б) определение стоимости конкретной рабочей силы;
в) создание системы распределения рабочей силы и коммуникаций (реклама, стимулирование занятости; организация благоприятного общественного мнения, личные контакты);
г) обеспечение персоналом (профотбор; переподготовка и повышение квалификации персонала субъектов рынка труда; организация труда и персонал-менеджмент; стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций).
Смысл маркетинга рынка труда заключается в функциях, целях и задачах, концепциях, методах, субъектах и институтах маркетинга рынка труда. Цель маркетинга рынка труда заключается в изучении потенциального работодателя и работника с тем, чтобы товар - «труд» - без усилий продавался на рынке. Задача состоит в выявлении и комплексном учете интересов общества, территорий, кадровых агентств, ассоциаций предпринимателей и профсоюзов и, прежде всего, работодателей и работников.
УДК 336.7:510.67 И.А. Янкина
КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БАНКОВСКОЙ ПОЛИТИК
На примере банковской системы России, в том числе Красноярского края, представлено конструирование модели сопряженности денежно-кредитной и банковской политик, учтены ранее осуществленная интерполяция категории кредит, выявленные факторы сдерживания развития кредита. Степень сопряженности денежнокредитной и банковской политик определяется качеством банковской системы, ее способностью создавать денежное предложение за счет кредитования. В современных условиях именно на уровне регионов необходимо создавать условия для сопряженности денежно-кредитной и банковской политик через непосредственное влияние банковского сектора на региональную экономику. Централизация самостоятельной деятельности в регионах осуществляется через государственную денежно-кредитную политику.
Актуальность. Денежно-кредитная и банковская политики являются одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику. Сопряженность этих политик имеет национальный и региональные аспекты. До 70-х годов предыдущего столетия в теориях регионального экономического развития основное внимание уделялось наличию реальных ресурсов: природных, рабочей силы, производственных мощностей. В то же время значимость финансовых ресурсов недооценивалась. В связи с усилением позиций монетаризма активизировались исследования влияния состояния денежно-кредитной сферы на развитие регионов. Они показали, что наличие и доступность кредитных ресурсов являются важными факторами регионального экономического развития. Существенное внимание этой проблеме в настоящее время уделяют и отечественные исследователи.
Сопряженность денежно-кредитной (ДКП) и банковской политики (БП) - это устойчивое состояние денежно-кредитных отношений в регионе, стране, способствующее расширенному воспроизводству. Региональная денежно-кредитная политика имеет ряд существенных особенностей. Как часть экономической политики правительства России и Банка России она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами. Региональные органы власти используют следующие инструменты банковской, кредитной и бюджетной политик: бюджет развития; бюджетный кредит; налоговый кредит; инвестиционный налоговый кредит; дифференцированные ставки и налоговые льготы кредитным организациям; региональные ценные бумаги; государственные гарантии по банковским кредитам; различные формы взаимодействия органов власти и кредитных учреждений; ипотечное кредитование.
Рис. 1. Классификация инструментов региональной денежно-кредитной политики
Методология исследования. Методика характеризует системный подход к анализу состояния экономики через призму денежных потоков. Одновременно она является зеркалом, отражающим эффективность влияния банковской системы на реальную экономику. Экономика и банковский сектор рассматриваются в неразрывном единстве. Как производственный сектор зависит от состояния каналов движения денежных потоков, так и банковский сектор не может успешно работать без нормально функционирующей сферы материального производства.
Выделяются процессы, влияющие на сопряженность ДКП и БП в регионе, и определяются взаимодействия между процессами с целью объединения в многоуровневую макроэкономическую агрегированную модель. Последовательность оценки влияния денежно-кредитной и банковской политик на экономику региона включает три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный (рис. 2).
Подготовительный этап позволяет выполнить эмпирические оценки при осуществлении региональной денежно-кредитной политики; они были получены в рамках только территории Красноярского края.
Основной этап включает в себя четыре блока. Первый - анализ среды деятельности банковского сектора региона - позволяет изучить анализируемый объект как целостную структуру с учетом внутренней и внешней среды его функционирования, а также выявить специфические особенности объекта исследования.
