Научная статья на тему 'О состоянии и перспективах развития научной работы в Выборгском филиале'

О состоянии и перспективах развития научной работы в Выборгском филиале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии и перспективах развития научной работы в Выборгском филиале»

В этом году мы повторим социологические опросы старшеклассников, проведем собеседования с директорами предприятий и учреждений и подготовим документы для лицензирования других востребованных направлений. Таким образом, мы можем задать существенную динамику предложений, учитывающих как меняющийся спрос на очную и очно-заочную формы обучения, так и качественные характеристики имеющегося профессорско-преподавателького состава.

Было бы чрезвычайно желательно получить данные по спросу на наши направления и специальности и по их востребованности в Ленинградской области. Может быть, имело бы смысл обсудить возможность передачи части областного целевого набора филиалам и разделение «сфер влияния» т. е. реализуемых образовательных программ между Волховом и Выборгом.

Другим перспективным направлением развития филиала является работа в тех областях, которые оправданы как географическим положением филиала, так и возможностью дополнить спектр образовательных услуг нашего университета в целом. Понятно, что возможности филиала невелики и несравнимы с университетом, и то, что в филиале кажется большим, в масштабе университета может показаться очень маленьким.

В данном случае речь идет о ведущейся у нас подготовке учителей финского языка. Этого не делает ни одно высшее учебное заведение Петербурга. Мы с нетерпением ждем момента, когда практически уже через полтора года мы выпустим первых своих специалистов — учителей финского языка.

Уверен в том, что это будут хорошие специалисты. Ведь иностранный язык нельзя знать. Его можно только «уметь». Поэтому всем известна чрезвычайная полезность языковой практики за рубежом.

Неделю тому назад группа наших студентов финского отделения в количестве 16 человек ездила в Иматру на один день на встречу с фин-

скими студентами. Поездку организовали сами наши студенты финского отделения и на собственные средства. Дорога через две границы заняла 1,5 часа. Стоимость проезда туда и обратно на микроавтобусах оказалась всего по 10 евро, или 350 рублей с человека. Съездить в Петербург и за границу из Выборга стоит примерно одинаково.

В Иматре расположено одно из трех отделений Финско-русской школы Восточной Финляндии. Другие два отделения находятся в Йоэнсуу и Лаппенранта. Отделение школы в Йоэнсуу является генеральным партнером финского отделения Карельского педагогического университета. В целом в этой уникальной школе учится до 30% русскоговорящих учащихся и работают десятки русскоязычных преподавателей.

Мы подготовили договор между Выборгским филиалом и школой Восточной Финляндии. Договор предполагает как регулярные долгосрочные и краткосрочные обмены студентами и преподавателями, так и повышение квалификации финских учителей русского языка и литературы, культурологов и др., проведение педагогических практик нашими студентами, совместные вечера, круглые столы и т. п. Надеюсь, что развитие наших новых связей, а также работа с нашими традиционными университетскими партнерами в Котке, Хельсинки и нескольких городах Швеции позволит добавить приграничный аспект к многогранной международной деятельности университета.

Таким образом, мы видим развитие Выборгского филиала как комплекса, включающего в себя возможности, предоставляемые нам переходом на подготовку бакалавров, лицензированием новых направлений, осуществление областного приема на дневное отделение, вместе с параллельным развитием заочной формы обучения и развитием международной образовательной и научной деятельности. На этой концептуальной основе можно писать долгосрочную программу стабильного и динамичного развития филиала.

Н. А. Розенберг,

заведующая кафедрой культурологии

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ В ВЫБОРГСКОМ ФИЛИАЛЕ

Педагогический коллектив Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена в настоящее время более чем на 54,1% составляют преподавате-

ли с учеными званиями. Из них 6 докторов наук и 18 кандидатов наук. Однако если не считать совместителей, у нас 11 постоянных остепенен-

Материалы заседания Ученого совета 26 октября 2006 года

ных преподавателей: 3 доктора и 8 кандидатов наук. В аспирантуре и магистратуре под руководством этих ученых филиала учатся 6 человек.

Конкретное направление исследовательской деятельности в первую очередь сложилось на кафедре гуманитарных дисциплин. Тема кафедры — «Исследование речемыслительной деятельности в социокультурном контексте». Наряду с другими работами, научный коллектив кафедры под руководством профессора В. Я. Шабеса завершает международный научный проект и готовит публикацию по кросскультурному психолого-лингвистическому исследованию систем ценностных ориентаций шведских и русских детей, студентов-педагогов и действующих учителей. В этом исследовании принимают участие два коллектива больших выборгских школ № 1 и № 37 (директора Л. А. Злотникова и Т. И. Левина). Со шведской стороны работа ведется Средне-шведским университетом (г. Сундсваль, Остер-сунд и Харносанд). Результаты исследований могут быть использованы как при обсуждении теоретических проблем содержания воспитания, так и для решения практических вопросов, возникающих в различных сферах межкультурной коммуникации. Ученые Хельсинкского университета и Финско-русская школа Восточной Финляндии выразили желание включиться в данный проект с 2007 года.

Основные научные направления, развивающиеся на кафедре психолого-педагогических дисциплин: разработка проблематики природного и культурного наследия в системах образования и туризма и теория школьного образования. Доктор педагогических наук, профессор Л. П. Викторова исследует широкий спектр вопросов экологии: от формирования экологических вопросов до экологического менеджмента и рационального развития туризма, рекреации и спорта, в том числе на особо охраняемых территориях. Результаты этих исследований в условиях Выборга, стремящегося развивать туристическую инфраструктуру, вполне востребованы. Умение провести экологическую экспертизу, понимание ее важности стало в наши дни условием для успешного развития туристического бизнеса. Кафедра располагает авторской программой по экологическому менеджменту, исследует проблемы социальной защиты молодежи и вопросы профилактики наркомании в молодежной среде. Деятельность кафедры по основным научным направлениям проходит в сотрудничестве с кафедрой педагогики и методи-

ки обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герцена.

