Научная статья на тему 'К вопросу о современных проблемах организации и обеспечения мероприятий по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации в Архангельской области'

К вопросу о современных проблемах организации и обеспечения мероприятий по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1394
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ / ДЕЗИНСЕКЦИЯ / ДЕРАТИЗАЦИЯ / SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGIC WELL-BEING OF THE POPULATION / ANTI-EPIDEMIC ACTIONS / PREVENTIVE DISINFECTION / DESINSECTION / DERATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокеева В. Н., Кинах Борис Петрович, Гудков А. Б., Бобун И. И.

Одним из ведущих звеньев в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны являются профилактические противоэпидемические мероприятия, и в частности мероприятия по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации. В связи с подъемом в последние годы заболеваемости природно-очаговыми инфекциями в стране изданы постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в которых профилактические дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия играют ведущую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фокеева В. Н., Кинах Борис Петрович, Гудков А. Б., Бобун И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MODERN PROBLEMS OF THE ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF ACTIONS ON PREVENTIVE DISINFECTION, DESINSECTION AND DERATIZATION IN THE ARKHANGELSK AREA

One of leading parts in the system of maintenance of sanitary-and-epidemiologic well-being of the population in the country are preventive anti-epidemic actions, and in particular actions on preventive disinfection, desinsection and deratization. In connection with the rise in cases rates of natural-location infections in the country in the last years there are published orders of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation in which preventive disinfection, desinsection and deratization actions play the leading role.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных проблемах организации и обеспечения мероприятий по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации в Архангельской области»

Одним из ведущих звеньев в системе обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения страны являются профилактические противоэпидемические мероприятия, и в частности мероприятия по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации. В связи с подъемом в последние годы заболеваемости природноочаговыми инфекциями в стране изданы постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в которых профилактические дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия играют ведущую роль. Ключевые слова: санитарноэпидемиологическое благополучие населения, противоэпидемические мероприятия, профилактическая дезинфекция, дезинсекция, дератизация.

УДК 614.4(470.11)

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ, ДЕЗИНСЕКЦИИ И ДЕРАТИЗАЦИИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2009 г. В. Н. Фокеева, Б. П. Кинах, *А. Б. Гудков,

*И. И. Бобун

Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области,

*Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Проводимая в стране административная реформа повлекла за собой организационную перестройку системы государственного санитарноэпидемиологического надзора, и в частности дезинфекционной службы.

Отлаженная система государственных специализированных организаций здравоохранения — дезинфекционных станций, доказавшая свою значимость и необходимость в разные годы существования государства, в настоящее время практически ликвидирована из-за различного рода финансовых и организационных проблем. Хотя во все времена, в каких бы трудных финансово-экономических ситуациях ни находилась наша страна, всегда находились средства для финансирования санитарноэпидемиологических и дезинфекционных служб как эффективных практических подразделений в профилактике инфекционной заболеваемости населения страны.

На основании Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из компетенции органов местного самоуправления были исключены вопросы обеспечения санитарно-гигиенического благополучия населения и осуществления профилактических, санитарно-противоэпидемических и природоохранных мер [14].

Претерпел некоторые изменения и основной закон службы санитарноэпидемиологического надзора «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. Из статьи 38 «Первичная медико-санитарная помощь» данного закона изъято проведение и финансирование из местных бюджетов противоэпидемических мероприятий, а именно: очаговой дезинфекции в квартирных очагах инфекционных заболеваний (в т. ч. туберкулеза, микроспории, чесотки и др.), детских учреждениях, проведение камерной дезинфекции инфицированного, зараженного белья и вещей, санитарной обработки граждан, пораженных различными формами педикулеза [7, 10, 11, 15, 16].

Согласно этим изменениям финансирование противоэпидемических мероприятий теперь предусматривается из средств региональных бюджетов. Статья 6 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (п. 7) определяет, что «осуществление профилактических санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер» является полномочием органов Государственной власти субъ-

ектов Российской Федерации, то есть областных администраций [14].

Немаловажным в организации санитарно-эпидемиологического благополучия населения области является вопрос борьбы с грызунами и бытовыми насекомыми в областном центре и других населенных пунктах.

Основным мотивом уничтожения грызунов является снижение ущерба от переносимых ими болезнетворных микробов и паразитов, укусов, экономического ущерба от их жизнедеятельности, то есть снижение рисков в жизненном цикле человека.

Надежной методики в определении размеров экономического ущерба нет, но тем не менее имеются примеры разрушительной деятельности и экономического ущерба от грызунов:

• разрушение фундаментов, полов, стен, подвальных помещений, систем коммуникаций, кабелей;

• повреждение сложных технических устройств, включая и компьютерные сети;

• повреждение всевозможных промышленных изделий и товаров;

• уничтожение продовольственных товаров в системе торговли и питания;

• приведение в негодность пищевых продуктов путем загрязнения их микробами, шерстью, мочой, экскрементами.

