Научная статья на тему 'Исследование роли и значения природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона'

Исследование роли и значения природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2156
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова А. И.

Статья посвящена исследованию устойчивого развития регионов, его государственного регулирования, оценке природно-ресурсного и социально-экономического потенциала. Рассмотрены существующие подходы к категориям «устойчивое развитие» и «природно-ресурсный потенциал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование роли и значения природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

А.И. ПОПОВА,

ассистент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, ГОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии туризма»,

кисловодский филиал, 357748, Ставропольский край, г. Кисловодск, пер. Зеркальный, 10

Статья посвящена исследованию устойчивого развития регионов, его государственного регулирования, оценке природно-ресурсного и социально-экономического потенциала. Рассмотрены существующие подходы к категориям «устойчивое развитие» и «природно-ресурсный потенциал».

Ключевые слова: регион; устойчивое развитие; природно-ресурсный потенциал; расширенное воспроизводство.

Коды классификатора JEL: R12, R52.

Общегосударственными целями является обеспечение сбалансированного решения социальноэкономических задач и проблем сохранения природно-ресурсного потенциала. Стабилизация экономического и социального положения, связана, прежде всего, с централизацией принятия решений на территориальном уровне, с готовностью и способностью регионов обеспечить целевое и эффективное использование всех видов ресурсов.

На фоне сложившейся кризисной ситуации в экономической сфере особое место в структуре социально-экономической значимости, как правило, занимает региональная принадлежность, поэтому поиск путей в обеспечении развития природно-ресурсного потенциала является важнейшей задачей, сочетающей территориальную специфику с общегосударственными интересами.

Анализ понятий «устойчивое развитие» и «природно-ресурсный потенциал» позволяет сделать вывод о том, что достижение устойчивого развития регионов природно-ресурсной специализации объективно предполагает эффективное использование их естественных (природных, географических) конкурентных преимуществ в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Широкая трактовка смыслового содержания термина «потенциал», приведенная в Большой Советской Энциклопедии [1], позволяет применить его к различным отраслям науки и деятельности человека в зависимости от того, о какой силе, средствах, запасах, источниках идет речь. Данное толкование заключает в себе два аспекта: наличие ресурсов и целевую направленность использования. Кроме того, потенциал — это совокупность имеющихся факторов производства, интеллекта, производственных резервов и возможностей, способных обеспечить выпуск высококачественных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения всесторонних запросов различных категорий населения. В тоже время потенциал — это не только количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении [1].

Таким образом, под потенциалом следует понимать совокупность средств и запасов природных ресурсов, использование которых позволяет достичь экономического эффекта.

Данный эффект обуславливает более сильную зависимость уровня экономического развития от совокупности природных факторов и состояния окружающей среды. Региональная экономика связана с природно-географическими факторами: наличием полезных ископаемых, других видов природных ресурсов, источников энергии, благоприятных условий географической среды. Природные ресурсы — один из важнейших факторов производства и подтверждением значимости этого фактора для целей социально-экономического развития является то, что большинство энергопроизводственных циклов обусловлены фактом существования именно природных ресурсов.

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для Организации Объединённых Наций в 1987 г. специально созданной Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В русском издании этого доклада английский термин «sustainable development» переведен как «устойчивое развитие», хотя слово «sustainable» имеет и другие значения: «поддерживаемое, самоподдерживаемое», «длительное, непрерывное», «подкрепляемое», «защищаемое» [2, 205].

В докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того, чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института «Worldwatch» («Всемирная вахта») в США. United Nations Environment Programme (ЮНЕП) еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие «развитие без разрушения», а в дальнейшем получило распространение понятие «экоразвитие», озна-

© А.И. Попова, 2009

чающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие, наименее негативно воздействующее на окружающую среду.

Большинство международных организаций системы Организации Объединённых Наций включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей [4]. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост, или, по крайней мере, неуменьшение во времени всех этих активов. Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что и для рационального управления личной собственностью.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию широко использовалось определение, приведенное в книге «Наше общее будущее»: «Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [2, 207].

