Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ»

УДК 614.3(4)

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ САНИТАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Д. Н. Лоранский Министерство'здравоохранения СССР, Москва

Известно, что руководители здравоохранения различных стран, Всемирная организация здравоохранения стали все больше уделять внимание службам санитарной инспекции, которые призваны обеспечить выполнение многогранной работы, направленной в первую очередь на оздоровление среды, окружающей человека.

Успех любого дела во многом зависит от кадров, их подготовки. Это в полной мере относится к службам санитарной инспекции. В нашей стране по просьбе Всемирной организации здравоохранения ежегодно проводятся международные семинары, касающиеся различных аспектов деятельности этих служб, при участии специалистов многих стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

Для руководителей служб санитарной инспекции многих стран актуальны вопросы, связанные со сферой деятельности службы, с организацией и методами их работы, с подготовкой кадров. Эти проблемы были предметом обсуждения и на специальном симпозиуме по службам санитарной инспекпии, организованном Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения. В работе этого симпозиума (Копенгаген, апрель 1964 г.) участвовали представители 14 стран (Болгарии, Греции, Дании, Италии, Марокко, Польши, Соединенного Королевства, СССР, Турции, ФРГ, Франции, Чехословакии, Швеции и Югославии), которым консультанты и временные советники Европейского регионального бюро ВОЗ предложили для обсуждения следующие основные вопросы: важность участия службы санитарной инспекции в планировании (в нашем понимании — предупредительный санитарный надзор); целесобразность создания службы санитарной инспекции, независимой от местных властей; установленный законом порядок назначения санитарных инспекторов; использование специалистов не из служб санитарной инспекции (имеется в виду привлечение экспертов, консультантов и др.); необходимость регулярного пересмотра нормативов; место инспектора, имеющего полную подготовку, в службе санитарной инспекции и др. Как выяснилось из докладов участников симпозиума и общей дискуссии (автор статьи был участником симпозиума), эти вопросы актуальны для всех стран.

В короткой статье не представляется возможным подробно изложить организацию службы санитарной инспекции всех стран, представленных на симпозиуме, и их деятельность. Поэтому мы ограничимся кратким описанием организации некоторых служб и рассмотрением некоторых вопросов, обсуждавшихся на симпозиуме.

Следует отметить прежде всего, что в организации службы санитарной инспекции различных государств имеются принципиальные различия. В основном определяются 2 направления. В ряде стран существует полностью централизованная государственная служба санитарной инспекции. Во многих государствах функции санитарной инспекции разделены между правительственными и местными органами, между различными министерствами и ведомствами.

Тем не менее сейчас повсеместно признается важным построение санитарной инспекции на соответствующей законодательной основе.

В Народной Республике Болгарии (НРБ), Польской Народной Республике (ПНР) и Чехословацкой Социалистической Республике

(ЧССР) создана стройная государственная служба санитарного надзора, построенная, как и в Советском Союзе, по административно-территориальному признаку. При Министерстве здравоохранения НРБ имеется санитарно-противоэпидемическое управление с государственной санитарной инспекцией, включающее отделы коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания и противоэпидемический, сектор гигиены детского и юношеского возраста и радиационной гигиены. В округах (административно-территориальная единица) функционируют санитарно-про-тивоэпидемиологические станции с филиалами в городах. В составе станций находятся различные отделы с прикрепленными к ним химическими, микробиологическими, токсикологическими и другими лабораториями.

В составе Министерства здравоохранения и социального обеспече-чения ПНР находится санэпидуправление, состоящее из отделений организации, эпидемиологии, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, коммунальной гигиены, гигиены питания, профессиональной гигиены, а также инспекций ¡гигиены школ и учебных заведений, гигиены портов и судоходства, санитарного просвещения. Кроме того, в составе управления имеется группа профилактического надзора. В каждом воеводстве (области) и городах, имеющих статут воеводства, повятах (уездах) и городах, имеющих статут повятов, находятся санэпидстанции, директора которых являются санитарными инспекторами воеводств, повятов и городов.

Санитарный надзор в ЧССР обеспечивается главным образом са-нитарно-противоэпидемической службой, возглавляемой начальником санитарно-противоэпидемической службы ЧССР (главным гигиенистом ЧССР), областными и районными гигиенистами, обеспечивающими выполнение задач по охране здоровья населения, стоящих соответственно перед Министерством здравоохранения, областными и районными национальными комитетами. В областях и районах существуют санэпидстанции. В НРБ и ПНР вся служба возглавляется Главным государственным санитарным инспектором.

Служба всех этих стран пользуется большими правами в области предупредительного и текущего санитарного надзора. В учреждениях службы работают врачи, биологи, инженеры и другие специалисты. Возглавляют службы врачи.

В Югославии служба санитарной инспекции организована на уровнях коммун, районов, республик и федерации и включена в службы общественного здравоохранения. Согласно законодательству, все вопросы санитарного надзора входят в компетенцию коммун, за исключением тех, которые переданы вышестоящим органам. Функции службы — надзор за продуктами питания и потребительскими товарами, условиями на рабочих местах, в общественных местах и жилых районах, санитарными удобствами в жилых домах и за бытовым санитарно-техническим оборудованием, питьевой водой и сооружениями водоснабжения, удалением жидких отходов и мусора, воздействием промышленных предприятий на здоровье населения, источниками ионизирующей радиации. Республиканские санитарные органы осуществляют надзор за общественным транспортом, проходящим через территорию нескольких районов, за производством и продажей лекарственных препаратов. На них возложены обязанности по контролю за приобретением, транспортировкой и использованием радиоактивных источников. Кроме того, они выполняют определенные функции при наводнениях, землетрясениях и штормах. Федеральные санитарные органы ведут надзор за импортируемыми продуктами питания, организуют карантинные службы и осуществляют ряд специальных работ.

