Научная статья на тему 'О сопряженности денежно-кредитной и банковской политик: конструирование модели'

О сопряженности денежно-кредитной и банковской политик: конструирование модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сопряженности денежно-кредитной и банковской политик: конструирование модели»

© 2006 г. И.А. Янкина

О СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БАНКОВСКОЙ ПОЛИТИК:

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ

На примере банковской системы России, в том числе политик, учтены ранее осуществленная интерполяция Красноярского края, нами представлено конструирование категории «кредит», выявленные факторы сдерживания модели сопряженности денежно-кредитной и банковской развития кредита (рис. 1).

Определение цели осуществления оценки

« и Л Постановка основных задач исследования

Разработка программы проведения оценки влияния денежно-кредитной и банковской

ц в 8 2 я политик в регионе

5 § « н Установление сроков выполнения работ

о С Определение исполнителей проведения исследования и распределение функций между ними

Выбор методов и приемов проведения оценки эффективности политик

Сбор и предварительная обработка информации для проведения анализа

1

1 блок

Анализ среды деятельности банковского сектора региона

Оценка внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия торговли

Анализ внутренних факторов, влияющих на деятельность банковского сектора

Оценка динамики экономики региона

2 блок

Анализ результатов денежно-кредитной политики

«

о и ш о я

о

О

По каналу процентной ставки трансмиссионного механизма

По каналам благосостояния и инфляционного трансмиссионного механизма

3 блок

Анализ результатов банковской политики в регионе с позиций:

£

I

предприятий банковского инвесторов бюджета домохозяйств

сообщества региона

I

I

4 блок

Построение обобщающей системы показателей сопряженности денежно-кредитной и банковской политики

« и Л 1 блок Моделирование результатов проведения денежно-кредитной и банковской политики в условиях сопряженности

3 этап Заключител 2 блок Определение путей по повышению эффективности политик

Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов повышения эффективности политик 4» Оценка разработанных мероприятий с позиций расширенного воспроизводства

Рис. 1. Блок-схема исследования денежно-кредитной и банковской политик

Динамическая модель сопряженности денежно-кредитной и банковской политик (ДМС ДКПиБП) предусматривает следующие концептуальные направления исследования.

I. Принятие гипотезы о том, что повышенные издержки при осуществлении денежно-кредитной политики для развития банковской системы будут покрываться за счет дополнительных доходов этой системы через инвестиционное кредитование предприятий региона.

II. Результативность денежно-кредитной и банковской политик зависит от их соответствия критериям достаточности и эффективности, которые определяют две оптимально допустимые границы кредитования: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница - уровень потребностей экономики - кредитование не может быть ниже предела потребностей экономики региона для финансирования простого воспроизводства. Верхняя граница - уровень платежеспособности населения региона - кредитование не может превышать допустимый предел рискованности у ю-нечного потребителя.

III. Оценка сопряженности денежно-кредитной политики регионального развития возможна по величине безвозвратных потерь, которые несут государство, регионы и банковский сектор, хозяйствующие субъекты. Регионы терпят убытки, если население, организации из-за отсутствия рефинансирования или увеличения ставки за пользование кредитами ограничивают спрос на кредиты, в том числе долгосрочные, что ведет к снижению объема реализации, прибыли и как следствие к еще большему сокращению кредитного спроса.

Банки несут безвозвратные потери, если в результате изменений в денежно-кредитной политике увеличивается нагрузка по резервированию, текущим расходам в предпочтительных для них банковских продуктах. При денежно-кредитной политике, сопряженной с банковской, в

Нельзя длительное время сохранять однажды найденные значения «рычагов» денежно-кредитной и банковской политик. Кроме рычагов управления в каждой из политик существуют еще каналы влияния каждой из них на управляемый объект - экономику региона. Как правило, все эти влияния имеют нелинейный характер и, самое главное, непрерывно изменяющуюся чувствительности экономики на воздействие рычага. Эта неопределенность

стране или регионе безвозвратные потери для государства, регионов и банковского сектора несущественны.

IV Государство, региональные органы власти директивно устанавливают нормативы системы налогообложения, финансирования бюджетных заказов и социальной сферы и, кроме того, обладают эмиссионным центром денег. Это обусловливает необходимость учета всех финансовых потоков при обосновании рекомендаций для достижения сопряженности ДКП и БП, при прогнозировании социально-экономических процессов. Отсюда возникает проблема одновременного видения финансовой и «натуральной» ресурсной динамики. Один из возможных путей решения этой проблемы - использование сильно агрегированных динамических моделей экономики.

