© 2006 г. И.А. Янкина
О СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БАНКОВСКОЙ ПОЛИТИК РЕГИОНА: ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Денежно-кредитная (ДКП) и банковская (БП) политики являются одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику. Сопряженность этих политик имеет национальный и региональный аспекты. До 70-х гг. предыдущего столетия в теориях регионального экономического развития основное внимание уделялось наличию реальных ресурсов: природных, рабочей силы, производственных мощностей. В то же время значимость финансовых ресурсов не дооценивалась. В связи с усилением позиций монетаризма активизировались исследования влияния состояния денежно-кредитной сферы на развитие регионов. Однако монетаризм не рассматривает проблему доступности кредитных ресурсов в качестве важного фактора регионального экономического развития. В настоящее время этой проблеме уделяется недостаточное внимание.
В современных условиях построение модели региональных банковских систем как составных частей общенациональной кредитной системы с соблюдением условий сопряженности БП с ДКП является крайне актуальной проблемой. Практически не принимается во внимание тот факт, что денежно-кредитная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Национальные интересы в области денежного обращения на региональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально-эконо-
мических различий регионов, не находят должного отражения в реализации ДКП.
О сопряженности региональных денежно-кредитной и банковской политик в рамках концепции денежно-кредитного федерализма
Наши исследования позволили обозначить новое понятие сопряженности интересующих нас политик, под которым подразумевается устойчивое состояние денежно-кредитных отношений в регионе, стране, способствующее расширенному воспроизводству, обеспечивающее несущественный размер безвозвратных потерь каждого субъекта таких отношений.
Региональная ДКП имеет ряд существенных особенностей.
1. Как часть экономической политики Правительства России и Банка России она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее денежно-кредитными ресурсами. Региональные органы власти используют следующие инструменты банковской, кредитной и бюджетной политик (рис. 1): бюджет развития, бюджетный кредит, налоговый кредит; инвестиционный налоговый кредит, дифференцированные ставки и налоговые льготы кредитным организациям, региональные ценные бумаги, государственные гарантии по банковским кредитам, различные формы взаимодействия органов власти и кредитных учреждений; ипотечное кредитование.
Инструменты региональном денежно-кредитной политики
Прямые; Кос ленные:
Уполномоченные банки Ьюджст развития
Региональные банки Бюджетные кредит
(участие в уставном капитале) Налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит
Дифференцированные ставки и налоговые льготы кредитным организациям Региональные ценные бумаги Государственные гарантии и поручительства
Рис. 1. Классификация инструментов региональной денежно-кредитной политики
2. В модели региональной ДКП функционально -целевая деятельность должна соответствовать стадиям делового цикла региона по отраслям и секторам экономики.
Например, доля отраслей в совокупном объеме заявленной потребности в кредитах в 2006 г. составила по данным бюллетеня Главного управления по Красноярскому краю Банка России: машиностроение - 59 %, лесная промышленность и деревообработка - 8,75, строительство -8, социальная сфера - 4, агропромышленный ком-
плекс - 11, научно-техническая сфера - 2,25, транспорт -5, сфера торговли и услуг - 2 %.
Для учета второй особенности ДКП нами вводится понятие кредитно-воспроизводственного потенциала региона, который формально представляет собой функцию от кредитов на текущие потребности региона и кредитов развития.
Выделение кредитов на текущие потребности региона определяют следующие основные факторы:
1) численность населения, в том числе занятая в экономике;
2) количество юридических лиц в регионе;
3) объем выпуска промышленной продукции;
4) объем товарооборота;
5) потребности региона в оборотных средствах.
Кредиты развития, или инновационно-инвестиционное кредитование, зависят от сумм:
1) инвестиционных проектов, прошедших отбор и включенных в программы региона;
2) уменьшения отчислений в фонд обязательно -го резервирования банков-кредиторов, формируемого от срочных обязательств более полугода, а также налога на прибыль, направляемого не в региональный бюджет, а на кредиты развития.
Региональная БП должна стимулировать структурную перестройку экономики посредством кредитного механизма, способствовать комплексному
развитию социально-экономической сферы регионов.
Если попытаться спроецировать подходы к БП на социально-экономические процессы в России последнего десятилетия, то можно констатировать, что с точки зрения первого подхода (рыночного) (рис. 2) преобладали тенденции дезинтеграции: и перелив капитала, и объемы межрегионального обмена товарами и услугами снижались в силу спада производства и инвестиционного кризиса. Повторимся: стабильность и экономический рост - необходимые атрибуты БП при таком подходе.
