Научная статья на тему 'ГИГИЕНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ'

ГИГИЕНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ»

стоянным сопоставлением полученных результатов с данными натурных работ. В исследованном районе на основе эпидемиологических данных можно предположить связь между заболеваниями асептическим менингитом и энцефалитом и купанием в водоемах. Примерно в течение 6 лет наблюдается повышение числа этих заболеваний в купальный сезон. Летом 1969 года отмечено такое учащение заболеваний менингитом, вызванных вирусом ECHO и также связанных с местами купания (В. Адамщик). Почти половина всех заболеваний связана с купанием в озере, из которого в последующие 2 года удалось больше всего выделить вирусы этой группы. В связи с этим весной 1972 года параллельно с санитарно-вирусологиче-скими исследованиями на этой территории проведено эпидемиологическое обследование 200 детей в возрасте 10—15 лет.

Выводы

1. Использованный для концентрации вирусов из большого объема воды метод А12 (ОН)3-коагуляции применим для исследования поверхностных вод.

2. Во всех исследованных водоемах обнаружены различные серотипы и концентрации вирусов, что, по-видимому, связано с интенсивностью антропогенного влияния.

3. Для изучения механизма распространения вирусных инфекций необходимо проводить санитарно-вирусологические исследования природных вод в комплексе с эпидемиологическими наблюдениями за выбранными группами населения.

ЛИТЕРАТУРА. Багдасарьян Г. А. Гиг. и сан., 1968, № 10, с. 62.— О ш е р о в и ч А. М., Ч а с о в н и к о в а Г. С. Там же, 1969, № 3, с. 89.

Поступил» 25/XII 1973 г.

УДК ВМ.3/.4(497.2)

И. Б. Кардсии, Т. Д. Чернаенко, М. Г. Гилельс, А. X. Майрапетян (Москва)

ГИГИЕНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ1

На основе решений X съезда БКП в Болгарии осуществляется комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы привести ее здравоохранение в соответствие с особенностями современного развития народного хозяйства. Усилия направлены на решение задач здравоохранения, связанных с технической революцией, на сближение уровней медицинского обслуживания городского и сельского населения, на соблюдение социалистических принципов здравоохранения с проведением курса профилактики

1 По материалам, собранным при посещении Народной Республики Болгарии.

Спектр вирусов, выделенных из открытых водоемов и от больных (1970—1971 годы)

Группа вирусов Количество выделений

из воды от больных

Полиомиелит 2 9

Коксаки А ... — 12

Коксаки В ... . 38 27

ECHO ..... 15 44

Смешанные серо-

типы ..... 7 3

Нетипируемые 18

заболеваемости. Большая роль в этой работе отводится гигиено-эпидемио-логической службе.

До 1972 г. ее деятельность регламентировалась Указом Президиума Народного собрания «О государственной санитарной инспекции», в развитие которого было принято постановление Совета Министров НРБ от 15/III 1966 г. об улучшении организации гигиено-эпидемиологической службы и министром народного здравоохранения и социального обеспечения НРБ был утвержден «Правильник государственного контроля». В соответствии с Конституцией страны и с учетом новых задач Государственный Совет НРБ 11/II 1972 года принял Указ «О государственном санитарном контроле в Народной Республике Болгарии». Согласно указу, основной целью государственного санитарного контроля является «содействие оздоровлению (охране) внешней среды человека, предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и трудоспособности населения». Предусматривается контроль за условиями питания населения.

Помимо гигиено-эпидемиологических инспекций, в систему государственного санитарного контроля включены Институт государственного контроля за лекарственными средствами, республиканская противоэпидемическая станция (обеспечивает мероприятия по борьбе с особо опасными инфекциями), амбулаторно-поликлинические участки в лечебно-профилактических учреждениях городских и сельских населенных мест. Предусмотрено предоставление прав санитарных инспекторов работникам гигиено-эпидемиологической службы, лечебно-профилактических учреждений и другим должностным лицам соответствующей компетенции по определению главного государственного санитарного инспектора НРБ.

