Научная статья на тему 'Новый этап советского здравоохранения в области гигиенической и санитарно-противоэпидемической работы'

Новый этап советского здравоохранения в области гигиенической и санитарно-противоэпидемической работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый этап советского здравоохранения в области гигиенической и санитарно-противоэпидемической работы»

/

Член-корреспондент АМН СССР проф. Т. Е. Болдырев

Новый этап советского здравоохранения в области гигиенической и санитарно-противоэпидемической

работы

В ноябре 1949 г. правительство Союза ССР приняло постановление о новых функциях Всесоюзной государственной санитарной инспекции СССР

Этим важнейшим документом советского правительства, являющимся наглядным свидетельством непрестанной сталинской заботы о советских людях, профилактическая гигиеническая работа по охране здоровья советского народа поднимается на новую высшую ступень в соответствии с потребностями жизни, с потребностями бурно растущего народного хозяйства страны.

Небывалый в истории рост строительства промышленных предприятий, самого разнообразного профиля и назначения, которым характеризуется вся эпоха сталинских пятилеток, превратил нашу родину из страны аграрной в страну мощной индустрии и обеспечил прочную базу для победы социализма в нашей стране.

Многие тысячи новых заводов, фабрик, угольных шахт, рудников, предприятий по добыче и переработке нефти, металлургических и маши-, ностроительных заводов, предприятий легкой промышленности с новейшим оборудованием и новой технологией производства за короткие сроки изменили лицо нашей земли.

Грандиозные работы по устройству путей сообщения, водных магистралей, крупнейших водохранилищ, которые уже осуществлены или записаны в планах ближайших лет, оказывают уже теперь влияние, а в дальнейшем в еще большей степени повлияют на изменение географии и климата огромных районов нашей страны. В этих районах будут расти новые города и села, новые промышленные предприятия, гидротехнические сооружения.

Проводимые в нашей стране колоссальные работы по строительству новых городов и сел, коренной реконструкции старых городов, по коммунальному благоустройству их имеют целью создание наиболее благоприятных условий труда и быта для советских людей, строителей коммунизма.

Все эти грандиозные изменения в экономике, в условиях труда и быта нашего народа, наряду с непрерывно растущими культурными потребностями населения, поставили перед органами здравоохранения много новых гигиенических задач.

Среди них первая и важнейшая задача, вытекающая из развития нашего народного хозяйства,— охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами, количество которых увеличивается парал-

1 Постановление Совета министров СССР от 21 ноября 1949 г. № 5272

лельно росту промышленности. Нам необходимо использовать все возможности для того, чтобы сохранить наши реки и озера как источники питьевого и хозяйственного водоснабжения, как богатейшие рассадники рыбы, как элементы природы для физкультуры, спорта и других оздоровительных мероприятий.

Не менее важной является вторая задача — охрана атмосферного воздуха в наших городах, промышленных поселках, на отдельных предприятиях от загрязнения промышленными выбросами в атмосферу — дымом, пылью, газообразными ядовитыми продуктами и пр. Нет необходимости особо доказывать исключительное гигиеническое значение этой проблемы, разрешение которой представляет немалые трудности.

Наконец, большого внимания от органов здравоохранения требуют также и вопросы, связанные с выбором мест, планировкой новых городов и других населенных пунктов и их коммунальным благоустройством, г также и реконструкция старых населенных пунктов. Большое внимание должно быть уделено разработке проектов новых жилищ, удовлетворяющих всем наиболее высоким современным советским гигиеническим требованиям.

Наряду с этим серьезные задачи возникают в связи с бурным строительством новых предприятий с самой разнообразной технологией и самыми разнообразными отходами производства — в части выбора мест для этих предприятий и разработки новых гигиенических мер для охраны здоровья рабочих на производстве.

В связи с проблемами охраны водоемов и атмосферного воздуха от загрязнения промышленными стоками и выбросами стоит и проблема защиты от загрязнения почвы в городах, промышленных районах и вокруг них. Разработка систем правильного сбора, уничтожения, обезвреживания и максимальной утилизации всех отбросов, которые может дать промышленность и другое хозяйство населенных пунктов, представляет задачу чрезвычайной важности.