Служба санитарной инспекции Югославии не имеет собственных лабораторий и использует лаборатории общих служб здравоохранения,

университетов и др. В 1963 г. в службах санитарной инспекции Югославии работало 893 человека, из них 684 на полной ставке и 209 по совместительству, причем врачей было 224, в том числе на полной ставке только 80. Санитарные инспектора имеют право посещать контролируемые объекты, издавать приказы, возбуждать судебное дело против нарушителей санитарных правил и накладывать штрафы. Необходимо отметить, что промышленно-санитарный надзор за крупными объектами Югославии осуществляет служба инспекции труда.

В Греции ответственность за санитарный надзор возложена на руководителя Министерства социального обеспечения. В то же время специализированные разделы работы осуществляются отделом общественного здравоохранения. На местах санитарный надзор вверен учреждениям здравоохранения департаментов, коммунальным и сельским диспансерам и медицинским пунктам, входящим в систему Министерства социального обеспечения. Санитарный надзор обеспечивается санитарными врачами, инженерами по сантехнике, санитарными инспекторами— врачами городов, ветеринарными работниками, ветеринарами — санитарными инспекторами городов, сестрами-обследовательницами, коммунальными и сельскими врачами и др. в сопровождении комиссара полиции.

Ветеринарная служба и отдел животноводства Министерства сельского хозяйства осуществляют надзор за продуктами питания и продуктами животноводства, Министерство промышленности — за промышленными предприятиями, служба школьной медицины Министерства национального просвещения — за школами; Министерство труда занимается вопросами профессиональной гигиены; Министерство внутренних дел через полицейские службы осуществляет надзор за продуктами питания. Санитарный контроль за минеральными источниками, продажей продуктов питания на рынках, транспортными средствами и торговыми судами проводится соответственно туристической организацией Греции, инспекцией рынков Министерства торговли, Министерством транспорта и Министерством торгового флота.

Нет централизованной государственной санитарной службы в Швеции. Государственным органом, ответственным за деятельность учреждений общественного здравоохранения, является в этой стране национальный совет здравоохранения, имеющий санитарное бюро. Последнее оказывает консультативную помощь местным органам власти в вопросах гигиены окружающей среды. Вся Швеция разделена на 24 области (лена), в каждой из которых имеется областной врач. На областного врача, помимо оказания населению лечебной помощи, возложен контроль за мероприятиями по оздоровлению внешней среды. Фактически служба санитарной инспекции находится в городах и сельских коммунах при местных комитетах здравоохранения, которые принимают на работу санитарных инспекторов (в основном не врачей) и коммунальных инженеров. Специализированный надзор ведут: за продуктами питания— ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства, за состоянием водоснабжения и сбросом сточных вод — национальная инспекция водоснабжения и т. п.

В Дании, как и в Швеции, нет Министерства здравоохранения, и функции санитарной инспекции в основном выполняются специалистами местных органов власти. Также имеются службы центрального подчинения, к числу которых можно отнести службу фабрично-заводской инспекции и службу контроля за рыбным промыслом.

В ФРГ санитарный надзор осуществляется на различных административных территориях чиновниками, имеющими различную подготовку (медицинскую, ветеринарную, инженерную и др.). Большинство из них подчинено местным органам власти, им помогают в работе химические, бактериологические и другие лаборатории, находящиеся в ведении

управления округа (Bezirke). Должностное наименование указанных выше чиновников различно на различных административных территориях.

В Турции, Соединенном Королевстве, Франции и Италии службы санитарной инспекции входят в систему различных министерств. Во Франции при Министерстве здравоохранения существует специальный консультативный орган — высший совет общественной гигиены, который имеет свой аппарат и объединяет для решения проблем защиты здоровья населения представителей различных министерств, осуществляющих различные виды санитарного контроля.

В Марокко создана служба гигиены и оздоровления окружающей среды. Возглавляется она инженером.

Руководители санитарных служб стран, где различные стороны деятельности санитарной инспекции разделены между рядом министерств, считают, что министр, ответственный за службы здравоохранения, должен быть наделен правом утверждения законодательных актов и стандартов, имеющих отношение к службе санитарной инспекции, а координация работы различных министерств должна осуществляться специальной комиссией во главе с представителем службы здравоохранения. Это очень важно, так как подтверждает, что во главе службы санитарной инспекции должен быть медицинский работник. Последнее объясняется тем, что санитарная инспекпия создается не для инспекции вообще, а для предупреждения воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней среды.

Сейчас в большинстве стран Европы высказывается пожелание о проведении службами предупредительного санитарного надзора; в ряде стран он уже проводится.

Хотя уровень подготовки специалистов служб санитарной инспекции в различных странах неодинаков, признается, что санитарный инспектор (врач, инженер или специализированный работник) должен быгь глубоко эрудирован и иметь отличную подготовку по тем дисциплинам, которые нужны для выполнения его функций.

Необходимость этого диктуется тем, что службы санитарной инспекции должны заниматься проблемами, требующими больших медицинских и разнообразных технических знаний. Одновременно отмечается, что в этой службе должны работать специалисты различных профессий с разной подготовкой: сюда входят высшее образование, среднее специальное образование (типа наших техникумов), фельдшерские школы и школы по подготовке лаборантов. Сейчас в службах имеются работники и без специального образования, подобно тем работникам нашей службы, которые занимаются только отбором проб.

Таким образом, как организация служб санитарной инспекции, так и состояние их кадров имеют существенные особенности и различия. А методы, используемые этими службами, обусловлены в значительной степени их структурой, используемыми ими кадрами и уровнем развития тех или иных стран.

Поступила 3/1II 1966 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.