Научная статья на тему 'Интервью с Альбертом Ивановичем Рукавишниковым'

Интервью с Альбертом Ивановичем Рукавишниковым Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
173
42
Поделиться

Текст научной работы на тему «Интервью с Альбертом Ивановичем Рукавишниковым»

ИНТЕРВЬЮ С АЛЬБЕРТОМ ИВАНОВИЧЕМ РУКАВИШНИКОВЫМ1 24 ноября 2012 года. Посёлок Куженер, Куженерский район, республика Марий Эл.

Биография, присланная респондентом.

Родился 23 июля 1950 года в Сернурском районе республики Марий Эл. По окончании школы прошёл службу в армии, по возвращении из которой работал в правоохранительных органах Куженерского и других районов республики Марий Эл на различных должностях (участковый, следователь). Получил высшее образование в Горьковской высшей школе МВД СССР (1984 год, заочно). Вышел на пенсию в звании майора.

В настоящее время являюсь служителем культа (картом) Марийской Традиционной Религии, веду активную работу в составе Централизованной Религиозной Организации Марийской Традиционной религии РМЭ в должности заместителя главного карта республики Марий Эл, возглавляю Совет ветеранов Куженерского РОВД.

1. Сообщите сведения о себе:

Рукавишников Альберт Иванович, 1950 г. р., образование высшее, этническая принадлежность - луговой мариец.

2. Что такое язычество в Вашем понимании? Имеет ли собственное название исповедываемое Вами вероучение?

По согласованию с научным сообществом республики Марий Эл с 2006 года мы (служители культа - прим. Р. С.) отошли от слова «язычество», и приняли решение назвать исповедываемое вероучение «Марийская Традиционная Религия (МТР)». Но и сейчас на всех совещаниях, различных мероприятиях, где я принимаю участие, некоторых учёных поправляю, что мы не язычники. Термин «язычник» можно перевести всяко - и «поганый» человек, и от «языцы» (народы) и прочее, переводов много. Сейчас нас православное христианство называет уже не язычниками, а последователями традиционной религии. Мы толерантны друг другу и к другим конфессиям.

3. Существует ли у последователей МТР религиозная община, объединение, организация (название, дата основания)? Какое место в ней занимаете Вы?

В 2007 году у нас (в республике Марий Эл - прим. Р. С.) образовалась Централизованная религиозная организация Марийской Традиционной Религии республики Марий Эл, куда первоначально вошли 4 общины: община Советского района,

Новоторьяльская районная община, Сернурская и община из деревни Шоруньжа Моркинского района (на октябрь 2013 года, в республике действует восемь общин -интервью с А. И. Рукавишниковым. 5 октября 2013 г. Прим. Р. С.). К примеру, общины назывались «Советская районная религиозная община Марийской Традиционной Религии «Марий кумалтыш». Впоследствии Моркинская община приостановила свою деятельность. В настоящее время образовалась Куженерская районная община, зарегистрированная 22 августа 2012 года.

Какое место занимаю я? Я отвечаю за безопасность всей республиканской религиозной организации на правах заместителя главного карта Централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии республики Марий Эл.

1 В интервью максимально сохранены языковые обороты респондента.

4. Кто такой жрец в Вашем понимании? Относите ли Вы себя к данному религиозному институту?

Мы не жрецы. Я с этим термином не согласен. Я понимаю, жрецы в Греции были, в Египте - классический жреческий институт. Мы священнослужители - служители культа. Я также являюсь служителем культа Марийской Традиционной Религии.

5. Какие качества необходимы человеку, чтобы стать служителем культа? Как вы стали служителем культа?

Нужен жизненный опыт, определённый дар. Я на совещаниях в Централизованной религиозной организации МТР всегда говорю, что марийский карт (служитель культа -прим. Р. С.) должен знать и уметь собирать травы, должен владеть методами лечения, должен понимать психологию человека, то есть должен сочетать в себе все эти знания, навыки. Приветствуется преемственность, династии священнослужителей. Сегодня специальной подготовки марийских картов нет. Мы у себя в Централизованной религиозной организации на уровне семинаров, совещаний раз-два в год, говорим, что можно, а что нельзя (вероятно, это касается правил для служителей культа - прим. Р. С.).

