребительных батальонов, решение вопросов по размещению имущества эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и обустройству населения.

Сегодня служба участковых уполномоченных милиции считается самой представительной и общественно значимой в структуре подразделения милиции общественной безопасности.

В завершении работы, отметим, что современный участковый уполномоченный должен руководствоваться принципами гуманизма и законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, чуткого и внимательного отношения к гражданам, верности служебному долгу, как это делали участковые уполномоченные военной поры, чьи имена запечатлены на памятниках, обелисках и мемориальных досках: Н.В. Иванов (Козловский РОМ), В.П. Козлов (Алатырский РОМ), М.Т. Титов (Красноармейский РОМ).

Т.Н. Михеева*, Д.С. Михеев**

ОТ САМООРГАНИЗАЦИИ К ГОСУДАРСТВУ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

Формирование Марий Эл как равноправного субъекта в составе Российской Федерации со статусом государства явилось результатом сложного исторического пути. Предлагаемый нами небольшой исторический экскурс представляется необходимым для понимания общих тенденций и противоречий, которые выражаются сегодня в политике национально-государственного строительства Российской Федерации.

Названием своим Марий Эл (в переводе с марийского - «марийский край») обязана одноименному народу мари. Марийский народ - один из древнейших в Поволжье. Процесс формирования марийской этнической общности проис-

Д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой публичного прав России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

89

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

ходил в период разложения родового строя и зарождения феодальных отношений, особенно интенсивно шел с VIII-IX вв.1 Это подтверждают письменные источники, а также датированные и хорошо изученные археологические памятники, в основном могильники IX-XI вв. н. э. Ветлужско-Вятского междуречья (Дубовский, Руткинский, «Черемисское кладбище» и др.)2.

Возникновение государственности любого народа - сложный и длительный естественно-исторический процесс, включающий многие социально-экономические, политические и правовые слагаемые. Их наличие дает возможность говорить о вызревании объективных предпосылок государственности народа.

Развитие марийского народа как этнической общности идет от племенных группировок поздней поры общинно-родового строя к территориально-племенным, а затем и чисто территориальным (земляческим) объединениям периода разложения родового строя. Совокупность территориально-племенных объединений, говорящих на диалектах единого происхождения, расселенных на смежных территориях, имеющих сходный культурно-бытовой уклад еще нельзя назвать народностью, но она послужила этнической основой позднейшей марийской народности, сложившейся в эпоху развитого феодализма в составе Русского централизованного государства3.

Вплоть до присоединения к Русскому государству у марийцев существовал сильно развитый племенной союз. Но фундаментальных исследований, посвященных родо-племенной организации мари, в литературных изданиях до настоящего времени нет. В разрозненных источниках имеются материалы о языческих верованиях, поминальных и других обрядах, легендах и преданиях мари. Внимательное изучение их содержания дает возможность установить, что у древних мари существовали все классические звенья родо-племенной организации: род, фратрия, племя, союз племен.

Вопрос о более высокой консолидации древнемарийских племен в племенные союзы остается до настоящего времени недостаточно исследованным. В религиозных верованиях марийцев и материалах устного народного творчества сохранились воспоминания об одном из центров консолидации мари, которым стал Кокшаров (ныне г. Котельнич Кировской обл.), хотя и недолго пробыл резиденцией вождя (марий он). Эти места часто навещали новгородские ушкуйники. После нескольких сражений резиденция была переведена в Кукарку (ныне г. Советск Кировской обл.).

Но и в Кукарке марийский вождь не мог обосноваться надолго, в 1181 г. новгородские ушкуйники появились и там, в связи с чем место марийского

1 История Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1986. - Т. I. - С. 33.

2 Архипов Г.А. Происхождение марийского народа по археологическим данным // Происхождение марийского народа. Материалы научной сессии, проведенной МарНИИ языка, литературы и истории 23-25 дек. 1965 г. - Йошкар-Ола, 1967. - С. 36-37.

3 Козлова К.И. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии // Происхождение марийского народа: материалы науч. сессии, проведенной МарНИИ языка, литературы и истории 23-25 декабря 1965 г. - Йошкар-Ола, 1967. - С. 11.

90

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

вождя было переведено к ручью Шокша, который находится в десяти верстах от реки Немды.

Постоянная военная угроза заставляла марийцев совершенствовать методы консолидации народа, систему управления. Большую роль в этих заботах выполняла религия. Была создана довольно стройная система организации религиозной жизни, способствовавшая объединению народа. По религиозным принципам сплачивались общины, которые объединялись в местные структуры (тисте), образовывающие, в свою очередь, более масштабные территориальные объединения (мер). На моленьях, проводимых по этой системе, обсуждались насущные проблемы жизни, принимались определенные решения. Для решения вопросов, касающихся судьбы всего народа, собирались всемарийские (мировые) моления, в которых видную роль играли родоначальники, вожди племен (он, оньыжа, кугурак). Такая форма самоорганизации народа уже содержала в себе зачатки государственности.

Сталкиваясь с различными противниками, древние марийцы организовали хорошо налаженную систему связи. В основном связь была письменной и сигнальной.

Письмо древних мари идеографическое. Знаками письма были специфические иероглифы (тамга). Первоначально тамга использовалась как знак отличия одного рода от другого. Она служила документом происхождения от того или иного предка, употреблялась также вместо подписи и печати во всех письменных документах. Тамгою отмечались все предметы пользования, из поколения в поколение круг употребления тамги расширялся и постепенно превратился в письменность. В преданиях говорится, что в прошлом марийцы писали на холсте. Как в настоящее время женщины вышивают на холсте, так и мужчины тогда вышивкой писали на холсте. Поэтому в орнаментации марийских вышивок имеются отдельные элементы, совпадающие с очертаниями и знаками идеографического письма.