С точки зрения второго подхода (институционального) еще не сложилась новая система органов управления на субфедеральном уровне, происходит постепенное уточнение их полномочий, вместе с тем затягивается процесс оформления в правовом отношении и укоренения в сознании политических и хозяйствующих элит системы правил поведения банков и их клиентов.
Рис. 2. Подходы к категории «банковская политика»
Наконец, с точки зрения третьего подхода в прошедшие годы произошел невиданный в истории России прогресс в деле взаимодействия мелких и крупных банков с зарубежными банками и международными кредитными организациями, поскольку ряд территорий оказался тесно интегрированным в европейские и мировые экономические отношения и структуры, например, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск и некоторые другие города. В этом смысле наблюдается некоторая аналогия с западно-европейскими формами межрегиональной транснациональной БП, хотя очевидно, что большая «экспортно-импортная» направленность сибирских регионов имеет иную природу - она не подкреплена системой банковского международного сотрудничества и кооперации.
Банковская политика является индикатором общей социально-экономической ситуации в стране и важнейшим механизмом улучшения этой ситуации. Одновременно, полагаем, политика развития банковского сектора в регионах должна стать существенным объектом целенаправленной и скоординированной политики регионов, результатом компромисса между действиями, направленными на преодоление центробежных тенденций, и усилиями по стимулированию очагов и точек роста, которые невозможны без активизации инвестиционной деятельности в регионе.
Очевидно, что задачи банковской и денежно-кредитной политик не тождественны. Поэтому важно добиться институциональной стыковки и непротиворечивости этих задач, отнесенных к разным ведомствам.
Экскурс в недавнее прошлое раскрывает формирование БП в России и ее регионах. Правительство и ЦБ РФ 30 декабря 2001 г. приняли Стратегию развития банковского сектора России. Впервые за 12-летнюю историю современной российской банковской сферы денежные власти обнародовали программный документ, в котором и определены основные цели ее развития:
- укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность системных банковских кризисов;
- повышение эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий и их трансформированию в кредиты и инвестиции;
- укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков (в первую очередь населения);
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- предотвращение использования кредитных организаций при недобросовестной коммерческой деятельности.
Эти цели абсолютно универсальны и применимы ко всем банковским системам мира. Стратегия не выделила общеэкономических проблем банковской сферы России и причин их возникновения, и поэтому все ее установки и рекомендации - это в основном технические меры, касающиеся банковской деятельности, а не банковской системы в целом и ее региональных составляющих.
В России нет единой рублевой экономики, в каждом из секторов своя денежная масса: в одних - рублевая, в других - инвалютная, в третьих - в виде неплатежей.
Налоговая политика сегодня генерирует 3 сектора с принципиально разными условиями хозяйствования: а) обычный легальный; б) льготный легальный; в) теневой. И они требуют разных средств расчетов. Льготникам не опасно получать наиболее контролируемые безналичные рубли. Обычным предприятиям удобнее бартер и взаимозачеты, для теневиков наиболее надежна наличная валюта или в крайнем случае наличные рубли. Пока не ликвидированы барьеры, мешающие превращению рубля в единое платежное средство, нет и не может быть успешной единой ДКП: денежное сжатие наносит удар туда, где рублей и так не хватает, денежное расширение ведет к концентрации рублей там, где их и так избыток.
В стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 г., подготовленной Правительством при участии ЦБ РФ предполагаются новые шаги по развитию конструктивных контактов с банковским сообществом, прежде всего с банковскими ассоциациями в части привлечения их к работе по совершенствованию нормативно-правовой базы банковского дела. А для укрепления роли банков в системе финансового посредничества необходимо обеспечить открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с МСФО. Если переход самих банков на МСФО происходит в условиях выхода на международные рынки естественным путем, то как обеспечить открытость внутренне ориентированных на региональные потребности хозяйствующих субъектов? И второе - вопрос о «совершенствовании механизмов рефинансирования банков» встает в связи тем, что механизм практически не работает, так как не ясно, что совершенствовать?
Параллельно создана альтернативная стратегия повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ Ассоциации российских банков (АРБ), которая отмечает необходимое условие дальнейшего развития банковской системы, повышения ее конкурентоспособности - это обеспечение единства двух ее уровней - коммерческих банков и Банка России. Хотя во второй стратегии не заявлены условия сопряженности ДКП и БП, но отмечается необходимость внутреннего единства субъектов банковской системы - нацеленность на достижение общего для всей системы результата.