Сегодня очень сильная вера. К нам на моления приходят не только марийцы, но и русские, татары, чуваши и другие. Особенно на Чумбылат (имеется в виду летнее моление на горе Чумбылат возле речки Немда в Советском районе Кировской области - прим. Р. С.), на Всемарийские моления. Много молодых людей, так как наша религия сохранила себя в Европе в единственном виде.

Как я сам стал картом - не знаю. Видимо судьбе так угодно было. Образование конечно нужно, высшее образование нужно всё равно. Знания необходимы, уметь нужно пользоваться и современными технологиями (респондент указывает на умение пользоваться компьютером - прим. Р. С.).

В 2001 году со мной приключилось ЧП, попал в больницу. Пришло видение. Родственник мой - дедушка Иван мне явился. Он был с белой бородой, ростом с меня, одет в кафтан белый марийский, который карт сегодня одевает и говорит мне: «Тебе Алик ещё рано идти, ты ещё работу не сделал». Вот я и делаю работу. Вот так я стал служителем культа. До этого определённые знания я имел, не хватало смелости. Моления проводил у себя дома, домашние, семейные.

После этого случая у меня вещие сны начали появляться. Яркий такой пример, в 2009 году нездоровилось моей супруге. Во сне летом вижу сон: сидит мужчина в белой рубашке и соломенной шляпе в одной комнате дома и по телефону звонит мне в другую комнату:

- Алик, ты поедешь нынче на Чумбулат?

- Да поеду.

- Ты должен везти туда гуся.

Я проснулся, смотрю время 3 часа 15 минут утра. А у меня в тот год почему-то неудача с гусятами была. Рассказал сон жене. Решили взять гусака. Пришли на моление, обряд проводил глава Сернурской общины - Мамаев Вячеслав Михайлович. В итоге супруга вышла с моления здоровой. После этого я каждый год езжу туда с гусем.

Другой случай. Во сне увидел я деревню, в которой никогда не был, будто бы приехал в неё в гости. После этого приглашают меня моление провести в деревне. Приезжаю, вижу всё как во сне.

В своё время такие сны появляются у многих наших картов.

6. Какие функции выполняет служитель культа при совершении общественных, семейных, прочих религиозных обрядов?

Он всем руководит. Вся власть в его руках. Он решает с чего начинать жертвоприношение. Как он скажет, так и делается, в соответствии с требованиями, канонами нашей религии. Сколько должно быть основных жертвенных животных и прочее. То есть на молениях карт решает всё и все вопросы к нему. На семейных молениях он также главный руководитель, его слушаются. Служитель культа делает всё очень осторожно, иногда так бывает, что тебя бог накажет за ошибку. Поэтому надо быть очень осторожным. Существует

определённый набор правил, табу. Они чётко зафиксированы в устной форме. Мы запомнили эти табу и держим их у себя в голове.

Надо сказать, что глава семьи также может выступать в качестве служителя культа. На семейных молениях присутствие карта не обязательно.

Схема Всемарийского общинного моления следующая (прим. Р. С.): священное дерево «Онапу» - источник энергии, далее располагается главный карт (Тунг онаенг - прим. Р. С.), рядом другие карты, которые помогают ведущему. Позади них стоят помощники - «учо», которые приносят в жертву животных, отвечают за поддержание огня на кострище, следят за котлами в процессе приготовления ритуальной пищи. Их статус таков, что они не могут проводить моление, они выступают на обряде в качестве помощников картов; далее идут остальные участники моления - народ, «паства».

Чем объясняется определённая расстановка ритуальной атрибутики, костров, участников обряда по отношению к священному дереву (прим. Р. С.)?