Кроме холста для письма древние марийцы использовали также бересту и липовые палки (шерева тоя), которые применялись в основном в чрезвычайных ситуациях, для срочного донесения о чем-то важном. Древние мари широко пользовались сигнальной связью. Для этого изготавливались трубы различного вида и размера. Как и идеографическое письмо, определенные тоны различных труб соответствовали определенным понятиям. При военной опасности пострадавший род или племя трубили сигнал опасности. По цепи сигнал передавался дальше, что позволяло за короткое время собрать ополчение1.

Таким образом, постепенно зарождались элементы государственности мари, одним из признаков которой стало появление, если и не специальных органов, постоянно занимающихся руководством общественными делами, то отдельных личностей (вождь племени, вождь союза марийских племен), имеющих определенный круг лиц, способствующих выполнению управленческих функций. В основе зарождения зачатков государственности лежали

1 Степанов А.Ф. Государственность древних мари // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. -1995. - № 1. - С. 73-74.

91

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

не столько экономические факторы сколько необходимость защиты родов от нападений извне.

В период IX-XIII вв. начинает формироваться единый марийский язык, общность культуры, быта, характерные для народности, достигается известная степень консолидации древнемарийских племен. Постепенно к указанному периоду по обоим берегам реки Волги в среднем ее течении сложилась устойчивая территория расселения древних марийцев. Они были окружены в основном финно-уграми. На северо-западе - на Белом озере и в притоках Волги -Шексне и Мологе - жила весь (или вепсы), в восточной части волго-окского междуречья - меря, на средней и нижней Оке - мордва и мурома. На юге и юго-востоке были хазары и булгары1.

Однако, углубления и расширения элементов государственности в тот период у мари не произошло, этот процесс был прерван в XIII в. - присоединением их земель к Золотой Орде, а со второй четверти XV века - к Казанскому ханству.

К этому же времени среди марийцев наметилось деление на две территориальные группы - горных, проживающих на правом (холмистом) берегу Волги, и луговых, освоивших левый (равнинный, луговой) берег, что нашло отражение и в сведениях Казанского летописца: «Две бо черемисы бе в Казанской области..., едина убо черемиса об сю сторону Волги сидит, промеж высоких гор, по удолиям, и та слывет горная; другая же черемиса об ону сторону Волги живет и та ся наречет луговая»2.

В золотоордынский период устанавливается административное управление завоеванными землями. Однако, Золотая Орда была не в силах сломать общественный строй, сложившуюся систему социальных отношений мари. Власть захватчиков над завоеванными землями в большинстве покоренных районов была опосредованной местной феодальной верхушкой. Она выражалась в сборе дани. В управлении завоеванными землями большую роль играли баскаки -сборщики дани с военным охранением и даруги - управляющие чиновники. Однако, и те и другие не могли управлять коренным населением, установить постоянный надзор за поступлением дани и выполнением других повинностей. В соответствии с военно-феодальной организацией Золотой Орды на местах для управления были тумены и тысячники, как правило, из золотоордынцев, а из местной марийской знати назначались сотники и десятники.

Система управления, взимания дани и исполнения других повинностей, выработанные Золотой Ордой, получили дальнейшее развитие в период Казанского ханства, почти полностью перенявшего эту систему во взаимоотношениях с не татарским населением. Ханство делилось на несколько наместни-честв - даруг, во главе которых стояли крупные феодалы (эмиры). Даруги, не имея строго очерченных границ, делились на улусы и сотни во главе с татарскими или местными национальными феодалами.

1 История Марийской АССР. - Т. I. - С. 34.

2 Казанская история. - С. 86; ПСРЛ. - Т. XIX. - С. 60, 304.

92

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Марийские земли входили в состав Алатской, Арской и Галичской даруг1. Четко обозначавшейся административной единицей являлась сотня, соответствовавшая в основном территории сельской общины. Ханским чиновникам принадлежали функции фискально-политического характера. В своих внутренних делах общинники управлялись старейшинами.

Сотни как административные единицы возглавлялись феодалами, именуемыми в русских летописях сотными князьями. Несколько сотен объединялись в улусы.

Татаро-монгольское иго не могло способствовать формированию самостоятельной политической организации марийских земель, их развитие осуществлялось по феодальному праву Казанского ханства. Однако, характерным для марийских территорий было то, что родоплеменные отношения оставались в них живучими довольно длительное время и в составе Казанского ханства. В основе марийских общественных отношений в XV-XVI вв. лежала территориальная или соседская община, которая характеризуется наличием в ней одновременно общинной и частной собственности. «Часть земли, а именно, усадебная и пахотная, составляют частную собственность, а земли, менее интенсивно используемые (сенокосы, выгоны, пастбища, леса и различные угодья), остаются в коллективном владении и пользовании всей общиной»2.

Выход из общины был достаточно свободен, а выходцы нанимались на работу к богатым односельчанам или горожанам.

Татары, марийцы, чуваши, мордва в своем значительном большинстве относились тогда к категории ясачных феодально-зависимых людей. Все ясачное население края являлось собственностью феодального государства, от имени которого выступал хан, осуществляющий управление через феодалов. Но ясачные крестьяне не были крепостными этих феодалов.

Одной из особенностей организации Казанского ханства является внутренняя политика господствующей золотоордынской знати. Крупная казанская феодальная знать состояла преимущественно из выходцев Золотой Орды, а местная знать - марийцев, чуваш, удмуртов, мордвы, играла подчиненную роль3.

Роль родовых марийских князей определялась их местом в феодальной иерархии Казанского ханства. Казанский летописец - единственный из известных письменных источников XV-XVI вв. сообщает, что воеводы С. Микулин-ский и А. Горбатый после походов внутрь марийских и удмуртских лесов «приведоша князей арских 12, и воевод черемисских 7, и земских людей... сотников старейших»4. Эти данные свидетельствуют, что местная феодальная знать делилась на две группы: князей, воевод, представляющих верхушку родовой знати, принявших мусульманство и приравнивавшихся к татарской зна-

1 Очерки истории Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1965. - С. 65.

