Научная статья на тему 'Выборгский культурологический семинар "Учитель и школа в культуре региона" (на пути к новой школе)'

Выборгский культурологический семинар "Учитель и школа в культуре региона" (на пути к новой школе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УЧИТЕЛЬ И ШКОЛА В КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА" / КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / СЕМИНАР / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манджиева Наталья Тарахмановна

В Выборгском филиале РГПУ им. А. И. Герцена 24-25 сентября 2010 г. состоялся второй ежегодный Выборгский культурологический семинар «Учитель и школа в культуре региона», инициированный Научно-образовательным культурологическим обществом совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и Ленинградским областным институтом развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборгский культурологический семинар "Учитель и школа в культуре региона" (на пути к новой школе)»

В завершение конференции участники собрались за круглым столом в словарном кабинете им. В. И. Чагишевой, чтобы обсудить тему «Достижения лингвистики в практике преподавания». С проблемой интерпретации научных концепций в современных учебниках выступила профессор Новосибирского государственного педагогического университета И. П. Матханова. Профессор РГПУ им. А. И. Герцена И. А. Мартьянова представила риторический образ учителя и преподавателя. Выступление доцента РГПУ им. А. И. Герцена А. И. Дунева было посвящено речи современного школьного учителя.

По общему мнению, высказанному многими участниками конференции, она способствовала исследованию актуальных проблем педагогической лингвистики, совершенствованию языкового образования в вузе и школе и, что очень важно, укрепила творческое взаимодействие преподавателей вузов и школьных учителей.

Н. Т. Манджиева,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин Выборгского филиала

ВЫБОРГСКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «УЧИТЕЛЬ И ШКОЛА В КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА» (НА ПУТИ К НОВОЙ ШКОЛЕ)

В Выборгском филиале РГПУ им. А. И. Герцена 24—25 сентября 2010 г. состоялся второй ежегодный Выборгский культурологический семинар «Учитель и школа в культуре региона», инициированный Научно-образовательным культурологическим обществом совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и Ленинградским областным институтом развития образования.

Выборг стал традиционным местом для обмена опытом, важных встреч и новых открытий не только специалистов, но и всех заинтересованных и не равнодушных к проблемам современного культурологического образования людей. Основной задачей семинаров стало определение и актуализация культурологического измерения школьного образования, а также культуры школы в целом в условиях инновационного общества.

Первый межрегиональный семинар «Культурологические аспекты школьного образования и воспитания: региональные инновационные ресурсы» был проведен 26—27 сентября 2009 г. В его работе приняли участие представители Российской академии образования (г. Москва), Российского института культурологии (г. Москва), заведующие культурологическими и методическими кафедрами и преподаватели университетов городов Санкт-Петербурга, Выборга, Перми, Курска, Якутска, работники институтов развития образования, работники системы дополнительного образования, директора и учителя гимназий и средних школ Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми, Петрозаводска, Выборга и ряда районов Ленинградской области.

На семинаре обсуждались вопросы культурологии школы и проблемы культурологического образования (Л. М. Мосолова. «О культурологии и культурологических проблемах современной школы»; Г. Б. Полякова. «К вопросу о понятии “культура школы” (методологический аспект)»; С. Н. Токарев. «Культурологическое образование в системе общекультурной подготовки школьников: состояние, проблемы, перспективы»; Е. П. Олесина. «Актуализация культурологического подхода в современном школьном образовании»;

О. В. Игнатьева. «Варианты культурологического образования в современной российской школе»; А. Н. Рылеева. «Школа культуролога — метод создания диалогической среды школы»), проблемы профессиональной подготовки и трудоустройства педагогических кадров культурологов, статуса учителя культурологии (А. Н. Костиков. «О необходимости подготовки педагогических кадров и партнерской работы учреждений культуры и образования

в целях оптимизации социокультурного развития Выборгского региона»; Н. В. Гончарова. «К проблеме подготовки культурологов в Выборгском филиале РГПУ им. А. И. Герцена»), модели культурологических школ (Н. Ф. Черемных. «Частная школа — это особый мир»), а также прикладные аспекты реализации культурологического подхода в системе образования и различные вопросы культурологического просвещения.

По итогам прошедшего семинара был издан сборник материалов 1.

Проблемное поле второго Выборгского культурологического семинара было задано его темой: «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”: культурологическое измерение». Выборгский филиал Герценовского университета, как и прежде, на два дня стал местом притяжения культурологов, философов, педагогов, директоров школ, работников дополнительного образования и даже театральных деятелей из различных регионов нашей страны. В работе семинара приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Сыктывкара, Ярославля, а также работники администрации Выборгского района Ленинградской области, парка «Монрепо» и студенты Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена.

Пленарное заседание предварила презентация альманаха «Монрепо»2, изданного к 250-летию Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо», давнего партнера Выборгского филиала.