Гигиено-эпидемиологическая служба и другие органы здравоохранения, осуществляющие государственный санитарный контроль, возглавляются главным государственным санитарным инспектором — заместителем министра здравоохранения НРБ, заместителем главного государственного санитарного инспектора •— начальником гигиено-эпидемиологического управления и его заместителями, руководителями (и заместителями) Института государственного контроля за лекарственными средствами, республиканской противоэпидемической станции и окружных гигиено-эпидемиологических инспекций. Руководители гигиено-эпидемиологических инспекций (и их заместители) назначаются и освобождаются министром здравоохранения НРБ по согласованию с исполнительными комитетами соответствующих окружных народных Советов, а санитарные инспектора окружных гигиено-эпидемиологических инспекций — директорами этих инспекций по согласованию с работниками исполкомов окружного народного Совета, ведающими здравоохранением.

Министерство здравоохранения НРБ определяет компетентность органов и учреждений, имеющих право осуществлять предупредительный и текущий санитарный контроль. Они, в частности, контролируют качество лекарственных средств и диагностических препаратов. Предусмотрен непосредственный (или через инспекции) контроль за объектами республиканского значения и за объектами, где в эпидемиологическом отношении существует угроза возникновения заболеваний больших групп населения. Предоставлено право предъявлять соответствующие требования и давать заключения в числе других объектов по аграрно-промышленным комплексам, рабоче-кооперативным и государственным земледельческим хозяйствам. В случае необходимости органы санитарного контроля призваны сообщать банкам о приостановлении строительства (об особо важных объектах информируется Совет Министров НРБ). Профсоюзные организации получают информацию о нарушениях санитарных и противоэпидемических правил для принятия мер общественного воздействия к нарушителям.

Намечено внести на рассмотрение органов прокурорского надзора вопросы, связанные с привлечением к судебной ответственности тех или иных лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Акты о санитарном нарушении составляют не только санитарные инспектора, но и другие медицинские работники и санитарные активисты, получившие на то право от главного государственного санитарного инспектора НРБ. Выносить постановления о штрафах, помимо должностных лиц, возглавляющих гигиено-эпидемиологическую службу, могут начальники отделов гигиеко-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения и заведующие отделениями окружных гигиено-эпидемиологиче-ских инспекций. Кроме того, санитарные инспектора имеют право налагать штраф на месте (за небольшие нарушения) в размере до 5 левов (без составления акта о санитарном нарушении по отрывному талону). Штраф в размере до 20 левов не подлежит обжалованию.

Согласно Указу, при Министерстве здравоохранения НРБ создан гигиено-эпидемиологический совет для обсуждения наиболее важных санитарно-эпидемиологических проблем. В состав совета входят представители разных ведомств, научных и общественных организаций. Предусмотрено создание экспертных советов при научно-исследовательских институтах и гигнено-эпидемиологических инспекциях в качестве консультативных органов в области государственного санитарного контроля.

В развитие Указа Государственного Совета НРБ Министерством здравоохранения 20/1 1973 г. издан «Правильник о задачах и организации ги-гиено-эпидемиологической инспекции». В этом документе предусмотрены взаимоотношения инспекций с государственными органами, окружными отделами здравоохранения, общественными организациями, подробно изложены задачи, содержание работы и структура окружных инспекций различного уровня, включая филиалы и гигиено-эпидемиологические группы, взаимодействие различных звеньев инспекции (в том числе лабораторных подразделений), а также взаимоотношения с Министерством здравоохранения НРБ, научно-исследовательскими институтами и кафедрами гигиены и эпидемиологии медицинских институтов.

С 1966 г. специальным документом («Правильник о чистоте в населенных пунктах») четко разграничены функции органов милиции, архитектуры, благоустройства, земледелия и здравоохранения в области контроля за очисткой и санитарным состоянием территории, благоустройством населенных мест и санитарным состоянием различных объектов народного хозяйства.