Огромное государственное значение перечисленных проблем бесспорно. Разрешение их требует самого пристального внимания со стороны органов здравоохранения. Очевидно также и то, что разрешение этих проблем в части, относящейся к компетенции здравоохранения, возможно лишь в том случае, если этим делом будет занята специальная организация, располагающая авторитетом и широкими правами.

Нет сомнения также и в том, что государственная санитарная инспекция в прежнем ее положении, с прежними ее обязанностями и функциями не была в состоянии справиться с решением этих грандиозных задач. Текущий, а подчас и мелочной санитарный контроль, противоэпидемическая работа и другие обязанности обычно составляли подавляющую часть работы специалистов госсанинспекции, оставляя для крупной, решающей профилактической работы лишь малые крохи внимания, времени и сил. Предупредительный гигиенический контроль в области важнейших государственных мероприятий составлял поэтому в лучшем случае только обычную часть в работе госсанинспекции.

В связи с этим в течение последних лет советское правительство отдельными актами возлагало на органы государственной санитарной инспекция функции предупредительного надзора.

Так, по постановлению СНК СССР № 629 от 29 мая 1944 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией» совнаркомы союзных республик, общесоюзные и союзные республиканские наркоматы были обязаны согласовывать с органами госсанинспекцин планы реконструкции и восстановления населенных пунктов, выбор места для строительства промышленных предприятий, совхозов и рабочих поселков, планировку и строительство гидросооружений.

Постановлением № 1743 от 11 августа 1946 г. Совет министров СССР обязал министерства, ведомства и обл(край)исполкомы и гор-

исполкомы при проектировании строительства и реконструкции городов, рабочих поселков и промышленных предприятий согласовывать выбор места строительства и планировку с органами госсанинспекции.

Государственный стандаот «Предприятия промышленные» (ГОСТ 1324-47), утвержденный Советом министров СССР 9 августа 1947 г., указывает, что выбор площадки для промышленного предприятия и поселка при нем, а также мест водозабора и спуска сточных вод должен быть согласован с органами госсанинспекцни.

Согласно постановлению Совета министров СССР № 1823 от 31 мая 1947 г. «О мерах по ликвидации загрязнения и санитарной охране водных источников», ввод в действие новых и восстанавливаемых предприятий, цехов и агрегатов, загрязняющих водоемы промышленными стоками, допускается только с разрешения госсанинспекции.

К настоящему времени объем задач по предупредительному санитарному надзору вырос до огромных размеров и перспективы его дальнейшего роста, в связи с бурным развитием нашего народного хозяйства, оказываются по существу беспредельными.

Выполнять функции предупредительного надзора «между прочим», в общей массе текущей санитарной и противоэпидемической работы становится невозможным.

Поэтому советское правительство, подводя итоги предшествующей регламентации обязанностей госсанинспекции в виде отдельных актов, нашло необходимым изменить функции государственной санитарной инспекции, возложив на нее в первую очередь предупредительный санитарный контроль за проведением мероприятий по охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы от загрязнения промышленными и хозяйственными выбросами; надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве, реконструкции промышленных предприятий, изменении промышленного профиля и технологического процесса предприятий, при проектировании, строительстве и реконструкции коммунальных и гидротехнических сооружений, курортов и других объектов союзного, республиканского, краевого, областного, окружного, городского подчинения (в городах республиканского подчинения), а также при планировке городов и промышленных центров.

Одновременно на Всесоюзную госсанинспекцию возложен контроль за соответствием вновь разрабатываемых государственных стандартов (ГОСТ) и технических условий на продукты питания и промышленные изделия, качество которых может отразиться на здоровье населения, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. На госсанинспекцию возложен также контроль за качеством бактерийных препаратов, сывороток, антибиотических препаратов, выпускаемых для нужд здравоохранения.

Наряду с этим советское правительство возложило функции текущей санитарной работы и предупредительный надзор за объектами районного и городского подчинения (кроме городов республиканского подчинения) на органы санитарно-противоэпидемической службы здравоохранения.

