Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования региональной аграрной политики на современном этапе'

Теоретические аспекты формирования региональной аграрной политики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ / REGION / REGIONAL POLICY / AGRARIAN POLICY / ECONOMY / PRIORITY TASKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аллахвердиев А. И., Мамбетова Ф. А.

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования региональной аграрной политики на современном этапе. Проведен сравнительный анализ наиболее общим определениям государственной экономической политики. Дана характеристика приоритетным задачам региональной политики. Также в статье изучены направления стабилизации роста национальной экономики. Кроме того, раскрыты стратегические задачи в области внешнеэкономической деятельности региона и вопросы усиления конкурентных преимуществ на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF THE REGIONAL AGRARIAN POLICY AT THE PRESENT STAGE

In article theoretical aspects of forming of a regional agrarian policy at the present stage are considered. The comparative analysis to the most general determinations of the state economic policy is carried out. The characteristic is this to priority tasks of regional policy. Also in article the directions of stabilization of growth of national economy are studied. Besides, strategic tasks in the field of foreign economic activity of the region and questions of strengthening of competitive advantages at the regional level are opened.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования региональной аграрной политики на современном этапе»

АЛЛАХВЕРДИЕВ А.И. , МАМБЕТОВА Ф.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования региональной аграрной политики на современном этапе. Проведен сравнительный анализ наиболее общим определениям государственной экономической политики. Дана характеристика приоритетным задачам региональной политики. Также в статье изучены направления стабилизации роста национальной экономики. Кроме того, раскрыты стратегические задачи в области внешнеэкономической деятельности региона и вопросы усиления конкурентных преимуществ на региональном уровне.

Ключевые слова: регион, региональная политика, аграрная политика, экономика, приоритетные задачи.

ALLAHVERDIEV А.!.,МАМВЕТОУА F.A.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF THE REGIONAL AGRARIAN POLICY AT THE PRESENT STAGE

Abstract. In article theoretical aspects of forming of a regional agrarian policy at the present stage are considered. The comparative analysis to the most general determinations of the state economic policy is carried out. The characteristic is this to priority tasks of regional policy. Also in article the directions of stabilization of growth of national economy are studied. Besides, strategic tasks in the field of foreign economic activity of the region and questions of strengthening of competitive advantages at the regional level are opened. Keywords: region, regional policy, agrarian policy, economy, priority tasks.

Аграрная политика - термин, пришедший к нам с Запада. До сих пор нет единого, всестороннего определения этого термина. Согласно официальной методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), аграрная политика разделяется на сельскохозяйственную политику (в пользу производителей) и продовольственную (в пользу потребителей).

Французская экономическая школа [1, с.31] аграрную политику рассматривает как три направления деятельности: политика развития аграрного сектора:

- продовольственная политика, касающаяся потребления продуктов питания, социальной поддержки населения и т.д.;

- агропромышленная политика, связанная с проблемами обслуживания сельского хозяйства, включая переработку, производство средств производства для сельского хозяйства и торговлю.

При определении аграрной политики обычно подчеркивается только один аспект - экономический. При этом не учитываются другие важные составляющие ее генеральной цели - экологическая и социальная, хотя в ряде работ поднимаются вопросы государственного регулирования с позиции экологии, сохранения уклада сельской жизни [2].

Наиболее общее определение государственной экономической политики дается следующим образом: государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, 'социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику, аграрную политику [3].

Некоторые зарубежные ученые [1;4] придерживаются мнения, что аграрная политика - это совокупность мер, направленных преимущественно на развитие сельского хозяйства и системы агробизнеса в целом, а объектами аграрной политики являются рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, рынок средств сельскохозяйственного производства.

В работе Жоголевой Е.Е. [5. С.11] аграрная политика определяется как «целенаправленная деятельность государства, ограниченная ресурсами, бюджетом и временем, призванная обеспечить продовольственную безопасность страны с сохранением благоприятной экологической

обстановки и решением социальных вопросов на селе». Однако в данном определении автор постаралась объять необъятное — очень часто одновременное достижение социальных, экологических и экономических целей невозможно.

Часть авторов выбирает наиболее общие определения. Так, Лукичев П.М. [6] считает, что «аграрная политика является той частью экономической политики, которая связана с сельским хозяйством и продовольствием». В его понимании аграрная, сельскохозяйственная и продовольственная политики - синонимы.

