Научная статья на тему 'Принципы сопряженности денежно-кредитной и банковской политики'

Принципы сопряженности денежно-кредитной и банковской политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янкина И. А.

На основе анализа заявленных целей и задач как для кредитно-денежной, так и банковской политики сформулированы принципы их сопряженности. Существующее единолично-монопольное положение Центрального банка России на практике приводит к многочисленным неблагоприятным последствиям, так как негативно сказывается на соблюдении интересов кредитных организаций как самостоятельных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE INTERLINKING OF MONETARY-CREDIT AND BANK POLICIES

From the declared purposes and problems as for credit-and-monetary, and bank the politician in clause are formulated principles of their interlinking. Existing individually-monopoly position Bank of Russia in practice leads to numerous adverse consequences as negatively affects observance of legitimate rights and interests of the credit organizations as independent subjects and credit-and-monetary and bank policies.

Текст научной работы на тему «Принципы сопряженности денежно-кредитной и банковской политики»

УДК 336.71

И. А. Янкина

ПРИНЦИПЫ СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БАНКОВСКОЙ ПОЛИТИКИ

На основе анализа заявленных целей и задач как для кредитно-денежной, так и банковской политики сформулированы принципы их сопряженности. Существующее единолично-монопольное положение Центрального банка России на практике приводит к многочисленным неблагоприятным последствиям, так как негативно сказывается на соблюдении интересов кредитных организаций как самостоятельных субъектов.

Проблема развития современной российской экономики состоит в том, что сущность денежно-кредитной политики в России отражает изменения в экономической политике в целом, однако не содержит принципов единства с банковской политикой.

Объект исследования - денежно-кредитная и банковская политика. В финансово-кредитном словаре, подготовленном учеными до начала периода перестройки экономики и изданном в 1984 г., дается такое определение: «Денежно-кредитная политика (ДКП) - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства буржуазного государства в процесс капиталистического воспроизводства...»*. В новой Российской энциклопедии (2003) определение не содержит связующих элементов в целом с банковской политикой и делает акцент на борьбе с инфляцией: «Денежно-кредитная политика, монетарная политика, политика Центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. ДКП изменяет денежное предложение с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен». В этом определении ДКП однозначно приписывается Центральному банку и ограничивается воздействием на количество денег в обращении. Вместо роста экономики в качестве цели называется лишь стабилизация объемов производства, и выпадает содействие сбалансированию платежного баланса страны.

Достигнутыйуровень процесса исследования характеризуется позицией к одной из основных целей кредитно-денежной политики. Следует согласиться с мнением многих российских ученых, что основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста, в том числе за счет увеличения инвестиционных расходов. Тем не менее отсутствие эффективного механизма «перелива» капитала из финансового сектора в реальный, а также четких целей и приоритетов монетарной политики, направленных на рост реальных инвестиций, остается одной из основных проблем российской экономики.

Новизна результатов исследований проблемы эффективной денежно-кредитной и банковской политики заключается в разработке принципов их сопряженности. Одной из главнейших задач и денежно-кредитной, и банковской политики должно быть содействие росту эконо-

* Новая Российская энциклопедия : в 12 тт. Т. 1. Россия / под ред. А. Д. Некипелова. - М. : Энциклопедия, 2003. - С. 450.

мики. В конечном счете, снижение инфляции это не самоцель, а одно из средств влияния на рост экономики и решение социальных проблем. Из заявленных целей и задач как для кредитно-денежной, так и банковской политики сформулируем принципы их сопряженности.

1. Исполнительная, законодательная и «денежная» власти должны работать согласованно и во взаимодействии друг с другом, иметь возможность оказывать друг на друга активное влияние. Денежно-кредитная политика центрального банка является одним из основных элементов экономической политики государства, в связи с чем необходимо, чтобы возникала координация между Банком России и Правительством. Координация может быть эффективной, т. е. осуществляемой на основе коллегиальности и партнерства, и неэффективной. Последняя может иметь место, когда правительство заставляет центральный банк смягчить денежно-кредитную политику, поскольку в стране существует большой дефицит государственного бюджета и правительство не хочет, чтобы такой дефицит сказывался на процентных ставках или когда центральный банк проводит свою денежно-кредитную политику вообще в отрыве от бюджетно-финансовой политики правительства.

