Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ НАДЗОРА ПО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЗАДАЧАХ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

О СОСТОЯНИИ НАДЗОРА ПО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЗАДАЧАХ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of sanitary-and-epidemiological well-being in the Russian Federation is one of the major priorities of policy of the state. In the country, the implementation of a package of organizational, preventive, and antiepidemic measures has made the sanitary-and-epidemiological situation stable. In the Russian Federation, the national plan of measures for 2005-2007 has been approved and is being implemented by the joint WHO measles control program by 2010. The recent noticeable decrease in the morbidity of measles in the Russian Federation suggests that the disease may be the third infection, after smallpox and poliomyelitis, to be eradicated in Russia. The high incidence of tick-borne viral encephalitis is a result of not only the insufficient coverage of the population with vaccination, but also the reduction in the scope of anti tick treatments and the use of ineffective and environmentally unstable agents for barrier ground treatments. In recent years, the tuberculosis epidemiological situation has recently remained to be of strain in the Russian Federation; socially dysadaptive population groups are on the rise; the socioeconomic standard of living of most sections of the population continues to be low. The requisite measures to optimize the prevention of infectious diseases are to improve the methodology of epidemiological surveillance of infectious and parasitic diseases, to perfect an epidemiological surveillance system during the epidemic spread of infections, to assess an epidemiological risk, to make a microbiological monitoring of the major pathogens of infectious diseases, and to elaborate and perfect the strategy and tactics of nonspecific prevention of extremely dangerous infectious diseases.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ НАДЗОРА ПО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЗАДАЧАХ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

Проблемные статьи

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2003 УДК 614.4:616.9-022-084(470)

Г. Г. Онищенко

О СОСТОЯНИИ НАДЗОРА ПО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЗАДАЧАХ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации является одним из основных приоритетных направлений государственной политики.

В стране в результате реализации комплекса организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий санитарно-эпидемиче-ская обстановка остается стабильной.

В стране достигнут и поддерживается высокий уровень охвата профилактическими прививками населения, в том числе детей, в декретированные сроки, составляющий по большинству нозологических форм 96—99%.

Это позволило добиться значительного снижения заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. В 2005 г. заболеваемость дифтерией снизилась по сравнению с таковой в 2004 г. на 30,56%, коклюшем — в 2,4 раза, корью — в 5,9 раза, эпидемическим паротитом — на 28,6%, вирусным гепатитом В — на 18%.

Благодаря широкомасштабной иммунизации детского и взрослого населения заболеваемость дифтерией регистрируется на спорадическом уровне.

В 2005 г. дифтерия не регистрировалась в 32 субъектах Российской Федерации, на 34 территориях имели место менее 5 случаев заболевания.

В Российской Федерации утвержден и реализуется Национальный план мероприятий на 2005— 2007 гг. по совместной с ВОЗ программе ликвидации кори к 2010 г. Выраженное снижение заболеваемости корью в Российской Федерации в последние годы свидетельствует о том, что корь может оказаться третьей инфекцией, которая вслед за натуральной оспой и полиомиелитом будет ликвидирована на территории России.

В течение последних 4 лет спорадический характер заболеваемости регистрируется более чем на 80% территорий России. В 2005 г. в 53 регионах корь не регистрировалась вообще, а на 32 территориях имели место от 1 до 4 случаев кори.

В возрастной структуре заболевших корью сохраняется тенденция к увеличению удельного веса взрослых, прежде всего молодых людей 18—19 и 20—29 лет. 60% заболевших не имеют прививочного анамнеза.

Реализация программы элиминации кори тесно связана с проблемой снижения заболеваемости краснухой, уровень которой все еще остается высоким (100,12 на 100 тыс.).

Введение в 1998 г. в Национальный календарь профилактических прививок против вирусного гепатита В значительно улучшило эпидемическую

обстановку в отношении этого заболевания. В 2005 г. заболеваемость вирусным гепатитом В снизилась на 18% по сравнению с таковой в предыдущем году, показатель составил 8,56 на 100 тыс. населения, что почти в 5 раз ниже, чем в допрививочный период. В структуре заболевших вирусным гепатитом В до 80% приходится на подростков и взрослых в возрасте 20—29 лет, показатели заболеваемости в этих возрастных группах достигают 300—500 на 100 тыс. населения. Основными путями передачи вируса являются половой и парентеральный (преимущественно при внутривенном введении наркотиков).

С 2002 г. в стране реализуются мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе. Следует подчеркнуть, что с 1997 г. в стране не регистрируются заболевания полиомиелитом, обусловленные диким штаммом полиовируса.

В 2006 г. для решения задач, поставленных 5 сентября 2005 г. Президентом Российской Федерации в части разработки комплекса мероприятий по снижению распространенности инфекционных заболеваний, в стране началась реализация национальных приоритетных проектов в области здравоохранения.