Основным моментом изучения внешней среды, на наш взгляд, является изучение макроокружения банковской сферы, включающее анализ динамики социальных факторов (динамика численности и половозрастного состава населения и т.д.), экономических факторов (динамика ВРП, уровень денежных доходов, структура денежных расходов, цена на потребительские товары, уровень конкуренции на рынке, доля прямых иностранных инвестиций).
Представляется необходимым структурирование показателей эффективности банковской политики на группы с позиций разных пользователей информации, разных экономических интересов. Набор показателей для каждой группы пользователей включает как показатели эффективности использования кредитных ресурсов, так и интегральные показатели оценки, в зависимости от отношения пользователя к банкам и его экономических интересов.
Заключительный этап предполагает конструирование модели сопряженности денежно-кредитной и банковской политик в регионах, оценку разработанных мероприятий с позиций расширенного воспроизводства.
Динамическая модель сопряженности денежно-кредитной и банковской политик (ДМС ДКПиБП) предусматривает следующие концептуальные направления исследования.
1. Принятие гипотезы, что повышенные издержки при осуществлении денежно-кредитной политики для развития банковской системы покрываются за счет дополнительных доходов этой системы через инвестиционное кредитование предприятий.
2. Результативность денежно-кредитной и банковской политик зависит от их соответствия критериям достаточности и эффективности, которые определяют две оптимально допустимые границы кредитования: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница - уровень потребностей экономики - кредитование не может быть ниже предела потребностей экономики региона для финансирования простого воспроизводства. Верхняя граница - уровень платежеспособности населения региона - кредитование не может превышать допустимый предел рискованности, так как следствием этого нарушения могут быть не только просроченные и невозвращенные кредиты банковского сектора и соответственно неустойчивость банковского сектора, но и ослабление механизма денежно-кредитного регулирования.
Определение цели осуществления оценки
Постановка основных задач исследования
-О
с е; «в ф
І * <•> со
>3 о
СІ
о
Разработка программы проведения оценки влияния денежно-кредитной и банковской
политик в регионе
Установление сроков выполнения работ
Определение исполнителей проведения исследования и распределение функций между ними
Выбор методов и приемов проведения оценки эффективности политик
Сбор и предварительная обработка информации для проведения анализа
_У_
1-й блок
Анализ среды деятельности банковского сектора региона
оценка внешних анализ внутренних факторов,
факторов, оказывающих влияющих на деятельность
влияние на деятельность 4-^ банковского сектора 4 ►
предприятия торговли особенностями
оценка динамики экономики региона
2-й блок
Анализ результатов денежно-кредитной политики
С"
§ ° £ со О О
’? 5 ^ о
По каналу процентной ставки трансмиссионного механизма
По каналам благосостояния и инфляционному трансмиссионного механизма
3-й блок
Анализ результатов банковской политики в регионе
с позиций с позиций с позиций с позиций с позиций
предприятий банковского инвесторов бюджета домохо-
сообщества региона зяйств
4-й блок
Построение обобщающей системы показателей сопряженности денежнокредитной и банковской политики
С -О «в с;
Є £ о 5
>Э =[ ” §
а
ГО
1-й блок
Моделирование результатов проведения денежно-кредитной и банковской политики в условиях сопряженности
2-й блок
Определение путей по повышению эффективности политик
Рис. 2. Блок-схема исследования денежно-кредитной и банковской политик в условиях их сопряженности
Оценка эффективности денежно-кредитной политики регионального развития возможна по величине безвозвратных потерь, которые несут государство, регионы и банковский сектор, хозяйствующие субъекты. Государство и регионы терпят убытки, если население, организации из-за отсутствия рефинансирования и увеличения ставки за пользование кредитами ограничивают спрос на кредиты, в том числе долгосрочные, что ведет к снижению объема реализации, прибыли и, как следствие, к еще большему сокращению кредитного спроса. Банки несут безвозвратные потери, если в результате изменений в денежно-кредитной политике увеличивается нагрузка по резервированию, текущим расходам в предпочтительных для них банковских продуктах. При денежно-кредитной политике, сопряженной с банковской, в стране или регионе безвозвратные потери для государства, регионов и банковского сектора несущественны.
