ресурсов также не на высоком уровне (в 2009 г., думаем, что все показатели социальной эффективности будут более низкими). Производственная эффективность, определяемая в статье уровнем технологии, характеризует ее недоиспользование. Выяснено, что социально-экономическое состояние региона нуждается в более эффективном использовании ресурсного потенциала региона; для полной занятости населения региона, удовлетворенности заработной платой и загруженностью производственного капитала необходимы решительные административные меры.
Таким образом, проведен анализ и выявлены недостатки существующего подхода к определению интегрального показателя социально-экономической деятельности на основе валового регионального продукта на душу населения. Основной недостаток такого подхода - неучет коэффициента загрузки производственного капитала.
Для формирования интегрального показателя оценки состояния экономической деятельности используются выходные показатели, однако они имеют разную чувствительность к макрофункциям региона в динамике.
Предлагаем вместо ВРП на душу населения использовать критерий ВРП на единицу производительной мощности региона, что
дает возможность корректно сравнивать экономическое и социальное развитие региона.
Для формирования интегрального показателя предлагаем использовать основные выходные данные на единицу производительной мощности региона, уровень оплаты труда с учетом уровня теневой экономики, использование трудовых ресурсов, технологии производств, которые отражают степень использования потенциальных возможностей региона.
1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. М., 2008.
2. Макроэкономика / Тарасевич Л.С. [и др.]. СПб., 1999.
3. Харазишвили Ю. Оценка эффективности социально-экономического развития регионов // Экономика Украины. 2007. № 2. С. 55-62.
Поступила в редакцию 21.07.2009 г.
Ovchinnikova T.I., Faradzheva E.S. Potential social and economic possibilities of region for the riskless activity of the enterprises. In the article the resource potential of region with a view of economic development of the enterprises is considered.
Key words: regional policy; resource potential of region; social and economic development of region; model of the general economic balance.
УДК 333.01:332.1
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
© О.Ю. Савенкова
В статье рассматриваются особенности реализации аграрной политики региона посредством структурной перестройки и модернизации экономики аграрного сектора. Представлены организационные и мотивационные механизмы государственного регулирования в системе агробизнеса региона. Определены основные направления государственной региональной инвестиционной политики. Обоснована необходимость структурной перестройки институциональной среды аграрной сферы и предложены перспективные направления реализации агарной политики России.
Ключевые слова: аграрная политика; структурная перестройка; институциональная среда; государственное регулирование агробизнеса; инвестиционная политика; модернизация экономики.
Кризисные явления в мировой экономической системе напрямую затронули интересы продовольственной безопасности России. Продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и дос-
тигла уже 45 %, а в ряде мегаполисов страны импортное продовольствие составляет более 80 %. Это создает серьезную угрозу снижения уровня продовольственного обеспечения населения страны и требует резкого усиле-
ния роли государства в возрождении агропромышленного комплекса. При этом доминантой обеспечения конкурентоспособности национальной экономики выступает аграрная политика, что особенно четко прослеживается в развитии аграрной сферы. В силу этого, важнейшим ориентиром аграрной политики государства является разработка стратегических направлений обеспечения конкурентоспособности аграрного производства, отдельных сельскохозяйственных отраслей и их кластеров, регионов, а также в целом аграрной сферы.
Следует отметить, что в последнее время у государства, его властных структур появилось понимание проблем приоритетного развития агропромышленного комплекса страны, ее продовольственной безопасности. Приняты важнейшие документы, позволяющие определить стратегические задачи и предложить пути правового, социально-экономического, технологического и организационно-управленческого характера развития аграрной сферы [1].