Целью приоритетного проекта по дополнительной иммунизации является снижение к 2008 г. заболеваемости гепатитом В более чем в 3 раза, краснухой — в 10 раз, предупреждение синдрома врожденной краснухи, случаев вакциноассоциирован-ного полиомиелита, снижение заболеваемости гриппом с тяжелыми осложнениями после заболевания.

Кроме того, в 2005—2006 гг. планируется прививать ежегодно инактивированной вакциной против полиомиелита в целях предупреждения вакци-ноассоциированных случаев по 150 тыс. детей с иммунодефицитными состояниями.

Для защиты лиц, относящихся к группам повышенного риска заражения, от заболевания гриппом и развития тяжелых осложнений в рамках приоритетного Национального календаря планируется прививать против гриппа в 2006 и 2007 гг. по 22 млн человек — медицинских работников, работников образовательных учреждений, лиц старше 60 лет, детей, посещающих дошкольные учреждения, и учащихся 1—4-х классов.

В 2005 г. в мире сложилась неблагополучная ситуация с распространением гриппа птиц и возникла возможная угроза развития пандемии гриппа.

В Российской Федерации в целях предотвращения массовой гибели птиц, пораженных вирусом

гриппа, и предотвращения заражения людей в населенных пунктах, где отмечена эпизоотия, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору и органами управления здравоохранением организован и проведен комплекс мероприятий.

Разработаны планы ветеринарно-санитарных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях локализации и ликвидации очагов падежа птицы и предотвращения заболеваний среди людей, утвержденные руководителями администраций соответствующих субъектов Российской Федерации.

Разработан пакет нормативно-методических документов в целях минимизации последствий эпизоотии для людей, по профилактике гриппа птиц, которые включают мероприятия по диагностике, профилактике и лечению гриппа птиц.

В связи с прогнозируемым подъемом гриппа, вызванного вирусами, которые циркулируют в мире среди людей, — A(H1N1), A(H3N2) и В, и трудностью клинической дифференциальной диагностики гриппа, вызываемого вирусами гриппа птиц, лаборатории Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечены необходимыми диагностическими препаратами отечественного производства, в том числе на вирус A(H5N1), предназначенными для проведения иммунофлюоресцентной диагностики, серо- и ПЦР-диагностики и выделения вируса.

За весь период наблюдения больных птичьим гриппом среди людей не выявлено.

В целях предотвращения возможного завоза и распространения на территории Российской Федерации высокопатогенного вируса гриппа птиц усилен контроль за пассажирами, прибывающими из Турции и сопредельных с ней территорий, где были зарегистрированы заболевания людей, и рекомендовано гражданам России воздержаться от поездок в северо-восточные территории Турции.

Службой регулярно информировалось население — размещалась информация об эпидемиологической ситуации по гриппу птиц.

В Российской Федерации осуществляется разработка специфической вакцины против гриппа А (H5N1) из сертифицированного ВОЗ реассортанта вируса А/Вьетнам/1194/2004(Н5Ы1) и PR8 (полученного методом обратной генетики).

Данная вакцина планируется к использованию в качестве вакцины резерва (в случае регистрации заболеваний среди людей) — для защиты лиц, участвующих в ликвидации заболеваний гриппом птиц, а также населения в очагах заболевания людей.

Кроме того, в предэпидемический период (сентябрь—декабрь) целесообразно проведение иммунизации населения из групп риска обычной сезонной вакциной против гриппа для предотвращения заболевания людей гриппом, циркулирующим в человеческой популяции, а также уменьшения возможности реассортации между вирусом гриппа человека и птиц (в случае одновременного заражения).

В Российской Федерации в настоящее время грипп птиц рассматривается в основном в качестве ветеринарной проблемы.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа, начавшаяся в 70—80-х годах прошлого столетия, представляет собой одну из наиболее серьезных угроз для социального прогресса и развития человечества.

По состоянию на 01.01.06 в Российской Федерации зарегистрировано 343 030 случаев ВИЧ-инфекции, из них 1869 у детей. Среди ВИЧ-инфицированных 80% составляют лица в возрасте от 15 до 30 лет. Ежедневно заражаются ВИЧ-инфекцией около 100 россиян, за 12 мес 2005 г. заразились 33 651 человек.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией, проводимая работа по противодействию ее распространению позволила удержать эпидемию сконцентрированной, в основном в уязвимых группах населения, сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

В настоящее время в стране реализуется подпрограмма «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ("Анти-ВИЧ/СПИД")» в рамках Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)".