3. Государство директивно устанавливает нормативы системы налогообложения, финансирования бюджетных заказов и социальной сферы и, кроме того, обладает эмиссионным центром денег. Это обусловливает необходимость учета всех финансовых потоков, материальных показателей при обосновании рекомендаций для достижения сопряженности ДКП и БП, при прогнозировании социально-экономических процессов. Отсюда возникает проблема одновременного видения финансовой и «натуральной» ресурсной динамики. Один из возможных путей решения этой проблемы - использование сильно агрегированных динамических моделей экономики.
4. При проведении денежно-кредитной политики часто дискутируется вопрос об интенсивности эмиссии денег, о доли банковского сектора в финансировании экономики. В таких случаях всегда ссылаются на споры между последователями учений монетаризма и Кейнса. Однако они не имеют под собой никакой почвы, поскольку в нестационарной структуре национальной экономики отсутствуют постоянно действующие и необходимые условия реализации той или иной теории.
5. Существует конфликт интересов государства, регионов, кредиторов и заемщиков по вопросам распределения кредитных ресурсов и использованию капитала. Как оценивать в этой ситуации денежнокредитную политику? Какие показатели характеризуют ее эффективность, сопряженность с банковской политикой?
В зависимости от цели исследования возможно рассмотрение сопряженности ДКП И БП как удовлетворенности потребностей региона, целесообразности, результативности или экономичности функционирования банковской сферы (табл. 1).
Таблица 1
Матрица вариантов оценки сопряженности денежно-кредитной и банковской политик в рамках региона в зависимости от целей исследования
Числитель Знаменатель Потребности (обеспечение функционирования экономики региона в условиях безубыточности) Цель (стабильность, прибыль) Результат (эффект)
Результат \ Удовлетворенность
Потребности Целесообразность
Цель Результативность
Затраты Экономичность
Поскольку денежно-кредитная политика в рамках расширенного воспроизводства описывается очень большим числом параметров, в исследовании акцент был сделан на наиболее значимых для денежнокредитного рынка составляющих.
Измерение любых величин, в особенности экономических, связано со случайными ошибками, поэтому применение аппарата математической статистики для анализа вероятностных свойств этих величин неизбежно. Использование эконометрических моделей предполагает представление объекта в виде «черного ящика» и формальное исследование зависимостей между переменными, например, на основе системы одновременных уравнений.
Если для уравнения (1) заданы краевые условия, то существуют сопряжённые с ними краевые условия для уравнения (2), такие, что уравнения (1) и (2) с соответствующими краевыми условиями определяют сопряжённые дифференциальные операторы:
^ d'-y L(y) = Zt-o^w ^irr = 0, (1)
называется уравнение
(2)
Два ограниченных линейных оператора Т и Т* в гильбертовом пространстве называются сопряжёнными, если для всех векторов х и у из Н справедливо соотношение (Tx, у) =(х, Т*у).
Основными объектами динамической модели сопряженности денежно-кредитной и банковской политик (ДМС ДКПиБП) являются:
- источник данных - поименованный массив данных, представляющий собой временной ряд одного или нескольких типов динамики (месяц, квартал, год);
-динамический ряд - поименованный массив данных, являющийся функциональным преобразованием одного или нескольких источников данных;
-уравнение - использование методов, включающих трендовые модели, линейный регрессионный анализ;
- цепочка уравнений - линейно-упорядоченный список уравнений и систем уравнений, задающий порядок расчета: вычисленные модельные и прогнозные значения одних показателей последовательно используются при расчете других;
- модель - совокупность динамических рядов, уравнений и цепочек расчета;
- сценарий - вариант значений внешних и управляющих переменных, позволяющий получить оценку возможного развития системы.
В модели сопряженности ДКП и БП вводятся три уровня:
1. Направления сопряженности ДКП и БП (процессы 1-го уровня) - каналы совместного влияния на экономику региона, страны (табл.2):
Поднаправления (а) - усилители.