Поскольку денежно-кредитная политика в рамках расширенного воспроизводства описывается очень большим числом параметров, в исследовании акцент был сделан на наиболее значимых для денежно-кредитного рынка составляющих.

В динамической модели сопряженности денежно-кредитной и банковской политик (ДМС ДКП и БП) вводятся три уровня:

1. Направления сопряженности ДКП и БП (процессы 1 уровня) - каналы трансмиссионного механизма совместного влияния на экономику региона, страны (табл.1); далее 2-й уровень поднаправления (а) - усилители; 3-й -факторы - рычаги (инструменты) ДКП и БП.

Каждое из направлений, поднаправлений и факторов характеризуется двумя показателями: вес (важность влияния на сопряженность ДКП и БП); значение.

Значение направлений определяется по формуле: А = Еа • и / Ей.

Условие сопряженности (С) в каждый конкретный период времени - это С = тах ЕА.

Таблица 1

причинно-следственной связи «рычаг - результат» не позволяет сформировать устойчивый способ управления для применения его в разнообразных ситуациях.

Степень агрегации элементов модели должна удовле -творять требованию корректности получаемых результатов.

В ряде регионов России денежные потоки крупных компаний оказывают не только значительное, но и оп-

Каналы трансмиссионного механизма совместного влияния на экономику региона, страны в модели сопряженности ДКП и БП

Канал Переменные в модели ДМС ДКПиБП

Кредитование, или финансовый акселератор Краткосрочные и долгосрочные процентные ставки, доля резервов при кредитовании

Процентная ставка Краткосрочные и долгосрочные процентные ставки при условии значительного влияния финансовых портфелей экономических субъектов на экономику

Благосостояние Цены на недвижимость, облигации, акции

Валютный курс Цены на экспорт нефтепродуктов, импортные товары, заработная плата

Монетаристский Денежная база

Инфляционный Темп инфляции

ределяющее влияние на экономику и социально-экономическую ситуацию. Данные обстоятельства определяют и специфические подходы и особенности к формированию (определению) направлений денежно-кредитной и банковской политик конкретных территорий. О значимости изменения за годы реформ территори-

альных пропорций свидетельствует существенное увеличение разницы между ценами производителей и ценами конечного потребления. Фактически возник дополнительный налог на товаропроизводителей, что привело к еще большему экономическому спаду в отраслях (табл. 2).

Таблица 2

Отраслевая структура валового регионального продукта в 2003 г. в разрезе федеральных округов, %

Федеральный округ ВРП, всего Добавленная стоимость по отраслям

Промышленность Сельское хозяйство Строительство Транспорт Торговля

Российская Федерация 100,0 30,0 5,4 9,0 7,3 19,4

Центральный 100,0 17,9 4,2 6,0 5,0 35,8

Северо-Западный 100,0 35,6 3,9 8,1 9,8 15,1

Южный 100,0 21,5 17,2 11,5 9,1 13,5

Приволжский 100,0 37,2 10,4 7,7 7,6 12,6

Уральский 100,0 45,7 2,8 12,5 7,7 6,5

Сибирский 100,0 39,6 10,3 6,4 10,2 11,0

Дальневосточный 100,0 39,1 5,0 10,0 1,1 10,3

Источник: http://www.gks.ru (24.01.2005 г.).

К числу регионов со значительным (определяющим) влиянием крупных компаний относятся прежде всего территории размещения горно-добывающих и топливно-энергетических предприятий, в том числе Красноярский край (РАО «Норильский Никель» - свыше 20 % доходов бюджета территории; ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (КрАЗ) - 25 % доходов бюджета территории).

Начиная с 1990 г ежегодный прирост ВВП России и ВРП по Красноярскому краю выше, чем прирост реальных располагаемых денежных доходов населения. Эко-

номический рост в 2005 г. незначительно замедлился (103,9 % по промышленной продукции в России по сравнению с 106,1 % в 2004 г) из-за сокращения промышленного производства, в основном металлургического. Поэтому экспорт и внешнеторговый оборот увеличивались менее интенсивно (138,6 % по РФ и 129,3 % по Красноярскому краю). Ежегодное превышение темпов роста экспорта над темпами роста промышленной продукции и одновременно отставанием темпов роста инвестиций также является свидетельством структурных деформаций в экономике (табл. 3).