По литературным данным, ежегодно крысы съедают и портят во всем мире 30—33 млн тонн зерновых продуктов, то есть пищу, достаточную для прокормления 100 млн человек. Экономический ущерб от жизнедеятельности грызунов в 4 — 6 раз больше, чем расходование средств на их истребление [2, 4,

8, 12].

Ежегодно регистрируется значительное число укусов крысами людей. Так, количество людей, укушенных крысами в Архангельске, по числу обращений составило 92 случая в период с 1999 года по 2007-й. Следует отметить, что в основном обращались дети — около 60 % укушенных. Чаще всего грызуны кусали людей в квартирах, в подъездах и во дворах домов.

Практический опыт борьбы с грызунами в Архангельске (как и в других населенных пунктах области) показал, что основным местом их размножения является муниципальный жилой фонд, где грызуны имеют условия для жизнедеятельности и интенсивного размножения. Это ветхость муниципального жилого фонда, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое и техническое состояние зданий жилых домов и придомовых территорий, нерегулярная очистка мусорных камер и контейнерных площадок для сбора мусора, низкий уровень культуры населения и многое другое [2, 4, 8, 13, 17].

Одной из главных причин высокого уровня заселенности грызунами домов муниципального жилого фонда является недостаточный объем дератизационных мероприятий, проводимых на этих объектах.

В большинстве случаев при заключении договоров на дератизационные работы управляющие жилым фондом области компании в целях экономии финансовых расходов соглашаются только на ежеквартальную кратность дератизационных обработок своих объектов в год (1 раз в 3 месяца). Однако, учитывая, что половозрелость крысы наступает через 2 — 3 месяца с момента рождения, такая кратность обработки ведет к низкой их эффективности.

Подобная «экономия» ведет к увеличению заселенности жилых домов грызунами, крысиным клещом и прочего дискомфорта для их жильцов и является нарушением санитарных норм и требований (СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации») [2, 4, 8].

По причине недостатка финансовых средств совсем не проводятся дератизационные мероприятия на таких эпидемически значимых объектах, как кладбища, парковые зоны отдыха, городские свалки бытовых отходов [12].

На коммерческих объектах ситуация с организацией и обеспечением дератизационных и дезинсекционных мероприятий несколько лучше. Рыночные условия и конкурентная борьба обязывают предпринимателей соблюдать и выполнять санитарно-гигиенические требования по их содержанию.

В последнее время в г. Архангельске можно наблюдать положительные тенденции в организации контейнерных площадок для сбора мусора и бытовых отходов во дворах жилых домов, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов, что препятствует размножению грызунов на дворовых территориях.

Однако на сегодняшний день нет убедительных фактов и данных о существенном снижении в целом численности грызунов в областном центре и других населенных пунктах муниципальных образований области, о чем свидетельствует рост в 2007 году заболеваемости иерсиниозом на 43,4 % по сравнению с 2006-м, зарегистрированы случаи заболеваний лептоспирозом, псевдотуберкулезом, крысиным клещевым дерматитом и прочими [16].

Следует отметить, что вопрос финансирования противоэпидемических мероприятий в деятельности санитарно-противоэпидемических служб в настоящее время решен уже во многих субъектах Российской Федерации. Это было отмечено на 16 съезде Национальной организации дезинфекционистов (НОД), проходившем 29—30 мая 2007 года в Москве [1, 6].

Несомненно, что недостаточное финансирование противоэпидемических мероприятий в деятельности санитарно-противоэпидемических служб создает определенную эпидемическую опасность возникновения инфекционных заболеваний среди населения области и эту проблему необходимо решать незамедлительно.

В настоящее время в Архангельской области дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные

мероприятия выполняет ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области», а также несколько коммерческих предприятий, проводящих работы только по истреблению грызунов и бытовых насекомых.

По итогам отчетов за 2007 год, предоставленных официальными подрядчиками вышеуказанных работ, можно сделать следующие выводы:

1. Мероприятия по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний области проводятся выборочно по эпидемическим показаниям (в детских организованных коллективах, лечебнопрофилактических учреждениях, частично в очагах туберкулеза). В других очагах инфекционных заболеваний мероприятия не выполняются по причине отсутствия источника их финансирования.

2. Не проводится камерная дезинфекция мягкого инвентаря во всех очагах инфекционных заболеваний, в том числе очагах туберкулеза, по причине отсутствия финансирования.

3. Не в полной мере осуществляются дератизационные и дезинсекционные мероприятия по борьбе с грызунами и бытовыми насекомыми на бюджетных хозяйствующих субъектах областного центра и области (жилой фонд, детские дошкольные, образовательные, лечебно-профилактические учреждения), где руководители ряда учреждений сознательно занижают площади и кратность дератизационных мероприятий на своих объектах и по этой причине предпочитают работать с коммерческим «подрядчиком», снижая тем самым качество борьбы с грызунами и нарушая санитарные нормы и требования.

