© Антамошкина Е.Н., 2012
УДК 338.43 ББК 65.9(2)32
О СОДЕРЖАНИИ И АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Е.Н. Антамошкина
Аграрную политику следует рассматривать как составную часть экономической политики государства. Анализ аграрной политики заключается в определении методов и средств ее реализации в сфере экономических и социальных отношений в аграрном секторе. В статье определен объект и направления реализации аграрной политики, выявлены ее особенности и специфика, показано влияние уровня развития аграрной политики на продовольственную безопасность государства.
Ключевые слова: аграрная политика, агропромышленный комплекс экономики, продовольственная безопасность, развитие агропродоволь-ственныхрынков, приоритетные направления аграрной политики.
Положение в аграрном секторе оказывает влияние на социально-экономическое развитие всей российской экономики. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, с одной стороны, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, с другой стороны, производством сырья для других отраслей экономики. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.
Развитие АПК на сегодняшний день является одним из основных приоритетов социально-экономической политики и аграрной политики государства. Анализируя проблемы развития АПК, необходимо рассматривать их в комплексе с решением проблем продовольственной безопасности, занятости в сельской местности, повышением уровня доходов занятых в аграрном производстве. В связи с этим аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродо-вольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие агро-
промышленного производства и сохранение ресурсного потенциала.
Стратегическими задачами аграрной политики в экономической сфере является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства; в социальной сфере - повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры сельской местности; в экологической сфере - производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Методология исследования экономических процессов и явлений, в данном случае аграрной экономической политики, предполагает определенную последовательность действий [1; 14]. Необходимо выделить объект и направления реализации аграрной политики, определить ее особенности и специфику.
«Политика есть концентрированное выражение экономики... Политику и ее историю надо объяснять экономическими отношениями, а не наоборот» [9, с. 120]. Это, пожалуй, наиболее точное определение, устанавливающее соотношение между экономикой и политикой. Такая причинно-следственная связь экономики, как первичного начала и политики, как отражения экономических отношений, по-
зволяет точно определить само понятие аграрной политики, ее функции, требования к формированию и осуществлению. Таким образом, аграрную политику следует рассматривать как составную часть экономической политики государства.
Анализируя аграрную политику, необходимо четко определять ее объект, которым, безусловно, являются аграрные отношения. Следующий вопрос, который закономерно нуждается в ответе - что же следует понимать под системой аграрных отношений?
Можно выделить два подхода к определению и уточнению сущности объекта аграрной политики - аграрных отношений. В первом - аграрные отношения связаны исключительно с отношениями землевладения и землепользования. Доказательство и обоснование этого подхода можно найти, например, в работах Г. Шмелева, И. Буздалова, Л. Усенко [2; 4; 17]. Во втором - прослеживается более комплексный подход к определению аграрных отношений, к которым также относятся производственные и социальные аспекты [7; 10].
Так, аграрные отношения, с точки зрения И. Буздалова, отражают «взаимодействие между людьми в процессе производства, обмена и потребления материальных благ, определяемое характером землевладения и землепользования, а точнее сказать - характером земельной собственности» [4, с. 11]. Безусловно, вопрос о форме собственности на землю по-прежнему остается актуальным. Но такое определение сущности аграрных отношений далеко не полное, особенно на современном этапе их развития. С точки зрения автора, к системе аграрных отношений необходимо относить всю совокупность производственных связей и взаимозависимостей, формирующихся в рамках национального агропромышленного комплекса.
Современная аграрная политика включает как общие направления, так и специфические подходы к ее проведению с учетом конкретных региональных социально-экономических условий. Аграрная политика является одним из направлений государственной социально-экономической политики, ориентированной на стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной про-
дукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рост уровня занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земельных ресурсов. Таким образом, можно утверждать, что приоритетной целью аграрной политики является повышение эффективности аграрного производства и защита интересов представителей аграрного рынка.
Аграрную политику можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как систему мер, направленных на создание организационно-экономических условий взаимодействия субъектов аграрной сферы экономики. И, во-вторых, как сам процесс и механизм их реализации. По поводу системы мер аграрной политики необходимо сказать, что они вытекают из политики, а не заранее устанавливаются в ней. В этом отношении обеспечивается единство аграрной политики и экономики.
