Научная статья на тему 'О соотношении оценки и модальности в языке'

О соотношении оценки и модальности в языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / МОДАЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ / EVALUATION / MODALITY / COGNITIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Приходько Анна Ильинична

В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением оценки и модальности. Внимание уделяется связи субъективной модальности и оценки, подчеркивается, что оценку и модальность необходимо изучать как феномены разного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF EVALUATION AND MODALITY IN LANGUAGE

This article is devoted to the investigation of correlation between the categories of evaluation and modality. Special attention is paid to the connection of subjective modality and evaluation. It is stressed that these categories must be studied as the phenomena of different levels.

Текст научной работы на тему «О соотношении оценки и модальности в языке»

о соотношении оценки correlation of evaluation and

и модальности в языке modality in language

А.И. ПРИХОДЬКО A.I. PRIHODKO

В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением оценки и модальности. Внимание уделяется связи субъективной модальности и оценки, подчеркивается, что оценку и модальность необходимо изучать как феномены разного порядка.

Ключевые слова: оценка, модальность, когнитивный.

This article is devoted to the investigation of correlation between the categories of evaluation and modality. Special attention is paid to the connection of subjective modality and evaluation. It is stressed that these categories must be studied as the phenomena of different levels.

Keywords: evaluation, modality, cognitive.

Оценочное отношение принято рассматривать как один из видов модальности, которые сопровождают языковые выражения. Отношение говорящего к действительности, постулируемое в качестве основного признака модальности, в той или иной мере характерно для любого высказывания.

Поскольку отношение говорящего к действительности может выражаться различными средствами - морфологическими, лексическими, фразеологическими, синтаксическими, просодическими, стилистическими, то «модальность оказывается категорией, присущей языку в действии, то есть в речи, и поэтому является самой сущностью коммуникативного процесса» [4: 113]. Категория модальности -одна из важнейших, стержневых языковых категорий. Она находит свое проявление в разных формах в языках разных типов. Но и до сих пор нет единого взгляда на природу этой категории.

В работах британских лингвистов определения модальности, как правило, не даются. Она рассматривается как данность, называются лишь формы, в которых последняя проявляется [12]. Некоторые исследователи отождествляют модальность и предикативность, считая их явлениями одного порядка [7: 37-48]. Еще более распространено весьма узкое понимание модальности как выражения достоверности / недостоверности, основывающееся на понятиях реальности и ирреальности суждения в логике [5: 65-79].

В приведенных точках зрения есть и общее - это осознание необходимости выведения эмоционально-экспрессивных отношений из круга модальности. Правда, против такого узкого подхода к пониманию модальности выступал в свое время В.В. Виноградов, подробно изучавший эту категорию. Ему свойственно более широкое понимание модальности - как грамматически выражаемого отношения говорящего к действительности, а именно: к содержанию речи, собеседнику, а также к самому себе [2: 55].

К понятию «модальность» ученый относит и эмоционально-экспрессивную оценку говорящего. Теория модальности, разработанная ученым и представителями его школы, имеет большое значение для исследования природы оценки, так как рассматривает последнюю как один из видов модальности, то есть отношение субъекта к объектам окружающего мира.

А.И. ПРИХОДЬКО

Таким образом, в современной лингвистике модальность понимается довольно широко: как универсальная категория, которая передает отношение говорящего к высказыванию и актуализируется с помощью разнообразных средств. С этой точки зрения оценочность является составной частью или видом модальности.

Общеизвестно, что категория модальности реализуется в двух видовых значениях: объективно-модальном и субъективно-модальном. Под объективной модальностью мы понимаем квалификацию содержания всего сказанного с точки зрения достоверности самого говорящего, а субъективная - это эмоциональное отношение, реакции говорящего-субъекта, которые вызываются «общим обстоятельством, общей целью мыслей, фактом высказывания с точки зрения оценки и эмоционального освещения содержания высказывания» [8: 105].

Для реализации цели нашего исследования актуален учет субъективно-оценочной модальности, поскольку «введение субъективно-модального значения в общую категорию модальности представляется важным в расширении рамок грамматического анализа предложения и служит мостиком, переброшенным от предложения к высказыванию и тексту» [4: 115].

В лингвистической литературе по проблемам модальности находим и другие точки зрения. Так, в некоторых работах модальность и оценка рассматриваются как явления одного порядка [11]. Вместе с тем другие авторы считают, что оценку можно рассматривать как один из видов модальностей, которые накладываются на дескриптивное содержание языкового выражения [3: 11; 9: 111].

