Научная статья на тему 'Переход на уровневое образование и динамика образовательных программ'

Переход на уровневое образование и динамика образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛИАЛЫ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход на уровневое образование и динамика образовательных программ»

В. Я. Шабес, директор Выборгского филиала

ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В условиях жесткой конкуренции

с

12 другими филиалами в сравнительно небольшом городе Выборгскому филиалу пришлось динамично реагировать на меняющиеся условия рынка образовательных услуг. Учитывая возможности, предоставляе-

мые уровневой моделью высшего образования, филиал в 2006 г. лицензировал программы бакалавриата по очной и очно-заочной формам обучения и с сентября этого же года начал подготовку бакалавров по направлениям «Филологическое образование» и «Педагогика». Пе-

34

Материалы заседания Ученого совета 24 апреля 2008 г.

реход на бакалавриат обеспечил гибкость в выборе профилей и рост конкурса в последующие два года. Если в 2005 г. средний конкурс по филиалу был 1,6 человек на место, то в 2 00 6 г. он вырос до 1,7, а в 2007 г. достиг 2,4 человека на место. Бакалавриат по профилю «Психология» позволил обеспечить нам как конкурс, так и существенный прием на очную и заочную формы обучения. Теперь нашей целью является полный переход филиала на уровневую модель образования.

Бакалавриат, предоставляющий

возможность ежегодной смены профилей, придает филиалу определенный динамизм на рынке образовательных услуг, однако и он не является панацеей от всех зол. Нам нужно быть готовыми к тому, что через некоторое время спрос и на имеющиеся в филиале профили может снизиться.

Дальнейшее развитие спектра предлагаемых филиалом основных образовательных программам подготовки необходимо проводить с учетом не только потребностей рынка образовательных услуг региона, но и уже имеющегося накопленного годами кадрового потенциала.

В условиях имеющихся ограничений на количество бюджетных мест и, соответственно, на количество бюджетных ставок профессорско-преподавательского состава, замена имеющегося лицензированного направления, обеспеченного остепененными кадрами, на некоторое кардинально новое направление вряд ли возможна. В этом случае для обеспечения качественного образования по новому направлению пришлось бы расставаться с прежними преподавателями, прошедшими по конкурсу, и искать им на замену новых специалистов.

Решение проблемы мы видим в лицензировании таких направлений,

которые оказывались бы смежными по отношению к уже существующим в филиале. В частности, располагая квалифицированными историками,

культурологами и экономистами, мы собираемся лицензировать направление «Социально-экономическое образование». Это тем более оправдано, что Выборг и Выборгский район испытывают острую потребность в современных учителях истории, а этот профиль входит в указанное направление. В будущем возможны последующие переходы на новые направления «по смежности».

Именно смежностью, а также наличием в филиале высококвалифицированных лингвистов мы воспользовались пять лет тому назад, осуществив прием на финское отделение. Через два месяца у нас состоится первый в нашем университете выпуск специалистов — учителей финского языка.

Для обеспечения гибкого реагирования университета на запросы регионального рынка образовательных услуг филиал может и должен работать также и в режиме представительства РГПУ им. А. И. Герцена, и в режиме центра поддержки заочно-дистанционного обучения.

Филиал может также реализовы-вать в этом режиме не только основные образовательные программы, но и разнообразные программы дополнительного образования.

Таким образом, переход на уров-невое образование, последовательное лицензирование смежных гуманитарных направлений с учетом потребностей региона, работа филиала в режиме представительства и центра поддержки заочно-

дистанционного образования РГПУ им. А. И. Герцена смогут обеспечить филиалу необходимую гибкость и конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.