В целях осуществления эффективного взаимодействия между государственными, общественными и международными организациями, участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации, при Минздравсоцразвития России создан Координационный совет по проблемам ВИЧ/ СПИДа, который включает представителей 8 министерств, руководителей центров по профилактике и борьбе со СПИДом субъектов Федерации, представителей учреждений науки, общественных и неправительственных организаций, работающих в области борьбы с этой инфекцией.

Эпидемическая и эпизоотологическая обстановка по зоонозным и природно-очаговым инфекциям в Российской Федерации остается напряженной.

В 2005 г. число больных клещевым вирусным энцефалитом в Российской Федерации увеличилось по сравнению с таковым в аналогичный период 2004 г. на 8,9%, при этом рост заболеваемости в Тюменской, Читинской областях составил 64%, Республике Бурятия — 76%.

Высокий уровень заболеваемости населения клещевым вирусным энцефалитом является результатом не только недостаточного охвата населения профилактическими прививками, но и сокращения объемов противоклещевых обработок и использования для проведения барьерных наземных обработок малоэффективных, нестойких во внешней среде препаратов.

В 2005 г. по сравнению с предыдущим годом заболеваемость крымской геморрагической лихорадкой (КГЛ) возросла в 2 раза. В субъектах Южного федерального округа зарегистрировано 138 случаев КГЛ (в 2004 г. - 76). Среди заболевших КГЛ преобладает трудоспособное население, в основном сельские жители в возрасте от 20 до 50 лет, при этом высокие показатели заболеваемости отмечены в возрастной группе 20—29 лет.

5

В 2005 г. в Российской Федерации зарегистрирован подъем заболеваемости туляремией — в 6,7 раза. Наибольшее число заболевших зарегистрировано в Московской, Рязанской, Нижегородской, Владимирской, Воронежской, Свердловской областях и Москве. Рост заболеваемости обусловлен сокращением в последние годы объемов истребительных мероприятий в природных очагах, что привело к увеличению численности мелких млекопитающих и числа инфицированных переносчиков туляремийных микробов на фоне ежегодного уменьшения объемов плановой вакцинации и ревакцинации населения против туляремии в связи с недостаточным объемом финансовых средств.

Несмотря на снижение заболеваемости, продолжает оставаться напряженной эпидемиологическая ситуация по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. Показатель заболеваемости за 12 мес 2005 г. составил 5,1 на 100 тыс. населения. Высокие уровни заболеваемости зарегистрированы в Республике Башкортостан — 47,5, Оренбургской области — 36,2, Удмуртской Республике — 24,7 и Республике Марий Эл — 22,5 на 100 тыс. населения.

В последние годы в результате вывода из оборота большого количества пахотных земель создаются благоприятные условия для жизнедеятельности и размножения грызунов. При этом объем истребительных мероприятий по борьбе с источниками и переносчиками инфекции в природных условиях и населенных пунктах сокращается. Финансовые средства, выделяемые из местных бюджетов органов исполнительной власти и самоуправления на организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, крайне ограниченные, а отсутствие препаратов в стране по специфической профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом определяет неблагоприятный прогноз по этой инфекции.

С целью усиления надзора за заболеваемостью геморрагической лихорадкой с почечным синдромом и мер по предупреждению ее распространения издано постановление главного государственного санитарного врача от 24.02.05 № 9.

Актуальной проблемой в 2005 г. оставалась вспышечная заболеваемость. В стране зарегистрировано 86 крупных вспышек инфекционных заболеваний с числом пострадавших 8020 человек, в том числе 44 вспышки возникли в детских образовательных учреждениях, при этом пострадал 1931 человек.

В течение последних лет эпидемическая обстановка по туберкулезу в Российской Федерации остается напряженной. Продолжают сохраняться основные причины, способствующие такому положению: низкий социально-экономический уровень жизни большинства слоев населения, значительные миграционные процессы, рост численности социально-дезадаптированных групп населения, резервуар инфекции в учреждениях пенитенциарной системы.

По предварительным данным, в 2005 г. в Российской Федерации зарегистрирован 101 901 больной с первые выявленным туберкулезом активной формы (70,49 на 100 тыс. населения), в том числе детей до 14 лет — 3395 (14,71 на 100 тыс.). По сравнению с показателем 2004 г. отмечено снижение всей заболеваемости на 1,66%, но наблюдался ее

незначительный (на 0,96%) рост у детей, что прогностически является неблагоприятным фактором. Отмечен также рост бациллярных форм туберкулеза: на 0,03% — среди взрослого населения, на 9,23% — у детей до 14 лет, что свидетельствует о низкой эффективности противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

Заболевания населения туберкулезом регистрировались во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в 42 — показатели заболеваемости превышали среднероссийский.