В действующем законодательстве неверно сформулированы основные цели денежно-кредитной политики. В ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» защита и обеспечение устойчивости рубля названы уже одной из основных целей деятельности Банка России, а в п. 1 ст. 4 указанного закона закреплено положение о том, что единая государственная денежно-кредитная политика должна быть направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля. В результате Банк России имеет формальные основания для проведения денежно-кредитной политики, не нацеленной на развитие и укрепление банковской системы России, без учета ориентиров банковской политики, а также на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, не говоря уже о достижении других целей, на которые направлена бюджетно-налоговая политика Правительства РФ.

В настоящее время Банк России формирует и проводит ДКП, руководствуясь исключительно международными принципами, используя международные термины и методы обособленно от реальной национальной экономики и научной жизни; нацеливаясь в большей степени на формирование благоприятного имиджа самого Банка (как органа денежно-кредитного управления) на международной арене, оценка и ожидания российской общественности не являются приоритетными; формаль-

но придерживаясь таргетирования инфляции, используя в ДКП метод целевой инфляции.

Система сдержек, способов защиты самостоятельности кредитно-денежной власти от посягательств со стороны законодательной власти не учитывает сопряженности и автономности банковской и денежно-кредитной политики:

- во-первых, Банк России в соответствии со ст. 104 Конституции РФ не наделен правом законодательной инициативы, однако согласно ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» по вопросам, отнесенным к его компетенции, он издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти (в том числе и законодательной);

- во-вторых, проекты федеральных законов, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России (ст. 6);

- в-третьих, в случае вмешательства в его деятельность законодательных органов Банк России информирует об этом Президента Российской Федерации, а также вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов законодательной власти (ст. 5).

Существующее единолично-монопольное положение Банка России не только недопустимо с точки зрения теоретического принципа разделения властей, но и на практике приводит к многочисленным неблагоприятным последствиям, так как негативно сказывается на соблюдении законных прав и интересов кредитных организаций как самостоятельных субъектов и кредитно-денежной и банковской политики.

2. Встраивание в экономическую политику, адекватную парадигме развития.

Адекватность парадигмы развития уровню развития общества учеными и практиками в России ставится последнее время под сомнение. В настоящее время актуален вопрос о необходимости пересмотра всей налоговой системы в направлении адекватного отражения в ней вклада основных факторов производства в прирост ВВП. Ныне основной упор в системе налогообложения сделан на фонд оплаты труда. Прямо или косвенно до 70 % об-

щего объема налоговых поступлений приходится на труд. На долю капитала и ренты от использования природных ресурсов приходится около 30 %. В то же время с позиции формирования реальных источников дохода положение выглядит принципиально иначе.

Основной вклад в прирост ВВП вносит не труд и даже не капитал, а природно-ресурсная рента. Именно на долю последнего фактора приходится не менее 75 % получаемого дохода. Вклад же труда не превышает 5, а капитала -20 %. Таким образом, соотношение между трудом, капиталом и рентой выглядит как 1 : 4 : 25 соответственно. В системе бюджетного финансирования оно выглядит совсем иначе, а именно 1 : 0,25 : 0,19. Несоответствие между первой и второй системами оценок есть результат скрытого перераспределения значительной части реального дохода России в пользу небольшой группы финансовых олигархов. Его корневой причиной выступает нерешенность проблемы собственности. В результате реальный доход России оказывается сокращенным, урезанным не менее чем на 2 / 3. Перераспределительные процессы через бюджет могут касаться той денежной массы, которая будет в планируемом периоде (см. рисунок). А надежность национальных денег зависит от понятности и открытости этих политик.