В этой связи государственное регулирование аграрной сферы выступает необходимой составляющей эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и представляет собой взаимосвязанное, взаимообусловленное сочетание экономических регуляторов (цен, финансово-кредитных инструментов, государственных интервенций, программ продовольственных талонов и др.), нацеленных на расширение сбыта сельхозпродукции на внутреннем рынке через повышение экономической доступности продовольствия и формирование госзаказа на поставку продовольствия; на стимулирование отечественного сельхозпроизводства и на повышение степени решения проблем продовольственной безопасности страны, особенно актуализирующихся в ситуации кризиса 2007-2008 гг. на международных продовольственных и финансовых рынках. Эти регуляторы перманентно эволюционируют как вследствие саморегулирующихся трансформаций, так и целенаправленных управленческих воздействий государства [2].
Именно поэтому России нужна глубоко обоснованная долгосрочная стратегия возрождения и устойчивого развития аграрной сферы. Причем на это потребуются огром-
ные средства и решить это под силу только государству.
На сегодняшний день по-прежнему приоритетной стратегической целью аграрной политики регионов является повышение конкурентоспособности аграрного сектора.
Конкурентоспособность аграрного производства страны и ее регионов обеспечивается, с одной стороны, государственной поддержкой мелкотоварного сектора агропроизводства и стимулированием кооперации его субъектов, а с другой - интеграцией крупных сельхозпредприятий. Двойственность предложенной аграрной политики проявляется в том, что, с одной стороны, стимулирование интеграции крупных агропредприятий формирует квазиконкурентные условия на внутреннем рынке, дискриминируя положение средних и малых агрофирм и снижая их конкурентоспособность. С другой стороны, государственная аграрная политика избирательной поддержки мелкотоварного агропроизводства детерминируется необходимостью обеспечения защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей от иностранных конкурентов, которым национальные правительства и межправительственные институты предоставляют политическую и финансовую поддержку, искусственно формирующую конкурентоспособность производимой продукции [3].
Следовательно, достижение устойчивого развития сельского хозяйства возможно при условии модернизации институциональной среды аграрной сферы, потребность в которой актуализируется необходимостью компенсации негативного влияния мирового финансового кризиса на функционирования АПК. Модернизация аграрной политики может проявляться:
- в изменении ее целевой направленности (повышение конкурентоспособности в условиях трансформации международной системы продовольственной безопасности и мирового экономического кризиса);
- в реструктуризации поддерживающих инструментов реализации аграрной политики (переход от преимущественно прямой поддержки предложения сельскохозяйственного производства к косвенной поддержке спроса);
- в более эффективном использовании инструментов государственного регулирования [2].
В последние годы наиболее важным направлением реализации аграрной политики является рациональная государственная кредитно-ценовая политика. Она обеспечивается научно обоснованными системами налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизационной и инвестиционной политикой. В качестве конкретных действий в осуществлении этой политики, по нашему мнению, выступает система формирования цен в сельском хозяйстве, которая становится основным макроэкономическим фактором, влияющим на положение в аграрном производстве регионов.
Сельское хозяйство на сегодняшний день по-прежнему остается в жестких тисках диспаритета цен и несет громадные потери. Ситуацию в системе ценообразования должна изменить реализация государственной политики паритета цен, устанавливающая минимальный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, которые, как правило, выше равновесных; реализация программ поддержки агросферы, которые агрегируются в несколько групп. Первая группа - меры, направленные на увеличение доходов от реализации продукции сельхозтоваропроизводителей (прямые субсидии производителям, интервенции на зерновом рынке). Вторая группа мер направлена на снижение издержек сельхозпроизводителей (компенсация затрат на средства производства, субсидирование ставок по банковским кредитам и др.)
Так, в соответствии с поправками в Закон о бюджете на 2008 г., производителям мяса птицы выдаются субсидии в размере 5 млрд руб. Государственное регулирование импорта через квотирование или введение импортных пошлин позволит защитить отечественных производителей от демпинга со стороны американских и европейских сельхозпроизводителей, получающих правительственные дотации.
В целом в соответствии с Госпрограммой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» предусматривается выделение в 2008 г. 76,3 млрд руб., в 2009 г. - 100 млрд руб., в 2010 г. - 120 млрд руб., в 2011 г. -
125 млрд руб., в 2012 г. - 130 млрд руб. В итоге в ближайшее пятилетие в отрасль планируется выделить более 551,3 млрд руб. из федерального бюджета и столько же - из региональных.