Факторы - рычаги (инструменты) ДКП и БП.
Факторы и т.д.
Каждое из направлений, поднаправлений и факторов характеризуется двумя показателями:
а) вес (важность влияния на сопряженность ДКП и БП);
б) значение.
Значение направлений определяется по формуле
А = ^u / ^ . (3)
Условие сопряженности (С) в каждый конкретный период времени - это С = max £А.
Таблица 2
Каналы совместного влияния на экономику региона, страны в динамической модели сопряженности ДКП и БП
Канал Переменные в модели ДМС ДКПиБП
Канал кредитования или финансового акселератора Краткосрочные и долгосрочные процентные ставки либо в комбинации, либо отдельно
Канал процентной ставки Краткосрочные и долгосрочные процентные ставки, при условии значительного влияния финансовых портфелей экономических субъектов на экономику
Канал благосостояния Цены на недвижимость, облигации, акции
Канал валютного курса Цены на экспорт нефтепродуктов, импортные товары, заработная плата
Монетаристский канал Денежная база
Инфляционный канал Темп инфляции
Нельзя длительное время сохранять однажды найденные значения «рычагов» денежно-кредитной и банковской политик. Кроме рычагов управления в каждой из политик существуют еще каналы влияния каждой из них на управляемый объект - экономику региона. Как правило, все эти влияния имеют нелинейный
характер и, самое главное, непрерывно изменяющуюся чувствительность экономики на воздействие рычага. Эта неопределенность причинно-следственной связи «рычаг-результат» не позволяет сформировать устойчивый способ управления для применения его в разнообразных ситуациях.
Степень агрегации элементов модели должна удовлетворять требованию корректности получаемых результатов.
Агрегированная модель национальной экономики содержит 3 блока денежно-кредитного обеспечения: сфера производства, формирование бюджета и сфера потребления.
Блок «сфера производства»
Корректная модель блока «сфера производства» состоит из четырех секторов производства, каждый из которых имеет свой канал доходов, принципиально отличающийся от других секторов. Это отличие обусловлено способом образования финансовой выручки сектора, которая представляет собой произведение потока реализуемой продукции на ее цену. Рассмотрим основные отличия каждого сектора сферы производства.
Первый сектор «сырьевой». Доходы этого сектора (т.е. выручка за реализованную продукцию) в основном образуются за счет оплаты поставок исходных сырьевых ресурсов (предметов труда) во все четыре сектора. Для проводимого в данной модели макроэкономического анализа из рассмотрения исключаются финансовые поступления от импорта, бюджетных закупок, продажи сырья населению и др. В этом случае поток выручки сектора состоит из суммы материальных затрат всех четырех секторов. Эти затраты входят в себестоимость продукции и, следовательно, влияют на ее цену.
Ко второму «фондообразующему» сектору относятся строительство, различные отрасли машиностроения и т.д. В условиях максимальной агрегации национальной макроэкономики в данный сектор можно включить транспорт, связь и т.п. Доходы сектора складываются из суммы инвестиционных и амортизационных потоков всех четырех секторов. Финансовый поток от амортизационных отчислений практически стабилен, так как зависит в основном лишь от стоимости основных фондов, величина которых изменяется очень медленно. Сумма же инвестиционных финансовых потоков весьма динамична, поскольку зависит от величины чистой прибыли и ее доли, направляемой в инвестиции. В условиях устойчивого экономического развития сумма инвестиционных потоков на определенных интервалах времени может составить существенную долю в выручке второго сектора или быть равной нулю.
Третий сектор «товарный» (товары народного потребления - ТНП) формирует выручку из платежей населения при закупке продуктов питания и промышленных (непищевых) товаров. К этому сектору относятся отрасли сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, некоторые производства автомобильной промышленности, часть строительных организаций (строительство жилья) и ряд других.