Таблица 3

Тенденции в развитии экономики России и Красноярского края в 1990 - 2005 гг., % к предыдущему году*

Показатели 1990 1998 1999 2000 2001 2002 2004 2005**

ВВП России ВРП края 60,6 61,5 101,5 100,1 105,4 104,1 109,0 104,2 105,0 109,5 104,2 119,7 107.1 103.2 102.3 102.6

Индекс потребительских цен: - прирост по России - прирост по краю 2,32 2,40 84,4 60,4 36,5 29,9 20,2 21,1 18,6 24,3 15,1 16,8 10,9 11,3 11 12,5

Продукция промышленная: - России - края 50,1 57,1 90,1 124,9 108,1 217,4 111,9 161,6 104,9 93,2 103,7 101,6 106.1 108,8 103.9 114,6

Инвестиции в основной капитал: - России - края 24,8 100,3 102,5 105,3 108,0 117,4 135,0 108,7 132,5 102,6 96,2 110,9 103,2 109,2 136,0

Реальные денежные доходы населения: - в России - в крае 50,4 52,0 99,0 83,8 86,4 102,7 111,9 107,4 108,5 102,7 108,8 102,6 109.8 107.9 102.0 106.2

Окончание табл. 3

Показатели 1990 1998 1999 2000 2001 2002 2004 2005**

Оборот розничной торговли: - России 95,5 89,9 92,3 108,9 110,7 109,1 112.1 109.6

- края - 103,1 84,1 120,6 178,2 122,6 113.5 112.7

Экспорт: - России 138,5 102,5 101,3 138,9 96,8 104,4 134,8 138,6

- края 142,0 106,1 96,7 122,6 80,7 114,4 132,5 129,3

Импорт: - России 138,9 69,0 68,3 111,9 119,8 112 124,7 126,2

- края 136,1 58,1 74 118,1 94,9 79,2 169,5 81,0

* Составлено по: http: //www.gks.ru; www.cbr.ru; Бюллетени банковской статистики ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю за 1990, 1998-2005 гг.; Вопросы статистики. 2005. № 9. ** Оценочно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом даже в сравнительно внешне благополучных отраслях российской экономики производственный аппарат в базовых технологических процессах находится в критическом состоянии.

Таким образом, для нейтрализации негативных последствий дезинтеграции и восстановления нормального воспроизводственного процесса должны быть предприняты реальные меры для функционирования кредита, обеспечения основных потоков оборота капитала: сбережения - производственные инвестиции -рост продукции - рост заработной платы и прибыли -рост сбережений и накоплений; амортизационные отчисления - производственные инвестиции.

Показатели банковского сектора Красноярского края относительно ВРП остаются существенно ниже среднего российского уровня. Условия функционирования банковского сектора края не способствуют повышению его роли как проводника воспроизводственного процесса: вне банковского оборота находятся финансовые потоки, формируемые структурообразующими предприятиями края. По состоянию на 1.01.2006 г. банковская система Красноярского края представлена 6 действующими коммерческими банками и 69 филиалами банков других территорий. В 2004 г. по сравнению с масштабами и потребностями экономики участие банков в экономическом развитии края осталось незначительным. Объём кредитов, предоставленных предприятиям, составил на 01.10.2005 г. всего 8 % ВРП, что связано с недостаточностью ресурсной базы. Активы-нетто кредитных организаций немногим превысили 18 % ВРП, а собственный капитал банков снизился до 0,3 % ВРП. Среди регионов Сибирского округа банковский сектор края занимает 6 - 7 места, пытаясь преодолеть:

- низкий уровень капитализации кредитных организаций (только 4 из 6 действующих банков на 1.01.2005 г. имеют уставный капитал свыше 50 млн р.);

- низкий уровень диверсификации ресурсной базы, который выражается в высокой степени зависимо -сти от вкладов населения (65 % от обязательств в 2004 г. и 62 % в 2005 г.);

- высокий уровень кредитных рисков.

Скопление у российских экспортеров, в том числе и по Красноярскому краю, валютных средств, соизмеримых с ресурсами банковской системы, создает альтернативную систему перераспределения капитала, кредитования хозяйствующих субъектов между собой. Функционирование этой системы ограничивает ресурсы банков и ослабляет их возможности по кредитованию реального сектора, оно не прозрачно, связано с агрессивным переделом собственности, с вывозом капитала за границу.

