Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Кичик ёшдаги (4-5 ёш) болалар билан футбол машгулотларини олиб боришда тайёргарлик восита ва усуллари тугри танланиши, машгулотлар ташкил этиладиган майдончалар ва уларга куйиладиган талаблар, жамаоаларда иштирок этадиган болалар сони, машгулотларни ташкил этиш шакллари, хар бир шугулланувчига нисбатан мураббий томонидан керакли эътиборни каратилиши, болаларни футбол-га нисбатан кизикишларини таъминлаш йулидаги асосий омиллардан хисобланади.
Демак, оммавий футболда кичик ёшдаги (4-5 ёш) болалар билан фаолият олиб бораётган мураббий, машгулотлар жараёнида болада футболга нисбатан кучли мухаббатни сингдира олган такдирдагина, уз фаолиятини малакали тарзда амалга оширганлигини
УУК (УДК, UDC): 355.252:159.98:544.3
англаши ва эришилган энг дастлабки натижа сифа-тида уз фаолиятини бахолаши керак. Шундан сун-гина тайёргарликни кейинги боскичларини амалга ошириш максадга мувофик; хисобланади.
Адабиётлар:
1. "Узбекистонда футболни ривожлантиришни мутлакр янги боскичга олиб чикиш чора-тадбирлари туфисида"ги Узбекистон Республикаси Президентининг 2019 йил 4 декабрдаги ПФ-5887-сонли Фармони.
2. "Узбекистон Республикасини янада ривожлантириш буйича Харакатлар стратегияси т^рисида"ги Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги ПФ-4947-сонли Фармони.
3. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005., стр. 64.
4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А Куликова. 3-е изд., исправ. и. доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с., стр. 181., стр. 274.
5. Факторы, влияющие на развитие массового футбола [Электронный ресурс] / Солнцев И.В., Сиромолот В.Ю., ВласовА.Е. // Вестник спортивной науки. - 2016. - №6. - С. 46-49.
. ж Кандидат педагогических наук, доцент
1 13Я А.А. КОЧКАРОВ1
'Академии МВД Республики Узбекистан,
город Ташкент, Узбекистан
Информация для связи с автором:
О СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНААЬНО-ПРИКААДНОИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
Аннотация
Annotation
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Содержание некоторых разделов ППФП требует дополнения с учетом профессиограммы сотрудников ОВД.
Ключевые слова курсанты, физическая, огневая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка.
KypcaHTjapHHHr KacÖHH-aMajHH ^HCMOHHH TaäeprapjHrH yjrapHHHr KacÖHH TaäeprapjHrHHH a^pajMac ^HCMH ^HCoSjiaHagH. KA^THHHr 6at3H SyjHMjapHra HHKH Hmjap opraHjapu xogHMjapHHHHr npo^eccuorpaMMacHHH ypraHraH ojraH ^ojiga. y3rapTHpumjap KHpHTHJHmH TajaS этнJagн.
TaMHH cy3Map: KypcanmAap, XUCMOHUÜ, yx omum таüeрnагnиги, Kacöuü-aManuü xucmohuü таüeргарnик.
***
Professional and applied physical training of cadets is also part of professional training. The content of some sections professional and applied physical training requires additions. taking into account the occupational profile of police officers.
Keywords: the cadets, physical, fire training, professional and applied physical training.
О
<N О <N
TO
F
о
Q.
CO
Актуальность. Реформирование образовательных учреждений органов внутренних дел ставить еще более актуальные вопросы поиска новых путей в совершенствовании профессионально-прикладной подготовки обучающихся. Эффективная деятельность курсантов образовательных учреждений во многом зависит от их профессионально-прикладной подготовленности. Одной из основных задач, которой является обучение курсантов приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях, совершенствовать навыки владения огнестрельным оружием, а также повысит уровень устойчивости к физическим нагрузкам в учебной и служебной деятельности [3].
Важнейшим компонентами профессионального мастерства курсантов образовательных учреждений являются физическая, профессионально-прикладная физическая, психологическая и огневая подготовка. Они относятся к циклу профессиональных дисциплин и призваны содействовать готовности к вооруженной защите закона, поддержание у будущих сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Цель исследования. Выявить эффективные средства профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.
Организация исследования. Исследованием
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
были охвачены курсанты Академии МВД Республики Узбекистан (всего 100 испытуемых).
Применялись следующие методы исследования. Исследовались показатели прохождения полос препятствий, стрельбы из ПМ и АКМ, марш-бросок в обмундировании с оружием на 5 км и приемы из боевого самбо. Для решения задач, связанных с ППФП курсантов, применялись различные полосы препятствий, смоделированные на базе професси-ограм сотрудников ОВД, методы математической статистики.