Обобщение существующих подходов к пониманию категории «устойчивое развитие» позволяет выделить две основные трактовки этого понятия. Первая акцентирует внимание преимущественно на экологической составляющей, что связывается с оптимизацией деятельности региона по отношению к биосфере. Вторая — предполагает новый тип функционирования региона, основанный на радикальных изменениях его исторически сложившихся параметров: экономических, социальных, экологических, культурологических и др. Таким образом, «понятие устойчивое развитие региона» является дуалистичным, многогранным и его характеристика имеет несколько взаимосвязанных аспектов.

Среди них целесообразно выделить [4]:

• экономический аспект направляет производственно-хозяйственную деятельность региона не на повышение потребления природно-ресурсного потенциала, а на его эффективное использование, то есть на совершенствование интеллектуального потенциала;

• социальный аспект предусматривает повышение трудовых доходов населения путем снижения уровня бедности и улучшения качества жизни;

• экологический аспект предполагает нормирование природопользования и охрану окружающей среды;

• культурологический аспект определяет совокупность исторически сложившихся особенностей региона и национального состава населения к мировой интеграции;

• прогностический аспект связан с принятием во внимание не только текущей стратегии устойчивого развития, но и оценку динамики долгосрочного планирования.

Переход Российской Федерации к устойчивому развитию был представлен Правительством РФ и утвержден Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. [5]. Этим приказом утверждена Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, определяющая основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Одной из основной задач Концепции является решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований. В ней, помимо акцента на эффективно функционирующую экономику в этом процессе, констатируется также тот факт, что естественные экосистемы — это важнейший резерв устойчивости биосферы, а их сохранение — необходимое условие устойчивого развития.

Значительное внимание в Концепции уделено региональному аспекту, подчеркивается, что переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ.

Процесс перехода экономики региона к устойчивому развитию связан с процессом ее стабилизации, который, с точки зрения методологии исследования, органически и объективно связан, с одной стороны, с общим содержанием проводимых в стране экономических реформ, а с другой — с объективной экономической реальностью региона. Это означает, что процесс стабилизации экономики региона должен быть адекватен, в большей или меньшей степени, основному идеологическо-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

му содержанию проводимых реформ. Однако реализация этого процесса должна базироваться на региональной экономической реальности, должна учитывать потенциал региона его социальноэкономическую специфику и культурные особенности региона. Отсюда, основными методологическими принципами исследования стабилизации экономики региона можно считать следующие [3]:

❖ принцип единства процесса стабилизации экономики региона и процесса реформирования экономики страны на рыночных началах и на взаимосвязи с объективной экономической реальностью региона;

❖ принцип неразрывности единого финансово-экономического пространства федерации при осуществлении стабилизации экономики на уровне региона, который внутренне связан с первым принципом;

❖ принцип многообразия форм осуществления стабилизации экономики при акцентированном использовании на практике прежде всего форм, которые перешли из прошлой системы хозяйствования и зародились в переходном периоде и получат дальнейшее развитие вне его рамок.

Экономическое развитие общества, размещение производительных сил, жизнедеятельность человека в немалой степени испытывают влияние природно-географической среды, представляющей совокупность природных условий и ресурсов.

Природные условия рассматриваются как элементы природной среды, которые непосредственно не вовлекаются в процесс материального производства, однако без них сам процесс производства невозможен. Благоприятные или неблагоприятные природные условия отражаются как на экономической стороне развития общества, так и на различных уровнях жизни населения. Природные условия во многом определяют жизнедеятельность человека, характер трудовой деятельности, быт, возможности отдыха.

Так, Ставропольский край по своему географическому местоположению, ресурсам, возможностям развития промышленной, аграрной, курортно-оздоровительной и туристско-рекреационной сфер относится к уникальным территориям Российской Федерации.

Особый статус региону придают природные свойства курортов Кавказских Минеральных Вод, обеспечения рационального использования лечебных и оздоровительных факторов, сбалансированного решения задач охраны окружающей среды, природно-ресурсного потенциала территории, ее социальноэкономического развития в интересах государства. Это единственное в мире место, где на сравнительно небольшой территории выявлено около 130 минеральных источников 12 типов. Все эти аспекты привели к тому, что на территории региона КМВ площадью 5,8 тыс. км2 проживает около 1 млн чел. постоянного населения [7].