Выручка четвертого сектора «государственный заказ» (госзаказ) формируется из части расходов государственного бюджета. Сектор состоит не только из производств военно-промышленного комплекса (ВПК), но и той части строительных и машиностроительных производств, которые работают по госзаказам, а также части производств ТНП, реализующих свою продукцию за бюджетные деньги (например, закупка продовольствия для школ и оборудования для больниц). Через государственный сектор предусматривается, прежде всего, обеспечение развития научно-технического потенциала экономики, построение целевых технологий. Представление экономики как целостной социально-экономической системы обусловливает возможность выделения в ней сквозных приоритетов - технологических цепочек (это - потенциально и фактически самые сильные производства, специфические для страны по природно-климатическим условиям, продукция производственно-технического назначения для наукоемких производств, конверсии, ВПК), которые должны составить сегодня фундамент, каркас структуры национальной экономики. Кроме того, необходимо выделение приоритетных технологических цепочек (направлений), ориентированных на производство продукции для населения.
Множественность узкоспециализированных производств, технологий, видов деятельности, характерных для постоянной части госсектора, обусловливает наивысшую здесь силу интеграционных хозяйственных связей, осуществляемых по каналам технологической кооперации. Это обстоятельство требует соответствующей данным связям корпоратизации производств, звенья которых могут находиться и за пределами России. В этой связи необходима денежно-кредитная политика, способствующая транснациональному и холдинговому управлению, специальная таможенная политика. Государственный сектор может выдавать свои заказы только на производство конечной продукции (конечной для данного объединения производителей), способствуя в то же время развитию саморегуляционных, самоорганизующих процессов.
Бюджетное финансирование заказов сферы производства формируется в бюджетном блоке.
Блок «формирование бюджета»
Бюджетный блок макромодели национальной экономики предназначен для следующих целей.
Во-первых, для управления расходной частью, а именно:
• финансирования всего госзаказа, оплаты труда населения, занятого в непроизводственной сфере, расходов на пенсионное обеспечение и другую социальную помощь;
• моделирования денежной эмиссии при оптимизации объемов бюджетного профицита и удовлетворения требований по выплате заработной платы в случае расширения производства.
Во-вторых, для управления доходной частью, т.е.:
• установки ставок налогов;
• суммирования всех сформированных в модели доходов.
В-третьих, для управления обслуживанием внешнего долга, в том числе межбанковским кредитованием.
Блок «сфера потребления»
В сфере потребления моделируются суммарные доходы всего населения региона, розничные цены на ТНП и спрос населения на эти товары (демографические изменения).
В связи с тем, что при управлении экономикой часто делается упор на социальную направленность (например, уровень жизни), представляет интерес сопоставление характера изменений социальных и финансово-экономических показателей. Это позволяет оценить качественный уровень сопряженности денежнокредитной и банковской политик, то за какие декларируемые в политике «улучшения» в уровне жизни приходится платить населению «ухудшениями» при интенсивном развитии сферы производства вообще и отдельных его секторов в частности. Выявление выполняется с помощью следующих рычагов: ставок налогов, коэффициентов индексации доходов населения (по мере увеличения розничных цен), пропорций и величины бюджетных расходов, темпов интенсивного и экстенсивного развития каждого сектора, желательной нормы прибыли в каждом секторе (изменяющая цены реализации продукции).
Применение модели ДМС ДКПиБП
Изменение условий функционирования динамической модели выполняется двумя способами. Первый с помощью дискретных изменений, второй - в виде графиков управляющих факторов.
Дискретно изменяются следующие факторы:
- желаемая норма прибыли;
- доля чистой прибыли для инвестиций каждого сектора;
- коэффициент амортизации в каждом секторе;
- индексы потребления сырья на единицу изготавливаемой продукции;
- ставка кредита внешнего долга.
Графики параметров управления предназначены для изменения:
- ставок налогов;
- темпов роста заработной платы;
- доли инвестиционных ресурсов каждого сектора, используемых для экстенсивного либо интенсивного развития;
- отчислений в фонд обязательных резервов Банку России;
- коэффициентов и нормативов, устанавливаемых для кредитных организаций;
- ставки рефинансирования коммерческих банков;
- темпа наращивания операций на открытом рынке;
- динамики валютных курсов;
- потока финансов, используемых для погашения внешнего долга.