Среди наиболее значимых мер по реализации аграрной политики можно назвать:
-предоставление бюджетных средств производителям сельскохозяйственной продукции;
- применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
- антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и ряд других. Аграрную политику нельзя ограничивать
только системой разработанных мер, содержащихся в принимаемых решениях и законах. Современная аграрная политика связана с разработкой и реализацией экономической стратегии и тактики эффективного развития всего АПК в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Большинство современных исследователей [12, с. 3-5; 16, с. 10; 19, с. 47-55] придерживаются точки зрения, согласно кото-
рой основными направлениями аграрной политики и государственного регулирования аграрной сферы экономики являются: формирование продовольственного рынка; обеспечение населения необходимым количеством продовольствия.
Например, Л. Усенко заявляет, что «вопросы доступа к продовольствию являются одной из составных частей геополитики государства» [17, с. 5]. Значимость сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны не зависит ни от политического строя, ни от социально-экономической формации. Еще в начале ХХ в. было замечено, что «хотя сельское хозяйство и теряет в экономическом масштабе по отношению к промышленности, но велико его политическое значение» [6, с. 44-45].
Ряд исследователей в качестве дополнительных направлений выделяют: создание современного конкурентоспособного производства в АПК; кадровое обеспечение АПК; создание системы функционирования малого агробизнеса (формирование кооперативов для решения задач производства, переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции) [3; 13; 17].
Научное обоснование, формирование и проведение аграрной политики базируются на объективных закономерностях развития аграрной сферы экономики. Цели, принципы и направления государственной аграрной политики, а также меры по ее реализации сформулированы в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», а также в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Основными целями государственной аграрной политики в современных условиях являются: повышение конкурентоспособности и качества российской сельскохозяйственной продукции; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственной деятельности природных ресурсов; развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержание паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию, используемую
сельскохозяйственными товаропроизводителями; стимулирование инвестиций и инноваций в сфере сельского хозяйства.
Однако на протяжении последних лет продолжается тенденция снижения инновационной активности в сфере аграрной науки. Ежегодно остаются невостребованными множество инновационных разработок. Основной причиной этого является низкий уровень платежеспособности многих предприятий АПК, которые просто не могут себе позволить тратить средства на закупку нового оборудования, техники.
В связи с этим в системе аграрной политики необходимо уделять больше внимания стимулированию освоения научных достижений, как для аграрной науки, так и для товаропроизводителей АПК. Процесс стимулирования освоения научных достижений должен охватывать все этапы, начиная от разработки и апробации инновационных идей и проектов и заканчивая их внедрением в производство. Это позволит осуществить технологическое обновление, совершенствовать технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Основное внимание необходимо уделять активизации деятельности аграрных научных организаций, расширению перечня научных исследований по наиболее приоритетным направлениям развития науки.
Кроме того, значительное влияние может оказать деятельность информационно-консультационных служб. Министерство сельского хозяйства России приступило к созданию информационно-консультационных служб в 1993 году. На сегодняшний день практически во всех регионах имеются такие центры и службы. Значимость информационно-консультационных центров резко возросла ввиду сокращения количества высококвалифицированных специалистов, работающих непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, в крестьянских, фермерских хозяйствах.
Информационно-консультационные службы, постоянно взаимодействуя с производителями сельхозпродукции, призваны обеспечивать обратную связь производства и науки, формировать заказы для отраслевой науки на разработку инновационных технологий, действительно необходимых производителям.
Такое взаимодействие позволит выстроить саморегулирующуюся систему инновационных процессов АПК.
В качестве основной формы государственной поддержки развития и внедрения инноваций широкое распространение должны получить федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие производство наиболее конкурентоспособной на российском и мировом рынке продукции.
Механизм освоения научных достижений должен включать не только финансирование науки, но и систему стимулирования научных организаций за внедрение инновационных разработок непосредственно в производство. Процесс внедрения научных достижений в производство может осуществляться различными способами. В первую очередь за счет подготовки и переподготовки кадров АПК.
Одним из условий успешного развития аграрного сектора является наличие квалифицированных трудовых ресурсов - работников, владеющих техническими, агрономическими, экономическими знаниями. Человеческий фактор может и должен выступить источником повышения эффективности и конкурентоспособности не только АПК, но и всей российской экономики. Это непосредственно связано с решением стратегических задач по осуществлению аграрной политики, развитию эффективного конкурентоспособного производства, которое может обеспечить продовольственную безопасность государства.