4. Показатель свободных от грызунов объектов г. Архангельска по результатам отчетов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» за 2005 год составляет 90,3 % (за 2006-й

— 84,2 %), что соответствует оценке «хорошо» (согласно «Методическим указаниям МЗ РФ по борьбе с грызунами в населенных пунктах» от 06.10.81 г., № 28-6/5).

Следует отметить, что уровень освобожденных от грызунов объектов, где противоэпидемические дератизационные мероприятия проводятся государственными исполнителями, в 2007 году вырос на 6,1 % по сравнению с 2006-м [4].

Если рассматривать уровень освобождения от грызунов по категориям объектов, то самый низкий показатель отмечается на объектах муниципального жилого фонда (79,5 %). По оценкам коммерческих предприятиий, обрабатывающих жилой фонд, показатель освобождения от грызунов на данных объектах за 2006—2007 годы — 94,9 %, что явно не соответствует действительности, так как жалобы на наличие грызунов и крысиного клеща идут только от жильцов муниципального жилого фонда (таблица).

Показатели освобождения объектов г. Архангельска от грызунов

Категория объектов Освобождение объектов от грызунов, %

государственными подрядчиками дератизационных работ коммерческими подрядчиками дератизационных работ

Пищевые 90,5 91,1

ЛПУ+ аптеки 95,3 80,0

Жилой фонд 79,5 94,9

МДОУ, ДОУ 94,6 -

Прочие 91,6 90,9

Сегодня, когда организация и проведение комплекса дезинфекционных работ зависит главным образом от источника и объема финансирования, а конкурсное распределение заказов прежде всего основывается на цене, предлагаемой исполнителем без учета качественных показателей, существует объективная необходимость в формировании государственного заказа на систему противоэпидемических мероприятий, составной частью которых являются дезинфекционные мероприятия, направленные на снижение численности переносчиков инфекции и разрыв механизмов передачи.

При этом важно предлагать все опции «пакетом» по следующей цепи: анализ эпидемиологической ситуации

— обоснование и разработка мероприятий — проведение мероприятий — оценка результата. Очевидно, что в этом «пакете» первостепенная роль исполнителей дезинфекционных работ должна быть отведена государственным учреждениям санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля [6, 17].

В целях обеспечения эпидемического благополучия населения Архангельской области, профилактики инфекционной заболеваемости предлагается рассмотреть вопрос принятия Ведомственной целевой программы (ВЦП) «Организация и обеспечение мероприятий по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации в Архангельской области на современном этапе», предусматривающей совершенствование структуры профилактических противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий на уровне законодательной и исполнительной власти Архангельской области в связи с новыми возросшими задачами и проблемами — для обсуждения, принятия и реализации данной программы [3, 5, 14, 15].

1. Основные цели и задачи ВЦП

Целью программы является обеспечение эпидемиологического благополучия населения Архангельской области путем совершенствования мероприятий по вопросам дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Задачи:

1) организация и обеспечение мероприятий по очаговой дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний в Архангельской области;

2) усовершенствование мероприятий по профилактической дератизации и дезинсекции в Архангельской области;

3) освоение и внедрение новых методов и средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

4) обеспечение санитарной обработки лиц, пораженных педикулезом, а также санитарной обработки транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов;

5) централизованное организационно-методическое и практическое руководство дезинфекционными мероприятиями на территории Архангельской области;

6) санитарно-просветительная работа по повышению уровня санитарно-гигиенической культуры населения Архангельской области.

2. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

2.1. Принятие решений законодательных органов Архангельской области:

«О финансировании мероприятий по очаговой дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний в Архангельской области».

«Об усилении мероприятий по борьбе с грызунами и бытовыми насекомыми в Архангельской области».

2.2. Строительство в Архангельске типовой базы для камерной дезинфекции вещей из очагов инфекционных заболеваний, санитарной обработки больных педикулезом, а также санитарной обработки автотранспорта.

2.3. Охват мероприятиями по заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза не ниже 100 %.

2.4. Охват мероприятиями по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний в детских учреждениях на уровне 95-98 %.

2.5. Охват мероприятиями по заключительной дезинфекции в домашних очагах инфекционных заболеваний на уровне 90-95 %.

2.6. Достижение ежемесячной кратности проведения дератизационных мероприятий на объектах жилищно-коммунального назначения (ЖКХ) и эпидемиологически значимых объектах.

2.7. Стабилизация показателей заселенности грызунами территории муниципальных образований Архангельской области в пределах уровня эпидемиологической безопасности.