____Іепроцентньїе расходы Заработная плата в бюджетной сфере |

Динамика реальной заработной платы занятых в бюджетной сфере и реальных непроцентных расходов бюджета (% к предшествующему году)

Разработка ДКП должна предшествовать бюджетному планированию прежде всего с позиции экономической безопасности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка макроэкономических показателей и расходов федерального бюджета с позиции экономической безопасности РФ

Пороговые значения Величина пороговых значений 2001 2002 2003 2004 2005 прогноз

ВВП, млрд руб. 6 000 16 400 9 041 00 05 1 9 90 21 800 13 050 16 779 18 000

Сбор зерна, млн т 70 85 73 77 78 78

Доля инвестиций в основной капитал, % в ВВП 25 17,7 17,8 18,0 16,4 16,0

Доля машиностроения в промышленном производстве, % 25 19,8 20,8 21,2 19,5 20,0

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % ко всему населению 7 27,6 26,5 25,3 17,5 15

Уровень монетизации экономики, % ВВП 50 17 18 19 38 45

Уровень инфляции, % 25 18,6 14 12 12 10

Г осударственный внешний долг, % ВВП 60 50 45 38 21,2 17,8

Доля расходов на обслуживание госдолга, % к расходам федерального бюджета 20 22 25 27 27 21

Расходы бюджета на оборону, % ВВП 2 2,7 2,5 2,6 9,5 10,0

Расходы бюджета на науку, % в ВВП 2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

По прогнозам в 2005 г., несмотря на внешнее относительное благополучие текущей ситуации, в целом растет зависимость экономики от мировых цен на нефть и притока валютных поступлений. Очевидно, что возможности экономического роста в рамках модели, ориентированной на экспорт сырья, весьма ограничены и в основном сводятся к сокращению государственных расходов или мерам курсовой политики. В среднесрочной перспективе это создает опасность втягивания экономики «в порочный круг», когда вслед за первоначальным эффектом роста экспортных отраслей и, соответственно, доходов (в том числе бюджетных) нарастает стагнация производства отраслей, ориентированных на внутренний рынок, подрываются стимулы для проведения модернизации экономики, идет экспансия импорта.

В центре внимания при этом должны оказаться вопросы качественного расширения доходного потенциала бюджетной системы государства. Реализация такого подхода будет способствовать форсированному восстановлению и укреплению экономики России и ее позиций в мире.

А достижение сбалансированности и профицита бюджета становится результатом экономического роста и повышения благосостояния, а не самостоятельным и абсолютным показателем бюджетного благополучия.

По-прежнему открытым остается один из центральных вопросов налоговой реформы, касающийся изменения подхода к налогообложению природных ресурсов с целью реального получения бюджетом природной ренты и изъятия сверхдоходов, получаемых в сфере недропользования. Это позволило бы не только значительно повысить уровень доходов бюджетов всех уровней, но и обеспечить межотраслевое перераспределение ресурсов в интересах развития всей экономики, обеспечить финансирование наиболее значимых социальных проблем. Действующий сейчас налог на природные ресурсы с единой шкалой и привязкой к мировым ценам практически имеет мало общего с рентными принципами налогообложения. Поэтому и предложения о повышении указанного налога вряд ли дадут ожидаемый эффект. Более целесообразно было бы рассмотреть различные уже известные и отработанные в мировой практике варианты рентных нефтяных налогов и предусмотреть введение дифференцированного налогообложения природных ресурсов в зависимости от сложности и стадии разработки месторождения, его местоположения.

Для обеспечения сопряженности кредитно-денежной и банковской политики важно соблюдение принципа согласованности с бюджетной и налоговой политикой. Переходя на образы, поясним это как «согласованность сидящих в повозке с запряженной парой лошадей, имеющих общие стремления».

Целесообразно было бы вести расчет ресурсной и расходной частей федерального бюджета не только на основе различных прогнозных оценок экспортной цены на нефть, а с учетом различных вариантов мобилизации дополнительных доходов в бюджет за счет внутренних ресурсов. Это позволит строить бюджетную политику, менее зависимую от нестабильной конъюнктуры на сырьевых рынках.

Мировой банк оценивает реальную стоимость нашего ВВП в 1 295 млрд руб. Это дает примерно четырехкрат-

ную разницу между внутренними и мировыми ценами. Т. е. на 31 руб., который мы платим за купюру с надписью «One dollar» в России можно купить примерно в 4 раза больше товаров и услуг, чем за этот самый доллар на мировом рынке. Иными словами, наша экономика все еще сопоставима по масштабу производства с Францией, Великобританией, Италией. Однако, производя примерно такое же количество товаров и услуг в натуральном выражении, мы выручаем за них едва четвертую часть денег по сравнению с этими странами. Это значит, что инвесторы, предприятия, работники, само государство (через налоги) теряют три четверти потенциальных доходов. И чтобы догнать развитые страны по уровню экономического развития, нам нужно научиться получать и использовать те доходы, которые мы сегодня упускаем, зачастую сами не замечая.