В Российской Федерации в составе службы функционирует 107 государственных организаций дезинфекционного профиля, в том числе 72 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП) и 35 федеральных государственных учреждений (ФГУЗ) дезинфекционного профиля; государственных унитарных предприятий (ГУП) субъектов Российской Федерации — 5, муниципальных ГУП - 23. В 2005 г. было акционировано 8 ФГУП (в Тульской, Кировской, Владимирской, Иркутской областях, Республике Карачаево-Черкессия).

Число структурных подразделений дезинфекционного профиля в центрах гигиены и эпидемиологии в 2005 г. сократилось на 41,5% (в 2004 г. их было 1203, в 2005 г. — 704), хотя в некоторых субъектах Российской Федерации в составе центров гигиены и эпидемиологии были вновь организованы эти структурные подразделения. По данным отчетов за 2005 г., вновь организовано 335 структурных подразделений дезинфекционного профиля, в том числе отделов очаговой дезинфекции — 45, отделов профилактической дезинфекции — 80, объединенных дезинфекционных отделов — 210.

В 2005 г. были организованы отделы дезинфекционного профиля во ФГУЗ центрах гигиены и эпидемиологии в Псковской, Московской, Тамбовской, Тверской областях, в Ставропольском крае.

В ряде территорий во ФГУЗ центрах гигиены и эпидемиологии вообще отсутствуют структурные подразделения дезинфекционного профиля, в том числе в Белгородской, Курской, Липецкой, Смоленской, Вологодской, Новгородской, Кировской, Пермской областях, в республиках Коми, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Алтай, в Еврейской автономной области, в автономных округах Ненецком, Таймырском, Эвенкийском, Корякском, Чукотском.

Число негосударственных дезинфекционных предприятий ежегодно увеличивается. За последние 3 года увеличение составило более чем в 3 раза. По неполным данным, в 2005 г. платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации выполняли 1022 негосударственных дезинфекционных предприятия (в 2004 г. — 700). Увеличение числа негосударственных предприятий, выполняющих платные услуги по дезинфекции и дератизации, составило 29,5%. Негосударственные дезинфекционные предприятия зарегистрированы в 69 субъектах страны, в том числе в Москве — 196 (в 2004 г. — 178), в Самарской области — 58 (в 2004 г. — 48), в Республике Татарстан — 46 (в 2004 г. — 41), в Краснодарском крае — 37 (в 2004 г. — 31), в Ростовской области — 32 (в 2004 г. — 28), в Приморском крае — 31 (в 2004 г. — 0), в Саратовской области — 29 (в 2004 г. — 24), в Санкт-Петербурге — 30 (в 2004 г. — 24), в Челябинской области — 28 (в

2004 г. — 10), в Нижегородской области — 24 (в 2004 г. - 21).

Одновременно с изменением сети государственных дезинфекционных структур произошли изменения численности персонала дезинфекционистов в организациях дезинфекционного профиля и дезинфекционных структурных подразделениях учреждений.

В 2005 г. число занятых должностей дезинфекционистов в дезинфекционных структурах государственных организаций сократилось в среднем на 36,9% (в 2004 г. — на 6,3%). По сравнению с показателем 1991 г. это сокращение составило 80,2%. Число занятых штатных единиц врачей и специалистов с высшим образованием в 2005 г. уменьшилось по сравнению с таковым в 2004 г. на 199 (17,1%). По сравнению с показателем 1991 г. штат врачей и специалистов с высшим образованием сократился на 33,6%.

Средний медицинский, персонал государственных организаций дезинфекционного профиля (инструкторы-дезинфекторы и дезинфекторы) сократился за год на 28,2%, а по сравнению с показателем 1991 г. - на 83,9%.

За 5 лет число физических лиц дезинфекционистов в государственных организациях сократилось в среднем на 56%. Число врачей сократилось с 1021 до 736 (на 27,9%). При этом число врачей-эпиде-миологов, работающих в дезинфекционных структурах, увеличилось за счет сокращения врачей-де-зинфектологов.

В государственных организациях дезинфекционного профиля и дезинфекционных структурных подразделениях ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии ряда субъектов России отсутствуют врачи и другие специалисты с высшим образованием (Астраханская, Вологодская, Новгородская, Кировская, Магаданская области, республики Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Тыва, Саха (Якутия), автономные округа).

На негосударственных дезинфекционных предприятиях, по неполным данным, в 2005 г. числилось 5138 работников дезинфекционного профиля, в 2004 г. — 5419. Сокращение числа работающих составило 5,2%. По отношению к числу работающих лиц государственных дезинфекционных организаций эта цифра составляла 57,4% (в 2004 г. — 41,3%). Врачей и специалистов с высшим образованием в негосударственных предприятиях в 2005 г. насчитывалось 877, или 90,5% по отношению к числу специалистов, работающих в государственных дезинфекционных организациях (в 2004 г. в негосударственных предприятиях их было 525, или 53,5%).