По нашему мнению, наиболее точное определение у В.О. Милосердом [7, с. 141], который определяет аграрную политику как «совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное - решение продовольственного вопроса».

Таким образом, существует многообразие определений аграрной политики. В связи с изложенным, мы считаем, что основополагающим в аграрной политике должно быть обеспечение расширенного воспроизводственного процесса, так как именно данный процесс создает условия для развития эффективного сельскохозяйственного производства.

Понятие «аграрная политика» можно определить, как целенаправленную деятельность государства, позволяющую достичь расширенного воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и продовольственного обеспечения страны посредством использования механизма мультипликации в сельском хозяйстве. Такая деятельность государства должна осуществляться через реализацию государственных целевых программ развития отрасли.

В отличие от других авторов, мы считаем главным подходом к формированию аграрной политики воспроизводственный, основанный на использовании механизма мультипликации; механизмом реализации аграрной политики - разработку государственных целевых программ на основе межотраслевого анализа.

Другая составляющая генеральной цели аграрной политики касается развития сельских территорий, что включает в себя решение ряда проблем, которые не могут быть учтены в экономическом аспекте. Например, безработица в сельской местности напрямую не связана с производством продовольствия, поскольку предполагает применение иных подходов к занятости - через развитие сельской промышленности, сферы услуг и т.д.

Рассматривая роль регионов в обеспечении устойчивого снабжения населения продовольствием и в формировании региональных экономических отношений, следует использовать концептуально новый подход к содержанию понятия «регион». В этой связи следует отметить, что в экономической литературе понятие «регион» получило достаточно широкое распространение. Однако смысл и содержание, вкладываемые в этот термин, существенно разнятся, что вытекает из различных подходов к его исследованию (экономического, географического, социального и др.).

Применительно к агропромышленному комплексу и его основному звену - сельскому хозяйству — этими исследованиями занимались Алтухов А.Й., Макин Г.И., Бабков М.А. и др. В их работах рассматриваются методические подходы к анализу и прогнозу развития и размещения I отдельных отраслей АПК регионов, отражены многочисленные факторы прямо или косвенно влияющие на эти процессы.

Формирование рыночных отношений принципиально изменило положение регионов в общей системе управления, усилилась межрегиональная дифференциация. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Федерации в экономических отношениях с центром. В результате по величине среднедушевого производства ВРП и среднедушевым доходам населения регионы стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий.

Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии различных регионов воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций. [8]

Региональные различия обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Так, если первые связаны с природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением, историческими и социокультурными особенностями, то вторые находят выражение в реализации региональной политики властей всех уровней.

Результатом нарастания региональных диспропорций зачастую становится образование так называемых депрессивных районов с устойчивой отрицательной динамикой социально-экономических показателей. В таких регионах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности регионального воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экологического потенциала территории. Все это делает необходимой разработку основ региональной политики, предусматривающей недопущение и сглаживание резких территориальных диспропорций. Эффективность поддержки проблемных регионов, в том числе преодоления депрессивных тенденций, определяется, прежде всего, наличием четкого представления о сути этого явления. При этом существенное значите имеет разработка объективных критериев выделен депрессивных регионов и установления приоритетности в оказании им помощи от межрегиональных распределительных функций, а федеральный бюджет будет аккумулировать средства только на общероссийские социальные программы, поддержание обороноспособности, обслуживание внешнего долга и т.п. В результате этого бюджетная политика регионов превратится в реальный фактор, определяющий уровень жизни населения региона и устойчивость его экономического развития.

Таким образом, региональная политика должна ориентироваться на использование преимуществ территориального многообразия и' межрегиональной интеграции, сочетание интересов региональных субъектов, реализацию принципа социальной справедливости для всех граждан независимо от их места жительства. Региональная экономическая политика должна более активно играть роль интегрирующего ядра системы государственного регулирования. В последнее время создаются более благоприятные условия для активизации региональной политики, что обусловлено стабилизацией политической ситуации в стране, возобновлением экономического роста, усилением стратегических приоритетов в деятельности федеральных и региональных органов власти.

В связи с этим, цель региональной политики можно сформулировать как гармонизацию пространственного развития страны путем устранения сложившихся территориальных диспропорций и развития регионов с использованием имеющихся у них преимуществ. Реализация этой цели предполагает укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и развития общероссийского рынка, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах, использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики.