Анализ объема средств, выделяемых в рамках реализации государственной программы по развитию сельского хозяйства, показывает, что, например, совокупный бюджет поддержки сельского хозяйства в ЕС достигает 90 млрд евро в год, а в России только с 2009 г. - 4 млрд долл., т. е. средний уровень бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей в России в расчете на 1 руб. произведенной продукции меньше, чем в США в 2,7 раза, стран ЕС - в 5,4 раза при гораздо более сложных природно-климатических условиях для производства сельскохозяйственной продукции. Следовательно, для осуществления радикальных мероприятий и вывода сельского хозяйства на траекторию модернизационного роста необходимы дополнительные факторы и инструменты. Уровень государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей должен зависеть от общеэкономической ситуации и во время кризиса, а также природных катаклизмов должен усиливаться.
Одним из важнейших рычагов саморегулирования региональных рынков и установления взаимовыгодных отношений сельхозтоваропроизводителя, переработчика и продавца является дальнейшее развитие вертикальной и горизонтальной кооперации и интеграции, которая поможет устранить лишние звенья в цепи движения продукции: производство - переработка - торговля, существенно повысить удельный вес сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене продукции. Если проанализировать структуру конечной цены, например, по молоку, то доля затрат на переработку в последнее время возросла почти в 3 раза. Кроме того, часть конечной цены оседает у посредников. В связи с этим необходимо более активно распространять опыт передовых хозяйств, которые нашли выход, используя различные варианты экономических отношений. Примером таких предприятий является агрофирма «Аврора» (Липецкая область), которая объединила три бывших СПК: «Аврора», «Владимирский» и «Красный путь», прошедших процедуру банкротства. Вло-
женные в развитие этих хозяйств за последние годы инвестиции дают весомую отдачу.
Также примером эффективного развития производства и социальной сферы является госсемхоз «Петровский» Добринского района Липецкой области, который поставляет элитные семена сахарной свеклы многим хозяйствам России, выращивает также элитные семена зерновых культур. Здесь получают высокие надои молока, имеют молочный завод и цех по переработке мяса, пекарню, постоянно расширяют ассортимент продукции; ведется социальное строительство.
Адаптация новых форм хозяйствования к рыночным условиям на примере сельскохозяйственных предприятий Липецкой области свидетельствует о том, что лучших производственно-финансовых результатов добиваются те предприятия, которые сохранили и развивают созданные ранее внутрихозяйственные экономические отношения. Так, в АПО «Черноземье», ООО «АПО «Аврора», ЗАО «Зерос» Липецкой области сохранили технологическое единство в производстве продукции отрасли растениеводства, научно обоснованные севообороты, специализацию производства и т. д. Соответственно, в этих хозяйствах наилучшие показатели в сборе зерновых культур.
Важным направлением стабилизации и последующего наращивания аграрного производства является совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений. После завершения реформы сельскохозяйственных предприятий экономическое регулирование хозяйств должно быть различным:
- для сельскохозяйственных предприятий, где урегулировано отношение собственности и налажено рыночно ориентированное сельскохозяйственное производство, актуальны разработка и осуществление инвестиционных программ;
- для предприятий, где произведены формальные изменения и отношения собственности до конца не ясны, на первый план выступает завершение реорганизаций сельскохозяйственных предприятий с целью совершенствования отношений собственности на землю и имущество;
- для предприятий, превратившихся в сообщества личных подворий, необходимы организация кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств, а также разви-
тие несельскохозяйственных видов деятельности, сельских промыслов, производства пиломатериалов, изделий из них и пр.
Для всех вышеперечисленных сельскохозяйственных предприятий необходима перестройка сельскохозяйственного производства и облегчение доступа к продовольственному рынку, реструктуризация долгов и меры по финансовому оздоровлению, для того чтобы разблокировать банковские счета и легализовать значительный объем хозяйственной деятельности.