Таблица-1
Рациональная распределение средств направленных на развитие и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов
№ п/п Средства профессионально-прикладной физической подготовки Время в минутах
I неделя II неделя III неделя IV неделя V неделя VI неделя Всего
1. Прохождение полос препятствий 100 100 100 100 100 100 600
2. Стрельба из ПМ и АКМ 40 40 40 40 40 40 240
3. Марш-бросок в обмундировании с оружием на 5 км 15 15 15 15 15 15 90
4. Приемы из боевого самбо 50 50 50 50 50 50 300
5. Спортивные игры 40 40 40 40 40 40 240
6. Восстановительная нагрузка 15 15 15 15 15 15 90
Общий объём нагрузки (в мин) 260 260 260 260 260 260 1560
В таблице 1 приведены упражнения, которые способствуют созданию необходимых профессионально-прикладных физических качеств курсантов обучающихся по специализациям следственная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, деятельность по профилактике правонарушений, экспертно-криминалистическая деятельность, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, психологическое обеспечение служебной деятельности, деятельность по предотвращению и раскрытию преступлений.
Полоса препятствий №1
Использовались следующие виды упражнений:
1. Бег с автоматом на 1200 м по пересечённой местности.
2. Перепрыгнуть ров шириной 2,5 м.
3. Пробежать по проходам лабиринта и перелезть через забор высотой 2 м.
4. Влезть по вертикальной лестнице на второй, изогнутый, отрезок разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгнуть через разрыв, соскочить на землю с конца последнего отрезка балки.
5. Из положения стоя обезвредить 2 или 3 противника и продолжить прохождение полосы препятствий.
6. Пролезть в проём в стене и, пробежав 100 м по пересечённой местности, подойти к огневому рубежу.
7. Стрельба из табельного оружия-пистолета Макарова (ПМ) из 3 патронов по 3-х мишеням, расстояние до мишеней - 25 метров.
8. Стрельба из автомата Калашникова (АКМ) из 3 патронов по 3-х мишеням, расстояние до мишеней - 100 метров, после окончании стрельбы - доклад о выполнении упражнений.
Полоса препятствий №2
Использовались следующие виды упражнений:
1. Бег с автоматом 1700 м по пересечённой местности.
2. При приближении к огневому рубежу обезвредить и обезоружить 2 или 3 условных противников.
3. На огневом рубеже произвести стрельбу из ПМ и АКМ по 3 патрона на поражение 3-х мишеней. После завершения стрельбы - доклад о завершении упражнения.
Полоса препятствий №3
Использовались следующие виды упражнений:
1. Бег с автоматом 1000 м по пересечённой местности.
2. После бега преодоление водной преграды шириной 25 м в обмундировании и с автоматом.
3. Продолжение бега к огневому рубежу - 100 м.
4. На подходе к огневому рубежу обезвредить 2 или 3 условных противников и добежать до огневого рубежа.
5. На огневом рубеже произвести стрельбу из автомата и пистолета (АКМ и ПМ) по 3 патрона на поражение 3х мишеней. После завершения стрельбы доложить о завершении упражнения.
Для определения уровня специальной профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов использованы следующие показатели:
- время прохождения полос препятствий №«1,2,3;
- количество ошибок, допущенных в ходе обезоруживания условного противника;
- количество поражений целей при стрельбе из ПМ и АКМ.
В таблице 2 приводятся значения коэффициентов стабильности показателей профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов [1,2].
Таблица 2.
Значение коэффициентов стабильности показателей, определяющих уровень профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов
№ п/п Наименование упражнений и их показателей Значение коэффициента стабильности
Время прохождения специальных полос препятствий
1. №1 0,964
2. №2 0,940
3. №3 0,920
Ошибки допущенные во время обезоруживания условного противника при прохождении специальных полос препятствий
1. №1 0,74
2. №2 0,76
3. №3 0,72
Поражение цели из боевого и табельного оружия при прохождении специальных полос препятствий
1. №1 ПМ 0,78
№1 АКМ 0,82
2. №2 ПМ 0,76
№2 АКМ 0,79
3. №3 ПМ 0,82
№3 АКМ 0,84
О СЧ О СЧ
О!
ГО £
о о.
СО
Заключение. Резюмируя вышеизложенное можно сформулировать вывод, что совершенствование процес-
№4-2020 е-шаП: [email protected] 45
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
са профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, должно осуществляться с учетом целей и задач оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и сопровождаться воспитанием внутренней мотивации у обучающихся к занятиям физической, огневой подготовкой, корректировкой их психофизиологического состояния. Комплексное инте-гративное содержание и рациональное использование средств профессионально-прикладной физической подготовки в итоге позволит дать необходимые знания для воспитания высокоразвитого компетентного специалиста правоохранительной системы. Сформировать у них специальные и профессиональные компетенции, специальные двигательные умения и навыки, развить физические и психологические качества.