Священное дерево всегда направлено к восходу солнца. Костры также расположены по этому ориентиру, к полярной звезде. Огонь, полярная звезда и солнце составляют единое целое. Это также свидетельствует о наличии культа огня у марийцев. Участники моления стоят лицом к священному дереву, то есть также ориентированы на небесные светила. Таким образом, осуществляется связь с богами. Данная часть текста взята из материалов интервью от 5 октября 2013 г. (прим. Р. С.).

Прежде чем заменить жертвенное животное, его очищают, это делает карт. В соответствии с традицией главный карт проверяет на угодность богам животных. Иногда приходится менять неугодное богам животное.

Основными жертвенными животными могут быть: лошади, крупный и мелкий рогатый скот (козы и кролики в жертву не приносятся) и водоплавающие птицы (гуси, утки).

Прежде чем принести животное в жертву, окуривают её дымом от тлеющей головешки, делают три круга по часовой стрелке над всем телом жертвенного животного, затем издают над телом жертвенного животного металлический звук (к примеру, ударами ножом об металлическую часть топора - прим. Р. С.). Таким образом, мы очищаем это животное. И третий этап очищения, это когда жертвенное животное окропляют водой через еловую ветку, таких веток всегда берем три штуки. Здесь надо отметить, что для окропления применяем не всякую воду. Берём воду из святого ключа, если таковой есть возле священной рощи, или же первые три ведра берутся из колодца, за этим следят главные карты. При подготовке к молению они инструктируют «учо». Непосредственно перед тем как принести животное в жертву, в определённом месте, где будет выпускаться кровь, три раза прижигают головешкой. Мы считаем, что таким образом очищается место, где будет выпускаться чистая кровь.

Во время моления бывает много жертвенных животных от пришедших на моления. Так, в октябре 2013 года в священной роще «Белая Берёза» всего была 531 голова животных, из них 41 голова - основные жертвенные животные, а 480 голов водоплавающих птиц (гуси, утки) поднесено от верующих. Когда молящийся приходит к священнослужителю после проведения ритуала, служитель культа только дымом от головешки окуривает данную птицу, а уже возле костра «учо» при принесении жертвы делает то же самое, что и с основными жертвенными животными.

На семейных молениях всё намного проще.

Можно сказать, что карт, помимо всего прочего, является ещё и своего рода душеприказчиком в общине (прим. Р. С.).

Да, так и есть. Очень часто на улице люди встречаются со мной, просят совета, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Наши карты так и живут. Уважение народа проявляется даже в похоронном обряде - картов хоронят наряду с паствой на общем для всех жителей кладбище. Раньше, в давние времена, в описаниях я встречал, что нас вообще стоя ставили в могилы. Но сейчас мы практикуем поднятие головы, потому что он (служитель культа) за народ молился, т. е. он не лежит ровно. Голову приподнимаем сантиметров на

15 - 17 (нечётное число). «Онаенг» (священнослужитель) является связующим звеном между богами и верующими, через «онапу» - священное мировое древо.

Изготавливается ли в настоящее время повязка, ленточки из бересты, обвязывающие священное дерево во время моления (прим. Р. С.)?

Раньше пояс делался из коры липы, на нём выводились специальный рисунок, орнамент, вырезались специальные марийские символы. Количество символов там должно быть нечётным. Допустим, на одном конце пять, на другом девять, но общее количество не считалось. Когда главное животное было принесено в жертву, то кровь при помощи еловой веточки наносили на пояс, чтобы моление доходило до богов.

Сейчас мы это не практикуем. Мы пошли более современным путем. Герб, утверждённый в Минюсте России, - общий для всей МТР, вышивается специально на белом полотне и как вымпел висит на священном дереве во время моления, после обряда он снимается и забирается с собой. Герб несёт в себе символы изобилия, благополучия и сохранения.

7. Может ли один и тот же человек занимать должность жреца несколько лет? Существуют ли жреческие династии?

