Научная статья на тему 'Предупредительный санитарный надзор на новых путях'

Предупредительный санитарный надзор на новых путях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупредительный санитарный надзор на новых путях»

С. А. Гуревич

Предупредительный санитарный надзор на новых путях

Вновь изданное правительством постановление «О Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органах санитарно-противоэпиде-мической службы» несомненно явится значительной вехой ¡на пути исторического развития советской гигиены и санитарии. Наряду с постановлениями о санитарной охране водоемов и санитарной охране чистоты атмосферного воздуха новое постановление представляет солидную, богатую перспективами законодательную базу, на которой органы санитарного надзора могут широко развернуть мероприятия по дальнейшему подъему санитарного благополучия нашей страны.

Постановление определяет новые организационные формы построения и деятельности органов Всесоюзной государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемической службы в центре и на местах, разграничивает характер и объем задач той и другой организации. Много внимания уделяется в этом документе предупредительному санитарному надзору. Впервые ясно, четко и категорически предупредительный санитарный надзор определен как неотъемлемая функция в деятельности санитарного врача и государственного санитарного инспектора.

Предупредительный санитарный надзор следует рассматривать как совокупностьи систему санитарных мероприятий, направленных на предупреждение гигиенических ошибок, которые могут быть допущены в процессе проектирования, восстановления, реконструкции и нового строительства всякого рода населенных мест, их отдельных районов, участков, сооружений и установок жилых, промышленных и общественных зданий.

Нет нужды доказывать громадное гигиеническое значение предупредительного санитарного надзора. Легче и выгоднее предупреждать ошибки, нежели их исправлять. Большой практический опыт показывает, как допущенные в процессе проектирования, «окаменевшие» в строительстве ошибки остаются неисправимыми на всю долгую жизнь объекта, являясь немым укором их авторам и санитарным врачам, их допустившим.

Ошибки предупредительного санитарного надзора, очень часто слишком поздно обнаруженные, могут быть результатом троякого рода в равной мере недопустимых обстоятельств.

1. Госсанинспектор не участвовал в рассмотрении проектных материалов, что нужно расценивать как проявление плохо организованной постановки предупредительного надзора или как самоустранение от выполнения своей важнейшей функции.

2. Госсанинспектор участвует в рассмотрении проекта, вносит свои предложения, но они игнорируются и не осуществляются; тогда это результат недостаточной его требовательности и авторитета.

3. Госсанинспектор соглашается с порочным в гигиеническом отношении проектом. В этом случае мы имеем дело с недостаточными знаниями.

Предупредительный санитарный надзор требует от органов госсанинспекции активности, авторитета « глубоких знаний. Для этого необходимо, чтобы задача предупредительного санитарного надзора выполнялась на высоком научном уровне, во всеоружии соответствующих знаний науки « техники.

Госсанинспектор, составляя заключение по проекту, должен разбираться в технике проектируемого объекта, уметь свободно и безошибочно читать чертежи; вместе с тем как врач и гигиенист он должен ясно представить себе возможное влияние объекта на людей, живущих или работающих в нем. Рассмотрение проектных материалов и составление по ним заключений должно быть делом квалифицированных в данной отрасли санитарных знаний гигиенистов и санитарных врачей по жилищно-коммунальной, промышленной, пищевой и школьной гигиене.

Исчерпывающий предупредительный санитарный надзор охватывает все объекты, в которых протекает трудовая и внетрудовая жизнь человека. Рассматривая каждый вновь проектируемый и строящийся объект с точки зрения его предназначения, предупредительный санитарный надзор должен обеспечить оптимальные .в гигиеническом отношении условия использования объекта.

С этой целью предупредительный санитарный надзор должен иметь место во всех фазах и стадиях проектирования: планировке, рассмотрении проектных заданий и технического проекта.

Задача предупредительного санитарного надзора в стадии планирования сводится в основном к проверке правильности проектирования социально-гигиенических показателей объекта. Сюда относятся перспективные расчеты населения, его возрастно-полового состава, в особенности детских контингентов различных возрастов (ясельного, дошкольного, школьного и т. п.), исходя из перспектив соответствующих градообразующих факторов, расчетов коэфициента семейности, расчетов норм расселения и пр. Недоучет при проектировании социальных показателей, с которым нередко приходится сталкиваться на практике, очень быстро влечет за собой диспропорцию между объемами и размерами проектируемого объекта и контингентами, для которых он предназначен.

В пунктах 16, 26, 4 и 5 нового постановления правительства содержатся задачи государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемичеекой службы по предупредительному санитарному надзору. 'Можно утверждать, что ни в одном из наших предыдущих законодательных актов предупредительный санитарный надзор не был сформулирован с такой определенностью, как в пункте четвертом нового постановления Совета министров: «Утверждение проектов планировки и благоустройства населенных мест, норм проектирования промышленного, коммунального, гидротехнического, жилищного, транспортного и других видов строительства, а также типовых проектов производится по согласованию с органами Всесоюзной государственной санитарной инспекции». Важным и новым в этом пункте является то, что не может иметь место утверждение какого-либо проекта без предварительного согласования его с органами государственной санитарной инспекции. Тем самым постановление налагает определенные обязательства не только на государственную санитарную инспекцию, которая должна составить по проекту свое заключение, но и на соответствующую хозяйственную организацию, которая должна озаботиться своевременным получением указанного заключения, без чего, очевидно, проект не будет считаться утвержденным. Это, однако, не дает основания органам госсанинспекции оставаться пассивными в ожидании присылки им проектов на согласование. Организационная инициатива, выражающаяся в установлении постоянных и прочных связей с плановыми проектирующими организациями, чрезвычайно облегчит выполнение задач госсанинспектора

по предупредительному надзору и поможет охватить полностью и своевременно проектный ¡материал.