Такая неоднозначная интерпретация этого феномена вытекает из разнообразия логических связей, которые освещаются современной модальной логикой: абсолютных, онтологических, эпистемических, деонтических, аксиологических.

Для оценки очень важным является учет эпистемического состояния коммуникантов, что находит свое воплощение в эпистемическом модусе, то есть в оценке истинности информации, которая помещается в высказывании. Несомненным есть тот факт, что эпистемично-модальные импульсы пронизывают каждое высказывание естественного языка, а эпистемическое состояние говорящего может репрезентироваться не только специальными лексико-грамматическими маркерами, но и существовать в тех высказываниях, где нет его видимых указателей.

Успешность эпистемично-модальной квалификации высказывания коммуникантами в значительной мере зависит от их способности обнаружить интенциональ-ное содержание намерений субъекта, которые лежат в основе его речевого акта, но нередко проявляются только косвенным образом. Таким образом, эпистемическая модальность принадлежит к числу основных видов модальности, поскольку она выражает степень полноты знаний говорящего.

При рассмотрении взаимосвязи между оценкой и модальностью необходимо обратить внимание и на тот факт, что от аксиологичности зависит и деонтическая модальность «обязательно - разрешено - запрещено», которая определяется через оценочные понятия [10: 60].

При определении категории модальности необходимо учитывать и такие компоненты, как объект действительности и его свойства, субъект речи, который осуществляет акт предикации и предоставляет объекту определенные атрибуты, и объективную реальность. Говорящий производит оценку характера связи между объектом действительности и свойством предмета, а также отношение такой связи к действительности. Следовательно, модальность является речевым отражением

оценки говорящим связей между объектом и его свойством, передает меру желательности этих связей.

Весьма уместной в этой связи представляется точка зрения В.И. Карасика, который на примере предметных существительных разграничивает три вида модальности: инструментальную (отражает в языке практическое освоение мира человеком и распространяется на все существительные, обозначающие предметы, созданные человеком (артефакты), на естественные явления и предметы, используемые человеком); потенциальную (познавательное, теоретическое освоение мира человеком); персональную (каузируется самим субъектом, характеризует постоянные качества человека и распространяется на одушевленные существительные со значением профессии, поручения, оценки) [6: 124 - 125].

Итак, позиция соотнесенности модальности и оценки не вызывает никакого сомнения. Однако когнитивное направление в рассмотрении языковых явлений вообще и оценки, в частности, позволяет по-новому осветить взаимосвязь этих двух категорий.

Лингвисты, на примере субъективной модальности, убедительно показывают ее связь с оценкой, подчеркивая при этом, что последняя «отражает оценку говорящим степени познанности знаний, которые он сообщает» [1: 233], а когнитивный подход дает возможность расширить рамки оценки и говорить о том, что она выходит за пределы модальности, поскольку модальность - это отношение к действительности вообще, а оценка предусматривает не только отношение к объектам окружающего мира, но и познание, осмысление и оценивание действительности и отношение субъекта к результатам познания. Таким образом, оценку и модальность можно и нужно рассматривать как феномены разного порядка.

В итоге подчеркнем, что категории оценки и модальности - сложны и многогранны, именно поэтому изучение их в логико-семантическом аспекте, а также с точки зрения психолингвистики и теории коммуникации дает толчок для более глубоких языковедческих исследований когнитивно-дискурсивного потенциала этих категорий.

Литература

1. БеловаА.Д. Лингвистические аспекты аргументации. - К.: КГУ 1997. - 300 с.

2. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975. - 560 с.

3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. - 228 с.

4. ГальперинИ.Р. Текст как объект лингвистического анализа. - М.: Наука, 1981. - 138 с.

5. Золотова Г.А. О модальности предложения в русском языке // Филол. науки. -1962. - №4. - С. 65-79.

6. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с.

7. Панфилов В.З. Категория модальности и ее роль в конструировании структуры предложения и суждения // Вопр. языкознания. - 1977. - №4. - С. 37-48.

8. Петров Н.Е. О содержании и объеме языковой модальности. - Новосибирск: Наука, 1982. - 116 с.

9. Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. - 1994. - №3. - С. 105-114.

10. Яворська Г.М. Про деонтичну модальшсть мовних норм // Вюник КДЛУ: Серiя «Фшолопя». - 2000. - Т. 1, №1. - С. 58-65.

11. Lakoff R. The Pragmatics of Modality // Papers from the Chicago Linguistic Society. -Chicago. 1972. - Vol. 8. - P. 229 - 246.

12. Lyons J. Semantics. - L.: Cambridge Univ. Press, 1978. - Vol. I-II. - 897 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.