Общая тема научных исследований кафедры естественнонаучных дисциплин на 2005-2010 годы — «Совершенствование методик обучения дисциплинам естественнонаучного цикла в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода». Эта тема разрабатывается в рамках основного научного направления РГПУ им. А. И. Герцена — «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования».

Методическое обеспечение работы студентов по дисциплинам кафедры осуществляется в виде УМК, размещенного в локальной сети Выборгского филиала.

К этой сети студенты имеют свободный доступ, работа с УМК, безусловно, повышает эффективность учебно-образовательного процесса, устраняет трудности, связанные с поиском учебников, развивает навыки самостоятельной работы студентов. Создание УМК — результат коллективной работы членов кафедры. Этот комплекс является инновацией в научно-методической деятельности нашего филиала.

Вновь созданная кафедра культурологии еще только формируется как научный коллектив. Основные направления ее научной деятельности: кросскультурные исследования регионов России, культура и искусство русского зарубежья, искусство в системе культуры, методика преподавания культурологии. Научная деятельность кафедры разворачивается в сотрудничестве с кафедрой теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена. Это участие в изданиях кафедры и проводимых ею конференциях, а также рецензирование и оппонирование кандидатских и докторских диссертаций, которые защищаются по кафедре теории и истории культуры. В области исследований по финно-угроведению и истории искусств кафедра связана с научными центрами и музеями Мордовии и Татарии. По теме гранта РГНФ «Искусство С. Эрьзи — на перекрестке культурных традиций» профессор Н. А. Розенберг выступала на X Международном финно-угорском конгрессе и на Всероссийской конференции «Скульптура XX в. Проблемы и инновации», проведенной Академией художеств. На кафедре ведутся исследования, посвященные уникальному памятнику садово-паркового искусства в Выборге - парку Монре-по, разрабатывается УМК по источниковедению культуры. Успешная работа сотрудников кафедры в семинарах по социокультурному про-

ектированию, которые на базе Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена проводило общество Финляндия - Россия совместно с ассоциацией «Норден», позволяет надеяться на продолжение этой работы, которая в перспективе поможет установить научные связи с финскими коллегами. Кросскультурные исследования, проводимые в области лингвистики учеными кафедры гуманитарных дисциплин, могли бы быть дополнены аналогичными исследованиями в области художественной культуры ученых кафедры культурологии.

Трудности в развитии научной деятельности в Выборгском филиале обусловлены спецификой нашей работы с ограниченным контингентом студентов. В этих условиях и на докторов, и на кандидатов наук ложится нагрузка по чтению лекций по 3-4 теоретическим дисциплинам, изучаемым на нескольких курсах. Стимулом для развития науки в филиале является стремление остепененных преподавателей получить звание доцента или профессора.

Научных библиотек в Выборге нет. Поэтому главным исследовательским полем для нас являются архивы, научные центры и библиотеки Санкт-Петербурга. Все, кто когда-либо работал в нашем филиале, по себе знают, что такое полтора — два часа дороги из Выборга и обратно за один день. А в настоящее время у нас есть возможность только однодневных командировок с научной целью. Вопрос о создании постоянной базы (жилья) для этой работы при РГПУ им. А. И. Герцена для преподавателей филиала все еще находится в состоянии проработки. Оп-

лата гостиницы даже за 4-5 дней заметно осложняет нашу деятельность. Это относится не только к преподавателям, но и к аспирантам. Пока мы можем растить только тех аспирантов, кто находится на кафедрах головного вуза, значит рассчитывать на быстрое пополнение филиала новыми кадрами не приходится. После защиты молодые специалисты остаются работать в Петербурге.

Вместе с тем очевидно, что только ведущий исследовательскую деятельность педагог отвечает современным требования, предъявляемым обществом и государством к преподавателям вуза. Для преодоления имеющихся трудностей и оптимизации научной работы преподавателей Выборгского филиала нам нужна постоянная связь с НИЧ РГПУ им. А. И. Герцена, которую мог бы координировать назначенный координатор или зам. директора филиала по научной работе, но пока такой должности в филиале нет.

Выборгский филиал РГПУ им. А. И. Герцена и по своему статусу, и по сути является центром развития гуманитарного знания и педагогических инноваций в городе, где потребность развития гуманитарной сферы особенно остра в силу его приграничного положения.

Научная и научно-методическая работа в Выборгском филиале РГПУ как в области фундаментальных, так и прикладных исследований достаточно интенсивна. Ее отличает стабильная связь с ведущими кафедрами головного вуза, с российскими научными центрами и складывающееся партнерство с зарубежными коллегами.

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛОВ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В последние годы в Российской Федерации зарегистрировано около тысячи государственных и негосударственных образовательных учреждений и около двух тысяч филиалов государственных и негосударственных вузов.

В связи с этим в ближайшие годы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки намечено ужесточение процедур лицензирования и аккредитации вузов. Предполагается, что вузы теперь будут полностью отвечать за качество образования в их филиалах и за все, что там происходит.

Оценка деятельности филиалов университета в контексте «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы» и осуществление сравнительного анализа их показателей с показателями филиалов других вузов — важная задача, которая регулярно находит отражение в решениях Ученого совета. Результативность и эффективность деятельности оценивается руководством как с содержательной стороны, так и беспристрастными цифрами, какими, например, являются показатели рейтинга.

В соответствии с действующей «Временной методикой определения рейтингов специальностей и вузов» (приложение к приказу Минобразования России от 19.02.03 г. № 623) сведения для опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.