При таком допущении параметры желаемого экономического роста приобретают совершенно иные очертания. Исчезает из повестки дня безумная задача увеличить физический объем выпуска продукции в 16 раз, чтобы выйти на уровень развитых стран. Вместо этого возникают два примерно равнозначных фактора роста: повышение оценки российского труда и производства в 4 раза; на базе появившихся за счет этого дополнительных доходов предприятий и возросшего платежеспособного спроса населения происходит наращивание производства также в 4 раза.

Повышение оценки российской экономики (через относительное укрепление рубля) должно идти в ногу с повышением конкурентоспособности российских предприятий и ростом платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Последний фактор особенно важно подчеркнуть. На всю сумму роста производства надо создавать внутренний спрос. За счет внешней торговли можно настраивать структуру экономики - некоторые отрасли развивать в основном за счет экспорта. Но тогда придется другие производства внутри страны сворачивать, замещать импортом на сопоставимые суммы. Рассчитывать же, что наш экономический рост будет обеспечен внешним спросом, не приходится. Мировой рынок не поглотит прирост нашего производства - ни стоимостный, ни физический. Следовательно, постоянное наращивание денежных доходов населения должно стать одной из главных составляющих экономической политики. А в рамках этой общей установки можно решать задачи локальные - сопряженность и встраивание кредитно-денежной и банковской политики.

3. Главенствующая роль кредитной политики по отношению к второстепенной денежной и валютной. Главной двуединой задачей денежно-кредитной политики является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке (через обеспечение низких темпов инфляции), и к товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке (через обеспечение стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной). Достижение экономического роста и снижение уровня безработицы является задачей Правительства Российской Федерации, а не Центрального банка Российской Федерации.

Существуют различные критерии оценки эффективности и сценарии денежно-кредитной политики. К числу критериев рационализации денежного оборота относят:

- стабильность денежной единицы;

- уровень сбалансированности денежного оборота в увязке с макроэкономическими показателями развития народного хозяйства;

- эффективность эмиссионного результата;

- соответствие объемов и структуры денежных сбережений населения интересам налично-денежного оборота;

- уровень платежной дисциплины в народном хозяйстве;

- качество платежного оборота;

- достаточность ресурсного потенциала банковской системы в процессе регулирования денежной массы.

Девальвационный сценарий денежной политики направлен на постоянное ослабление рубля, чтобы российские товары в пересчете на валюту все время стоили очень дешево и оказывались вне конкуренции по соотношению цены (очень низкой) и качества (не блестящего, но терпимого). За счет этого предполагается достижение постоянного роста объемов выпуска. Но выпускаться будут товары дешевые, низкого качества и отсталого технического уровня, потому что у предприятий при этом слишком мало денег для развития, да и сторонних инвесторов трудно заинтересовать перспективой вложить свои деньги в низкорентабельное производство.

Противоположность этому - сценарий ревальваци-онный, связанный с постоянным укреплением рубля. При этом наши товары становятся относительно дороже и это заставляет постоянно заботиться о неценовых факторах конкуренции (прежде всего, качестве и техническом уровне). Зато и реальные доходы предприятий растут. Это позволяет заняться модернизацией и маркетингом, заинтересовать инвесторов. В то же время все платежи за границу становятся (в рублях) более дешевыми, и у государства остается после обслуживания внешнего долга больше денег на экономические и социальные программы, необходимые для стимулирования роста. Таким образом, ослабление рубля все больше отдаляет нас от уровня развитых стран, а укрепление, напротив, приближает к этому ориентиру, становится фактором роста.

Делая выбор между этими двумя сценариями, надо учитывать временной фактор. В самом деле, разумность или порочность стратегии часто зависит от того, на какой период времени она рассчитана. В случае ревальвацион-ного сценария, т. е. последовательного укрепления рубля, мы имеем большой стратегический выигрыш в долгосрочном плане. Однако в краткосрочном плане все не так просто. На начальном, самом трудном этапе осуществления ревальвационного сценария, банкам и предприятиям должно помочь государство, обозначая кредитную политику как главенствующую. Необходимы активные действия в сфере банковской, денежно-кредитной, внешнеэкономической, налогово-бюджетной политики, которая поможет банкам компенсировать те сложности, которые могут у них возникнуть при кредитовании. Государственные средства следует инвестировать там, где требуется развитие рынков капитала, инфраструктуры, системы ведения бизнеса.