Приоритетными задачами региональной политики в соответствии с определенной целью являются: содействие эффективной специализации региональных экономик в едином экономическом пространстве России; преодоление распада межрегиональных хозяйственных связей, формирование эффективных межрегиональных и межгосударственных экономических связей; улучшение механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий хозяйствующих субъектов и органов управления; совершенствование общероссийского территориального разделения труда и формирование единого рыночного пространства; поддержание и развитие экономической инфраструктуры; стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы. При этом региональная политика должна основываться на следующих принципах: сохранения целостности государства; комплексного социально-экономического развития страны и регионов; достижения социальной справедливости в территориальном распределении валового национального продукта; укрепления экономической и финансовой основы развития регионов; совершенствования структуры хозяйства регионов; учета региональных особенностей социально- экономического развития. [9]

В условиях глобализации национальных экономик происходит интеграция аграрных рынков - поэтапный процесс их выравнивания, сближения н слияния в интересах конечных потребителей при условии устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и других сфер АПК. Выравнивание аграрных рынков можно определить как создание условий обеспечения спроса населения на основе устойчивого предложения достаточной по ассортименту и качеству продукции по приемлемым ценам до конечного потребителя.

Сближение выражает гармонизацию институциональных и инфраструктурных основ аграрных рынков, формирование зон свободной торговли, таможенных союзов, транснациональных торговых структур и др.

Слияние аграрных рынков - это образование единого (общего) рынка путем ликвидации таможенных барьеров и других ограничений, переход на единые стандарты и технологии производства и сбыта готовой продукции, ветеринарно-санитарные нормативы, формирование единой рыночной инфраструктуры.

На интеграцию аграрных рынков оказывает влияние множество факторов, часто действующих в противоположном направлении.

Значительное влияние на развитие аграрных рынков оказывают природно-экономические условия сельскохозяйственного производства, которые формируют конкурентные преимущества отдельных фирм, государств и регионов в экспорте определенных видов продовольствия.

К другой группе относятся институциональные факторы, в частности, законы внешней торговли, таможенной политики, международные соглашения и нормативные материалы ВТО. Происходящее при этом свободное перемещение рабочей силы, капитала, информации усиливает интеграцию аграрных рынков. [10]

Следует остановиться и на противоположном процессе - дезинтеграции аграрных, рынков, т.е. создании барьеров на пути движения продукции, капитала, рабочей силы информации, что ведет к дроблению, локализации и замкнутости торговли на местном или национальном уровне.

Таким образом, дальнейшая интеграция России в мировое хозяйство на основе преимуществ международного разделения труда является стратегическим направлением внешнеэкономической политики России, поэтому для стабилизации роста национальной экономики следует решить следующие задачи:

- повысив товарную, фирменную, отраслевую конкурентоспособность российской экономики в целом, в т.ч. и по отдельным видам продовольствия;

- сохранить достигнутые Россией позиции на мировом рынке по реализации определенных видов сырья, материалов и оборудования, а также расширить экспорт готовых изделий и нового ассортимента продовольствия;

- обеспечить равенство условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при соответствующей защите отечественного рынка от некачественной импортной продукции в соответствии с законодательством;

- обеспечить проведение эффективной таможенно-тарифной политики, способствующей защите отечественных товаропроизводителей и формированию конкурентных преимуществ продуктов на внутреннем и внешнем рынке;

- сократить утечку капитала за рубеж по каналам внешней торговли через создание более благоприятных финансово-экономических условий в стране, а также через ужесточение контроля экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, и пресечение контрабанды товаров.

Решение стратегических задач в области внешнеэкономической деятельности каждого региона предполагает:

- разработку и принятие законодательства, обеспечивающего оживленна деловой активности региона,

- создание эффективно работающего механизма, привлечения капитала в экспортное производство и внешнюю торговлю;

- создание надежного механизма государственной поддержки региональных систем кредитования, страхования, патентования, сертификации, лизинга, залога, экспортно-импортных операций;

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №10, 2014

- осуществление эффективного бюджетного и валютного регулирования;

- совершенствование тарифного и нетарифного регулирования.

Усиление конкурентных преимуществ на региональном уровне должно включать в себя:

- поддержание принципа единства экономического пространства;

- отказ от протекционистских мер;

- обеспечение конституциональных гарантий беспрепятственного движения товаров, капитала и рабочей силы;

- контроль за ценообразованием естественных монополий; У развитие контрактных отношений при рассмотрении альтернативных проектов договоров и т.п.