Таким образом, специалисты госсанинспекции этим постановлением правительства освобождены от разрешения повседневных текущих вопросов санитарной и противоэпидемической практики. Внимание госсанинспекции направлено на радикальное разрешение крупнейших, принципиально важных гигиенических вопросов, определяющих перспективу дальнейшего благоустройства нашей страны, определяющих перспективу дальнейшего совершенствования гигиенических условий жизни и быта советских людей в городах и селах, совершенствование гигиенических условий труда на фабриках, заводах, шахтах. Внимание госсанинспекцни направлено на охрану величайших природных богатств нашей родины, имеющих непосредственное влияние на условия жизни, быта, труда и на здоровье советского народа.

В связи с этими новыми задачами постановлением правительства изменена и структура органов государственной санитарной инспекции.

В центре Всесоюзная государственная инспекция возглавляется главным государственным санитарным инспектором СССР — заместителем министра здравоохранения СССР. В союзных и автономных республиках главный государственный санитарный инспектор является заместителем министра здравоохранения этих республик. В краях, областях и городах республиканского подчинения госсанинспекция возглавляется краевым, областным, городским государственным санитарным инспектором, являющимся заместителем заведующего соответствующим отделом здравоохранения. Как видно из сказанного, руководителям госсанинспекцни во всех звеньях предоставляется весьма ответственное положение. Ойи являются правой рукой руководителей здравоохранения по всем важнейшим вопросам гигиенической работы в городе, области, крае, республике. Этим еще раз подчеркивается исключительная важность тех задач, которые возлагаются правительством на органы государственной санитарной инспекции. В то же время в части выполнения функций государственного санитарного контроля госсанинспекторы являются лично ответственными перед вышестоящими органами госсанинспекции.

В связи с особой важностью функций, которые ныне возложены на органы госсанинспекции, и в связи с их особой ответственностью за проведение радикальных гигиенических мероприятий, самого серьезного внимания требует подбор для работы в органах инспекции кадров, способных с честью справиться с этими сложными задачами. Для работы в органах госсанинспекции должны подбираться специалисты своего дела, люди, ясно представляющие всю важность и принципиальную глубину проводимых государственных гигиенических мероприятий, настойчивые и принципиальные в своих заключениях и требованиях. Не отрываясь от реальной действительности, не отрываясь «от земли», каждый из них должен уметь, даже в самых затруднительных случаях, найти наилучшее решение, отвечающее интересам дела и реальной обстановке. Знание своей специальности, постоянная связь с гигиенической наукой и с практическими работниками санитарно-противоэпидемической службы являются обязательными условиями успеха работы госсанинспектора. Поэтому в положении о Всесоюзной госсанинспекции особо указан порядок комплектования кадров госсанинспекторов, которое должно производиться в каждом случае только по согласованию с высшими органами госсанинспекции.

В положении о госсанинспекции сказано, что Всесоюзная госсанинспекция может иметь также своих уполномоченных на крупных, особо важных промышленных объектах и строительствах. Это дает возможность осуществить государственный санитарный предупредительный надзор за этими объектами не только в процессе их проектирования, но и при реализации этих объектов, в процессе их строительства и при приеме в эксплоатацию. Это касается прежде всего таких объектов, как водохранилища, каналы, крупные водопроводы, новые предприятия, новые города и т. д. Наличие уполномоченных, наделенных всеми правами госсанинспектора, должно обеспечить соблюдение на всех этапах проектирования и строительства этих важнейших объектов всех современных требований советской гигиенической науки. Функции такого уполномоченного заканчиваются после приема объекта или сооружения в эксплоатацию. Санитарный контроль за выполнением гигиенических требований в процессе эксплоатации нового объекта передается органам санитарно-противоэпидемической службы.

Как следует из текста постановления и положения о Всесоюзной госсанинспекции, органы ее в районах и городах (кроме городов республиканского подчинения) ликвидируются, а функции текущего санитарного надзора за объектами любой подчиненности, находящимися

в районе или городе, так же как и предупредительный санитарный надзор за местными объектами, поручаются местным органам санитарно-противоэпидемической службы.

Для того чтобы санитарно-противоэпидемическая служба органов здравоохранения была в состоянии справиться с этими обязанностями, решением правительства ей предоставляются новые и очень большие права.

Госсанинспектор в области, округе, крае, городе (республиканского подчинения) не мыслится, конечно, без своих кадров специалистов, представляющих основные специальности гигиенической науки — в области коммунальной, промышленной, пищевой, школьной гигиены и водоснабжения. Как показывает опыт предшествующей работы, «набор» этих специалистов для всех областей, краев и т. д. не может быть одинаковым. Он будет иметь свои варианты, в зависимости от экономической характеристики каждой области, края, города и т. д.