Одним из наиболее актуальных вопросов реализации аграрной политики является кредитование сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) для проведения посевных и уборочных работ. Этот вид поддержки в последние годы активно используется в Липецкой области. В дальнейшем необходимо использовать систему льготного сельскохозяйственного кредитования. Обеспечение заемными средствами и их рациональное использование должно строиться по следующей схеме:
- сельскохозяйственным предприятиям и КФХ целесообразно предоставлять льготные кредиты банков для закупок импортной техники и оборудования;
- процент за кредит по основной деятельности должен быть, исходя из мировой практики, на уровне учетной ставки Центрального банка РФ, плюс 3 % - прибыль уполномоченного банка;
- развивать сезонное кредитование на основе залога сельскохозяйственной продукции.
На наш взгляд, финансово-кредитное обеспечение сельскохозяйственных предприятий и КФХ было бы более эффективным, если бы неденежные формы обмена были заменены на денежные, тогда бы не росли сезонные цены на средства производства для села, что усугубляет диспаритет цен. Также сохраняется административное распределение выделяемых ресурсов, и причем они предоставляются практически всем сельхозпредприятиям и КФХ, независимо от состояния дел в них.
Важнейшим условием стабилизации финансового положения сельхозпредприятий и КФХ является создание научно обоснованной системы налогообложения. Существующая налоговая система громоздка, она под-
вержена многочисленным и частым изменениям, отследить которые бывает очень сложно, особенно аграриям. Такая система, по сути, не может стимулировать сельскохозяйственное производство и рост конечных результатов. Размер налогового бремени сельскохозяйственных предприятий при имеющихся льготах в последние годы возрос настолько, что величина совокупного налога стала превышать сумму полученного чистого дохода. Это, в свою очередь, вполне закономерно привело к сокращению производства сельхозпродуктов в целом по области. Здесь же последовали проблемы обеспечения сезонной занятости сельского населения регионов.
Необходимыми мерами финансово-
кредитной политики в аграрной сфере региона являются совершенствование лизинга и сервисной деятельности. Рыночные отношения, складывающиеся в аграрном производстве, показывают, что необходимо дальнейшее развитие сервисной деятельности, в результате которой производители сельскохозяйственной продукции будут в полной мере обеспечены техникой, запасными частями, пользоваться услугами по обслуживанию этой техники. Формы и методы приобретения и использования техники, оплаты технических услуг сельскими товаропроизводителями могут быть различными. Одной из эффективных форм является лизинг техники.
Широкое распространение должны получить также технические и сервисные центры. Их цель - оказание помощи в ремонте техники сезонной сельскохозяйственной работы. Подобные центры могут создаваться на базе районных предприятий «сельхозтехника» в виде машинно-технологических станций (МТС), уборочно-транспортных отрядов, специализированных кооперативов. Сегодня такая помощь нужна коллективным сельхозпредприятиям, КФХ и личным подсобным хозяйствам.
Наряду со стабилизацией и наращиванием производства в аграрной сфере необходимо продолжить проведение финансового оздоровления сельхозпредприятий путем реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам и подрядчикам. В целях финансового и экономического оздоровления неплатежеспособных
сельхозпредприятий предлагается интеграция их в другие производственные структуры на основе формирования интегрированных систем, включая корпоративные агрофирмы.
На эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние оказывает организация системы сбыта продукции. Важное место в системе рыночной инфраструктуры занимает биржевая деятельность, которая является наиболее эффективным средством регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией.
Также целесообразно дальнейшее развитие системы страхования сельскохозяйственных культур, осуществляемого с учетом компенсации страховых взносов в размере 25 % из областного бюджета.
Процесс рентабельного функционирования аграрного производства напрямую зависит от роста капиталовложений в него. Так как в АПК Липецкой области больше половины всех предприятий составляют сельскохозяйственные предприятия и организации и КФХ, находящиеся в сложных финансовых условиях, то они оказывают непосредственное влияние на развитие инвестиционных процессов в регионе.