2 Архипов Г.А. Марийцы в IX-XI вв. - Йошкар-Ола, 1973. - С. 81.

3 Дубровина Л.А. Социально-экономическое и политическое развитие Марийского края в XV-XVI вв. (на материалах Казанского летописца) // Вопросы дореволюционной истории Марийского края. - Йошкар-Ола, 1978. - С. 18.

4 Казанская история. - С. 132; ПСРЛ. - Т. XIX. - С. 127.

93

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

ти, и сотных, десятских и старейшин, - мелких феодалов, осуществлявших непосредственное административное управление на территориях с ясачным населением.

Черемисские воеводы или князья жили в «крепях» лесных, которые служили и административными центрами. «По писцовым материалам Казани и уезда выявляются следующие марийские административные центры: Морку, Чукша, Иллеть, Бет-Кукморы, Пинжан-Кукморы, Карамас, Яран, Коркет, волость Морки, Шали, Кундуш-Черанури и волость Муморы»1.

Марийские князья и сотники имели свое конное войско. Предания сохранили имена марийских князей. Горномарийский князь Акпарс владел всей горномарийской стороной на правобережье Волги до Суры2. Документы XVII-XVIII вв. сообщают нам об Акпарсовой сотне (куда входили 29 марийских деревень)3 4. Луговомарийский князь Полтыш владел крепостью Малмыж

4

и прилегающими к ней лесами и землями .

Присоединение марийских земель к Русскому государству связано с борьбой Ивана IV против Казанского ханства. Марийцы горной правобережной стороны, находившиеся в значительном удалении от Казани во время похода московского войска с большой радостью встречали его и добровольно в 1551 году перешли на сторону Москвы, чем были созданы условия по закреплению позиций русских войск в правобережье Волги для последующих наступлений на Казань. Горные марийцы совместно с чувашами и мордвой активно помогали Ивану IV в завершении его борьбы с Казанью. Земли, населенные луговыми марийцами, к середине XVI в. оказались в несколько иных исторических условиях. Они были расположены в непосредственной близости от центра ханства, связи их с Казанью были развиты сильнее. Часть марийских феодалов луговой стороны активно поддерживала ханов. Вследствие этого земли луговых мари были присоединены к Русскому государству лишь в результате ликвидации Казанского ханства в 1552 году.

С присоединением Марийского края к Российскому государству на него была распространена общегосударственная система административного управления. Левобережная часть была отнесена к Казанскому, правобережная - Свияжскому уездам. Территория края, как и все Поволжье, со второй половины XVI в. управлялась Приказом Казанского дворца. Из Москвы в уездные города направлялись воеводы, поставленные во главе местного управления, подчинявшиеся Приказу Казанского дворца. Они руководствовались нормами российского феодального права, а также специальных наказов. Облеченный большой властью воевода ведал всем городом и уездом. В его управление входил широкий круг вопросов: охрана феодальной собственности, сбор податей, пошлин и других платежей, борьба с укрывательством бег-

1 Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства - вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971. - С. 279-280.

2 Смирнов И.Н. Черемисы. - Казань, 1889. - С. 25-26.

3 Айплатов Г.Н. Навеки с тобой, Россия. - Йошкар-Ола, 1967. - С. 104.

4 РФ МарНИИ. - Оп. 1. - Д. 265. - Л. 16.

94

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

лых крестьян, забота о пополнении царской казны, обязанность «учинить прибыль, которая б государю была прочна и стоятельна»1.

Воевода осуществлял управление при помощи дворян, находившихся на должностях стрелецких, таможенных, кабацких голов. Ему помогали дьяки, подьячие, приставы, сборщики, рассыльщики, толмачи (переводчики). Все делопроизводство велось на русском языке. Поэтому служилых людей из марийцев было немного, обязательным условием для занятия должности на государевой службе было принятие православия, чем также круг чиновников из числа мари был ограничен.

Вся деятельность марийского крестьянина организовывалась в рамках территориальной соседской общины. Каждая семья, прикрепленная к общинной земле и основанная на единоличном ведении хозяйства, пользовалась определенной площадью пахотных земель. В общем пользовании всех членов общины были лесные, иногда - сенокосные угодья.

В решении спорных дел, в борьбе с притеснением воеводской канцелярии марийская поземельная община выступала как единое целое. В то же время, являясь средством защиты крестьянских интересов, община выполняла роль фискальной единицы. Вся община в целом отвечала за исправное несение повинностей и платежей перед уездной воеводской властью. За своевременным поступлением податей неослабно следили старосты деревень и волостные сотники, как правило, назначаемые из числа местного населения.

В ходе губернских реформ 1708 и 1775 годов Россия, как известно, была поделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на уезды. (Губернии создавались с населением в 300-400 тыс. жителей, уезды - 20-30 тыс.). Территория Марийского края оказалась разделена между тремя губерниями: в Казанскую вошло 60 % территории, в Вятскую - 30 %, в Нижегородскую -10 %.

С 1708 года уездные воеводы и земские комиссары стали подотчетны Казанскому губернатору. Кроме того, с 1719 года уездные власти подчинялись еще и провинциальным воеводам. В результате реформ 1727-1728 гг. вся полнота власти была сосредоточена в руках губернатора, провинциальных и уездных воевод2. Помимо упоминавшихся обязанностей по сбору податей, принуждению к выполнению казенных повинностей, правительственные чиновники следили еще за «спокойствием и тишиной»3.

По уголовным и гражданским делам государственных крестьян судили Казанский губернатор и уездные воеводы (до 1775 г.). Разбор судебного дела для марийцев, не знавших русского языка и существующих законов, зачастую приводил их к разорению.