При проведении в жизнь нового постановления правительства необходимо всемерно стремиться к тому, чтобы обеспечить органам госсанинспекции возможность согласования проектов по существу, а не формально. Примером такого формального согласования может служить дача госсанинспектором на заседании технического совета соответствующего министерства или главка, или другой организации заключения без предварительного изучения проекта; в данном случае фиксация фамилии госсанинспектора в протоколе совета рассматривается как акт согласования с ним проекта. Даже опытный, высококвалифицированный гигиенист может допустить серьезные ошибки при таком поверхностном рассмотрении проекта.

Для составления достаточно обоснованного и квалифицированного заключения госсанинспектору должно быть предоставлено время и возможность в спокойной обстановке в госсанинспекцик или в здравотделе, или на санитарно-эпидемиологической станции, или в помещении проектной организации тщательно ознакомиться с проектом, детально изучить и проанализировать с гигиенической точки зрения пояснительные записки и графические материалы. Только такой разбор проекта может обеспечить то квалифицированное заключение госсанинспектора, которое от него ждут.

В практике предупредительного санитарного надзора обычно и совершенно естественно могут возникать разногласия между госсанинспектором, с одной стороны, и проектирующей и хозяйственной организацией — с другой. Необходимо сохранить старый порядок, в силу которого разногласия передаются на решение вышестоящей инстанции госсанинспекции. Правда, необходимость обосновывать свои требования утвержденными нормами и правилами должна уменьшить поводы к разногласиям, но все же последние естественно будут иметь место, так как и нормы, и правила могут в отдельных случаях толковаться различно; далее, не все разумные и реальные требования госсанинспекции укладываются в нормы.

Новым в постановлении правительства является дважды (в пп. 4 и 5) подчеркнутое указание, что «заключения органов Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органов санитарно-противозпиде-мической службы должны быть основаны на утвержденных в установленном порядке санитарно-гигиенических нормах и правилах». Это указание имеет огромное значение как могучий стимул к быстрому и энергичному развитию санитарного нормирования во всех отраслях как в виде правительственных постановлений, так и в виде санитарных правил, издаваемых Всесоюзной государственной санитарной инспекцией и обязательных для хозяйственных организаций и отдельных граждан. Подготовительная работа в этом направлении должна быть начата уже сейчас, так как отсутствие или устарелость норм, особенно в области жилищно-коммунальной санитарии, весьма затруднит деятельность органов госсанинспекции по предупредительному санитарному надзору. Наряду с этим было бы желательно скорейшее утверждение подготовленного проекта «Урочного положения», которое чрезвычайно поможет осуществлению предупредительного санитарного надзора.

Таким образом, одной из первых задач Всесоюзной государственной санитарной инспекции, вытекающих из нового постановления правительства, является обобщение и свод имеющихся санитарных норм и правил, их «одификация, составление новых правил и их утверждение в соответствующих инстанциях.

Далее, чтобы обеспечить составление органами государственной санитарной инспекции вполне квалифицированных заключений, необходи-

мо крепить и развивать консультационно-экспертные организации как при самих инспекциях, так, © особенности, при соответствующих науч-но-исследовательских учреждениях. Существующие и вновь организуемые в институтах консультационные и экспертные комиссии по рассмотрению проектов должны получить определенные организационные 'формы и систематически работать над экспертизой представляемых им государственной санитарной инспекцией проектов, из которых крупные и принципиальные должны, как правило, поступать на экспертизу в научные институты. Самого серьезного внимания заслуживает в этом отношении типовое проектирование, которое как особенно ответственное нуждается в тщательной некомпетентной гигиеничеокой экспертизе.

Немаловажной задачей для гигиенической науки является также обобщение и гигиеническая оценка советского проектирования в различных областях строительства (промышленного, жилищного, школьного, больничного и т. д.).

Наконец, не может стоять в стороне от предупредительного санитарного надзора и санитарное просвещение.

Опираясь на вновь изданное постановление правительства, государственная санитарная инспекция должна решительно двинуть вперед дело предупредительного санитарного надзора и обеспечить соблюдение гигиенических интересов во всех областях грандиозного строительства,

развернувшегося в нашей стране.

★ * ★

В. Н. Рябов

Научная и практическая санитарная работа в связи с реализацией сталинского плана преобразования природы

Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР

Учитывая исключительно большое гигиеническое значение претворения в жизнь сталинского плана преобразования природы, Министерство здравоохранения СССР обратилось еще 3.1.1949 г. к республиканским, областным и районным органам здравоохранения со специальным письмом, в котором были изложены стоящие перед ними задачи в связи с осуществлением названных мероприятий. В соответствии с этими указаниями Министерства здравоохранения СССР практическая санитарная работа проводилась в 1949 г. и должна вестись и в дальнейшем в следующих направлениях.

Так как разработка и утверждение проектов на строительство прудов, водоемов и оросительных систем, выполняемых колхозами, возложены на республиканские и областные организации, весьма важным является осуществление предупредительного санитарного контроля за этим строительством со стороны местных санитарно-эпидемиологических станций. Полученные сведения показывают, что эта работа в 1949 г. в ряде областей и районов еще не была организована так, как это необходимо.

Для руководства местным организациям Всесоюзной госсанинспекцией по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР были изданы 6—19.IX.1949 г. «Основные санитарные противомалярийные и рыбоводные требования при строительстве и восстановлении прудов и водоемов на местном стоке». Важнейшей директивой в этом деле является также и постановление Совета министров СССР от 11.VIII. 1946 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией». В этом постановлении указаны правила водопользования и порядок сдачи в эксплоатацию оросительных систем, исключающие возможность заболачивания территории и образования очагов массового выплода малярийных комаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.