До сих пор практическое освоение природных ресурсов носит преимущественно экстенсивный характер, т.е. основывается на увеличении объема и разновидностей получаемых от природы ресурсов, большая часть которых является основным экспортным товаром страны в последние годы.

При использовании в производстве природных ресурсов в ряде случаев экономисты исходят из концепции, получившей название «Теория трех факторов» [6], в которой каждый фактор производства рассматривается как отдельный источник, возможно способствующий приросту дохода. Так, при инвестировании капитал приносит процент, труд — продукцию, земля — ренту.

Необходимо отметить, что как предмет труда природные ресурсы выступают в качестве источника сырья. По сравнению с другими предметами труда имеют ряд особенностей, обусловленных физико-химическими свойствами и возможностями комплексного использования, поскольку природные ресурсы обладают рядом определенных характеристик, необходимых для осуществления производственных процессов без дополнительного обогащения.

Взаимозаменяемость ресурсов позволяет снижать дефицитность отдельных видов сырья, зачастую находящихся в зависимости друг от друга. Современная экономическая наука обеспечивает возможности учета различных альтернативных решений, отличающихся капиталоемкостью добычи и освоения, сроками эксплуатации источников сырья и окупаемости инвестиций, а также оценкой ущерба, нанесенного окружающей среде.

Земельные ресурсы на протяжении существования человечества всегда определяли могущество государства. Однако, особенную значимость проблемы эффективного использования земли приобрели в последние годы. Эффективное размещение производительных сил и расселения людей — это лишь часть проблемы. Другая же часть обусловлена огромными объемами выбытия земельных ресурсов из сельскохозяйственного и другого использования в силу ускоряющегося загрязнения окружающей среды.

Отсутствие в действующем земельном законодательстве чёткого механизма наделения органов государственной власти различного уровня полномочиями в сфере землепользования, привели к утрате государственного контроля над охраняемыми землями курортно-рекреационного назначения КМВ и к рассогласованиям градостроительного развития курортно-рекреационной агломерации.

Рассматривая вопросы рационального природопользования, выясняется то, что природа и ее ресурсы являются средой, объектом, результатом жизни и хозяйственной деятельности людей, которые могут привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Это требует правильной, рациональной организации природопользования. Рациональное природопользование — это сознательное регулирование природохозяйственных связей на экономической основе, которое базируется на всестороннем учете и оценке природных ресурсов, регулировании их использования с учетом расходов на охрану и воспроизводство.

Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развития региона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного (экологического) потенциала. Величина природноресурсного потенциала, как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и т.п.) зависит от таких факторов, как [3]:

♦ список, наименование имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем выше величина природно-ресурсного потенциала);

♦ количественные характеристики отдельных видов природных ресурсов (величина запасов, доля, сроки их исчерпания и т.п.);

♦ качественные характеристики (содержание полезного вещества, калорийность, досягаемость и т.п.);

♦ возможность системного использования ресурсов.

Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потенциала региона возможна в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используются следующие направления соизмерения качественно различных природных ресурсов и определения природно-ресурсного потенциала региона [6]:

♦ с помощью балльной системы, когда эксперты оценивают значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма определенных таким образом «значимостей» всех имеющихся в регионе видов ресурсов с учетом «весов» — величин их запасов;

♦ на основе стоимостных (денежных) показателей, когда оцениваются и затем суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона;

♦ на базе абсолютных энергетических потенциалов, или условно-натурального метода, подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему основанию. Одним из основных направлений деятельности региональных органов власти и местного самоуправления является рациональное использование первичных и вторичных ресурсов, восстановление возобновляемых природных ресурсов, повышение качества компонентов окружающей среды и повышение безопасности проживания человека на территории.