Индифферентное отношение государства к обеспечению сбалансированности денежного обращения привело к диспропорции между денежной массой и реальной потребностью совокупного платежного оборота, между динамикой рублевой массы и ростом взаимной задолженности предприятий. Подобное функционирование экономики подрывает базовые механизмы стабилизации социально-экономического развития страны, ограничивает восстановление и нормализацию воспроизводственных отношений.

Состав модели. Агрегированная модель содержит 3 блока денежно-кредитного обеспечения: сфера производства, формирование бюджета и сфера потребления.

Блок «сфера производства». Его корректная модель состоит из четырех секторов производства, каждый из которых имеет свой канал денежно-кредитных потоков (доходов), принципиально отличающийся от других секторов. Это отличие обусловлено способом образования финансовой выручки, которая представляет собой произведение потока реализуемой продукции на ее цену. Рассмотрим основные отличия каждого сектора сферы производства.

Первый сектор - «сырьевой». Его доходы (т.е. выручка за реализованную продукцию) в основном образуются за счет оплаты поставок исходных сырьевых ресурсов (предметов труда) во все четыре сектора. Для проводимого в данной модели макроэкономического анализа из рассмотрения исключаются финансовые поступления от импорта, бюджетных закупок, продажи сырья населению и др. В этом случае поток выручки сектора состоит из суммы материальных затрат всех четырех секторов. Эти затраты входят в се-

бестоимость продукции и, следовательно, влияют на ее цену.

Ко второму «фондообразующему» сектору относятся строительство, различные отрасли машиностроения и т.д. В условиях максимальной агрегации национальной макроэкономики в данный сектор можно включить транспорт, связь и т. п. Доходы сектора складываются из суммы инвестиционных и амортизационных потоков всех четырех секторов. Финансовый поток от амортизационных отчислений практически стабилен, так как зависит в основном лишь от стоимости основных фондов, величина которых изменяется очень медленно. Сумма же инвестиционных финансовых потоков весьма динамична, поскольку зависит от величины чистой прибыли и ее доли, направляемой в инвестиции. В условиях устойчивого экономического развития сумма инвестиционных потоков на определенных интервалах времени может составить существенную долю в выручке второго сектора или быть равной нулю.

Третий сектор - «товарный» (товары народного потребления - ТНП) формирует выручку из платежей населения при закупке продуктов питания и промышленных (непищевых) товаров. К этому сектору относятся отрасли сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, некоторые производства автомобильной промышленности, часть строительных организаций (строительство жилья) и ряд других.

Выручка четвертого сектора «государственный заказ» (госзаказ) формируется из части расходов государственного бюджета. Сектор состоит не только из производств военно-промышленного комплекса (ВПК), но и той части строительных и машиностроительных производств, которые работают по госзаказам, а также части производств ТНП, реализующих свою продукцию за бюджетные деньги (например, закупка продовольствия для школ и оборудования для больниц). Через государственный сектор предусматривается прежде всего обеспечение развития научно-технического потенциала экономики, построение целевых технологий. Представление экономики как целостной социально-экономической системы обусловливает возможность выделения в ней сквозных приоритетов - технологических цепочек (это - потенциально и фактически самые сильные производства, специфические для страны по природно-климатическим условиям, продукция производственно-технического назначения для наукоемких производств, конверсии, ВПК) которые должны составить фундамент, каркас структуры экономики Красноярского края. Кроме того, необходимо выделение приоритетных технологических цепочек (направлений), ориентированных на производство продукции для населения.

Бюджетное финансирование заказов сферы производства формируется в бюджетном блоке.

Бюджетный блок макромодели экономики предназначен для следующих целей.

Во-первых, для управления расходной частью, а именно:

- финансирования всего госзаказа, оплаты труда населения, занятого в непроизводственной сфере, рас-

ходов на пенсионное обеспечение, социальную помощь;

- моделирования денежной эмиссии при оптимизации объемов бюджетного профицита и удовлетворения требований по выплате заработной платы в случае расширения производства.

Во-вторых, для управления доходной частью:

- установки ставок налогов;

- суммирования всех сформированных в модели доходов.

В-третьих, для управления обслуживанием внешнего долга.

Блок «сфера потребления». Он моделирует суммарные доходы всего населения региона, розничные цены на ТНП и спрос населения на эти товары (демографические изменения).