Здесь ограничений нет. Он всю жизнь уже до смерти будет являться служителем культа. Династии есть, в том числе и сегодня. В семье священнослужителя Милютина Степана Андреевича два сына - служители культа (Герман и Анатолий), а у него, в свою очередь, отец был картом, т. е. династия сохраняется на протяжении 3 - 5 поколений. Таких семей много. Мы это приветствуем.

В моей семье также были предки - служители культа, к примеру, прапрадед Николай был очень сильным марийским картом.

8. Существует ли иерархия в среде служителей культа? Имеет ли она собственное «внутреннее» обозначение?

Иерархии как таковой нет. Мы все равны. В тоже время помощники есть - «учо», но только на молениях, а в жизни иерархии нет. Если он главный карт - «Тун Онаенг» -Таныгин Александр Иванович, мы относимся к нему с уважением. Но он не вышестоящий, не как патриарх. Он первый среди равных.

Получается, что иерархия, пусть и относительная, условно формируется только на молениях. Респондент подтверждает мои слова (прим. Р. С.).

Получается три ступени:

1. Г лавный карт, который отвечает за определённый участок моления;

2. Его помощники - карты (на больших молениях одному главному карту практически не справиться, потому что много народу);

3. «Учо» - помощники, которые занимаются кострами, котлами и прочим.

Интересно, что соль в котёл при приготовлении ритуальной пищи никто, кроме карта,

не кладёт, он также контролирует готовность пищи и процесс закладки жертвенных животных, птиц в котёл.

Помимо «учо», я встречал такую должность, как казначей (прим. Р. С.).

Казначеи есть и сейчас. Эта должность существует в каждой общине. Они отвечают именно за финансовую сторону дела (приход-расход, учёт). Во время больших Всемарийских молений им отводится специальное место в священной роще, у каждого бога есть свои казначеи. На молении собрали деньги, всё это актируется. На отчётном собрании общин казначей отчитывается, сколько собрано, потрачено на определённые нужды и прочее. Казначей не распределяет статьи расходования средств, это определяют карты на общем собрании.

9. Представляет ли институт жречества замкнутую структуру?

Эта структура открытая, не замкнутая. Я не помню случая, кто бы у нас ушёл сам по себе, по доброй воле из сообщества служителей культа. К нам приходят и приводят с собой и других.

Является ли должность служителя культа выборной (прим. Р. С.)?

Выборность у нас присутствует. Две должности выборные: главный марийский карт и главный священнослужитель района. Выбираются на пять лет, и, как правило, их срок автоматически продлевается. Но главный карт (сегодня А. И. Таныгин) по нашему уставу Централизованной религиозной организации может быть верховным картом до 75 лет.

10. С какого года, с Вашей точки зрения, началось активное возрождение традиционной религии?

Активное возрождение началось с 1991 года. Однозначно. В прошлом году (в апреле 2011 г.) мы праздновали довольно широко 20-летие возрождения МТР, образования первой централизованной организации «Ошмарий-Чимарий», которая, однако, впоследствии не сохранилась. Её руководителем был А. М. Юзыкайн, изначально отказавшийся от роли духовного лидера, он сказал: «Я буду как руководитель Ошмарий-Чимарий, но я не духовник, не карт». На этом торжестве ряд наших картов были награждены. А. И. Таныгин был награждён медалью ордена «За заслуги перед Марий Эл». Меня наградили правительственной наградой, почётной грамотой главы республики Марий Эл Л. Маркелова.

В процессе возрождения неоценима роль организации «Марий Ушем». Она официально существует и сегодня, но не как межрегиональная, а как региональная -внутриреспубликанская организация.

«Кугезе Младе» - это молодёжная организация. Сейчас называется - «Увий». Существует и работает. На последнем 1Х-м съезде, на котором мне довелось быть делегатом, было довольно много молодёжи.