По оценки природно-ресурсного потенциала Ставропольский край обладает комплексом конкурентных преимуществ, основными среди которых являются [7]:

■ удобное географическое положение и развитая сеть транспортных коммуникаций;

■ неповторимость туристско-рекреационных ресурсов;

■ благоприятные условия для развития сельского хозяйства;

■ достаточность трудового потенциала;

■ концентрация энергетического комплекса;

■ весомые минерально-сырьевые ресурсы.

Характеристикой региона является геолого-экономической оценки минерально-сырьевого потенциала извлекаемых запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых в недрах края. В настоящее время составляет порядка 56 млрд долл.

По флористическому разнообразию край занимает второе место после Краснодарского края и является одним из самых емких хранителей растительного генетического фонда. Общая площадь особо охраняемых природных территорий в крае составляет 107,1 тыс. га, или 1,6% от общей площади земель.

Особым богатством природно-ресурсного потенциала Ставропольского края являются также почвы. Многообразие природно-климатических условий обусловили большое разнообразие почв и их сочетаний, отличающихся по генезису и агрономическим свойствам.

Научное осмысление проблемы устойчивости региона началось после приобретения региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а так же реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.

Рассматривая Ставропольский край с его природно-ресурсным потенциалом, можно сделать вывод, что данный субъект требует государственной поддержки и в экологии и инфраструктуре региона.

В настоящее время отсутствует единое мнение о структуре потребления и взаимодействии природных ресурсов, обеспечивающих эффективное социальное и экономическое развитие общества. Вместе с тем, главными видами природных ресурсов, несмотря на огромные достижения науки и техники, в России остаются солнечная энергия, внутриземное тепло, ресурсы водные, земельные, минеральные, растительные, животного мира. В зависимости от состояния, уровня развития производительных сил происходит воздействие общества на природу. Это воздействие, в силу определенных причин, может носить позитивный или негативный характер.

Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. В свою очередь с переходом к рынку региональные системы управления наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, которые способствуют формированию социально-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное обеспечение социальной, экономической и экологической безопасности.

Сущность стабилизации экономики региона означает, в первую очередь как процесс ее приведения в устойчиво-равновесное состояние и поэтому ее следует отличать от процесса устойчивопостоянного развития. Процесс стабилизации экономики, по самой своей сути, это процесс ограниченный в рамках определенного промежутка времени, времени приведения ее в состояние устойчивости.

Процесс же устойчивого развития региона — это процесс далеко не кратковременного, а постоянного характера и его сущность заключается в устойчиво-сбалансированных темпах перманентного роста и развития хозяйства региона в целом на достаточно продолжительный период времени.

Анализируя стратегию социально экономического развития Ставропольского края до 2020 года для устойчивого развития природно-ресурсного потенциала, выделяют пять основных целевых направлений деятельности по сохранению уникального комплекса [7]:

• обеспечение законодательно-правового регулирования хозяйственного и природного комплексов региона;

• сохранение природно-ресурсного потенциала и улучшение экологического состояния среды;

• организация системы единого комплексного экологического мониторинга;

• разработка методической базы экологического нормирования и экологического аудита.

Таким образом, исследование природно-ресурсного потенциала региона является обязательным условием создания эффективной системы управления в национальной экономике. Количественные и качественные характеристики природных ресурсов определяют специализацию экономических регионов, перспективы развития инфраструктуры, а также емкость и пространственные размеры локальных рынков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия: в 53 т. / гл. ред. Б.А. Введенский. Польша: Прокамбий, 1955. 34 т.

2. Кистанов В.В. Региональная экономика России/ В.В.Кистанов, Н.В.Копылов. М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Мищенко Л. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием региона/ Л.Мищенко// Экономическая наука на пороге третьего тысячелетия. Краснодар. 2000. С. 54.

4. Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия/ Е. Попов, В.Ханжина// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 118-122.

5. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства РФ. 1996. 8 апреля. № 15. С. 1572.

6. Шевченко И. Интеграционные модели развития регионального социально-экономического потенциала/ И.Шевченко, Ю.Чепурко// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Ростов-на-Дону. 2000. № 3. С. 14.

7. http://www.adm-kmv.ru — официальный сайт Администрации КМВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.