Между тем, вплоть до начала XX века в марийских селениях сохранились традиции родо-племенного управления, связанные со значительной ролью се-

1 История Марийской АССР. - Т. 1. - С. 77.

2 Там же. - С. 96.

3 Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Очерки из истории колонизации края. - Одесса, 1882. - С. 57.

95

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

мьи, и соответственно - старейшин в сельских общинах. В семейных отношениях царили патриархальные порядки. Внутрисемейные отношения складывались на основе подчинения детей родителям, младших - старшим, женщин -мужчинам. Главой семьи являлся старейший мужчина. Вступление в брак, рождение ребенка, смерть и похороны члена семьи сопровождались обрядами и обычаями. После присоединения Марийского края к Российскому государству стали проникать элементы обрядности русских. Все основные процессы крестьянского труда находили отражение в обрядах и ритуалах. Большое значение придавалось праздникам, отмечаемым всей общиной. Это - праздник пашни, праздник нового урожая и др. Непререкаемым в марийской общине был и авторитет старейшины. Он традиционно при участии членов общины рассматривал возникающие споры, выносил решения, которым провинившиеся общинники вынуждены были подчиниться.

Марийский народ оставался преимущественно языческим, в связи с чем существенную роль во внутренней жизни селений играли жрецы (карты). В верованиях марийцев можно выделить развитый культ природы (почитание растений, животных, птиц, небесных светил, явлений земной природы), семейно - родовой культ (почитание домашнего очага, культ огня, духов, известных под названием «керемет»), аграрный культ (общинное почитание покровителей земледелия - божеств земли, неба, грозы, стихийных сил природы) и культ племенных покровителей божеств - «кугурак» (старейшина), «кугу юмо» (великое божество). В культовой практике марийцев существенное место занимали жертвоприношения божествам и духам в священной роще, называемой «кусото», «ото».

Христианизация марийцев, начавшаяся во второй половине XVI века и развернувшаяся наиболее сильно в 20-50-е годы XVIII в. проводилась в основном методом принуждения. Основная масса крестьян в православие переходила лишь формально, оказывала постоянное сопротивление миссионерам и священнослужителям.

И хотя Марийский край был раздроблен между тремя губерниями, тем не менее, к началу XX века этот регион сохранил свои национально-этнические особенности - единство культуры, языка, традиционного уклада, что было связано с наличием ряда факторов.

Основная масса населения края была представлена податными сословиями. Крестьяне вплоть до конца XIX века составляли от 93 до 95 % населения. Подавляющее их число было государственным. Доля помещичьих, дворцовых, монастырских крестьян была незначительной. Несмотря на некоторое увеличение в конце XVIII - начале XIX вв. численности помещичьих крестьян, их удельный вес так и остался весьма незначительным. Колонизационная политика царского правительства позволяла сохранять высокую степень национальной однородности населения, 4/5 которого составляли представители мари. Русские проживали преимущественно в городах, которые, однако, были немногочисленными. В начале XVIII в. в городах Козьмодемьянске, Ца-ревококшайске и Кокшайске проживало около 3,5 тыс. чел. К началу XIX века

96

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

численность их жителей увеличилась лишь до 4,4 тыс. чел.1 В этих условиях основную хозяйственно-административную единицу края составляла марийская община, которая при прочих условиях обеспечивала сохранение единства культуры и языка, традиционного уклада, консервировала остатки родоплеменных отношений.

По данным переписи 1897 г. в России проживало 375194 марийца, из которых в Вятской губернии - 144918 человек, в Казанской - 122717, Уфимской -80608, Пермской - 15687, Нижегородской - 6764, Костромской - 2001. Достаточно компактно марийцы проживали на территории Казанской, Вятской и Нижегородской губерний, особенно в таких граничивших между собой уездах, как Царевококшайский (61508 чел.), Козьмодемьянский (38242), Уржумский (73053), Яранский (50939), Чебоксарский (15283), Малмыжский (10413), Васильсурский (5302)2.

Экономике края был присущ ярко выраженный аграрный характер. Вплоть до последней четверти XVIII в. здесь по существу не было фабричнозаводской промышленности. Первые промышленные предприятия стали появляться в крае лишь в конце XVIII в. Так, в 1779 г. купец Жарков построил в деревне Ключи Моркинской волости Царевококшайского уезда стекольный завод3.Затем стали возникать хлопчатобумажные предприятия, на которых ежегодно выпускалось до 240 тыс. аршин кумача4. В 40-е годы XIX в. появились два предприятия по производству бумаги и несколько небольших кожевенных производств. В 1872 г. в Звенигове (на р. Волге) был построен судоремонтный завод, на котором работало более 300 чел. В начале XX века в Марийском крае насчитывалось 13 лесопильных заводов. Три стекольных завода выпускали в 1903 г. продукции более чем на 400 тыс. рублей5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если для России в целом в конце XIX - начале XX вв. было характерно преимущественное развитие крупной фабрично-заводской промышленности с применением машин и высокой концентрацией производства, то в Марийском крае в первую очередь развивалась лесозаготовительная промышленность, поскольку 3/4 территории было занято лесом. Основную часть рабочих трудно отнести к промышленному пролетариату, т. к. они были тесно связаны с деревней: имели земельные участки, лошадей, скот. Сельское хозяйство носило полунатуральный характер, в нем было занято 95-96 процентов населения.

С развитием капитализма в России происходили изменения в классовой структуре общества. Это было характерно и для Марийского края. В середине XIX в. и особенно после реформ 60-х годов стала зарождаться марийская буржуазия (лесопромышленники, торговцы, купечество). Крестьянство расслаи-

1 Иванов А.Г. Экономическое положение крестьян Марийского края во второй половине 60-х годов XVIII в. // Сельское хозяйство и крестьянство Среднего Поволжья в период феодализма и капитализма. - Чебоксары, 1982. - С. 35.