В связи с тем что при управлении экономикой часто делается упор на социальную направленность (например, уровень жизни), представляет интерес сопоставление характера изменений социальных и финансово-экономических показателей. Оно позволяет оценить качественный уровень сопряженности денежно-кредитной и банковской политик, за какие декларируемые в политике «улучшения» в уровне жизни приходится платить населению «ухудшениями» при интенсивном развитии сферы производства вообще и отдельных его секторов в частности. Выявление выполняется с помощью следующих рычагов: ставок налогов, коэффициентов индексации доходов, пропорций и величины бюджетных расх

Применение модели ДМС ДКПиБП. Изменение условий функционирования динамической модели выполняется двумя способами. Первый - с помощью дискретных изменений, второй - в виде графиков управляющих факторов.

Дискретно изменяются следующие факторы:

- желаемая норма прибыли;

- доля чистой прибыли для инвестиций каждого сектора;

- коэффициент амортизации в каждом секторе;

- индексы потребления сырья на единицу изготавливаемой продукции;

- ставка кредита внешнего долга.

Графики параметров управления предназначены для изменения:

- ставок налогов;

- темпов роста заработной платы;

- доли инвестиционных ресурсов каждого сектора;

- отчислений в фонд обязательных резервов Банку России;

- коэффициентов и нормативов, устанавливаемых для кредитных организаций;

- ставки рефинансирования коммерческих банков;

- потока финансов, используемых для погашения внешнего долга.

Наблюдаемые показатели ДМС ДКПиБП выводятся в виде графиков. Количество их более 40, из них 15 относятся к сфере производства, 5 - к бюджету, 20 - к денежно-кредитной системе.

Сфера производства включает:

- повышение уровня занятости;

- стабильность цен и т.д.

Бюджетные показатели:

- значения дефицита или профицита бюджета;

- характеристики внешнего государственного долга и т.д.

Показатели денежно-кредитной системы:

- динамика и структура денежной массы в регионе;

- активные, кредитные операции банковского сектора и т.д.

Динамическая модель сопряженности денежно-кредитной и банковской политик позволяет:

- получать прогнозные оценки ключевых показателей банковской системы (структура активов и пассивов, резервы, прибыль и т.д.) в зависимости от сценарных условий (инфляция, реальный рост производства, рост доходов населения, объем денежной массы);

- прогнозировать основные показатели социально-экономического развития страны или региона (ВВП (ВРП), доходы бюджета, доходы населения, денежная масса, и т.д.) при различных сценариях внешних (цена на нефть и т.д.) и управляющих переменных (курс рубля, социальные расходы, инвестиции, тарифы монополий);

- осуществлять среднесрочный прогноз, учитывающий варианты сценариев использования основных инструментов и варианты развития макроэкономических факторов на уровне региона.

Таким образом, степень сопряженности денежно-кредитной и банковской политик определяется способностью банковской системы создавать денежное предложение за счет кредитования. Однако централизация самостоятельной деятельности банков в регионах осуществляется через государственную денежно-кредитную политику. Необходимые направления государственного участия в укреплении банковской системы, усилении мотивации банков - это процессы вывода с

рынка и оздоровления банков-кредиторов и предприятий-заемщиков. Результаты сценариев предлагаемой модели сопряженности денежно-кредитной и банковской политик показывают, что чем медленнее реализуются мероприятия этапа выведения с рынка проблемных хозяйствующих субъектов, кредитных организаций, тем дороже окажется реализация приоритетов этапа оздоровления, что порождает наиболее острые проблемы именно в банковском секторе, контролирующем движение ликвидности и распределение капиталов. Неопределенность во времени, отборе структур, подлежащих реабилитации, объеме и распределении ресурсов, направленных на реструктуризацию, ослабляет мотивации долгосрочного участия банков в расширенном воспроизводстве.

Для развития импульсов изменений, передаваемых экономике денежно-кредитной и банковской политиками, для коррекции совокупного спроса через цены на кредиты в сторону изменения расходов хозяйствующих субъектов, домохозяйств целесообразно использовать на уровне региона в совокупности три канала трансмиссионного механизма:

1) процентную ставку, (при условии значительного влияния финансовых портфелей экономических субъектов на экономику) через «замещение» - при снижении ставки растут стимулы расходовать свои средства в текущий период времени, растет потребительское кредит;

2) благосостояние - снижение процентной ставки по долгосрочным финансовым активам, снижение цен на недвижимость ведет к росту потребления, благо -состояния домохозяйств;

3) банковское кредитование в условиях дифференцированного формирования резервов на возможные потери по ссудам.

Красноярский государственный торгово-экономический институт 28 февраля 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.