Регулирование денежной эмиссии ограничивается лишь «центральными» деньгами, выпускаемыми Банком России, и не распространяется на «частные» деньги. В «Основных направлениях денежно-кредитной политики», ежегодно составляемых Банком России без привлечения других агентов, как это подобает названию «единой государственной политики», представлены его денежная и валютная политика, но почти не говорится о кредитной политике. Это снижает влияние Банка России на процессы, происходящие в экономике. Кредитная функция им почти не выполняется (исключение - предоставленные коммерческим банкам кредиты: в 2000 г. - 15 млрд руб., в 2001 г. - 11,5 млрд руб. Если исключить из этих сумм стабилизационные кредиты, то останется 1 млрд руб. И это при кредитных вложениях банков в реальный сектор экономики в 1 трлн руб.). Значит, Банк России рефинансирует 0,1 % кредитов коммерческих банков.

Нужен пересмотр кредитной политики. Процентные ставки должны стать доступными для промышленности и сельского хозяйства. В рамках политики укрепления рубля это вполне реально. Если рублевая денежная масса станет расти значительно быстрее, чем валютный курс, можно будет создать значительное предложение кредитных ресурсов, которое и следует направить в производственный сектор путем экономического программирования и индикативного планирования.

Появление долгосрочных депозитов в банковском секторе для обеспечения главенствующей роли кредитной политики напрямую связано с государственной политикой по стимулированию сбережений. Здесь есть несколько направлений для работы. Во-первых, максимальное вовлечение в хозяйственный оборот сбережений населения через систему гарантирования вкладов. Во-вторых, активное развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов для формирования долгосрочных ресурсов в банковской системе. Экономическая деятельность фондов связана с созданием долгосрочных резервов, значительная часть которых размещается в банковском секторе. Выстраивается следующая цепочка. Если мы хотим добиться кредитно-инвестиционной активности банков, то существующие налоги должны поощрять долгосрочное страхование имущества, жизни и здоровья, а также пенсионные накопления. Необходима более гибкая политика в вопросах учета таких затрат при формировании налогооблагаемой базы предприятий и при уплате подоходного налога гражданами. В-третьих, поощрение сбережений через налоговую систему. Если общество считает, что для индустриального развития ему нужны долгосрочные сбережения, оно должно поощрять их через налоги. Это значит, что ставка налога на прибыль для банков, получаемая от долгосрочного кредитования, могла бы быть меньше, чем по текущим операциям. Указанное позволило бы экономическим путем через повышение процентных ставок стимулировать срочные депозиты. Но эффект был бы еще большим, если бы для клиентов одновременно снижался налог на прибыль по процентам от срочных депозитов. Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой «оптимизации» налогообложения как у банков, так и у предприятий, но и этого можно избежать. Один из вариантов -

модернизация системы общих фондов банковского управления, так называемых ОФБУ, их ориентация на долгосрочные инвестиции.

Сопряженность денежно-кредитной и банковской политики предполагает долгосрочное кредитование банками реального сектора, при этом система взаимоотношений между предприятиями и банками должна претерпеть существенные изменения. Во-первых, финансовая отчетность и стандарты бухгалтерского учета не только в банковской системе, но и в других секторах экономики должны приблизиться к международным правилам. Прозрачность операций и результатов хозяйственной деятельности должна быть обоюдной. Во-вторых, требуется поменять правила истребования долга по банковским кредитам. Неукоснительное и приоритетное возвращение долгов должно быть введено во многие положения действующего законодательства. Банки обоснованно рассматриваются в качестве организаций, выполняющих публичную функцию обеспечения платежного оборота. Поэтому в интересах общества создать адекватные этим функциям условия обеспечения их устойчивости.

