Научная статья на тему 'О системном подходе в управлении развитием особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские минеральные воды'

О системном подходе в управлении развитием особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские минеральные воды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вазагов В. М., Хурмагов И. А.

Настоящая работа посвящена использованию системного подхода при управлении рекреационным регионом КМВ. Подчеркивается необходимость создания фонда в системе природопользования для стимулирования экономического развития данного региона, а также совершенствования системы государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системном подходе в управлении развитием особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские минеральные воды»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ОСОБО ОХРАНЯЕМОГО ЭКОЛОГО-КУРОРТНОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

В.М. ВАЗАГОВ

Институт экономики и управления, доктор экономических наук, профессор, ректор 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Красноармейская, д. 10

[email protected] И.А. ХУРМАГОВ Институт экономики и управления, аспирант, e-mail: [email protected]

Настоящая работа посвящена использованию системного подхода при управлении рекреационным регионом КМВ. Подчеркивается необходимость создания фонда в системе природопользования для стимулирования экономического развития данного региона, а также совершенствования системы государственного управления.

Ключевые слова: рекреационные ресурсы; управление рекреационной территорией; гармонизация; стратегическое управление; системный подход.

Коды классификатора JEL: L83.

В «Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод до 2020 года» (далее Стратегия), разработанной в 2006 г. правительством Ставропольского края и администрацией Кавказских Минеральных Вод по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина (от 12.08.2004 № Пр-1354-ГС), указано, что одной из главных стратегий для государства является проблема совершенствования системы управления федеральным курортом для достижения основной стратегической цели — создания курортов мирового уровня и использования их для восстановления и укрепления здоровья россиян природными лечебными факторами [1].

Эта наиболее актуальная целевая установка Стратегии неразрывно связана с другими направлениями развития региона, в том числе: сохранением уникального природно-ресурсного потенциала; развитием экономики и хозяйственного комплекса; развитием инфраструктурного пространства региона, и в первую очередь транспорта, водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения и территории как целостного взаимосвязанного комплекса; развитием санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса, включающим, помимо действующих объектов, создание нового детского оздоровительного курорта типа «Артека» на 1,5 тыс. мест, расширение досуговой сферы; развитием личности и общества в рамках улучшения демографической ситуации, занятости, укрепления здоровья населения, развития системы образования, повышения уровня социальной защиты [2, 4].

Совершенствование системы управления федеральным курортом в первую очередь взаимосвязано с повышением эффективности природопользования, сохранением и воспроизводством уникального природноресурсного потенциала, являющихся обязательными атрибутами устойчивого развития санаторно-курортного комплекса, экономики и хозяйственного климата региона Кавказских Минеральных Вод. И хотя различным аспектам данной проблемы посвящены многие труды ученых (Б.Я. Гершкович, Ю.В. Васильев, С.С. Слепаков, Д.А. Еделев, А.В. Кулаковский, Н.А. Довготько, Н.Б. Щеглова, Н.В. Медяник, Л.А. Леонова и др.), тем не менее проблема совершенствования системы стратегического управления курортно-рекреационным регионом остается актуальной.

Развитие рекреационного региона на современном этапе требует выработки сбалансированного подхода к решению экономических, социальных и экологических проблем и в первую очередь проблем рационального природопользования [4, 6]. Под сбалансированностью в данном случае понимается такая совокупность организационной структуры и процессии, которая дает возможность наиболее эффективно адаптировать объекты управления к постоянно изменяющимся социально-экономическим и эколого-природным условиям среды и заложить фундамент для поддержания необходимых пропорций, обеспечивающих приоритетность развития курортно-рекреационной сферы. Важная роль при этом принадлежит внедрению эколого-сбалансированных макроэкономических мероприятий, малоотходных, ресурсосберегающих технологий, экологизации всего производственного комплекса рекреационных территорий и др.

При этом следует принять во внимание, что в условиях развития рыночных отношений в сфере курортнорекреационных услуг региона Кавказских Минеральных Вод в недостаточной степени изучены вопросы отношений собственности в воспроизводстве общественного блага, распределении хозяйственных пропорций и рынка труда, направлений рекреационно-ориентированного территориального развития с учетом природоохранных требований. Управление развитием особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод должно основываться на разработке и реализации адекватных экономических мер, средств и методов, образующих целостный хозяйственный механизм рационального природопользования.

© Вазагов В. М., Хурмагов И. А., 2009

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ОСОБО ОХРАНЯЕМОГО.