Объектом региональной аграрной политики является региональная агросистема - совокупность частей аграрного производства региона, тесная и устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость которых образует органическую воспроизводственную целостность. Эта система призвана выполнить как минимум три важнейшие взаимодействующие функции: экономическую - формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение населения, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства; социальную - регулирование сельской сферы жизнедеятельности; эколого-биологнческую -расширенное воспроизводство почвенного плодородия и продуктивности сельскохозяйственных животных, охрана окружающей среды.

Ответ на вопрос о необходимости и направленности аграрной политики формулируется в рамках теорий регионального роста. Поскольку важнейший вывод неоклассических теорий состоит в том, что со временем уровни экономического развития регионов выравниваются, сторонники этой научной школы пришли к выводу о нецелесообразности государственного вмешательства 'в экономическое развитие регионов на начальном этапе. Вместе с тем они не отрицают необходимости выделения проблемным регионам финансовой помощи на решение социальных вопросов. Сторонники теорий кумулятивного роста, исходя из увеличения или, по меньшей мере, сохранения диспропорций в уровнях экономического развития регионов без государственного вмешательства, наоборот, предлагают проводить активную региональную политику, считая ее непосредственной целью выравнивания уровней экономического развития регионов, то есть сглаживание межрегиональных различий. Из этого следует, что государство должно стимулировать экономическое развитие наиболее отсталых регионов.

Изначально теория государственного регулирования экономического развития регионов практически исчерпывалась этими двумя крайними подходами. Однако идеи приверженцев неоклассических теорий на практике не подтверждались в краткосрочном периоде: диспропорции в уровнях экономического развития регионов не исчезали, поэтому в той или иной степени государству приходилось вмешиваться в их экономическое развитие. [11]

Региональная аграрная политика формируется на двух уровнях: общегосударственном и непосредственно региональном. Выделение этих двух уровней обусловлено тем, что для каждого из них существует своя система законодательных и исполнительных органов, определенная автономность целей, интересов и финансовых ресурсов и, соответственно, возможность и потребность проведения на каждом из уровней соответствующей аграрной политики.

Федеральный уровень является определяющим ввиду необходимости обеспечения единого рыночного пространства, общих целеустановок, то есть единства законодательных условий функционирования экономики, в том числе во всех регионах и отраслях АПК, и очевидной субординацией уровней, детализируемой конституционным разделением полномочий. Тем не менее, региональный уровень аграрной политики в состоянии весьма существенно влиять на результаты развития сельского хозяйства данного региона как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. [12]

В сложном процессе реформирования аграрного сектора центр тяжести смещается на региональный уровень. Исключительная сложность проблемы воссоздания региональной аграрной политики, сочетающаяся с трансформационными изменениями в экономике и обществе, объясняется отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, доминированием политических конъюнктурных интересов.

Завершение переходного периода выдвигает на первый план в региональной аграрной политике регулирование перераспределительных отношений между регионами и федеральную

поддержку ряда из них. В современных условиях необходимы новые методы и подходы, основанные на использовании экономических рычагов и стимулов, ориентированных на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, стимулирование деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на российском и мировом продовольственных рынках.

Формирование региональной аграрной политики на современном этапе сталкивается с существенными трудностями, обусловленными относительно нестабильными условиями внешней среды, общей неразвитостью российской экономики в целом и аграрной сферы в частности. Проблемы развития аграрного сектора экономики регионов можно сгруппировать следующим образом:

- общие проблемы функционирования отечественной экономики (политические, экономические, социальные, экологические и др.), присущие всем регионам;

- проблемы развития отраслевых комплексов страны: здесь следует отметить, прежде всего, проблемы сфер АПК и непосредственно сельского хозяйства;

- проблемы, присущие отдельным российским регионам;

- в современных условиях при открытой экономике и интеграции России в мировое хозяйство все более ощущается влияние международных проблем в российских регионах.

Проблемы каждого из уровней присущи почти всем регионам России, однако их проявление и последствия являются неравнозначными. Отдельные внешнеэкономические проблемы и тенденции практически не затрагивают экономику некоторых регионов при их одновременно сильном проявлении в других. Общегосударственные и региональные проблемы отражаются на экономике всех российских регионов, но степень остроты их влияния далеко не одинакова для территории с разным уровнем дифференциации экономического, социального, экологического, производственно-технического положения. С другой стороны, любая возникающая проблема тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.