Наблюдаемые показатели ДМС ДКПиБП выводятся в виде графиков. Количество наблюдаемых показателей более 40, из них 15 относятся к сфере производства, 5 - к бюджету, 20 - к денежно-кредитной системе.
К сфере производства относятся:
- повышение уровня занятости;
- стабильность цен и т.д.
К бюджетным показателям относятся:
- доходы и расходы консолидированного бюджета;
- значения дефицита или профицита бюджета;
- характеристики внешнего государственного долга и т.д.
К показателям денежно-кредитной системы относятся:
- стабильность ставки процента;
- стабильность на финансовых рынках;
- стабильность валютного рынка и т.д.
Динамическая модель сопряженности денежно-кредитной и банковской политик позволяет:
- получать прогнозные оценки ключевых показателей банковской системы (структура активов и пассивов, резервы, прибыль и т. д.) в зависимости от сценарных условий (инфляция, реальный рост производства, рост доходов населения, объем денежной массы);
- прогнозировать основные показатели социально-экономического развития страны или региона (ВВП (ВРП), доходы бюджета, доходы населения, денежная масса и т.д.) при различных сценариях внешних (цена на нефть и т.д.) и управляющих переменных (курс рубля, социальные расходы, инвестиции, тарифы монополий);
- осуществлять среднесрочный прогноз, учитывающий варианты сценариев использования основных инструментов и варианты развития макроэкономических факторов на уровне региона.
УДК 33 А.В. Григорьев
ОЦЕНКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА МАКСИМАЛЬНОЙ ЭНТРОПИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В экономике субъекты, принимающие решения, действуют в неопределенной среде. Уменьшение неопределенности требует дополнительной информации. Объем полученной информации необходимо измерять, для чего можно использовать меры, разработанные в рамках теории информации. Но для оценки информации на основе меры Шеннона требуется предварительное задание вероятностей будущего развития событий. Эти вероятности можно получить, воспользовавшись формализмом Джейсона.
Внедрение в экономическую теорию идеи о том, что информация является важнейшим компонентом принятия решений экономическими субъектами, неразрывно связано с пониманием того, что экономические субъекты функционируют в условиях непрерывно меняющейся среды. Поэтому неопределенность - характерный фон, на котором развертываются экономические игры. Взаимодействие экономических агентов может приводить к уменьшению неопределенности, т.е. увеличению доли ее противоположности - определенности.
Вопросы, связанные с принятием решений в нестабильной среде, давно привлекали внимание экономистов. Среди них особое место занимает Ф. Найт, который в 1921 г. выпустил книгу «Риск, неопределенность и прибыль» [2]. Именно он связал прибыль, а также само существование предпринимательской системы с риском и неопределенностью. Причем Ф. Найт в своей работе разграничил эти два понятия. В его интерпретации риск подразумевает ситуации, когда экономический субъект может оценить вероятности случайных событий, с которыми ему приходится сталкиваться. Неопределенность же - это ситуация, при которой оценка вероятностей невозможна.
Это разграничение до сих пор вызывает множество споров. Некоторые экономисты считают, что риск и неопределенность по Найту на самом деле одно и то же. С их точки зрения, неопределенность - это те случайные события, для которых субъект не оценил вероятности, поскольку он их, скорее всего, не знает. Однако это вовсе не значит, что такие вероятности нельзя определить в принципе и что эти вероятности не существуют объективно. Вопрос только в ограниченности знаний каждого субъекта.
Другие экономисты вообще считают, что экономические агенты не могут оценивать какие-то ни было вероятности. Поскольку их «вероятности» это только вопрос веры. Иными словами, вероятностями являются их субъективные взгляды относительно будущего случайного развития событий и не имеют отношения к действительным вероятностям, если таковые вообще существуют.
Тем не менее, имеется группа экономистов, которая считает разграничение Найта критически важным. С их точки зрения, неопределенность Найта - это важнейшая форма случайности в экономике, по-