2 Шибаев В.П. Этнический состав населения Европейской части Союза ССР. - Ленинград, 1930. - С. 15, 36-37, 44-45, 106-107.

3 Из истории Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1969. - С. 33.

4 Там же.

5 Там же.

97

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

валось, из него выделялись, с одной стороны, буржуазия в лице кулаков, торговцев и промышленников, с другой - пролетариат: батраки, фабричные рабочие.

В Казанской губернии насчитывалось около 10 тыс. батраков и наемных рабочих, которые были заняты в хозяйствах кулаков и кустарей1. Объективные потребности социально-экономического и культурного развития вызывали зарождение национальной письменности. Возникновение марийской письменности, основанной на русской графике, относится к XVIII в. Первые книги на марийском языке имели религиозное содержание. В XVIII веке зародились первые попытки обучения детей грамоте. В 1707-1708 гг. в Казани при архиерейском доме в числе 32 учащихся нерусских национальностей обучалось и 5 марийцев2.

Для подготовки национальных кадров были открыты две небольшие учительские семинарии в Казани и Бирске. К 1917 г. грамотность населения выросла среди мужчин до 18 %, а среди женщин - до 3 %.

Все это не могло не сказаться на увеличении числа марийцев на государственной и общественной службе. По данным переписи 1897 г. в Казанской губернии 69 марийцев находились на государственной службе и 61 - на общественной, в Нижегородской губернии соответственно 9 и 7, Вятской - 14 и 17 чел.3 Заметно увеличилась численность марийской интеллигенции. В 1897 г. в эту категорию входило не менее 500 человек мари4. Многие из них работали учителями, священнослужителями и писарями.

Таким образом, к началу XX века в территориях, составлявших Марийский край и расположенных в трех губерниях, в экономическом и социально-культурном отношении сложилась достаточно типичная ситуация, характерная для провинциальной России конца XIX - начала XX вв. с наличием особенностей, свойственных национальным регионам. Административно - территориальная разобщенность народа мари, безусловно, сдерживала его национально-культурное развитие, процесс этнической консолидации. По мнению А.В. Хлебникова, одна из особенностей развития марийского народа до Октябрьской революции состояла в том, что «он в отличие даже от соседей татар, чуваш и др. - не сформировался в буржуазную нацию»5. Вместе с тем, развитие экономических связей, изучение в начальных школах марийского языка, распространение печатных изданий на марийском языке, появление местной интеллигенции способствовало сохранению и укреплению культурных связей территорий компактного проживания марийцев, росту национального самосознания, зарождению национального движения, появлению идей национально-государственной автономии.

1 Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г. Казанская губ. - Т. 14. -С. 207-208.

2 Васенев С.А. Становление и развитие марийской нации. - Йошкар-Ола, 1982. - С. 28.

3 Из истории Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1969. - С. 64.

4 Там же.

5 Хлебников А.В. Образование и развитие Советской автономии марийского народа. 19171929. - Йошкар-Ола, 1970. - С. 7.

98

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Однако, они не могли быть в то время реализованы. Российская империя, несмотря на свою многонациональность, была по существу, унитарным государством. Царское правительство не поддерживало стремление народов иметь свою государственность. Только Финляндия, Бухара и Хива (Хорезм) обладали особым правовым статусом. Они имели самостоятельное гражданство, систему местного самоуправления, независимую от общеимперской, хотя в целом находились в полном подчинении центральным органам власти. В апреле 1914 г. в состав России добровольно вошла Тыва (Урянхайский край).

В ходе февральской революции 1917 г. в форму государственного устройства России особые изменения не вносились, ибо в этом не было заинтересовано Временное правительство. Однако, рост революционного движения и выдвинутые в ходе этого процесса государственно-правовые идеи и лозунги различными партиями, течениями, отдельными национальными лидерами привели к изменению формы государственного устройства России. Так, идеи отделения от России появились в Финляндии, Тыве, Молдавии. Лозунги национальной автономии выдвигались на Украине. В Белоруссии, Чувашии преобладали идеи национально-культурной автономии1.

Идея создания национальной автономии народа мари также возникла в ходе Февральской буржуазно-демократической революции. Так, в июле 1917 г. в Бирске на первом Всероссийском съезде мари, где присутствовали 176 делегатов из Уфимской и Казанской губерний, среди прочих было принято решение добиваться в России демократической республики с самым широким местным самоуправлением, создания в местностях, населенных марийцами, национальных земских управ (волостных, а при возможности уездных и даже губернских), изменения административно-территориального деления с учетом национального состава населения, включения марийцев в состав работников местных учреждений, употребления в них марийского языка.

Этой резолюцией представительным органом марийского народа впервые был поставлен вопрос о создании собственного национально-территориального образования в составе России. Многие участники съезда с болью в сердце говорили о культурной отсталости народа мари как следствии политики царизма, высказывались за развитие просвещения, культуры, печати, здравоохранения.

До последнего времени ни учеными-историками, ни юристами в Марий Эл практически ничего не говорилось о рассмотрении на съезде вопросов, связанных с религией. Между тем, это был один из основных вопросов съезда. В марийском народе, благодаря сохранению в значительной степени языческих религиозных традиций, вплоть до конца XX века существовала как бы внешняя (в виде органов официальной власти) и внутренняя (в виде соподчиненности в рамках языческих традиций) самоорганизация народа. Эта внутренняя самоорганизация бесконфликтно с официальной властью реально существовала и в

1 Установление Советской власти на местах в 1917-1918 годах. - М.: Госкомиздат, 1959. -Вып. 2. - С. 681; История Белорусской ССР // Изд. АН БССР. - 1954. - С. 363; Установление Советской власти в Чувашии. - Чебоксары, 1958. - С.163.