Первая стратегия прежде всего отмечает внутренние факторы, сдерживающие развитие банковской сферы в России. Тезис о более значимой роли банковского сектора
в ней требует расшифровок: необходима ясность в том, нуждается ли и готов ли поспособствовать этому реальный сектор экономики. Сомнителен тезис о том, что банковский сектор не играет существенной роли в экономике. Все дело в том, как трактовать «существенность».
В стратегии 1 к внутренним факторам, сдерживающим развитие банковской деятельности, относятся:
- неразвитые системы управления;
- слабый уровень бизнес-планирования;
- неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках;
- фиктивный характер части капитала отдельных банков.
Внешние сдерживающие факторы:
- высокие риски кредитования;
- нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства;
- ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит средне и долгосрочных пассивов;
- недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.
По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение не свойственных им функций. Существуют такие проблемы, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования.
В стратегии 2 к факторам, сдерживающим развитие банковской деятельности, относятся:
- ограниченность источников пополнения долгосрочной ресурсной базы и повышения уровня капитализации банков;
- слабое развитие системы рефинансирования;
- высокие риски кредитования;
- слабая юридическая защита законных прав и интересов кредиторов;
- чрезмерный надзор и высокий уровень зарегули-рованности банковской деятельности;
- значительные затраты и низкая рентабельность банковской деятельности;
- высокая цена банковских услуг для населения и предприятий.
Банки вынуждены оказывать часть своих услуг по нулевым тарифам (расчетно-кассовое обслуживание бюджетных организаций всех уровней и перечисление налоговых платежей предприятий). В результате они несут прямые убытки. Плохое финансовое положение заемщиков, отсутствие четких программ развития бизнеса - важнейшее препятствие развития кредитования.
Банковская политика, разработанная Правительством при участии Банка России (а почему не наоборот, Банком России при участии Правительства?), определяет самостоятельные и ответственные пути развития банковского сектора (а почему не банковской системы?), его способность развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста. Как понимать развитие банковского сектора на собственной основе, если не решается проблема низкой капитализации банков?
Стратегия АРБ акцентируется на скоординированной работе банков, бизнес-сообщества и местных ор-
ганов власти в регионах по подготовке и реализации бизнес-проектов, организация их консультационной, информационной, административной и финансовой поддержки. Достижимыми и эффективными направлениями данной стратегии считаем те, которые связаны:
1) с максимальным вовлечением в банковский оборот самых «длинных» ресурсов экономики - пенсионных и бюджетных средств;
2) упрощением процедуры регистрации капиталов банков и размещения их акций, снятием ограничений, необоснованно занижающих величину капитала банков.
Ни первая, ни вторая стратегии не отражают системно-структурных проблем банковского сектора:
1. Банковский сектор в России не формирует экономику, а сам формируется экономикой, ее основными хозяйствующими субъектами - государством и энергосырьевыми ФПГ. Ни правительство, ни ЦБ не ставят перед собой задачу создать банковскую систему как самостоятельную рыночную отрасль, которая в целях собственного развития стремилась бы к росту экономики, тех ее секторов, которые в свою очередь были бы заинтересованы в укреплении национальной банковской системы, способной целенаправленно формировать внутренний рынок, производство товаров (в том числе на экспорт) и услуг.
2. Государство до сих пор не сформулировало четкие задачи построения необходимой ему банковской
Оказывается, российские денежные власти располагают сегодня свободными ресурсами в объеме 3637 млрд р. (более 120 млрд дол.). При этом все они вложены в иностранные активы, тогда как сумма всех вложений в российскую экономику менее 68 млрд дол. Наличные деньги увеличивались в номинальном выражении с 1999 по 2002 г. в 3 раза, с 2002 по 2005 г. - в 2,2 раза, а все безналичные деньги на счетах в банках соответственно - лишь в 2,7 и 1,9 раза (табл. 2), хотя благодаря кредитно-депозитной мультипликации более высокими темпами должны расти безналичные. Почему в России все наоборот? Для того чтобы это понять, необходимо исследовать структуру денежной базы, так как именно ее элементы являются «строительным материалом» для формирования денежной массы. В официальной статистике используется агрегат «Денежная база в широком определении» (или «Широкая денежная база»). Учитывая, что лишь остатки на корсчетах банков служат реальным источником эмиссии кредитных денег и тем
системы; мы имеем в этой сфере не строго структурированную систему, а случайную совокупность разнородных кредитных организаций - государственных, олигархических, иностранных (дочерних) и коммерческих, которые не в состоянии вести целенаправленную деятельность и достигать намеченного результата.