В государственных организациях дезинфекционного профиля прошли усовершенствование по специальности "дезинфектология" 74,8% врачей и специалистов с высшим образованием, по специальности "дезинфекционное дело" — 37,7% среднего медицинского персонала (помощники врача-эпидемиолога, инструкторы-дезинфекторы, дезинфекторы).

На негосударственных предприятиях специальную подготовку имеют 64,4% врачей и других специалистов с высшим образованием и 51,6% инструкторов-дезинфекторов и дезинфекторов.

Обеспечением надзора за режимом дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических

учреждениях (ЛПУ) в 2005 г. занимались 774 специалиста территориальных управлений Роспотреб-надзора, в том числе 527 с высшим образованием. Из них специальную подготовку по дезинфектоло-гии имеют 198 (25,6%) человек, в том числе 122 (23,1%) специалиста с высшим образованием.

Надзор за режимом дезинфекции и стерилизации в ЛПУ осуществляют специалисты территориальных управлений Роспотребнадзора, однако многие из них не имеют необходимой квалификации.

В 41 территориальном управлении службы контроль и надзор за режимом дезинфекции и стерилизации в ЛПУ осуществляют специалисты, не имеющие специальной подготовки по дезинфекто-логии (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ленинградская, Пензенская, Пермская, Саратовская, Томская, Читинская, Амурская области, Красноярский край и др.). В 26 территориальных управлениях работает всего по одному специалисту, прошедшему специальную подготовку по дезинфектологии. Исключение составляют территориальные управления Волгоградской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Новосибирской областей, Ставропольского края, Республики Татарстан, где работают специалисты, имеющие подготовку и опыт в области дезинфектологии.

По данным статистических отчетов, объем дезинсекционных и дератизационных мероприятий в государственных организациях дезинфекционного профиля сократился более чем на 80%.

Объем работы по дезинсекции, в том числе обработке против кровососущих членистоногих, в 2005 г. в целом по России составил 169,9 млн квадратных метров (в 2004 г. — 176 млн квадратных метров). Сокращение объемов работ в целом всех видов дезинсекции в населенных пунктах за год составило 3,5%.

Относительный показатель объема дезинсекционных мероприятий выражается в физической площади, обработанной от бытовых насекомых, приходящейся на 1 человека (годовой объем дезинсекционных мероприятий в квадратных метрах физической площади, разделенный на численность населения). В среднем по России этот показатель составляет 1,22 м2 на 1 человека. Относительный объем дезинсекционных мероприятий в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Самые большие относительные объемы дезинсекционных мероприятий с учетом численности населения отмечены в Липецкой области (8,16 м2 на 1 человека), в Республике Саха (Якутия) (3,77), в Кемеровской области (3,34), в Ханты-Мансийском автономном округе (2,61), в Магаданской (2,49), Свердловской (2,44), Оренбургской и Иркутской (по 2,32) областях.

Самые низкие объемы работ по дезинсекции в расчете на 1 человека были в Самарской (0,004), Новгородской (0,01), Камчатской (0,02), Омской (0,07) областях, в Республике Дагестан (0,11), в Удмуртской Республике (0,19), Ульяновской области (0,28), в Чувашской Республике (0,36), в Астраханской области (0,43), в Краснодарском крае (0,49).

В 2005 г. число заявок на заключительную дезинфекцию при инфекционных заболеваниях со-

ставило 591 699, оно сократилось по сравнению с показателем 2004 г. на 8,2%.

Показатель полноты выполнения заявок на заключительную дезинфекцию в очагах инфекционных заболеваний снизился на 5,1% и составил в среднем 83,2%.

При туберкулезе показатель полноты выполнения заявок на заключительную дезинфекцию в 2005 г. составлял 92,2% (по сравнению с данными 2004 г. он уменьшился на 3,1%).

Снизились показатели полноты выполнения заявок на заключительную дезинфекцию при большинстве кишечных заболеваний, при грибковых заболеваниях, чесотке, платяном педикулезе.

Выше средних по России были показатели полноты выполнения заявок на заключительную дезинфекцию в очагах инфекционных заболеваний в следующих субъектах Российской Федерации: в Санкт-Петербурге, в республиках Адыгея, Северная Осетия, Татарстан, в Калининградской, Кировской, Тверской областях.

Наиболее низкие показатели полноты выполнения заявок на заключительную дезинфекцию в очагах инфекционных заболеваний отмечались в Смоленской и Ульяновской областях, в Республике Карелия, в Корякском автономном округе, в Кемеровской области.