99

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

первые десятилетия XX века. По вопросу о религии на съезде было принято решение об институировании традиционной языческой религии, исповедовавшейся марийцами, начиная от создания Центрального духовного правления в г. Бирске Уфимской губернии, который был провозглашен географическим центром марийского народа, и, заканчивая выбором жрецов в каждой марийской деревне1. Это решение состоялось не без давления делегатов от Уфимской губернии. Они представляли этническую группу марийского народа (так называемых «башкирских марийцев»), предки которых еще в XVI в., не желая принимать христианство, начали переселяться из традиционных мест расселения в район реки Белая. Именно среди этой части мари языческие традиции были наиболее сильными.

Проведение I Всероссийского съезда мари и выход единственной в то время марийской газеты «Ужара» оживили национальное движение. Хотя оно в тот период было еще полно противоречий, объяснявшихся недостатком общей и политической культуры, следует отметить, что изначально оно было лишено всплесков национализма. Это шло как от исторически сложившегося менталитета народа, для которого свойственна толерантность, умение мирно уживаться с другими народами, миролюбие и неконфликтность, так и отсутствие собственной государственности на протяжении многих веков.

Проведенный историко-правовой анализ позволяет сделать некоторые обобщения. Марийский край прошел сложный исторический путь. Общественный строй мари складывался на протяжении многих веков и был системой сложных общественных отношений. В его развитии прослеживаются несколько этапов. Сформировавшись к IX в. как единая народность под влиянием соседних племен, населявших территории среднего течения реки Волги, мари имели развитую родо-племенную структуру. В основе общественных отношений лежал род и связанные с ним социально-правовые институты. Несмотря на присоединение в XVI в. земель мари к Русскому государству и распространение на них общегосударственной системы управления, мари сохранился как единый народ, обеспечил высокую степень единства территории проживания и общности языка. Средством сохранения традиционного общественного и экономического уклада народа в этот период стала крестьянская община, сохранившая систему родо-племенного управления, и традиционная языческая религия, в рамках которой длительное время вплоть до первого десятилетия XX века реально существовала наряду с органами официальной власти внутренняя самоорганизация народа мари, которую никакая царская администрация не могла разрушить.

Представляется необходимым отметить, что марийский народ не достиг ранней государственности, как некоторые другие народы Российской Федерации. Практически как до присоединения марийских земель к Русскому государству в XVI веке, так и в более поздние периоды вплоть до Октябрьской революции 1917 года в землях, населенных марийцами, отсутствовали инсти-

1 Революция и национальный вопрос // Документы и материалы по истории национального вопроса в России и СССР в XX в. - М., 1930. - С. 418.

100

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

туты, характерные для государства: собственные органы публичной власти, судебные и иные органы принуждения. Несмотря на это, отдельные элементы государственности наблюдались и в эти периоды.

Отсюда следует заключить, что в недрах родо-племенной структуры древних марийцев вызревали предпосылки собственной государственности, народ мари находился на пути ее обретения, главным образом, за счет органического развития внутри племенных групп, приближающих его к государству.

Октябрьская революция сломала старое административное устройство России, и, как следствие, возникла задача его замены новым. Данный процесс шел нелегкими путями, ибо внешняя и внутренняя обстановка были крайне сложными, отсутствовал опыт государственного строительства.

Несмотря на это, работа по установлению новой формы административнотерриториального устройства шла активно. О.И. Чистяков отмечает две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, стремление приспособить старую административно-территориальную систему к новым условиям путем частичной, локальной перестройки границ губерний, уездов, волостей и т. п., с другой - шли поиски новой формы административного устройства территории РСФСР1.

При этом молодое Советское государство не могло игнорировать ни многонациональный состав населения, ни стремлений национальных регионов к самоопределению, которое явилось бы «формой обеспечения права гражданских и этнокультурных общностей на выбор самостоятельных путей национального и культурного развития, форм политического управления»2.

В этом большую роль сыграла «Декларация прав народов России», принятая II Всероссийским съездом Советов, провозгласившая равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России3.

А в январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердив «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», законодательно закрепил государственное устройство Советской республики: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик»4.

В 1920-х годах началось массовое создание автономных республик, правовое положение которых в этот период имело ряд особенностей. Оно определялось первоначально только актами центральной власти. Рядом особенностей обладал Туркестан, имевший кроме того свою конституцию. Местные органы власти и управления автономии строились в соответствии с Конституцией

1 Чистяков О.И. Становление Российской Федерации. - М.: Изд. МГУ, 1966. - С. 51.

2 Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм. - 1997. - № 3. - С. 90.

3 Декреты Советской власти. - М., 1967. - Т. 1. - С. 8-9.

4 Съезды Советов в документах 1917-1936 гг. - М., 1939. - Т. 1. - С. 30-31.

101

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

РСФСР. Так, высшими органами власти в них определялись съезды Советов. В ряде республик предусматривалось также создание ВЦИК и СНК. Органами отраслевого управления являлись народные комиссариаты.

К этому же времени относится и создание автономии народа мари. Можно выделить три этапа в процессе подготовки и практической реализации национально-государственного строительства в Марийском крае в годы Советской власти.

1. Октябрь 1917 - февраль 1918 г. В этот период влияние партии большевиков в органах власти и национальном движении становится определяющим.

2. Март 1918 - октябрь 1920 г. Этот период включает подготовку и принятие автономии марийского народа.

3. 1920-1936 гг. - процесс унификации национально-государственного устройства автономной области и преобразование ее в автономную республику, какой она оставалась до 1993 г.