В системе гигиено-эпидемиологической службы 28 округов, где имеется 28 окружных гигиено-эпидемиологических инспекций, являющихся единственным комплексным учреждением этой службы. В ряде случаев в структуру инспекции включены филиалы и гигиено-эпидемиологические группы. Филиалы инспекций организованы в промышленных центрах, гигиено-эпидемиологические группы •— в ряде городов (исходя из местных условий). Директор инспекции и его заместители являются номенклатурой министра здравоохранения НРБ. Работу гигиено-эпидемиологической группы возглавляет врач-эпидемиолог. В последние годы Министерством здравоохранения НРБ осуществляется децентрализация управления гигиено-эпидемиологической службой.

В 1950 г. были созданы санитарно-эпидемиологические станции, которые в 1959 г. были реорганизованы в санитарно-эпидемиологические отделы районных больниц. В 1966 г. была произведена реорганизация службы с целью максимальной централизации управления его. В ее системе выделено 10 центральных учреждений, каждое из которых обеспечивало санитарно-эпидемиологическое обслуживание 2—3 округов и представляло собой гигиено-эпидемиологический институт, работавший под прямым и непосредственным руководством гнгиено-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения НРБ. Службу возглавлял первый заместитель министра здравоохранения и социального обеспечения НРБ — главный санитарный инспектор страны. В задачу гигиено-эпидемиологического института входили осуществление государственного санитарного надзора

организация, участие в проведении противоэпидемических мероприятий и контроль за ними, а также обеспечение научных исследований по договорам с научно-исследовательскими институтами.

Таким образом, в 10 округах существовали центральные институты, а в остальных 18 округах'— филиалы первой категории. Кроме того, в состав институтов входило 9 филиалов второй категории (в наиболее крупных городах) и 43 противоэпидемические группы. Из общего количества медицинских кадров 51% были заняты в центральных институтах, 30% — в филиалах первой категории, 5% — в филиалах второй категории и 3% — в противоэпидемических группах. Остальные кадры профильных специалистов находились в составе соответствующих институтов. В лабораториях было занято 42% персонала. Все указанные учреждения содержались на бюджете страны и финансировались непосредственно Министерством здравоохранения и социального обеспечения НРБ.

Филиалы институтов и противоэпидемические группы обеспечивались оборудованием и всем необходимым через центральные институты; в них выплачивалась и заработная плата специалистам. Ни по ведению государственного санитарного надзора, ни по проведению противоэпидемических мероприятий институты не подчинялись местным органам здравоохранения и окружным исполкомам. Действующими инструкциями, однако, регулировались их взаимоотношения с местными органами здравоохранения. В частности, при утверждении в министерстве планов работы требовалась виза заведующего окружным отделом здравоохранения.

Такая структура способствовала укреплению материальной базы службы (строительство зданий в Варне, Толбухине, Габрове, В. Тырнове, обеспечение транспортом и т. д.), усилению государственного санитарного надзора, развитию научных исследований. Но в связи с ее отрывом от местных органов управления ослабевала организаторская роль гигиено-эпидемиологических (институтов по мобилизации местных сил и средств на борьбу с инфекциями и охрану от загрязнения внешней среды. В связи с этим Совет Министров НРБ в декабре 1971 г. признал необходимым провести некоторые мероприятия по децентрализации службы. Во исполнение этого решения все бывшие центральные институты и филиалы первой категории, расположенные в окружных центрах, были превращены в самостоятельные гигиено-эпидемиологические инспекции, находящиеся на окружных бюджетах и работающие под управлением окружных отделов здравоохранения. Подчинение «по вертикали» сохранилось только при решении вопросов государственного санитарного надзора.

I Филиалы второй категории и противоэпидемические группы вошли в состав соответствующих окружных гигиено-эпидемиологических инспекций.

