Е. С. Кортелева,
студентка Выборгского филиала
КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ВОСТРЕБОВАННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(взгляд студента)
Выбор вуза для каждого выпускника решение предстояло сделать и мне. Выборг средней школы — ответственное решение. был хоть и родным городом, но казался Когда в 2003 г. я оканчивала школу, это таким скучным и неинтересным по срав-
40
Материалы заседания Ученого совета 24 апреля 2008 г.
нению с культурной столицей нашей страны, что сомнений в выборе будущего вуза не возникало: только СПбГУ и только филфак. Но судьба распорядилась иначе: по конкурсу я не прошла, прием документов в другие питерские вузы был закончен и мне предстояла дорога обратно в «скучный» и «неинтересный» Выборг. Посетив филиалы различных учебных заведений, я убедилась, что филиал РГПУ им. А. И. Герцена оказался для меня самым приемлемым. Тогда я думала, что проучусь там максимум год, а потом снова попробую свои силы в Санкт-Петербурге. Но через год уходить уже не хотелось. Выборгский филиал нашего педагогического вуза открыл новые горизонты: понравился и финский язык, изучать который на профессиональном уровне наш набор стал самым первым в городе (нас так и называют в филиале — первенцы), и финская культура, и языковая практика, и поездки, и контакты с носителями языка. Таким образом, в моем представлении РГПУ им. А. И. Герцена за счет Выборгского филиала «одержал победу» над СПбГУ.
При этом акцент бы я поставила именно на РГПУ, потому что, несмотря на довольно отдаленное положение, атмосфера одного из старейших вузов нашей страны чувствуется в филиале очень хорошо (возможно, потому, что «у руля» стоят именно «герценовцы» — В. Я. Шабес, Т. М. Потапова, Л. П. Викторова и Н. А. Костикова): и преподаватели из Петербурга приезжают, и дистанционно лекции читают, и в конференциях наши студенты участвуют, и в фундаментальную библиотеку ездят. И в то же время филиал сохраняет ту атмосферу «большой и дружной семьи», которую невозможно создать, например, в большом вузе. Конечно, не все в жизни филиала, с моей точки зрения, радужно и красиво. Когда мы поступали, здания филиала представляли собой во многом весьма плачевную картину: вместо столовой — уголок с булочками «У Соссюра», библиотека ютилась в 30-метровом кабинете, а в аудито-
риях приходилось зимой сидеть в куртках и варежках. Однако за 5 лет многое изменилось: вовсю идет ремонт, и, например, библиотека и столовая уже располагают новыми помещениями. И я уверена в том, что, как и предшествующие выпускники, мы будем приходить в филиал и сетовать, что, мол, стоило только уйти, и в филиале закипела студенческая жизнь и он стал лучше выглядеть. Возможно, теперь наладятся контакты и со студентами РГПУ по смежным специальностям и направлениям — сейчас их очень не хватает, хотя нам было и есть, что рассказать, чем поделиться. Например, хотелось бы пригласить к нам студентов-герценовцев, изучающих финский язык в Петербурге.
Но все же, несмотря на то, что в Петербурге у студентов масса возможностей, и у Выборга есть ряд преимуществ в связи с его географическим положением: до границы с Европой всего 45 километров, а это значительно облегчает возможности контактов и практик. Первые образовательные поездки студентов финского отделения состоялись уже в 2004 г. Тогда студенты и преподаватели знакомились со своими будущими партнерами из Ш-Биошеи кои1и — школы Восточной Финляндии, осуществляющей обучение финских и русских детей. Результатом той и многих последующих поездок стало подписание договора о сотрудничестве, который позволил студентам IV курса ежегодно выезжать на методическую практику в города Иматра, Лаппеенранта и Йоенсуу, в которых и расположены отделения этой школы. А совсем недавно Выборгский филиал получил предложение о подобном сотрудничестве еще и из финско-русской школы Хельсинки.
Во время практики студенты сначала знакомятся с особенностями построения учебного процесса, преподавания, взаимодействия школьников и учителей, а затем и сами стараются вписаться в эту систему: ведут уроки, помогают в организации различных культурных мероприятий, анализируют учебную литературу и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В идеале после практики у студентов должно сформироваться четкое представление о том, что собой представляет и как работает система среднего образования Финляндии. Но надо сказать, что достичь этого идеала в полной мере за 2 недели практики не так-то просто, а на увеличение сроков финны по финансовым причинам пока не идут. Но я надеюсь, что со временем этот вопрос будет решен.
Трудно у нас пока и с учебными пособиями, газетами и литературой на финском языке. Несмотря на то, что кафедра финского языка Хельсинкского университета передала нашей библиотеке более 300 книг, что мы и наши преподаватели, бывая в Финляндии, всегда покупаем пе-
чатную продукцию для филиала, книг все равно пока мало.
На I курсе мы осознали себя студентами огромного и уважаемого вуза. Теперь мы уже на V курсе, мы многое узнали и гордимся, что принадлежим к огромной и славной семье герценовцев, мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что в отличие от многих наших ровесников нам не придется ломать голову над трудоустройством: предложения поступают и от Общества дружбы России и Финляндии, туристических агентств, частных предпринимателей и, конечно, родного филиала. Спасибо университету: мы получили качественное образование и востребованную специальность.