В каждой из этих организаций существует определённый процент деятельности, направленной на сохранение традиционной религии. В этом плане проводилась активная работа Ираидой Александровной Степановой, бывшей в то время председателем «Марий Ушем». Но сама по себе Марийская Традиционная Религия возродилась благодаря одному из наших лидеров - Алексею Изергевичу Якимову - первому председателю «Ошмарий-Чимарий» (последние уточнения взяты из интервью с А. И. Рукавишниковым от 05 ноября 2013 года - прим. Р. С.).

Внутри Централизованной религиозной организации существует две структуры: Совет Старейшин и Совет Общин. Сегодня четыре общины, представленные двумя делегатами в том и в другом Совете. Получается около двадцати представителей в Советах. На итоговых годовых собраниях решающий голос имеют только они, т. е. члены Совета Старейшин и члены Совета Общин. Совет старейшин выполняет религиозную функцию (в него входят служители культа). Совет Общин представляет собой административноруководящий орган, т. е. все уставные, юридические и прочие подобные вопросы проходят через него.

11. Как члены религиозной общины называют служителя культа?

По-русски уже давно за нами закрепился термин «карт». Это слово иранского происхождения, означающее «человек, владеющий тысячами». В марийском языке мы зовемся «онаенг» (последние две буквы в марийском языке пишутся слитно - комментарий респондента) - человек, стоящий впереди народа. Ещё есть «мулла», но это в башкирской стороне, поскольку они ближе к мусульманам. В 2004 году был в Башкирии на трёхдневном семинаре, где мы договорились, что наши местные «карты» на марийском языке будут называть себя «онаенг».

Как бы Вы могли пояснить встречающееся в литературе обозначение марийского священнослужителя как «мужеде», «мушан» (прим. Р.С.)?

В XVII - XVIII веке приезжали голландские и другие иностранные исследователи, подобное встречается и в более поздних описаниях, даже в начале ХХ века. Почему так? В то время марийский карт умел очень многое: он обладал сильной энергетикой, это передавалось из поколения в поколение, он умел и мог контролировать явления природы. Он умел лечить, предсказывать судьбу, ворожить (от слова «мужед», «мужедешь» - ворожить).

Я и сейчас встречаю кое-кого с подобными возможностями. К примеру, интересный случай на празднике «Сюрем Кумалтыш» (1 декада июля). У православных христиан это Петров день, день равноденствия, когда зло борется с добром (Иван Купала ранее был у русских). Один раз, в 2010 году в Моркинском районе возле деревни Шоруньжа, было моление «Сюрем Кумалтыш». Погода испортилась, дождь пошёл, и вот главный карт вышел на окраину священной рощи и провел обряд моления. Буквально через пять минут солнце выглянуло, и больше дождя не было. Как объяснить? Он вышел и сумел. Я всегда говорю -«Мы дети природы!».

С татарского языка слово «карт» переводится как «старик», как человек определённого возраста и социального положения, обладающий жизненным опытом, знаниями, уважаемый жителями (прим. Р. С.).

Я согласен. Но мы себя стариками не считаем. Потому что к нам на марийские моления тысячами люди приходят. На последнем молении (29 октября) более тысячи человек было.

С переводом я согласен. Но сегодня не старики, а молодые к нам приходят массово. Карты молодые, в возрасте от 30 - 40 до 60 лет. Допустим, сегодня у меня в общине есть молодой человек в возрасте 38 лет, и он прекрасно проводит службу (обряд моления).

Встречается ли, кроме «карт», «онаенг», следующие названия служителей культа: «арвуй», «йуктышо», «кугыза», «юмынтанг» (прим. Р. С.)?

«Юмынтанг» - так мы общаемся между собой. Так говорят, когда два карта совместно проводили обряд молений, тогда они уже считаются практически как родственники.

«Кугыза» говорят. Народ обращается «карт кугыза», здесь, допустим, первое слово опускается, остаётся при обращении только второе - «кугыза». Так обращаются к старшему, уважаемому человеку в годах.