Поскольку во многих округах децентрализация службы была проведена еще в конце 1970 г., имелась возможность выяснить, как существующая структура по сравнению с прежней осуществляется руководителями партийных органов, Советов народных депутатов и органов здравоохранения, специалистами гигиено-эпидемиологических инспекций. В общем эта система оценивается положительно, причем во всех случаях отмечается, что для решения задач, связанных с бурным развитием промышленности и аграрно-индустриальных комплексов в сельском хозяйстве, местным органам власти необходима компетенция гигиено-эпидемиологической службы.

Определенный интерес представляет организация дезинфекционной службы, имеющая отдел дезинфекции, дезинсекции и дератизации (ДДД), при гигиено-эпидемиологическом управлении Министерства здравоохранения НРБ, аналогичные отделы при окружных гигиено-эпидемиологических инспекциях и группы дезинфекторов при филиалах окружных гигие-но-эпидемиологических инспекций и гигиено-эпидемиологических группах.

\ Вся дезинфекционная служба работает, используя специальные средства, получаемые от исполкомов окружных Советов по договорам, а также от

государственных и кооперативных организаций, с которыми дезинфекционные отделы заключают договоры. Общее практическое руководство дезинфекционной службы осуществляется отделом ДДД Министерства здравоохранения НРБ, а научно-методическое руководство — отделом ДДД Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии. Все работы, связанные с очаговой и профилактической дезинфекцией, дезинсекцией и дератизацией, платные. Дезинфекция в очаге инфекционного больного производится, согласно заявкам эпидемиологического отдела гигиено-эпи-демиологической инспекции, за что последняя платит отделу ДДД, исходя из объема фактически выполненной работы. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация в учреждениях и на предприятиях производится согласно договорам, но не реже чем 1 раз в месяц. При эпидемиологических показаниях кратность обработки увеличивается согласно заданиям гигиено-эпидемиологической инспекции. Размеры оплаты труда за дезинфекционные услуги определены решением Совета Министров НРБ № 109 от 28/У 1965 г., совместным решением Министерства здравоохранения НРБ, Министерства финансов НРБ и Комитета по труду и заработной плате (№ 4362 от 19/Х 1965 г.). По решению правительства исполнительные комитеты округов обязаны выделять ассигнования для дезинфекционного обслуживания населения из расчета 0,20 лева на 1 человека в год. В дальнейшем эта сумма была увеличена до 0,5 лева на душу населения (1971). Эти суммы исполкомами Советов народных депутатов перечисляются отделу ДДД, который в течение года систематически проводит дезинфекцию и дератизацию в квартирах (домах) жителей городов и сел.

Таким образом, дезинфекционное обслуживание для самого населения является бесплатным. Половина расходов на дезинфекцию и дератизацию оплачивается из государственного бюджета и половина — из средств предприятий, государственных и кооперативных организаций (по договору).

Некоторые ведомства, крупные предприятия и организации сами организуют проведение у себя дезинфекционных работ, для чего создают специальные группы дезинфекторов. Дезинфекционная обработка мусора, мусоропроводов в жилых домах и дезинсекция против мух производится специальными дезинфекционными бригадами коммунальной службы. Вместе с тем население может обратиться в дезинфекционные отделы гигиено-эпидемиологических инспекций по вопросам, связанным с обработкой квартир для уничтожения мух. Велась подготовка к созданию на базе отделов ДДД единых самостоятельных дезинфекционных станций, которые должны иметь отдел дератизации и дезинсекции, отдел дезинфекции и стерилизации с централизованной стерилизационной для обслуживания всех медицинских учреждений, отдел стирки и дезинфекции больничного белья, которым будет обеспечиваться централизованная стирка белья.