251

Для управления столь сложной рекреационно-ориентированной экономикой, со своими специфическими экологическими, градостроительными, природоохранными и другими требованиями, в наибольшей степени подходит системный подход, инструментарий которого (алгоритмы, механизмы, модели, способы воздействия) в своей основе носит адаптивный, эвристический характер. Системный подход предполагает комплексную организацию исследования взаимосвязей элементов объекта, ранжирование последовательности поставленных задач по степени важности и доле вклада исследуемых факторов в решение проблем экономики природопользования.

С этих позиций системный поход содержит высокие потенциальные возможности, еще в недостаточной степени востребованные для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере сбалансированного развития курортно-рекреационной отрасли и практики природопользования.

Он расширяет возможности совершенствования управления природопользованием с позиций устойчивого развития (сбалансированной экономики), используя богатый язык моделирования структур системы [3].

Метод системного анализа основан на принципе поэтапности, включает определение целей, задач, постановку научной гипотезы до всестороннего изучения каждой из территориальной систем, особенностей размещения и развития производительных сил (главным критерием оптимального размещения является эффективность производства, наиболее полное удовлетворение потребностей населения). Он рассматривает целостность системы, ее внутренние и внешние связи, указывает сложные отраслевые и территориальные проблемы, что особенно важно в условиях суверенизации регионов при становлении рыночных отношений. Этот метод наглядно показывает хозяйственный комплекс региона в его единстве и многообразии.

Само же стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов: стратегического планирования (выбор стратегии), стратегической организации (выполнение стратегии), стратегического контроля (оценка и контроль выполнения). Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического менеджмента (рис. 1) [5].

Рис. 1. Структура стратегического развития

Говоря об устойчивом развитии, имеют в виду развитие, при котором производство и уровень потребления осуществляются без ущерба для природы и последующих поколений. Это означает рациональное использование ресурсов, оптимальный экономический рост, гармонизацию отношений с природой. Под гармонизацией следует понимать процесс поиска и достижения эффективного состояния экономической системы на заданном промежутке времени. Достигнутая гармония — это эффективное состояние экономической системы, которое закрепляется с помощью пропорций, норм и нормативов, в отличие от целей, обычно численно устанавливаемых с помощью абсолютных критериев достижения каждой цели, в том числе заданных значений индикаторов [7].

Уточним используемые термины. Под гармонизацией мы понимаем создание условий для устойчивого достижения целей экономической системы, отдельных ее элементов и подсистем или общества. При этом мы иногда не делаем различий между терминами «сбалансированный» и «гармонизированный» (гармоничный) с той лишь оговоркой, что в идее балансового метода лежит сопоставление прихода и расхода, притока и оттока и т. п. Сам же метод баланса является одним из методов учета, контроля и гармонизации экономического состояния. Поэтому процесс поиска баланса — это один из процессов гармонизации. Следовательно, термины «сбалансированность» и «гармоничность», отражающие свойства экономической системы, ограниченно тождественны, а гармония — понятие более широкое. В этом смысле, рассматривая проблемы использования рекреационных ресурсов, вполне оправданно говорить об эффективном и сбалансированном управлении недропользованием [9].

В этой связи при построении вариантов развития рекреационной деятельности на КМВ может использоваться схема расчета взаимосвязанных показателей, представленная на рис. 2.

Действия столь большого числа управляющих рекреационной территорией субъектов должны быть не просто согласованными, но подчиняться определенным строго соблюдаемым принципам и договоренностям (правовым актам); равновесие условно, так как перед экономикой стоят задачи устойчивого развития, а не сохранения равновесия как такового.

По этим причинам важным механизмом поддержания равновесия является рыночный механизм саморегулирования, который, однако, должен действовать без нарушения условий сохранения рекреационной уникальности региона.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

252

В.М. ВАЗАГОВ, И.А. ХУРМАГОВ

Фонд воспроизводства рекреационных ресурсов и развития рекреационной деятельности формируется по принципу налогов Пигу (т. е. специальных налогов, направленных на нейтрализацию негативных эффектов хозяйствования) в условиях, когда собственность на рекреационные ресурсы остается государственной, следовательно, могут быть использованы регулирующие воздействия механизма рынка прав на эти ресурсы [11].