Литературы:
1. Кочкаров А.А. Педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Высших сержантских курсов. Дисс ... кан. пед. наук. Ташкент: - 2006. - 157 с.
2. Кочкаров А.А. Кошбахтиев И.А. Прикладные упражнения направленные на повышение специальной физической подготовленности курсантов. Совершенствование физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств. // Материалы международной электронной научно-практической конференции. Иркутск.: - 2009. - С. 166-169.
3. Запевалин Е.В. О внедрении некоторых видов спорта в профессиональную подготовку сотрудников полиции МВД России. Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств. /Материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск: I том. ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, - 2011. - С. 88.
УУК (УДК, UDC): 796.015.26.365
Докторант(PhD) М.Б. ИБРАГИМОВ1
'Бухоро давлат университета Бухоро шахри, Узбекистан
Муаллиф билан ботаниш учун:
ibragimov. [email protected]
Ю^ОРИ МАЛАКАЛИ ФУТБОЛЧИ АЁЛЛАРНИ ЙИЛЛИК ЦИКЛДА ТАЙЁРЛАШ МУАММОЛАРИ
Аннотация
Annotation
В данной статье анализируется обобщаются работы ученых, изучающих подготовку высококвалифицированных игроков, женщин-футболисток в годовом цикле запланированных тренировочных нагрузок, и приводятся общие выводы.
Ключевые слова: Построение спортивной тренировки, годовой цикл, микроцикл, макроцикл, подготовительный период, соревновательный период, переходный период, планирование.
Маколада юкори малакали футболчи аёлларни йиллик циклда тайёрлашни таджик этган олимларнинг ишлари та^лил килинган ва умумий хулосалар келтирилган.
Калит сузлари: Спорт машгулотининг тузилиши, йиллик цикл, микроцикл,
макроцикл, тайёргарлик даври, мусобаца даври, утиш даври, режалаштириш.
***
The article analyzes and summarizes the work of scientists who study the training of highly qualified players, women football players. In the annual cycle of planned training loads, and General conclusions are given.
Key words: construction of sports training, annual cycle, microcycle, macrocycle, preparation period, competitive period, transition period, planning.
О
<N О <N
CO
F
о
Q.
CO
Мавзунинг долзарблиги. Аёллар футболида машгулот жараёнини режалаштириш ва ташкил этиш масалалари куп жихатдан спорт машгулотлари назарияси ва методологиясининг замонавий ютукла-рига таянади. Машгулотлар ва мусобакаларда фут-болчиларни тайёрлаш буйича куплаб материаллар тупланган. Бу аёллар футболи учун етарли даражада кулланилади. Шу билан бирга, мусобакаларнинг ху-сусиятлари ва йиллик циклда машгулот жараёнини режалаштириш асосида юкори малакали спортчи-ларни тайёрлаш тизимини оптималлаштириш маса-ласини куриб чикишда ушбу спорт турининг узига хос хусусиятларини хисобга олишни талаб килади.
Тадкикотнинг максади. Олиб борилаётган куп йиллик тадкикот максади футболчи аёлларни йил-лик циклда тайёрлаш тизимини урганиш ва тахлил килиш.
Тадкикотнинг вазифалари. Спортчиларни йил-лик циклда тайёргарлик хусусиятларини урганиш ва адабиётларни тахлил килиш.
Бир катор олимлар Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин,
В.Н. Платоновлар томонидан фундаментал жихатдан ишлаб чикилган ва умумлаштирилган даврлашти-риш назарияси йиллик тайёргарликни тузиб чикиш учун назарий-услубий асос хисобланади. Унинг асосини катта машгулотлар цикллари асосидаги спорт машгулотларини тузиб чикишнинг хар томон-лама асослаб берилиши ва купгина мамлакатларда спортчиларни тайёрлаш тизимига жорий килиниши, амалиётда синовлардан утказилиши ташкил килади. Даврлаштириш назариясининг асосий коидасининг мазмун-мохияти шундаки, яъни спортчиларнинг юкори спорт натижаларига эришишга тайёрлик хола-тининг тулик равишда ривожлантирилиши бевосита узок вакт давомийлигида амалга оширилган жараён натижаси булиб, бу жараён эса уз навбатида, йиллик ёки ярим йиллик тайёргарлик оркали таъминланиши мумкин. Спорт уйинларида мусобакалар мавсуми-нинг узига хос тавсифларга эгалигини кайд килиб утиш талаб килинади. Бошка спорт турлари билан солиштирилганда, бу ерда "меъёр" сифатида йиллик цикл давомида 50-70 та мусобакаларда иштирок этиш