Научная статья на тему 'Когнитивно-прагматический аспект модальности в эзотерическом дискурсе'

Когнитивно-прагматический аспект модальности в эзотерическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / РЕАЛЬНОСТЬ/ИРРЕАЛЬНОСТЬ / РЕФЕРЕНТИВНОСТЬ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЭЗОТЕРИКА / ДИСКУРС / REALITY/ UNREALITY / MODALITY / REFERENTIVITY / CONCEPTUAL DOMAIN / ESOTERICS / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметова Айгуль Мутагаровна

Категория модальности представлена в виде концептосферы, которая рассматривается в эзотерическом дискурсе, в частности, в гороскопах и сонниках. Исследуемый концепт субъективно-межличностной модальности представлен микроконцептами деонтической(предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочной) модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognive-pragmatic aspect of modality in esoteric discourse

In the article the category of modality is presented as a conceptual domain, examined in esoteric discourse, particularly, in horoscopes and dream books. The studied concept of subjective interpersonal modality is represented by microconcepts of deontical (prescriptive), epistemic (descriptive) and axiological (evaluative) modality.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-прагматический аспект модальности в эзотерическом дискурсе»

УДК 409 ББК Ш107 Б95

КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОДАЛЬНОСТИ В ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

AM. Ахметова

COGNITIVE-PRAGMATIC ASPECT OF MODALITY IN ESOTERIC DISCOURSE

A.M. Akhmetova

Категория модальности представлена в виде концептосферы, которая рассматривается в эзотерическом дискурсе, в частности, в гороскопах и сонниках. Исследуемый концепт субъективно-межличностной модальности представлен микроконцептами деонтической(предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочной) модальности.

Ключевые слова: модальность, реальность/ирреальность, референтивность, кон-цептосфера, эзотерика, дискурс.

In the article the category of modality is presented as a conceptual domain, examined in esoteric discourse, particularly, in horoscopes and dream books. The studied concept of subjective interpersonal modality is represented by microconcepts of deontical (prescriptive), epistemic (descriptive) and axiological (evaluative) modality.

Keywords: modality, reality/ unreality, referentivity, conceptual domain, esoterics, discourse.

Модальность - явление многоаспектное, поэтому в лингвистической литературе высказываются различные мнения по поводу сущности данного феномена. Мнения ученых относительно модальности сходятся в том, что в основе этой категории лежит отношение содержания высказывания к действительности, которое мыслится в плане реальности/ ирреальности сообщаемого.

Следуя логико-философским традициям в понимании категории модальности (В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, В.З. Панфилов, В.Г. Гак, В.Н. Бондаренко, А.Г. Баранов и др.), мы, вслед за большинством лингвистов, выделяем объективную и субъективную модальность: «объективная модальность -отношение содержания предложения/высказывания к действительности. Значение этой модальности обусловлено, как правило, противопоставлением «реальность/ирреальность». Ирреальность же часто подразделяется на значения возможности, необходимости, желательности и др. Субъективная модальность определяется чаще всего как «отношение говорящего к содержанию предложения/ высказывания. Основное значение этой модальности формируется как субъективная уверенность в достоверности информации»1.

Согласно функционально-прагматической концепции модальности, предложенной А.Г. Барановым, объективная модальность содержит поня-

Ахметова Айгуль Мутагаровна, аспирант кафедры Зауральский филиал БГАУ. Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.Р. Мухтаруллина. E-mail: axmetov@bk.ru

тие референтивности, которая представлена отношением «текст - действительность», что указывает на ее объективный характер. Референтивная модальность находится в тесной взаимосвязи с субъективной модальностью, которая подразделяется на личностную (автор - текст) и межличностную (автор - реципиент) модальности. Основная цель субъективно-личностной модальности - дать характеристику субъекту сообщения, выразить его когнитивную картину мира. Данный тип модальности включает в себя эмотивную, ментальную, композитивную, сенсорную и оценочную модальности. Субъективно-межличностная модальность выражает интенцию автора изменить мир, описать мир и дать ему оценку, что осуществляется при помощи деонтической (предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочной) модальности соответственно2. Поскольку модальность эзотерического дискурса рассматривается нами в когнитивнопрагматическом аспекте, данная типология вполне логично укладывается в рамки нашего анализа. Комплексный подход к изучению модальности предполагает и необходимость освещения основных положений когнитивистики.