«Йуктышо» точно не знаю, может быть это горно-марийское слово (последние приводимые респондентом сведения взяты из материалов интервью от 05 ноября 2013 года

- прим. Р. С.)

12. Можно ли назвать марийского священнослужителя шаманом?

Нет, ни в коем случае. Мы не шаманим и с бубном «не играем».

На молениях практикуется музыкальное сопровождение - гусли, но на них играют только специально обученные люди, и это не всем дано. Немного истории. В 1929 году было введено постановление СНК и ЦК ВКПб «О запрете религиозных, ритуальных молений на улице, вне помещения». После этого гусли ушли с марийских молений и находились под запретом примерно восемьдесят лет. В 2008 году на Всемарийском молении 5 октября впервые гусли зазвучали в полный голос на территории Куженерского района в священной роще «Ош Куэр» (Белая Берёза). Она считается у нас «первопрестольной». Почему главная? Потому что из всех священных рощ, расположенных на территории республики Марий Эл, она расположена на самом высоком месте. В своё время оттуда окраины Казани в бинокль видно было. Поэтому это место и выбрали. На Совете Старейшин также решили, что эта роща будет главной. С 2008 года на больших молениях всегда гусли присутствуют, если погода позволяет. И на последнем молении этого года они тоже были. Иногда число гуслей доходит до трёх. (На молении 6 октября 2013 года музыкальное сопровождение в виде гуслей также присутствовало - прим. Р. С.)

13. Возможно ли совмещение «должностей» жрец, колдун, знахарь?

Служитель культа должен быть и знахарем, но только не колдуном. Мы категорически против этого. Если узнаём, что кто-то чем-то подобным занимается, мы такого человека отторгаем. Колдуны есть - это представители черной магии, но мы черной магией не занимаемся.

14. Существует ли специальное обрядовое облачение для служителя культа (опишите его)?

Да, есть. Во время проведения моления на голове у марийского карта обязательно должен быть головной убор - «Упш». Совет Общин Централизованной религиозной организации решил, что на головном уборе должна присутствовать символика, подчёркивающая принадлежность к служителям культа. Я всегда говорю, когда касается шапки: «Кому угодно, что угодно отдам, а шапку никому». Шапка должна быть обязательно. Форма клиновидная, может быть и круглая - летний вариант, приподнятая кверху острием. «Шобур» - кафтан по-русски. Марийский кафтан обязательно белого цвета. Вышивка, орнамент присутствует. Она сохраняется испокон века. Ритуальный нож должен быть закреплён на специальном ремне, поясе, имеющем ритуальное значение. Далее белые брюки. Сегодня мы не требуем, чтобы на ногах обязательно были надеты лапти. Обрядовое облачение имеет сакральную функцию. Я без него и не стану молиться. Даже дома, когда перед божницей стою, свечку зажигаю только в нём.

15. Как Вы оцениваете современное состояние жреческого института?

Институт служителей культа сохраняется и развивается. Имеет место процесс

омолаживания состава священнослужителей, то есть на лицо динамика.

16. Существует ли молитвенная традиция, если да, то как она передаётся?

У каждого карта есть своя технология проведения молений. Вышла в свет книга Н. С. Попова и А. И. Таныгина «Юмын йула». В ней содержатся семнадцать пунктов молитвенных слов, т. е. что примерно следует говорить. В этой книге также представлен порядок проведения молений на марийском языке. Я говорю своим сторонникам: «Почитайте вот это, запоминайте». Есть у меня ученики, которые воспользовались ей и начинают проводить моления самостоятельно. Что, откуда, как и с чего начинать, то есть создан «скелет» для проведения обрядов. Потом наращивай на эту схему содержание. Это уже зависит от таланта карта.

Молитвенная традиция только устная. На уровне артистизма, импровизации. Народ не воспринимает по книге, не принимает. Это всё в голове, не на бумаге. Устная молитва -«кумалтышмут». В то же время есть книга «Ош сандалык ончылно» (Йошкар-Ола, 2012), в которой представлены молитвы на все случаи жизни.