С приветственной речью участникам семинара выступили проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. Б. Смирнов, начальник управления образованием Выборгского района Ленинградской области О. В. Карвелис, директор Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена А. Н. Костиков. Выступившие отметили своевременность проведения семинара, очертили круг актуальных проблем культурологического образования и пожелали участникам успешной и интересной работы.

Отрадно, что второй семинар стал логическим продолжением первого, с более глубоким осознанием его главной проблематики и новыми путями решения задач образования, стоящих сегодня перед всем российским обществом. Об этом свидетельствуют выступления, прозвучавшие на пленарном заседании.

Из докладов первого дня семинара хотелось бы отметить следующие: начальник управления образованием Выборгского района О. В. Карвелис в своем выступлении обозначила основные направления культурной политики в системе образования Выборгского района; проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. Б. Смирнов представил результаты проведенного им анализа учебников российской школы, акцентируя проблему представления в них культуры ближнего зарубежья; заведующая кафедрой теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена Л. М. Мосолова определила основные культурологические задачи, стоящие сегодня перед новой школой; темой выступления доцента кафедры связей с общественностью и рекламы РГПУ им. А. И. Герцена Е. А. Кавериной стала корпоративная культура школы и праздника как способа ее развития; профессор кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена М. С. Уваров выступил с докладом о проблеме преподавания основ православной культуры и светской этики в средней школе; профессор кафедры гуманитарных дисциплин Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена Н. А. Розенберг рассказала о культурологической литературе, создаваемой для региональной системы образования и провела презентацию сборника «Феномен культуры Выборга»3, созданный на кафедре культурологии Выборгского филиала и представляющий собой статьи преподавателей и студентов об истории и культуре выборгской земли; доцент кафедры культурологии Курского государственного университета Г. Б. Полякова выступила с интересным докладом «О культурно-антропологических видах школьного субъекта».

Первый день семинара завершился культурной программой, в рамках которой гостям была предложена экскурсия по историческим местам Выборга.

На следующий день семинар продолжил работу в секции, где основной доклад задавал тон последующему обсуждению данной проблематики во второй половине дня, в рамках круглого стола. В секции «Культурологическое образование: современное состояние и перспективы развития» основной доклад был представлен заведующим кафедрой теории и методики философско-культурологического образования РГПУ им. А. И. Герцена С. Н. Токаревым «Развитие сотрудничества школы и вуза при переходе на новые образовательные стандарты». В обсуждении приняли участие Н. Ф. Черемных (г. Пермь), Н. В. Румянцева (г. Ярославль), Н. И. Гогова (г. Сыктывкар), Ю. С. Остромухов (г. Санкт-Петербург), П. В. Горохова (г. Санкт-Петербург), Ю. С. Томашевский (г. Санкт-Петербург) и другие.

Темой круглого стола стала важная и насущная проблема духовно-нравственного воспитания современных школьников. В его работе приняли участие Л. М. Мосолова (г. Санкт-Петербург), М. С. Уваров (г. Санкт-Петербург), М. А. Фоминова (г. Москва), Т. Л. Марсадолова (г. Санкт-Петербург), Н. Т. Манджиева (г. Выборг) и другие.

В заключение участниками семинара были обсуждены и приняты рекомендации межвузовского семинара «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”: культурологическое измерение».

Хотелось бы отметить особую доброжелательную, творческую атмосферу, сложившуюся в ходе семинара. В ней прослушивались доклады, проходили интересные дискуссии, в которых участвовали не только именитые ученые, но и начинающие исследователи, студенты.

Приятным дополнением к культурной программе стала совместная прогулка участников семинара по аллеям и скалистым тропинкам парка «Монрепо», приобщение к его прекрасным видам послужило замечательным поводом для свободного и неформального общения гостей из разных уголков России.

Прошедший очередной ежегодный Выборгский культурологический семинар «Учитель и школа в культуре региона» показал, что проблема культурологического образования в средней школе имеет важное, стратегическое для нашей страны значение. Школа является основным способом воспроизводства поколений, поэтому необходимо грамотное выстраивание содержания программ обучения, повышение уровня культурологической компетентности учителей, а также адекватное решение задач, сегодня стоящих перед новой школой.

Примечания

1. Школа и учитель в культуре региона: инновационные ресурсы развития: Материалы межрегионального семинара «Культурологические аспекты школьного образования и воспитания: региональные инновационные ресурсы развития» 26—27 сентября 2009 год, г. Выборг. — Вып. 1. — СПб.: Астерион, 2010. (Серия «Выборгские культурологические семинары»).

2. Монрепо: Альманах / Редакторы-составители Ефимов М. В., Мошник Ю. И. — Выборг: ЛОГУК ГИАПМЗ «Парк Монрепо», 2010.

3. Феномен культуры Выборга: Сборник статей. — СПб.: Геликон Плюс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.