За 2008 г. инвестиции в основной капитал аграрного сектора АПК Липецкой области составили более 56 млрд руб. Это свидетельствует о том, что сельскохозяйственные предприятия области, безусловно, получают поддержку со стороны государственных органов, но проблема дальнейшей разработки и практической реализации системы мер, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата, концентрации и эффективному использованию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях аграрной реформы области, весьма актуальна.
Для дальнейшего совершенствования проводимой в регионе инвестиционной политики необходимо:
- учитывать специфические условия сельскохозяйственного производства;
- ориентировать инвестиции на инновации, особенно на базисные АПК, обеспечивающие повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, экономию ресурсов, экономическую безопасность;
- обоснованно определить долгосрочную инвестиционную стратегию, оживление и перестройку структуры аграрной сферы, повышение ее самообеспечения, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей;
- обеспечить социальную ориентацию инвестиционной региональной политики и, в первую очередь, эффективность занятости сельского населения;
- выработать механизм реализации инвестиционной политики, сочетающий курс на рыночную конкурентную среду с правовым государственным регулированием и социальными процессами.
В числе направлений государственной аграрной политики важную роль играет восстановление рациональных торгово-экономических связей сельскохозяйственных предприятий АПК регионов России, стран СНГ и Европы.
Для активизации этой работы, на наш взгляд, необходимо:
- проводить за рубежом и в регионах России специализированные конференции, «круглые столы», презентации;
- открыть представительства в ряде зарубежных стран Европы и СНГ, главная миссия которых - притягивать для регионов инвестиционные ресурсы, контракты для сельскохозяйственных предприятий АПК, рынка сбыта и встречных поставок сельскохозяйственной техники и элитных семян, налаживать максимально широкие связи в структурах власти;
- поощрять открытия в регионах представительств зарубежных фирм, банков, коммерческих организаций;
- активизировать сотрудничество с регионами в Европейских странах, где на местном уровне накоплен мощный финансовый инвестиционный предпринимательский потенциал.
Эффективность аграрной политики обеспечивается тогда, когда вводится экономический и общественный контроль над процессом ее реализации. Поэтому привлечение руководителей хозяйств, общественных объединений к контролю над деятельно-
стью органов исполнительной власти по разработке основных направлений государственного регулирования аграрного производства способствует его развитию в нужном направлении.
Таким образом, вышеназванные направления аграрной политики государства должны обеспечить потребности регионов в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельхозтоваропроизводителей в кредитоспособных и инвестиционно активных субъектов рыночной экономики, конкурентоспособных, имеющих устойчивую нишу на региональных и внут-рироссийском рынках.
1. Коробейников М.А. Концепция и стратегия формирования технологической и организа-цинно-управленческой базы российской аграрной экономики к 2020 году и продовольственная безопасность // Научные труды вольного экономического общества России. М., 2008. № 5 (104).
2. Бочков А.А. Модернизационная стратегия развития АПК региона: институциональные изменения, направления, механизм: монография. Краснодар, 2008.
3. Бочков А.А. Стратегические приоритеты развития АПК в современной России // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2007. № 1 (21).
Поступила в редакцию 8.06.2009 г.
Savenkova O.Yu. The regional peculiarities of an agrarian policy realizing when the economy is in crisis. The article focuses on the peculiarities of the region’s agrarian policy realizing by means of the structural adjustment and the economic modernizing of the agrarian sector. The article presents the organizing and motivating mechanisms of public regulation in the regional system of agribusiness. The main directions of public regional investment policy are given. The necessity of the institutional environment restructuring in the agrarian sphere is shown and the perspective directions of the agrarian policy realizing in Russia are suggested.
Key words: agrarian policy; structural adjustment; institutional environment; public regulation of agribusiness; investment policy; economy modernizing.