«Когнитивная лингвистика - это наука, объектами изучения которой являются: постижение мира - обработка информации - выражение отно-

Aigul M. Akhmetova, post-graduate student Transural branch of BSAU. Scientific adviser - PhD, Professor A.R. Mukhtarullina. E-mail: axmetov@ bk.ru

Ахметова A.M.

Когнитивно-прагматический аспект модальности ______________________в эзотерическом дискурсее

шения к постигаемой действительности. Последнее, как нам известно, и есть модальность»3.

Так, если модальность непосредственно является объектом изучения когнитивной лингвистики и тесно переплетается со всеми ментальными процессами, то можно предположить, что это ментальное образование, концептосфера. Понятие «концептосфера» определяется многими лингвистами как совокупность концептов, из которых складывается миропонимание носителя языка. Концепты же, согласно определению Ю.С. Степанова, «не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений»4. Таким образом, можно предположить, что эмоции и оценки, являясь признаком концепта, могут быть составной частью концептосферы модальности.

В структуре концептосферы, кроме ядра, выделяются центр и периферия, где «ядро и при-ядерная зона преимущественно репрезентируют универсальные и общенациональные знания, а периферия - индивидуальные»5. Ядром концептосферы модальности является макроконцепт (по

В.И. Карасику) объективной и субъективной модальности, а приядерную зону составляют концепты референтивной, субъективно-личностной и субъективно-межличностной модальности. В свою очередь, концепт референтивной модальности подразделяется на подвиды - микроконцепты: субъект, действие/состояние, объект, темпораль-ность, локальность. С концептом субъективноличностной модальности же соотносятся микроконцепты эмотнвной, ментальной, композитивной, сенсорной и оценочной модальности. Исследуемый нами концепт субъективно-межличностной модальности представлен микроконцептами деонтической, эпистемической и аксиологической модальности, которые наиболее полно характеризуют прагматические установки автора текста / дискурса. Концептосфера модальности в данной работе рассматривается на материале дискурса, который определяется как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстра-лингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста»6. Эзотерический дискурс, как жанровая спецификация, рассматривается большинством ученых как «материализованный в текстовом массиве процесс речемыслительной деятельности, сфокусированный вокруг духовнонравственной, этической проблематики (вечные вопросы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви во всех ее проявлениях, чувства долга по отношению к себе и другим, назначения человека и перспектив человечества и др.) и имеющий в качестве коммуникативной сверхзадачи воспитательное воздействие на реципиента, расширение и трансформирование его сознания, задавание новых критериев оптимальной жизнедеятельности на уровне «сознания 4-го измерения», духовных цен-

ностей невидимой реальности «тонкого мира»7. Рассуждая об эзотерике, В.М. Розин пишет, что эзотеризм - «это мироощущение, позволяющее открыть новый мир, опираясь на самого себя. Мироощущение, постулирующее идею двух миров (обычного и подлинного), включающее установку на переделку себя и идею пути»8. Таким образом, эзотерический дискурс выражает особое мировосприятие личности, который ставит на первый план духовную суть жизни и подчиняет все материальные проявления человеческого существования невидимым явлениям «тонкого мира». Речевое воздействие в эзотерическом дискурсе связано с изменениями индивидуального сознания, или имплицитной картины мира, или образа мира субъекта соответственно и его модальности.