Новым положением о Всесоюзной госсанинспекции главный госсанинспектор СССР обязан разрабатывать и вносить на рассмотрение Совета министров Союза ССР проекты законов и постановлений правительства по общим вопросам санитарного дела, мероприятиям по санитарной охране атмосферного воздуха, водоемов, почвы, а также санитарно-гигиенические нормы в области труда, быта, питания и водоснабжения населения. Он издает на основании действующих законов и постановлений правительства СССР обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами правила по санитарной охране атмосферного воздуха, почвы, водоемов, а также по санитарному содержанию производственных, культурно-бытовых, торговых и жилых помещений. Без согласования с госсанинспектором СССР, министерствами и ведомствами не могут утверждаться технические условия или представляться на утверждение правительства ГОСТ на продукты питания и промышленные изделия, качество которых может отразиться на здоровье населения. Это же касается и типовых строительных проектов.

Всем государственным санитарным инспекторам предоставлены права: давать имеющие обязательную силу заключения по проектам планировки и благоустройства населенных мест, проектам и нормам проектирования промышленного, коммунального, гидротехнического, жилищного, транспортного и других видов строительства, по отводу земельных участков под строительство и по техническим условиям на продукты питания и промышленные изделия, качество которых может отразиться на здоровье населения.

Госсанинспекторы имеют право приостанавливать строительство отдельных сооружений или частей сооружений и ввод их в действие и экс-плоатацию предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и гидротехнических и прочих сооружений, поднадзорных госсанинспекции. При этом госсанинспектор обязан доводить о приостановлении им строительства или запрещении эксплоатации предприятия или сооружения до сведения соответствующих министров, руководителей ведомств, организаций, а также банков, финансирующих строительство.

Право приостанавливать строительство и эксплоатацию различных перечисленных объектов предоставляется каждому госсанинспектору в пределах его компетенции: областному, краевому, окружному, городскому госсанинспектору — только в отношении объектов соответственно областного, краевого, окружного и городского подчинения; главному госсанинспектору союзной или автономной республики—в отношении объектов республиканского, областного, краевого, окружного, городского подчинения; главному госсанинспектору СССР и его заместителю — в отношении всех объектов, независимо от их подчиненности.

Всем госсанинспекторам дано право в случае нарушения утвержден-

ных в установленном порядке санитарно-гигиенических норм и правил или невыполнения основанных на этих нормах и правилах требований госсанинспекции ставить вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, налагать штрафы на отдельных лиц и учреждения и предприятия или же в необходимых случаях возбуждать перед органами прокуратуры вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Право налагать штрафы предоставлено новым положением только руководителям органов госсанинспекции в областях, краях, округах, уполномоченным госсанинспекции на отдельных крупных объектах, госсанинспекторам союзных и автономных республик, а в центре — главному госсанинспектору СССР и его заместителю.

Кроме того, всем госсанинспекторам дано право в необходимых случаях возлагать на научно-исследовательские институты и лаборатории, независимо от их ведомственной принадлежности, обязательные для них задания по производству экспертизы.

За всеми госсанинспекторами сохранено право беспрепятственно посещать действующие и строящиеся государственные, кооперативные, общественные предприятия и учреждения, коммунальные и гидротехнические сооружения с целью осуществления санитарного надзора, производить пробу и выемку материалов для лабораторного анализа или экспертизы, требовать от должностных и частных лиц дачи сведений и предъявления материалов и документов, необходимых для выяснения санитарного состояния соответствующего объекта.

Порядок обжалования действий должностных лиц государственной санитарной инспекции остается прежним. Срок обжалования в вышестоящие органы инспекции установлен в 5 дней. Подача жалобы не приостанавливает проведения в жизнь обжалуемых действий должностных лиц госсанинспекции.

Наконец, Всесоюзной госсанинспекции предоставлено право издавать «Бюллетень Всесоюзной государственной санитарной инспекции». Всесоюзной госсанинспекции и ее органам на местах предоставлено право иметь свои печати и штампы.

Все эти изменения в функциях, обязанностях, правах и структуре органов госсанинспекции должны привести к резкому усилению предупредительного государственного санитарного надзора во всех областях народного хозяйства нашей страны.