Повсеместно особое внимание следует уделять повышению конкурентоспособности производимой в регионе продукции, что затрагивает вопросы издержек на производство отдельных ее видов и возможных путей их снижения, качества производимой продукции и его улучшения (сахаристость винограда, жирность молока, яйценоскость кур, масличность семян подсолнечника, содержание и качество клейковины в зерне пшеницы и т.д.), а также по поддержанию межотраслевой пропорциональности - кормовой базы растениеводства, комбикормовой промышленности.

Литература

1. Les Agriculture la politique/Souse la directionde Pierre Coulomb. Paris: Presses de la Foundation national des Sciencespolitigues, 2010 p.594.

2. Аллахвердиев А.И. Региональные особенности развития аграрного сектора АПК Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. M 3 (37). С. 158-163.

3. Буздапов И. Сельское хозяйство как особый приоритет экономической политики в современных условиях //Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. M4. - с.3-7.

4. Гаджиев A.A., Султанов Г.С., Исаев М.М. Организация транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства в системе регионального агропромышленного комплекса в условиях рынка // Региональная экономика: теория и практика. 2009. M 16. С. 70-75.

5. Дохолян С.В., Умавов Ю.Д. Концепция построения производственных систем на предприятиях АПК //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2013. M 6. С. 28-34.

6. Halcrow, Harold G. Agriculture Policy Analysis. 2009. New York, NY: Mc Grok-Hill Book Company -p. 342.

7. Жоголева E.E. Разработка приоритетов аграрной политики России. Авт. дисс. д.э.н. - М., 1997. -с.47.

8. Лукичев П.М. Государственное регулирование аграрной сферы. Монография. - СПб: СПбГУ, 1999. -с.199.

9. Магомедова М.М., Гимбатов Ш.М., Султанов Г.С. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием территорий Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. M 5. С. 14-22.

10. Милосердое В.В., Милосердое К.В. Аграрная политика России - XXвек. - М: ФГУП, 2003. - с.543.

11. Тумсоев А.Б., Кутаев Ш.К. Оценка социально-экономического потенциала сельских районов региона //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012. M 1. С. 255-258.

12. Умачев И.Г. Социально-экономическое регулирование народного хозяйства и АПК России на долгосрочную перспективу // Экономика сельскохозяйственных предприятий. 2009. M3.

References:

1. Les Agriculture la politique/Souse la directionde Pierre Coulomb. Paris: Presses de la Foundation national des Sciencespolitigues, 2010 p.594.

2. Allakhverdiyev A.I. Regional features of development of agrarian sector of agrarian and industrial complex of Dagestan//Regionalproblems of transformation of economy. 2013. No. 3 (37). Page 158-163.

3. Buzdapov I. Agricultural industry as a special priority of economic policy in modern conditions//the International agricultural magazine. 2008. No. 4. - page 3-7.

4. Gadzhiyev A.A., Sultanov G. S., Isaev of M. M. Organization of transport servicing of agricultural production in system of regional agro-industrial complex in market conditions/Regional economy: theory and practice. 2009. No. 16. Page 70-75.

5. Dokholyan S. V., Umavov Yu.D. The concept of creation ofproduction systems at the entities of agrarian and industrial complex//the Scientific review. Series 1: Economy and right. 2013. No. 6. Page 28-34.

6. Halcrow, Harold G. Agriculture Policy Analysis. 2009. New York, NY: Mc Grok-Hill Book Company -p. 342.

7. Zhogoleva E.E. Development of priorities of an agrarian policy of Russia. Bus yew. Dr.Econ.Sci. - M., 1997. - page 47.

8. Lukichev P. M. State regulation of the agrarian sphere. Monograph. - SPb: St.Petersburg State University, 1999. - page 199.

9. Magomedov M. M., Gimbatov Sh. M., Sultanov G. S. Enhancement of the controling mechanism social and economic development of the territories of the Republic of Dagestan//Bulletin of the Dagestan state university. 2013. No. 5. Page 14-22.

10. Miloserdoye V. V., Miloserdoye K.V. An agrarian policy of Russia - the XX century. - M: Federal state unitary enterprise, 2003. - page 543.

11. Tumsoyev A.B., Kutayev of Sh. K. Otsenk of the social and economic capacity of rural districts of the re-gion//Scientific review. Series 1: Economy and right. 2012. No. 1. Page 255-258.

12. Umachev I.G. Social and economic regulation of a national economy and agrarian and industrial complex of Russia on a long-term outlook//Economy of agricultural enterprises. 2009. No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.