Повышение качества рабочей силы аграрной сферы России возможно при стимулировании инноваций, финансировании научноисследовательских разработок за счет бюджетных средств. Важная роль должна отводиться правовому регулированию научной деятельности в АПК и системе пропаганды и освоения научных знаний. Такая система позволит повысить производительность труда и эффективность функционирования агропромышленных предприятий. В настоящее время ведется корректировка аграрной политики в направлении эффективного использования трудовых ресурсов, создания конкурентоспособного производства, развития интеграционных процессов, обеспечения роста доходов работников аграрной сферы с целью достижения стабильного и устойчивого экономичес-
кого роста в сфере сельскохозяйственного производства.
Аграрная политика должна таким образом регулировать рынок трудовых ресурсов АПК, чтобы сблизить спрос и предложение на рабочую силу не только по количественным, но в большей степени по качественным параметрам. На данном этапе особое значение необходимо придать активной институциональной государственной политике, так как только государство может способствовать стабилизации отношений на рынке трудовых ресурсов аграрной сферы.
Аграрная политика в сфере кадрового обеспечения АПК должна формироваться с учетом регионального аспекта. Отдельные регионы различаются по качеству трудовых ресурсов, емкости рынка, уровню и степени использования природных ресурсов, научноинформационному и социо-культурному потенциалу, социальной среде и инфраструктуре, уровню конкурентоспособности и монополизации рынка.
В целях совершенствования аграрной политики в сфере обеспечения АПК квалифицированными кадрами необходимо: создать систему гибкой подготовки и переподготовки, а также закрепления специалистов сельского хозяйства с учетом потребностей регионов; стимулировать восприимчивость производителей сельхозпродукции к освоению научных знаний в сфере агропромышленного производства путем льготного налогообложения хозяйствующих субъектов, осваивающих нововведения.
Многие современные исследователи признают необходимость институциональных преобразований в аграрной сфере экономики, более того связывают их с достижением устойчивого развития агропромышленного комплекса и продовольственного рынка [11; 18]. Развитие АПК действительно требует изменений, в том числе и институционального характера, их необходимо осуществлять с учетом научных достижений в области аграрной экономики и науки.
К проблеме институционального характера можно отнести и последствия проведенной либерализации агропродовольственных рынков. Если в других отраслях экономики уже произошла трансформация институциональной
базы, то предприятия сельского хозяйства, как правило, продолжают функционировать на основе устаревшей модели, сельское хозяйство, не успев трансформировать свою институциональную базу, потеряло значительную долю ресурсного потенциала.
Основным направлением формирования институтов эффективной аграрной политики должен стать переход к активному госрегу-лированию аграрного сектора экономики. На-сегодняшний день агропродовольственные рынки и в целом АПК не в достаточной степени подготовлены к функционированию в сложившихся условиях, о чем свидетельствует динамика развития сельского хозяйства. Либерализация рынков будет актуальной в период устойчивого экономического роста аграрной сферы, при полностью восстановленном ресурсном потенциале сельхозпроизводства.
Отечественный и мировой опыт говорит о том, что успешное преобразование экономических отношений в аграрной сфере невозможно без государственного регулирования процессов рыночной самоорганизации [5; 8]. Успешная реализация аграрной политики в странах Европейского союза, США, Канаде, Австралии в немалой степени определяется их научной обоснованностью, пониманием реальных экономических процессов. Аграрная политика и аграрно-экономическая наука, как отмечает В. Назаренко [11, с. 7], должна отражать современные реалии, в том числе и роль государства в регулировании и финансовой поддержке сельского хозяйства. Приоритетный Национальный проект «Развитие АПК» позволил направить значительные финансовые ресурсы на поддержку и развитие производственного, кадрового и экономического потенциалов комплекса.
Государство должно не подменять механизмы рыночной конкуренции, а создавать условия для их эффективной работы, рационального использования имеющихся в сельском хозяйстве ресурсов, активизации национальных конкурентных преимуществ, расширяя самостоятельность хозяйствующих субъектов, повышая их экономическую и правовую ответственность за результаты деятельности.
Сельское хозяйство и продовольственный рынок требуют проведения активной аграрной
политики с целью сохранения и развития этого важного сектора экономики. Аграрная политика имеет длительную, многовековую историю своего развития, в том числе и государственного регулирования. На сегодняшний день и с теоретической, и с практической точки зрения осознано, насколько важна активная аграрная политика, государственное регулирование и поддержка. Главными аргументами в подтверждение этого тезиса является то, что сельское хозяйство не самодостаточная отрасль, а рынок продовольствия не является саморегулируемым.