В своей деятельности гигиено-эпидемиологическая служба широко использует общественный санитарный актив. При этом поддерживается тесный контакт с исполкомом Общества Красного Креста НРБ, который практически финансирует все проводимые мероприятия. В стране около 120 тыс. общественных санитарных инспекторов, подготовка их обеспечивается на базе окружных гигиено-эпидемиологических инспекций. Имеется республиканская база подготовки и повышения квалификации общественного актива, в том числе и общественных санитарных инспекторов. Практикуется проведение национальных слетов, периодическое обобщение опыта, награждение общественных санитарных инспекторов грамотами.

Определенный интерес представляют результаты осуществленной в НРБ автоматизации управления гигиено-эпидемиологической службой. С этой целью в составе Научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения создан сектор по разработке и проектированию автоматизированной системы управления (АСУ) здравоохранением. В секторе работает 76 специалистов разного профиля. Инсти-

тут занимается реализацией утвержденного Министерством здравоохранения НРБ плана автоматизации управления здравоохранением, в том числе гигиено-эпидемиологической службой, развитием экономики здравоохранения и т. д. За 3 года сектор многое сделал для создания АСУ гигиено-эпидемиологической службой. Руководство этой службой автоматизируется по подсистемам управления санитарно-гигиенической деятельностью и управления противоэпидемической деятельностью. Работа начата со второй подсистемы. В настоящее время автоматизированы разработка и анализ эпидемиологических данных по экстренным извещениям и управление работой медицинских учреждений, связанной с иммунизацией населения. Кроме того, завершалось внедрение автоматической системы сбора и анализа эпидемиологической информации по специальным картам. Заканчивалось проектирование АСУ лабораторной деятельностью гигиено-эпидемиологических инспекций.

Автоматическая система обработки эпидемиологических сведений характеризуется следующими данными. Вся информация сосредоточивается в 2 основных документах (экстренное извещение и эпидемиологическая карта) и передается ежедневно по этапам: участковый врач, гигиено-эпиде-миологическая инспекция, научно-исследовательский институт, институт социальной гигиены и организации здравоохранения. Данные обрабатываются ежедневно и, согласно запрограммированной деятельности ЭВМ, результаты обработки будут выдаваться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно по районам обслуживания учреждений здравоохранения, по округам и по стране в целом. Кроме того, в конце каждого года будут выдаваться данные об инфекционной заболеваемости за 5 истекших лет.

Эти материалы содержат как количественные, так и качественные характеристики деятельности службы. В частности, будут представляться сведения об интенсивности и удельном весе заболеваемости по каждой нозологической форме, сравнительные данные о заболеваемости за различные периоды, о сроках госпитализации, выявлении больных, очаговости и др. Обратной связью будет посылаться задание о необходимых мероприятиях в очагах ряда инфекционных заболеваний. Разработана и прошла успешную апробацию в Русенском округе АСУ прививочным делом. ЭВМ ежемесячно выдается программа прививок всем детям в соответствии с прививочным календарем. Вместе с этим планом выдается индивидуальное извещение с отрывным талоном. После прививок талон возвращается в гигиено-эпидемиологическую инспекцию и вновь закладывается в ЭВМ для пополнения статуса. Если прививка не сделана, указывается причина. Машина повторяет задание на прививки до тех пор, пока они не будут выполнены или не будут даны удовлетворительные объяснения (умер, выбыл). Ежемесячно ЭВМ выдает отчет о прививках и ежегодно •— отчет о расходовании бактерийных препаратов, их запасах и потребности в них.

Министерством здравоохранения НРБ проводятся и другие мероприятия по развитию гигиено-эпидемиологической службы с целью концентрации и интеграции сил и средств, создания периферийных звеньев, приближения ее к населению, повышения оперативности и эффективности работы.

Поездка в НРБ советской делегации была полезной и плодотворной, она способствовала успешному обмену опытом санитарно-противоэпидеми-ческого обеспечения населения, накопленным в Народной Республике Болгарии и Советском Союзе, укреплению деловых и дружеских связей между медицинскими работниками.

Поступила 11/У1 1973 Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.