Вместе с тем эти изменения должны резко повысить возможности и санитарно-противоэпидемической службы здравоохранения в области организации и повседневного проведения настойчивой работы по дальнейшему улучшению санитарного состояния наших городов и сел, государственных, кооперативных, общественных, бытовых предприятий и учреждений, по дальнейшему улучшению условий труда и быта, а также в области организации и проведения противоэпидемической работы.

Успех этой работы обеспечивается большими правами, которые, наравне с госсанинспекцией, предоставлены руководителям санитарно-противоэпидемической службы. Необходимо только, чтобы наши санитарные врачи и эпидемиологи умело воспользовались этими правами с наилучшим эффектом для дела.

Успех работы санитарно-противоэпидемической службы определяется также и значительным пополнением ее рядов большой группой госсанинспекторов, работавших до сих пор в районах, и помощников госсанинспекторов, которые теперь вольются в систему наших санитарно-эпидемиологических станций.

Основным руководителем и практическим исполнителем в области санитарно-противоэпидемической работы становится теперь главный врач санитарно-эпидемиологической станции — он же главный санитарный врач района, города, округа, области, края, автономной республики.

Отсюда возникает задача немедленного укрепления всей сети наших санитарно-эпидемиологических станций, чтобы сделать их действительна центрами руководства и оперативной деятельности в области санитарно-противоэпидемической работы и научной работы, направленной прежде всего на разрешение гигиенических и эпидемиологических проблем, ка~ сающихся своего района, области, края и т. д.

Объединение в руках главного санитарного врача руководства санитарной и противоэпидемической работой соответствует давним стремлениям наших гигиенистов и эпидемиологов, зафиксированным, в частности, в решениях XII Всесоюзного съезда эпидемиологов, микробиологов, гигиенистов и инфекционистов в 1947 г. Это объединение руководства должно сильно продвинуть вперед общую работу по дальнейшему улучшению санитарного и эпидемиологического состояния нашей страны. Широкие гигиенические и санитарные мероприятия, положенные у нас в. основу профилактики заболеваний вообще, при настойчивом их проведении должны неизбежно привести в кратчайшие сроки к полной ликвидации в нашей стране основных инфекционных заболеваний.

Таким образом, постановление правительства о Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органах санитарно-противоэпидемиче-ской службы, подводя итог последовательно проводившимся в течение ряда лет мероприятиям по усовершенствованию системы здравоохранения в области гигиенической и санитарно-противоэпидемической работы, открывает перед работниками советского здравоохранения новые перспективы и новые возможности для успешной деятельности по дальнейшему улучшению санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния нашей страны.

Дело чести всех советских гигиенистов — госсанинспекторов, санитарных врачей и эпидемиологов — полностью использовать все эти возможности на благо нашего славного народа.

-йг -й- *

А. И. Изъюрова

Скорость распада нефтепродуктов в воде и почве

Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР

Нефтепродукты, попадая в водоем, образуют на поверхности воды пленку той или иной толщины, в зависимости от количества их и площади водоема. Эта пленка нефти подвергается испарению, причем улетучиваются более легкие фракции, обладающие сильным запахом, удельный же вес остающейся части увеличивается. Пленка нефти, перемещаясь по водоему, смешивается со взвешенными веществами, подвергается частично окислению, становится все более тяжелой и постепенно опускается на дно водоема.

Однако с исчезновением нефтяной пленки с поверхности воды не прекращается загрязнение ее нефтью. Опускаясь на дно, нефть продолжает свое воздействие на воду.

Специальные наблюдения по улавливанию нефтепродуктов, опускающихся на дно, были проведены летом 1945 г. на Химкинском водохранилище. Проводились они у нефтебаржи, которая снабжает горючим и смазочным маслом теплоходы и пароходы, курсирующие по каналу имени Москвы. Вокруг этой баржи почти всегда плавает нефтяная пленка. Наблюдения, проводившиеся в августе, показали, что в течение 2 недель на дно на глубину 5 м опускалось от 229 до 429 г нефтепродуктов на 1 м2 площади. Нефтепродукты эти извлекались вместе с донными осадками, из которых они выделялись серным эфиром.

2 Ги.иена и санитария, >6 '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.