Таким образом, третий принцип сопряженности кредитно-денежной и банковской политики сводится к следующему. Во-первых, нынешняя стратегия банков в области кредитования нуждается в существенной корректировке с целью большей направленности на воспроизводство основного капитала, на потребности реального сектора экономики (прежде всего на удовлетворение инвестиционных потребностей). Во-вторых, стратегия банков в области кредитования должна быть направлена на анализ инновационных возможностей потенциальных заемщиков, качественный инновационный менеджмент предлагаемых к финансированию проектов (особенно в сфере высоких технологий). В-третьих, необходим систематический (в режиме мониторинга) анализ макроэкономической информации с целью улучшения отраслевой структуры кредитного портфеля, поиска перспективных клиентов в разных отраслях и секторах экономики. И, наконец, в-четвертых, на базе межбанковских ассоциаций целесообразно создание и развитие мощной региональной межбанковской инфраструктуры рейтингового контроля за качеством клиентов, нацеленной на эффективное управление различными аспектами кредитных рисков на основе оперативного информационного обмена, создания атмосферы «информационной прозрачности», особенно в области деловой репутации потенциальных заемщиков.

4. Выбор эффективного трансмиссионного механиз-

ма, каналов денежного спроса или предложения. Одно из трех важных свойств денег - ликвидность, как уже ранее было сказано, зависит от адекватности количественной модели движения и распределения денег отображению всей экономики страны. Для регулирования коэффициента монетизации хозяйства важно учитывать все функции денег и требования закона денежного обращения, который нуждается в совершенствовании с учетом структурных изменений в экономике и денежном обращении.

Процесс эмиссии Банком России денег в экономику, а следовательно, достижение целевых ориентиров зависит полностью от объемов валютных поступлений (состояния платежного баланса), что делает позиции Банка России как органа денежного предложения уязвимыми.

5. Учет влияния глобализации. В последние два десятилетия XX в. система денежно-кредитного стимулирования деловой активности, в том числе банковской, стала давать сбои. Наиболее ярким примером здесь является Япония, где, несмотря на преобладание кейнсианского типа экономики, беспрецедентное снижение регулируемых ставок в течение 90-х гг. XX в. так и не привело к полноценному экономическому росту. В Европе и в США данный механизм также обнаруживает значительные изъяны. Эффективность государственного регулирования сохраняется по большей части в сфере антиинфляционной политики. В то же время растет зависимость воспроизводственных процессов от состояния финансовых рынков, что напоминает ситуацию 20-х гг. XIV в. Конечно, нельзя проводить полной аналогии между ситуацией в канун Великой депрессии и сегодняшним днем. Несравнима и степень мобильности капитала, а также уровень развития технологий по его управлению. Однако главное заключается в том, что значительным образом изменились функциональные взаимосвязи внутри самой экономики.

Ожидается длительный период высоких темпов роста мировой экономики, около 4 % в год (табл. 2).

Пауза роста возможна в 2010-2011 гг. Приостановка роста мировой экономики способна негативно сказаться на темпах роста российского экспорта сырья и на уровне мировых цен. В целом прогнозируется сохранение относительно высоких мировых цен на нефть. Это соответствует их стабилизации в реальном выражении на уровне, оцениваемом экспертами в качестве равновесного, очищенного от спекулятивной составляющей, характерной для перегрева рынка в 2005 г.

В странах с твердой валютой и развитой банковской системой экономическая нестабильность провоцирует

Таблица 2

Внешние условия прогноза социально-экономического развития

Прогноз 2005 2006 2007 2012 2015

Цена (мировая) на нефть Urals, дол. / барр. Сценарий 51-53 50-52 50-53 52-54,5 53,5-56

Базовый сценарий 269 280 285 290 289

Экспорт нефти, млн т Инновационно-активный сценарий 276 286 291 301 310

Прирост мировой экономики, % 4,2 4,1 4,1 3,9 4,0

рост накоплений (преимущественно в банковской сфере) в ущерб усилению активности спроса и производства, а затем эти накопления создают базу для оживления экономики.

Возможность существенного ускорения роста в России связана как с опережающим развитием высокотехнологичной и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией традиционного сектора.

I. A. Yankina

PRINCIPLES OF THE INTERLINKING OF MONETARY-CREDIT AND BANK POLICIES

From the declared purposes and problems as for credit-and-monetary, and bank the politician in clause are formulated principles of their interlinking. Existing individually-monopoly position Bank of Russia in practice leads to numerous adverse consequences as negatively affects observance of legitimate rights and interests of the credit organizations as independent subjects and credit-and-monetary and bank policies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.