Аграрная политика, как один из элементов социально-экономической политики государства, имеет как производственные, так и социальные аспекты. Меры и направления регулирования аграрной политики позволяют определить ее специфику и особенности аграрных отношений в современных условиях. Такой подход предполагает, что экономическая политика государства по отношению к сельскому хозяйству и АПК в целом отражает объективные закономерности развития агропромышленного производства и оказывает воздействие на экономические, социальные, экологические параметры аграрной экономики.
Таким образом, аграрная политика - это составная часть экономической политики государства в сфере сельского хозяйства и агропромышленного производства. Содержание аграрной политики определяется ее целями, задачами, направлениями и мерами реализации. Среди наиболее актуальных направлений аграрной политики необходимо отметить: обеспечение продовольственной безопасности, развитие и внедрение инноваций, сохранение ресурсного потенциала комплекса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин, Л. И. Политическая экономия и экономическая политика / Л. И. Абалкин. - М. : Мысль, 1970. - 232 с.
2. Аграрная политика социалистических стран и продовольственные программы / под ред. Г. И. Шмелева. - М. : Ин-т экономики мировой экон. системы АН СССР, 1984. - 164 с.
3. Аграрная реформа в России: документы и материалы / отв. за вып. А. А. Калинин. - М. : Республика, 1992. - 80 с.
4. Аграрные отношения: теория, историческая практика и перспективы развития / отв. ред. И. Н. Буздалов. - М. : Наука, 1993. - 267 с.
5. Дружинин, А. Г. АПК России: факторы, особенности и механизмы регионализации : монография / А. Г. Дружинин, А. Ч. Ионов, Н. П. Ектова ; СКНЦ ВШ. - Ростов н/Д : СКНЦ ВШ, 2004. - 320 с.
6. Каутский, К. Аграрный вопрос. Социально-демократическая аграрная программа / К. Каутский. - Петроград, 1917. - 123 с.
7. Козлов, С. А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России (центрально-черноземные губернии) / С. А. Козлов. - М. : Рос. полит. энцикл., 2002. - 560 с.
8. Кресникова, Н. Совершенствование механизма аграрных отношений / Н. Кресникова // Экономист. - 2010. - № 12. - С. 58-65.
9. Маркс, К. Полное собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1949. - Т. 21. - 220 с.
10. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х - 90-е гг. ХХ столетия) / под ред. Е. С. Строева. - М. : Колос, 2001. - 620 с.
11. Назаренко, В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики / В. И. Назаренко ; Ин-т Европы РАН. - М. : Памятники исторической мысли, 2008. - 467 с.
12. Петриков, А. Задачи развития в аграрном секторе / А. Петриков // Экономист. - 2010. -№ 3. - С. 3-5.
13. Плотников, В. Аграрная реформа в России: столыпинский опыт и современные проблемы реформирования / В. Плотников // АПК: экономика, управление. - 2010. - №9 9. - С. 3-10.
14. Рыбаков, Ф. Ф. О сущности и содержании экономической политики / Ф. Ф. Рыбаков // Экономист. - 2009. - № 5. - С. 39-43.
15. Свиридов, Н. Социально-экономическая трансформация аграрного сектора / Н. Свиридов // Экономист. - 2009. - №9 6. - С. 55-68.
16. Семяшкин, Г. Аграрная политика государства - основа решения проблем села и развития внутреннего рынка / Г. Семяшкин // АПК: экономика, управление. - 2009. - №9 6. - С. 10-15.
17. Усенко, Л. Н. Аграрная экономика: единство в многообразии / Л. Н. Усенко. - Ростов н/Д : Изд-во РИНХ, 2006. - 186 с.
18. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России / под ред. Н. Ф. Глазовского, А. В. Гордеева, Г. В. Сдасюка ; Ин-т геогр. РАН. -М. : КМК, 2005. - 616 с.
19. Эпштейн, Д. Рыночный фундаментализм и аграрная политика в России / Д. Эпштейн // Экономист. - 2009. - № 7. - С. 47-55.
CONTENT AND ACTUAL DIRECTIONS OF THE AGRARIAN POLICY
E.N. Antamoshkina
Agricultural policy should be seen as an integral part of the economic policy of a state. The analysis of the agricultural policy is to identify methods and tools for its implementation in the field of economic and social relations in the agrarian sector. This article defines the object and the direction of implementing agrarian policy, identifies its characteristics and peculiarities, shows the influence of the quality of the development of the agrarian policy on food security of a state.
Key words: agrarian policy, agriculture of economy, food safety, development offood markets, priority directions of the agrarian policy.