Процесс национально-государственного развития Марийского края в первый период шел по двум направлениям. Первое заключалось в становлении Советов как официальных органов власти, постепенном их переходе под контроль партии большевиков, второе - в попытке создания национальных, независимых от Советов органов местной власти. Это хорошо видно на следующем примере. 6 января 1918 года в Казани была создана организация «Центральный союз мари». В принятом на собрании уставе отмечалось, что Советская власть не является представительным органом марийскою народа, она далека от его нужд, поэтому необходимо создавать свои национальные органы власти на базе «обществ мари». В уставе содержались призывы к национальной однородности марийской территории1.

Национальная доктрина, провозглашенная партией большевиков, вызвала отклик у национальных окраин. Но следует признать, что новые тенденции не всегда были правильно оценены в силу известной национальной незрелости. Иногда грань, отделяющая борьбу народа за национальное самоопределение от национализма, легко преодолевалась. Так, под воздействием идей вышеупомянутого Центрального союза мари в отдельных, правда немногочисленных случаях, крестьяне-марийцы выдвигали националистические требования. Например, 15 февраля 1918 года в деревне Озерки Больше-Шичаковской волости Царевококшайского уезда марийцы приняли решение выселить из деревни в течение недели 18 семей только за то, что они являлись русскими. При этом было сделано предупреждение, что в случае невыполнения решения у русских будет конфисковано имущество, сломаны в домах окна и трубы2. Благодаря вмешательству уездных властей националистическое решение не было проведено в жизнь.

Идеи, провозглашенные Центральным союзом мари о создании собственных национальных органов власти, нашли серьезный отпор в лице казанской

1 Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. - Ф. 48. - Оп. 1, 1918 г. - Л. 14.

2 ЦГА Республики Марий Эл. - Ф. 275. - Оп. 1, 1918 г. - Д. 44. - Л. 38.

102

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

организации большевиков, которая решила перехватить инициативу и легитимировать создание Советов путем проведения подконтрольного съезда народа мари. Он состоялся в феврале 1918 года в г. Казани. На съезде присутствовало 98 человек, в основном это были солдаты местного гарнизона, интеллигенция, крестьяне. Были представители из Казанской, Вятской, Уфимской губерний. Среди участников присутствовало и несколько представителей «Центрального союза мари»1.

Одним из ключевых вопросов съезда стал вопрос о власти на территории края. И хотя представитель Центрального союза мари призвал съезд о продолжении линии I Всероссийского съезда мари на непризнание Советов и формирование национальных органов власти, однако не получил поддержки у делегатов. Докладчик Мухин, активный сторонник Советской власти, убедительно при всеобщем одобрении съезда доказывал, что только Советская власть есть истинная выразительница интересов трудового народа и единственно способная к проведению в жизни всех реформ, направленных на осуществление принципов социализма, и все попытки это отрицать вредят интересам трудящихся классов всех национальностей2.

На съезде была подчеркнута необходимость развития классового самосознания трудящихся масс и всемерной борьбы с национализмом. Так было принято решение отменить существовавшее ранее название «черемисы» ввиду его не национального происхождения и заменить его историческим именем «народ мари»3.

На съезде нашли решение ряд важных проблем. Была отмечена необходимость всеобщего начального обучения, мобилизовав на это все интеллигентские силы марийского народа. Также съезд записал, что «для защиты Интересов национальной школы необходимо иметь представителя мари в Комиссариате просвещения»4.

Еще один из важных вопросов, рассмотренных съездом, необходимость образования отдела мари при Совнаркоме. Это решение было выражением желания марийцев иметь такой государственный орган, который бы представлял и отстаивал интересы марийского народа в центральных органах Советской республики. Впоследствии данное решение было реализовано - создан отдел мари Наркомнаца.

Несмотря на то, что представители национально-демократического движения в лице Центрального союза мари не смогли повлиять на ход съезда, многие их идеи не нашли поддержки у пробольшевистски настроенных участников национального съезда мари, неоспоримо, что последний поставил и решил важнейшие вопросы: добиться создания реальных административных институтов, защищавших интересы марийцев в органах государственной власти -

1 ЦГА Республики Марин Эл. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 15. - Л. 512.

2 РЦХДНИ. - Ф. 24, 1918. - Д. 5. Национальный съезд мари. Протоколы заседаний с 12 по 24 февраля 1918 г. - Казань, 1918. - С. 29.

3 Там же. - С. 32.

4 Там же. - С. 29.

103

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

Комиссариата мари при Казанском губсовете, а впоследствии - отдела мари Наркомнаца, марийского подотдела отдела национальных меньшинств Нар-компроса. На таком важном уровне марийский народ еще никогда не был представлен в Российском государстве.

В подобной противоречивой обстановке шло становление Советской власти в крае, которое завершилось к весне 1918 года. С марта 1918 года начинается новый этап национально-государственного строительства. Все более активно стала проявляться тенденция консолидации национальных образований с преимущественно марийским населением, что соответственно порождало требования об изменении административно - территориального устройства.

За изменение административно - территориального устройства высказывались на сельских и волостных сходах марийцы Уржумского, Яранского и Ва-сильсурского уездов1. Конганурское волостное собрание возбудило ходатайство о переходе Конганурской волости из Уржумского в Царевококшайский уезд, население Марьинской и Юринской волостей ходатайствовало о включении волостей в состав Козьмодемьянского уезда2. Становились все более громкими требования об изменении административно-территориального устройства по национальному признаку, которые активно поддерживал Центральный союз мари.

К декабрю 1918 года в крае создалась своеобразная обстановка, когда в сельских районах с преимущественно марийским населением сильные позиции имели сторонники Центрального союза мари, создавшие по сути дела параллельные Советам структуры, волости же вокруг городов Царевококшайска и Козьмодемьянска находились под контролем Советов. В декабре по распоряжению Казанского губернского комитета большевиков Центральный союз мари был ликвидирован: «Ввиду ненадобности для трудящихся и ввиду не отвечающим революционным чаяниям пролетариата и трудового крестьянства мари»3.