Рис. 2. Схема расчета вариантов развития рекреационной деятельности (Примечание: прерывистая линия — снижение функции; сплошная — усиление функции)

Развитие рекреационной деятельности не исчерпывает все направления развития экономики КМВ. В этой связи, обращаясь к проблеме гармоничного развития, необходимо отметить, что рекреационно-ориентированный регион одновременно обладает: абсолютными преимуществами (А. Смит), если касаться производства рекреационных товаров и услуг, а также некоторых других нерекреационных товаров; относительными преимуществами (Д. Рикардо), как один из развитых экономических регионов России.

Взаимосвязь рекреационных и нерекреационных видов деятельности с Фондом в системе природопользования Кавказских Минеральных Вод показана на рис. 3 [12].

В общем данная система, на наш взгляд, не сможет выполнять эффективно свои функции, если не совершенствовать систему государственного управления. Эта система должна иметь, по нашему мнению, пять направлений:

♦ Укрепление государственного управления на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод.

♦ Агентство инвестиций и развития, которое решало бы проблемы инвестиций в регион и целесообразного их использования.

♦ Рациональное распределение средств бюджета в регионе, а также постоянная финансовая поддержка со стороны государства в виде субсидий, различных налоговых льгот предприятиям, производящим экологически чистую продукцию.

♦ Государственная и информационная поддержка системы управления регионом.

♦ Создание федерального органа, который будет отслеживать и давать разрешения на все сделки с землей в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Все эти направления могут быть реализованы только при укреплении законодательной базы и при государственной поддержке и контроле, как это осуществляется на сегодняшний день в странах Западной Европы [8, 10, 13].

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ОСОБО ОХРАНЯЕМОГО.

253

Региональная монополия, построенная на исключительности рекреационных ресурсов КМВ

I

Исключительные рекреационные ресурсы

Другие ресурсы

1

I

Рекреационная деятельность

Нерекреационная

деятельность

Прибыль

Дополнительная

прибыль

Фонд воспроизводства рекреационных ресурсов и развития рекреационной деятельности

А

Техногенное воздействие и экологические угрозы

Рис. 3. Деятельность Фонда в системе природопользования

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирханов М., Татаринов А., Трусов А. Экономические проблемы развития рекреационных регионов // Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы : матер. научн.-практ. конф. Ростов н/Д; Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2004. С. 209-218.

2. Васильев Ю.В., Мельник Е.А., Гончарова Е.Ю. Развитие рекреационной сферы Кавказских Минеральных Вод. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. С. 11.

3. Гаврилова Ю.Ю. Экономика природоохранной деятельности и ее моделирование в США // Экономика и математические методы. 1991. Т.27. Вып. 5. С. 917-926.

4. ГершковичБ.Я.,МихайленкоВ.И.,МихайленкоА.В. и др.Устойчивое развитие Всероссийского курорта Кавказские Минеральные Воды: вопросы экономики и экологии / под общ. ред. Б.Я. Гершковича. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. С. 135.

5. Еделев Б.А. Эколого-экономическое развитие рекреационной сферы региона: концепция, факторы, механизм: Автореф. дисс. ... докт. экон. наук — Ростов н/Д, 2006.

6. Еделев Д.А. Эколого-экономическая безопасность и устойчивое развитие Кавказских Минеральных Вод. Ростов н/Д, СКНЦ ВШ, 2004. С. 118.

7. КобловаА.А. Стратегическое региональное управление рекреационно-туристским комплексом: Дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2005. С. 126-127.

8. Леонова Л.А. Совершенствование системы управления курортно-рекреационным потенциалом региона (на материалах Ставропольского края): Автореф. дисс... канд. экон. наук. Ставрополь, 2005.

9. Прохоров В.А., Разумов А.Н., Лимонов В.И. Вопросы совершенствования хозяйственного механизма управления развитием санаторно-курортного комплекса Российской Федерации // Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии : матер. межд. конф. М.: 2006. С. 11-13.

10. Семенихина Е.А. Реформирование региональной системы управления территориально-рекреационным комплексом (на примере Сочинского ТРК) : автореф. дис. канд. экон. наук. Ставрополь, 2004.

11. Фондовые материалы администрации Кавказских Минеральных Вод: ИД-05-16/2005. АКМВ, 2005.

12. Фондовые материалы администрации Кавказских Минеральных Вод ИД-05-15/2006. АКМВ, 2006.

13. Chatterjee S. Delivering Desired Outcomes Efficiently: The Creative Key To Competitive Strategy // California Management Review. Winter 1998. Vol. 40. № 2. Р. 78-95.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.