Выполнение заявок на заключительную дезинфекцию с применением камерной дезинфекции в среднем по России составило 60,5% (в 2004 г. — 59,4%), в том числе при туберкулезе — 60,9% (в 2004 г. — 58,3%), при платяном педикулезе — 85,6% (в 2004 г. — 86,3%), при грибковых заболеваниях — 64,1% (в 2004 г. — 62,6%), при чесотке — 52,6% (в 2004 г. — 54,3%). Таким образом, состояние камерной дезинфекции в среднем по России осталось на уровне 2004 г., ухудшилось при ряде инфекционных заболеваний, в том числе при платяном педикулезе и чесотке.

Выше средних по России показатель выполнения камерной дезинфекции был в следующих субъектах Российской Федерации: в Челябинской, Тульской, Магаданской, Ярославской, Новгородской областях, в республиках Татарстан, Адыгея, в Краснодарском крае.

Низкие показатели выполнения камерной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний отмечены во Владимирской области, в Чукотском автономном округе, в Республике Алтай, в Красноярском крае.

Объемы выполнения камерной дезинфекции при некоторых инфекционных заболеваниях имеют тенденцию к ежегодному снижению.

Начиная с 1991 г. число дезинфекционных камер в организациях дезинфекционного профиля ежегодно сокращалось.

В 2005 г. в организациях дезинфекционного профиля и центрах гигиены и эпидемиологии оставалось 1197 дезинфекционных камер, в том числе стационарных — 550 (в 2004 г. — 633), подвижных - 647 (в 2004 г. - 918).

В 2005 г. число дезинфекционных камер сократилось на 354 ед. (сокращение составило 22,8%). В 2004 г. сокращение числа дезинфекционных камер составляло 9,7%. По сравнению с показателем 1991 г. число дезинфекционных камер в организациях и структурных подразделениях дезинфекционного профиля сократилось на 59,2%.

Некоторые субъекты Российской Федерации вообще не имеют дезинфекционных камер в организациях службы: Смоленская, Новгородская области, Красноярский край, Корякский и Чукотский автономные округа. Нет пригодных к работе подвижных дезинфекционных камер в Костромской, Тверской, Мурманской, Магаданской областях, в республиках Коми, Тыва, Саха (Якутия), в Ненецком, Ямало-Ненецком, Усть-Ордынском автономных округах.

Число дезинфекционных камер в ЛПУ по данным за 2005 г. составило 6551, за год их число сократилось на 372 (5,4%), по сравнению с показателем 1991 г. — на 13,7%. Оснащенность дезинфекционными камерами в 2005 г. составила 73,7% (в 2004 г. - 73,0%).

Самый низкий показатель оснащенности дезинфекционными камерами в расчете на 100 тыс. населения отмечен в республиках Ингушетия — 1,0%, Чеченской — 1,4%, Карачаево-Черкесской, в Пензенской области — 3,2%, Республике Дагестан — 3,3%, Тюменской области — 3,6%, Красноярском крае — 3,9%.

В последние 13 лет кратность обследований в целях проведения санитарно-эпидемиологического надзора в ЛПУ постоянно сокращалась.

Наиболее полное применение лабораторных методов исследования имеет место в следующих субъектах России: в Тамбовской, Орловской, Липецкой областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея.

В среднем по России показатель качества пред-стерилизационной очистки изделий медицинского назначения в 2005 г. улучшился по сравнению с таковым в 2004 г. Процент проб на наличие крови, не отвечающих гигиеническим нормативам, снизился с 0,03 в 2004 г. до 0,02 в 2005 г.

Очень незначительные по объему лабораторные исследования с целью надзора за режимом дезинфекции и стерилизации в ЛПУ были проведены в Вологодской, Владимирской, Амурской областях, Республике Марий Эл, в Ненецком, Эвенкийском, Таймырском, Агинском, Бурятском автономных округах.

Показатели качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения в ЛПУ были лучше средних по России: в Липецкой, Смоленской, Новгородской, Кировской, Нижегородской, Саратовской, Самарской областях, в республиках Коми, Башкортостан, в Приморском крае.

Ниже среднего по России этот показатель был в Белгородской, Калужской областях, в республиках Дагестан, Чеченской, Алтай, в Корякском автономном округе.

Наиболее низкое качество стерилизации отмечено в стоматологических отделениях и учреждениях (в 2005 г. 0,79% анализов, не отвечающих гигиеническим нормативам).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оснащенность ЛПУ централизованными стери-лизационными отделениями в отчетном году продолжала снижаться. В 2005 г. она составляла 54,4%, в 2004 г. показатель был выше и составлял 58,0%.

Самый низкий процент (25,31) оснащенности ЛПУ централизованными стерилизационными отделениями отмечался в Тверской области; в Приморском крае — 27,85%, в Костромской области — 28,23%, в Республике Дагестан — 30,0%, в Курской области — 33.89%, Калужской — 34,54%, Тамбов-

ской — 37,5%, Ивановской — 39,34%, в Республике Саха (Якутия) — 48,64%. В Москве оснащенность централизованными стерилизационными отделениями ЛПУ составляла 41,5%, в Санкт-Петербурге - 55,58%.