3. Наблюдается массовая псевдобанковская деятельность, когда компании, не имея соответствующих лицензий, активно ведут кредитно-депозитную работу и занимаются вдруг финансовыми операциями - часто теми, которые банки вести не могут именно в силу регулирования их деятельности.
4. Банки низкорентабельны потому, что малокапи-тализированы, а малокапитализированы потому, что низкорентабельны. Разорвать этот порочный круг способно только государство. Если годовой ВВП России 2005 г. около 600 млрд дол. (по обменному курсу), то для нормального функционирования экономики требуется национальная денежная масса порядка 300 млрд дол. (50 % ВВП). При двукратной кредитно-депозитной мультипликации денежная база должна составлять около 150 млрд дол. Для обеспечения финансовой стабильности экономики и устойчивости банковской сферы реальный совокупный капитал кредитных организаций должен быть не менее 70 - 80 млрд дол., т.е. сегодня он должен быть увеличен на 40 - 50 млрд дол. Есть ли такие средства (табл.1)?
1
самым формируют безналичные средства в рублях -основу национальной денежной массы, необходимо выяснить, каков объем этого источника в полной национальной денежной базе.
Темпы ежегодного роста средств кредитных организаций, находящихся на корреспондентских счетах, в фонде обязательных резервов (ФОР) и в депозитах ЦБ, ниже темпов роста наличных денег, находящихся в обращении; лишь 7 - 8 % национальной денежной базы России используется в эмиссии кредитных денег.
Денежно-кредитная политика должна соответствовать реально складывающемуся спросу на денежные ресурсы и в сфере обращения капитала, и в производственной сфере. Для этого необходимо осуществить переход от политики формального планирования денежной базы к политике целеполагания ставки процента. Наряду с этим в условиях сложившейся дезинтеграции экономики и распада системы денежного обращения на отдельные контуры необходимо диффе-
Таблица
Ресурсы и обязательства денежных властей на 01.12.2005 г., млрд р.
Ресурсы Обязательства
Всего 6207 Всего 2560
Золото-валютные резервы 3568 Кредиты ЦБ 180
Средства гос. органов в Банке России 1700 Ценные бумаги, приобретенные ЦБ 326
Резервы и депозиты банков в ЦБ 599 Кредиты коммерческих банков 2054
Иные средства на счетах в ЦБ 340
Свободные ресурсы 3637
Составлено по: http: //www.gks.ru; www.cbr.ru
ренцированное планирование ДКП с учетом потреб- ния нормального кругооборота капитала и обеспече-ностей банковских секторов регионов, производст- ния подъема инвестиционной активности. венной сферы в денежных ресурсах для восстановле-
Таблица 2
Денежная масса и национальная денежная база, млрд р. (на 01.12.2005)
1999 2002 Темп роста, % 2005 Темп роста к 2002, %
Всего денежная масса В том числе: Наличные деньги Денежная масса к ВВП, % 924,9 219,3 20,3 2600,8 690,5 24,3 281,1 314,8 X 5185,0 1532,3 28,8 199,4 221,9 X
Широкая денежная база Остатки на корсчетах кредитных организаций в ЦБ Доля корсчетов банков в полной национальной денежной базе, % 396,2 65,0 13,0 1128,9 115,8 7,0 281,1 178,1 X 5185,0 599,0 8,8 459,4 516,4 X
Составлено по: http: //www.gks.ru ; www.cbr.ru
Соответствие структуры кредита экономической системе означает:
1) целевой режим функционирования воспроизводства (трудовой базис); в российских условиях, ко -гда личность не выделена из социальной общности и экономической деятельность не признана как первичная ценность, стабильность общества поддерживается
через защиту и воспроизводство данного статуса индивида; переход к рыночному хозяйству западного типа связан с разрушением того, на чём базируется стабильность традиционного общества;
2) неоиндустриализация через вертикально-интегрированные производственные отношения ( государственно-корпоративные).
Красноярский государственный торгово-экономический институт 28 февраля 2006 г