17. Перечислите священные места марийской традиционной веры (рощи, озёра, холмы, родники и т. д.).

У нас священных рощ по республике более шестисот. Только в одном Куженерском районе 69 священных рощ. Мы ещё не все обследовали, только в четырёх районах.

Помимо священных рощ, холмы есть. «Онар» - наш марийский богатырь, есть места, где он отдыхал, есть место, где он вытряхнул из лаптей землю, где останавливался и т. п. Сейчас эти места почитаются как места «Онара». Родник «Ший Памаш» - Серебряный ручей (Куженерский район) обладает большой сакральной силой.

Как можно классифицировать священные рощи (прим. Р. С.)?

Самоназвание священной рощи - «кусото».

1-я категория - семейные (низшие). У каждой семьи в священной роще своё священное дерево.

2-я - священная роща деревни.

3-я - «Тысше» и «Мер Тыште» - один округ, а «Мер» - один район. Сейчас «Тысше Кумалтыш», т. е. моление одного округа как таковое не проводится. Есть «Мер Кумалтыш» -это священная роща, хотя её статус и выше первых двух, но она наоборот должна стоять на втором месте.

4-я - Всемарийские.

Исходя из сложившейся сегодня ситуации по сохранению священных рощ, их можно подразделять на:

1. Федерального значения - природно-ландшафтный культурный памятник природы,

2. Региональные,

3. Районные,

4. Муниципальные (сельские).

В федеральных моление проводится раз в пять лет. В региональных могут проводиться всемарийские моления. В районных присутствует цикличность в сроках проведения молений, т. е в «Мер Кумалтыш» моления могут проводится раз в три года, или в пять, семь лет. В муниципальных проводятся деревенские моления. Некоторых деревень уже нет, а роща-то осталась.

А можно ли назвать священную рощу «кереметь» (прим. Р. С.)?

Такое название встречается. Но у нас на территории марийской республики рощ «кереметь» нет. Здесь я могу пояснить, что рощи «кереметь» остались только у башкирских марийцев. Вероятно, было взаимное недопонимание части марийцев друг с другом, и на этой почве между ними возникали междоусобицы. Поэтому часть марийцев ушла в башкирскую сторону вместе с «кереметью». Сторонники МТР в «кереметь» моление не проводят и не участвуют в этих молениях.

В Нижегородской области священные рощи есть - в Тоншаевском, Шахунском районе, т. е. на севере области, где ещё проживают марийцы. Но они уже запущены, забыты. В Тоншаевском районе есть Юрий Юсупов, который пытается возродить традиционную религию, но «один в поле не воин». Он не является служителем культа, он организатор. Непосредственных служителей в Тоншаевском районе нет.

Священных деревьев в роще несколько, в зависимости от статуса. Если роща «Мер Кумалтыш» районная, то там бывает до пяти основных священных деревьев (предпочтение отдается лиственным породам).

18. На какие виды можно подразделить проводимые моления (мировые, общественные, семейные и т. д.)?

Сочетаются с видами рощ. Семейные, деревенские, районные, всемарийские.

19. Перечислите основные праздники (их функции, значение)?

Существует народный природный календарь. У нас исчисление ведется по-другому. К примеру, Новый год начинается в марте, 22-го числа. После Николы у нас общественные моления закрываются (имеется в виду праздник Никола зимний - 19 декабря - прим. Р. С.).

Весна-лето - «Кугече» (Пасха), «Агавайрем». При советской власти это был праздник цветов. Практикуется праздник «Семик». Основу летнего праздничного цикла составляют «Сюрем» и моление на горе Чумбылат.

Осень-зима - «Угинде» и другие. Это праздники на уровне правительства, как фестиваль культуры.

Я считаю, важно отметить, что проводимые моления это не праздники, это ритуалы.

Рушан Саберов