Показатели объемов дератизационных работ, выполняемых государственными структурами, имеют место в Оренбургской, Тюменской, Липецкой областях, республиках Татарстан, Марий Эл, Приморском крае, в Москве.

Наиболее низкие показатели объемов в Омской, Камчатской, Новгородской и Самарской областях, республиках Карелия, Тыва, Карачаево-Черкессия. Не проводились дератизационные работы государственными организациями службы в Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Амурской областях.

Самые низкие объемы работ по дезинсекции в Самарской, Новгородской, Камчатской, Омской, Ульяновской областях, Краснодарском крае, Республике Дагестан.

На территории России действует более 4800 санпропускников, в том числе в санитарно-профилактических учреждениях — 230. Оснащенность санпропускниками ЛПУ составляет не более 7,6%.

Негативные качественные и количественные показатели работы ФГУЗ дезинфекционного профиля, центров гигиены и эпидемиологии, ФГУП свидетельствуют о необходимости совершенствования организации неспецифической профилактики инфекционных болезней.

В рамках административной реформы рабочей группой Правительственной комиссии по административной реформе (протокол № 5 от 15—16, 19, 20 июля 2004 г.) поддержано предложение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о реструктуризации организаций дезинфекционного профиля с образованием 15 крупных ФГУЗ "Центр дезинфекции", на которые предполагается возложить функции федерального (межрегионального) характера, в том числе:

• регулирование численности переносчиков инфекционных заболеваний в очагах природно-оча-говых и зооантропонозных инфекций, слежение за циркуляцией возбудителей инфекционных болезней во внешней среде;

• участие в локализации и ликвидации конкретных локальных очагов заболеваний, включая высококонтагиозные, социально значимые и особо опасные инфекционные болезни;

• деятельность в рамках единой национальной системы обеспечения биологической безопасности, противодействия биологическому терроризму;

• противоэпидемическое обеспечение в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации (наводнения, землетрясения, аварии, военные действия, иные чрезвычайные ситуации);

• участие в ликвидации эпизоотий, создающих реальную угрозу здоровью населения (чума, туляремия, лептоспироз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Западного Нила и др.);

• санация территорий и объектов, предназначенных для проведения массовых мероприятий общегосударственного или межрегионального значения (олимпиады, чемпионаты, совещания и др.);

• организацонно-методическое обеспечение деятельности организаций дезинфекционного профиля всех форм собственности, подготовка и переподготовка дезинфекторов, дезинструкторов;

• осуществление иных федеральных и межрегиональных функций.

Указанные центры дезинфекции предполагается создать на базе наиболее крупных организаций, располагающих достаточным количеством подготовленных специалистов.

Как показывает опыт работы по ликвидации эпидемиологических последствий в зонах стихийных бедствий, в очагах природно-очаговых и зооантропонозных инфекций, эффективное управление ситуацией возможно только при четком и своевременном руководстве и координации деятельности всех органов и учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие, в число которых зходят и организации дезинфекционного профиля.

Так, своевременные скоординированные действия предотвратили эпидемии в зонах затоплений на юге России и в Сибири, не допустили распространения за пределы очагов чумы, геморрагических лихорадок, лептоспироза, позволили поддерживать на стабильном уровне санитарно-эпиде-миологическую ситуацию в Чеченской Республике ит. д.

Предполагается, что в ходе реорганизации специалисты и недвижимое имущество реорганизуемых организаций будет передано центрам гигиены и эпидемиологии, которые и будут выполнять весь объем работы по очаговой и профилактической дезинфекции.

Реорганизация ни в коей мере не означает ослабления или принижения роли дезинфекционных мероприятий в профилактике инфекционных болезней. Скорее, наоборот, — это шаг к укреплению организационных основ этой деятельности. Необходимость этого очевидна и диктуется не только хоть и высокой, но теоретической вероятностью использования биологических агентов с террористическими целями, но и местом дезинфекционных мероприятий в предупреждении таких новых и вновь возникающих болезней, как тяжелый острый респираторный синдром, птичий грипп, конго-крымская геморрагическая лихорадка и др.

Разработка адекватных методик дезинфекции, дезинсекции, дератизации, выбор оптимальных препаратов и способов их применения, подготовка специалистов, отработка схем взаимодействия центров дезинфекции с организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других ведомств позволяет существенно повысить эффективность дезинфекционных мероприятий и, следовательно, улучшить профилактику инфекционных болезней в стране.