3. Экономический эффект от реализации программы

Реализация программы позволит внедрить новые технологии в организацию профилактических противоэпидемических мероприятий, улучшить их осуществление, обеспечить техническое оснащение современным оборудованием и средствами дезинфекции, дезинсекции и дератизации, повысить профессиональную подготовку специалистов, осуществляющих профилактические противоэпидемические мероприятия.

Проводимые профилактические мероприятия позволят:

• снизить и стабилизировать уровень инфекцион-

ной заболеваемости по ряду нозологических форм;

• уменьшить экономические затраты, связанные с лечением и реабилитацией инфекционных больных;

• сократить экономический ущерб от вреда, наносимого грызунами и бытовыми насекомыми.

4. Расходы на реализацию программы [8]

Финансирование расходов на организацию и проведение мероприятий по заключительной дезинфекции, а также строительство базы для камерной дезинфекции и санитарной обработки предусматривается полностью из бюджета Архангельской области. При планировании расходов на последующие годы следует учитывать повышающий коэффициент инфляции.

Финансирование расходов на организацию и проведение мероприятий по профилактической дератизации и дезинсекции предусматривается в следующем порядке:

• проведение работ на объектах бюджетной сферы (муниципальные и государственные учреждения) финансируется из бюджетов муниципальных образований и государственных учреждений Архангельской области;

• проведение работ на объектах различных форм собственности (коммерческие и прочие объекты) финансируется из внебюджетных доходов ФГУЗ, получаемых при выполнении работ на вышеуказанных объектах.

Таким образом, несоблюдение и невыполнение нормативов санитарно-гигиенического законодательства Российской Федерации в вопросах осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий представляет собой серьезную опасность возникновения вспышек и эпидемий инфекционных заболеваний в Архангельской области. Поэтому организация и выполнение противоэпидемических мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, в соответствии с представленной Ведомственной целевой программой, имеют ключевое значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.

Список литературы

1. Дылдын В. В. К вопросу развития взаимодействия дезинфекционной службы с учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор / В. В. Дылдын, И. А. Муц, И. М. Битков и др. // Дезинфекционное дело. — 2005. — № 3. — С. 21-23.

2. Левитин А. И. Современные методы организации дератизационных работ, методы и средства / А. И. Левитин,

В. А. Рыльников, Л. А. Хляп // РЭТ Инфо. - 1998. -№ 4. - С. 5-8.

3. Методические рекомендации (МР) 5.1.2133-06 «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

4. Методические указания Министерства здравоохранения РФ по борьбе с грызунами в населенных пунктах (МУ) от 06.10.81 г., № 28. - 6/5.

5. Методические рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора РФ 5.1.2132-06 «Методика составления

ведомственных программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию».

6. Осипова Н. З. Деятельность дезинфекционных учреждений и предприятий, дезинфекционных структурных подразделений в 2006 году / Н. З. Осипова, О. П. Чернявская, В. А. Царенко // Дезинфекционное дело. - 2007. -№ 2. - С. 30-35.

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

8. Рыльников В. А. Методы борьбы с серыми крысами / В. А. Рыльников, Ю. В. Тощигин // Серая крыса (Систематика, экология, регуляция численности). - М. : Наука, 1990. - С. 360-390.

9. Решение межведомственной комиссии по охране здоровья граждан при администрации Архангельской области от 26.12.2007 г., № 2.

10. СП31./3.2.1379-03 «Профилактика инфекционных и паразитарных болезней».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

12. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».

13. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

14. ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».

15. ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

16. Шаталин Ю. И. Об опыте работы ФГУП «Читинская дезинфекционная станция» по проведению заключительной дезинфекции инфекционных очагов в 2005—2007 гг. / Ю. И. Шаталин // Сибирь — Восток. — 2007. — № 2. —

С. 7-9.

TO THE QUESTION OF MODERN PROBLEMS OF THE ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF ACTIONS ON PREVENTIVE DISINFECTION, DESINSECTION AND DERATIZATION IN THE ARKHANGELSK AREA

V. N. Fokeeva, B. P. Kinakh, *А. B. Gudkov, *I. I. Bobun

Center of Hygiene and Epidemiology in the Arkhangelsk Region,

*Northern State Medical University, Arkhangelsk

One of leading parts in the system of maintenance of sanitary-and-epidemiologic well-being of the population in the country are preventive anti-epidemic actions, and in particular actions on preventive disinfection, desinsection and deratization. In connection with the rise in cases rates of natural-location infections in the country in the last years there are published orders of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation in which preventive disinfection, desinsection and deratization actions play the leading role.

Key words: sanitary-and-epidemiologic well-being of the population, anti-epidemic actions, preventive disinfection, desinsection, deratization.

Контактная информация:

Кинах Борис Петрович — заведующий дезинфекционным отделением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области»

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 164, корп. 1

Тел.: (8182) 27-38-50, 27-38-57; факс: 27-64-83 E-mail: [email protected]

Статья поступила 25.03.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.