В когнитивно-прагматическом аспекте такого рода изменения картины мира субъекта наиболее полно отражает микроконцепт деонтической (предписывающей) модальности. Эксплицируя свои речевые стратегии посредством данной модальности, авторы сонников и гороскопов в форме просьб, пожеланий и советов влияют на поведение человека. Поэтому в большинстве случаев средствами выражения данной модальности являются побудительные формы предложения: «Ask yourself what personal associations the buildings of your dream have for you»; «Examine your life - there may be unlooked-for opportunities just below the surface»; «Your accident dream is not necessarily a premonition of the future so do not iumv to conclusions»9-, «If you recognize the need for a psychological spring clean then ее/ to work straight away»10;

Микроконцепт эпистемической (описывающей) модальности вербализуется, в основном, повествовательными формами предложения, также возможны косвенные выражения дескрипции, а именно, активное использование модальных глаголов и слов, выражающих различные оттенки вероятности, возможности (в некатегоричной форме) изменения внутреннего состояния субъекта или внешней ситуации. При помощи этой модальности в эзотерическом дискурсе автор старается описать внутреннее состояние человека. Риторические вопросы, являясь также нетипичными средствами выражения данной модальности, помогают автору воздействовать на сознание человека и заставляют пересмотреть его жизнь: «То dream of being naked may indicate that you feel vulnerable and exposed. You may feel that you are unable to maintain your defenses against the outside world"; "'To dream of many snakes in a pit was also considered to be a foreboding of much bad luck in love or business»11', «Perhaps vou are being emotionally victimized and you feel vulnerable as you did as a child?»; «Perhaps vou have been putting up pretence or lying about something that you fear someone may find out about»; «Are you driving yourself too hard?»12.

По мнению многих лингвистов, аксиологическая модальность не имеет прямых синтаксиче-

Серия «Лингвистика», выпуск 9

81

Зеленые страницы

ских способов выражения (хотя иногда выражается восклицательными предложениями). Данная модальность обычно встречается в виде текстового модуля в текстах с эпистемической и деонтической модальностью:

(Sigmund Freud once said that his favorite dream was being naked in a crowd of strangers!); «Your dreams and ambitions may be too grandiose and not in accord with what you can realistically expect to achieve»; «It is healthy to accept that death comes to us all as this realization broadens our spiritual perspective and loosens the grip of material craving»13.

Таким образом, исходя из основных положений данного исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Модальность - отношение говорящего к окружающей его действительности; при этом с логико-философских позиций данная категория подразделяется на объективную и субъективную модальности.

2. Модальность может быть представлена в виде концептосферы, где ядром является макроконцепт, представляющий собой единство объективных и субъективных аспектов, подразделяющийся на концепты и микроконцепты.

3. В когнитивно-прагматическом аспекте микроконцепт субъективно-межличностной модальности выражает интенцию автора изменить мир, описать мир и дать ему оценку, что осуществляется при помощи деонтической (предписывающей), эпистемической (описывающей) и аксиологической (оценочной) модальности соответственно.

4. Эзотерический дискурс, как жанровая спецификация, выражает особое мировосприятие личности, который ставит на первый план духовную суть жизни и подчиняет все материальные проявления человеческого существования невидимым

явлениям «тонкого мира». Рассматривая сонники и гороскопы как основные виды эзотерического дискурса, подчеркнем преобладание в них эпистемической модальности. Посредством данной модальности авторы раскрывают значение увиденного сна и тем самым воздействуют на сознание человека. Деонтическая же модальность употребляется как совет, данный автором исходя из значения сна. Аксиологическая модальность может дифференцироваться как положительная и как отрицательная оценки.

1 Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993. С. 8.

2 Там же.

3 Мухтаруллина А.Р., Биктимирова Г.Р. Когнитивнопрагматический аспект модальности в разговорном дискурсе // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: матер, международ. науч.-практ. конф. Одесса, 2007.

4 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

5 Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. М., 2005.

С. 256.

6 Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С. 312.

7 Сунгуртян К.К. Лингвориторические средства выражения антропоцентризма в русском и переводном эзотерическом дискурсе / Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. С. 53.

8 Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М.: Изд-во УРСС, 2002. С. 320.

9 Jane Teresa Anderson. URL: http://www.dream.net.au/ services/dream interpretation.pfm

10 Fontana, David. The secret Language of dreams. San Francisco: Chronicle Books, 1994.

11 Там же.

12 Jane Teresa Anderson. Цит. соч.

13 Там же.

Поступила в редакцию 20 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.