Основными задачами в совершенствовании этого процесса являются:

— создание сети специализированных учреждений дезинфекционного профиля, имеющих необходимую материально-техническую базу и соответствующий кадровый потенциал;

— прекращение деятельности государственных организаций дезинфекционного профиля, не соответствующих по экономическим показателям статусу федерального государственного учреждения и предприятия;

9

— обеспечение готовности учреждения, формируемого им специализированного противоэпидемического подразделения к проведению противоэпидемических мероприятий в особо крупных очагах инфекционных заболеваний на курируемой территории, а также при возникновении обусловленных ими чрезвычайных ситуаций.

Необходимыми мерами по оптимизации профилактики инфекционных заболеваний являются совершенствование методологии эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями, совершенствование системы эпидемиологического надзора в условиях эпидемического распространения инфекций, оценки эпидемиологического риска, микробиологический мониторинг ведущих возбудителей инфекционных болезней, разработка и совершенствование стратегии и тактики неспецифической профилактики особо опасных инфекционных болезней.

Научное обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обусловливающее дальнейшее развитие и совершенствование системы санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации, должно включать в том числе развитие социально-гигиенического мониторинга, ставшего достаточным стимулом к активному внедрению современных информационных технологий.

Поступила 22.06.06

Summary. Provision of sanitary-and-epidemiological well-being in the Russian Federation is one of the major priorities of policy of the state.

In the country, the implementation of a package of organizational, preventive, and antiepidemic measures lias made the sanitary-and-epidemiological situation stable. In the Russian Federation, the national plan of measures for 2005-2007 has been approved and is being implemented by the joint WHO measles control program by 2010. The recent noticeable decrease in the morbidity of measles in the Russian Federation suggests that the disease may be the third infection, after smallpox and poliomyelitis, to be eradicated in Russia. The high incidence of tick-borne viral encephalitis is a result of not only the insufficient coverage of the population with vaccination, but also the reduction in the scope of antitick treatments and the use of ineffective and environmentally unstable agents for barrier ground treatments. In recent years, the tuberculosis epidemiological situation has recently remained to be of strain in the Russian Federation; socially dysadaptive population groups are on the rise; the socioeconomic standard of living of most sections of the population continues to be low.

The requisite measures to optimize the prevention of infectious diseases are to improve the methodology of epidemiological surveillance of infectious and parasitic diseases, to perfect an epidemiological surveillance system during the epidemic spread of infections, to assess an epidemiological risk, to make a microbiological monitoring of the major pathogens of infectious diseases, and to elaborate and perfect the strategy and tactics of nonspecific prevention of extremely dangerous infectious diseases.

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2008 УДК 616.9-022-084

Г. Г. Онищенко

ПРОБЛЕМЫ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО САММИТА ВОСЬМИ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

В современном мире неуклонно растет понимание чрезвычайной социально-экономической значимости распространения инфекционных болезней, потенциальной опасности катастрофических последствий новых биологических угроз, возрастания рисков возникновения чрезвычайных эпидемиологических ситуаций международного значения вследствие стихийных бедствий.

В 2006 г. Российская Федерация впервые председательствовала в "Группе восьми". Основываясь на собственном опыте борьбы с инфекциями, Россия предложила в качестве одной из приоритетных тем обсуждения лидерами "восьмерки" тему противодействия инфекционным болезням. Это обусловлено как значительными достижениями Российской Федерации, полученными в последнее время, так и серьезными проблемами в этой области.

В 2005 г. произошло снижение уровней заболеваемости по всем нозологическим формам, управляемым средствами специфической профилактики. Число больных дифтерией сократилось по сравнению с 2004 г. на 30,6%, корью в 5,6 раза, коклюшем в 2,4 раза, эпидемическим паротитом на 28,6%.

Это является следствием улучшения всей системы иммунизации и в первую очередь за счет под-

держания высокого охвата детей профилактическими прививками, составляющего по большинству инфекций 96—98%.

В стране начался второй этап (2005—2007 гг.) программы ликвидации кори. Для успешной ее реализации создан национальный научно-методический центр по надзору за корью, являющийся региональной лабораторией ВОЗ для стран СНГ, образована сеть региональных лабораторий, разработан пакет нормативно-методических документов.

В 2005 г. зарегистрировано лишь 454 случая заболевания корью, в 51 субъекте Российской Федерации корь не регистрировалась, в 34 — показатель не превысил один случай на 100 тыс. населения.

Вместе с тем остаются и нерешенные вопросы. Не достигнут установленный экспертами ЕРБ ВОЗ регламентируемый показатель элиминации кори в Европейском регионе менее одного случая на миллион населения (Россия — 3,2 случая). Наметилась выраженная тенденция "повзросления" кори — доля лиц старше 14 лет достигла 80%. Среди заболевших привитые вакциной ЖКВ составляют 20%, при этом 10—20% получили прививку менее года назад. Возросла роль завозных случаев в формировании очагов кори и, прежде всего, циркулирующего на Украине штамма, где в текущем году забо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.