К концу 1918 г. движение за создание национально-государственных образований имело место во многих регионах России.

Для этого в ряде регионов России существовали объективные предпосылки. В их числе - единство территории и языка.

К началу процесса становления первого собственного национальногосударственного образования на территории европейской части РСФСР проживало 398810 марийцев. Марийцы жили достаточно компактно на территории, в которую входили Краснококшайский (бывший Царевококшайский), Козьмодемьянский уезды, северо-восточная часть Чебоксарского уезда Казанской губернии, юго-западная - Уржумского, южная - Яранского, западная Малмыжского уездов Вятской губернии, восточная часть Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Следовательно, была налицо одна из важнейших

1 ЦГА Республики Марий Эл. - Ф. 362. - Оп. 1, 1918, - Д. 3. - Л. 196.

2 Там же. - Л. 236.

3 Образование Марийской автономной области: сб. документов и материалов. - Йошкар-Ола, 1966. - С. 60.

104

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

предпосылок для создания собственного национально-территориального образования народа - общность территории, а также тождество языка - важнейшего фактора единства народа. Однако, территории, вошедшие впоследствии в состав Марийской автономной области (МАО), никогда не были этнически однородными. К началу 20-х годов XX века в большинстве уездов, впоследствии вошедших в состав МАО, русские составляли от 30 до 50 и более процентов1. Однако, упор был сделан на формирование именно национально - государственного образования.

7-15 февраля 1920 года в Казани по инициативе отдела мари Наркомнаца состоялось Всероссийское совещание марийских партийных и советских работников, которое высказалось за образование советской автономии марийского народа2. Вслед за ним 16-17 февраля 1920 года в Казани состоялось совещание марийского партийного актива. Оно также высказалось за образование автономии.

Решения совещаний были с одобрением встречены в волостях. В общей сложности за образование автономной области высказались не менее 20 волостей (это почти все волости, населенные марийцами)3.

В октябре 1920 года материалы об образовании Марийской автономной области были переданы Наркомнацем в СНК РСФСР. 4 ноября ВЦИК и Совнарком издали декрет об образовании МАО в составе РСФСР.

Областная национальная автономия в тот период была одной из основных форм демократического решения национального вопроса.

Вопросы федерации и автономии всесторонне были рассмотрены В.И. Лениным. Необходимо отметить, что его взгляды на устройство нового Российского государства претерпели изменения. Так, в период до Октябрьской революции он был применительно к России против федерации, полагая, что она ослабляет государство4. Однако, в период между двумя революциями 1917 года его взгляды существенно изменились, он убедительно обосновал возможность, даже необходимость федерации в условиях России и идею предоставления большей самостоятельности нациям, компактно проживающим на определенной территории5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности правового статуса вновь образуемых в тот период национально-государственных образований, в том числе и Марийской автономной области, заключались в том, что центральные органы власти своими актами осуществляли правовое регулирование на местах. Высшие органы государственной власти и Советы Народных Комиссаров СССР и РСФСР в порядке текущего законодательства определяли права и формы взаимоотношений автономий и РСФСР. Государственно-правовой статус автономных республик,

1 Марийцы: статистический сб. - Йошкар-Ола, 1992. - С. 4-5.

2 Первое Всероссийское совещание активных работников мари. - Казань, 1921. - С. 32-33.

3 Хлебников А.В. Образование и развитие Советской автономии марийского народа. -Йошкар-Ола, 1970. - С. 100.

4 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 48. - С. 235.

5 Там же. - Т. 23. - С. 44.

105

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

областей, входивших в РСФСР, определялся конституциями СССР и РСФСР. Так, 25 ноября 1920 г. Декретом ВЦИК и СНК «Об автономной области марийского народа» была утверждена ее территория. В состав области вошла территория площадью 16404 кв. версты с населением численностью 338,5 тыс. человек, в том числе мари - 183 тыс. (54,1 %), русские - 135 тыс. (40 %), татары - 19,5 тыс. (5,7 %)'.

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что хотя принятие в 1920 году решения о создании Марийской автономной области (как и ряда других национальных образований России) не имело ни достаточных социально-экономических предпосылок, ни правовых, однако, совпадало с желанием марийского народа обрести свою государственность.

Начиная от Марийской автономной области, национально-государственное образование марийского народа прошло в дальнейшем длительный путь развития в составе Российской Федерации, совершенствуя практику государственного строительства, «обрастая» атрибутами государственности.

Ф.В. Габдрахманов*

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ СЛЕДСТВИЯ В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

Основной задачей органов прокуратуры в 20-х годах прошлого столетия являлся надзор за законностью во всех отраслях советского государственного управления (ст. 113 Конституции СССР 1924 года). В сфере уголовного преследования одним из важнейших направлений деятельности прокурора «был надзор за законностью всего хода уголовного процесса, прежде всего за законностью руководимого им предварительного расследования, обоснованностью предъявления обвинения, соблюдением установленных законом гарантий прав обвиняемого и других участников процесса»1 2.

УПК РСФСР3 предоставлял следователям широкую процессуальную самостоятельность. Они имели право задержания, заключения под стражу, проведения обысков, выемок, осмотров, наложения ареста на имущество и др.

Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Национально-государственное строительство в Марийском крае в годы военной интервенции и гражданской войны (с середины 1918 г. до образования МАО): уч. записки МГПИ им. Н.К. Крупской. - Йошкар-Ола, 1968. - С. 42.

2 Чельцов А.М. Советский уголовный процесс. - М.: Госюриздат, 1951. - С. 95-96.

3 В РСФСР первый УПК был принят постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 года и введен в действие с 1 июля 1922 года. В связи с принятием в этом же году Положения о судоустройстве РСФСР постановлением ВЦИК от 15 февраля 1923 года была принята новая редакция УПК РСФСР.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.